НК-33

Автор Bell, 26.11.2007 23:35:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Salo

http://izvestia.ru/news/578748
Цитировать30 октября 2014, 00:01   |   Наука   |   Анастасия Кравченко    
«Заменить двигатель на летающей ракете непросто»
 
Исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай Якушев — о двигателях для потерпевшей аварию ракеты-носителя Antares, недобросовестной конкуренции и перспективах программы «Воздушный старт»       
      
Николай Якушев. Фото предоставлено ОАО «Кузнецов»
 
29 октября при запуске с космодрома NASA взорвалась ракета-носитель Antares с американским кораблем Cygnus, который должен был доставить на МКС более 2 т груза. Ожидается, что причина аварии может быть обнародована на официальной встрече глав космических агентств 4 ноября. Некоторые эксперты считают, что речь идет о сбое модернизированных американской стороной советских ракетных двигателей, установленных на Antares. Николай Якушин, исполнительный директор ОАО «Кузнецов» (эта компания разработала базовую версию двигателя и консультировала американских специалистов в рамках данного проекта), рассказал «Известиям» о поставках российских ракетных двигателей США, успешном запуске российского «Союза-2.1а» и о том, кому навредит «неэтичная» конкуренция.

— Николай Иванович, что, по-вашему, могло послужить причиной аварии ракеты-носителя Antares?

— Торопиться с выводами относительно ситуации я бы не стал. Не исключается зависимость функционирования двигателей от внешних систем ракеты-носителя.

— Как развивалось сотрудничество ОАО «Кузнецов» с американской стороной в последние годы?

— Еще с 1990-х годов мы взаимодействуем с американской компанией Aerojet Rocketdyne. За это время были и взлеты, и снижение активности в сотрудничестве, но совместными усилиями мы обеспечили запуск Antares с нашим двигателем НК-33 в 2013 году. Antares — это дань коллективам, создавшим двигатель НК-33 и обеспечившим его адаптацию к американскому Antares и российскому «Союзу». С американской стороной мы подписали опционный контракт на поставку до 50 двигателей нового производства, но в силу ряда обстоятельств, в том числе желания американцев получить современные российские двигатели на базе РД-191, вопрос подписания договора подвис в воздухе.

— То есть контракт реализован не будет?

— В рамках этого контракта планировалось значительно усилить участие наших специалистов в проекте. В том числе и в части технического сопровождения. В конце 2013 года американская компания Orbital решила организовать тендер, и в конкурсе столкнулись две российские фирмы: ОАО «Кузнецов» и ОАО «НПО «Энергомаш имени академика В.П. Глушко». Говорить об этичности и неэтичности появления «Энергомаша» в поле интересов «Кузнецова», когда «Кузнецов» уже провел три пуска на Antares, не приходится... Но факт остается фактом, конкуренция состоялась.

Может получиться так, что ни одна из российских фирм не останется на американском рынке со своими двигателями. По сути, «Энергомаш» может навредить сам себе. В конкурсе участвует ряд других фирм, а американская сторона за это время начала рассматривать возможность использования собственных двигателей. Потому пока использование двигателей производства «Энергомаша» не подтверждается. Наш двигатель прошел первые пуски и продолжает использоваться. Мы смотрим с оптимизмом, потому что на летающей ракете заменить двигатель — достаточно хлопотное дело, требующее финансовых ресурсов.

Недобросовестная конкуренция иногда приводит к плачевным результатам. Мы надеялись, находясь не в самом лучшем финансовом состоянии, получить в рамках данного контракта более $500 млн. Кроме того, это была бы хорошая загрузка для нашего предприятия.  Ситуация развивается не самым лучшим образом, но мы надежды не теряем и видим перспективы сотрудничества с зарубежными партнерами. Конкурс уже практически состоялся, итоги пока не озвучены. Хотя нас — двигателестроительную корпорацию Aerojet и ОАО «Кузнецов» — по предварительной информации, в проекте уже не рассматривают.

— В связи с этим какие перспективы вы видите для себя на американском рынке?

— Наши контакты с американской стороной остаются в силе, работаем над заключением контрактов меньшего содержания. Мы прорабатываем подписание контракта на поставку 6–8 двигателей, осуществляем консультативную поддержку американских специалистов, проводим работу, связанную с возможностью усовершенствования двигателей, купленных американской стороной в 1990-е годы. Это касается замены и ремонта отдельных элементов, так как прошло уже более 30 лет с момента их изготовления.

Контакты, работа и встречи у нас продолжаются. Работа прежде всего. Интерес к нашим двигателям сохранился. Aerojet Rocketdyne достаточно оптимистично смотрит на последующее использование наших двигателей в американских программах. Мы продолжаем работы в интересах как американских программ, так и отечественного проекта «Союз-2.1В».

— 29 октября, в день аварии, состоялся еще один запуск. С Байконура на МКС отправилась ракета-носитель «Союз-2.1а» с грузовым космическим кораблем «Прогресс М-25М». Как прошел пуск?

— Он прошел успешно. Весь объем работ, связанный с запуском двигателей, был проведен в соответствии с инструкцией. Это был «традиционный» запуск — на МКС мы отправляем порядка 5–6 «Прогрессов» в год. В составе грузов — расходные материалы, связанные с обеспечением трудовой деятельности и жизни космонавтов.

— «Союз-2.1а» оснащен двигательными установками РД-107А, РД-108А — в чем их уникальность?

— РД-107 и РД-108 в различных модификациях изготавливаются на нашем предприятии с 1958 года. Они использовались в ракетах-носителях «Восток» и применяются на «Союзе».  Это первые двигатели Советского Союза, положенные в основу пилотируемой космонавтики как нашего государства, так и зарубежных стран. Эта разработка имеет высокий показатель надежности.

— Стоит ли в планах модернизация этих двигателей?

— Рассматривается возможная модернизация системы запуска. Речь идет о совершенствовании процессов зажигания компонентов топлива. Возможно использование либо химического зажигания, либо лазерного. Сейчас проводятся испытания. Время покажет. Эти двигатели характеризуются достаточно высоким уровнем надежности — иногда лучше ничего не трогать.

— А как развиваются отношения с европейскими партнерами в нынешней политической ситуации?

— У нас было несколько контактов со швейцарской компанией S3 (Swiss Space Systems. — «Известия»). Первая официальная встреча состоялась на Олимпиаде в Сочи, после был визит их делегации к нам, в Самару. Речь идет о поставках маршевого двигателя НК-39 в многоразовом исполнении для европейского мини-шаттла разработки этой компании. Был подписан меморандум о проработке различных вариантов. Программа предусматривает запуск как грузовых кораблей, так в перспективе и пилотируемых. На данном этапе каких-либо ограничений ни с одной стороны не звучало.

— А как обстоят дела с программой «Воздушный старт» — с ракетой-носителем, стартующим с борта транспортного самолета?

— Это очень интересный проект, он входил в Федеральную космическую программу России [2006–2015 годов]. Сделали эскизный проект, дошли до испытаний, отработки отдельных элементов ракет-носителей. Для первой ступени были выбраны двигатели НК-43, они есть в запасе ОАО «Кузнецов».

По нашим оценкам, проект занял бы не более 5 лет. Однако вопрос финансирования не был решен, всё осталось на этапе опытно-конструкторских работ и исследований.

Предлагалась и реализация «Воздушного старта» в рамках международной кооперации, в том числе с Германией и Индонезией. Были различные предложения. Аналогичные проекты у других стран, в том числе у США, связаны с носителями легкого класса. В российском проекте речь идет о создании более тяжелой ракеты, близкой к среднему классу. Тем не менее время еще позволяет вернуться к этой теме.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

октоген

Мнится мне, что американцы до форсировались...

Apollo13

Цитироватьоктоген пишет:
Мнится мне, что американцы до форсировались...
Разве AJ-26 форсирован относительно НК-33?

Дмитрий В.

ЦитироватьApollo13 пишет:

Цитироватьоктоген   пишет:
Мнится мне, что американцы до форсировались...
Разве AJ-26 форсирован относительно НК-33?
Да.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

Примерно на 8%.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

horsh

#3445
ЦитироватьПримерно на 8%.

Голос за кадром говорит:

Цитировать"We have ignition... and we have liftoff of the Antares Orb 3 mission to bring Cygnus on its third (resupply) mission to the ISS,"

"Main engines at 108 percent, attitude nominal."
после этого все стало не nominal.

-AVK-

ЦитироватьSalo пишет:
Примерно на 8%.
Только первые 20 секунд полетной циклограммы. Но на этом участке и навернулись.

Salo

http://tass.ru/kosmos/1553853
ЦитироватьOrbital Sciences хочет отказаться от использования двигателей на основе российских НК-33

 6 ноября, 2:56 UTC+3
 Они, по предварительным данным, стали причиной катастрофы ракеты-носителя Antares, произошедшей 29 октября на космодроме NASA
 
  © EPA/ТАСС  
 
ВАШИНГТОН, 6 ноября. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Американская компания Orbital Sciences намерена отказаться от использования двигателей AJ26, созданных на основе российских НК-33, которые, по предварительным данным, стали причиной катастрофы ракеты-носителя Antares, произошедшей 28 октября на космодроме NASA в штате Вирджиния. Об этом говорится в распространенном в среду заявлении компании о расследовании обстоятельств аварии, в результате которой был потерян корабль Cygnus с грузом для Международной космической станции (МКС).

В нем отмечается, что, проанализировав данные телеметрии, видеозаписи катастрофы и обломки ракеты, комиссия Orbital Sciences пришла к предварительному выводу о том, что наиболее вероятной причиной взрыва на старте стал "сбой в работе турбонасоса одного из двух главных двигателей первой ступени AJ26 компании Aerojet Rocketdyne". "В результате использование этих двигателей на носителе "Антарес", вероятно, будет прекращено", - сообщила Orbital Sciences.
Компания Aerojet Rocketdyne делает двигатели AJ26, модифицируя для американской ракеты российские НК-33 производства самарского предприятия "Кузнецов". Российские специалисты отмечали, что, поскольку в конструкцию двигателя вносятся изменения, американская фирма, по сути дела, производит уже новую продукцию, нести ответственность за которую должны Aerojet Rocketdyne и ее заказчики.
НК-33 были созданы еще в 1970-е годы для советской тяжелой ракеты Н-1, которая предназначалась для лунной программы, но не прошла испытаний и так и не была использована. Несколько таких двигателей, хранившихся в запасе, несколько лет назад были закуплены Aerojet Rocketdyne для адаптации к американским носителям.
 
После аварии Antares на прошлой неделе пресс-служба предприятия "Кузнецов" напомнила, что AJ26 - это изделие, которое прошло существенную конструкторскую модернизацию с включением в состав двигательной установки устройства управления вектором тяги. "Это система качания камер двигателя, которая сама по себе существенно меняет специфику его функционирования. Отработка и сертификация всех новых систем осуществлялась американской стороной без привлечения специалистов ОАО "Кузнецов", - отметила пресс-служба самарского предприятия.
Перед установкой на Antares каждый такой двигатель проходит многократные контрольные проверки. В мае во время стендовых испытаний в работе одного из AJ26 произошел сбой, однако в целом Orbital Sciences подтверждала надежность этой системы, и предыдущие несколько пусков Antares, в том числе с кораблем Cygnus, прошли успешно.
В то же время - еще до аварии на космодроме в штате Вирджиния - компания приняла решение оснастить следующую версию своего носителя новой реактивной установкой. Какой именно, пока официально не сообщается. Вице-президент Orbital Sciences по связям с общественностью Бэррон Бенески на прошлой неделе пояснил в беседе с корреспондентом ТАСС, что из коммерческих соображений об этом будет объявлено позже. При этом он не подтвердил, но и не опроверг информацию о том, что Orbital Sciences выбрала для установки на модифицированных версиях своей ракеты Antares российский двигатель РД-193 научно-производственного объединения Энергомаш им. академика В.П. Глушко из подмосковных Химок.
 
В пресс-релизе о расследовании катастрофы также не говорится, какой двигатель будет установлен на следующей версии Antares, однако отмечается, что это будет сделано "ускоренными темпами в 2016 году". В том же году Orbital Sciences рассчитывает возобновить пуски своей модернизированной ракеты с космодрома на острове Уоллопс в Атлантическом океане, пострадавшего при аварии 28 октября. "До этого один или два запуска корабля Cygnus к МКС в 2015-2016 годах будут осуществлены с помощью носителей, отличных от Antares, - указала компания, напомнив о совместимости своего космического "грузовика" с другими ракетами.
Она также сообщила, что в программу доставки грузов экипажу орбитального комплекса придется внести "небольшие изменения". Речь идет о том, что Cygnus может взять на борт груз большей массы, чем во время своих предыдущих миссий. Orbital Sciences выразила уверенность, что это позволит ей до конца 2016 года полностью выполнить свои обязательства перед NASA.
Контракт компании с космическим ведомством США на общую сумму $1,9 млрд предусматривает еще пять "регулярных" рейсов Cygnus к МКС. Ранее успешно состоялись два запуска, последний - третий - завершился катастрофой.
Это был первый неудачный старт частного американского корабля к орбитальному комплексу. С конца прошлого года NASA использует также корабль Dragon, построенный компанией SpaceX. Он совершил уже четыре "регулярных" рейса к МКС, следующий запланирован на первую половину декабря. Грузы на станцию доставляют также российские "Прогрессы" и европейские ATV
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

m-s Gelezniak

Цитировать-AVK- пишет:
ЦитироватьSalo

пишет:
Примерно на 8%.
Только первые 20 секунд полетной циклограммы. Но на этом участке и навернулись.
ЦитироватьSalo пишет:
Примерно на 8%.

Я думaл три, что было пaспортным для 33его.
Ну собствено дaлее понятно.

PS  Что нaвернулся дв. рaзмaзaли уже по пяти темaм, a вот реaльно почему только в одной.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

m-s Gelezniak

Ну вот a теперь подумaйте что будет с 193им когдa и его окaжется мaло. A это будет очень скоро. Aппетит, кaк известно, приходит во время еды. И что, опять будет виновaт ТНA?
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

m-s Gelezniak

Вообще стоит зaдумaться кому можно продaвaть подобное оборудовние, a кому нет. Не взирaя нa деньги.
Тоже с корейской собaкой.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Apollo13

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Вообще стоит зaдумaться кому можно продaвaть подобное оборудовние, a кому нет. Не взирaя нa деньги.
Пчелы против меда?

Seerndv

ЦитироватьApollo13 пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Вообще стоит зaдумaться кому можно продaвaть подобное оборудовние, a кому нет. Не взирaя нa деньги.
Пчелы против меда?
- неудачно. Пчёлы ВСЕГДА против изъятия мёда из улья.
А вот антиреклама нашему медку нах не нужна.
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Seerndv

Старые НК-33 выдержали столько "издевательств"...
Хватит орбиталовцам культуры производства и прямых ручек ( собственно, их партнёрам на Южмаше тоже) чтобы не грохнуть сходу свой "Тартарес" уже с РД-193?
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Seerndv

ЦитироватьАвария ракеты Antares не повлияет на развитие «Кузнецова»                  Петр СЛИЗЕВИЧ                             В среду, 5 ноября стали известны предварительные данные расследования причин аварии американской ракеты-носителя Antares. Эксперты указывают на аварию турбонасосного агрегата одного из двигателей AJ-26 первой ступени ракеты, куда мог попасть посторонний предмет.                 
                   Предварительная причина
Пятый старт американской ракеты-носителя Antares, который состоялся 29 октября, закончился взрывом на 10-й секунде полета. Взрыв и пожар уничтожил грузовой корабль Cygnus с 2,2 тоннами груза для Международной космической станции, сильно пострадал стартовый комплекс.
НАСА ведет расследование инцидента, которое пока не завершено. Однако Дэвид Томпсон, президент компании Orbital Sciences, разработавшей ракету и корабль, 5 ноября заявил, что, по предварительным данным, причина - в аварии турбонасосного агрегата (ТНА) одного из двигателей AJ-26, установленных на первой ступени ракеты.
«Мы, скорее всего, откажемся от использования ракетных двигателей AJ-26, которые использовались на первых пяти ракетах Antares, до тех пор пока не будет полностью доказано, что они могут использоваться для полетов», - заявил Томпсон.
Как уточнили в пресс-службе ОАО «Кузнецов», AJ-26 - это прошедший серьезную модернизацию двигатель НК-33, который был разработан под руководством академика Николая Кузнецова для советской лунной ракеты Н1-Л3. До 1974 года на Заводе им. М.В. Фрунзе» (сегодня ОАО «Кузнецов») было выпущено около 200 серийных НК-33 и около 40 таких двигателей с высотным соплом (НК-43).
Компания Aerojet Rocketdyne приобрела более 40 двигателей НК-33 из задела, сохраненного с 1970-х годов. Американские инженеры адаптировали их к топливу, используемому в США, и оснастили системой управления вектором тяги. Как пояснили в пресс-службе ОАО «Кузнецов», система качания камер двигателя сама по себе существенно меняет специфику функционирования двигателя. «Отработка и сертификация всех новых систем осуществлялась американской стороной без привлечения специалистов ОАО «Кузнецов». По сути, двигатель AJ-26 проходит летные испытания», - подчеркивают в пресс-службе предприятия.
Тем не менее каждый раз перед установкой на ракету двигатели AJ-26 успешно проходили положенный комплекс испытаний на стендах - как на испытательном полигоне ОАО «Кузнецов», так и в США. И свою надежность доказали на практике - в частности, во время четырех успешных стартов ракеты Antares.  
 В НК-33 уверены
Эксперты указывают на еще один фактор, который мог стать причиной попадания посторонних предметов в турбонасосный агрегат. Это окончательная сборка первой ступени ракеты-носителя и установка на нее двигателей. Посторонние предметы могли попасть вместе с компонентами ракетного топлива из баков сначала в трубопроводы, а затем и в сам ТНА. Какие именно это посторонние предметы - сейчас сказать сложно.
Хотя ракету-носитель Antares и грузовой космический корабль Cygnus  разработала частная космическая компания Orbital Sciences, ее первая ступень создана при участии украинского КБ «Южное», а изготавливается она на ПО «Южмаш» в Днепропетровске.
За все время работы над двигателем проведено 491 огневое испытание. В отчетах об испытаниях НК-33 есть информация о том, что несколько двигателей безотказно отработали на стенде не сотню-другую секунд, как в реальном полете, а по несколько часов - от 2,5 до 5! Один из двигателей во время испытаний запускали и выключали 17 раз. Без каких-либо сбоев.
В Самаре, на ОАО «Кузнецов» полным ходом идут работы по восстановлению серийного производства НК-33 и его модернизации. И сегодня как никогда важно, чтобы потенциал самарского предприятия был оценен по достоинству и был максимально задействован в российской космической программе.
            
    
         05.11.2014

http://www.vkonline.ru/toprint/287476.html
 
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Apollo13

ЦитироватьSeerndv пишет:
- неудачно. Пчёлы ВСЕГДА против изъятия мёда из улья.
"СНТК им Кузнецова против денег?"

Блудный

В общем - надо выкупать обратно, в надёжные руки. По миллиону за штуку.

triage

ЦитироватьSeerndv пишет:
Старые НК-33 выдержали столько "издевательств"...
Хватит орбиталовцам культуры производства и прямых ручек ( собственно, их партнёрам на Южмаше тоже) чтобы не грохнуть сходу свой "Тартарес" уже с РД-193?
Ждем Российских запусков, все будут рады если двигатели покажут свою надежность о какой говорит российская сторона..
Сколько раз модификации НК-33 летали - 4 раза успешно на Антарисе и 1 раз на Союзе 2.1в. ?
Пишут что старые движки еще есть в наличии у российской стороны.

Brake

Во всём надо видеть хорошую сторону. Ракета легла на площадку почти как новая.
А то некоторые говорят что если замкнутая схема, то через 0,1 секунды всё вдребезги-пополам на мелкие осколки.
КОРД у американцев сработал, и на САС время бы было.
«Первый пуск носителя «Космос-3М» прошёл успешно, не считая того, что вырвало стартовый пневмощит с места крепления, а заправочные рукава улетели вместе с ракетой».

NK

полным ходом идет восстановление серийного производства....
эвоно как, врут ведь? или нет?