Ядерный двигатель

Автор Lev, 29.05.2011 05:08:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Lev

Ждем-с и смотрим что будет
Делай что должен и будь что будет


SpaceR

ЦитироватьЖдем-с и смотрим что будет
Темы-то зачем плодить?
Лучше уж переименовать ту.

Или Вы собираетесь проект  каждый раз в честь нового начальника переименовывать?  :)

KBOB

Цитировать
ЦитироватьЖдем-с и смотрим что будет
Темы-то зачем плодить?
Лучше уж переименовать ту.

Или Вы собираетесь проект  каждый раз в честь нового начальника переименовывать?  :)
Пока вклада Поповкина в разработку ЯРД не видал.  :shock:
Россия больше чем Плутон.

АниКей

Цитировать«Роскосмос» открыл конкурс на лучший ядерный двигатель
[/size]   
Журнал "Коммерсантъ Наука", №2 (2), 06.06.2011

http://www.kommersant.ru/doc/1652498
Федеральное космическое агентство "Роскосмос" объявило конкурс на разработку ядерной энергодвигательной установки (ЯЭРДУ) большой мощности для космических аппаратов, ориентированных на дальние перелеты. Российские и американские космические агентства, кажется, вернулись к идее колонизации Марса.
Выполнить эту задачу на нынешних космических кораблях, оснащенных химическими двигателями, малореально — бывший глава "Роскосмоса" Анатолий Перминов, выступая в Совете федерации, и вовсе назвал мысли о полете к Марсу на современных ракетах абсурдными. "Сколько бы специалисты по ракетостроению ни трудились, максимальное улучшение, которое мы получим, будет исчисляться долями процентов. Из существующих ракетных двигателей выжато все, и попытки увеличения тяги, удельного импульса просто бесперспективны", — пояснял Перминов свою позицию на Международном астронавтическом конгрессе в Праге.

Исследователи космоса оказались поставлены перед необходимостью совершить прорыв и придумать более эффективную технологию. В поисках нее было решено вернуться к подзабытой идее 50-70 годов прошлого века — ядерному ракетному двигателю. Разработкой этого ноу-хау с разной степенью успеха занимались одновременно и СССР, и США. Однако в силу явного экологического вреда и дороговизны исследований проекты пришлось закрыть — ну, или, как выясняется сейчас, на какое-то время убрать в ящик.
Решение в пользу ядерного двигателя позволит в разы увеличить скорость перемещения по космосу: полет к Марсу и обратно займет от двух до четырех месяцев, тогда как современная ракета потратит на тот же маршрут полтора-два года. Ракеты с химическими двигателями имеют ограничения по удельному импульсу и, как следствие, по скорости — разогнаться выше второй-третьей космической скорости (11,2 и 16,6 км/с на Земле, соответственно) они попросту не могут. В ядерном же двигателе благодаря большей скорости истечения рабочего тела через сверхзвуковые сопла можно добиться много больших величин импульса.
Единственным серьезным минусом такого варианта продолжает оставаться экологическая составляющая, которую не удавалось обойти даже при запуске кораблей на ядерном топливе не с Земли, а с орбиты.

Решением проблемы может стать газофазный ядерный реактивный двигатель или ГФЯРД — пожалуй, самая перспективная по величине удельного импульса и мощности разновидность ядерных двигателей. Такой двигатель не безвреден для экологии Земли, но его хотя бы можно запускать с орбиты, выводя на нее корабль при помощи обычных ракет-носителей. Сейчас это кажется труднодостижимым — но еще в 1907 году пионер американской ракетной техники Роберт Годдард писал: "Навигация по межпланетному космосу зависит от решения проблемы расщепления атома. То, что кажется невозможным, будет реализовано посредством другого процесса, который также казался невозможным — но потом перестал быть таковым".
Вести разработки ядерного двигателя "Роскосмос" собирается в партнерстве с НАСА. Начальная (максимальная) цена контракта — 805 000 000 рублей; сроки выполнения — 2011-2015 годов. Финансировать работы планируется из федерального бюджета в рамках Федеральной космической программы на 2006-2015 годы.
Директор Центра имени Келдыша Анатолий Коротеев конкретизировал ступени выполнения задачи. В 2012 году должны пройти разработка технического проекта и компьютерное моделирование системы, в 2015 — отработка ядерной двигательной установки, в 2018 начнется создание модуля. Сам космический корабль с таким движителем планируют создать только к 2025 году, а полет на Марс станет делом еще более далекого будущего — в упомянутом выше выступлении перед сенаторами Анатолий Перминов называл 2035 год.
Игорь Зеленицын
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Valerij

Цитировать
Цитировать«Роскосмос» открыл конкурс на лучший ядерный двигатель
[/size]   
Журнал "Коммерсантъ Наука", №2 (2), 06.06.2011

http://www.kommersant.ru/doc/1652498
Федеральное космическое агентство "Роскосмос" объявило конкурс на разработку ядерной энергодвигательной установки (ЯЭРДУ) большой мощности для космических аппаратов, ориентированных на дальние перелеты. Российские и американские космические агентства, кажется, вернулись к идее колонизации Марса.
Но объявленный конкурс касается ЯЭРД, а в статье стрелки переводятся на ЯРД и даже на ГФЯРД, но сроки называются, похоже, из проекта по ЯЭРД. Нужна дополнительная информация.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


R-7

Цитировать
Цитировать«Роскосмос» открыл конкурс на лучший ядерный двигатель
[/size]   
Журнал "Коммерсантъ Наука", №2 (2), 06.06.2011

http://www.kommersant.ru/doc/1652498
Федеральное космическое агентство "Роскосмос" объявило конкурс на разработку ядерной энергодвигательной установки (ЯЭРДУ) большой мощности для космических аппаратов, ориентированных на дальние перелеты. Российские и американские космические агентства, кажется, вернулись к идее колонизации Марса.
Двигатель советский может и доделают. Пока будут пахать - все идеи и секреты слижут штатовцы и китайцы.
Без своей элементной базы россиянская техника штатно на Марсе работать не будет ...
Но пока будут делать - много недвижимости в Лондоне на откаты скупят ...
"Неважно какого цвета кошка, главное чтобы она ловила мышей!" - Дэн Сяопин

SpaceR

Уважаемые модераторы, нельзя ли закрыть эту тему как лишнюю?

Сабж обсуждается тут: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=755031#755031

Lev

ЦитироватьУважаемые модераторы, нельзя ли закрыть эту тему как лишнюю?

Сабж обсуждается тут: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=755031#755031
Согласен.
Делай что должен и будь что будет

pkl

Цитировать
ЦитироватьУважаемые модераторы, нельзя ли закрыть эту тему как лишнюю?

Сабж обсуждается тут: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=755031#755031
Согласен.

Поддерживаю.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

R-7

В нынешней России персоны значительней организаций, поэтому предлагаю оставить тему.
"Неважно какого цвета кошка, главное чтобы она ловила мышей!" - Дэн Сяопин

Alexandr_A

ЦитироватьВ нынешней России персоны значительней организаций, поэтому предлагаю оставить тему.
Но ведь от него будет мало информации.
Лучше основную тему переименовать  "Поповкин, Роскосмос и Ядерный двигатель"

SpaceR

Цитировать
ЦитироватьВ нынешней России персоны значительней организаций, поэтому предлагаю оставить тему.
Но ведь от него будет мало информации.
Лучше основную тему переименовать  "Поповкин, Роскосмос и Ядерный двигатель"
Сейчас у нее уже самое верное название, и его топикстартер сделал уже после появления этой вот.
Там можно обсуждать в том числе и вклад Поповкина как главы Роскосмоса.

Само собой, это не указание, а просто предложение.
 :arrow:  :arrow:  :arrow:  http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=10157&start=1920

Alexandr_A

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВ нынешней России персоны значительней организаций, поэтому предлагаю оставить тему.
Но ведь от него будет мало информации.
Лучше основную тему переименовать  "Поповкин, Роскосмос и Ядерный двигатель"
Сейчас у нее уже самое верное название, и его топикстартер сделал уже после появления этой вот.
Там можно обсуждать в том числе и вклад Поповкина как главы Роскосмоса.

Само собой, это не указание, а просто предложение.
 :arrow:  :arrow:  :arrow:  http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=10157&start=1920

Куда пропала тема "Роскосмос: ядерный двигатель"?
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=10157&start=2070

pkl

Чёрт! Её и впрямь, похоже, нет. Погибла от сбоя! :( Теперь придётся здесь обсуждать.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан



LG

http://rezumeru.org/index.php/interview/1914-interviiy.html
ЦитироватьАнатолий Коротеев: Лучиной не согреть Галактику

Глава Исследовательского центра имени Келдыша рассказывает о перспективах создания ядерных двигателей для космических кораблей и промышленного освоения космоса.
– Анатолий Сазонович, от космонавтики давно ждут полётов в дальний космос или освоения Галактики, а их нет. На ваш взгляд, почему?
– У космонавтики состояние, близкое к тому, в котором авиация оказалась после Второй мировой войны, когда с поршневыми двигателями было нельзя поднять скорость и иметь экономически выгодную авиацию. Тогда в авиации произошёл скачок – от поршневых двигателей перешли к реактивным. Что-то подобное переживает космонавтика. Нам не хватает энергетического совершенства для освоения космоса. Отставка главы Роскосмоса Анатолия Перминова лишь обнажила эту проблему. Его новому главе Владимиру Поповкину можно только посочувствовать. Он попал в жернова – между Минфином, урезающим финансирование космических программ, требуя от космонавтики экономической выгоды, и главой правительства и президентом, ждущих от космоса прорывов.
...

impetus

Если речь идёт о газофазном, на ксеноне - то расслабьтесь, не будет ничего. На ксенон для продувок денег не хватило (он дорогоооой, зарраза), а заменить чем попроще - не хватило квалификации+ответсвенности что такая замена корректна. После более-менее активного начального этапа - столкнувшись с трудностями проект наблюдаемо перешёл в режим "или султан помрёт, или осёл"...

Не просите подробностей и вообще не воспринимайте всерьёз - все буквы тут набились случайно кошкой на клавиатуре, все совпадения случайны и предположения об истинности - необоснованы. И вообще модераторы удалите это сообщение..
Спасибо за понимание.

V.B.

20 сентября 2011 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук.
Члены президиума заслушали научное сообщение «Актуальные проблемы космической энергетики».
Докладчик: генеральный директор ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша» академик Коротеев Анатолий Сазонович.

В докладе ак.А.С.Коротеева шла речь о создании транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса (ТЭМ).

ТЭМ – качественно новое космическое транспортное средство, обеспечивающее:

    возможность реализации экспедиций в дальний космос;
    рост экономической эффективности транспортных операций в космосе более, чем в 20 раз;
    рост электрической мощности в космосе более, чем в 10 раз;
    создание космических аппаратов с изменяемыми параметрами орбиты.

Принципиально новые задачи, эффективно решаемые в космосе с помощью ТЭМ:

    эффективная реализация экспедиций на другие небесные тела (например, Луна, Марс) с созданием напланетных станций, т.е. осуществление экспедиций пребывания, а не посещения;
    промышленное производство в космосе;
    возможность изменения орбиты космического корабля - создание эффективных систем для очистки космоса от мусора;
    борьба с астероидной опасностью;
    решение качественно новых задач в околоземном пространстве.

Ядерная энергетика для обеспечения пилотируемой экспедиции на Марс

Достоинства схемы Марсианского Экспедиционного Комплекса (МЭК) на базе ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ):

    Возможность обеспечения регулярных полетов к Марсу с периодом ~2,1 года;
    Возможность возвращения МЭК на околоземную орбиту и повторного использования основных элементов комплекса для последующих экспедиций;
    Отработанная схема возвращения экипажа на Землю (скорость входа в атмосферу корабля возвращения на Землю ~7,8 км/с);
    Большая продолжительность окон старта.

Применение ЯЭДУ позволяет снизить массу Марсианского Экспедиционного Комплекса (МЭК) в 4 раза по сравнению с вариантом МЭК на базе ЖРД.

Принципиальная схема ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ)

Схема ЯЭДУ построена на использовании газоохлаждаемого ядерного реактора и турбомашинного преобразования тепловой энергии в электрическую. Электрическая энергия используется в эффективных электроракетных двигателях, обеспечивающих удельный импульс до 7000 сек, что более чем на порядок превышает удельный импульс ЖРД.

В отличие от ядерного ракетного двигателя (ЯРД), разрабатывавшегося ранее, рабочий газ в ЯЭДУ циркулирует по замкнутому циклу, что исключает вынос радиоактивных элементов из реактора в окружающее пространство, а максимальная температура рабочего газа составляет около1500 К, вместо 3000 К в ЯРД, что существенно облегчает создание такой установки.

Укрупненный сетевой график создания ТЭМ на основе ЯЭДУ

Выпуск эскизного проекта с использованием результатов испытаний экспериментальных образцов ключевых комплектующих и суперкомпьютерного моделирования – 2012 год.

Разработка, изготовление и автономные испытания подсистем и ключевых комплектующих – 2012 - 2014 год.

Комплексные испытания ЯЭДУ- 2015 - 2018 годы.

Изготовление, испытания и подготовка к ЛКИ ТЭМ на основе ЯЭДУ – 2016 -2018 годы.

Инновационные технологии, создаваемые в рамках проекта

1. Технология создания высокотемпературных (до 1500 К) турбин.

2. Технология создания высокотемпературных (до 1500 К) компактных теплообменных аппаратов.

3. Технология создания высокоэффективных ЭРД большой мощности (более 50 кВт).

4. Технология создания высокооборотных (30000-60000 об/мин). электрогенераторов и статических преобразователей большой мощности, средств управляющей техники.

5. Технология создания высокотемпературных (до 1500 К) жаропрочных конструкционных материалов.

6. Технология создания бескаркасных холодильников излучателей.

7. Технологии развертывания крупногабаритных конструкций в космосе.

8. Создание компактного газоохлаждаемого реактора с рабочей температурой до 1600К.

9. Создание высокоплотного топлива для ядерного реактора.

Для создания новых материалов и конструкций используются уникальные возможности Центра коллективного пользования РОСКОСМОСА в области нанотехнологий, действующего в ГНЦ ФГУП «ЦЕНТР КЕЛДЫША».

Обеспечение безопасности

Разработка ЯЭДУ и ТЭМ на ее основе ведется с полным соблюдением национальных и международных норм обеспечения безопасности применения ядерных энергетических установок в космосе.

Международное сотрудничество

Проект является открытым и исключительно перспективным для международной кооперации, вызывает значительный интерес со стороны США, Европы и Китая.
 

В дискуссии приняли участие:

Директор-Генеральный конструктор ОАО «НИКИЭТ» член-корреспондент РАН Драгунов Юрий Григорьевич: Глобальные задачи, поставленные в докладе, требуют нового подхода к разработке проекта, создания высокотемпературного компактного газоохлаждаемого газового генератора. Проект должен стать толчком для развития газового потенциала ядерного реактора. Реактор установки требует особого внимания к радиационной защите в местах расположения приборов и электроники. Защита сложная, поэтому требуется использование методов математического моделирования, применения новых технологий. Испытания будут продолжены до полной готовности летного варианта. Сегодня эти работы начались. Лидер – Центр Келдыша. Применяется очень широкая кооперация. Необходимо привлечение институтов РАН и единого информационного пространства среди предприятий Росатома. Так как в проекте должны использоваться новейшие конструкционные материалы, проблемы их создания должны решаться с участием Академии наук. Проект не имеет мировых аналогов. Средний возраст разработчиков – 43 года, средняя зарплата – 60 тыс.рублей.

Академик Пономарев-Степной Николай Николаевич: В 80-е годы удалось создать задел, который остался непревзойденным в мире до сих пор. Изделия имели уникальные параметры по температурам и ядерному импульсу. Были созданы опытные установки, которые проработали более года. Они явились базой для создания рассматриваемого проекта. Необходимо не только восстановить потенциал, но и провести новые фундаментальные исследования. Содружество космической и атомной отраслей должно решить эти проблемы. Необходимо освоить производство монокристаллов нового поколения. Удалось легировать их так, что они стали прочнее на несколько порядков и стали обладать высокой стойкостью. Требуют решения проблемы теплофизики. Необходимо решить проблему позитронного загрязнения космоса. Обязательно применение методов математического моделирования. Это – краткий перечень проблем, в решении которых необходимо участие фундаментальной и прикладной науки.

Академик Каторгин Борис Иванович: В НПО Энергомаш под руководством Центра Келдыша в 60-х – 80-х годах разрабатывали проекты многоваттных ядерных двигателей. Тогда же начали воплощать в жизнь эти проекты. Очень важен выбор принципиальной схемы установки – газоохлаждаемый реактор, т.е. газотурбинная схема, к.п.д. которой в 3 раза больше, чем у установок других типов. В рассматриваемом проекте должны быть сконцентрированы достижения всех наук: математики, гидрогазодинамики, материаловедения. Необходимо участие государства в финансировании этого проекта. Это – одно из условий привлечения молодежи. Предстоит большая исследовательская работа под руководством РАН, всего потребуется около 1000 участников. Народно-хозяйственное значение проекта огромно. Это - исследования космоса и создание ядерных энергетических установок для работы в отдаленных районах России и космических ядерных электростанций. Безусловно необходим патронаж проекта высшим руководством страны и РАН с привлечением широкого круга академических институтов.

Академик Марчук Гурий Иванович: Еще в 1948 году в СССР и США одновременно был разработан новый тип ядерного реактора для подводных лодок с применением нового теплоносителя на основе сплава свинец-висмут. В СССР было изготовлено 8 подводных лодок, не имевших аналогов в мире. Может быть, для космических целей можно использовать такие теплоносители. Мы предложили Правительству рассмотреть этот вопрос, и разработка была включена в план Министерства.

Академик Алдошин Сергей Михайлович: если такой проект будет осуществляться, мы бы просили включить институты Отделения химии и наук о материалах в качестве соисполнителей. В рамках сотрудничества с МГУ создана группа, которая будет готовить специалистов по разработке новых материалов для космоса.

Академик Фортов Владимир Евгеньевич: применение ядерных источников энергии создает уникальные преимущества для работы в космосе.

Академик Козлов Валерий Васильевич: этот проект – шанс для нашей фундаментальной и отраслевой науки выйти на новый, более высокий уровень. Этот проект можно сравнить с проектом Бурана. Обсуждение выявило потребность Академии наук принять активное участие в разработке этого проекта, всязанного с освоением космоса и решением многих других задач.

www.ras.ru