"Чанчжэн-7" (CZ-7, Long March-7, LM-7)

Автор Salo, 27.11.2010 14:13:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий В.

ЦитироватьТут вопрос, что такое не водородные верхние ступени YZ-1 и YZ-2?

Скорее всего, апогейные ступени. Если так, то  вероятно, что YF-115 и YF-75 - однократного включения.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Lerm

ЦитироватьИз вышеприведенного сообщения я понял так, что третьи ступени YZ могут комплектоваться с К3-2 для выведения на низкие орбиты, и с криогенной для выведения на высокоэнергетические.

Мне кажется имеется в виду другое. В табличке раздельно указано:
* Core Stages - во всех вариантах одинаково 3.35m, 2-stage
* Upper Stage - четыре варианта, включая отсутствие ступени
* Boosters - здесь тоже всё одинаково
То есть, по моему пониманию, в Core Stages они включают K3-1 и K3-2 (то есть два блока), а YZ-1/YZ-2/H-? - это варианты именно третьей ступени.

SpaceR

Lerm
А я, по-вашему, о чём? )

Lerm

ЦитироватьLerm
А я, по-вашему, о чём? )

О том же, разумеется. :)

Salo

Lerm, а что с продолжением рассказа о поездке в Танегашиму?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Lanista

ЦитироватьLerm, а что с продолжением рассказа о поездке в Танегашиму?
Дада, я тоже давно жду продолжения!

SpaceR

ЦитироватьТут вопрос, что такое не водородные верхние ступени YZ-1 и YZ-2?
Судя по тому, что известно о китайских РН, наиболее вероятным кандидатом на роли YZ-1 и YZ-2 представляется верхняя ступенька CZ-4B (-4C). - Возможно, с увеличенными габаритами баков для ПГСО.
Хоть она и имеет другие компоненты (АТ+НДМГ), но уже хорошо отработана, в том числе на многократное включение, да и удельные характеристики у неё на высоте. А касательно высококипящих РБ, так опыта уже в мире немало - семейства "Фрегатов" и "Бризов", "Икар", верхние ступеньки от Ариан 5, PSLV и т.п.

З.Ы. Присоединяюсь к ожиданиям. ;)

Дмитрий В.

Интересно, что в Википедии и в НК11 2011 стартовая масса CZ-7 указана 579-582 т (что особенно несуразно, указано, что на 2-й ступени используется ... один YF-100). Тогда как у Брюгге - в районе 470. По моим прикидкам тоже где-то 470-480 т без водородной ступени.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

А если все же стартовая масса в районе 580 т, то  логично предположить унификацию модулей К3-1 и К3-2 по размерам, с той разницей, что на К3-2 вместо 2хYF-100 стоит один с высотным соплом. С первого взгляда, смотрится дико, но... :roll:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

SpaceR

ЦитироватьИнтересно, что в Википедии и в НК11 2011 стартовая масса CZ-7 указана 579-582 т (что особенно несуразно, указано, что на 2-й ступени используется ... один YF-100). Тогда как у Брюгге - в районе 470. По моим прикидкам тоже где-то 470-480 т без водородной ступени.
Ну, учитывая ранее обнародованные данные по керосиновым ракетным блокам, другие цифры и не получатся. Да и ограничения по тяговооруженности диктуют, что К3-2 должна иметь массу ~40 т (без ПГ, конечно).

ЦитироватьА если все же стартовая масса в районе 580 т, то  логично предположить унификацию модулей К3-1 и К3-2 по размерам, с той разницей, что на К3-2 вместо 2хYF-100 стоит один с высотным соплом. С первого взгляда, смотрится дико, но... :roll:
Действительно, диковато на первый взгляд.
На второй - ну, в принципе возможно. Только нерациональное распределение масс между ступенями, соответственно и потери ПГ. Да и новый вариант YF-100 придётся создать, наладить производство (одно ваккумное сопло чего стоит), отработать на пуски в космосе...
А при этом у Китая уже давно заявлен как основной вариант ступенька с двумя YF-115, которые разрабатывались много лет, по сути первые пробы китайцев в кислородно-керосиновых движках.
Не так давно (год с лишним емнип) заявляли о завершении его отработки и достигнутом уровне тяги 18 тс, а в конце прошлого года - увеличили целевую энергетику CZ-7 до 13,5 т. Мне кажется, эти события непосредственно связаны.
Имея такой движок, использование верхней ступени с "вакуумным" YF-100 теряет смысл. Соответственно, возможность такого варианта может быть обусловлена только случаем, если с YF-115 "неполучилось". Но это маловероятно.
Тем более, что YF-115 нужен ещё и для CZ-6.

А кроме прочего, такое существенное утяжеление центральных ступеней уже не позволит создать семейство (аналогичное CZ-3), где будут варианты с двумя ускорителями или вообще без них.

Так что, вероятнее всего, указанная масса "579-582 т" является либо ошибкой, либо, возможно,  относится к одному из перспективных вариантов модернизации CZ-7.
У неё действительно ощутимый избыток тяги, почти как у "Зенита-2", и это позволяет увеличить стартовую массу не трогая движки. Но варианты применения с меньшим числом ускорителей в этом случае отпадают.

Дмитрий В.

Если присмотреться к варианту с высотным YF-100, то окажется, что в реальности он не так уж неоптимален. Дело в том, что боковые блоки (ЖСУ) отделяются всего лишь на 10-12 секунд раньше центрального блока. Т.е. здесь имеют место скорее, не две, а одна ступень. И в этом случае, размерность блока второй ступени (около 140 т без ПГ с тягой тоде около 140 тс) может оказаться близкой к оптимальной.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

SpaceR

ЦитироватьЕсли присмотреться к варианту с высотным YF-100, то окажется, что в реальности он не так уж неоптимален. Дело в том, что боковые блоки (ЖСУ) отделяются всего лишь на 10-12 секунд раньше центрального блока. Т.е. здесь имеют место скорее, не две, а одна ступень. И в этом случае, размерность блока второй ступени (около 140 т без ПГ с тягой тоде около 140 тс) может оказаться близкой к оптимальной.
Ну ИМХО это тоже не совсем оптимально. Если уж в ББ (всё же это не ЖСУ, слово "стартовые" не годится) так много топлива, то рациональнее несколько задросселировать ЦБ перед окончанием их работы и получить доп.прирост массы ПГ буквально "на пустом месте". И будет уже полноценная 2,5-ступенчатость.
А ещё лучше - увеличить баки ЦБ, чтобы сократить верхнюю ступень, являющуюся паразитной массой в достигающем орбиты объекте. Если конечная масса ОЧ последней ступени превышает массу ПГ, то такую ракету трудно считать оптимальной.

Ещё один немаловажный недостаток настолько мощного движка в том, что на низкую орбиту нагрузок мало, а для средних орбит у него уже резко падает грузоподъёмность - нужен рулевик или второе включение. Или апогейная ступень.

В общем, такой вариант имеет смысл, но в связке с РБ или апогейной ступенькой. Кстати, его ПГ на НОО (без РБ) будет имхо ~17 т, что довольно близко к грузоподъёмности CZ-522 (CZ-5A).
Но такая РН не сможет заменить предполагаемое семейство CZ-7, имеющее от 0 до 4 ЖУ и покрывающее диапазон ПГ от 5 до 13,5 т.
Поэтому я и предположил, что она является уже более поздней проработкой.

Так что получается, что либо делается семейство, позволяющее в перспективе заменить все гептильные РН, либо одна РН среднего класса, хотя и более мощная, но попадающая в диапазон грузоподъемности носителей семейства CZ-5. И при этом YF-115, который ведущая группа китайских ЖРДистов (занимающихся движками на ЖК+керосин) делала много лет, оказывается фактически невостребованным.
Я склоняюсь к мысли, что первый вариант всё же более разумный.

Дмитрий В.

ЦитироватьНу ИМХО это тоже не совсем оптимально. Если уж в ББ (всё же это не ЖСУ, слово "стартовые" не годится) так много топлива, то рациональнее несколько задросселировать ЦБ перед окончанием их работы и получить доп.прирост массы ПГ буквально "на пустом месте". И будет уже полноценная 2,5-ступенчатость.

В общем-то, CZ-7 и "квази-двухступенчатости" за глаза хватает. По моим прикидкам - почти 15 т на 200-км орбиту наклонением 19,5 град. Больше и не надо (хотя на западе ему приписывают диапазон от 10 до 20 т).

ЦитироватьА ещё лучше - увеличить баки ЦБ, чтобы сократить верхнюю ступень, являющуюся паразитной массой в достигающем орбиты объекте. Если конечная масса ОЧ последней ступени превышает массу ПГ, то такую ракету трудно считать оптимальной.

Это уже разунификация. Весь кайф - в использовании стандартных модулей. И здесь, кстати, К3-2 с двумя YF-115 - лишний.

ЦитироватьЕщё один немаловажный недостаток настолько мощного движка в том, что на низкую орбиту нагрузок мало, а для средних орбит у него уже резко падает грузоподъёмность - нужен рулевик или второе включение. Или апогейная ступень.

Это точно. С "голым" YF-100 на 700-км ССО ничего не выводится (формально вообще получается отрицательная ПГ. Либо нужно дросселировать либо рулевики, либо двухкратное включение (что вряд ли). С апогейной ступенью, конечно, проще. В этом смысле вариант с YF-115 - выгоднее. Но, что интересно, с двумя такими ЖРД на ССО выводится где-то 3600 кг, а с одним YF-115 - уже около 7000 кг.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

Вот YZ-1 видимо и выполняет роль апогейной ступени. А с ней ПН 8т.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

ЦитироватьВот YZ-1 видимо и выполняет роль апогейной ступени. А с ней ПН 8т.

С ней - понятно, вопрос - как получается 5500 кг без апогейных ступеней? :roll:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

SpaceR

ЦитироватьВ общем-то, CZ-7 и "квази-двухступенчатости" за глаза хватает. По моим прикидкам - почти 15 т на 200-км орбиту наклонением 19,5 град.
Вроде как это существенно зависит от достигнутых китайцами пераметров по аэродинамике, массовому совершенству конструкции и минимально допустимым остаткам. В принципе можно даже 20 тонн насчитать. А по данным CASC у CZ-7 ПГ=13,5 тонн (параметры ГО неизвестны).

Цитировать
ЦитироватьА ещё лучше - увеличить баки ЦБ, чтобы сократить верхнюю ступень, являющуюся паразитной массой в достигающем орбиты объекте. Если конечная масса ОЧ последней ступени превышает массу ПГ, то такую ракету трудно считать оптимальной.
Это уже разунификация. Весь кайф - в использовании стандартных модулей. И здесь, кстати, К3-2 с двумя YF-115 - лишний.
Унификация верхней ступени, выходящей на орбиту, с нижней, работающей с земли, вообще-то вредна - ощутимо падает массовое совершенство "орбитальной" ступени, если делать её такой же как первая. Посему силовой набор должен ощутимо различаться. Баки верхней ступень имхо вообще можно оставить гладкими (для удешевления) - нагрузки позволяют.
Кроме того, унификация тут вообще невозможна - на верхней ступени необходим только один двигатель, причём запускаемый на большой высоте при других специфических условиях. У неё и топливозаборники другими будут, и ХО другой (отделяемый), так к чему тут цепляться за длину баков? Это почти ничего не даст, отработку всё равно придётся проводить, а различия при производстве реализовывать.
Да и за разработчиков YF-115 как-то обидно - выкинуть на свалку многолетний труд?

ЦитироватьС "голым" YF-100 на 700-км ССО ничего не выводится (формально вообще получается отрицательная ПГ. Либо нужно дросселировать либо рулевики, либо двухкратное включение (что вряд ли). С апогейной ступенью, конечно, проще. В этом смысле вариант с YF-115 - выгоднее. Но, что интересно, с двумя такими ЖРД на ССО выводится где-то 3600 кг, а с одним YF-115 - уже около 7000 кг.
Согласен, двукратное - ооочень вряд ли...
А приведенная энергетика - это, как я понимаю, в 2 ступени, без апогейки?

ЦитироватьС ней - понятно, вопрос - как получается 5500 кг без апогейных ступеней?  :roll:
Возможно, там применяют дросселирование.
Хотя, как по мне, 5500 кг выглядит не так уж и много для РН, вытаскивающей на НОО более 13,5 тонн. Но это, конечно, считать надо.

Дмитрий В.

ЦитироватьВроде как это существенно зависит от достигнутых китайцами пераметров по аэродинамике, массовому совершенству конструкции и минимально допустимым остаткам. В принципе можно даже 20 тонн насчитать. А по данным CASC у CZ-7 ПГ=13,5 тонн (параметры ГО неизвестны).

Еще и резерв неизвестен, если он есть.

ЦитироватьУнификация верхней ступени, выходящей на орбиту, с нижней, работающей с земли, вообще-то вредна - ощутимо падает массовое совершенство "орбитальной" ступени, если делать её такой же как первая. Посему силовой набор должен ощутимо различаться. Баки верхней ступень имхо вообще можно оставить гладкими (для удешевления) - нагрузки позволяют.
Кроме того, унификация тут вообще невозможна - на верхней ступени необходим только один двигатель, причём запускаемый на большой высоте при других специфических условиях. У неё и топливозаборники другими будут, и ХО другой (отделяемый), так к чему тут цепляться за длину баков? Это почти ничего не даст, отработку всё равно придётся проводить, а различия при производстве реализовывать.

Тут важны, скорее, такие критерии, как стоимость и сроки разработки. А оптимальность конструкции или тем паче соотношения "конечная масса блока верхней ступени/масса ПГ" - вторичны. То что ступени будут отличаться - понятно, но возможность использовать имеющуюся оснастку для топливного отсека и такой же двигатель могут дать экономические преимущества (думаю, высотное сопло все же проще нового ЖРД, да по-правде, и оно не нужно - требуемая грузоподъемность обеспечивается и с невысотным вариантом).

ЦитироватьДа и за разработчиков YF-115 как-то обидно - выкинуть на свалку многолетний труд?

Для него еще CZ-6 остается.

ЦитироватьА приведенная энергетика - это, как я понимаю, в 2 ступени, без апогейки?

Да.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

#37
http://news.xinhuanet.com/english/china/2012-03/03/c_131444284.htm
ЦитироватьLong March 7 carrier rocket to lift off in five years: official
English.news.cn 2012-03-03 20:10:39      

BEIJING, March 3 (Xinhua) -- The Long March 7 carrier rocket, one of China's latest generation of rockets, is expected to make its first voyage within the next five years, an official with the China Academy of Launch Vehicle Technology said Saturday.

Fuelled by an environmentally-friendly propellant, the Long March 7 is expected to have a launch capacity of 13.5 tonnes in low-Earth orbit and 5.5 tonnes in Sun-synchronous orbit, said Liang Xiaohong, deputy head of the academy, which is affiliated with the China Aerospace Science and Technology Corporation.

"The Long March 7 will be able to carry cargo spacecraft for China's future space station program and fulfill the long-term needs of the country's manned space program," said Liang, who is currently attending the annual session of the National Committee of the Chinese People's Political Consultative Conference (CPPCC), China's top political advisory body.

China plans to establish its own space lab around 2016 and a manned space station around 2020.

Liang said he expects the new generation of carrier rockets to phase out some of China's in-service rockets and handle the bulk of China's space missions by 2021.

China's Long March rockets currently in service include the Long March-1, Long March-2, Long March-3 and Long March-4 series.

China started the development of modern carrier rockets in 1956. Long March rockets have become the main carriers for satellite and spacecraft launches.

Long March rockets have been launched more than 150 times. China's Shenzhou spacecraft and lunar orbiters were all launched by Long March rockets.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Lanista

Цитировать
ЦитироватьLerm, а что с продолжением рассказа о поездке в Танегашиму?
Дада, я тоже давно жду продолжения!
В жж ответил:
"Ну, вот так получилось... По разным причинам, вот... :(
Спасибо всем за дергание (и здесь, и на форуме). К теме этой обязательно вернусь, когда появится возможность. Может быть - в начале марта (как раз два года будет, блин)."

Salo

#39
http://russian.news.cn/science/2012-03/04/c_131444913.htm
ЦитироватьРакета-носитель "Чанчжэн-7" осуществит первый космический полет в ближайшие 5 лет
2012-03-04 11:28:27 | Russian.News.Cn

Пекин, 4 марта /Синьхуа/ -- В настоящее время в Китае успешно идет разработка ракеты-носителя нового поколения "Чанчжэн-7", который, как ожидается, осуществит первый свой космический полет в ближайшие 5 лет. Об этом вчера в эксклюзивном интервью корр. агентства Синьхуа сообщил член ВК НПКСК, секретарь парткома Китайского научно-исследовательского института ракетной техники при Китайском объединении космических технологий Лян Сяохун, принимающий участие в 5-й сессии ВК НПКСК 11-го созыва, которая вчера открылась в Пекине.

По его словам, ракета-носитель "Чанчжэн-7", за разработку которой отвечает научно-исследовательский институт ракетной техники при Китайском объединении космических технологий, является ракетой-носителем нового поколения, в которой всестороннее внедряются цифровые технологии, за что она называется "цифровой ракетой".

Лян Сяохун также отметил, что ракета-носитель "Чанчжэн-7", которая будет оснащена двигателями, работающими на нетоксичном и не загрязняющем окружающую среду топливе, способна вывести космические аппараты массой до 13,5 тонны на околоземную орбиту и до 5,5 тонны на солнечно-синхронную орбиту высотой 700 километров.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"