Перспективы системы ГЛОНАСС

Автор Gradient, 28.02.2005 02:26:43

« назад - далее »

Рашид и 2 гостей просматривают эту тему.

zandr

Первоисточник - Генеральный директор ИСС им. Решетнёва Николай Тестоедов:
ЦитироватьТолько одних «Глонассов» по 2025 год нам надо сделать 27 штук
https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2019/newspaper-481.pdf

Yura_L

Цитироватьrefot написал:
 
ЦитироватьYura_L написал:
Да что вы говорите?! Это только в статьях и рекламных буклетах так. Причем эти статьи пишут люди, которые реально этим не занимаются. Те, кто занимаются реальным железом, таких глупостей писать стесняются. А в реальных условиях все по-другому. Тупо потому, что в 100 км от ближайшей станции другая погода. И соответственно, другие атмосферные ошибки.  

Вы неправы. Давайте для начала разберёмся, какую именно информацию передаёт СДКМ:     Поправки к местоположению и часам НКА;    сетку вертикальных ионосферных задержек.    Первый тип поправок является общим для всех потребителей в зоне обслуживания СДКМ и не зависит от их местоположения.  Сетка вертикальных ионосферных задержек передаётся с шагом 5 градусов по широте и 5-30 по долготе (в зависимости от широты).  Т.е. задача СДКМ - это рассчитать значение ионосферы не в районе станции, а в узле ионосферной сетки. Тропосфера согласно ИКД СДКМ на стороне потребителя вычисляется по модели.  Как Вы можете заметить, в СДКМ точность не зависит от расстояния потребителя до станций сети.  
1. Как вы на опорной станции определите поправки к эфемеридам для всех потребителей лучше, чем это делает наземный сегмент системы ГЛОНАСС? Для этого вам надо определять суперточные эфемериды в реальном времени. Обычные диф. станции дают только поправки к радиальной дальности.
2. Я уже говорил за ионосферные поправки. Они отражают действительное положение вещей только когда поблизости работает опорная станция. В нашем случае - это IGS. Если таковой нет, то поправки - они как бы есть, но ничего общего с действительностью - не имеют. 
3. Тропосферные поправки, говорите, по модели? Ну-ну... Если у вас в приемнике есть хорошая метеостанция, то процентов 50 погрешности, наверное, удастся скомпенсировать. А если нет - то увы...
И при все при этом кто-то хочет по точности переплюнуть обычный диф режим?

Вот поэтому и пишут в фирме Тимбл, что ОБЫЧНО по ВААСу-ЕГНОСу погрешность меньше 5 метров... 
А они знают, что пишут. В отличие от.

Yura_L

Цитироватьopinion написал:
 
ЦитироватьYura_L написал:
  Да никто открытый дальномерный код шифровать не будет.
Цифровая подпись, скорее всего будет в составе навигационного сообщения. И будет регулярно меняться, например, каждый кадр, которые идут с интервалом 30 секунд. И тогда подделать сигнал будет невозможно. Ибо прочитать цифровую подпись может любой желающий без всякого секретного ключа, а вот сформировать эту подпись - нельзя.  
Ну защитите вы от подделки навигационные сообщения. Их и сейчас никто не подделывает. Тупо ретранслируют. Будут ретранслировать вместе с подписью.
Сейчас много говорят про имитационные помехи. Хотя лично у меня к ним скептическое отношение. Слишком много сложностей, 
А если ретранслятор - то с этим ничего сделать будет нельзя. 

Serge V Iz

ЦитироватьСейчас много говорят про имитационные помехи. Хотя лично у меня к ним скептическое отношение. Слишком много сложностей,
Я там выше приводил картинку с обманутым приемником смартфона. Современные лабораторные инструменты все это делают легкои не напрягая пользователя),. Единственный вопрос - мощность передатчика и, соответственнао, размеры ложного навигационного поля.
ЦитироватьА если ретранслятор - то с этим ничего сделать будет нельзя.
Для борьбы с тупым ретранслятором достаточно проверить допплеровские сдвиги. Они должны соответствовать собственному движению приемника. Можно пойти дальше, проверить фазовые соотношения на двух и более приемных антеннах, в том числе, по разным частотам... Все это для приемника, обеспеченного хоть какой-то априорной навигационной поддержкой извне - не слишком сложная задача. А вот для "умного" ретранслятора воссоздание всех условий - имхо, практически неразрешимая задача.

refot

ЦитироватьYura_L написал:
1. Как вы на опорной станции определите поправки к эфемеридам для всех потребителей лучше, чем это делает наземный сегмент системы ГЛОНАСС? Для этого вам надо определять суперточные эфемериды в реальном времени. Обычные диф. станции дают только поправки к радиальной дальности.2. Я уже говорил за ионосферные поправки. Они отражают действительное положение вещей только когда поблизости работает опорная станция. В нашем случае - это IGS. Если таковой нет, то поправки - они как бы есть, но ничего общего с действительностью - не имеют. 3. Тропосферные поправки, говорите, по модели? Ну-ну... Если у вас в приемнике есть хорошая метеостанция, то процентов 50 погрешности, наверное, удастся скомпенсировать. А если нет - то увы...И при все при этом кто-то хочет по точности переплюнуть обычный диф режим?Вот поэтому и пишут в фирме Тимбл, что ОБЫЧНО по ВААСу-ЕГНОСу погрешность меньше 5 метров... А они знают, что пишут. В отличие от.
1. На НКА обычно закладывают прогнозную ЭВИ, точность которой далека от идеала.  У СДКМ имеется своя сеть станций. Сеть станций (а не одна станция), позволяет в режиме реального времени разложить ошибку космического сегмента на составляющие: поправку к орбите (X, Y, Z) и часам спутника.  Может в режиме реального времени получаются и не "суперточные эфемериды", но большая часть ошибки ЭВИ НКА устраняется, оставшаяся погрешность в среднем не превышает 0.1-0.2м.


2. Значение ионосферы рассчитывается в узлах ионосферной сетки. Станции по данным которых будет рассчитываться значение узла могут находиться от него на расстоянии более 2000км или около того. Всё зависит от местоположения точек прокола ионосферы.


3. Современные модели даже без метеостанции почти полностью компенсируют ошибку тропосферы.  Может вы путаете с моделью ионосферы Клобучара, там да, заявлено, что только 50% погрешности будет устранено. 


Посмотрите сами, какая точность в режиме реального времени получается с поправками СДКМ и без них – https://sbas.ru/контроль/?uid=2


zandr

#10885
https://www.glonass-iac.ru/
Цитировать
Состояние КА группировки КНС ГЛОНАСС на 28.12.2019г.
...
4   1   06   759  11.12.19                                   0.6    - - 13:07 28.12.19 На этапе ввода
                                                                                                                  в эксплуатацию

...
9   2   -2   702   01.12.14  15.02.16  28.12.19 60.9 + -  13:07 28.12.19 Временно выведен
...
Без выпуска официальных сообщений.

zandr

#10886
https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2019/newspaper-482.pdf
ЦитироватьСтремимся к 100 процентам
Импортозамещение – один из вопросов, интересующих коллектив предприятия.
Спойлер
На встрече с профсоюзом, которая состоялась в начале декабря, ге­неральный директор компании «ИСС» Николай Тестоедов рассказал, как обстоят дела на предприятии с замеще­нием материалов, оборудования и ком­понентной базы зарубежного производ­ства на отечественные аналоги.
«Вся страна начинает плавно пе­реходить к импортозамещению в части технологического оборудования. В по­следние 10 лет мы закупали в основном зарубежное. Но сейчас следуем системе, по которой покупка любого импортного станка проходит через сито Минпромтор­га на предмет – есть ли отечественные аналоги.
Сейчас мы реконструируем участок волноводов, собирая в одно место основ­ные компетенции по их изготовлению. Так вот, на этом участке коэффициент отече­ственного оборудования составляет 62%, а раньше он был всего 28%. То есть мы не просто улучшаем ситуацию с созданием продукта, мы одновременно модернизи­руемся и делаем импортозамещение.
Экспериментальная стендовая база по аппаратам «Глонасс» включает 88% отечественного оборудования против прежних 55%. Многое мы делаем соб­ственными силами или с участием наших ближайших красноярских партнёров. На­пример, в 2019 году специалисты СибГУ завершили модернизацию установки электронно-лучевой сварки. Подобные высокотехнологичные вещи разраба­тываются по нашему заказу и в вузах, и в институтах Академии наук.
Теперь по материалам. Сотозапол­нитель, который мы покупали на Украине, уже делает наше дочернее «НПО ПМ– Малое КБ». Многие из вас участвовали в сложной технологической задаче по за­мене стального листа украинского произ­водства для того, чтобы мы могли дальше из рулона формировать трубку, которая применяется для производства спутников типа «Гонец». Эта задача решена. Точно так же решается задача перехода на от­ечественное углеводородное волокно для создания композитов.
[свернуть]
И наконец, переход на российскую электронную компонентную базу. Самая показательная ситуация у нас – это спут­ники системы ГЛОНАСС. Если до санкций на спутниках было 68% импортной ЭКБ, то в тех аппаратах, которые мы проек­тируем сегодня, осталось всего 12% им­порта. Параллельно в Минпромторге поставлены задачи по проведению опыт­но-конструкторских работ по разработке и созданию элементов – отечественных аналогов зарубежным. У нас стоит зада­ча, и мы её выполняем, с 2026 года вы­пускать спутник «Глонасс-К2» на стопро­центной отечественной элементной базе. Эти же работы проводятся и по всем дру­гим космическим аппаратам, потому что у нас очень высокая степень унификации, в первую очередь по платформе.
Единственное отмечу, в спутниках связи для ГП «Космическая связь», доля импорта высока. Потому что ГПКС само­стоятельно заказывает либо полезную нагрузку, либо её основные элементы на Западе».

zandr

https://www.glonass-iac.ru/content/news/?ELEMENT_ID=2383
ЦитироватьПути развития на 2020 год: ГЛОНАСС лицом к потребителям
Юрий УРЛИЧИЧ, первый заместитель генерального директора Госкорпорации «Роскосмос»
Сергей КАРУТИН, генеральный конструктор системы ГЛОНАСС
Николай ТЕСТОЕДОВ, генеральный директор АО «ИСС им. академика М.Ф. Решетнёва»

Как и в предыдущие годы мы неизменно сосредоточены на удовлетворении потребностей наших потребителей, в первую очередь для нас важно гарантировать непрерывность навигационного обеспечения и стабильность эксплуатационных характеристик. В этом году мы завершили работу по выпуску стандарта эксплуатационных характеристик ГЛОНАСС, в 2020 году свет увидит новая редакция интерфейсного контрольного документа (ИКД).
Стандарт эксплуатационных характеристик открытого сервиса (СТЭХОС) системы ГЛОНАСС является основополагающим документом высокого уровня, устанавливающим значения достигнутых навигационных характеристик системы ГЛОНАСС с существенным гарантированным запасом, которые в сочетании с условиями приема сигналов и априорными оценками характеристик НАП могут позволить потребителю оценить для себя конечные характеристики, которые он может получить при решении своей конкретной задачи. Стандарт является основой для проведения сертификации услуг системы ГЛОНАСС, а также для разработки стандартов более низкого уровня на конкретные образцы НАП, системы на основе ГЛОНАСС, для разработки международных стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Международной морской организации (ИМО) и др.
Использование унифицированной номенклатуры эксплуатационных параметров и методик их расчета всеми ГНСС, включая ГЛОНАСС, GPS, Galileo и BDS является общепринятой мировой практикой. Аналогичный стандарты уже опубликованы для GPS, Galileo и BDS и постоянно обновляются.
Фактически, данный стандарт является вторым после Интерфейсного контрольного документа (ИКД) основополагающим интерфейсом между системой ГЛОНАСС и разработчиками НАП и системы на основе ГЛОНАСС, в СТЭХОС определяются предельные характеристики, на которые может рассчитывать потребитель с высокой степенью доверия, основанной на долгосрочной статистической истории.
Данный Стандарт ОС системы ГЛОНАСС (СТЭХОС ГЛОНАСС) устанавливает значения эксплуатационных характеристик ОС ГЛОНАСС при отсутствии погрешностей НАП, погрешностей за счет условий распространения и приема НС (только за счет космического сегмента, т.е. подсистемы НКА и подсистемы наземной космической инфраструктуры системы ГЛОНАСС). Стандарт является основой для проведения сертификации услуг системы ГЛОНАСС и НАП, используемой авиационными и другими потребителями.
В Стандарте приведено общее описание системы ГЛОНАСС и используемых НС; установлены значения эксплуатационных характеристик КСТ системы ГЛОНАСС; перечислены использовавшиеся при составлении Стандарта нормативные документы.
Одним из важнейших задач 2020 года является гармонизация потребительского интерфейса ГЛОНАСС в части новых радиосигналов в кодовым разделением в диапазоне L3. Параметры интерфейса взаимодействия между подсистемой КА системы ГЛОНАСС и навигационной аппаратурой потребителей определяются интерфейсным контрольным документом (ИКД) ГЛОНАСС.
В 2016 году опубликована новая версия ИКД для сигналов с кодовым разделением в частотных диапазонах L1, L2, L3, реализуемая на разрабатываемых КА «Глонасс-К2».
КА «Глонасс-М» (№№ 755-758) и КА «Глонасс-К» дополнительно излучают радионавигационный сигнал в диапазоне L3 в соответствии с версией ИКД «Навигационный радиосигнал в диапазоне L3 с открытым доступом и кодовым разделением» (редакция 1) 2011 года.
В целях устранения указанных расхождений подготовлены к выпуску 7 ИКД (5 открытого доступа и 2 санкционированного) и проведение летных экспериментов для подтверждения результатов использования внедряемых моделей задержек сигналов КА в ионосфере и тропосфере.
Цель проведения модернизации ИКД сигналов открытого и санкционированного доступа системы ГЛОНАСС состоит в обеспечении возможностей повышения точности ГЛОНАСС за счет введения в резервные разряды кадров навигационных сообщений дополнительной информации, использование которой в НАП позволяет повысить точность навигационных определений.
В ходе модернизации ИКД будут введены:
1.математическая модель вычисления ионосферных задержек и включение в состав навигационного сообщения параметров этой математической модели.
2.математическая модель вычисления тропосферных задержек, не требующей передачи в составе навигационных сообщений каких-либо параметров и использующих данные только о широте расположения навигационного приемника и сезоне года (т. е. зима, весна, лето, осень).
3.признак, информирующего потребителя о прохождении спутником участка упреждающего разворота, на котором движение фазового центра навигационной антенны спутника, отличается от движения этого центра в режиме ориентации солнечных батарей в направлении на Солнце.
4.информации о типах излучаемых сигналов с КА в диапазонах L1, L2 и L3; 5-ти битовое поле, первые три бита должны обозначить наличие сигналов с кодовым разделением в диапазонах L1, L2 ,L3, соответственно, 4-й и 5-й биты должны обозначить наличие сигналов с частотным разделением в диапазонах L1 и L2, соответственно.
5.5-ти разрядного поля, в котором передается возраст ЧВП в дополнение к такому же полю, в котором передается возраст эфемерид.
Изменения ИКД для сигналов с частотным и кодовым разделением для передачи дополнительной информации обеспечат обратную совместимость для бессбойной работы существующего парка навигационной аппаратуры потребителя и передачу параметров тропосферы и ионосферы в дополнительных разрядах.
Орбитальная группировка планово обновляется, начиная с 2013 года мы проводим не более 2 запусков в год, и 2019 год не стал исключением – запуск 27 мая и планируемый декабрьский обеспечат поддержание необходимого количества КА на орбите. КА «Глонасс-М» показывают хорошую динамику роста среднего срока активного существования – 2 КА преодолели 12 летний срок работы на орбите. По мере взросления КА данного поколения демонстрируют повышение характеристик относительной суточной нестабильности цезиевых стандартов частоты (рис. 1).

Рис.1. Вариация Алана БСУ КА ГЛОНАСС для времени 10-5
В 2020 году планово завершается пусковая программа КА «Глонасс-М» и одновременно входит в активную фазу работа по запуску КА «Глонасс-К». Сразу после нового года запланирован запуск КА № 15, который, и мы в этом абсолютно уверены, не разочарует потребителей.
Источник:  https://www.gpsworld.com/directions-2020-glonass-focuses-on-users/    

zandr

Глонасс-К (№702, 9-я позиция) снова в строю после трёхсуточного таймаута.

https://www.glonass-iac.ru/

А официальные сообщения сайт ИАЦ совсем перестал публиковать. Устал?  :oops:  ;)

zandr

#10889
Как-то мы пропустили здесь сообщение о запуске вставшего в 4-ю позицию аппарата.
https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-121219-1
ЦитироватьЗапуск спутника «Глонасс-М»
11 декабря запущен навигационный космический аппарат «Глонасс-М», созданный компанией «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва».
Старт ракеты-носителя «Союз-2» с разгонным блоком «Фрегат» и спутником «Глонасс-М» состоялся с космодрома «Плесецк» в 11 часов 54 минуты по московскому времени. Спустя три с половиной часа космический аппарат отделился от разгонного блока и был принят на управление расчётами Космических войск России.
К настоящему времени механические системы спутника «Глонасс-М» раскрылись, ориентация на Солнце и Землю произведена в штатном режиме. Специалисты начали проверки систем аппарата на функционирование.
Космический аппарат «Глонасс-М» выведен на орбиту для пополнения орбитальной группировки Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
12.12.2019
Повторюсь, на данный момент статус: "На этапе ввода в эксплуатацию".

zandr

https://ria.ru/20191231/1563051254.html
ЦитироватьНовый спутник системы ГЛОНАСС введут в строй после праздников
МОСКВА, 31 дек - РИА Новости. Запущенный в декабре спутник системы ГЛОНАСС введут в строй сразу после новогодних праздников, сообщили РИА Новости в головном научном институте госкорпорации "Роскосмос" ЦНИИмаш.
"На 5 января 2020 года запланирован ввод в эксплуатацию навигационного космического аппарата "Глонасс-М" с системным номером 759, успешный запуск которого состоялся 11 декабря этого года", - рассказали в ЦНИИмаш.
Сейчас орбитальная группировка российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС включает 28 космических аппаратов (26 "Глонасс-М" и два "Глонасс-К"). По назначению работает 22 аппарата. Для глобального покрытия Земли навигационными сигналами системы нужны 24 работающих спутника.

zandr

https://ria.ru/20191231/1563051563.html
ЦитироватьНа спутнике системы ГЛОНАСС испытали новые "часы"
МОСКВА, 31 дек - РИА Новости. Новые перспективные бортовые "часы" испытали на спутнике "Глонасс-К", сообщили РИА Новости в головном научном институте госкорпорации "Роскосмос" ЦНИИмаш.
"Навигационный спутник "Глонасс-К" с системным номером 702 был временно выведен на техническое обслуживание на период с 28 декабря по 30 декабря в связи с проведением работ, связанных с тестированием перспективных бортовых стандартов частоты", - сообщили в ЦНИИмаш.
"По состоянию на 00.00 31 декабря "Глонасс-К" номер 702 введен в эксплуатацию и используется по целевому назначению в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС", - сказали в ЦНИИмаш.
Ранее сообщалось, что спутник "Глонасс-К" с системным номером 702 был временно выведен на техническое обслуживание 28 декабря. Он был запущен в декабре 2014 года и введен в эксплуатацию в феврале 2016 года. Еще один спутник "Глонасс-К" (номер 701), отправленный в космос в феврале 2011 года, с момента запуска проходит летные испытания и не работает по целевому назначению.
Сейчас орбитальная группировка российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС включает 28 космических аппаратов (26 "Глонасс-М" и два "Глонасс-К"). По назначению работает 22 аппарата. Для глобального покрытия Земли навигационными сигналами системы нужны 24 работающих спутника.

zandr

#10892
https://www.glonass-iac.ru/
Цитировать
001-200103
СООБЩЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯМ СИСТЕМЫ ГЛОНАСС (СПСГ) 001-200103
ТЕМА: 04/06 (759) ВВОД В СИСТЕМУ 03.01/1100 МСК
1.СОДЕРЖАНИЕ: 04/06 (759) ВВЕДЕН В СИСТЕМУ 03.01/1100 МСК (UTC+0300)
2.ПОТРЕБИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ОБНОВИТЬ АЛЬМАНАХ

4 1 06 759 11.12.19 03.01.20   0.8 + + 10:00 03.01.20 Используется по ЦН

https://ria.ru/20200103/1563090089.html
ЦитироватьСпутник Глонасс-М ввели в строй на два дня раньше плана

zandr

Вчера анонсирован перерыв на 3 дня Глонасс-М, запущенного 29 мая 2016:
https://www.glonass-iac.ru/
Цитировать002-200112
СООБЩЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯМ СИСТЕМЫ ГЛОНАСС (СПСГ) 002-200112
ТЕМА: ПЛАНОВЫЙ ПЕРЕРЫВ 11/00 (753) 13.01/0800-16.01/0000 МСК
1.СОДЕРЖАНИЕ: 11/00 (753) ПЛАНИРУЕТСЯ ПЕРЕРЫВ
 C 13.01/0800 ДО 16.01/0000
 МСК (UTC+0300) ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
2.ПОТРЕБИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ОБНОВИТЬ АЛЬМАНАХ

003-200113
СООБЩЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯМ СИСТЕМЫ ГЛОНАСС (СПСГ) 003-200113
ТЕМА: 11/00 (753) ПЕРЕРЫВ 13.01/0800 МСК-НЕ ЗАКОНЧЕН
1.СОДЕРЖАНИЕ: 11/00 (753) ПЕРЕРЫВ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ КА С 13.01/0800
 МСК (UTC+0300) ДО ОСОБОГО УВЕДОМЛЕНИЯ ПО ПРИЧИНЕ ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ
2.ПОТРЕБИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ОБНОВИТЬ АЛЬМАНАХ
А в "де-факто" - убрана  верхняя граница срока.

zandr


zandr

https://www.glonass-iac.ru/
ЦитироватьПо данным мониторинга ИАЦ КВНО плановые работы с КА Глонасс-М №753 (11 рабочая точка) успешно завершены, аппарат используется по целевому назначению

Alex-DX

#10896
Большая тема, кто знает про результаты?
http://vestnik-glonass.ru/stati/v-rossii-prodolzhayutsya-uspeshnye-ispytaniya-lazernogo-glonass/
ЦитироватьВ настоящее время ведется подготовка к проведению сеансов межспутниковых измерений: КА «Глонасс-М» №752 – КА «Глонасс-М» №753.

Цитировать"Следующим этапом тестирования работы межспутниковой лазерной навигационно-связной системы станет проверка межспутниковой связи. Специалисты организуют сеанс, в ходе которого между собой будут устанавливать связь оба спутника "Глонасс-М", несущих на борту аппаратуру системы", - говорится в корпоративной газете. Сроки проверки не называются.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-483.pdf
ЦитироватьВ начале января специалисты компании «ИСС» и эксплуатирующей организации завершили набор измерительной информации на навигационном космическом аппарате «Глонасс-М», выведенном на орбиту 11 декабря. По итогам проведённых операций спутник стал использоваться по целевому назначению в составе Глобальной навигационной спутниковой системы...
... На сегодняшний день ещё один созданный нашей фирмой космический аппарат «Глонасс-М» снят с ответственного хранения, специалисты предприятия готовят его к отправки на космодром Плесецк для последующего запуска...

Спутники системы ГЛОНАСС в цехе Решетнёвской фирмы

Хунвэйбин

Цитироватьzandr написал:
Спутники системы ГЛОНАСС в цехе Решетнёвской фирмы
Визуально- негерметичный Глонасс смотрится тяжелее герметичного.
Как только выводить его собираются? Заправку уменьшат, понизив САС?

KrMolot

ЦитироватьХунвэйбин написал:
Визуально- негерметичный Глонасс смотрится тяжелее герметичного.Как только выводить его собираются? Заправку уменьшат, понизив САС?
Аппараты Глонасс по идее не используют движки в процессе работы. Движки им необходимы только лишь для смены рабочей точки.