Метеор-М №2-1 с попутчиками – Союз-2.1Б/Фрегат – Восточный 1С – 28.11.2017 08:41 ДМВ - авария

Автор zandr, 02.09.2017 20:54:00

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

SGS_67

ЦитироватьDenis Voronin пишет:
Цитироватьopinion пишет:
Вот это интересно. А что, если GPS отключили, а программу управления не поменяли?
Ну вообще в программировании принято проверять переменную. Если язык без объявления - на существование, если безтиповой - на тип, если она получена от пользователя - на гадости, етц. В рамках концепции ООП кусок кода отвечающий за работу с дополнительной системой навигации не должен отрабатываться, если при вызове получен отлуп.
Блин, ну и настрочили.
Не вы только, а все.
Будучи созданной правильно,  нав. программа (и вся нав. система) Фрегата должна поставлять адекватные данные вне зависимости от работоспособности приёмников СРНС.
Более того, для формирования замкнутой орбиты (первое включение ДУ РБ) они, вообще говоря, не нужны.
А требуются лишь для коррекции данных ИНС для последующих включений.
Подозреваю, что до первого включения такой коррекции штатно не производится (в приведённой статье, действительно, нет никакой конкретики).
И все домыслы насчёт отказа спутниковой навигации - не более, чем судорожная метушня в попытках свалить ответственность за аварию на некие потусторониие силы, а то и "кругом врагов", чем тут явно занята наиболее "патриотически" настроенная часть публики.
Не надо искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет.

LRV_75

ЦитироватьDenis Voronin пишет:
ЦитироватьLRV_75 пишет:
Так и получили отлуп.
Например, метод, отвечающий за работу с дополнительной системой навигации возвращал поправочные коэффициенты.
Эти поправочные коэффициенты корректировали переменные в которых хранилась текущая информация об ориентации, которая формировалась по данным гироскопов.
Каким образом проводилась коррекция хз. Например, путем деления на поправочные коэффициенты  :D  а так как метод в этот раз не выполнялся (приняли решение перед стартом отключить настройками), то поправочные коэффициенты равнялись нулю  :o   :D  а такой режим проверять не стали, т.к. были уверенны, что наши ракеты летают и без спутниковой навигации  :o   :D  
Это... гммм... нет, я не говорю что такое невозможно принципиально, очень даже возможно. Но такое вычищают на уровне альфа-версий как правило. Такое возможно на какой-нибудь мелкой утилитке писаной левой ногой одного программера перед сном по пьяни для своих нужд. В продакшн такие ляпы не попадают, есть же отдел тестирования, есть бетатестеры.
Да ладно ))) Mars Climate Orbiter - классика жанра.

Вообще, в сложных технических системах 70-80% ошибок (в том числе и ошибок программного обеспечения) это ошибки интеграции. Эти ошибки не выявляются на этапе модульного и системного тестирования, а использование эмуляторов и заглушек зачастую лишь создают иллюзию, что ошибок в интеграции нет  ;)
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Разъём

Во-первых, Известия какой-то бред пишут.

Во-вторых, касательно АСН РБ Фрегат

АСН функционально встроена в инерциальный контур управления РБ Фрегат, образуя с ним единую интегрированную инерциально-спутниковую систему навигации и ориентации.
АСН состоит из двух взаимозаменяемых полукомплектов для обеспечения двукратного резервирования.

В программном обеспечении РБ Фрегат, существует параметр позволяющий  включать или не включать данные АСН в навигационный алгоритм.
АСН передает информацию о положении РБ Фрегат (вектор состояния) для корректировки информации, поступающей в БЦВМ от ГСП. Эта корректировка может производиться один раз перед каждым включением МДУ и два раза при длительном включении.
В случае расхождения с показаниями ГСП более чем в 3 сигма данные АСН не используются и фазовый вектор не корректируется. В случае полного отказа АСН, данные измерений игнорируются благодаря проверке на качество выходных данных АСН.

Если требуется достижение высокой точности конечной орбиты т.е. использование АСН обязательно, то отказ системы до старта является критическим для выполнения пуска. В противном случае, пуск допускается и при не работающей АСН.

SGS_67

ЦитироватьLRV_75 пишет: 
По логике, СУ должна получать подтверждение от навигации, что ориентация в норме и только после этого формировать команду на включение ДУ.
А тут получается просто считали ДО НУЛЯ и несмотря ни на что просто выдали команду на включение маршевого двигателя.
Надеюсь я что то не так понял.
По мне, совсем не так.
СУ должна исполнять полётное задание на основе данных бортовой навигационной системы.
То есть, работать непрерывно, без каких-либо специальных подтверждений.
Включение и выключение ДУ - это лишь этапы её работы.

dmitryskey

В общем, мой инсайд такой. Ижевский радиозавод ждет знатного шухера (а, к слову, его директор Дмитрий Беккель старший брат моего друга детства, сидевший за одной партой с моей женой в школе). Люди из отдела, что соответствующую железку делали, говорят что все летало с 2012 года, лично знаю человека, что писал для нее тесты. Сейчас он крайне рад, что ушел с радиозавода несколько лет назад.

Вот что мне сообщили:

Цитироватья ж тесты на эту железку писал. ичсх, она с 12 года нормально летала
Цитироватьхотя, меня потроллили. "аппаратура, работает по сигналу ГЛОНАСС и GPS и повышает точность выведения "Фрегатом" космических аппаратов на целевые орбиты". Наш модуль только циферки считал. По описанию проблема могла быть, к примеру, и с антенной, хотя антенну вроде в другом отделе делали %)

Разъём

В РБ Фрегат реализовано терминальное управление. СУ получает фазовый вектор от КПП, в частности на момент отделения от 3-й ступени, и строит набор оптимальных траектории по достижению фазового вектора на момент окончания выдачи импульса. Таким образом если на момент отделения угловое положение и угловые скорости были в пределах заданных, а это так, иначе бы получили АВД РН, СУ решает навигационную задачу, в частности формирование программы изменения тангажа при первом включении самым оптимальным образом.

SGS_67

ЦитироватьРазъём пишет:
В программном обеспечении РБ Фрегат, существует параметр позволяющий включать или не включать данные АСН в навигационный алгоритм.
АСН передает информацию о положении РБ Фрегат (вектор состояния) для корректировки информации, поступающей в БЦВМ от ГСП. Эта корректировка может производиться один раз перед каждым включением МДУ и два раза при длительном включении.
В случае расхождения с показаниями ГСП более чем в 3 сигма данные АСН не используются и фазовый вектор не корректируется. В случае полного отказа АСН, данные измерений игнорируются благодаря проверке на качество выходных данных АСН.

Если требуется достижение высокой точности конечной орбиты т.е. использование АСН обязательно, то отказ системы до старта является критическим для выполнения пуска. В противном случае, пуск допускается и при не работающей АСН.
Ну вот, симфония. :)

Сухой осадок: для первого включения МДУ РБ данные СРНС не критичны, и не могут служить причиной аварии.

SGS_67

ЦитироватьDenis Voronin пишет:
Система должна отработать без спутников навигации вообще. Мало ли что может произойти, глюк какой-нибудь, намеренно ложный сигнал, вспышка на Солнце.
Теперь всё верно. :)

Кубик

ЦитироватьSGS_67 пишет: Сухой осадок: для первого включения МДУ РБ данные СРНС не критичны , и не
могут служить причиной аварии.
Так, согласно сказанному Разъёмом, и РН не могла быть причиной, отсюда и вся суета с разными отмазками..
И бесы веруют... И - трепещут!

SGS_67

ЦитироватьРазъём пишет:
Таким образом если на момент отделения угловое положение и угловые скорости были в пределах заданных, а это так, иначе бы получили АВД РН, СУ решает навигационную задачу, в частности формирование программы изменения тангажа при первом включении самым оптимальным образом.
Позволю себе немного поправить.
СУ (точнее, её измерительная часть) решает нав. задачу непрерывно. А программу (по тангажу, и не только) формирует на основе навигационных данных (текущего вектора состояния) и полётного задания (конечного/требуемого вектора состояния), методами линейного программирования (оптимизации).
Мне кажется, так будет точнее.

nsn

Цитироватьzandr пишет:
Неправильное положение «разгонник» пытался компенсировать маневром, но не успел его провести за одну минуту — время между отделением от ракеты и первым включением двигателя. По прошествии минуты «Фрегат» включил двигатель, находясь почти в перевернутом положении. Импульс направил его в атмосферу.
В "Полюс", что ли, решил поиграться? Удивительно такое читать не про какую-то древнюю историю, а про вчера.

Denis Voronin

ЦитироватьLRV_75 пишет:
Да ладно ))) Mars Climate Orbiter - классика жанра.
Ознакомился в вики, перепутали системы измерений? Ну... гммм... да... феерично.

Однако отмечу, что обсуждаемый РБ изделие не штучное, а серийное.
Кривыми должны быть извилины, а не руки.

Разъём

Спасибо. Ну тогда и я Вас поправлю. СУ (точнее ее вычислительная часть - БЦВМ) решает навигационную задачу непрерывно (реально с прерываниями, та как задача растянута на несколько тактов работы БЦВМ) на основе навигационных данных получаемых от измерительной части СУ - ККП и полётного задания (конечного/требуемого вектора состояния) ...
Это так - шлифование до блеска. А так я с Вами согласен.

Кубик

Цитироватьnsn пишет: Удивительно такое читать не про какую-то древнюю историю, а про вчера.
Удивительно читать про "перевёрнутое положение" РБ.. :o
И бесы веруют... И - трепещут!

LRV_75

ЦитироватьSGS_67 пишет:

Сухой осадок: для первого включения МДУ РБ данные СРНС не критичны , и не могут служить причиной аварии.
Сухой осадок: Никто не виноват!  :)
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

SGS_67

ЦитироватьРазъём пишет:
Спасибо. Ну тогда и я Вас поправлю. СУ (точнее ее вычислительная часть - БЦВМ) решает навигационную задачу непрерывно (реально с прерываниями, та как задача растянута на несколько тактов работы БЦВМ) на основе навигационных данных получаемых от измерительной части СУ - ККП и полётного задания (конечного/требуемого вектора состояния) ...
Это так - шлифование до блеска. А так я с Вами согласен.
Здесь у нас небольшое расхождение в терминологии.
Под решением навигационной задачи я подразумеваю получение вектора текущего состояния.
Т.е., угловых и пространственных координат, а также их производных, в текущий момент времени (это для Дениса  :)  ).

Ну, а дискретностью времени здесь можно пренебречь.
Алгоритм оценки и управления обычно делается так, что выч. задержка не играет роли. Т.е., к примеру, мы в момент времени Т получаем сырые данные от ИНС и СРНС, а оценку состояния делаем для момента Т+т, где т - время обработки. Сделать это можно, т.к. предыстория известна.

Или делаем его для Т, но тогда СУ должна оставаться устойчивой при работе с задержанными данными.
Благодаря малости т, и тот, и другой способ дают схожие результаты.

Часто делают и весьма продвинутые СУ, где вектор состояния в явном виде даже не вычисляется, но об этом лучше умолчим.
  :)

Georgea

"уже изготовленные "Фрегаты" могут быть отправлены на переработку"

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/kosmos/4769198

  :D   :D   :D
Понимаю, что журнализм, но всё равно феерично ))))

SGS_67

ЦитироватьКубик пишет:
ЦитироватьSGS_67 пишет: Сухой осадок: для первого включения МДУ РБ данные СРНС не критичны , и не
могут служить причиной аварии.
Так, согласно сказанному Разъём ом, и РН не могла быть причиной, отсюда и вся суета с разными отмазками..
Тут специалистам видней. Много нюансов...
Но есть вещи, которых быть просто не могло, а шумиха вокруг них просто раздражает.
"Гироскопы, вставленые в Протон наоборот" - из той же серии. И верят ведь многие...

SGS_67

ЦитироватьLRV_75 пишет:
ЦитироватьSGS_67 пишет:

Сухой осадок: для первого включения МДУ РБ данные СРНС не критичны , и не могут служить причиной аварии.
Сухой осадок: Никто не виноват!  :)
Может так случиться, что персонально - никто. 
Но от этого не легче.
Есть порок в самой системе, и это теперь не могут отрицать даже самые упёрнутые оборонцы от врагов, как внешних, так и внутренних.
И её будущее - незавидно...

Denis Voronin

А мне вот ещё такой момент интересен: Фрегат это ведь специально спроектированная железка, задача которой таскать по разным орбитам то что надо. Полезная нагрузка может быть разная и много штук. Т.е. по идее система управления должна быть как раз заточена чтобы с любой орбиты на любую орбиту, и ещё уметь соориентироваться после отстрела _части_ ПН, что может приводить даже к закрутке.

Ну ок, допустим каким-то странным образом оказался он жопом вперёд - что помешало развернуться и газовать куда надо? В конце концов при смене орбит это абсолютно штатная процедура.
Кривыми должны быть извилины, а не руки.