Mangalyaan (спутник Марса) - PSLV-C25 - 05.11.2013 13:08 ЛМВ - Шрихарикота

Автор Veganin, 19.03.2012 15:52:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

che wi

India's Mars Orbiter encounters Problem during Orbit-Raising Burn
http://www.spaceflight101.com/mars-orbiter-mission-updates.html

ЦитироватьIndia's Mars Orbiter has experienced a problem during its fourth orbit-raising maneuver that was performed on Sunday. The engine burn did not achieve the planned change in velocity and left the spacecraft in a lower-than-planned orbit. The Indian Space Research Organization is assessing the issue and its re-planning the flight profile of the MOM spacecraft for an additional burn to put it into the correct orbit.

The spacecraft had performed three successful Midnight Maneuvers as the engine burns are also known, boosting the vehicle's apogee from 23,567 to 71,636 Kilometers. These burns are part of a methodical orbit-raising process to eventually ins ert the vehicle into an interplanetary trajectory. Originally, five midnight maneuvers were planned followed by a sixth burn to place the vehicle in to a Hohmann Transfer Orbit.

The fourth burn of the Mars Orbiter Mission was planned to raise the apogee of the orbit to above 100,000 Kilometers. Via the mission's official Facebook page, ISRO reported that the spacecraft performed a nominal re-orientation to its posigrade burn attitude and ignited its Liquid Apogee Motor on time at 20:36 UTC. Later, ISRO announced that a change in velocity of 35 meters per second was achieved which indicates that a problem had occurred during the burn.

To reach an apogee of 100,000 Kilometers, a delta-v of 130m/s would have been required, meaning that the burn only achieved 27% of its target delta-v. This low delta-v raised the apogee to just 78,276 Kilometers.

Whether the burn was cut short due to an anomaly detected by the spacecraft or the engine underperformed for some reason is not clear. Luckily for ISRO, the Mars Orbiter is currently in a mission phase that allows corrections. Once the issue is understood and a solution is implemented, ISRO can conduct a clean-up maneuver to make up for the shortcomings in delta-v. This additional burn will be performed at 23:30 UTC on Monday.

Should this issue have occurred during the Mars Orbit Insertion Burn in September 2014, things would be looking much worse. For the crucial MOI maneuver, there is only one attempt, any major shortcomings during that burn would leave the spacecraft stranded in an orbit around the sun.

MOM's LAM engine provides 440 Newtons of thrust which equates to 44.87 Kilograms. The engine operates and an mixture ratio (O/F) of 1.65 and has a nozzle ratio of 160 providing a specific impulse of 3,041N*sec/kg. The engine's injector is a co-axial swirl element made of titanium while the thrust chamber is constructed of Columbium alloy that is radiatively cooled. Electron welding technique is used to mate the injector to the combustion chamber.

LAM is a robust engine that can tolerate injection pressures of 0.9 to 2.0 MPa, propellant temperatures of 0 to 65°C, mixture ratios of 1.2 to 2.0 and bus voltages of 28 to 42 Volts. The engine is certified for long firings of up to 3,000 seconds and a cumulative firing time of >23,542 seconds.

———
Spaceflight101 | November 11, 2013

Чебурашка

Тут есть ещё момент.
Импульсы были рассчитаны так чтобы поддерживать синхронизацию с вращением Земли
То есть  переходные орбиты выбирались так, чтобы периоды обращения были приблизительно такими:
1/2 суток -> 1 сутки ->  3/2 суток -> 3 суток.

Сейчас должны были перейти с суточной на полуторосуточную орбиту, что даёт апогей в районе 100 тыс км..
Это обеспечивает повторяемость проекции трассы на глобус. Т.е. моменты импульсов проходили над одним и тем же местом поверхности Земли, очевидно, в районе средств контроля ISRO.

Из-за нештатного импульса синхронизация нарушались и следующий перигей пройдёт над другим местом. Как ISRO собирается решать эту проблему?

Veganin

ЦитироватьZOOR пишет:
ЦитироватьVeganin пишет:
Приращение скорости только 35 м/c - это треть от запланированной (в табличке поста №309 указана другая скорость для 4-го маневра -208 м/с).
В табличке все правильно - это для второго.
К тому же табличка предположительная.
Четвертый, значит, намечался в районе 100 м/с
Я ошибся. Дельта v должна была составить 130 м/с, как пишут ниже.
А ситуация напоминает индийское кино. По законам Боливуда, первая серия заканчивается какой-нибудь бякой. Бяка уже случилась, ждем когда аппарат полетит на Марс, а сотрудники ЦУПа начнут петь и танцевать  :)
PS
Подобный ход развития событий однозначно вошел бы в историю.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

PIN

Скорее всего, аппарат отключил двигатель из-за консервативно низкого предела FDIR для какого-то параметра. Такое случается все чаще и чаще...

mark2000

http://www.itar-tass.com/c19/951697.html

ЦитироватьИндийский космический зонд, предназначенный для изучения Марса, не вышел на орбиту

НЬЮ-ДЕЛИ, 11 ноября. /ИТАР-ТАСС/. Индийский космический аппарат для изучения Марса не смог сегодня выйти на заданную орбиту. Об этом сообщило агентство "ПрессТраст оф Индиа".
Ракета с зондом была запущена 5 ноября с космодрома на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе. Планировалось, что вначале он будет выведен на околоземную орбиту, а затем отправится - предположительно, 1 декабря - к Марсу. Согласно расчетам, космический аппарат, преодолев около 780 млн км, должен был достичь орбиты Марса  в сентябре следующего года.
"Самым сложным элементом эксперимента, - заявил накануне запуска руководитель Индийской организации космических исследований (ИОКИ) К.Радхакришнан, - является определение точки и момента старта зонда с околоземной орбиты к Марсу". Сегодня должна была состояться четвертая коррекция орбиты, однако вместо запланированных 100 тысяч км ее апогей оказался лишь на 78,3 тысяч км.
Миссия космического аппарата
Зонд оснащен датчиком определения состава марсианской атмосферы, тепловым инфракрасным спектрометром, видеокамерой для съемок поверхностей планеты и ее спутников Деймоса и Фобоса, другими приборами.
Этой экспедицией Индия планировала присоединиться к России, США и Европейскому космическому агентству, которые исследуют Марс с помощью космических аппаратов.
Сообщалось, что зонд попытается найти на Марсе следы жизни, миссия должна была продлиться 300 дней. Руководство ИОКИ запланировало провести в будущем еще более масштабные космические программы.
До сих пор Марса достигли лишь аппараты США, России и Европейского Союза. Марсианские миссии других стран, в том числе Японии и Китая, окончились неудачей.




cross-track

Совсем другим, оптимистичным, был тон другого сообщения  itar-tass:

http://www.itar-tass.com/c1/279181.html

ЦитироватьСпециалисты Европейского космического агентства вышли на связь с "Фобос-Грунт"

МОСКВА, ПАРИЖ, 23 ноября. /Корр.ИТАР-ТАСС Сергей Щербаков/. Специалистам Европейского космического агентства /ЕКА/ удалось установить связь с российским космическим аппаратом "Фобос- Грунт", который находится на низкой околоземной орбите.

"В ночь со вторника на среду станция слежения ЕКА в Австралии установила контакт с российской автоматической межпланетной станцией /АМС/ "Фобос-Грунт", - сообщается на сайте ЕКА. - Это был первый сигнал, полученный на Земле с момента запуска АМС 9 ноября".

"Специалисты ЕКА работают в тесном контакте с российскими инженерами с тем, чтобы определить оптимальные варианты поддержания связи с АМС", - отмечает европейское агентство.

Запуск автоматической межпланетной станции "Фобос- Грунт" был выполнен 9 ноября с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Зенит-2SБ". Станция вышла на низкую околоземную орбиту, с которой за счет двух включений маршевой двигательной установки должна была перейти на отлетную траекторию от Земли к Марсу. По неизвестным пока причинам система управления не выдала команду на первое включение установки.

Первые данные были получены в 20:25 по Гринвичу / 00:25 мск/, сообщили корр.ИТАР-ТАСС в центре управления в Дармштадте /Германия/.

"Связь удалось установить с наземной станции Перт", - отметил представитель ЕКА. Речь идет о небольшой европейской станции на западе Австралии с антенной диаметром 15 м. "Было очень сложно найти нужный угол - для этого нам пришлось установить на месте дополнительное оборудование", - пояснил эксперт.

"Полученная информация говорит о том, что "Фобос-Грунт" жив. Это самое главное", - подчеркивают в ЕКА. Стартовая батарея космического аппарата должна была исчерпать ресурсы уже давно. "Факт установления контакта говорит о том, что панель солнечной батареи, по всей видимости, раскрылась успешно. Теперь самое главное привести космический зонд в полностью рабочее состояние", - заключил собеседник агентства.

Автоматическая межпланетная станция "Фобос-Грунт" была запущена 9 ноября с космодрома Байконур с помощью ракеты- носителя "Зенит-2SБ". Станция вышла на низкую околоземную орбиту, с которой за счет двух включений маршевой двигательной установки должна была перейти на отлетную траекторию от Земли к Марсу. По неизвестным пока причинам система управления не выдала команду на первое включение установки.
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

Veganin

#326
ЦитироватьSOE пишет:
Скорее всего, аппарат отключил двигатель из-за консервативно низкого предела FDIR для какого-то параметра. Такое случается все чаще и чаще...
FDIR-Fault detection, isolation and recovery.
http://www.esa.int/TEC/Software_engineering_and_standardisation/TEC4WBUXBQE_0.html
Пример - Juno перешла в защитный режим из-за неправильно выставленной уставки порогового напряжения на аккуме.
Хорошо бы, если проблема у индусов такого же рода.

А заголовок статьи у ТАСС ошибочный. Надо было написать:"Индийский космический зонд, предназначенный для изучения Марса, не смог в четвертый раз изменить свою орбиту". Да и упоминая китайский микроспутник, скромно умолчали, что он грохнулся вместе с "Фобос-Грунтом".
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Марсиане явно сторговались с американцами и другие страны к себе не пущают...  :-(
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Veganin

ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
Марсиане явно сторговались с американцами и другие страны к себе не пущают...
Зато пускают тех, кто воспользовался услугами Союза/Фрегата. Роскосмос наверняка отстегивает марсианам и венерианам процент  ;)
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Чебурашка

Вот тут пишут http://www.isro.gov.in/pressrelease/scripts/pressreleasein.aspx?Nov11_2013

что вроде как в причине разобрались.

ЦитироватьDuring the fourth orbit-raising operations held today (November 11, 2013), the redundancies built-in for the propulsion system were exercised, namely, (a) energising the primary and redundant coils of the solenoid flow control valve of 440 Newton Liquid Engine and (b) logic for thrust augmentation by the attitude control thrusters, when needed. However, when both primary and redundant coils were energised together, as one of the planned modes, the flow to the Liquid Engine stopped. The thrust level augmentation logic, as expected, came in and the operation continued using the attitude control thrusters. This sequence resulted in reduction of the incremental velocity.

While this parallel mode of operating the two coils is not possible for subsequent operations, they could be operated independently in sequence.

Впредь, собираются оба клапана одновременно не открывать

PIN

Ну красавцы - узнали после запуска, а не до, как активируется электромагнитный клапан на аппарате. Лучше сейчас, впрочем, чем у Марса.

ZOOR

ЦитироватьVeganin пишет:
А заголовок статьи у ТАСС ошибочный. Надо было написать:"Индийский космический зонд, предназначенный для изучения Марса, не смог в четвертый раз изменить свою орбиту".
С Вашим заголовком тоже пурга - четыре раза хотел, но ни разу не смог - получается :)
Вот, милая девушка   адекватно описывает ситуацию и нормально формулирует свои мысли
Что-то вроде "При четвертом из 6-и запланированных маневров вылезла кака"
Если короче  - "Четвертый маневр индийского космический зонда, предназначенного для изучения Марса, завершился неудачей (неудачно)"
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Veganin

#332
И в самом деле - пурга. Главное - баг оказался не опасным и у индусов еще есть шанс станцевать   :)
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Сергио

вот эьу девушку и надо переводчиком наши вкд, посадки и стыковки комментировать.
блин - как они собипраются лететь на марс если у земли простой переход гомана(хохмана) не могут?

cross-track

ЦитироватьСергио пишет:
блин - как они собипраются лететь на марс если у земли простой переход гомана(хохмана) не могут?
Через тернии - к Марсу!..
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

azeast

#335
Во вторник специалисты планируют провести дополнительное включение двигателя зонда, чтобы компенсировать сбой. Операция запланирована на 05.00 по индийскому времени 12 ноября (03.30 мск), апогей орбиты должен быть поднят примерно до 100 тысяч километров.
Общей целью проводимых сейчас операций, как отмечает ISRO, является "тестирование и отработка функций автономности" "Мангальяна", которые "необходимы для перелета к Марсу и выводу на орбиту Марса".
 http://ria.ru/science/20131111/976096571.html#ixzz2kLinTYZs
По времени операция запланирована почти одновременно с пуском нашего Протона...

саша

У них на этой доп.катушке повышенная тяга маршевого двигателя или одновременная работа маршевого и двигателей системы ориентации?

planktos

#337
саша пишет:
ЦитироватьУ них на этой доп.катушке повышенная тяга маршевого двигателя или одновременная работа маршевого и двигателей системы ориентации?
я так понял, что это просто параллельная резервная обмотка клапана 440 Н двигателя, вот зачем они вместе включали основную и резервную это вопрос

Shwed

#338
тяжёлая заряженная частица не виновата? 

PIN

Цитироватьplanktos пишет:
я так понял, что это просто параллельная резервная обмотка клапана 440 Н двигателя
Я тоже так понял.


Цитироватьplanktos пишет:
от зачем они вместе включали основную и резервную это вопрос
Возможно, в ходе первых маневров были запланировано и тестирование резервного оборудования. Так бывает логично и удобно делать.


ЦитироватьShwed пишет:
жёлая заряженная частица не виновата?
Скорее, единый ограничитель тока (LCL) или пара подзабытых строчек в ПО...