"Михайло Ломоносов" с попутчиками -- Союз-2.1А -- Восточный -- 28.04.2016 05:01 ДМВ

Автор Yra Napr, 04.05.2010 17:01:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Veganin

Разница между ошибками инженера и программиста в большинстве случаев в возможности и трудоемкости их исправления. Прошивку можно перезалить, а неправильно спроектированное изделие или его составную часть нужно заново перепроектировать, разработав снова РКД, РТД, провести испытания, кучу согласований.
 
Ошибки на этапе проектирования нужно отлавливать на всевозможных макетах, стендах, симуляторах. Но частенько на этом экономят и ответственность конструкторов еще больше возрастает. Сам принцип "Делай все хорошо с первого раза!" должен подразумевать, что исходные данные и работа соисполнителей, поставщиков безошибочны, иначе это игра в одни ворота. Толку от того, что ты сделал все правильно, если изделие не работает из-за ограничений на покупное изделие, о котором весьма известный забугорный или отечественный производитель "забыл" упомянуть в техописании.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Echidna

ЦитироватьСтарый пишет:
Программистское мышление убивает в человеке инженера.
Программисты в том виде, в каком они были изнпчально - уже несушествующая профессия. Программирование теперь просто инструмент для хорошего инженера.
А такого как раньше, когда есть алгоритмист, а к нему приставлен программист как тупой реализатор этого алгоритма - такого уже нет. Сейчас любой программист должен быть и инженером, но не каждый инженер обязан быть программистом :-)

nsn

ЦитироватьVeganin пишет:
Разница между ошибками инженера и программиста в большинстве случаев в возможности и трудоемкости их исправления. Прошивку можно перезалить, а неправильно спроектированное изделие или его составную часть нужно заново перепроектировать, разработав снова РКД, РТД, провести испытания, кучу согласований.
Просто перезалить можно только прошивку, в которой исправлены несущественные ошибки, сравнимые с неправильной распайкой или отсутствием контакта. Если же ошибка затрагивает логику работы программы, то по меньшей мере необходимо повторное тестирование. Но программа, так же как "изделие", может быть и неправильно спроектирована, тогда её тоже нужно перепроектировать, причём в результате может выясниться, что спроектированная правильно предъявляет другие требования к аппаратному обеспечению. Вообще, разница заключается только в особенностях работы с информационными конструкциями по сравнению с конструкциями из вещества. А мыслительные процессы в основе одни и те же.

ВВК

Цитироватьsychbird пишет:
ЦитироватьChilik пишет:
ЦитироватьZOOR пишет:
... тут-то о студенческом 3-х юнитовом кубосате, который делался в первую очередь для обучения/получения опыта проектирования. ....
Есть такой момент, да. Но только одна ремарка.
Я довольно много общаюсь с молодёжью, в том числе с той, которую можно назвать будущей научной и технологической элитой. По сравнению с ситуацией 80-90-х годов, у нынешних мозги те же, но напрочь отпало понимание того, что работать нужно сразу без ошибок. Возможно, это у них навыки вбиваются вместе с программированием, с которым они обычно сейчас знакомятся гораздо раньше, чем с реальной работой с железом. Типа: "сделали лажу, не работает, сейчас начнём код править и отлаживать". Своих пытаюсь по мере сил дрючить на тему того, что сначала надо думать, потом проектировать, потом опять думать и только потом делать. Обычно нифига не получается. Они тянут до последнего, потом быстро что-то ляпают, оно не работает и начинается тот самый пресловутый процесс выискивания тараканов в головах и в железе.
Это ИМХО, еще и от компьютерных игр произрастает. Не прошел на другой уровень - повтори и пройди. И клиповое сознание сказывается. Не могут держать концентрацию более 5- 10 минут.
У меня предложение взглянуть все-же как на обучение, в моем понимании есть руководитель и есть студенты (все же это ещё не готовый специалист) , которые учатся и тут хош -не-хош, а преподаватель (наверно он руководитель проекта) должен приучить правильно мыслить и вложить алгоритм действия на реальном примере, и если что-то не получается , то значит у него  тоже не получается. Если студент освоил этот алгоритм, но во время не сделал, то он лентяй, а если и алгоритм не освоил, то он просто неучь. Как в этом процессе обучения избежать ошибок, причем совместных, наверно только количеством студенческих КА. А вот "компьютерные игры" (компьютерное моделирование) в данном случае вещь даже полезная и должна развиваться параллельно на основе тех же практическиработающих аппаратах

ВВК

ЦитироватьСтарый пишет:
Программистское мышление убивает в человеке инженера.
Программисткое мышление учить инженера общаться с компьютером на одном языке  и понимать что он (или точнее программа) делает.

Сергей

ЦитироватьEchidna пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
Программистское мышление убивает в человеке инженера.
Программисты в том виде, в каком они были изнпчально - уже несушествующая профессия. Программирование теперь просто инструмент для хорошего инженера.
А такого как раньше, когда есть алгоритмист, а к нему приставлен программист как тупой реализатор этого алгоритма - такого уже нет. Сейчас любой программист должен быть и инженером, но не каждый инженер обязан быть программистом :-)
Цитироватьnsn пишет:
Вообще, разница заключается только в особенностях работы с информационными конструкциями по сравнению с конструкциями из вещества. А мыслительные процессы в основе одни и те же.
ЦитироватьВВК пишет:
Программисткое мышление учить инженера общаться с компьютером на одном языкеи понимать что он (или точнее программа) делает.
Инженер-разработчик может разрабатывать что то вещественное, какой то механизм, возникает образ этого изделия, который преобразуется в приближенную физическую, потом пригодную для решения математическую модель. Дальше разработчик использует известные методы решения задачи (зачем изобретать велосипед), алгоритмы, программы и т.д. Хуже, когда это слишком новое, и нет готовых решений. Тогда придется самому разрабатывать и алгоритмы, и технологию (бывает и ее нет) самому. И уж как дальше будешь решать задачу - это от способностей. Если силен в теоретических дисциплинах, то хорошие алгоритмы резко сокращают объем экспериментальных работ да и в технологии решают много проблем. И если даже владеешь программированием, лучше привлекать профессионалов - программистов - программы напишут быстрее, а вот алгоритмы за тебя не напишут. Примерчик из практики - прочнисты ,как правило, хорошие программисты и частенько пишут специальные программы для себя, но задачи решают на основании уже имеющихся теоретических работ и типовых подходах. Но дальше упираются в мощность вычислительных средств и решение получается через ....30 лет, когда все уже сделано на основании более простых приближенных алгоритмов. Но делать то им все равно приходится, поскольку железо идет, а отдел прочности считать не может.
Программист, разрабатывая сложные программы, так же сначала должен побывать в шкуре постановщика задачи (определиться , а что надо) - аналог инженера - разработчика. Поэтому деление на программистское мышление, инженерное мышление - это игра словами, а по обстоятельствам можно оказаться в любой ипостаси, и делать, что требуется для решения задачи.

Chilik

ЦитироватьEchidna пишет:

А такого как раньше, когда есть алгоритмист, а к нему приставлен программист как тупой реализатор этого алгоритма - такого уже нет.
Сейчас это просто по-другому называется. У меня младшая работает в крупной российской софтовой фирме на должности "Разработчик программного обеспечения". Мозги есть, для её лет и самостоятельной карьеры - очень неплохо. У них в группе есть и парни на должности "Программист". Это то, что на их жаргоне называется обидным словом "кодер" - как раз тупой реализатор. А есть и ещё более высокий уровень, точно не помню, что-то типа "системный архитектор".

Chilik

Цитироватьopinion пишет:
Существует два принципиально разных подхода к обеспечению качества/безаварийности. Первый - это, проповедуемый Chilik ом и ZOOR ом, основанный на убеждении, что если постулировать, что права на ошибки нет, то их и не будет...
Вы не поняли сказанное нами. От слова "совсем".
Речь не о догматизме и каком-то следовании генеральной линии. Речь о воспитании ответственности. В том числе и в ситуации, когда твою работу никто проверить или поправить не может. Здесь вероятность возникновения ошибки снижается в первую очередь применением мозга для осознания возможных проблем с принятыми решениями или действиями. Мозг применять трудно и непривычно.
И таки да, пример с родами и акушеркой был не слишком удачным - там приходится действовать в темпе, задаваемом природой. В инженерных задачах время на нормальное выполнение работы обычно есть с запасом, если менеджмент проекта устроен правильно (а вот это далеко не всегда так).

slava-p

ЦитироватьChilik пишет:
Права на ошибку обычно нет.
Если оно есть - то этот труд ничего не стоит.
Право на ошибку у разработчика есть, Но также есть обязанность их не совершать, а также имеется обязанность учится на своих и чужих ошибках. Не учится на ошибках права нет.
Так лучше?

ОАЯ

#1969
Непонятно как разработчик должен исхитриться допустить ошибку?
Возьмем разработку блока. Схему проверяет его руководитель, а перед этим, что бы не позориться сам разработчика с товарищем. Затем нормоконтроль проверяет сопряжение различных документов. Дальше конструктор во время расположения и разводки платы. Дальше испытания - если баг не вылез - значит что-то несущественное. Еще будет этап написания инструкции по настройке-проверке. Там тоже проверяется каждый пункт функционирования. Сейчас все делает компьютер - но он может сравнить и проанализировать даже лучше человека.
Я помню моя ошибка настигла меня через год в лице вычислительной машины. Она просчитала все схемы и выдала, что в таком-то блоке превышено число разветвлений у микросхемы - много микросхем висит на выходе. Пришлось менять микросхему на более мощную.
Т.е. для того чтобы по вине разработчика выплыла ошибка и грубая - это надо постараться.

Echidna

#1970
Хотел поспорить... передумал... :-) удалил.

OlegN

Цитироватьnsn пишет:
ЦитироватьVeganin пишет:
Разница между ошибками инженера и программиста в большинстве случаев в возможности и трудоемкости их исправления. Прошивку можно перезалить, а неправильно спроектированное изделие или его составную часть нужно заново перепроектировать, разработав снова РКД, РТД, провести испытания, кучу согласований.
Просто перезалить можно только прошивку, в которой исправлены несущественные ошибки, сравнимые с неправильной распайкой или отсутствием контакта. Если же ошибка затрагивает логику работы программы, то по меньшей мере необходимо повторное тестирование. Но программа, так же как "изделие", может быть и неправильно спроектирована, тогда её тоже нужно перепроектировать, причём в результате может выясниться, что спроектированная правильно предъявляет другие требования к аппаратному обеспечению. Вообще, разница заключается только в особенностях работы с информационными конструкциями по сравнению с конструкциями из вещества. А мыслительные процессы в основе одни и те же.
Типичнейший пример водолейства. Вода в каждой строчке. И  Соответствующий мыслительный процесс - по-больше чего-нибудь написАть  в отчёте- авось начальство не поймёт. (Студенчество так и прёт - как  в ПЗ побольше  накатать) 

Кубик

Цитировать[url=http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/user/41188/]nsn[/url] пишет:: причём в результате может выясниться, что спроектированная правильно
предъявляет другие требования к аппаратному обеспечению :o
Ну, блеск ... - исходя из чего и как создают конкретные программы для объектов - не учитывая аппаратное обеспечение :?:
И бесы веруют... И - трепещут!

Locutus

Какие-то странные у вас представления о программировании и инженерном деле, как будто это что-то разное. Программист он и есть инженер, только он не железки делает, а программы. Которые также надо проектировать, реализовывать и тестировать. Если кто-то противопоставляет эти два направления, то он, скорее всего, глубоко заблуждается. Также необходимо подчеркнуть, что нет никакого "программистского мышления". Если попытаться строго определить это понятие, то оно окажется неотличимым от "инженерного мышления", или просто от некоторого "технического склада ума". Вы же инженеры, инженерная наука требует строгих определений. Туда же в топку идет и "клиповое мышление", слово-заглушка, которое ничего не означает, но очень популярно.

Программа для космического аппарата non verpa caninus est (сложное изделие). Программист должен знать все особенности работы всего электронного оборудования в изделии, знать циклограмму работы изделия и понимать место программной логики в этой программе, он принимает непосредственное участие в разработке циклограммы. Грубо говоря, чтобы качественно написать программу управления для простенького кубсата, надо перелопатить тысячи страниц документации на составные электронные компоненты. Программист должен понимать, какие стандарты качества нужно использовать при разработке ПО, должен грамотно предсказывать объемы тестирования на этапе написания исходного текста программы, на этапе испытаний макетов, на этапе КДИ и ПСИ. В случае разработки КТ программист должен хорошо ориентироваться в РК-11, должен иметь представления о западных стандартах разработки. Все это идет параллельно разработке конструкторской документации, изготовлению деталей и узлов, испытаниям. Да, программу надлежит сразу писать правильно, с соблюдением правил написания исходного кода, с использованием средств тестирования, при постоянном обзоре текстов подпрограмм, которые пишут подчиненные. Если у кого-то на предприятиях делают "тяп-ляп", то это вопросы к этим предприятиям.

Еще я не пойму суть негативного отношения к студентам и их начинаниям. Я считаю, что опыт, доведение работы до результата, пусть и негативного, ценнее отсутствия такого опыта. И в сравнении со стандартным космическим образованием он в 10 раз ценнее. Простите, как студент может "прощупать" ракету или "прочуствовать" космическую технику? Одних лекционных занятий мало, очень мало, чрезвычайно мало. Пара занятий в демзале кафедры? Практика на ЦНИИМАШе или в РККЭ, где им грустного видя дядечки заунывно расскажут, как у них все плохо, и что на них опять который год вешают студентов? Поэтому такие проекты ценны именно своей образовательной составляющей.

Stalky

ЦитироватьLocutus пишет:
Поэтому такие проекты ценны именно своей образовательной составляющей.
+100
Классная у вас трава, ребята.

slava-p

ЦитироватьStalky пишет:
Locutus пишет:
Поэтому такие проекты ценны именно своей образовательной составляющей.
+100
Разумеется.

ZOOR

Кстати, сайт проекта (МКА Ломоносов) обновился и там даже что-то появилось
ЦитироватьСпутник «Ломоносов» в июньском номере новостного журнала от Международного Cоюза Теоретической и Прикладной Физики                                                
                         Июнь 22, 2016         
Новости о спутнике «Ломоносов» появились в июньском номере новостного журнала от Международного Союза Теоретической и Прикладной Физики. Полная версия номера в электронном формате доступна онлайн.
http://lomonosov.sinp.msu.ru/category/events

Правда, у них там все предполагается запустить КА на Днепре  :(  http://lomonosov.sinp.msu.ru/scientific-equipment-2
Яркий показатель того, как просто дают обновить программерам сайт за бабки. Козлы  8)
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Salo

http://ria.ru/science/20160627/1453211658.html
ЦитироватьСамарские ученые приступили к экспериментам со спутником "Аист-2Д"
17:31 27.06.2016
 
САМАРА, 27 июн — РИА Новости. Самарские ученые приступили к проведению научных экспериментов со спутником "Аист-2Д", который был запущен с космодрома Восточный, сообщила РИА Новости пресс-служба самарского университета.
"Ученые Самарского национального исследовательского университета начали серию научных экспериментов на космическом аппарате "Аист-2Д", запущенном в космос в конце апреля 2016 года в рамках первой пусковой кампании с нового российского космодрома Восточный", — говорится в сообщении.
Малый космический аппарат "Аист-2Д" оснащен шестью комплектами научного оборудования, пять из которых разработаны в самарском университете. По информации пресс-службы, аппаратура для наблюдения за земной поверхностью в ИК-диапазоне, радиолокационная аппаратура, комплекс "Контакт-МКА" находятся в рабочем состоянии и проходят различные стадии тестирования и отладки в натурных условиях.
"Вся научная аппаратура разработки университета, находящаяся на борту "Аиста-2Д" включена, работает штатно, получена телеметрия, первые результаты и мы приступили к проведению тех исследований, которые запланированы в ходе летной программы этого космического аппарата", — сообщил директор института космического приборостроения самарского университета Николай Семкин.
Отмечается, что ученые начали изучать собственную атмосферу космического аппарата и космические излучения, микрометеоритные потоки и их воздействие на конструкционные материалы, солнечные батареи и оптические элементы, составлять карты "солнечных" ветров и "мусорных полей" в районе движения спутника.
По информации пресс-службы вуза, все исследования носят практический характер. Научная информация, полученная учеными в ходе полета "Аиста-2Д", позволит в будущем успешно решать различные прикладные задачи. Результаты испытаний в космосе, например, созданных в университете новых солнечных батарей могут привести к резкому удешевлению таких источников электрического тока не только для космических аппаратов, но и для применения на Земле.
Спутник "Аист-2Д" разработан в рамках комплексного проекта АО "РКЦ "Прогресс" и Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ). Аппарат предназначен для дистанционного зондирования Земли, кроме того он имеет на борту комплекс научной и научно-технологической аппаратуры, разработанный самарскими учеными. Ракета-носитель "Союз-2.1а" с тремя космическими аппаратами "Ломоносов", "Аист-2Д" и SamSat-218 стартовала 28 апреля с космодрома Восточный в 5:01 мск.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://tass.ru/kosmos/3408331
ЦитироватьСамарский спутник поможет составить карты солнечных ветров и "мусорных полей" космоса
27 июня, 17:29 UTC+3
Установленный на "Аисте-2Д" комплекс должен помочь отработать технологии управления процессами, происходящими на борту спутника, с помощью мобильного телефона

САМАРА, 27 июня. /Корр. ТАСС Алексей Соколов/. Ученые Самарского национального исследовательского университета начали серию научных экспериментов на спутнике "Аист-2Д", запущенном в космос в конце апреля 2016 года в рамках первой пусковой кампании с нового российского космодрома Восточный. Об этом сообщила пресс-служба вуза.

"Мы приступили к проведению исследований, запланированных в ходе летной программы спутника. Вся научная аппаратура разработки Самарского университета на борту спутника сейчас включена и работает штатно, получены телеметрия и первые результаты", - приводит пресс-служба слова директора Института космического приборостроения Самарского университета профессора Николая Семкина.

"Аист-2Д" представляет собой своеобразный "научный комбайн". С помощью установленной на нем аппаратуры ученые приступили к изучению космических излучений и микрометеоритных потоков и их воздействия на материалы конструкции спутника. Так, аппаратура "Метеор-М" исследует микрометеориты и частицы космического мусора, а специальный датчик частиц фиксирует состояние наноматериалов и терморегулирующих покрытий, регистрируя их эрозию под воздействием потоков различных космических частиц.

Также изучается радиационная стойкость и эффективность защиты микросхем. На основе получаемых данных ученые планируют составить подробные карты солнечных ветров и "полей космического мусора" в районе орбиты спутника.

Солнечные батареи подешевеют в пять раз

Установленный на "Аисте-2Д" комплекс "Контакт-МКА" должен помочь отработать технологии управления процессами, происходящими на борту спутника, с помощью мобильного телефона, подключенного к системе спутниковой телефонной связи GlobalStar. Авторы эксперимента будут связываться со спутником через телефонную сеть и самостоятельно получать необходимую телеметрическую информацию, не задействуя наземные центры управления полетами.

Также на орбите будут испытаны солнечные батареи, изготовленные самарскими учеными по новой технологии, позволяющей снизить стоимость солнечных батарей в пять раз. Новая технология основана на использовании фотоэлектрических преобразователей на основе пористого нанокристаллического кремния. КПД таких преобразователей, по данным лабораторных исследований, может достигать 30% и больше. Эта технология проще и эффективнее зарубежных аналогов и может применяться для производства не только космических солнечных батарей.

Уникальный космический локатор, выполняя подпочвенное зондирование планеты, даст возможность заглянуть из космоса под землю, а аппаратура инфракрасного диапазона позволит отработать технологию обнаружения из космоса малых очагов пожаров. Отличные результаты по съемке земной поверхности уже продемонстрировала широкозахватная оптико-электронная аппаратура "Аврора".

"Получить снимки с разрешением лучше двух метров с полосой захвата 40 км на аппаратах подобного типа - это достижение мирового уровня", - отметил замгенконструктора Самарского ракетно-космического центра (РКЦ) "Прогресс" Геннадий Аншаков.

"Аист-2Д" - совместная разработка РКЦ "Прогресс" и Самарского университета.

Космический аппарат был отправлен на орбиту 28 апреля во время первого пуска с космодрома Восточный, вместе с ним на орбиту были отправлены спутники SamSat-218 и "Михайло Ломоносов". Это третий спутник серии "Аист", первые два "Аиста" устойчиво работают на орбите уже более 3 лет. Масса спутника составляет 531 кг.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.roscosmos.ru/22414/
ЦитироватьРКЦ «ПРОГРЕСС». «АИСТ-2Д» - СНИМКИ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА
07.07.2016 15:20

 
   Продолжаются летные испытания малого космического аппарата (МКА) «Аист-2Д», запущенного 28 апреля 2016 года с космодрома ВОСТОЧНЫЙ.
    
   В ходе летных испытаний оптико-электронной аппаратуры «Аврора», установленной на МКА «Аист-2Д», отснято около 600000 кв.км поверхности Земли. Подтвержденное разрешение изображений в панхроматическом диапазоне составляет 1,9 – 2,1 м, в мультиспектральном диапазоне - 4,4 м. Высокое качество получаемых материалов съёмки говорит о правильности принятых конструкторских и технических решений.
    
   Также проводились тестовые включения инфракрасной аппаратуры. По результатам включения получены первые снимки, подтвердившие работоспособность аппаратуры. Специалистами филиала АО «РКЦ «Прогресс» - НПП «ОПТЭКС» проводится анализ полученных результатов с выдачей рекомендаций по настройке аппаратуры.
    
   В соответствии с программой лётных испытаний МКА «Аист-2Д» с 4 июня 2016 года проводится работа с радиолокационным комплексом разработки Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ). В настоящее время специалистами ПГУТИ совместно со специалистами АО «РКЦ «Прогресс» проводятся работы по настройке данной аппаратуры.
    
   Проведено включение пяти типов научной аппаратуры разработки Самарского университета, установленной на борту малого космического аппарата. Результаты полученной телеметрической информации показывают штатное функционирование научной аппаратуры. Полученные данные научных экспериментов передаются разработчикам аппаратуры в Самарский университет для последующей оценки и планирования дальнейшей работы.
    
   МКА «Аист-2Д» разработан РКЦ «Прогресс» совместно с Самарским национальным исследовательским университетом (Самарский университет).
    
   
    
   
    
   
"Были когда-то и мы рысаками!!!"