Луна на 70-тоннике, комфортный LOR на четверых (расчет)

Автор Reentrant, 17.07.2012 20:39:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий Инфан

ЦитироватьХм, вот интересно. Посадка на Луну лэндера-сарая с людьми внутри не требует никакого "нулевого цикла". А посадка грузовой платформы с жилым модулем требует? .
Имеем, выходит, такой расклад: жилой модуль - отдельно, посадочный лэндер - отдельно, тяжёлое оборудование для серьёзных разведочных операций - отдельно. То  есть, три пуска 25-тонных РН вместо одного пуска 45-тонника (и соответственно, три рейса к Луне атомного буксира вместо одного). Я понимаю, 40-тонник дороже, но не в три же раза? А если вы собираетесь обойтись без атомного буксира, отправляя модули двупуском (с водородным разгонником), то это уже шесть 25-тонных РН выходит.
ЦитироватьЭтим модулем и будут пользоваться экспедиции посещения, причем не только как строители времянкой, а как полноценной частью базы и в дальнейшем. И этот один-единственный модуль уже будет намного просторнее и удобнее, чем любой тяжелый лэндер, на котором вы прилетите и улетите. Вы ж на летающем сарае еще и обратно на орбиту подниматься собираетесь? :lol:.
Место, на котором будет развёрнута лунная база должно быть перво-наперво всесторонне разведано: может оказаться, что ничего интересного, стоящего чтобы "огород городить" здесь не окажется. Вот почему желателен как можно больший комплект разведочного оборудования, и чтобы он имелся под рукой, а не на отдельном модуле, который ещё неизвестно долетит ли до места назначения.
А что касается возвращения с Луны, то взлётная ступень 40-тонного лэндера может быть минимальных размеров, где-нибудь на тонну-полторы тяжелее соответствующей ступени американского LEM (поскольку должна быть рассчитана на троих). ИМХО, основная функция лэндера - обеспечить пребывание людей на поверхности Луны на "нулевом этапе" в течение 10-14 суток.  Предпочтительней иметь всё под рукой, на одном корабле, нежели забрасывать оборудование по кусочкам, несколькими отдельными модулями. Это и позже пригодиться - скажем баки большой посадочной ступени на следующем этапе могут быть приспособлены под хранение кислорода, воды и прочих материалов, необходимых для функционирования лунной базы.

Цитировать
ЦитироватьА вот когда ЛБ будет построена, тогда, безусловно, можно вернуться к более простым и дешёвым аппаратам. Либо на базе тяжёлого 40-тонного лэндера специализированный пассажирский корабль - ведь база должна расширяться?
Я полагаю, в размерности 3-6 человек лунная база проработает лет 20, как минимум. На этот период вполне достаточно легких лэндеров, как хватает "Союзов" до сих пор. За это время сменится поколение ракетной техники, и там видно будет, стоит ли строить новые супертяжи, в какой размерности и т.д.
Малыми лэндерами 6 человек можно доставить лишь в два приёма (как сегодня экипаж на МКС) и, соответственно, снять, в случае нештатной ситуации, также в два приёма. Что, ИМХО, не комильфо (вы, кстати, этот вопрос уже поднимали). Следовательно, 6 человек надо доставлять одним кораблём - это как раз 40-тонный лэндер.

SpaceR

Цитировать
ЦитироватьДа :!: А интересно смотреть голосование. Пока что >150т идёт с большим отрывом. :)
Так ведь люди думают, на чём они хотели бы полететь. А вы предложите скинуться личными средствами...
Вот это - ВЕРНО.
На все 146%.  :D

Reentrant

ЦитироватьReentrant, вполне достойный расчёт. Я и сам таких немало наделал в своё время... ;)
Спасибо. :)

ЦитироватьНеясно только, что у Вас с массой командного модуля (возвращаемого аппарата) ?
У Аполло он весил, как Вы сами пишете, "5.500 -- КМ "Аполлона". И это на троих.
А у Вас, значит, не считая вес экипажа, 3.500 - на четверых? ЗдОрово.  :D
В аполлоновские 5.500 входит экипаж со снарягой, без экипажа там что-то около 4.800 будет. У меня командный модуль больше СА "Союза", но меньше, чем КМ "Аполлона". Однако, в оба конца перелета к нему постоянно пристыкован аналог БО (кабина лэндера). Без кабины только на ОИСЛ, когда на борту один пилот. На пути к Луне, вместе с гермообъемом лэндера в "Аполлоне" больше кг на человека, однако, на обратном пути уже теснее. Ну и есть какие-то резервы с прогресса, все-таки за полвека ряд компонент полегчал. Думаю, несколько сот кг можно найти, если в деталях порыться.

ЦитироватьКстати говоря, массовое совершенство (Мю-к) блоков Вас неверно посчитано
Спасибо, исправил.

ЦитироватьА по ХС в основном избыток, так что если уточнить ХС и массу экипажа, то возможно в те же 70 тонн и втиснется.
Да, резервы на всякий случай взял побольше. В том числе, на случай таких косяков. :) И все цифры загрублены "для красоты", в основном, в сторону излишка.

Reentrant

ЦитироватьГм, чуть не забыл.  :?  Главное.
Во всём расчёте явно не хватает переходников, которыми все эти 4 ракетных блока нужно будет скрепить в единую конструкцию. А их масса запросто может и в 3-4 тонны вылезти...
Особенно если учесть, какие длинные сопла потребуются для таких УИ.
Переходник к верхней ступени РН это да. То есть 70 тонн без учета переходника. Между РС и ТС переходник должен быть достаточно компактным, так как я предполагаю не один большой движок на ТС, а связку. На взлетной ступени тоже связка, да там уже мелочи, впишется в допуск по массовому совершенству. В целом, если не в 70, то 75 тонн влезет в итоге.

SpaceR

Цитировать
ЦитироватьНеясно только, что у Вас с массой командного модуля (возвращаемого аппарата) ?
У Аполло он весил, как Вы сами пишете, "5.500 -- КМ "Аполлона". И это на троих.
А у Вас, значит, не считая вес экипажа, 3.500 - на четверых? ЗдОрово.  :D
В аполлоновские 5.500 входит экипаж со снарягой, без экипажа там что-то около 4.800 будет. У меня командный модуль больше СА "Союза", но меньше, чем КМ "Аполлона". Однако, в оба конца перелета к нему постоянно пристыкован аналог БО (кабина лэндера). Без кабины только на ОИСЛ, когда на борту один пилот. На пути к Луне, вместе с гермообъемом лэндера в "Аполлоне" больше кг на человека, однако, на обратном пути уже теснее. Ну и есть какие-то резервы с прогресса, все-таки за полвека ряд компонент полегчал. Думаю, несколько сот кг можно найти, если в деталях порыться.
Ну, прогресс - штука двоякая. Мелькавшие тут данные по разработке ПТКНП и модернизациям "Союза" говорят скорее о том, что как ни крути, как ни тресни, а масса ползёт почему-то в основном в сторону увеличения. :?
Кроме того, Аполло был кораблём довольно специализированным, и всего на троих. Я даже не уверен, что лунный КМ (СА) на четверых удастся уместить в его 5.500, а уж в 4.500 - не стоит и надеяться.
Полторы тонны на трёхместную кабину ЛПВК тоже маловато, но с учётом прогресса с этой массой можно было бы согласиться... если бы не эта хытрая схема с отстрелом ПАО. Всё же дополнительный разъём ухудшает компонуемость и добавит массы.

Ну и остаётся вопрос переходников (см. выше).
С учётом этого всего, думается, 70 тонн всё же не хватит... И вопрос, хватит ли 75.
Хотя в целом порядок цифр близкий, и распределение масс тоже вполне оптимально.

Кстати, за счёт доразгона от "большого РБ" 70-тонник может закинуть на опорную и 75 (ну, примерно как у "Сатурна 5" ;) )

SpaceR

Месяца 2 назад была одна хохма. :) Тогда Лев (то ли от фантазии лишней, то ли градуса) заказал тут забросить на Луну корабель двумя 25-тонниками.

Ну, я слепил на скорую руку "чисто-флаговтыкательский" директ-лэндер на базе СА "Союза" под двоих героев, да их запуск на Ангарах в варианте "25+27" (на второй ракете - доразгон от КВТК).  :D
Директлендер в эту массу еле уместился, да и то только с учётом "резервов с прогресса за полвека". Да и геройскому экипажу такой бочки на двоих не позавидуешь. Но задача, можно сказать, решение имела.  8)

Жалею, что не выложил его тогда на форум сразу (а потом подзабылось), можно было бы поюморить...

Reentrant

ЦитироватьКроме того, Аполло был кораблём довольно специализированным, и всего на троих. Я даже не уверен, что лунный КМ (СА) на четверых удастся уместить в его 5.500, а уж в 4.500 - не стоит и надеяться.
В "Союзе" же трое сидят как-то. Маск вообще собирается в 4.200 семерых утрамбовать. Даже картинки рисует! :)

ЦитироватьКстати, за счёт доразгона от "большого РБ" 70-тонник может закинуть на опорную и 75 (ну, примерно как у "Сатурна 5" ;) )
С довыведением резко нарастает масса разгонного блока. Если выведет 75 вместо 70, то из этих 5 тонн львиную долю сожрет само довыведение, выигрыш будет намного скромнее. Чтобы не морочиться с этими тонкостями, скажу проще, опорная цифра -- 31 тонна на TLI. А уж там хоть тушкой, хоть чучелом.

Reentrant

ЦитироватьМесяца 2 назад была одна хохма. :) Тогда Лев (то ли от фантазии лишней, то ли градуса) заказал тут забросить на Луну корабель двумя 25-тонниками.
Помню, я такой вариант тоже рисовал. Кроме жесточайшей экономии на человеках, еще водород в ЛОК вместо гептила.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьМесяца 2 назад была одна хохма. :) Тогда Лев (то ли от фантазии лишней, то ли градуса) заказал тут забросить на Луну корабель двумя 25-тонниками.
Помню, я такой вариант тоже рисовал. Кроме жесточайшей экономии на человеках, еще водород в ЛОК вместо гептила.

У ЦиХ, кстати, был вариант ПТК-Л с водородом.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

SpaceR

ЦитироватьМежду РС и ТС переходник должен быть достаточно компактным, так как я предполагаю не один большой движок на ТС, а связку.
Связку водородников? С общим УИ=470 с ?  Эт вряд. ли. ;)
ЦитироватьНа взлетной ступени тоже связка, да там уже мелочи, впишется в допуск по массовому совершенству.
Ну, это понятно, но закавыка в том, что ещё должен быть нехилый такой переходник между ТС и ЛОК, и ЛПВК должен целиком помещаться внутре (примерно как на схеме комплекса Л3 ).

Вообще, возможно, более оптимальной была бы "полуторапусковая" схема, где такого переходника нет (вместо него ГО), и не требуется сертификация тяжёлой РН "под пилот", вместе с разработкой нового большого САС и прочими нюансами.
Просто запускать ЛОК на той же ракете среднего класса, что и его "МКСную" версию. С увеличенным топливом в ПАО, но без всей тяжёлой задницы с лапами и реактивной посадкой.
Лев как-то говорил, что версия уменьшенного СА с парашютной посадкой (на базе ПяТаКа НП) "потянет" где-то как раз на ~5 тонн. Вместе с "лунным ПАО" - порядка 12-13 тонн.

Как по мне - более толковый вариант бы получился. С более крупными грузолендерами.
То есть более крупные модули базы закидывать однопусками, а экипажи - полуторапусками (70-тонник + штатная РН ПТКНП).

SpaceR

Цитировать
ЦитироватьКроме того, Аполло был кораблём довольно специализированным, и всего на троих. Я даже не уверен, что лунный КМ (СА) на четверых удастся уместить в его 5.500, а уж в 4.500 - не стоит и надеяться.
В "Союзе" же трое сидят как-то. Маск вообще собирается в 4.200 семерых утрамбовать. Даже картинки рисует! :)
Ну да, ну да...  :D
Цифрам Маска давно уж доверия нет. Особенно если так много желающих их перекручивать.
Не исключено (хотя и натурально цирк на дротi ), что семерых он таки закинет, хоть раз (шаттл когда-то тоже полтора раза восьмерых возил), но это будет оочень далеко от 4.200...

Цитировать
ЦитироватьКстати, за счёт доразгона от "большого РБ" 70-тонник может закинуть на опорную и 75 (ну, примерно как у "Сатурна 5" ;) )
С довыведением резко нарастает масса разгонного блока. Если выведет 75 вместо 70, то из этих 5 тонн львиную долю сожрет само довыведение, выигрыш будет намного скромнее.
Ну, это подразумевалось. Чтобы обеспечить 75 на опорной, нужно 5-8 тонн сжечь на доразгоне. Масса РБ растёт, конечно, движков тоже надо будет вероятно два, но зачастую оно того стоит.
ЦитироватьЧтобы не морочиться с этими тонкостями, скажу проще, опорная цифра -- 31 тонна на TLI. А уж там хоть тушкой, хоть чучелом.
Да, так точнее.

Reentrant

ЦитироватьСвязку водородников? С общим УИ=470 с ?  Эт вряд. ли. ;)
По идее, масштабируя камеру сгорания в половину, получаем в 4 раза меньшую мощность при том же импульсе. То есть, блок в 4 четвертушки вдвое короче однокамерника. Верно?

ЦитироватьНу, это понятно, но закавыка в том, что ещё должен быть нехилый такой переходник между ТС и ЛОК, и ЛПВК должен целиком помещаться внутре (примерно как на схеме комплекса Л3 ).
ЛПВК в моем случае короче аполлоновского, так как роль посадочной ступени играет ТС, а его собственный ПАО маленький. Массу на себе этому переходнику нужно нести 10 тонн против 28 у "Аполлона". Я оценил бы этот "стакан" в тонну. Между РС и ТС меньше тонны, и от верхней ступени РН к РС еще пара тонн. И того, менее 4 тонн в сумме. Часть конструкции переходников можно сбросить еще на стадии выведения, когда ни перегрузок, ни потока уже нет. В общем, в 70 тонн не впишется, но в 75 наверняка.

ЦитироватьВообще, возможно, более оптимальной была бы "полуторапусковая" схема, где такого переходника нет (вместо него ГО), и не требуется сертификация тяжёлой РН "под пилот", вместе с разработкой нового большого САС и прочими нюансами.
Многопуск заставляет думать в сторону всего чисто на 25-тоннках. :) Или на 40-тонники идти, или на 100-тонники. Вся выгода с 70-тоннок в однопуске LOR-а. С грузовиками еще атомный буксир подпирает, работы-то уже реально ведутся.

frigate

Цитировать...
35.000 -- топливо РС (водород/кислород, рабочий запас)
...
Сценарий полета:
...
isp=470  m=70.000-35.000=35.000  dV=3195  разгон на отлетную траекторию
-------  m=35.000- 4.000=31.000  -------  после сброса РС
Не маловата то ли ХС для отлетной траектории к Луне  :?:
А вы учли гравитационные потери  :?:
Какова обшая тяга ДУ РС :?:
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Дем

ЦитироватьХм, вот интересно. Посадка на Луну лэндера-сарая с людьми внутри не требует никакого "нулевого цикла".
А отрабатывать посадку не надо? А шмякнется?
ЦитироватьМногопуск заставляет думать в сторону всего чисто на 25-тоннках. Smile Или на 40-тонники идти, или на 100-тонники. Вся выгода с 70-тоннок в однопуске LOR-а. С грузовиками еще атомный буксир подпирает, работы-то уже реально ведутся.
От именно. Какой супертяж ни возьми - неудобно получается. Кому 70т, кому 100, кому 130 надо.
А вот при кванте 25т - всё достаточно удобно. И в однопуск людей на ЛОС заслать, и модуль любой разумной массы запустить. Хоть 25т посадочной без учёта лендера.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

pkl

Цитировать
ЦитироватьДа :!: А интересно смотреть голосование. Пока что >150т идёт с большим отрывом. :)
Так ведь люди думают, на чём они хотели бы полететь. А вы предложите скинуться личными средствами...

Ещё раз говорю: какая Луна, если нет денег даже на ракету?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Reentrant

ЦитироватьНе маловата то ли ХС для отлетной траектории к Луне  :?:
А вы учли гравитационные потери  :?:
Какова обшая тяга ДУ РС :?:
В dV=3195 потери уже включены. Для тяговооруженности "Центавра" или S-IVB этого достаточно. Если есть желание, можно снизить тягу и доразогнаться на ТС, у нее еще на это резерв заложен приличный.

ЦитироватьА отрабатывать посадку не надо? А шмякнется?
Отработано давно. :)

Дем

Цитировать
ЦитироватьА отрабатывать посадку не надо? А шмякнется?
Отработано давно. :)
Настолько давно что уже и забыли как...
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

mihalchuk

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьДа :!: А интересно смотреть голосование. Пока что >150т идёт с большим отрывом. :)
Так ведь люди думают, на чём они хотели бы полететь. А вы предложите скинуться личными средствами...

Ещё раз говорю: какая Луна, если нет денег даже на ракету?
Если Ангара при грузоподъёмности 24 т (Старый будет спорить)обошлась в 6 миллиардов долларов и ещё не готова, то аналогичные затраты при аналогичном состоянии дел для 70-тонника будут 18 миллиардов долларов. А мы разработаем за миллиард КВБ для Протона, выведем заправочную станцию в 4 пуска (0,15 миллиарда*4+1 млрд*4)=4,6 миллиарда, за 1-2 миллиарда сделаем танкер и начнём полёты!

hcube

Ангара - это бабкопопил. Разработка семейства Ангары обошлась бы РОВНО в столько же, сколько разработка Руси - топовая машина которой как раз и тянет 70-80 тонн с водородом.

Слишком мелкие блоки хороши, если их можно таскать качественно дешевле в расчете на килограмм. Если так же или дороже, то предпочтение лучше отдавать крупным. Не сверхбольшим - типа 100-130 тонн, но крупным - 30-40 тонн как минимум, а лучше - 50-70.
Звездной России - Быть!

Mark

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьДа :!: А интересно смотреть голосование. Пока что >150т идёт с большим отрывом. :)
Так ведь люди думают, на чём они хотели бы полететь. А вы предложите скинуться личными средствами...

Ещё раз говорю: какая Луна, если нет денег даже на ракету?

Я абсолютно не представляю себя - НАСА будет лететь на астероиды и Марс а Китай на Луну -а Роскосмос будет только мечтать и ничего не делать ???

Из симпозиум, Калуга 2010 г. :
АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПИЛОТИРУЕМЫХ
ПОЛЁТОВ НА МАРС[/size]

ЦитироватьРеализация пилотируемой экспедиции на Марс в обозримой пер-спективе будет осуществляться в соответствии с концепцией, предпола-гающей создание на околоземной орбите марсианского экспедиционного комплекса. Для перелёта к Марсу рассматривается использование в его составе двухрежимной ядерной энергодвигательной установки. Доставка на орбиту модулей этого комплекса, топлива и космонавтов осуществляет-ся с помощью средств выведения, которые являются составной частью марсианской транспортной системы. В качестве ракет-носителей для реа-лизации марсианских пилотируемых экспедиций рассматриваются частич-но многоразовые ракеты-носители (МРКН) и разработанные на их базе РН сверхтяжёлого класса.

Определяющей характеристикой РН является грузоподъёмность, которая определяет объёмы запусков, их стоимость и сроки сборки ком-плекса. Рассматриваются следующие варианты: МРКН грузоподъёмно-стью до 60 т, одноразовые РН с различной грузоподъёмностью в диапазоне 75-250 т.

Из страны стоимости толко один носител в диапазоне от 75 до 200  или до 250 тонн.
Так будет и НАСА -СЛС и так ранше была ЕНЕРГИА - самый эффективный носитель мира.
Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. Ц.К.Э