Композиты

Автор Salo, 05.03.2011 01:06:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

#60
http://www.sdelanounas.ru/blogs/17063
ЦитироватьРоссийские композиты - запад завидует
29.04.2012 06:07



 В Обнинске на производство спутниковой панели от получения техзадания, разработки проекта и до сборки конечной продукции уходит менее трех месяцев, на Западе - почти год.

Россия становится мировым лидером в производстве открытых платформ для космических аппаратов нового поколения. По ряду важнейших технических характеристик они превосходят зарубежные аналоги. А очень скоро отечественные композиционные материалы станут в нашем авиастроении так же привычны, как металл.

Обнинское научно-производственное предприятие "Технология" (фоторепортаж)












Накануне Дня космонавтики Обнинское научно-производственное предприятие "Технология", бывшее когда-то совершенно секретным, открыло свои двери для журналистов. Корреспондент "РГ" был одним из немногих, кто увидел настоящие тайны высоких технологий. Встречая журналистов, гендиректор предприятия Олег Комиссар напомнил, в общем-то, известную истину. Он сказал: "По своей сути процесс создания авиационной, ракетно-космической и военной техники всегда был инновационным, так как достижение принципиально новых характеристик связано с непрерывными исследованиями и поисками новшеств как в области материаловедения, конструкции, технологии изготовления, так и в методах управления процессами создания новой наукоемкой продукции".

И можно добавить: там, где привычное и поднадоевшее слово "инновация" не пустая декларация, а реальное дело, совершаются настоящие чудеса.

Обнинскому предприятию, созданному в 1959 году, когда-то было определено весьма скромное направление в оборонном секторе авиапрома. Здесь разрабатывали стекла для реактивных самолетов, световое оборудование для аэродромов и радиопрозрачные обтекатели для управляемых ракет. Когда СССР развалился, авиастроение в новой России едва не умерло. Предприятие было обречено, но его спасли разработанные здесь уникальные технологии в области карбоновых композитов, которые создавались в рамках программы "Буран". Они оказались востребованы в космическом ракетостроении.

В 1990-е годы Россия стала активным игроком на мировом рынке космических пусковых услуг. И тут выяснилось, что даже самые лучшие советские ракеты-носители были перетяжелены, так как оболочки третьих ступеней и обтекатели изготавливались в основном из алюминия или стеклопластика. Мало того, что эти материалы - относительно тяжелые, они не являются звукоизолирующими. А зарубежные научные космические аппараты, которые в массовом порядке стали запускать с Байконура и Плесецка, не могли перенести рев в 100 децибел, издаваемый ракетным двигателем на старте. Для звукоизоляции под обтекатели даже забивали маты - совершенно лишний вес.

И когда для "Протона-М" корпуса третьих ступеней и головные обтекатели изготовили из карбоновых композитов, общий вес конструкции уменьшился сразу на полторы тонны. Для ракетостроения это - революционный скачок, так как там бьются за снижения веса хотя бы на килограмм и даже сотню грамм. При этом была достигнута идеальная звукоизоляция, и надобность в совершенно лишнем грузе матов отпала.

Замдиректора научно-производственного комплекса по разработке и производству композиционных материалов Анатолий Свиридов отметил, что при широком использовании современных автоматизированных технологий, самые ответственные элементы, в которых используются композиты, выкладываются все-таки вручную на специальных шаблонах. По словам Свиридова, при этом качество работ и производительность получаются даже выше, чем на Западе.

Еще одно интересное направление. Раньше научно-исследовательскую аппаратуру, выводимую в космос, помещали в герметичный контейнер, который заполняли жидким азотом для постоянного охлаждения. Это было связано с тем, что разница температур на солнечной стороне и в тени мгновенно менялась от +200 до -200 градусов по Цельсию. Не выдерживал металл, на котором крепилась аппаратура, да и сама она не любила таких скачков. Спутники отличались низкой надежностью, быстро выходили из строя из-за неизбежной разгерметизации контейнеров и утечки азота.

В Обнинске совместно с НПО имени "Лавочкина" разработали специальные, опять же композиционные, тепловые панели, так называемой, пассивной системы терморегулирования, внутри которых по тонким алюминиевым трубочкам циркулирует охлаждающее вещество. На них уже и крепится научная аппаратура. Надежность космических аппаратов, собираемых по новой технологии, возросла многократно. Гарантийный срок работы спутников на орбите увеличился с 3-5 до 12-15 лет.

По словам заместителя гендиректора по научно-производственной деятельности Анатолия Хмельницкого, в год выпускается около 170 панелей, что позволяет комплектовать 20 спутников. Европейская корпорация "Астриум", выпускающая аналогичные изделия, комплектует всего 5-7 спутников в год. При этом у них на сборке занято почти 200 человек, а у нас - 25, и площадь французского сборочного цеха - в десять с лишним раз превышает российский.

В Обнинске на производство спутниковой панели от получения техзадания, разработки проекта и до сборки конечной продукции уходит менее трех месяцев, на Западе - почти год.

Очень важная технологическая деталь. К панелям клеят специальные стекла (закладные элементы) в количестве до 1500 штук, толщиной 120 микрон и зазором между ними - 100 микрон. В США и Западной Европе операцию выполняют дорогостоящие и сложные в обслуживании роботы. В России это делают вручную. А производительность и точность склейки в несколько раз выше, чем у робота. Когда западные специалисты сравнили, что и как делается у них, а что в России, они испытали состояние близкое к шоку. Этого не может быть! Но это есть.

Важнейший элемент космических аппаратов, как пилотируемых, так и автоматических - солнечные батареи. От них зависит энергетика, а значит и жизнедеятельность космических посланников Земли. В России разработано новое поколение солнечных батарей, которые позволят при минимальной их массе переводить в электроэнергию до 30% световой энергии Солнца. Вклад Обнинска - создание для этих батарей каркаса на основе карбона. Он обладает уникальными прочностными характеристиками, а весит всего 480 грамм на квадратный метр. У западных аналогов, для сравнения, этот параметр - более полутора кг на квадратный метр. Именно такие каркасы выбраны для батарей на уникальный космический аппарат "Гелио-зонд", который планируют отправить в сторону нашего светила для более детального его изучения.

Мы уверены, что вся продукция отечественного машиностроения уступает зарубежным аналогам по всем параметрам. Однако сказанное выше свидетельствует о том, что сейчас уже не все западные технологии, даже космические, дотягивают до уровня российских. По важнейшим и наукоемким направлениям Россия выходит в лидеры. Нам есть, чем гордиться, но мы об этом и не догадываемся.

А теперь немного об авиации - той сфере деятельности, с которой и начиналась история Обнинской "Технологии".

На Западе в гражданское авиастроение активно внедряются углепластики. Американцы называют свой новейший "Лайнер мечты" самолетом с "черным крылом". Скоро такие крылья будут и у нас. И работы начнутся не на пустом месте, так как первые "черные крылья" появились в России в начале 90-х годов прошлого века на самолетах ОКБ Сухого Су-47 "Беркут" и Су-29.

Не забывают на предприятии и про стекло. Широко используются специальные наноразмерные покрытия, которые творят чудеса. Антибликовые делают их невидимыми для человеческих глаз, и кажется, что пилот летит на огромной скорости в открытой кабине. Другие, наоборот, отражают слишком яркий солнечный свет, насыщенный ультрафиолетом, и рассеивают электромагнитное излучение, делая кабину невидимой для вражеских радаров. Кстати, такие покрытия, но иного технологического уровня, могут весь самолет превратить в "невидимку".

Я поинтересовался: не в Сколково ли разработаны эти уникальные нанотехнологии. Мне ответили: сколковским инноваторам до такого уровня разработок, как до Луны.

Расставаясь с журналистами, руководитель холдинга "РТ-Химкомпозит", в который входит обнинское предприятие, Сергей Сокол сказал, что лично он верит - отечественные высокие технологии, в том числе, по производству композиционных материалов нового поколения, займут лидирующее место на мировом рынке. Тем более что по ряду направлений мы уже впереди.

http://atnews.org/news/rossijskie_kompozity_zapad_zaviduet/2012-04-28-2510

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#61
Самолеты сбрасывают вес

http://youtu.be/bUASqkCRqss

2012.09.25 Новые композиционные материалы для спутников

http://youtu.be/W42OKshgTSA
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

Интересно, что такое "тройная кривизна"? Как-то не представляю :(
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Lanista

"Российские композиты - запад завидует "
им самим-то не смешно?

Lanista

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Интересно, что такое "тройная кривизна"? Как-то не представляю  :(
ясен пень еще и время искривляют.

Salo

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Интересно, что такое "тройная кривизна"? Как-то не представляю  :(
По толщине! ;)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

X-Rocket

Интересно, а какие достигнуты рекордные значения прочности и термостойкости стекловолоконных композитов?

FRC

Что ни говори, а Обнинск очень конкурентная организация. Как в части материалов/технологий, так и менеджмента. Общался с ними один раз, но впечатление на многие годы.

А частники, то бишь мы, тоже потихоньку композиты осваиваем. Помнится, в конце того года искал я производителя стеклопластиковых баллонов, чтоб нам баки намотал. Так и не сговорились ни с одним по цене. Пришлось свой станок делать и направление развивать.
Вот сертификацией начал заниматься. А то денежка на ракетный проект нужна.

http://carbon.web-box.ru

http://youtu.be/4b6H8NuMkMs

http://www.youtube.com/watch?v=f3fHUDcE7pM&feature=share&list=UUXYMHRsizeP0XrCpMQS_Yrg

Не реклама. Просто чтоб обозначить "инициативу снизу", так сказать.

Lanista

Вы сами сделали намоточный станок? есть история создания, какие трудности были? жж?
хотя с современными микроконтроллерами типа того же ардуино это не так и сложно.

Salo

http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna261012.htm?l=0
ЦитироватьНАШ ПАРНЁР – ВИАМ

В этом году исполнилось 80 лет со дня основания Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ГНЦ РФ ФГУП ВИАМ).
К юбилею института в Москве прошла Международная научно-техническая конференция «Новые материалы и технологии глубокой переработки сырья – основа инновационного развития экономики России» и торжественные мероприятия, посвященные юбилею основания института.

В конференции и в торжествах по поводу юбилея института приняли участие сотрудники ОАО «ВПК «НПО машиностроения»: Главный металлург С.А. Прудиус, начальник лаборатории отдела 70-02 Р.Н. Перегудова и авторы этих строк.
Более 50 лет наше предприятие сотрудничает с ВИАМ в области создания новых конструкционных теплозащитных, теплоизоляционных материалов, лакокрасочных покрытий, клеев, герметиков.
Тесное научно-техническое сотрудничество ОКБ-52 (ОАО «ВПК «НПО машиностроения») с Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов (ВИАМ) в области разработки новых неметаллических материалов и технологий началось с 1960 года.
В апреле 1960 года на встречу с Генеральным конструктором В.Н. Челомеем были приглашены ведущие научные сотрудники ВИАМ Я.Д. Аврасин, М.Ц. Сакаллы, В.А. Захаров, Б.П. Теребенин.
На этой встрече В.Н. Челомей рассказал о перспективных разработках ОКБ-52 в области ракетно-космической техники.
Представители ВИАМ, в свою очередь, рассказали о разработанных и разрабатываемых в институте новых материалах и покрытиях. Необходимо отметить, что именно на базе ВИАМ для отечественной ракетной и авиационной промышленности формировалось материаловедение как наука с фундаментальными исследованиями, с собственной теоретической и методической экспериментальной базой.
Одной из первых конструкций с использованием материалов разработки ВИАМ был головной обтекатель с обшивками из стеклопластика и сотовым заполнителем из алюминиевой фольги для защиты космического аппарата «ИС» при выведении его на орбиту.
В период 1962-1965 гг. впервые в ракетно-космической промышленности была освоена и внедрена в производство ОКБ-52 технология изготовления крупногабаритного головного обтекателя (диаметр 2,2 м, длина 4,1 м) трехслойной конструкции с сотовым заполнителем.
В качестве тепловой защиты обтекателя было применено тонкослойное, наносимое пневмораспылением теплозащитное покрытие разработки ВИАМ марки «ВШ». В дальнейшем тонкослойное покрытие марки «ВШ» использовалось в качестве тепловой защиты на всех головных обтекателях разработки ОАО «ВПК «НПО машиностроения».
Следующим направлением в совместных работах с ВИАМ было создание материалов и технологии изготовления радиопрозрачных обтекателей для крылатых ракет. Обтекатели использовались в ракетных комплексах «П-35» и «Прогресс».
При создании радиопрозрачных обтекателей для крылатых ракет с подводным стартом специалистами ВИАМ был разработан конструкционный стеклопластик на модифицированном эпоксидном связующем покрытии, обладающий заданной прочностью, герметичностью, радиопрозрачностью и теплостойкостью.
В обеспечение требований по точности аэродинамических поверхностей, герметичности, физико-механическим характеристикам, специалистами ВИАМ и ОАО «ВПК «НПО машиностроения» была разработана и технология изготовления обтекателя способом пропитки сухого пакета наполнителя полимерным связующим под давлением. Радиопрозрачные обтекатели, изготавливаемые данным способом, использовались на ракетных комплексах с крылатыми ракетами второго и третьего поколений.
По космической пилотируемой тематике предприятия (изделие «Алмаз»), начиная с 1965 года, проводились совместные работы с ВИАМ по двум направлениям: созданию материала для внешней тепловой защиты возвращаемого аппарата (ВА) и созданию облегченных конструкций для орбитального блока (панели пола, защитные кожухи, профили) (рис. 1). Для внешней тепловой защиты специалистами ВИАМ и ОАО «ВПК «НПО машиностроения» был разработан теплозащитный экран диаметром до 3 метров из стеклопластика на основе многослойной кремнеземной ткани и фенольно-фурфурольного связующего. Одновременно была разработана уникальная технология восстановления теплозащитного экрана, что позволило впервые в мире создать многоразовые возвращаемые аппараты. В середине 80-х годов был проведен трехкратный спуск ВА с орбиты в автоматическом режиме. Этот возвращаемый аппарат хранится до сих пор на выставке изделий, производимых на нашем предприятии.
В сверхзвуковых крылатых ракетах морского базирования, кроме радиопрозрачных обтекателей в конструкции планера, были применены конструкционные композиты для изготовления силовых оболочек. В структуре силовых оболочек использовались как стеклянные, так и угольные волокна, в качестве полимерной матрицы использовалось полиамидное и эпоксидное связующие. Композитные материалы и технология изготовления из них силовых оболочек были разработаны совместно специалистами ВИАМ и нашего предприятия.
В течение 2004-2011 гг. по нашему техническому заданию в ВИАМ был разработан высокотемпературный теплоизоляционный материал на основе оксида алюминия двух типов: «мягкая» теплоизоляция и теплоизоляция в виде «жестких плит». Материалы прошли апробацию на образцах, макетных изделиях, в составе гиперзвукового летательного аппарата.
В настоящее время ВИАМ и ОАО «ВПК «НПО машиностроения» начаты научно-исследовательские работы по созданию высокопрочных, герметичных, теплостойких композиционных материалов для радиопрозрачных элементов конструкций перспективных изделий.


На снимке:
1. Силовой шпангоут из стеклопластика.
2. Образцы теплозащитного покрытия ВА.
3. Образец теплозащитного покрытия для головных обтекателей изделий.
4. Элемент силовой оболочки КР.
5. Образцы деталей из волокнистого пресс-материала.
А.В. Ширяев,
начальник отдела 07-20
Е.П. Мозжухин,
главный специалист отдела 07-20
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

октоген

У буржуинов в Ф-35 уже есть полимерные детали с нанотрубками. Наши в этом направлении хоть чешутся?

Dave Bowman

Следующим этапом применения ПКМ материалов в силовых конструкциях стало создание хвостового отсека из углепластика. Отсек представляет собой двухконусную оболочку седловидной формы, имеющую торцевые и промежуточный шпангоуты (рис. 2).



Все работы велись по комплексной программе экспериментальной отработки, предусматривающей проведение работ от исследований по выбору материала до выпуска заключения о допуске хвостового отсека к серийному изготовлению. Спецификой разработки и проектирования узла явилось то, что к моменту разработки уже был создан металлический хвостовой отсек, прошедший функциональную и прочностную отработки. Вновь разрабатываемый узел по своим геометрическим и функциональным параметрам не должен был отличаться от металлического и при меньшей массе превосходить его по прочности

Серьезной проблемой при разработке явилось создание цельнопластикового узла, в котором торцевой стыковочный шпангоут изготавливается заодно целое с оболочкой и формуется в процессе намотки непосредственно па оправке. Проблема была решена путем создания принципиально новой технологии изготовления хвостового отсека с применением специальной оправки, имеющей подвижные днища. К моменту разработки хвостового отсека из углепластика такое техническое решение аналогов не имело.

Большую трудность при практическом изготовлении хвостового отсека в производстве представили вопросы его стыкуемости со смежными узлами. По условиям прочности в конструкцию торцевого стыковочного шпангоута была заложена структура композита, состоящая из углеродной нити и стеклоленты. Такое сочетание материалов приводило к тому, что после снятия заготовки хвостового отсека с оправки стыковочный шпангоут становился овальным. Максимальная овальность достигала 14 мм. Причиной этого служили внутренние напряжения, которые возникали в шпангоуте из-за разницы коэффициентов линейного термического расширения стеклопластика и углепластика. В результате проведенных научно- исследовательских и опытно-конструкторских ра¬бот для снятия внутренних напряжений был выбран режим дополнительной термообработки. Одновременно было предложено выполнять стыковочные отверстия непосредственно на оправке, не снимая с неё хвостовой отсек.

Созданный хвостовой отсек прошел полный объем функциональной, прочностной и натурной отработки и впервые в отрасли был внедрён в серийные изделия.

В настоящее время в ГП «КБ «Южное» отрабатывается конструкция крупногабаритного межступенчатого отсека, имеющего форму усечённого конуса высотой ~4 м (рис. 3).



Оболочка межступенчатого отсека представляет собой трёхслойную конструкцию, состоящую из двух тонких углепластиковых обшивок и сотового заполнителя. В качестве исходных материалов углепластика используются углеродный жгут ТС 36S- 12К и модифицированное эпоксидное связующее ЭДТ-69У.

Между обшивками располагается полимерный сотопласт ПСП-1-2,5. Нижний и верхний стыковочные шпангоуты Z-образной формы изготавливаются из углепластика на том же эпоксидном связующем.

Применение модифицированного эпоксидного связующего позволило улучшить липкость и эластичность препрега, сохраняющуюся в течение длительного времени (до 3 месяцев). Высокие адгезионные свойства препрега позволили перейти к бесклеевому способу изготовления трёхслойной сотовой конструкции оболочки отсека.

В процессе отработки решён рад материаловедческих проблем:
- реализованы заданные физико-механические характеристики ПКМ в шпангоутах и оболочке отсека;
- обеспечена монолитность формируемого ПКМ путем внедрения технологии послойной выкладки с последовательным термовакуумным формованием ;
- обеспечена совместная работа углспластиковых обшивок и сотового заполнителя.

Исследования окислительной стойкости углерод-углеродного материала насадка, проведенные на воздухе и в потоке высокотемпературной плазмы, показали, что ожидаемый унос материала на основе углеродного трикотажа в условиях экспериментального двигателя за время его непрерывной работы не превышает 0,1 мм. При воздействии высокотемпературной газовой струи наблюдается эрозия материала, величина которой изменяется по длине испытуемого образца и зависит от окислительной стойкости УУКМ и длительности испытаний. Состояние образцов углерод-углеродного материала насадка до и после испытаний на плазмотроне показано на рис. 5.



Неохлаждаемый сопловой насадок из углерод-углеродного материала обеспечивает заданные массовые и прочностные характеристики, обладает высокой эрозионной и окислительной стойкостью. Это подтверждено огневыми испытаниями эксперимен-тальных насадков и статическими испытаниями камеры двигателя со штатным сопловым насадком.

В последние годы ГП «КБ «Южное» набирает опыт разработки и изготовления несущих конструкций оптических приборов космического назначения (сканеров, телескопов, объективов).

Отличительной особенностью таких конструкций являются высокие требования по терморазмеростабильности (на уровне не более 0,1 мм/м) в условиях циклического изменения температуры от минус 150 до плюс 150°С.

При разработке объектива высокого разрешения для КА дистанционного зондирования Земли с целью достижения этих требований его основные несущие элементы выполнены из углепластика (рис. 6).



Тубус объектива представляет собой цилиндрическую обечайку диметром -0,9м длиной ~1м со шпангоутами в виде утолщений на торцах обечайки. По внутренней поверхности тубуса вклеены кольцевые диафрагмы. Корпус выполнен в виде прямо-угольного толстостенного (-20мм) параллелепипеда (с размерами --0,5 х 0,5 х 0,6м) с цилиндрической пла¬стиной (диаметром -0,9м) на одной из его граней. Заготовка тубуса изготовлена методом выкладки и автоматизированной намотки, заготовка корпуса изготовлена методом выкладки па оснастке с обеспечением заданной схемы армирования.

После механической обработки углепластиковых заготовок в корпус и тубус с помощью высокоточно выполненных кондукторов вклеены титановые втулки, образующие посадочные поверхности оптических элементов.

Применение высокоточных кондукторов, обеспечивающих требуемый допуск плоскостности, взаимной параллельности и перпендикулярности посадочных поверхностей оптических элементов, позволило избежать механической обработки, нежелательной для конструкции с клеевыми соединениями.

Как показал расчет, точность взаимного положения посадочных мест оптических элементов объектива, в котором используются изготовленные тубус и корпус, при условиях эксплуатации составляет порядка 0,01мм. В настоящее время проводятся оп-тические испытания объектива.

Наряду с крупногабаритными узлами в КБ разработано и внедрено в изделия большое количество различного рода вставок, обтюраторов, крышек, экранов и других сборочных единиц, выполненных из полимерных композиционных материалов, для ра¬кет-носителей и космических аппаратов.

Выводы

Таким образом, за года, прошедшие с начала применения в разработках ГП «КБ «Южное» ПКМ, проектантами, конструкторами и технологами накоплен большой практический опыт использования композитов, найден ряд оригинальных конструкторско-тсхнологичсских решений, применены новые высокоэффективные материалы и уникальные технологические процессы, позволившие создать кон-струкции высокого весового совершенства.

http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/A ... egtyar.pdf

Луноход

http://www.aex.ru/news/2013/2/4/102477/

"РТ-Химкомпозит" произвел композитные агрегаты для южнокорейской ракеты-носителя "Наро"

Южная Корея на прошлой неделе осуществила успешный запуск ракеты-носителя "Наро" (KSLV-1) с композитными агрегатами, изготовленными холдингом «РТ-Химкомпозит», сообщает пресс-служба компании.

 "Разработка ракеты "Наро" велась с 2002 года. С 2004 года в разработке принимала участие Россия, в частности была разработана первая ступень ракеты-носителя KSLV-I, которая создана ГКНПЦ имени М. В. Хруничева при активном участии Обнинского предприятия «Технология», входящего в холдинг «РТ-Химкомпозит». Первая ступень южно-корейской ракеты явилась фактически модификацией первой ступени нового типа ракет-носителей тяжелого класса «Ангара»", - пояснили в "РТ-Химкомпозите".

 «Обнинское предприятие имеет более чем тридцатилетний опыт работы с углепластиковым конструкциями для ракетно-космической техники. И уже более 15 лет успешно сотрудничает с ГКНПЦ имени М. В. Хруничева в проектах создания ракет-носителей «Протон-М» и «Ангара»,- отметил генеральный директор холдинга «РТ-Химкомпозит» Сергей Сокол.
 
 В настоящее время Обнинское предприятие «Технология» серийно производит и непрерывно модифицирует углепластиковые головные обтекатели увеличенных габаритов с диаметром более 4 м и площадью более 30 м2, интегральные цилиндрические отсеки, обтекатели ступеней и разгонных блоков ракет-носителей.

Salo

#73
http://www.rt-chemcomposite.ru/nws.php#130207_161238
Цитировать07.02.13
«РТ-Химкомпозит» изготовил борные волокна для разгонного блока «Фрегат» ракеты-носителя «Союз-2.1а»

Холдинг «РТ-Химкомпозит» изготовил борные волокна для разгонного блока «Фрегат» ракеты-носителя «Союз-2.1а», стартовавшей вчера с шестью космическими аппаратами низкоорбитальной системы связи Globalstar-2.

«Весь силовой каркас разгонного блока изготовлен из боралюминиевых труб на основе волокна, произведенного предприятием «ГНИИХТЭОС», входящего в наш холдинг. Борное волокно обеспечивает высокую прочность, жесткость и долговечность», - отметил генеральный директор холдинга «РТ-Химкомпозит» Сергей Сокол.

«ГНИИХТЭОС» является создателем технологий получения целого ряда уникальных продуктов неорганических и органических соединений бора для авиационной и ракетно-космической техники.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Денис Лобко

#74
ЦитироватьFRC пишет:
А частники, то бишь мы, тоже потихоньку композиты осваиваем. Помнится, в конце того года искал я производителя стеклопластиковых баллонов, чтоб нам баки намотал. Так и не сговорились ни с одним по цене. Пришлось свой станок делать и направление развивать.
Вот сертификацией начал заниматься. А то денежка на ракетный проект нужна.

Молодцы! Сделать собственный станок - это круто. Только вот уж очень медленно он мотает, видимо, следствие применения шаговых двигателей. На всяких ЧПУ-форумах пишут, что применение сервоприводов (дороже, ясное дело) резко увеличивает и скорость, и точность, и повторяемость. Но там, правда, в основном портальные фрезеры все делают. И, кстати, там же можно подсмотреть, где задёшево купить всякую комплектуху к ЧПУ, те же сервы, шаговики, ременные передачи, направляющие, датчики, контроллеры и всё остальное. В основном через ebay у китайцев напрямую, хотя есть и наши магазины, но в 2 раза дороже.

В общем, успехов вам!

P.S. У вас на сайте везде одна и та же грамматическая ошибка. "Неметаллический" пишется вместе, а у вас раздельно. Раздельно слово пишется только в случае противопоставления: "не металлический, а пластиковый". Бросается в глаза, исправьте.
С уважением, Денис Лобко

Salo

http://www.rt-chemcomposite.ru/novosti/1128/
Цитировать«РТ-Химкомпозит» разработал орбитальное пусковое горючее ПГ-2

11.03.2013
«РТ-Химкомпозит» разработал орбитальное пусковое горючее ПГ-2

Холдинговая компания «РТ-Химкомпозит» разработала высокоэффективную технологию производства орбитального пускового горючего ПГ-2.

Предприятие «ГНИИХТЭОС», входящее в холдинг «РТ-Химкомпозит», наряду с производством продукта, проводит весь комплекс исследований по определению качественных показателей используемого сырья для его производства, а также контрольные испытания по аттестации горючего ПГ-2 и его паспортизацию.

«Мощность созданного производства пускового горючего способна обеспечить потребности космической отрасли в данном продукте», - отметил генеральный директор «РТ-Химкомпозит» Сергей Сокол.

Орбитальное пусковое горючее ПГ-2 сегодня используют ОАО «НПО «ЭНЕРГОМАШ» имени академика В.П. Глушко» (г. Химки Московской области), РКК «Энергия» (г. Королев Московской области), КБХА (г. Воронеж) и др.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий

Думаю, что графен будет быстро вытеснять углепластики.Он намного прочнее и жестче, при одном и том же весе.
Из усов из кристаллов не пробывали делать цепочки прочные?

Salo

http://www.rt-chemcomposite.ru/novosti/1162/
ЦитироватьТехнология производства волокон Twaron - ключ к научно-техническому прорыву в области углеродных нановолокон

29.03.2013



Учёные из компании Teijin Aramid (Нидерланды) и Университета Райса (г. Хьюстон, штат Техас, США) опубликовали в журнале Science результаты своих исследований по созданию нового поколения суперволокон. Новые нитевидные волокна из углеродных нанотрубок, превосходящие все аналогичные материалы, присутствующие на рынке, по внешнему виду похожи на текстильные нити, но они обладают электропроводностью и теплопроводностью подобно металлической проволоке. Впервые в истории стало возможным сформировать углеродные нанотрубки в суперволокно, которое обладает очень высокой термо- и электропроводностью и хорошими текстильными свойствами. Углеродные нанотрубки, служащие строительными блоками для волокна, такого тонкого, как спираль ДНК, сочетают в себе уникальные характеристики (высокая прочность, электропроводность, теплопроводность, эластичность, гибкость).

В течение нескольких лет ведущие учёные из Университета Райса, включая нобелевского лауреата Ричарда Смоли (Richard Smalley) (в области химии, 1996г.), вместе с исследователями из компании Teijin Aramid работали над созданием углеродных нанотрубок и формированием из них полезных макроскопических объектов с новыми, исключительными эксплуатационными характеристиками. Для того чтобы изготовить высококачественную текстильную нить (волокно) из углеродных нанотрубок, они должны быть идеальным образом уложены и ориентированы вдоль оси волокна. Наиболее эффективный метод производства такого высококачественного волокна заключается в том, чтобы растворить углеродные нанотрубки в кислоте и затем применить мокрый способ формования волокна (мокрое прядение).

Этот запатентованный процесс используется с 1970-х годов при изготовлении компанией Teijin Aramid суперволокна Twaron. Как объясняет г-н Марчин Отто (Marcin Otto), менеджер по развитию бизнеса в компании Teijin Aramid, волокна из углеродных нанотрубок сочетают в себе такую же высокую теплопроводность и электропроводность, какой обладают металлы, и гибкость, прочность, упругость, технологические свойства, присущие текстильным волокнам. При такой уникальной комбинации свойств можно использовать эти волокна во многих областях, например, в авиационно-космической, автомобильной, медицинской отраслях, а также в швейной промышленности для производства «умной одежды».

Очень ценным было сотрудничество с компанией Teijin Aramid, и её вклад в проект создания этих уникальных волокон был решающим. Технология производства волокон Twaron позволяет изготавливать волокна с усовершенствованными эксплуатационными характеристиками в промышленном масштабе. Таким образом, можно будет использовать волокна на основе углеродных нанотрубок для производства серийно выпускаемых или промышленных изделий. Продолжающиеся исследования и испытания позволяют заглянуть в будущее этого нового волокна.

Марчин Отто рассказал, что интерес к этому волокну проявляют врачи и учёные, изучающие возможности применения углеродного нановолокна при проведении хирургических операций и других медицинских манипуляций. Компания Teijin Aramid предполагает, что это волокно сможет заменить медь в кабелях передачи данных и силовых кабелях, используемых в авиационно-космической и автомобильной отраслях. Благодаря этому воздушные судна и автомобили высокого класса будут одновременно легче, прочнее и надёжнее. Другие области применения для этого нового продукта включают интеграцию лёгких по массе электронных компонентов, таких как антенны, в композиционные продукты, или замену охлаждающих систем в электронике, где высокая теплопроводность волокна на основе углеродных нанотрубок может способствовать теплоотдаче.

Компания Teijin Aramid в настоящее время проводит испытания образцов нового продукта совместно с наиболее активными перспективными потребителями. Построение надёжного канала поставок – одна из первых задач в списке приоритетов команды разработчиков. Наряду с углеродным волокном, арамидным волокном и полиэтиленовой лентой это новое волокно из углеродных нанотрубок позволит компании Teijin Aramid предложить потребителям ещё более широкий ассортимент высококачественных материалов.

В реализации этого проекта, кроме компании Teijin Aramid, также принимают участие исследовательские группы под руководством профессора Маттео Паскуали (Matteo Pasquali) и профессора Юникиро Коно (Junichiro Kono) из Университета Райса, а также научно-исследовательский центр при технологическом институте Technion-Israel Institute of Technology (г. Хайфа, Израиль) и исследовательская лаборатория ВВС США US Air Force Research Laboratory (г. Дейтон, США). Финансирование проекта осуществляет компания Teijin Aramid BV и её материнская компания Teijin Limited.

Источник: Rus­Cable.Ru
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Uriy

Интересно,какя скорость формирования волокна из ванны.

Наперстянка

ЦитироватьUriy пишет:
Интересно,какая скорость формирования волокна из ванны.
Если применять мощное магнитное поле,то высокая.