Посылка с орбиты

Автор SFN, 24.10.2014 10:52:53

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

SFN

БВК Радуга


Баллистическая возвращаемая капсула (БВК) "Радуга" - одноразовый космический аппарат, являющийся эффективным средством оперативной доставки на Землю результатов работ, выполненных на борту орбитальных станций (фото- и киноматериалов, медицинских и биологических препаратов, кристаллов, выращенных в условиях микрогравитации и др.).

БВК представляет собой небольшой аппарат с теплозащитой, парашютной системой и средствами обнаружения. Внутри БВК находится контейнер, в котором размещается полезный груз, формируемый космонавтами на борту орбитальной станции.

Капсула доставляется на борт орбитальной станции в составе транспортного грузового корабля "Прогресс М". После упаковки полезного груза космонавтами осуществляется сборка БВК, затем она устанавливается и фиксируется в рабочем положении в проходе стыковочного узла транспортного корабля. После отделения корабля с капсулой от орбитальной станции, выполнения коррекции орбиты и выдачи тормозного импульса на высоте 100-130 км происходит отделение возвращаемой капсулы. Спуск и посадка осуществляется в заданном районе.

Основные характеристики БВК "Радуга":

Длина, м - 1,4

Максимальный диаметр,м - 0,78

Масса капсулы, максимальная – 350 кг

Масса возвращаемого груза - до 150 кг

Капсулами "Радуга" были оснащены 9 грузовых кораблей "Прогресс М" (5, 7, 9, 10, 14, 18, 19, 20, 23).

SFN

#1
TRV (проект)
 

ЦитироватьХВ пишет:
Пока нам "спецы" доказывали невозможность обеспечения точной и мягкой посадки (V(Y) верт = 0) пилотируемого корабля с помощью парашюта-крыло, ссылаясь на умных американцев, которые, якобы мол, отказались от этой бредовой затеи, американцы успешно реализуют проект такой посадки:

 Запуск миниатюрных космических кораблей экспресс-доставки будет осуществлен в 2016 году
ЦитироватьНа высоте около 7.5 километров будет выпущен парашют-параплан. Он позволит космическому кораблю совершить посадку в строго заданном месте, на испытательном полигоне в пустыне штата Юта.
==============================================================
Лорен про Радугу даже не знает ((((
The Space Station Is Getting A UPS-Style Shipping Service
 
A new vehicle design could enable same-day shipping from the ISS to Earth, making science experiments in microgravity cheaper and easier.
 By Loren Grush
Posted 10.17.2014 at 11:06 am
 
 Express Service The Terrestrial Return Vehicle is released from the International Space Station in this artist rendering. NASA

It's easy to forget that the International Space Station isn't just a place for astronauts to hang out and take epic selfies. Because of its unique microgravity environment, the station is actually a valuable hub for research and development, housing hundreds of ongoing experiments that involve everything from human tissue growth to protein crystal formation.
Except there's one little snag when it comes to conducting experiments on the ISS: It's kind of far away. Getting critical samples from the station to Earth can be a lengthy process, and researchers usually have to wait anywhere from six months to a year before samples can make the trip to laboratories on the ground. These long waits can be risky, as live biological samples have a perishable lifespan and often need to be reviewed quickly before they degrade.
Well now, private spaceflight company Intuitive Machines has a solution to this problem. In cooperation with NASA, the company is developing the Terrestrial Return Vehicle (TRV), a spacecraft that can deliver experiment samples from station to Earth in less than 24 hours. Think of it as same-day shipping for the ISS. Such a short sample return time opens up more opportunities for research on the ISS that could never have been done before. 
"Those experiment samples are left stranded on board until we can get a whole vehicle up there packed with 5,000 pounds of return cargo," Steve Altemus, president of Intuitive Machines, tells Popular Science. "In our paradigm, we have opportunities to come home every single day, bringing critical samples home when they're needed."

 A Speedy Return
 A new delivery system could make ferrying supplies from the International Space Station a whole lot easier. The Terrestrial Return Vehicle will enable experiments to return to Earth the day they're needed, ending long waits.
 NASA/Intuitive Machines

 
The Center for the Advancement of Science in Space (CASIS), a non-profit charged with managing the ISS U.S. National Laboratory, is helping Intuitive Machines bring the TRV to life. The vehicle is still in the concept stage, but when it's finished, CASIS will arrange for the TRV to be transported via rocket to the ISS. Once there, astronauts will load the TRV with any samples that need to be quickly sent to Earth, then release it using the station's robotic arm.
According to Altemus, the TRV will be about the size of a bag of golf clubs--much smaller than the seven-foot-tall Dragon capsules that currently haul cargo to the ISS. The TRV's small size should make it cheaper to shuttle science experiments back and forth, and its shape allows it to create lift and drag without the need for wings, similar to NASA's X-38 prototype. "It's able to maneuver through the atmosphere and manage the energy of its return to Earth," says Altemus. "It's more like a mini shuttle without wings. Just the body creates lift."
After it enters the Earth's atmosphere, the TRV will release a super sonic drogue parachute to slow down its descent. Then, at about 25,000 feet, it will deploy a parafoil, allowing it to steer more easily to its landing site — a test range in the Utah desert. In total, the TRV's return trip to Earth will take a mere six hours, which is comparable to how fast the Shuttle used to come home from the ISS.
"In our paradigm, we have opportunities to come home every single day, bringing critical samples home when they're needed."

The TRV's insides will provide cold storage in order to preserve its precious cargo. And since it's so small, multiple TRVs can remain on the ISS at a time and then be deployed whenever they're needed. Altemus notes this could fundamentally change how research is done on the ISS, because as of now, "science in space is based on the premise that their samples can come home once or twice a year."
Conducting research in space can be extremely valuable in the realms of biology, pharmaceutical development, and physics, as it allows researchers to take the effects of gravity out of the equation. "On Earth, gravity is not considered an experimental variable," says David Wolfe, a former astronaut who worked on biological assembly on the ISS. "While in space and in our space laboratory, gravity is a variable that we can manipulate to our advantage."
For example, space is a really great place to grow human tissues outside the body in three dimensions. On Earth, gravity causes the cells to grow flat and disruptive forces must be introduced to get proper tissue formation. In space, you can get pretty accurate growth of normal and cancerous tissues, which can be used to test novel drugs later on Earth.
A similar concept applies to protein crystal growth, which is used a lot in pharmaceutical development. Microgravity helps crystals grow much fuller in all different directions. Additionally, a lot of experiments involving mice are done on ISS to test the effects of microgravity on the human body. However, the first iteration of the TRV won't be able to return live rodents. (They're working on it, though.)
The first launch of the TRV is scheduled for 2016, making these next couple years pretty remarkable for commercial spaceflight.

 Desert Delivery
 The TRV will use a drogue chute and a power foil to land safely in the Utah desert.
 NASA/Intuitive Machines

SFN

ЦитироватьАлександр Ч. пишет:
ЦитироватьSFN пишет:
Радуга уже использовалась
Одну, ЕМНИП, потеряли [IMG]


SFN

ЦитироватьАлександр Ч. пишет:
ЦитироватьSFN пишет:
Радуга уже использовалась
Одну, ЕМНИП, потеряли [IMG]
 
TRV не теряли. т.к. Нельзя потерять то, чего нет.

Александр Ч.

SFN, Радугу одну потеряли :)
Ad calendas graecas

SFN

Радугу можно потерять - она существует. А TRV нет. ;)  
Остальные возвратные капсулы были автоматические? Что на шпионах стояло?

Сергио

#6
а радуга чем вперёд входит - тем что потолще или тем что поуже(как воланчик)?

SFN

Чем потолще.
На схеме справа налево. 1Прогресс отрабатывает тормозной импульс, капсула внутри 2Прогресс отработал т.импульс, открыл стопор - капсула выскочила. (на схеме между прогрессами  ;) )

Сергио

аа, нашёл на схеме. входит тем что поуже!

SFN

#9
Ха, давным-давно тема такая была ))
http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum8/topic1018/

У Гудилина есть немного про капсулу:
http://www.buran.ru/htm/gudilin2.htm

 //www.buran.ru/htm/cliper.htm
 //www.buran.ru/htm/gud%2032.htm

SFN

#10
Американцы точно у Лукашевича все прочитали)))   http://www.buran.ru/htm/cliper.htm

До практической реализации была доведена только непосредственно сама капсула "Радуга", которая использовалась в составе транспортного грузового корабля (ТГК) "Прогресс-М" для оперативной доставки результатов экспериментов с орбитального комплекса "Мир".
 Выведение и возвращение капсулы осуществлялось с помощью грузовых кораблей "Прогресс М", для чего капсула разъединялась на две части и размещалась в обитаемом грузовом отсеке корабля. Экипаж станции перед отстыковкой "грузовика" закладывал внутрь капсулы материалы с результатами исследований, соединял обе части капсулы вместе и закреплял её на фланце люка стыковочного агрегата корабля. После проверки готовности её систем к выполнению операций для возвращения на Землю и последующей расстыковки со станцией грузовой корабль выдавал тормозной импульс, затем перед входом в плотные слои атмосферы капсула выталкивалась пружинным механизмом из грузового отсека, входила в плотные слои атмосферы и осуществляла баллистический спуск. На высоте 17000...11000 м раскрывался парашют, на котором при вертикальной скорости спуска 8 м/с и осуществлялось приземление.
      
       Возвращаемая баллистическая капсула (ВБК)       "Радуга":
       1 - теплозащитное покрытие, 2 - возвращаемый груз; 3 - приборы и       оборудование; 4 - крышка парашютного контейнера; 5 - парашютная система;       6 - радиопеленгационные средства и проблесковый маяк
Первый запуск возвращаемой баллистической капсулы "Радуга" состоялся в составе ТГК "Прогресс-М5" (старт 27.09.10990, посадка 29.11.1990). Не смотря на максимальную грузоподъемность в 150 кг, в первом полете капсула вернула на Землю только 26 кг фотопленки, отснятой на фотокомплексе "Природа-5" орбитального комплекса "Мир". Остальной объем капсулы занимала телеметрическая аппаратура для регистрации параметров спуска самой капсулы.
 Всего в период 1990-1994 гг. было выведено на орбиту и возвращено на Землю девять капсул (одна из них после возвращения не была найдена), с помощью которых со станции "Мир" на Землю было доставлено более 500 кг материалов с результатами исследований.
Баллистические капсулы из-за нулевого гиперзвукового качества имеют серьезный недостаток - большие размеры района посадки.  Точность приземления вдоль трассы полета составляла плюс/минус 125 км при боковом разбросе плюс/минус 15 км. Повысить точность приземления можно было за счет программного управления подъемной силой, действующей на корпус капсулы на участке спуска в атмосфере. Но для возникновения этой подъемной силы капсула должна иметь положительное гиперзвуковое аэродинамическое качество, поэтому логическим развитием баллистических капсул стали проработки спускаемых аппаратов, выполненных по схеме "несущий корпус".
В результате научно-исследовательских работ в первой половине 1990-х годов ведущим аэродинамиком РКК "Энергия" А.Г.Решетиным была предложена новая конфигурация спускаемого аппарата с гиперзвуковым аэродинамическим качеством, равным единице. Это позволяло космическому аппарату массой до 15 т осуществлять на этапе спуска боковой маневр до плюс/минус 1000 км от трассы полета и снизить размеры района посадки до 5х5 км. Благодаря вытянутой несимметричной форме предложенный спускаемый аппарат, выполненный по схеме "несущий корпус", является промежуточным вариантом между крылатым "Бураном" (аэродинамическое качество на гиперзвуке 1.3, на дозвуке - 5.6) и почти баллистической капсулой "Союза" (аэродинамическое качество около 0,3).

SFN

#11

Возвращаемая баллистическая капсула

 1. Крышка парашютного контейнера
 2. Парашютная система
 3. Приборы и оборудование
 4. Возвращаемый груз
 5. Теплозащитное покрытие

 Основные характеристики возвращаемой
 баллистической капсулы

Масса капсулы, кг
 Масса возвращаемого груза, кг
 Скорость спуска на
 основном парашюте, м/с
 Точность приземления (при ΔV ≈150 м/с
 Норб≈350 км), км
 
вдоль по трассе
 
боковой разброс
 Время обнаружения
 на штатном полигоне, ч
 Габариты, м:
 
длина
 
диаметр
350 км
До 150

8


± 125
±15

3

1,47
0,78
Схема возвращения ВБК на Землю

 I. Выдача тормозного импульса
 II. Выталкивание капсулы. Н=130-110 км
 III. Баллистический спуск капсулы
 IV. Отстрел крышки парашютного контейнера.
 Ввод тормозного парашюта от реле давления.
 Н=17-11 км
 V. Отделение тормозного парашюта. Ввод основ-
 ного парашюта от реле давления. Н=4,5-3 км
 VI. Посадка капсулы. Работа радиопеленгаци-
 онных средств и светоимпульсного маяка

SFN

#12
 
Возвращаемая маневрирующая капсула (ВМК):
       1 - верхняя биконическая поверхность; 2 - нижняя поверхность, закрытая       донным экраном, выполненная в виде сферического сегмента; 3 - носовая       часть; 4 - секции кормового балансировочного щитка

horsh

#13
А что с Радугами сейчас?
Их перестали использовать в 1995 потому, что появился шаттл -- почему не начали снова использовать с 2011?

Слишком дорого место на Прогрессе?
Союзы четыре раза в год покрывают все потребности, и нет нужды заморачиваться?
Утеряли технологию изготовления?
Цифровые каналы сделали ненужным возврат отснятой пленки?


Nicolas Pillet

У меня несколько информации о ВБК "Радуге".

http://www.kosmonavtika.com/vaisseaux/progress/tech/radouga/radouga.html

horsh


Экспресс-1:

http://www.astronautix.com/craft/express1.htm

И кусок истории
ЦитироватьУспешное выполнение программы возвращения полезных грузов со станции "Мир" с помощью возвращаемой баллистической капсулы "Радуга" привлекли к ней внимание мировой общественности, что во многом было обусловлено удачным выбором ее проектных параметров, оптимальным соотношением аэробаллистических характерис­тик и относительно приемлемыми размерами отсека полезного груза. Аналогичные параметры характеристик полезных возвращаемых грузов рассматривались в проектах капсул "Карина" (Франция) и "Экспресс" (Германия). Поэтому в НПО "Энергия" обратились сразу несколько западноевропейских фирм с предложением на базе возвращаемой капсулы "Радуга" спроектировать автономный малоразмерный космический аппарат для проведения ряда ответственных экспериментов с аппаратурой Японии и Германии. В частности, предусматривалось проведение следующих экспериментов: синтез цеолитов и смешанных оксидных и сульфидных катализаторов для нефтеперерабатывающей промышленности; получение новых типов бездефектных кристаллов большого размера; подтверждение работоспособности новых элементов теплозащиты и исследование внешней среды, окружающей капсулу.
Для участия в конкурсе, проводимом Европейским космическим агентством, в 1992 году НПО "Энергия" по контракту с германской фирмой ОНВ SYSTEM на конкурсных началах был разработан аванпроект орбитального малого аппарата. Аппарат массой 765 кг и массой возвращаемого полезного груза 150 кг состоял из модернизированной возвращаемой баллистической капсулы "Радуга" и орбитального отсека, оборудован­ного системами и приборами для выполнения экспериментальной программы на высотах орбиты до 400 км при общей продолжительности космического полета до пяти суток.
Предполагалось ОМА выводить на орбиту с помощью японской ракеты-носителя M3-SII с полигона Кагошима, а посадку капсулы осуществить на полигоне Вумера в Австралии. В 1992 году после углубленной проектно-конструкторской и системной разработки было также подготовлено дополнение к аванпроекту, где была изложена концепция НПО "Энергия" по всему циклу проектных вопросов этого международного малого орбитального аппарата.
Несомненным преимуществом предложения НПО "Энергия" было наличие в составе аппарата хорошо отработанной возвращаемой капсулы "Радуга", а также серьезный задел по орбитальным системам и агрегатам, накопленный в процессе разработки и эксплуатации космических объектов.
Тем не менее организаторы конкурса отдали предпочтение конкурирующему проекту космического аппарата "Экспресс", разработанному конструкторским бюро "Салют" (Д.А. Полухин), с 1993 года – Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В, Хруничева (А.И, Киселев). Это привело к затяжке реализации проекта на два года, несмотря на заимствование ряда систем от капсулы "Радуга" (парашютная система и т.д.) и помощь сотрудников НПО "Энергия" в процессе экспериментальной отработки капсулы "Экспресс". Проведенный в 1995 году запуск аппарата "Экспресс" окончился неудачей.
Вот тут
http://space.skyrocket.de/doc_sdat/express.htm
пишут, что сделан на основе вот этого:
http://space.skyrocket.de/doc_sdat/ogch.htm

SFN

Еще можно вспомнить Париса. Что про него известно?

Lunatik-k

За более чем три десятилетия наука шагнула вперед, в России появился ГЛОНАСС.

Может проблемы с поиском капсулы, уйдут в прошлое при использовании в капсуле ГЛОНАСС.
Ростки правды похоронят империю лжи.

Дем

Цитата: Lunatik-k от 21.11.2023 09:22:03За более чем три десятилетия наука шагнула вперед, в России появился ГЛОНАСС.
Может проблемы с поиском капсулы, уйдут в прошлое при использовании в капсуле ГЛОНАСС.
"лётные испытания были начаты 12 октября 1982 года запуском на орбиту первого спутника «Ураган»
4 апреля 1991 года в составе ГЛОНАСС в 2 орбитальных плоскостях оказалось одновременно 12 работоспособных спутников системы. 14 декабря 1995 года после 27-го запуска «Протона-К» с «Ураганами» спутниковая группировка была развёрнута до штатного состава — 24 спутника. "
Радуги летали в 1990-1994гг - т.е. ГЛОНАСС тогда уже был, пусть и не со сплошным покрытием, но с достаточным.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.