МРКС

Автор Salo, 30.03.2010 22:56:24

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

#1380
https://ria.ru/science/20180604/1521978476.html
ЦитироватьИспытания первой российской многоразовой ракеты пройдут в 2022 году
03:39 04.06.2018
 
© Пресс-служба ФПИ
 
МОСКВА, 4 июн — РИА Новости. Испытания первой многоразовой возвращаемой космической ракеты намечены в России на 2022 год, сообщил РИА Новости руководитель проектной группы Фонда перспективных исследований (ФПИ) Борис Сатовский.По его словам, программа создания перспективной многоразовой ракетно-космической системы сверхлегкого класса реализуется совместно с Роскосмосом и Объединенной авиастроительной корпорацией. Уже завершен аванпроект возвращаемого ракетного блока.
"Схема работы системы предусматривает отделение первой ступени ракеты-носителя на высоте 59-66 километров и ее возвращение в район старта с посадкой на обычную взлетно-посадочную полосу. В базовой конструкции возвращаемого блока будут применены поворотное прямоугольное крыло большого размаха и классическое хвостовое оперение. При возвратном полете к месту старта используется модифицированный серийный турбореактивный двигатель", — рассказал ученый.Система предназначена для вывода на солнечно-синхронную орбиту полезной нагрузки до 600 килограммов. По предварительным расчетам, стоимость вывода будет в полтора-два раза ниже, чем у обычных ракет подобного класса. Каждый управляемый блок рассчитан на 50 полетов без замены маршевых двигателей, работающих на криогенном топливе "жидкий кислород — сжиженный метан". Запускать ракеты планируется с мобильных комплексов. При проектировании системы использован технологический задел проекта многоразового ускорителя "Байкал". Разработчики проанализировали задел по возвращаемым ступеням, сравнили альтернативные аэродинамические компоновки и рассчитали газодинамику и теплообмен на возвратной траектории. "Инженерно-конструкторские проработки показали достаточную технологическую готовность к созданию демонстратора", — заключил ученый. 
Фонд перспективных исследований создан в 2012 году для содействия научным исследованиям и разработкам в интересах обороны и безопасности страны. Деятельность ведется по трем основным направлениям — химико-биологическому и медицинскому, физико-техническому и информационному. В конце 2015 года в структуре ФПИ был создан Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники. Сегодня фонд работает более чем над 50 проектами, для них создано свыше 40 лабораторий в ведущих университетах, НИИ и оборонных предприятиях.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Max Andriyahov

ЦитироватьЗапускать ракеты планируется с мобильных комплексов.
что это значит? "Морской старт 2.0"?

Salo

http://tass.ru/kosmos/5260678
ЦитироватьНесколько демонстраторов многоразовых космических ступеней изготовят в России
 4 июня, 13:39 UTC+3
 Летные испытания демонстратора системы намечены на 2022 год
 
МОСКВА, 4 июня. /ТАСС/. Несколько демонстраторов возвращаемых самолетным способом многоразовых космических ступеней будет изготовлено в России. Об этом сообщил в понедельник заместитель гендиректора компании "Ильюшин" по управлению проектами Дмитрий Герасимов.
Как отметил Герасимов, изучив все подобные проекты, специалисты пришли к выводу, что для России наиболее интересным является именно возвращение самолетным способом. Проработкой этой программы занимается Центр аэрокосмических технологий на заводе им. Мясищева совместно с Фондом перспективных исследований (ФПИ) и Роскосмосом. "В рамках аванпроекта подготовлены различные варианты компоновки, просчитана аэродинамика, весовая сводка и прочее. После принятия решения о продолжении этой работы мы приступим к техническому проектированию, целью которого станет создание ряда летных демонстраторов", - рассказал Герасимов.
По его словам, итогом исследований должен стать полнофункциональный демонстратор с ракетным двигателем, который сможет выполнить весь цикл испытаний, начиная со старта и выведения на необходимую высоту и заканчивая возвращением и автоматической посадкой.

 Детали проекта

На сайте Фонда перспективных исследований сообщается, что летные испытания демонстратора системы намечены на 2022 год.
По его данным, система предназначена для вывода на солнечно-синхронную орбиту полезной нагрузки массой до 600 килограммов, при проектировании использован технологический задел проекта многоразового ускорителя "Байкал". "Схема работы системы предусматривает отделение первой ступени ракеты-носителя на высоте 59-66 километров и ее возвращение в район старта с посадкой на обычную взлетно-посадочную полосу. В базовой конструкции возвращаемого блока будут применены поворотное прямоугольное крыло большого размаха и классическое хвостовое оперение. При возвратном полете к месту старта используется модифицированный серийный турбореактивный двигатель", - говорится в сообщении.
В ФПИ отмечают, что было проведено сравнение нескольких альтернативных аэродинамических компоновок и произведены расчеты газодинамики и теплообмена изделия на возвратной траектории. Инженерно-конструкторские проработки показали достаточную технологическую готовность к созданию демонстратора.
По предварительным расчетам, стоимость вывода полезной нагрузки многоразовой системой будет в 1,5-2 раза ниже, чем у обычных ракет подобного класса. Каждый управляемый блок рассчитан на 50 полетов без замены маршевых двигателей, работающих на криогенном топливе "жидкий кислород - сжиженный метан". Запуск предполагается осуществлять с мобильных пусковых комплексов.
В настоящее время возвращаемые ступени использует в своих ракетах американская частная компания SpaceX. Они садятся ракетным способом - за счет двигателей и раскладывающихся опор.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

triage

ЦитироватьSalo цитирует:
Об этом сообщил в понедельник заместитель гендиректора компании "Ильюшин" по управлению проектами Дмитрий Герасимов.
Роскосмос - Рогозин отец
Ильюшин - Рогозин сын

triage

Хоть в ох умору по некоторым фразам
Цитироватьhttp://expert.ru/2018/06/4/zato-myi-sdelaem-raketu/
Москва, 04.06.2018

Оборонщики раскрыли новую космическую разработку

Анна КоролеваМихаил Рогожников

В 2022 году российские разработчики из Фонда перспективных исследований намерены запустить в космос многоразовый космический корабль совершенно нового типа. Судя по тому, кто является организацией-разработчиком, в отличие от ряда других планов, у этого действительно есть высокие шансы осуществиться

Зато мы сделаем ракету
Сначала был «Буран» — очень похожий на американский «Шаттл», но оригинальный советский многоразовый космический корабль, сделанный по концепции корабля-самолета, возвращающегося на Землю в планирующем полете.
Спойлер
Его первый и последний старт запомнился уникальной посадкой под управлением электроники. А вы говорите: «цифра». У нас раньше всех была цифра, только потом ее забыли.
Теперь американцы решили возвращать не корабль-самолет, который является и второй, и третьей ступенью ракеты носителя, а двигатели многоступенчатой ракеты. Такие разработки были еще в 60-е годы в СССР, но развития не получили. Экономический эффект не выглядел очевидным. «Шаттл», кстати, хотя при его разработке и рассчитывали на экономию, ее не показал, а наоборот, оказался очень дорогим в эксплуатации. Но главная его задача была не экономить, а быть оружием «звездных войн».
Сейчас ракеты-носители Falcon 9 и Falcon Heavy («Тяжёлый сокол») компании SpaceX имеют возвращаемую первую ступень. Двигатели, при помощи которых ракета отрывается от поверхности, опускаются на парашютах, как обычно возвращаются на Землю спускаемые аппараты (последние ступени) космических кораблей — не челноков.
Россия насколько можно понять, пошла своим путем, развивая идею челнока. Был проанализирован большой объем информации и накопленный научно-технический задел по возвращаемым ступеням. И 4 июня была обнародована информация, о которой Борис Сатовский, руководитель проектной группы Фонда перспективных исследований (ФПИ) рассказал следующее: «Схема работы системы предусматривает отделение первой ступени ракеты-носителя на высоте 59-66 километров и ее возвращение в район старта с посадкой на обычную взлетно-посадочную полосу. В базовой конструкции возвращаемого блока будут применены поворотное прямоугольное крыло большого размаха и классическое хвостовое оперение. При возвратном полете к месту старта используется модифицированный серийный турбореактивный двигатель», — сообщил конструктор агентству РИА Новости.
По его словам, уже завершен аванпроект возвращаемого ракетного блока. Испытания летного демонстратора первой многоразовой возвращаемой космической ракеты намечены в России на 2022 год.
[свернуть]
Это совместный проект ФПИ, корпорации «Роскосмос» и Объединенной авиастроительной корпорации, говорится на сайте Фонда перспективных исследований. Там же сообщается, что при проектировании использован технологический задел проекта многоразового ускорителя «Байкал». Это многоразовый ускоритель разрабатывался как универсальный для ракеты «Ангара» и других типов ракет «Байкал» в ОАО «НПО ,,Молния"» по заказу ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. «Байкал», прототип которого даже съездил когда-то на авиасалон в Ле Бурже, имел типичное самолетное хвостовое оперение, с которым, судя по публиковавшимся эскизам (в сборе с ракетой) должен был и стартовать. У нового комплекса, судя по словам конструктора и эскизу (см. фото), классическое ракетное оперение, но разворачивающееся перед обратным полетом основное крыло.
Спойлер
Новая система предназначена для вывода полезной нагрузки до 600 килограммов на земную солнечно-синхронную орбиту (летящие по ней спутники видны из одних и тех же пунктов на Земле примерно в одно и то же время). Такие орбиты, если говорить об оптимальных для практического использования, расположены на расстояниях 500 — 1500 км над поверхностью Земли. Для этих высот 0,6 тонны являются достаточно значительной нагрузкой, именно по полтонны на них и выводят. (Просто для сравнения — «Союзы» несут семитонную нагрузку к МКС, которая летает на высоте 418 км).
Новая разработка является ракетно-космической системой сверхлегкого класса, а не сверхтяжелого, как те ракеты, которыми сейчас увлеклись «американы» (по выражению С. П. Королева). Но это не менее прорывной проект. Сообщается, что по предварительным расчетам стоимость вывода будет в полтора-два раза ниже, чем у обычных ракет подобного класса. Каждый управляемый блок рассчитан на 50 полетов без замены маршевых двигателей, работающих на криогенном топливе «жидкий кислород — сжиженный метан». Запускать ракеты планируется тоже необычным для гражданских носителей образом — с мобильных комплексов.

Кто будет утюжить космос
Мы из каждого «утюга» слышим о достижениях Илона Маска, чьи космические проекты щедро финансируют Пентагон и частные инвесторы, говорит Валентин Островский, директор стратегических проектов CAF Group. У нас же еще в 2017 году стало известно, что расходы на развитие научно-технологического комплекса в 2017–2019 годах сократятся на 25 млрд руб. относительно цифр, которые были заложены на этот период в федеральной целевой программе развития научно-технологического комплекса на 2014–2020 годы. Тем не менее, вряд ли наши разработчики так сильно отстают от американского коллеги, говорит он, но их заявления еще предстоит подтвердить.
Испытания — это далеко еще не запуск в серийное производство, соглашается управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, это только попытка исследовать этот тренд и проанализировать наши технологические преимущества перед SpaceX, которая уже не первый год испытывает многоразовые разгонные блоки. Российская космическая программа должна оставаться как можно более амбициозной и хорошо финансируемой, потому что космическая отрасль является самой наукоемкой, а также аккумулирует наиболее ценные научные кадры, которые имеют возможность накапливать научный опыт, сохранять и передавать его.
Но, конечно, без критики не обойтись, указывает Илья Жарский. Обычно в наших программах освоения космоса называются дальние сроки, от 2022 до 2040 года, хотя все понимают, что планирование на 5 и более лет, а уже тем более на 22 года невозможно не только в отдельной отрасли, но и во всей российской экономике, сильно подверженной внешним шокам, о которых хотелось бы сказать подробнее. Авиакосмическая отрасль сильно зависит от импорта электронных компонентов, и сложно сказать, насколько задача построения многоразовой ракеты-носителя возможно в текущих условиях, когда развитые страны наложили ограничения на экспорт в Россию высокотехнологичного оборудования.

Без всяких «но»
Действительно, сроки, кажущиеся не столь уж большими, несколько бледнеют по сравнению с теми, которые были присущи старту космической эры. Четырех лет не прошло с момента запуска 4 октября 1957 года с полигона Тюратам (космодром Байконур) Первого спутника до первого полета в космос человека, Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года. Причем, ни о каких импортных компонентах тогда и речи не было.Но тем не менее, возвращение в России к работам над реальной многоразовой системой представляет огромный интерес. Тем более, что поскольку речь идет не о возврате двигателей, а о возврате корабля, это, скорее всего, предполагает в будущем развитие системы до уровня пилотируемой.
Еще одно «но» все же напрашивается. Гражданские разработки в ракетной сфере у нас очень сильно отстают от тех, которыми, судя ставшим недавно известным фактам, движутся военные разработки.
[свернуть]
Тут напрашивается еще одно сравнение с советским космосом, который развивался в очень тесной увязке с военными задачами, практически (за исключением неудавшегося лунного проекта) как одно целое.
Правда, есть одна деталь, которая, возможно, снимает всякие «но». Фонд перспективных исследований (ФПИ), непосредственно отвечающий за разработку новой ракетно-космической системы, это фонд оборонный. Целью его деятельности является: «содействие осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах, в том числе в интересах модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, разработки и создания инновационных технологий и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения» (цитата из закона, на основании которого в 2012 году был создан ФПИ). Так что, судя по всему, эта штука полетит.

Сколько в комментариях сегодня вспоминали Буран....

Возможно это ответ на это

  который уже более 10 лет рисуют на картинках

triage

Жалко не уточняют космодром запуска и аэродром при космодроме в 2022 году.

triage

#1386
"Эксперты из экспертных СМИ"
Цитироватьhttps://riafan.ru/1063548-vse-genialnoe-prosto-ekspert-ocenil-vozvrashaemuyu-raketu-rossii
...
«Российский проект будет разительно отличаться от того, на чем летает компания SpaceX. После отделения их разгонные блоки двигаются по баллистической траектории в сторону специальной платформы. Далее включается основной двигатель, который гасит скорость, и как раз в этот момент первая ступень затрачивает очень много энергии. Российский вариант будет, как самолет, использовать заданный ранее импульс, чтобы скорректировать свой полет и приземлиться на ВПП. А это значит, что ему не обязательно брать с собой много топлива, и это позволит еще больше снижать стоимость запуска», - заявил в интервью корреспонденту Федерального агентства новостей российский астроном Николай Лагин.

«Ну смотрите, Маску (американскому инженеру и миллиардеру Илону Маску. — Прим. ФАН) для посадки ракеты требуется резервировать место под топливо в разгонном блоке, что снижает массу полезной нагрузки как минимум на 30 %. У нас же такого не будет, так как корпус ракеты будет обладать крыльями. К тому же возвращаемым ступеням SpaceX приходится ставить оборудование для ориентации, и вообще их блоки садятся хвостом вниз, что требует значительных расчетов. Это сложно. У нас же, наоборот, все просто: отделился, выпустил крылья и сел, как самолет, на ВПП. Все гениальное — просто», — заключил эксперт.
...

Цитироватьhttps://riafan.ru/1056749-glavnoe-ne-zatyagivat-ekspert-rasskazal-kak-rossii-vernut-palmu-pervenstva-v-kosmose
14 Мая 2018
...
сообщил в интервью корреспонденту ФАН научный обозреватель телеканала «Культура» Александр Галкин.

«При этом Рогозин называет очень и очень оптимистичные цифры по датам первого пуска таких блоков — 2024 год. Это семь лет, однако я считаю, что времени для реализации подобных планов потребуется больше, лет десять, как минимум, и кто знает, как за это время изменится мировая космонавтика. Но я уверен, что Маску не хватит трех лет на его планы по снижению стоимости запуска, это тоже очень оптимистичный прогноз, ведь инженерия — это дело сложное, требующее кропотливых расчетов и постоянных испытаний, которые не проводятся по одному щелчку пальцев», — продолжает собеседник ФАН.

В свою очередь российский астроном Николай Лагин уверен, что на разработку российских возвращаемых ступеней уйдет чуть меньше десяти лет.

«Если сделать, как предлагает Рогозин, с раскрываемыми после отстыковки крыльями и посадкой по самолетному, то у нас есть шанс быстрее вернуть себе пальму первенства. Тем более есть наработки по программному обеспечению МТКК «Буран», который после полета в космос садился на аэродром в автоматическом режиме. Технологии позволяют, главное — не затягивать», — заключил Лагин.

Цитироватьhttps://russian.rt.com/russia/article/519583-rossiya-mnogorazovie-raketi

Испытания российской многоразовой космической ракеты-носителя могут начаться уже в 2022 году. Совместную работу над проектом ведут «Роскосмос» и Объединённая авиастроительная корпорация, на сегодняшний день готова предварительная техническая документация. Создать дешёвую многоразовую ракету пытались и в США, и в СССР. Оба проекта оказались неудачными: каждый запуск обходился в астрономическую сумму. По мнению экспертов, сейчас у России достаточно опыта, кадров и технических средств, чтобы реализовать такой проект.
...


Как пояснил Сатовский, при разработке ракеты конструкторы изучили технические решения, применённые в своё время в проекте многоразового ускорителя «Байкал».

Дорогое удовольствие

Проект многоразового ускорителя «Байкал» для первой ступени ракеты-носителя «Ангара» был разработан ГКНПЦ имени М.В. Хруничева и НПО «Молния» в начале 2000-х годов. По замыслу разработчиков, после выполнения своей задачи ускоритель должен вернуться на обычную самолётную взлётно-посадочную полосу по принципу беспилотного летательного аппарата.

Макет проекта был представлен международным экспертам ещё в 2001 году на авиакосмическом салоне в Ле Бурже. Как рассказал тогда прессе представитель ГКНПЦ имени Хруничева, хотя аналогичные разработки велись в ряде стран, России удалось на тот момент продвинуться в них дальше всех.

Существует также альтернативный проект ракеты-носителя «Россиянка», разрабатываемой ГРЦ имени В.П. Макеева. В 2011 году «Роскосмос» разместил заказ на разработку эскизного проекта многоразовой ракетно-космической системы первого этапа — МРКС-1.

«Такая система выведения (многоразовая. — RT), по нашему мнению, экономически обоснованна и перспективна. Мы работаем над устранением недостатков многоразовых космических кораблей, разработанных ранее, — их высокой стоимостью межполётного обслуживания и тяжёлой теплозащитой», — цитировали «Известия» замгендиректора Центра Хруничева.

В конкурсе приняли участие два проекта — ракеты-носителя «Россиянка», разрабатываемой ГРЦ имени Макеева, и «Байкал-Ангара» ГКНПЦ имени Хруничева, который в итоге и выиграл тендер. Однако впоследствии проект не получил развития, отмечают эксперты.

Эволюция многоразовых ракет-носителей продолжается уже около полувека. Ещё в 1976 году в СССР был начат проект по разработке многоразовой транспортной ракеты «Энергия-Буран», однако в начале 1990-х годов программа была закрыта — её единственным детищем стал запуск корабля «Буран» в 1988 году.
...
В России также продолжаются работы по созданию и совершенствованию многоразовых средств выведения. В 2016 году профильный департамент был создан в Центре Хруничева. По словам экспертов, есть целый перечень факторов, благодаря которым сегодня создание многоразовых ракет стало возможным.
...
Как-то Хруничева в это время "убивают"

Дмитрий Инфан

Цитироватьpnetmon пишет:
Жалко не уточняют космодром запуска и аэродром при космодроме в 2022 году.
Из Плесецка, скорее всего.

triage

ЦитироватьКаждый управляемый блок рассчитан на 50 полетов без замены маршевых двигателей, работающих на криогенном топливе "жидкий кислород — сжиженный метан".
 http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum13/topic13935/message1776514/#message1776514
Цитироватьhttps://globenewswire.com/news-release/2018/06/04/1516509/0/en/First-Engine-Assembled-for-DARPA-and-Boeing-Reusable-Experimental-Spaceplane.html 

First Engine Assembled for DARPA and Boeing Reusable Experimental Spaceplane 
...
The AR-22 engine is capable of generating about 375,000 pounds (170,097 kg) of thrust and was designed to fly 55 missions with service every 10 missions. This reusability feature makes the AR-22 ideally suited for Phantom Express. 
...
Такая незначительная разница по использованию двигателя в похожей многоразовой системе...

triage

https://vz.ru/society/2018/6/4/926025.html

Нарезка цитат, а то все в кучу где итоговый всегде Ионин

Иван Моисеев
Цитировать«В схеме, предложенной для «Байкала», нужен дополнительный двигатель. Его нужно разработать, его нет в природе. И его нужно нести с собой. Разработка стоит дорого, весит он много. Плюс крылья еще нужны и специально оборудованный аэродром», – заявил газете ВЗГЛЯД руководитель Института космической политики Иван Моисеев. С одного взгляда на схему можно сказать, что это не будет востребовано, уверен эксперт.
...
Разработка возвращаемых ракет – «это мировой тренд, мода, если хотите», отметил Моисеев. Созданием сверхлегкой ракеты для вывода малых нагрузок занимаются США, Китай, Европа. Однако «у нас таких малых нагрузок мало. В мире их много, но все они уже расписаны», подчеркнул эксперт. Так что возникает вопрос – сколько это будет стоить и зачем это нужно? Эксперт напомнил, что, «когда мало запусков, это становится сплошным убытком».
...
Кроме того,
Цитировать«если сравнить с аналогичной системой SpaceX, то предлагаемая система тяжелее, дороже и менее надежна»,
считает Моисеев. Взять за образец «Байкал» и сделать из него на бумаге одну ракету можно. Однако технология с возвращением на крыльях «принципиально хуже» технологии Маска, полагает Моисеев. Он пояснил, что Маск задействовал тот двигатель, который использовался для разгона, то есть в обратном направлении он уже действует как посадочный.
...
Конечно насчет количества нагрузок откуда известно?....

Андрей Ионин
Цитировать...
Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Андрей Ионин придерживается другого мнения. «Иногда технологии рождаются, но их время еще не пришло», – рассказал он газете ВЗГЛЯД. По этой причине проект «Байкал – Ангара» в свое время и не реализовался. Кроме того, возвращаемые ступени имеют смысл, когда есть большой грузопоток и благодаря им можно снизить стоимость пуска. В 2000-е годы большого грузопотока не было, указал он.
...
За возвращаемыми ступенями стоит экономический смысл, уверен Ионин. Тем не менее он также подчеркнул, что для этого нужен большой грузопоток.
...
Однако у системы посадки на крыльях могут быть даже свои преимущества, считает Ионин. «У каждой технологии есть свои плюсы и минусы. Это все равно что сравнивать Ferrari с трактором, на трассе лучше первый, а на вспаханном поле – второй», – отметил он.

ZOOR

Цитироватьtestest пишет:
ЦитироватьVeganin пишет:
ЦитироватьИван Моисеев пишет:
ДОР приступил к выполнению своей миссии на новом рабочем месте.
ДОР решил поиграть в генерального конструктора прорывных, с его точки зрения, комплексов. Не имея технического образования и обосновывая принятые технические решения не расчетом, а "Я так вижу!".
Вместо того чтобы быть третьим-пятым в использовании проверенного решения - вертикальная посадкиа ступени на собственных движках, решил использовать куда более сложное чтобы весь мир ахнул от изумления - crazy russians сделали горизонтальную. Т.е. в основе принятого решения поддерживать самолетную посадку - пиар и желание славы  :(  
Полностью согласен.

Кто-нибудь может объяснить, почему сначала от Байкала пришли к МРКС-1, а теперь волевым решением ДОРа о5 рассматривают схему с поворотным крылом?
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

mihalchuk

ЦитироватьZOOR пишет:

Кто-нибудь может объяснить, почему сначала от Байкала пришли к МРКС-1, а теперь волевым решением ДОРа о5 рассматривают схему с поворотным крылом?
МКРС-1 - более ранняя идея, чем Байкал. Поворотное крыло хорошо и удобно для мелких блоков.

Василий Ратников

Цитировать«Если сделать, как предлагает Рогозин, с раскрываемыми после отстыковки крыльями и посадкой по самолетному, то у нас есть шанс быстрее вернуть себе пальму первенства. Тем более есть наработки по программному обеспечению МТКК «Буран», который после полета в космос садился на аэродром в автоматическом режиме. Технологии позволяют, главное — не затягивать», — заключил Лагин.
ура !
снять третью ступень с Протона за 3 года не смогли, а тут то все в разы проще, управятся мгновенно.

PS имхо самое трудно в том что бы быть провластным экспертом это не ржать в лицо журноламеру когда несешь свой бред про сроки  и шансы  вернуть себе пальму первенства.

Salo

Просто вернулись к демонстратору, который предлагался с четырьмя метановыми РД0162СД.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

blik

ЦитироватьК тому же возвращаемым ступеням SpaceX приходится ставить оборудование для ориентации, и вообще их блоки садятся хвостом вниз, что требует значительных расчетов. Это сложно

Сложно. Карл !!!
 
какие прекрасные люди
уходят корабли за горизонт

mihalchuk

Цитироватьblik пишет:
ЦитироватьК тому же возвращаемым ступеням SpaceX приходится ставить оборудование для ориентации, и вообще их блоки садятся хвостом вниз, что требует значительных расчетов. Это сложно

Сложно. Карл !!!
 
какие прекрасные люди
С расчётами действительно сложно. Без расчётов, методом проб и ошибок, проще.

Astro Cat

Цитироватьmihalchuk пишет:
Поворотное крыло хорошо и удобно для мелких блоков.
Угу. А к нему еще хвостовое оперение, шасси и ВРД. Плюс усиление корпуса ракеты для горизонтальной посадки. Все это будет весить треть ракеты?

Neru

ЦитироватьAstro Cat пишет:
Все это будет весить треть ракеты?
Если задаться целью возвратить первую многоразовую ступень - то и у СпейсХ топливо на возврат около трети веса ступени. 
Но считают то не только это топливо, стоимость которого на самом деле невелика - вся заправка первой ступени Falcon 9 по российским оптовым ценам (сам считал) - около 105 тыс. долл. а треть от этого - 35 тыс. долл.
Кроме топлива есть затраты на логистику обратной доставки к космодрому, на содержание и амортизацию посадочных площадок и т.д. и т.п.
Кроме прочего - сама разработка и последующая отладка-доводка многоразовости - не дешевое занятие. 
Что то мне подсказывает, что у нас упираются в самолетную схему ... что бы в будущем крупногабаритные ступени сами с завода, по-самолетному до космодрома доставлялись.

ZOOR

ЦитироватьNeru пишет:
Что то мне подсказывает, что у нас упираются в самолетную схему ... что бы в будущем крупногабаритные ступени сами с завода, по-самолетному до космодрома доставлялись.
Давайте уж сразу с завода в космос ПН запускать ...........
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Георгий

ЦитироватьZOOR пишет:
с завода в космос ПН запускать ...........
если у вас завод на экваторе стоит, а лучше около - на Кении или Килиманджаро (5000+ м), то можно и оттуда