Отечественные спутники связи

Автор mescalito, 12.12.2006 18:10:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ОАЯ

Небольшая длина тз на бомбу объяснима: по этому тз не работать конкретно, а задать тз на плутоний, уран235, взрыватели, которые потянут за собой тз на КИП, материалы, различные системы и элементы. С каждым этапом тз будет становиться все толще и толще.

STS

тамже по русски написано ТТЗ а не ТЗ
ТТЗ - что хотелось бы получить
ТЗ - конкретно что нужно сделать чтобы получить то что хотелось бы

ТТЗ - готовит заказчик - слабо разбирающейся в вопросе
ТЗ - готовит проектировщик\+исполнитель -  сильно разбирающейся в вопросе
!

Старый

ЦитироватьSTS написал:
ТЗ - конкретно что нужно сделать чтобы получить то что хотелось бы
ТЗ - готовит проектировщик\+исполнитель -  сильно разбирающейся в вопросе
Опанки! ТЗ пишет исполнитель сам себе? А зачем? 
 И вообще это получается что ТЗ это нечто типа предэскизного проекта? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

G.K.

ЦитироватьКак вы думаете: какой длины может быть ТЗ на две атомные бомбы?
Это не ТЗ на бомбы. Это ТТЗ. "нам надо" от заказчика.

ЦитироватьСтарый написал:
Опанки! ТЗ пишет исполнитель сам себе? А зачем?

Не совсем сам себе. Это совместный документ заказчика и исполнителя. Закрепляющий, что должно быть достигнуто в итоге.

Немного упрощённый пример:
Заказчику одной суровой ракеты из 80-ых надо, что бы ракета могла стартовать при непоражающем ядерном взрыве по ПУ и пройти зону высотной блокировки. Но это просто слова. Без цифр и конкретики.

Проектировщик напишет что-то вроде "изделие должно выдерживать: ударную волну с таким-то давлением на фронте, дозу гамма-излучения такую-то, нейтронный поток такой-то, воздействия мягкого рентгена такой-то интенсивности, механические воздействия от крупных частиц грунта такой-то массы и скорости", ну и так далее.

То есть изначально от заказчика приходит документ в стиле "что мы хотим" крупными мазками, а потом формируется и согласуется документ состоящий, по большей части, из "какие численные значения каких параметров надо обеспечить для реализации того, чего вы хотите". Часть из них будет не задаваться напрямую, а даваться как ссылки на другие документы, но суть именно такая.

ЦитироватьИ вообще это получается что ТЗ это нечто типа предэскизного проекта?  
Это очень серьёзные документ, который потом влияет на всю работу. И его проработка – действительно очень важная и сложная работа. По поводу глубины проработки – это сильно зависит от конкретной области и проектировщика.
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AtceJ_4vZ7mSdDV4QWVVdEY0RXRFQUc0X05RZjFpN1E#gid=10
Планы пусков. Обновление по выходным.

G.K.

ЦитироватьСтарый написал:
Ктото здесь говорил о длине ТЗ на современные спутники связи.
 Как вы думаете: какой длины может быть ТЗ на две атомные бомбы? Вот:
Раз уж за пример взяты материалы с того сайта, то вот пример ТЗ на взрыватель.

Оно, вежливо говоря, слабовато по меркам более поздних времён, нет ни механики, ни стойкости к спецфакторам, ни ещё двух десятков пунктов, как минимум, но это хоть на что-то похоже. Возможно, что в те времена так писали вообще все ТЗ и сравнивать их с современными смысла не имеет.
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AtceJ_4vZ7mSdDV4QWVVdEY0RXRFQUc0X05RZjFpN1E#gid=10
Планы пусков. Обновление по выходным.

Старый

ЦитироватьG.K. написал:
 
ЦитироватьСтарый написал:
Ктото здесь говорил о длине ТЗ на современные спутники связи.
 Как вы думаете: какой длины может быть ТЗ на две атомные бомбы? Вот:
Раз уж за пример взяты материалы с того сайта, то вот пример ТЗ на взрыватель.
 
Оно, вежливо говоря, слабовато по меркам более поздних времён, нет ни механики, ни стойкости к спецфакторам, ни ещё двух десятков пунктов, как минимум, но это хоть на что-то похоже. Возможно, что в те времена так писали вообще все ТЗ и сравнивать их с современными смысла не имеет.
Может быть поэтому тогда всё делалось за месяцы а теперь за годы? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

thunder26

ЦитироватьG.K. написал:
Проектировщик напишет что-то вроде "изделие должно выдерживать: ударную волну с таким-то давлением на фронте, дозу гамма-излучения такую-то, нейтронный поток такой-то, воздействия мягкого рентгена такой-то интенсивности, механические воздействия от крупных частиц грунта такой-то массы и скорости", ну и так далее.
По данным факторам будет скорее  одна фраза: «В соответствии с частной моделью воздействия». Нет необходимости тащить это в явном виде в ТЗ.
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

STS

#2287
ЦитироватьСтарый написал:
Опанки! ТЗ пишет исполнитель сам себе? А зачем?  И вообще это получается что ТЗ это нечто типа предэскизного проекта?  
ТТЗ - хотелки заказчика
ТЗ  - первый этап проектирования, трансляция ТТЗ в ТЗ с учетом реалий предметной области о которых заказчик естественно понятие не имеет, а имеет исполнитель, то на что (сделать) подписывается исполнитель.
ТП Техническое предложение  (Предэскизный проект) - уже второй этап - описание как сделать то что описано в ТЗ
!

G.K.

ЦитироватьСтарый написал:
Может быть поэтому тогда всё делалось за месяцы а теперь за годы?  
Эпоха была другая, всё было впервые.
Одна фраза "При испытаниях устанавливаются эксплуатационные характеристики изделия" в программе государственных летных испытаний (!) говорит о многом.

На всех уровнях, от управления и связи и до этих самых взрывающих штук всё было... иначе. Сравните 8К71 и 15А18М. А прошло немногим меньше 30 лет.
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AtceJ_4vZ7mSdDV4QWVVdEY0RXRFQUc0X05RZjFpN1E#gid=10
Планы пусков. Обновление по выходным.

Старый

ЦитироватьG.K. написал:
Сравните 8К71 и 15А18М. А прошло немногим меньше 30 лет.
Именно об этом я и говорю.Тогда нужно было достать Америку, а спустя 30 лет - распилить денег на совершенно никому не нужном изделии. Принципиальная разница в целях и задачах определяет принципиальную разницу в методах и сроках. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

AKr

ЦитироватьG.K. написал:
Раз уж за пример взяты материалы с того сайта, то вот пример ТЗ на взрыватель.
А где требования (ТЗ на взрыватель к атомной бомбе) по экологической безопасности?
ПЗ (ВП) точно завернет это ТЗ согласно положению РК-98 (РК-11).

G.K.

ЦитироватьAKr написал:
А где требования (ТЗ на взрыватель к атомной бомбе) по экологической безопасности?
ПЗ (ВП) точно завернет это ТЗ согласно положению РК-98 (РК-11).
Это сарказм? :)
Какое отношение РК-98 имеет к ТЗ 1946 года?
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AtceJ_4vZ7mSdDV4QWVVdEY0RXRFQUc0X05RZjFpN1E#gid=10
Планы пусков. Обновление по выходным.

Старый

ЦитироватьAKr написал:
 А где требования (ТЗ на взрыватель к атомной бомбе) по экологической безопасности?
:D  :D  :D 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

G.K.

#2293
ЦитироватьСтарый написал:
 
ЦитироватьAKr написал:
 А где требования (ТЗ на взрыватель к атомной бомбе) по экологической безопасности?
:D  :D  :D  
Где-то в библиотека Росатома была книга про изготовление источников нейтронов на полонии. Вот это была дофига неэкологичная технология, с переоблучением работников и т.п. Но было НАДО. Потом, конечно, их на трубки заменили.
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AtceJ_4vZ7mSdDV4QWVVdEY0RXRFQUc0X05RZjFpN1E#gid=10
Планы пусков. Обновление по выходным.

AKr

ЦитироватьG.K. написал:
Это сарказм? Какое отношение РК-98 имеет к ТЗ 1946 года?
Конечно сарказм.
  Это пример того, что 30-80 лет назад ответственность и компетентность заказчика и исполнителя позволяла при таких ТЗ делать технологический прорыв.
  Сейчас между Роскосмосом (Заказчиком) и предприятиями-изготовителями (Исполнителями) имеется чисто бюрократическая прокладка по контролю за исполнением госзаказа, деятельность которой как бы регламентируется огромным количеством документов, а на самом деле является:
1. инструментом  обеспечения правовой безопасности Заказчика и его гарантом непричастности в срыве госзаказа; 
2. инструментом давления на Исполнителя на основе телефонного права Заказчика.
Именно поэтому эта "прокладка" генерирует замечания типа:
- "угол разворота шлица шурупов на изделии не соответствует их положению на чертеже" или
- "отсутствует сертифицированное средство проверки угла наклона шрифта "курсив" в представленном ТЗ".
О необходимом размере полей на документе слева и справа, надеюсь все знают? А про дырку в космическом аппарате?
   Кстати, а как у Илона Маска с военной приемкой?

thunder26

ЦитироватьAKr написал:
 
ЦитироватьG.K. написал:
Это сарказм? Какое отношение РК-98 имеет к ТЗ 1946 года?
Конечно сарказм.
  Это пример того, что 30-80 лет назад ответственность и компетентность заказчика и исполнителя позволяла при таких ТЗ делать технологический прорыв.
  Сейчас между Роскосмосом (Заказчиком) и предприятиями-изготовителями (Исполнителями) имеется чисто бюрократическая прокладка по контролю за исполнением госзаказа, деятельность которой как бы регламентируется огромным количеством документов, а на самом деле является:
1. инструментом  обеспечения правовой безопасности Заказчика и его гарантом непричастности в срыве госзаказа;
2. инструментом давления на Исполнителя на основе телефонного права Заказчика.
Именно поэтому эта "прокладка" генерирует замечания типа:
- "угол разворота шлица шурупов на изделии не соответствует их положению на чертеже" или
- "отсутствует сертифицированное средство проверки угла наклона шрифта "курсив" в представленном ТЗ".
О необходимом размере полей на документе слева и справа, надеюсь все знают? А про дырку в космическом аппарате?
   Кстати, а как у Илона Маска с военной приемкой?
Каждое предприятие имеет того представителя Заказчика, которое оно заслуживает. Подумайте об этом на досуге.
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

AKr

#2296
Цитироватьthunder26 написал:
Каждое предприятие имеет того представителя Заказчика, которое оно заслуживает. Подумайте об этом на досуге.
ЦитироватьАнекдот:
Приходит посыльный к генералу  и говорит:
- У меня к тоби пакет.
- Не к тоби , а к Вам!
- Ну я и говорю к тоби.
- Вот дурак. Пусть в следующий раз умного пришлют!
- Умных к умным, а меня к тоби.

Еще 20 лет назад у военпреда можно было узнать где провод перепаивали и какие трудности могут возникнуть при стыковке одного прибора с другим. Бюрократизация и деградация военприемки это факт и метка нынешнего времени, обусловленная прежде всего гласными и негласными требованиями больших начальников.
Оба примера о военпредах с разных предприятий, и не там где я работал. 

P.S.  Каждое предприятие имеет того директора, который его имеет ...

кукушка

МОСКВА, 12 ноя - РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин ратифицировал соглашение СНГ об использовании систем спутниковой связи военного назначения и их дальнейшем совершенствовании, документ размещен на официальном интернет-портале правовой информации.

Документ подписан Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией 6 июня 2018 года в Кызыле. Соглашение призвано повысить надежность управления вооруженными силами стран СНГ, организации взаимодействия между ними с использованием систем спутниковой связи военного назначения.

С учетом технических характеристик, заложенных в единую систему спутниковой связи Вооруженных сил РФ, совместная работа наземных средств возможна только при наличии в вооруженных силах государств-участников СНГ станций спутниковой связи, принятых на снабжение ВС РФ.


Координация деятельности по реализации соглашения возлагается на Совет министров обороны государств-участников СНГ, а сотрудничество будет осуществляться через министерства обороны соответствующих государств.
https://ria.ru/20191112/1560865258.html

zandr

https://www.comnews.ru/content/202370/2019-11-18/2019-w47/lider-indeksa-schastya
ЦитироватьЛидер индекса счастья
Ле­онид Ко­ник  © Cтандарт  18.11.2019
Накануне конференции SATCOMRUS, которую ежегодно проводит ФГУП "Космическая связь" (ГПКС), генеральный директор предприятия ‌‌Юрий Прохоров рассказал главному редактору "Стандарта" ‌‌‌Леониду Конику о состоянии дел, планах и роли орбитальной группировки "Экспресс" в программе "Сфера", а также поделился взглядом на место спутниковых операторов в сетях 5G.

Мировой рынок фиксированной спутниковой связи вошел в стадию стагнации. При этом финансовые показатели ФГУП "Космическая связь" в последние годы растут. В чем причина того, что предприятие чувствует себя "лучше рынка"?
Спойлер
Пять лет назад, при разработке стратегии ­предприятия, мы поставили перед собой амбициозную задачу: войти в пятерку лучших мировых операторов. Эта задача не дает нам успокаиваться, и мы прикладываем максимальные усилия для ее достижения. Добиваться выполнения этой задачи нам позволяют, прежде всего, наши специалисты технического и коммерческого департаментов – ​в ГПКС сложился сплоченный коллектив. В последние несколько лет коммерческий блок внес значительный вклад в методы и подходы работы на непростом рынке. Важную роль для нас – ​как оператора для операторов – ​играет сеть партнеров, дистрибьюторов и интеграторов. Мы смогли существенно диверсифицировать пакет услуг – ​и по географическому признаку, и по вертикали. Полезная нагрузка наших новых спутников обладает определенной гибкостью, что позволяет подстраиваться под потребности клиентов. Отдельное направление для нас – ​развитие услуг с добавленной стоимостью (VAS): в эту сторону движутся все операторы в мире, понимая, что традиционный подход к проникновению на рынок (продажа спутниковой емкости) возможностей роста почти не оставляет.
В конце 1990‑х годов, задолго до насыщения рынка мобильной связи, основатель сотовой компании "ВымпелКом" Дмитрий Борисович Зимин сказал гениальную фразу: "На ограниченном рынке не может быть сколь угодно успешных операторов". Спутниковые операторы тоже пришли к ситуации, когда профицит емкости сложился и позиции на рынке распределены, теперь рост возможен только за счет VAS. Среди услуг с добавленной стоимостью наиболее привлекательны и стабильны сервисы ТВ-вещания. Благодаря группировке ГПКС телеканалы первого и второго мультиплексов распространяются по всей стране, причем с конца 2018 года вещание идет на 11 временных зон (вместо прежних семи). Теперь все граждане РФ могут смотреть ту временную версию ТВ, которая соответствует региону их проживания, – ​в этом большая заслуга и РТРС, и ГПКС. Также наша инфраструктура обеспечивает доступность непосредственного телевизионного вещания по всей стране. Клиентами ГПКС в этом сегменте являются все крупные игроки: "Триколор", "НТВ-Плюс" и "Орион-Экспресс".
Состояние орбитальной ­группировки и активная работа на международных рынках позволили ГПКС обеспечить присутствие в 58 странах мира. Это и традиционные уже для нас государства Европы и Ближнего Востока, а также новые – ​ГПКС вышла на рынки субэкваториальной Африки, Южной Азии, Латинской Америки. Доля зарубежных продаж в общей выручке ГПКС уже превышает 50 %.
Все это позволяет нам наращивать выручку: в последние три года ежегодный прирост составлял 9 %, и это на фоне стагнации, а то и отрицательных показателей роста большинства операторов спутниковой связи в мире. Услуги с добавленной стоимостью у нас в последние два года показывали годовые темпы роста свыше 30 %.
Более 80 % нашей клиентской базы – ​это операторы, с которыми ГПКС работает 10‑15 лет. Такая стабильная модель позволяет нам уверенно себя чувствовать при привлечении кредитов на новые космические аппараты (КА). Предприятие создает почти все спутники за счет собственных средств – ​исключение составили лишь "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6", которые субсидировались в рамках федеральной целевой программы по развитию телерадиовещания в России. Все последующие космические аппараты серии "Экспресс" – ​АМ7, АМ8, АТ1, АТ2, АМУ-1, к сожалению, потерянные при запуске АМ4 и АМ4R, а также находящиеся в производстве "Экспресс-80", "Экспресс-103", АМУ-3 и АМУ-7 – ​ГПКС профинансировало без привлечения средств из федерального бюджета.
[свернуть]
Каков прогноз выручки ГПКС на 2019 год?
Спойлер
Исходя из результатов первого полугодия, служба развития бизнеса нашего предприятия ожидает роста выручки за этот год на уровне результатов 2018 года. Наряду с привычными ­сферами, мы следим за развитием сетей 5G и определением места в этом процессе операторов спутниковой связи. Я не исключаю появления систем спутниковой связи, которые будут предоставлять 5G непосредственно из космоса. Их создание мы обсуждаем с ведущими производителями спутниковых систем, понимая, что они должны быть глубоко интегрированы в существующие и строящиеся наземные сети беспроводной связи.
Еще одно важное для нас направление – ​спутниковая связь на подвижных объектах, прежде всего на судах, в том числе и ледового класса.
Наш перспективный проект – ​спутниковая группировка "Экспресс-РВ" на высокоэллиптической орбите (ВЭО). Его мы позиционируем как инфраструктурный, социально значимый и крайне важный для экономического развития нашей страны, в частности, для решения задач цифровой экономики. Сложно измерить экономическую эффективность этого проекта традиционными методами. Обычно для такой оценки используются простые линейные модели (как быстро вернутся вложенные инвестиции, окупится ли проект) и никто не пытается рассчитать межотраслевые коэффициенты (что даст появление телекоммуникационной услуги там, где связь пока отсутствует, для развития других отраслей). Точно так же финансовый эффект от общедоступности ­навигационного поля, которую обеспечивает группировка ГЛОНАСС, "в лоб" оценить невозможно, но услуги, оказываемые на основе геоинформационных сервисов, позволяют многим компаниям работать более эффективно, а соответственно, платить больше налогов. Так что возвратность вложений в такие инфраструктурные проекты, будучи впрямую ­неочевидной, опосредованно оказывается очень существенной.
Марк Иосифович Кривошеев как-то говорил мне: "Я оцениваю важность той или иной системы по количеству людей, которых она делает счастливыми. Вы работаете в удивительной компании, потому что ГПКС делает счастливыми миллионы людей – ​предоставляя возможность смотреть телевизор, разговаривать по телефону, выходить в Интер­нет". Благодаря ­системе "Экс­пресс-РВ" очень много людей станут счастливыми. Достаточно вспомнить о радиовещании: КВ-вещание уходит в прошлое, и любой дальнобойщик или машинист поезда, покинув пределы города, как, впрочем, и многие постоянные жители удаленных регионов, не имеет возможности слушать радио. А "Экс­пресс-РВ" обеспечит радиовещание повсеместно.
Проект "Экспресс-РВ" предоставит возможности ШПД на подвижных объектах в районах Крайнего Севера, телевизионное вещание, и в какой-то мере позволит решить проблему геостационарной орбиты: она сильно загружена и на ней тяжело скоординировать радиочастоты. Поэтому развитие рынка спутниковой связи пойдет в направлении негеостационарных систем – ​на низкой, средней орбитах, а также на ВЭО, которая наиболее точно отвечает специфике и географии российского рынка. Пока слабое место в этом проекте – ​абонентские терминалы, и мы активно работаем в этом направлении.
[свернуть]
Как выглядят для ГПКС перспективы получения пусковых услуг, оплаченных федеральным бюджетом, после вывода на орбиту спутников "Экспресс-80" и "Экспресс-103"?
Да, для вывода этих двух космических аппаратов мы задействуем "заменную" ракету, которая специальным постановлением правительства была заложена в Федеральной космической программе (ФКП) после аварии при запуске спутника "Экспресс-АМ4R". В соответствии с контрактом, запуск КА "Экспресс-80" и "Экспресс-103" планировался в конце этого года, но, оценивая текущее состояние работ над проектом и готовность КА, предполагаю, что осуще­ствить его удастся только в начале 2020 года. Что касается последующих спутников – ​в 2019 году Рос­кос­мос разработал проект концепции программы "Сфера". Этот документ, в частности, предусматривает создание средств выведения для развертывания группировки "Экспресс-РВ" и запуска геостационарных спутников "Экспресс": все они рассматриваются как компоненты "Сферы". Я надеюсь, что до конца 2019 года эта программа пройдет все необходимые согласования. Важно, что "Сфе­ра" – ​это не проект, а программа, которая сводит на единую платформу все полезные и значимые космические проекты в ДЗЗ, навигации и связи. Это даст возможность взаимопроникновения и взаимодополнения проектов, а также технологический толчок и кумулятивный эффект. При этом программа не подразумевает сваливание всех проектов: каждый ее компонент самодостаточен и формируется в интересах определенных заказчиков, но все направлено на достижение единых целей.

Как обстоят дела с ракетами для запуска спутников, следующих за "Экс­пресс-80" и "Экспресс-103": АМУ‑3, АМУ‑7 и АМУ-4? Они успеют попасть в программу "Сфера"?
Вопрос по средствам выведения для этих трех спутников открыт. Если следовать букве ФКП, для них предусмотрены ракеты "Ангара", но реалии ­таковы, что космодром Восточный, с которого эти спутники должны были лететь, в требуемые сроки, скорее всего, готов не будет. Федеральное агентство связи в тесном контакте с Роскосмосом и правительством РФ занимается этим вопросом. Основная задача ФГУП "Космическая связь" – ​своевременно заказывать КА связи и вещания, минимизировать затраты на предоставление услуг, уменьшить риски потери космических аппаратов при выводе на орбиту, а также решить еще один важный вопрос – ​страхования рисков запуска и первого года эксплуатации КА на орбите.

Но ведь каждый спутник изготавливается с учетом ракеты, на которой запланирован его запуск.
Понимая ситуацию, мы в конкурсной и технической документации на все последние космические аппараты указали, что определим средства выведения с некоторым запозданием. Соответственно, и адаптация спутника под ракету-носитель переносится на более поздний срок. Хотя больших отличий нет. В свое время, когда начались коммерческие запуски на ракете "Протон", была проведена большая работа по созданию универсального адаптера. И все западные производители космических аппаратов добились их инвариантности к любому средству выведения: хоть Ariane, хоть Delta, хоть "Протон". На "Протонах" запускались спутники производства Thales Alenia Space, Astrium (Airbus), Lockheed Martin, Boeing, и ни у кого проблем не возникало. Если вспомнить историю группировки Iridium, то сразу семь ее спутников было запущено на ракете "Протон", с применением супер-адаптера, который "расталкивал" их в разные стороны по орбите. Эта ракета с точки зрения конструктива очень хороша и отработана. Сейчас страховщики просят за страхование запуска на "Ангаре" 35‑40 % от стоимости спутника – ​против 16 % при использовании "Протона" или 5‑6 % при выводе КА на ракете Ariane. А стоимость страховки превращается в тариф для конечного пользователя. Поэтому в вопросах выбора ракет важно не допустить ошибок, иначе у нас есть риск потери конкурентоспособности на ­мировом рынке.

Компания Saturn Satellite Networks, в содружестве с МОКС "Интерспутник", запустила программу NationSat – ​создание небольших спутников связи и вещания для отдельных государств, не входящих в "клуб космических держав", и их вывод в орбитальные позиции, скоординированные "Интерспутником". ГПКС является крупнейшим собственником "Интерспутника" и должно быть заинтересовано в росте его бизнеса, но, с другой стороны, новые космические аппараты категории NationSat могут создавать предприятию прямую конкуренцию. Как разрешить эту дилемму?
Спойлер
Стоит вспомнить, что вообще идеология малых КА родилась в России: название спутников "Экспресс-МД1" и "Экспресс-МД2", которые для ГПКС сделал "Хруничев", расшифровывалось как "малый дополнительный" – ​их целью было защитить частотный ресурс в тех орбитальных позициях, которые Россия могла потерять. Частью идеи была высокая серийность таких КА и возможность выбрать модуль полезной нагрузки исходя из задачи. Сейчас такая вариативность упростилась за счет использования гибких полезных нагрузок с цифровой обработкой сигнала на борту космического аппарата.
Стоимость КА сильно зави­сит от его продолжительности жизни на орбите, причем рост стоимости экспоненциален: чем дольше должен прослужить спутник на орбите, тем более дорогие компоненты нужно заложить при его создании. Оптимальный срок активного существования (САС) 15‑20 лет назад оценивался нами для аппаратов подобного класса в шесть с половиной лет. Схожую идеологию в свое время использовали японские производители автомобилей: масла в коробке передач было ровно столько, сколько машина должна проехать.
Я полагаю, что Том Чой (глава ­Saturn Satellite Networks и бывший гендирек­тор спутникового оператора ABS, – ​прим. "Стандарта") имеет далеко идущие планы. Возможно, он движется в сторону бизнес-модели авиакомпаний, у которых нет своих аэропортов и даже самолетов (все они – ​в лизинге) – ​компания сфокусирована на оказании конечной услуги пассажиру. И если Чою удастся добиться серийного выпуска спутников с цифровой полезной нагрузкой, он сможет предоставить любому заказчику необходимую именно ему конфигурацию. Если же он смотрит на создание отдельных точечных аппаратов, то вопрос в том, сможет ли он через некоторое время преодолеть классическую "долину смерти". А добиться серийности непросто: помимо профицита орбитально-частотного ресурса в мире, на орбите находится немало HTS-аппаратов с длинным САС. Решение NationSat гораздо интереснее, чем то, что предлагают низкоорбитальные системы: не нужно создавать сотни и тысячи малых аппаратов – ​для них просто нет рынка.
Первый спутник этой серии – ​Nation­Sat-98E – ​даст "Интерспутнику" ­новый вид бизнеса и новые возможности по использованию орбитально-частотного ресурса, которым располагает организация.

Как идет работа по соглашению о сотрудничестве в области спутниковой связи, которое ГПКС подписало с РПУП "Завод точной электромеханики" (Беларусь) в апреле 2019 года?
Один из важных аспектов нашего сотрудничества – ​абонентские ­терминалы. Белоруссия не растратила потенциал в микроэлектронике, которым обладала со времен СССР, и мы поставили перед белорусскими коллегами задачу проработать возможность создания дешевого абонентского терминала под перспективные космические аппараты ГПКС, прежде всего – ​"Экспресс-РВ". Я считаю, что диалог на основе соглашения с РПУП "Завод точной электромеханики" будет полезен для обеих сторон.

Сохраняет ли ГПКС готовность заказывать в будущем новые спутники сборочному производству космических аппаратов (СПКА), которое строит в Щелково компания "Газпром космические системы"?
Искусственный или естественно сложившийся монополизм в любой отрасли является тупиком развития. Поэтому появление в России нового производства КА я приветствую двумя руками. Не без нашего участия появилось СП между РКК "Энергия" и Airbus (ООО "Энергия САТ", – ​прим. "Стандарта"), и, объявляя конкурс на создание спутников "Экспресс-АМУ3" и "Экспресс-АМУ7", мы обращались и в "Энергию", и к ИСС им. академика М. Ф. Решетнева.
Создание современного промышленного предприятия, способного производить космические аппараты в кооперации с лучшими зарубежными производителями, позволит нам в рамках конкурсных процедур выбирать лучшие предложения отечественных производителей. Мы хорошо знаем специалистов компании: это коллектив, создавший космические аппараты серии "Ямал", успешно эксплуатируемые на орбите. Им есть на что опираться и с точки зрения технологий, и с точки зрения интеллектуального потенциала коллектива.
Коротко отвечая на вопрос: да, мы продолжаем быть заинтересованными в запуске СПКА, готовы рассматривать их предложения.

Сотовые сети 5G претендуют на частоты в C- и Ka-диапазонах, которые ныне используют операторы фиксированной спутниковой связи. Как вы видите возможности защиты этих диапазонов операторами спутниковой связи в России?
Частотный ресурс – ​достояние государства. Регулятор у нас общий – ​администрация связи РФ, и при выделении полос частот она руководствуется государственными интересами.
Сейчас много ­говорится об использовании сетей 5G в цифровой экономике. Место спутниковых операторов в 5G еще предстоит найти – ​будет ли это традиционное предоставление транспортной сети для подключения базовых станций или непосредственное оказание услуги с орбиты.
С-диапазон в спутниковой связи используется, помимо каналов управления КА различного назначения, в сети распространения телевизионного сигнала.
Спутниковая связь на территории нашей обширной страны очень востребована. Появление 5G в наземных сетях не влечет запрета для спутниковых операторов на использование традиционных для них полос частот – ​речь идет о совместном использовании ресурса. В каком именно виде и как это будет сделано – ​пока сложно сказать, но предварительные исследования показывают, что земным станциям спутниковой связи базовые станции 5G создают непреднамеренные помехи.
Необходимо время, чтобы понять, что именно могут принести сети 5G и каким будет баланс использования полос частот в различных регионах для различных служб.
Спутниковая связь уже более полувека делает счастливее миллионы россиян, а коллектив ФГУП "Космическая связь" вместе с коллегами и партнерами создает все возможности для того, чтобы предприятие занимало лидирующие позиции на российском и международном рынке спутниковой связи.
[свернуть]

Под спойлерами тоже много интересного! ;)

zandr

https://ria.ru/20191205/1561981480.html
ЦитироватьИсточник: запуск двух спутников "Экспресс" планируется в конце марта
МОСКВА, 5 дек - РИА Новости. Российские телекоммуникационные спутники "Экспресс-80" и "Экспресс-103" намечается вывести на орбиту 30 марта ракетой-носителем "Протон-М" с космодрома Байконур, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.
Спойлер
В октябре генеральный директор предприятия "Космическая связь" Юрий Прохоров сказал, что запуск "Экспрессов", планировавшийся в конце 2019 года, отложен на начало 2020 года. В сентябре другой источник РИА Новости в отрасли сообщил, что старт перенесен на весну 2020 года.
[свернуть]
"Доставка спутников на космодром Байконур планируется во второй половине февраля, запуск - на 30 марта", - сказал собеседник агентства.
В Роскосмосе не стали комментировать РИА Новости эту информацию.
Спутники "Экспресс-80" и "Экспресс-103", производимые компанией "Информационные спутниковые системы" имени Решетнева в интересах "Космической связи", будут выведены на геостационарную орбиту (круговую орбиту высотой 35786 километров) и размещены в точках 80 градусов и 103 градуса восточной долготы соответственно. Они предназначены для предоставления услуг связи и вещания в С- и Ku-диапазонах на территории России и в странах СНГ.

В настоящее время орбитальная группировка компании "Космическая связь" состоит из 11 космических аппаратов. В 2026 году она будет насчитывать 18 спутников, включая 14 на геостационарной орбите и 4 на высокоэллиптической орбите. Для этого, с учетом выхода из строя старых спутников, планируется запустить 11 новых аппаратов ("Экспресс-80", -103, -АМУ3, -АМУ7, -АМУ4, -АМУ5, -АМУ6, -РВ1, -РВ2, -РВ3, -РВ4).