Освоение Луны

Автор Z0RG, 28.01.2006 13:44:53

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

sychbird

ЦитироватьAlex_II написал:
 
Цитироватьsychbird написал:
Цикл по воде замкнут. Одноразовая вечная заправка
Потери все равно будут... Скорее всего по водороду - он обладает гнусной привычкой впитываться в материалы... Так что вечного двигателя не получится... В итоге у вас будет уменьшение количества воды и избыток кислорода... А потом - фигакс и ломается какая-нибудь наводороженная трубка или панель... И вода улетает в вакуум...
Потери конечно будут. Я не зря написал квазизамкнутая. Но они мизерные. Технологий без проблем не бывает. На то есть инженерное искусство, дабы их обходить.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

cross-track

Цитироватьsychbird написал:
 
ЦитироватьAlex_II написал:
 
Цитироватьsychbird  написал:
Цикл по воде замкнут. Одноразовая вечная заправка
Потери все равно будут... Скорее всего по водороду - он обладает гнусной привычкой впитываться в материалы... Так что вечного двигателя не получится... В итоге у вас будет уменьшение количества воды и избыток кислорода... А потом - фигакс и ломается какая-нибудь наводороженная трубка или панель... И вода улетает в вакуум...
Потери конечно будут. Я не зря написал квазизамкнутая. Но они мизерные. Технологий без проблем не бывает. На то есть инженерное искусство, дабы их обходить.
А какие потери в цикле каталитического разложения воды на кислород и водород под действием солнечного УФ излучения?
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

Юрий Темников

Цитироватьsychbird написал:
Потери конечно будут. Я не зря написал квазизамкнутая. Но они мизерные. Технологий без проблем не бывает. На то есть инженерное искусство, дабы их обходить.
Довольно просто,все магистрали и оборудование с двойными стенками.Между ними СО2 или гексафторидсеры,которые довольно просто вымораживаются,проникший водород возвращается в систему
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.

Алексей Любопытный

Хорошая  и красивая идея. Позволяет накопить энергию в течении длительного времени и выдать в виде мощного импульса. Но в дали от Солнца будет плохо работать. Например на орбитах газовых гигантов.

У нас рассматривали солевой аналог. Накопление тепла в расплавленных солях. Расплавленные соли имеют более низкую температуру чем горение водорода, но можно в качестве топлива напрямик воду использовать.
Спойлер
Цитировать2012_registration пишет:
Не знаю кому как, а я бы хотел, чтобы в этой теме не было диалогов душевнобольных, а была только собственно информация по проекту ЯЭДУ.

Старый пишет:
Дык нет проекта. Его не смогли даже завязать.
[свернуть]

sychbird

Цитироватьcross-track написал:
 
Цитироватьsychbird написал:
 
ЦитироватьAlex_II  написал:
   
Цитироватьsychbird   написал:
Цикл по воде замкнут. Одноразовая вечная заправка
Потери все равно будут... Скорее всего по водороду - он обладает гнусной привычкой впитываться в материалы... Так что вечного двигателя не получится... В итоге у вас будет уменьшение количества воды и избыток кислорода... А потом - фигакс и ломается какая-нибудь наводороженная трубка или панель... И вода улетает в вакуум...
Потери конечно будут. Я не зря написал квазизамкнутая. Но они мизерные. Технологий без проблем не бывает. На то есть инженерное искусство, дабы их обходить.
А какие потери в цикле каталитического разложения воды на кислород и водород под действием солнечного УФ излучения?
Потери чего?
Потери бывают при преобразовании энергии какого-либо процесса с энергетическим выходом в полезную работу или электрическую ЭДС.

В данном случае речь может идти о коэффициенте преобразования энергии падающего потока в энтальпию полученного водорода и кислорода. 
Зависит от типа катализатора и инженерной организации процессов в реакторе.
Для Земных условий существенно выше, чем у СБ с большим числом рn-переходов. Точных цифр на память не помню но выше 60 процентов точно.
Возможно уже и еще выше. Нет времени отслеживать последнии публикации по этой проблематике.

Но СБ выгорают намного быстрее, чем деградирует катализатор.

Тут еще для условий Луны будет важно соотношение массы реакторов к значению производимой мощности. 
Ну этого, ИМХО, сейчас никто не оценит достоверно. Нужны ОКР, заточенные под доставку на Лунную поверхность.

Для Лунных условий бонусом этой технологии идет возможность отбора части водорода и кислорода для иных потребностей. Три в одном флаконе!.  :) 
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Alex_II

Цитироватьsychbird написал:
Для Лунных условий бонусом этой технологии идет возможность отбора части водорода и кислорода для иных потребностей. Три в одном флаконе!.
Тогда тебе таки придется добывать лёд... Смысл? Тут или замкнутый цикл (и то я таки считаю что все равно будет потеря части воды или водорода)... Или уж добыча воды, разложение её на кислород-водород и использование в т.э. (и не грех бы установить таки скорость деградации катализатора), заодно т.э. будет и дистиллятором... Но тогда придется очищать емкости для разложения воды или ставить какие - то фильтры на входе (сомневаюсь я, что лунный лед хотя бы относительно чистый)...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Дмитрий Инфан

Цитироватьsychbird написал:
Потери конечно будут. Я не зря написал квазизамкнутая. Но они мизерные. Технологий без проблем не бывает. На то есть инженерное искусство, дабы их обходить.
Ещё не известно, сколько там воды получится добыть и с какими затратами. Может статься, ещё с Земли возить будет проще.

Alex_II

ЦитироватьДмитрий Инфан написал:
Может статься, ещё с Земли возить будет проще.
Это СИЛЬНО вряд ли...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

cross-track

Цитироватьsychbird написал:
 
Цитироватьcross-track написал:
 
ЦитироватьА какие потери в цикле каталитического разложения воды на кислород и водород под действием солнечного УФ излучения?
Потери чего?
Потери бывают при преобразовании энергии какого-либо процесса с энергетическим выходом в полезную работу или электрическую ЭДС.

В данном случае речь может идти о коэффициенте преобразования энергии падающего потока в энтальпию полученного водорода и кислорода.
Зависит от типа катализатора и инженерной организации процессов в реакторе.
Для Земных условий существенно выше, чем у СБ с большим числом рn-переходов. Точных цифр на память не помню но выше 60 процентов точно.
Возможно уже и еще выше. Нет времени отслеживать последнии публикации по этой проблематике.

Но СБ выгорают намного быстрее, чем деградирует катализатор.

Тут еще для условий Луны будет важно соотношение массы реакторов к значению производимой мощности.
Ну этого, ИМХО, сейчас никто не оценит достоверно. Нужны ОКР, заточенные под доставку на Лунную поверхность.

Для Лунных условий бонусом этой технологии идет возможность отбора части водорода и кислорода для иных потребностей. Три в одном флаконе!.    
Потери использования солнечной энергии, например. Ведь при каталитическом разложении воды на кислород и водород под действием солнечного УФ излучения используется лишь небольшая часть спектра падающего потока, а оставшаяся часть пропадает. Так что от 60 процентов потерь в коэффициенте преобразования энергии падающего потока в энтальпию полученного водорода и кислорода нужно наверняка отнять еще пару десятков процентов. И сколько тогда останется?
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

triage

#1029
Вначале старое
Спойлер
Цитироватьhttps://tass.ru/kosmos/3313272
РКК "Энергия" предлагает лететь на Луну "Рывком" с МКС
Проект "Рывок" будет на треть дешевле отправки к спутнику корабля "Федерация"
25 МАЯ 2016, 18:23

КОРОЛЕВ /Московская область/, 25 мая. /ТАСС/. РКК "Энергия" предлагает реализовать проект пилотируемого корабля "Рывок" для доставки космонавтов к Луне с МКС - такая миссия будет на треть дешевле отправки к спутнику корабля "Федерация". Об этом сообщил сотрудник корпорации Юрий Макушенко, представляя проект на международной научной конференции "Пилотируемое освоение космоса".
Спойлер
"Затраты на миссию многоразового пилотируемого корабля "Рывок" на треть ниже затрат на миссию пилотируемого транспортного корабля "Федерация", - подчеркнул Макушенко.


Согласно его докладу, "Рывок" будет базироваться на Международной космической станции и курсировать от нее к международной окололунной платформе, доставляя грузы и космонавтов, ранее прилетевших на МКС кораблями серии "Союз".

Средством разгона "Рывка" с первой до второй космической скорости должен служить модернизированный разгонный блок "ДМ", который планируется запускать с помощью тяжелой ракеты "Ангара" и стыковать с кораблем на околоземной орбиты. Каким образом на нее предполагается доставлять сам "Рывок", в докладе не упоминается.

Ожидается, что на перелет от МКС к Луне у корабля будет уходить до пяти суток. Возвращаться "Рывок" должен будет на Землю - для торможения в атмосфере планеты предусмотрен "зонтик" площадью 55 квадратных метров.

Макушенко отметил, что новый проект в отличие от корабля "Федерация" не потребует создания сверхтяжелой ракеты-носителя или новой модификации тяжелой "Ангары" - "Ангары-А5В". Кроме того, в РКК "Энергия" считают, что таким образом можно снизить затраты и сроки разработки отечественной транспортной системы для полета к Луне.

РКК "Энергия" также разрабатывает пилотируемый корабль "Федерация", предназначенный для полетов к станциям на орбите Земли, а также доставки людей и грузов к Луне. Летный образец корабля планируется изготовить в 2020 году и запустить в беспилотном режиме в 2021-м. Первый пилотируемый запуск намечен на конец 2023 года. Ожидается, что экипаж "Федерации" будет состоять из четырех человек.
[свернуть]

Цитироватьhttps://ria.ru/20160525/1439421407.html
Спойлер
17:26 25.05.2016 (обновлено: 14:56 26.05.2016)
Ракетно-космическая корпорация "Энергия" разработала проект многоразового пилотируемого корабля для доставки к Луне грузов и космонавтов, который будет базироваться на Международной космической станции.
КОРОЛЕВ (Московская область), 25 мая – РИА Новости. Ракетно-космическая корпорация "Энергия" разработала проект многоразового пилотируемого корабля "Рывок" для доставки к Луне грузов и космонавтов, реализация которого обойдется дешевле, чем отправка корабля "Федерация".

"Затраты на миссию многоразового пилотируемого корабля "Рывок" на треть ниже затрат на миссию пилотируемого транспортного корабля "Федерация", — сказал сотрудник корпорации Юрий Макушенко, представляя проект на международной научной конференции "Пилотируемое освоение космоса".
Согласно представленному им докладу, система "Рывок" должна базироваться на Международной космической станции и курсировать от нее к окололунной международной платформе, доставляя к Луне грузы и космонавтов, ранее прилетевших на МКС кораблями серии "Союз".

Средством разгона с первой до второй космической скорости должен служить модернизированный разгонный блок "ДМ", запускаемый с помощью ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5" и стыкующийся с "Рывком" на околоземной орбите.

При возвращении с окололунной орбиты корабль "Рывок" должен раскрывать "зонтик" площадью 55 квадратных метров для торможения в атмосфере Земли.

Предельная масса комплекса составляет 11,4 тонны, время перелета с земной орбиты к Луне — до 5 суток. Средство доставки корабля "Рывок" к МКС в докладе автора не упоминалось.

В качестве преимуществ системы "Рывок" по сравнению с планами отправки на Луну корабля "Федерация", Макушенко отмечает отсутствие необходимости создания сверхтяжелой ракеты-носителя или ракеты-носителя тяжелого класса с водородным топливом. Кроме того, поскольку ракета "Ангара-А5" не будет задействована при старте самих космонавтов с Земли, нет необходимости в ее сертификации для пилотируемых полетов. Также новый проект позволяет снизить затраты и уменьшить сроки создания отечественной транспортной системы.

Многоразовый пилотируемый транспортный корабль "Федерация" также разработан РКК Энергия и предназначен для доставки людей и грузов на Луну и околоземную орбиту. Ранее сообщалось, что первый запуск корабля "Федерация" в беспилотным варианте запланирован на 2021 год, а с космонавтами на борту — на 2023 год. Строительство корабля должно начаться летом.
[свернуть]



Цитироватьhttps://cyberleninka.ru/article/n/analiz-kontseptsii-dolgovremennoy-orbitalnoy-stantsii-dlya-obsluzhivaniya-mezhorbitalnogo-gruzopotoka
АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕЖОРБИТАЛЬНОГО ГРУЗОПОТОКА
Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»
Соболев Иван Анатольевич, Леонов Виктор Витальевич, Волкова Татьяна Вячеславовна, Бечаснов Павел Михайлович
Инженерный журнал: наука и инновации #4  2017
...
Эти требования по сути своей противоречивы, и выбор должен осуществляться, исходя из итоговой экономической эффективности. В ходе работы анализировалась возможность использования тросовой системы довыведения, электрореактивного и химического буксиров [4]. Проведенный анализ показал, что существующему техническому уровню и состоянию рынка выведения геостационарных КА в наибольшей степени соответствует химический буксир, по основным техническим решениям, возможно, подобный проекту РКК «Энергия» «Рывок» [5], за исключением того, что после аэродинамического торможения он возвращается к ОС, а не на Землю. Перспективой развития может являться электрореактивный буксир, способный транспортировать КА к станции с последующим возвращением на рабочую орбиту [6].

"ТРАНСПОРТНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА " РЫВОК" ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛУННЫХ МИССИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИБРИДНОЙ СХЕМЫ ТОРМОЖЕНИЯ"
Журнал "Полёт" #6 (2019)
 http://www.ros-polet.ru/archive19

стр 7 и 15
Цитироватьhttp://www.ros-polet.ru/files/archiv/pl619_web.pdf

Транспортная космическая система «Рывок» для обеспечения лунных миссий с использованием гибридной схемы торможения
Р.Ф. Муртазин E-mail: Rafail.Murtazin@rsce.ru
Предлагаются возможные способы освоения Луны с помощью существующих в России космических средств выведения до начала эксплуатации ракет-носителей (PH) сверхтяжелого класса. Рассматривается космическая транспортная система (ТС) «Рывок» для регулярных перелетов многоразового пилотируемого корабля (МПК) между околоземной орбитальной станцией (ОС) и лунной орбитальной станцией (ЛОС). При реализации такой ТС можно использовать существующие разгонные блоки ДМ и «Фрегат», выводимые на орбиту PH грузоподъемностью около 25 т. При этом нужно решить сложную задачу торможения МП К до орбитальной скорости ОС после перелета от Луны к Земле. Представлены различные схемы решения этой задачи. Показано, что ТС «Рывок» с гибридной схемой торможения требует наименьшего количества существующих PH и разгонных блоков для полетов к ЛОС, а из вновь разрабатываемых средств необходимо создание МПКи КА-«заправщика» для его дозаправки.
...
...
Библиографический список
Спойлер
1. Whitley R., Martinez R. Options for staging orbits in cis-lunar space // Aerospace Conference IEEE. Big Sky. MT. USA. 2016. P. 9.
2. Муртазин Р.Ф. Транспортная космическая система нового поколения для обеспечения лунных экспедиций // Космонавтика и ракетостроение. 2017. Т. 95. № 2. С. 55 - 63.
3. Murtazin R. New Generation Space Transportation System for Lunar Space Exploration Program // IAC-16-D2.4.7 67lh Int. Astronautical Congress. Guadalajara (Mexico). Sept. 26-30 2016.
4. Makushenko Yu., Murtazin R., Zarubin D., et al. Orbital Spaceport - a new profession for the Earth-orbit space stations // IAC-18-A5.1.11 69lh Int. Astronautical Congress. Bremen, Germany. Oct. 1-5 2018.
5. Антонова Н.П., Брюханов H.A., Четкий C.B. Средства посадки пилотируемого транспортного корабля нового поколения // Космическая техника и технология. 2014. № 4(7). С. 21 - 30.
6. Zilong С., Zhaokui W., Yulin Z. Analysis and Optimization of Lunar Exploration Architecture Based on Reusable Human Spacecraft // Journal of Spacecraft and Rockets. Dec. 2018.
7. Orbital Transfer Vehicle Concept Definition and System Analysis Study / Martin Marietta Astronautics Group. Vol. 2. Is. 2. Oct. 1985. Denver, Colorado 80201.
[свернуть]

Цитироватьhttp://www.trud.ru/article/21-06-2019/1377286_nu_ne_letaetsja.html
Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
из номера 043 за 21 Июня 2019г.
Спойлер
Опубликовано 00:15 21 Июня 2019г.
Спойлер
Серьезную промашку допустил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, докладывая в начале года президенту о ситуации в ракетно-космической промышленности. Генеральный директор госкорпорации сообщил: в 2019-м предстоит 45 пусков, то есть вдвое больше, чем в 2018-м. Но у этих оптимистичных планов, судя по свежим данным, нет шансов на претворение в жизнь.

Посмотрим итоги первого полугодия. С января стартовало лишь семь российских ракет, включая две с космодрома Куру во Французской Гвиане. Восьмой запуск назначен на сегодня, 21 июня: «Протон-М» выведет на орбиту обсерваторию «Спектр-РГ». Но чтобы осуществить обещанные 45 пусков, во втором полугодии надо отправить в космос уже 37 ракет. Запускать по одной каждые пять дней — реально ли это для нас сегодня? Специалист, знающий ситуацию в космической отрасли не понаслышке, лишь саркастически усмехается в ответ. Такого количества стартов нет ни в мечтах, ни в планах на второе полугодие. «В нынешнем году всего может быть максимум 34-36 пусков, а скорее еще меньше», — говорит мой старый знакомец.

Зачем же, спрашивается, обнадеживать президента «планов громадьем»? Захотелось произвести впечатление на главу государства? Но как потом объяснять расхождение между мечтами и реальностью?

На самом деле, по словам моих собеседников, глава Роскосмоса, возможно, и не стремился к сознательному приукрашиванию ситуации с запусками. Дело, видимо, в другом — в некомпетентности. Рогозин просто поверил представленным ему красивым цифрам. Хотя грамотный профессионал, ориентирующийся в нынешних реалиях, без труда увидел бы, что заявленная программа невыполнима.

И это не малозначимый эпизод, а принципиальный момент. Непрофессионализм управленцев на разных уровнях — одна из главных причин серьезных неудач в нашей космонавтике, многолетних пробуксовок, нарастающего отставания от других стран.

— Обидно и больно видеть удручающее торможение нашей космонавтики, разрушительные процессы на ряде ведущих предприятий, которые ранее входили в число мировых лидеров, —
[свернуть]
говорит один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, экс-министр, Герой Социалистического Труда Борис БАЛЬМОНТ.
Спойлер
— Нам все время обещают: скоро ситуация улучшится, завтра выйдем на новые рубежи. Но это завтра никак не наступает. А проблемы множатся. Одну из них на днях озвучил премьер Медведев: Роскосмос использовал меньше четверти денег, выделенных на 2019-й. До конца года государственная корпорация должна освоить еще около 200 млрд рублей. Вот беда: амбиции есть, деньги имеются, а дело стопорится. Это ли не факт, свидетельствующий о некомпетентности отраслевых управленцев?

Вообще-то, по словам Бориса Владимировича, так называемые эффективные менеджеры руководить космонавтикой не в состоянии — в этом мы убедились в последние пару десятилетий. Определять векторы ее развития должны высококлассные профессионалы именно в этой сфере, не только досконально знающие отраслевую специфику, обладающие организаторскими талантами, но и хорошо представляющие перспективу, завтрашний день. А у нас уже много лет перспективы здесь выглядят неопределенно, планы пересматриваются, графики сдвигаются. Продолжается чехарда в отрасли, которую трясет, словно на огромном вибростенде...
[свернуть]
Наша космонавтика давно застряла на перепутье, но сколько можно топтаться в нерешительности? Вместо ярких перспективных проектов — вялые дискуссии. Сверхтяжелая ракета нам нужна или не пришло ее время? А зачем лететь на Луну? Вроде бы наконец определили лунный вектор, но в 2015-м из Федеральной космической программы вычеркнули важнейшие работы по подготовке пилотируемых полетов на Селену. Не сумели космические начальники убедить руководство страны, привести весомые аргументы о важности для России лунного направления. Не хватило компетенции. Позже нужные решения были приняты, но драгоценное время потеряно.

— И вот что нас теперь может ждать, — подытоживает Бальмонт. — Представьте: в 2024-2025 годах США вместе с европейцами, японцами, канадцами начнут долговременное освоение Луны, высаживая на нее астронавтов. А мы что же, будем наблюдать за этим со стороны? Ведь наши космонавты собираются отправиться на Луну в начале 2030-х. Такое отставание нанесет удар не только по престижу страны, но и по национальным интересам. Потому что Луна — это не только научные программы. Кстати, не так уж много на ночном светиле районов, где есть лед (это очень важно!), так что мы можем опоздать, все будет занято.

— Откровенно говоря, удивлен высказыванием Дмитрия Рогозина, — продолжает Борис Бальмонт. — Он считает, что нам «лучше делать дольше, но дешевле и рациональнее». Это или непонимание серьезности ситуации, или попытки сделать хорошую мину при плохой игре. На самом деле здесь нельзя опаздывать. И такая возможность для нашей страны есть даже в нынешней непростой ситуации.

Мой собеседник ссылается на статью «Транспортная космическая система «Рывок» для обеспечения лунных миссий...» в только что вышедшем номере журнала «Полет». Здесь представлены новые разработки по многоразовому пилотируемому кораблю «Рывок», который сможет совершать регулярные перелеты между околоземной и окололунной орбитальными станциями.

Принципиальным новшеством является промежуточная стыковка при перелете от Луны к Земле с кораблем-заправщиком, ожидающим «Рывок» на высокоэллиптической орбите. Заправщик доставит не только дополнительное топливо, но и тормозной щит, который потребуется при возвращении в околоземную атмосферу. Но на первых порах можно обойтись и без щита — использовать только импульсное торможение. Цена вопроса — еще одна ракета типа «Союз-2». Не так дорого за билет в лунный клуб.

А в целом предлагаемый подход позволяет, не дожидаясь появления сверхтяжелой ракеты, с помощью существующих космических средств — ракеты «Ангара-А5», разгонных блоков ДМ и «Фрегат» — стать нашей стране участником лунного штурма не в статусе «бедной родственницы».

Транспортная система «Рывок» создает мост между Землей и Луной, без которого невозможно приступать к планомерному строительству лунной станции. А там, глядишь, получит путевку в жизнь и сверхтяжелая ракета, без которой никуда, если серьезно думать о высадке на Луну.

К сожалению, этот проект, не требующий больших капиталовложений и позволяющий догнать развитые страны, не заинтересовал наших космических командиров.
Спойлер
— Не сомневаюсь: будь сегодня в отрасли такие принципиальные люди, высочайшие профессионалы, как Королев, Глушко, Мозжорин, Афанасьев, подобная концепция сразу же оказалась бы в центре внимания, — уверен экс-министр. — Ведь это реальный шанс для нашей космонавтики не остаться на обочине. Но хватит ли решимости и мудрости тем, кто определяет космическую политику сегодня?

Профессионал, по словам моего собеседника, отличается от дилетанта увлеченностью, преданностью делу. В золотые времена отечественной космонавтики энтузиазм объединял рабочих, инженеров, конструкторов, управленцев, он был мощным движителем прогресса. Сегодня, сокрушается Бальмонт, такого и близко нет.

Атмосфера на ряде предприятий, по сообщениям источников в ракетно-космической отрасли, напряженная. Например, на совещаниях в Центре имени Хруничева генеральный директор может гневно обвинять не только в неумении работать, но и в саботаже, угрожает уволить в 24 часа. Кто-то не выдерживает стрессов — увольняется сам. В омском филиале Центра — производственном объединении «Полет», где собирают ракеты семейства «Ангара», отставание по ряду изделий составляет от трех месяцев до года. И хотя речь о внутреннем заводском графике, сознательно смещенном на полгода вперед, тем не менее годовое отставание свидетельствует о существенных производственных сбоях. Одна из причин — опять же дефицит опытных, высококвалифицированных работников.

— Кадровая политика в отрасли вызывает много вопросов, — завершает нашу беседу Борис Бальмонт. — Похоже, профессиональные качества нередко оказываются не на первом плане. Вот яркий пример. Опытнейший космонавт, настоящий ас, Герой России Геннадий Иванович Падалка совершил пять орбитальных полетов. Он действующий мировой рекордсмен по суммарной продолжительности пребывания в космосе — 878 дней. Великолепно разбирается в космической технике, досконально знает корабль, орбитальную станцию, оборудование для проведения многих экспериментов. Эрудирован, с широким кругозором. Но отрасли он оказался вообще не нужен. Нигде не нашлось ему применения. Из-за серьезного «недостатка»: принципиален, говорит правду, даже если она не нравится высокому начальству. А по моему глубокому убеждению, такие люди — золотой фонд. Однако Роскосмосу они, видимо, не нужны...

Наверное, еще не пришло время говорить правду?
[свернуть]
[свернуть]


Цитироватьhttp://www.trud.ru/article/17-01-2020/1385104_razvilka_na_puti_k_lune.html
Развилка на пути к Луне
Виталий Головачев, обозреватель «Труда» все статьи автора                        
из номера 003 за 17 Января 2020г.                                                                      
Спойлер
Опубликовано 00:15    17 Января 2020г.  
...
отвечает на мой вопрос многоопытный экс-министр Борис БАЛЬМОНТ, один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, Герой Социалистического Труда, возглавлявший Межведомственный координационный совет по созданию уникального комплекса «Энергия — Буран»
...
Возьмите судьбу  межорбитального многоразового корабля «Рывок», о котором «Труд» уже  рассказывал («Расчеты и мечтанья — 2», 7 мая 2019 года). Он мог бы  доставлять космонавтов с околоземной орбитальной станции на окололунную  станцию или непосредственно на Луну и обратно во много раз дешевле, чем  на будущем корабле «Орел». И не через 12-14 лет, а через пять.  Удивительно, но концепция «Рывка» даже не обсуждалась на техническом  совете — ее просто отправили по-тихому в дальний ящик. А ведь сегодня,  чтобы наверстать упущенное, нужны нестандартные решения, прорывные  проекты.
...
[свернуть]
[свернуть]

Цитироватьhttps://tass.ru/kosmos/7565545
РКК "Энергия" предложила независимую от США систему полета к Луне "Рывок-2"

21 ЯНВ, 08:17
МОСКВА, 21 января. /ТАСС/. .... Об этом говорится докладе специалиста предприятия Рафаила Муртазина, опубликованном к XLIV Королёвским чтениям.

Ранее РКК "Энергия" рассматривала проект корабля "Рывок" для доставки космонавтов к Луне с Международной космической станции (МКС). Необходимым звеном той программы являлась международная окололунная платформа, к которой должен стыковаться корабль.

В новой концепции транспортной системы "Рывок-2" "в качестве средства перемещения экипажа предлагается многоразовый лунный корабль с возможностями прямой посадки на поверхность Луны", говорится в докладе.

Этот вариант, отмечает автор, исключает необходимость развертывания и поддержания работоспособности окололунной орбитальной станции, что существенно снизит транспортные расходы на обеспечение лунной базы. Основой системы "Рывок-2" должен стать многоразовый лунный корабль, курсирующий между станцией на орбите Земли и базой на поверхности Луны. Запускать корабль предлагается с помощью ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5".
Спойлер
Новая система не предполагает промежуточную посадку корабля на предложенной США окололунной станции Deep Space Gateway (новое название Lunar Orbital Platform-Gateway).
[свернуть]
Тройная заправка корабля
Согласно докладу, система "Рывок-2" построена на принципе последовательной заправки многоразового корабля в трех ключевых точках ("бензоколонках") маршрута между орбитальной станцией и лунной базой. В частности, одна из "заправок" должна располагаться непосредственно в районе лунной базы. Туда, еще до полета многоразового корабля, должен доставляться заправочный модуль. Еще одна точка заправки будет находиться на окололунной орбите, где также предполагается наличие заправочного модуля. Третья заправка должна произойти на высокоэлептической орбите вокруг Земли, куда будет доставлен тормозной блок-заправщик.
Спойлер
"В перспективе, после освоения технологии получения топлива из местных ресурсов, например льда, добытого в кратерах Южного полюса Луны, можно будет отказаться от доставки к лунной базе лунного заправочного модуля. Это позволит сократить число потребных ракет-носителей до двух, что дополнительно повысит эффективность предлагаемой системы "Рывок-2", - отмечается в докладе.
[свернуть]

Цитироватьhttps://tass.ru/kosmos/7564873
В РФ предлагают создать систему навигации на Луне

21 ЯНВ, 03:31
МОСКВА, 21 января. /ТАСС/. Специалисты НПО им. Лавочкина разработали систему навигации на Луне, которая будет состоять из оптико-электронных систем наблюдения и световых лазерных маяков. Об этом говорится в опубликованных тезисах доклада, подготовленного в рамках XLIV Королёвских чтений.

Спойлер
"Мы предлагаем размещение на поверхности Луны искусственных источников света - лазерных маяков, которые будут реперами (знаками, которые находятся в определенной точке поверхности с известной абсолютной высотой - прим. ТАСС) будущей системы. Это позволит построить оптическую навигационную систему максимум из трех спутников и сети лазерных маяков на Луне", - говорится в материалах.

Как уточняют специалисты, для создания навигационной системы потребуется полярный спутник с телевизионным комплексом. "В качестве полярного аппарата идеальным решением будет использовать аппарат аналогичный "Луна-26", усовершенствованный системой сброса пенетраторов (датчик, внедряющийся в грунт - прим. ТАСС)", - отмечается в тезисах.

Далее для создания объемной топографической карты Луны эта координатная сеть будет соединена со снимками миссии LRO. Для следующего этапа может быть использован аппарат с мощным телескопом на базе обсерватории "Спектр-УФ", чтобы "видеть весь диск Луны" для определения координат налунного объекта относительно реперов. При необходимости может быть запущен еще один такой аппарат в точку Лагранжа L2 для наблюдения за обратной стороной естественного спутника Земли.

"Для построения опорной сети селенодезической системы координат необходимо доставить на поверхность Луны первые реперные маяки (минимум 3)", - говорится в материалах.

Для этих целей специалисты планируют создать многофункциональный аппарат, который осуществит сброс маяков. "Исходя из результатов проектного анализа, оптимальный способ доставки маяков - малые пенетраторы, которые будут сброшены с орбитального лунного КА (космического аппарата - прим. ТАСС)", - считают специалисты.
[свернуть]

garg

Цитироватьsychbird написал:
Но СБ выгорают намного быстрее, чем деградирует катализатор.
Эмм, что за хня? СБ служат по 15-20 лет с падением до 80-70% выработки. Что-то я не слышал о подобных катализаторах.
Да и 60% - это по УФ - а его от силы 30%, т.е. от общего потока - 18% - т.е. уже едва конкурентно с кремнием, не говоря о каскадных ФЭП. Ну и вес каталитических систем тоже под вопросом - нигде не озвучен. К примеру на 1кВт Сб приходится 10 кг массы в пока достижимых условиях, и порядка 5-8 кг/кВт*ч на системы хранения и преобразования - что с водородом?
может ли разум на бинарной логике осознать непрерывный спектр?

Astro Cat

Цитироватьtriage написал:
В новой концепции транспортной системы "Рывок-2" "в качестве средства перемещения экипажа предлагается многоразовый лунный корабль с возможностями прямой посадки на поверхность Луны", говорится в докладе.
Хоть бы картиночку нарисовали...

ХВ.

ЦитироватьДмитрий Инфан написал:
А они-то в 2024 год
Если Маск подсуетится, то может быть и раньше.

ХВ.

ЦитироватьAstro Cat написал:
 
Цитироватьtriage написал:
В новой концепции транспортной системы "Рывок-2" "в качестве средства перемещения экипажа предлагается многоразовый лунный корабль с возможностями прямой посадки на поверхность Луны", говорится в докладе.
Хоть бы картиночку нарисовали...
На фломастеры и краски деньги из бюджета не выделили.

sychbird

Цитироватьcross-track написал:
Так что от 60 процентов потерь в коэффициенте преобразования энергии падающего потока в энтальпию полученного водорода и кислорода нужно наверняка отнять еще пару десятков процентов. И сколько тогда останется?
Ну это и СБ касается. Сорок процентов преобразования это не от падающего считается, а от поглощенного. Прочее просто отражается\рассеивается. 
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

cross-track

Цитироватьsychbird написал:
 
Цитироватьcross-track написал:
Так что от 60 процентов потерь в коэффициенте преобразования энергии падающего потока в энтальпию полученного водорода и кислорода нужно наверняка отнять еще пару десятков процентов. И сколько тогда останется?
Ну это и СБ касается. Сорок процентов преобразования это не от падающего считается, а от поглощенного. Прочее просто отражается\рассеивается.  
Отражение касается всего, в том числе и УФ. Однако в СБ отражение - не самый большой фактор потерь. Фотоны должны эффективно генерировать электроны, причем ширина задействованных частот должна быть как можно большей. Не зря применяют полупроводники с гетеропереходами, у которых ширина зоны изменяется, а, значит, и чувствительность к разным частотам.
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

Юрий Темников

ЖэЖэчка с картинками и обсуждением:  https://alboros.livejournal.com/498417.html     Правда несвежая ,16 год.
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.

triage

Тот же Труд
Цитироватьhttp://www.trud.ru/article/01-07-2016/1339203_itak_ryvok_i_do_luny_uzhe_rukoj_podat.html
...
Между тем разработчики новой космической транспортной системы идут дальше. Они занимаются расчетами еще двух других транспортных систем. «Рывок-2» предполагает посадку многоразового корабля на Луну. «Рывок-3», или «Рывок-МПП», — самая свежая идея, изюминка которой в том, что на международной окололунной платформе будет постоянно базироваться наша лунная взлетно-посадочная ступень. И не весь корабль, а только эта ступень начнет курсировать с экипажем на борту между платформой и Луной. Найдется дело и многоразовому кораблю. Он будет доставлять экипажи с МКС на окололунную платформу и обратно.

Но вернемся к транспортной системе «Рывок-2». Какова схема полета корабля от МКС к Луне с посадкой на ее поверхность? В этом варианте не обойтись без ракеты сверхтяжелого класса грузоподъемностью 80-115 тонн
...

Кубик

Читают всё же форум? Мою вовсе не гениальную идею набросать маячков - пенетраторов для создания навигации по Луне плюс ретрансляторы в L1, L2 вдруг обнаружил..
И бесы веруют... И - трепещут!

triage

#1039
Ох сколько Виталий Головачев из Труда про Лунные планы писал и по разному на сотрудничество с американцами и российскую окололунную станцию
Только упоминание Рывка
Цитироватьhttp://www.trud.ru/article/01-07-2016/1339203_itak_ryvok_i_do_luny_uzhe_rukoj_podat.html
Итак, «Рывок»! И до Луны уже рукой подать...
Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
из номера 047 за 01 Июля 2016г.
Опубликовано 00:08 01 Июля 2016г.
Спойлер
Спойлер
Смелая и увлекательная идея, связанная с энергичным развитием внеземных полетов, была недавно представлена на международной конференции «Пилотируемое освоение космоса» в подмосковном Королеве. Она вызвала большой общественный интерес и полемику среди тех, кто работает в космической отрасли. Специалисты Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» презентовали транспортную систему «Рывок» для многоразовых челночных рейсов в ближнем и дальнем космосе без промежуточных посадок на Землю. В том числе перелеты с орбитальной станции (например, МКС) в окололунное пространство, спуск на поверхность нашего ночного светила, полеты к астероидам и другим небесным телам.
[свернуть]
Про возможность отправки многоразового пилотируемого корабля, стартующего с околоземной орбиты в окололунное пространство, и возвращение к орбитальному самолету или станции российские ученые думают не первый год. Еще в 2009-м работники РКК «Энергия» (С. Стойко, А. Лобыкин и другие) получили патент на изобретение, в котором описывалась в том числе и вышеприведенная схема. Сегодня их коллеги пошли дальше — провели уникальные баллистические расчеты, предложили ряд интересных новаций.

Разумеется, здесь интересны детали. За подробностями я приехал в РКК «Энергия», где встретился с автором концепта, заместителем начальника отдела баллистики Рафаилом МУРТАЗИНЫМ. Он пришел на предприятие после окончания МВТУ имени Баумана 37 лет назад. Автор восьми запатентованных изобретений по управлению движением космических объектов. В их числе — разработка новой технологии быстрой стыковки пилотируемых «Союзов» и грузовых «Прогрессов» с МКС. Это изобретение претворено в жизнь: теперь, как известно, корабли стыкуются не через двое суток, а через шесть часов после старта с космодрома. Кандидат технических наук, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Рафаил Муртазин излагает суть идеи транспортной системы «Рывок».

— С первых шагов в пилотируемой космонавтике идет борьба за каждый килограмм увеличения массы кораблей. При этом немалая часть веса приходится на спускаемый аппарат, в котором экипаж возвращается на Землю, в частности, на систему мягкой посадки. Кроме того, много топлива требуется для выведения корабля на околоземную орбиту. Но если совершать пилотируемые полеты, стартуя не с Земли, а, скажем, с МКС, и после выполнения программы возвращаться на нее же, то можно кардинально улучшить весовые характеристики корабля. В этом случае открываются новые горизонты в освоении ближнего и дальнего космоса...

Разработка концепта, по словам моего собеседника, проводилась и на предприятии, и дома, причем в инициативном порядке, без привлечения бюджетных средств. В основном, за счет энтузиазма небольшой группы увлеченных специалистов. Прежде всего надо было найти ответ на принципиальнейший вопрос: сможет ли вообще многоразовый корабль, улетевший от МКС в окрестности Луны на расстояние 380 тысяч км, вернуться обратно и попасть точно в плоскость станции, чтобы состыковаться с орбитальным комплексом?

Проводились многочисленные расчеты. Поначалу не очень-то получалось. Но в апреле 2015-го решение было найдено. Ученые доказали: вернуться с окололунной орбиты точно к причалу МКС можно. Но только в определенные временные окна. Одно из них, к примеру, открывается на 21-е сутки полета после отстыковки от МКС.

Решив баллистическую проблему, специалисты начали отработку других этапов. И вот как выглядит концепт в целом. Многоразовый пилотируемый корабль (МПК) «Рывок» массой 11,4 тонны с полной заправкой будет состоять из двух отсеков — приборно-агрегатного, где расположены двигатели, и просторной герметичной кабины. Ее объем — 30 кубометров. Это больше, чем в существующих и даже в некоторых будущих кораблях. Для сравнения: на «Союзе» суммарный свободный объем двух герметичных отсеков — бытового и спускаемого аппарата — составляет всего около 5 кубометров. А у возвращаемого аппарата будущего американского корабля «Орион» — 19 «кубиков».

Идем дальше. У российского межорбитального челнока должен быть еще один обязательный элемент — большой экран в виде зонтика площадью 55 кв. метров. Он используется для аэродинамического торможения, когда МПК возвращается после перелета по трассе МКС — Луна (окололунное пространство) обратно к станции. На этом этапе возникает ряд сложных проблем. Прежде чем причалить к 450-тонному орбитальному комплексу, кораблю нужно снизить огромную скорость (вторую космическую), превышающую 11 км в секунду. Вот здесь и пригодится экран, чтобы эффективно, за счет торможения в атмосфере Земли, уменьшить скорость.

Да, именно так: корабль должен будет четыре раза погружаться в верхние слои атмосферы Земли, пронзая разреженный воздух на высоте 75-85 км от поверхности планеты. После первого нырка многоразовый корабль улетит в космос по сильно вытянутой эллиптической орбите, отдалившись на 40 тысяч км от Земли. Затем корабль пойдет на второй заход, третий: И каждый раз в атмосфере он должен будет выдерживать неистовый напор раскаленной плазмы. Эти удары и примет на себя экран. Он рассчитан на температуру 1200-1500 градусов (в зависимости от глубины погружения в атмосферу).

Процесс торможения будет продолжительным. Чтобы погасить скорость со 2-й до 1-й космической и перейти на орбиту МКС, «Рывку» потребуется более суток, а в ряде случаев и двое суток. Этот этап соответствует приближению запущенных с Земли «Союзов» к МКС по двухсуточной схеме.

— Многоразовый корабль должен постоянно базироваться на околоземной орбитальной станции, условно говоря, на МКС, — продолжает Муртазин. — Сухая масса его (без топлива) — всего 7 тонн. Это позволяет первоначально отправить корабль с Земли на орбиту МКС ракетой-носителем «Союз-2». А затем «Рывок» может отправиться к ночному светилу и совершать витки на низкой окололунной орбите. Впрочем, это не очень хороший вариант по энергетическим затратам. Более перспективным представляется использование новой транспортной космической системы для полетов к будущей международной окололунной платформе, которая может стать реальностью уже в конце следующего десятилетия. В этом случае многоразовый корабль взял бы на себя отправку на платформу сменных экипажей, снабжение ее, возврат на Землю образцов, доставленных с поверхности Луны...

Международная окололунная платформа, которую упомянул собеседник, может стать следующим после МКС весьма впечатляющим совместным космическим проектом ведущих стран мира. Сегодня в переговорах по ее созданию участвуют представители США, Канады, Германии, Франции, Японии, России, других государств. Энергично обсуждают различные аспекты проекта специалисты РКК «Энергия» и НАСА. Уже вырисовываются контуры будущей платформы. Масса — 40 тонн. Предполагается, что она будет выведена на высокоэллиптическую окололунную орбиту с максимальным удалением от Селены на 75 тысяч км, минимальным — 4 тысячи. Такая станция станет важным шагом на пути создания обитаемых баз на ближайшей соседке Земли.

Схема аэродинамического торможения в атмосфере Земли
Между тем разработчики новой космической транспортной системы идут дальше. Они занимаются расчетами еще двух других транспортных систем. «Рывок-2» предполагает посадку многоразового корабля на Луну. «Рывок-3», или «Рывок-МПП», — самая свежая идея, изюминка которой в том, что на международной окололунной платформе будет постоянно базироваться наша лунная взлетно-посадочная ступень. И не весь корабль, а только эта ступень начнет курсировать с экипажем на борту между платформой и Луной. Найдется дело и многоразовому кораблю. Он будет доставлять экипажи с МКС на окололунную платформу и обратно.

Но вернемся к транспортной системе «Рывок-2». Какова схема полета корабля от МКС к Луне с посадкой на ее поверхность? В этом варианте не обойтись без ракеты сверхтяжелого класса грузоподъемностью 80-115 тонн.
Мощная ракета выводит на околоземную орбиту большую конструктивную связку: два разгонных блока — КВ и ДМ, а также взлетно-посадочную ступень для осуществления десанта на Селену. Только после этого многоразовый лунный корабль отчаливает от МКС и пристыковывается к связке. Блок КВ передает мощный импульс многоразовому кораблю для подъема на окололунную орбиту и затем отделяется. В окрестностях Селены включается в работу другой блок — ДМ, направляя корабль к поверхности Луны. Выполнив свою миссию, ДМ тоже отделяется...

Итак, лунный корабль опускается на поверхность ночного светила. Он будет оставаться там от пары недель до месяца. Потому что временные окна для отлета с Луны к МКС открываются лишь на 12-е, 21-е и 30-е сутки. Оставив на Селене взлетно-посадочную ступень, многоразовый корабль вернется на МКС.

Этот вариант станет возможным, когда появится носитель сверхтяжелого класса, — поясняет Рафаил Фарвазович. — Дело будущего. А вот для полетов к международной пилотируемой окололунной платформе можно использовать уже имеющиеся сегодня (кроме, естественно, многоразового корабля) элементы транспортной системы. Это та же МКС, корабли «Союз», на которых космонавты прилетают на станцию и возвращаются с нее на Землю. Это ракета «Ангара-А5», успешный запуск которой состоялся 23 декабря 2014-го. И, наконец, модернизированный разгонный блок ДМ. Как видим, на данном этапе не требуется использование ракет сверхтяжелого класса с водородными ступенями...

В завершение беседы спрашиваю космического навигатора, не станет ли предлагаемая новая транспортная система, если удастся ее реализовать, конкурентом нашему же перспективному пилотируемому кораблю «Федерация», который создается в той же «Энергии»?

— Ни в коем случае, — уверенно отвечает Муртазин. — Несмотря на кажущуюся схожесть проектов, на самом деле у «Рывка» и у будущих кораблей «Федерация» разные цели и задачи. Сейчас экипажи отправляются в космос и возвращаются на Землю на «Союзах», а в недалеком времени будут использоваться новые корабли. Система «Рывок» для этого не предназначена, так как может выполнять лишь межорбитальные перелеты. И вообще «Федерация» станет одним из важнейших элементов фундамента нашей космонавтики. Для наглядности использую такое сравнение. В семье есть две легковые машины — мощный внедорожник и малолитражка. На каком автомобиле лучше отправиться в загородную поездку, преодолевать ямы, глубокие лужи? Конечно, на внедорожнике. А пробираться в городских пробках, находить местечко для парковки, меньше тратить бензина куда удобней на малолитражке. Так вот, «Рывок» — это, образно говоря, космическая малолитражка...

P.S. Удачное сравнение привел ученый. Действительно, «Федерация» — тяжелая, магистральная техника. Корабль предназначен для отправки людей и грузов на орбитальную станцию, для выполнения Лунной программы, в том числе доставки с Земли различных материалов, конструкций. Может совершать автономные полеты на низкую околоземную орбиту, использоваться как научная лаборатория. Важно, что при полетах к Луне экипажу не требуется пересадка на МКС, сопряженная с многочисленными динамическими операциями. Словом, корабль «Федерация», включенный в российскую космическую программу, обеспеченный финансированием, — более универсальное внеземное транспортное средство. А «Рывок» пока — только идея, инициативные разработки увлеченных своим делом энтузиастов... Но идея, уверен, стоящая!

Голоса
Марк Серов, начальник летно-испытательного отдела ОАО «РКК «Энергия»

— В идее «Рывка» сделан акцент на баллистическое проектирование. Но при этом не учтены некоторые очень важные объективные технологические и организационно-технические проблемы, практически непреодолимые на данном этапе развития космонавтики. Так, если кораблю не удастся выйти в плоскость орбиты МКС (при отказе коррекции траектории), а также при возможных ошибках маневрирования в процессе аэродинамического торможения может возникнуть нештатная ситуация.

Кроме того, баллистические схемы предполагают длительное нахождение людей в радиационных поясах, что связано с повышенными дозами радиационного облучения. По мнению специалистов, повторное использование аэродинамического теплозащитного экрана без специального обслуживания и соответствующей сертификации (имея в виду существующие технологии теплозащитных материалов) с высокой вероятностью чревато повреждением теплозащитного экрана.

Ирина Романова, руководитель пресс-центра ОАО «РКК «Энергия»

— С начала космической эры в мире уже создано много космических кораб-лей. Каждый из них прошел сложный путь от идеи до утверждения и защиты проекта на государственном уровне, от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до завершающего этапа — воплощения корабля «в железе». Именно такой путь прошел и пилотируемый транспортный корабль (ПТК) «Федерация», работа над которым продолжается полным ходом в РКК «Энергия» в соответствии с федеральной космической программой.

Но «Энергия» не была бы «Энергией», если бы здесь не генерировали идеи, не искали нестандартные подходы к решению задач современной космонавтики. Да, не все идеи могут воплощаться в жизнь. Но в этой работе ничего не бывает зря — такие идеи становятся своего рода интеллектуальным заделом для дальнейшего научно-технического развития.

[свернуть]

Цитироватьhttp://www.trud.ru/article/02-09-2016/1341365_milliarderov_priglashajut_na_lunu.html
Миллиардеров приглашают на Луну
Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
из номера 063 за 02 Сентября 2016г.
Опубликовано 00:02 02 Сентября 2016г.
Спойлер
...
Идею разрабатывать новые корабли, а не модернизировать устаревшую технику поддержали и несколько других моих собеседников. Возможны разные решения. Например, почему бы не использовать для турполетов вокруг Луны новую эффективную транспортную систему «Рывок», предназначенную для многоразовых межорбитальных рейсов в ближнем и дальнем космосе (об этом прорывном, инновационном концепте «Труд» писал в номере от 1 июля с.г.). Великолепная разработка специалистов все той же «Энергии». Схема полета в этом варианте может быть такой. Два туриста и космонавт прилетают на обычном, многократно проверенном «Союзе» на МКС, где пересаживаются на постоянно пристыкованный к станции межорбитальный корабль «Рывок». Облетают на нем Луну и возвращаются на МКС. На том же «Союзе» спускаются на Землю.
...
Еще один аргумент в пользу новой транспортной системы: надежность «Рывка» при облете Луны будет выше, чем у «Союза». Привлекает также просторная герметичная кабина — 30 кубометров.

При нормальном финансировании на все работы по «Рывку» хватило бы и пяти лет, примерно столько же потребуется и на модернизацию «Союза». Но в отличие от него «Рывок» будет не устаревшей техникой, а перспективным космическим комплексом. Его можно эффективно использовать и при полетах на будущую окололунную платформу, и для посадки на Луну, и при реализации других новаторских проектов.

Система «Рывок» дает России шансы вернуть свои позиции в космонавтике. Это инвестиции в будущее. Будет жаль, если усилия и средства пойдут на модернизацию устаревшей техники, а новаторские идеи, с кото
...
[свернуть]
Цитироватьhttp://www.trud.ru/article/15-10-2016/1342953_tajna_korotkogo_zamykanija.html
Тайна короткого замыкания
Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
из номера 073 за 14 Октября 2016г.
Опубликовано 20:10 15 Октября 2016г.
Спойлер
...
Две недели назад на конгрессе Международной астронавтической федерации в Гвадалахаре (Мексика) большой интерес вызвал доклад представителя РКК «Энергия» о концепции межорбитального корабля «Рывок» («Труд» писал о нем), который, стартуя с МКС, будет совершать рейсы к Луне. Этот просторный космический аппарат можно построить быстрее и втрое дешевле, чем новый корабль «Федерация». Замглавы НАСА по пилотируемым программам Уильям Герстенмайер назвал в кулуарах конгресса эту идею «весьма интересной». Но у нас ей сразу вынесли приговор: «Организационно-технические проблемы практически непреодолимы на данном этапе». Что ж, подождем, когда проект осуществят за рубежом?
...
[свернуть]

Цитироватьhttp://www.trud.ru/article/25-08-2017/1353641_a_nu_ee_etu_lunu.html
А ну ее, эту Луну...
Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
из номера 057 за 25 Августа 2017г.
Опубликовано 00:01 25 Августа 2017г.
Спойлер
...
Даже в тех областях, где в России есть интересные разработки, мы медлим, переминаемся с ноги на ногу. К примеру, проект межорбитального корабля «Рывок», который мог бы эффективно связать МКС и будущую DSG, в Роскосмосе даже не стали рассматривать. А вдруг «Рывок» начнет конкурировать с будущим кораблем «Федерация»? Проще было отправить перспективную разработку в архив...
[свернуть]

Цитироватьhttp://www.trud.ru/article/22-09-2017/1354572_na_konu--luna.html
На кону - Луна
Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
из номера 066 за 22 Сентября 2017г.
Опубликовано 00:01 22 Сентября 2017г.
Спойлер
...
Конечно, имело бы смысл, подытоживает Олег Алифанов, подключить возможности межорбитального корабля «Рывок» (детище той же РКК «Энергия»). Это позволит надежно связать дальний космопорт с будущей околоземной орбитальной станцией. Так может быть выстроена удобная, экономичная транспортная система по маршруту Земля — околоземная орбитальная станция — дальний космопорт — поверхность Луны. Немаловажно, что и «Рывок», и лунный корабль будут многоразовыми.
[свернуть]

Цитироватьhttp://www.trud.ru/article/06-10-2017/1355025_kabinetnoe_pritjazhenie_ne_dolzhno_byt_silnee_zemnogo.html
Кабинетное притяжение не должно быть сильнее земного
Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
из номера 068 за 06 Октября 2017г.
Опубликовано 00:02 06 Октября 2017г.
Спойлер
...
С тех пор кардинальных перемен не случилось. Вот еще сюжет. Неделю назад на конгрессе в Австралии китайский специалист сделал интересный доклад: «Проектирование многоразового лунного корабля, базирующегося на околоземной станции», идея которого полностью повторяет представленную несколько лет назад в России транспортную систему «Рывок». В мае 2016 года специалист РКК «Энергия» представил соответствующий доклад на международной научной конференции. А китайцы, известно, быстро подхватывают все новое.

«Труд» подробно рассказывал об этой межорбитальной системе «Рывок», предназначенной для челночных рейсов в ближнем и дальнем космосе, в том числе в окололунном пространстве (см. номер от 1 июля 2016 года). Ряд известных ученых поддержали многообещающую идею. Но проект в Роскосмосе даже не стали рассматривать. Просто поставили крест на перспективной разработке. А теперь вот китайцы могут быстро продвинуться в этом направлении. И попробуй потом догони...
...
[свернуть]

Цитироватьhttp://www.trud.ru/article/12-07-2018/1364565_luna_blizhe_chem_my_dumaem.html
Луна ближе, чем мы думаем
Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
из номера 047 за 13 Июля 2018г.
Опубликовано 13:14 12 Июля 2018г.
Спойлер
.....
Даже если не удастся договориться с США, наличие у России лунного «Союза» позволит привлечь другие страны к созданию новой окололунной станции. Огромный плюс в том, что мы не потеряем десяток лет (катастрофическое отставание!) до появления у нас сверхтяжа и начала запусков «Федерации» к Луне.
...
Два года назад «Труд» рассказал еще об одной смелой, перспективной разработке – межорбитальном корабле «Рывок», проект которого создан в РКК «Энергия». «Рывок» не должен стартовать с Земли и совершать посадку (то есть исключаются самые сложные этапы), он будет постоянно пристыкован к МКС. Реализовать проект можно было бы за три¬пять лет. И корабль будет совершать полеты между МКС и окололунной станцией. А от этой станции к Луне и обратно курсировала бы взлетно-посадочная ступень, или «Рывок-3». Этот «челнок» мог бы базироваться на окололунной платформе. Еще есть проект «Рывка-2», предполагающий посадку многоразового корабля непосредственно на Луну. Прежние руководители, даже не проведя обсуждения этих впечатляющих проектов, отправили их в архив. Думается, сейчас и этот задел будет востребован. По крайней мере стоит подумать о том, чтобы названные проекты сделать международными, учитывая большой интерес за рубежом к транспортной системе, использующей многоразовые челночные полеты в космосе.
...
[свернуть]

Цитироватьhttp://www.trud.ru/article/27-07-2018/1365111_skvoz_somnenija_i_radiatsiju--k_lune.html
Сквозь сомнения и радиацию - к Луне!
Виталий Головачев, обозреватель "Труда"
из номера 051 за 27 Июля 2018г.
Опубликовано 00:09 27 Июля 2018г.
Спойлер
...
Знают ли в высоких кабинетах правду о нынешней острой ситуации в отечественной космонавтике на лунном направлении? А если нет, то кто решится сказать о реальном положении дел? Сегодня еще не поздно предпринять энергичные меры, найти выход. Есть различные предложения. В том числе и по созданию нового звездолета, который на ближайшее десятилетие сможет заменить «Федерацию». Речь о межорбитальном корабле «Рывок», предложенном специалистами РКК «Энергия».

Прежние руководители Рос-космоса, не желая конкуренции с «Федерацией», зажгли красный свет на пути «Рывка». Но идея меж-орбитального корабля находит все больше сторонников. Среди них и авторитетный специалист в области защиты от ионизирующих излучений, руководитель отдела радиационной безопасности космических полетов Института медико-биологических проблем РАН Вячеслав ШУРШАКОВ. В инициативном порядке, абсолютно бескорыстно он занялся расчетами радиационной защиты на альтернативных лунных кораблях.

— Очень надеюсь, что не только для зарубежных специалистов, но и для нашей космонавтики окажутся важными и интересными лунные проекты, — говорит Шуршаков. — Ситуация у нас сложная, но не безнадежная. Более трех десятилетий я связан с космонавтикой и уверен: потенциал у нас есть. Можно до 2030 года использовать для полетов в район Луны или модифицированные корабли «Союз», о чем говорил генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин, или межорбитальный «Рывок». Быть может, именно «Рывок» станет палочкой-выручалочкой. Вот почему в свободное время я занимаюсь сейчас радиационной защитой лунных кораблей «Рывок» и «Союз» (работы по «Федерации» ведутся по утвержденному плану).

Рейсы к Луне и обратно, поясняет мой собеседник, существенно опаснее околоземных полетов, имея в виду радиационное облучение. В ближнем космосе защищает магнито-сфера Земли. Но дальше такого щита нет. И в случае сверхмощных солнечных вспышек, солнечных протонных событий (СПС), дозы облучения могут быть в десятки и даже в сотни раз выше, чем получаемые за то же время экипажами на МКС. Измерения, проводимые российскими специалистами на станции в течение многих лет, показали, что за каждые сутки полета космонавт получает 0,7 миллизиверта (мЗв).

Аналогичное облучение будет у человека, который пять раз за день решится на рентген грудной клетки. Специалисты считают, что годовая планка для работника атомной отрасли не должна превышать 20 мЗв. Однако у космонавтов облучение намного больше. За шесть месяцев работы на орбите член экипажа получает 125 мЗв, то есть в шесть с лишним раз больше предельной рекомендуемой земной планки атомного персонала.

— Для космонавтов, людей с отменным здоровьем, такое облучение не считается опасным, — продолжает Шуршаков. — По современным российским нормативам доза за период профессиональной деятельности космонавта не должна превысить 1000 мЗв, за год полета — 500 мЗв, а за месяц — 250 мЗв. При полетах на МКС, к Луне и обратно, при высадке на Селену и кратковременном пребывании на поверхности ночного светила дозы облучения намного ниже нормативов. Но при солнечных протонных событиях космонавт может получить за сутки 70 мЗв или более. Это не смертельно, но превышает разрешенные нормативы. И мы с коллегами разрабатываем такую защиту для лунного корабля, которая ослабила бы дозу облучения. При этом защита, понятно, не может быть тяжелой, ведь для конструкторов имеют значение даже 100 граммов.

Сегодня, по словам ученого, сделано уже немало. Предполагается использовать в корабле, летящем к Луне, и средства локальной защиты, которые размещаются на теле космонавта, например в области таза и/или головы, и дополнительные экраны на стенке отсека. Прототипы такой защиты отработаны российскими специалистами в ходе эксперимента «Матрешка-Р» на МКС.

Наиболее перспективным материалом для защиты является особый полиэтилен высокого давления. Такой экран толщиной 10 см во время лунного космического полета снизит дозу радиации при мощной солнечной вспышке на 30-50%. Что поз-волит уложиться в нормативы безопасности (за исключением экстремальных СПС, случающихся раз в 100 лет и реже). Полиэтиленовый экран обеспечит защиту также при пролете протонного радиационного пояса на пути к Луне.

— Для корабля «Рывок», — подытоживает мой собеседник, — можно будет использовать более солидный экран, например толщиной 14 см, учитывая габариты корабля и, насколько я могу судить по открытым источникам, весовые нормативы. В одном из отсеков целесообразно создать так называемое радиационное убежище для экипажа. Там космонавты смогут укрыться в случае необходимости. Понятно, потребуются проработки конструкции защиты, уточнение предварительных оценок. Но первые шаги сделаны, и, может быть, наша работа пригодится в недалеком будущем...

К сказанному Вячеславом Шуршаковым хотел бы добавить, что радиационная защита лунного корабля — дело чрезвычайно важное. Но главное — было бы что защищать. А здесь пока очень много вопросов.
....
[свернуть]

Цитироватьhttp://www.trud.ru/article/25-01-2019/1371602_i_vse-taki_luna_manit.html
И все-таки Луна манит...
Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
из номера 005 за 25 Января 2019г.
Опубликовано 00:16 25 Января 2019г.
Спойлер
...
Главная изюминка разрабатываемого сейчас проекта заключается в принципиально новой схеме полета. Особое место отводится Международной космической станции. Корабль (назовем его «Союз-Л1») после старта с Байконура направится сначала к МКС, пристыкуется к станции, экипаж перейдет в звездный дом. После чего космонавты будут ждать второго запуска — выведения с Земли на околоземную орбиту разгонного блока ДМ. Его доставку обеспечит или новая ракета тяжелого класса «Ангара-А5М» (сможет выводить на орбиту 27 тонн полезной нагрузки), или привычный «Протон» (выводит 23 тонны). Топлива будет достаточно, чтобы отправиться к Луне.

Первый полет планируется не на орбиту Селены, а в облет ее. В кабине «Союза-Л1» будут два космонавта. Примерно трое суток им потребуется, чтобы достичь окрестностей Селены. Облетев ее, «Союз-Л1» отправится в обратный путь.

Но облет ночного светила лишь первый этап. У этого проекта хорошие перспективы. К кораблю можно пристыковать в околоземном пространстве не один разгонный блок, а два, и тогда у «Союза-Л1» появляется возможность выхода на окололунную орбиту. Потом — стыковка с окололунной станцией Lunar Orbital Platform-Gateway, которая появится к тому времени. То есть создается мост, который соединит МКС и LOP-G. И это будет важным вкладом в реализацию международной лунной программы. «Если Россия получит в ближайшие годы пилотируемый корабль, способный обеспечивать лифт между МКС и лунной орбитой, то у нас совершенно другие будут позиции на переговорах международного сотрудничества, в том числе с НАСА», — подчеркивает глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

Между тем концепция «Союза-Л1», используемого в качестве космического лифта между Землей и Луной, точно соответствует другой, более ранней интереснейшей разработке — проекту межорбитального корабля «Рывок». Он был предложен Роскосмосу специалистами той же «Энергии» три года назад («Труд» подробно рассказывал об этой транспортной системе в номере от 1 июля 2016 года). Корабль, постоянно базирующийся на МКС, мог бы, курсируя от нее к окололунной платформе и обратно, взять на себя отправку сменных экипажей на LOP-G, снабжение, возврат на Землю образцов, доставленных с поверхности Луны. И затраты на этот проект были бы на треть меньше, чем при использовании корабля «Федерация». Но прежнее руководство Роскосмоса, не отличавшееся компетентностью и умением поддержать новое, перспективный проект не оценило и, можно сказать, угробило. В итоге Россия потеряла три года...

Теперь на выручку должен прийти «Союз-Л1». Сегодня этот проект поддерживает и руководство Роскосмоса, и гендиректор «Энергии» Сергей Романов, который принял очень непростое для предприятия решение: одновременно заниматься созданием двух кораблей для полета к Луне — и глубоко модернизированного «Союза», и «Федерации». Романов, высококлассный конструктор, отлично знает космическую технику. Руководил разработкой систем жизнеобеспечения и теплового режима кораблей «Союз», занимался теми же проблемами на многоразовом «Буране», орбитальных станциях «Салют» и «Мир», на модулях для МКС.
...
[свернуть]

Цитироватьhttp://www.trud.ru/article/15-02-2019/1372448_sverim_orbity.html
Сверим орбиты
Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
из номера 011 за 15 Февраля 2019г.
Опубликовано 00:02 15 Февраля 2019г.
Спойлер
...
Больше того — у нас есть здесь интереснейшие разработки. Например, прорывной проект межорбитального пилотируемого корабля «Рывок», который может многократно курсировать между околоземной и окололунной орбитами.

...«Рывок» мы могли бы построить за пять лет.

А еще возможен его лунный вариант для посадки на Селену и взлета с нее.
...
[свернуть]

Цитироватьhttp://www.trud.ru/article/24-02-2019/1372835_poxozhe_na_avarijnoe_katapultirovanie.html
Похоже на аварийное катапультирование
Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
из номера 013 за 22 Февраля 2019г.
Опубликовано 23:46 24 Февраля 2019г.
Спойлер
...
Яркий пример — казалось бы, перспективная концепция многоразового пилотируемого межорбитального корабля «Рывок», разработанная в «Энергии». Презентация состоялась в 2016-м. Сегодня уже китайцы активно занимаются этой темой. А у нас — тишина. Просто отправили в долгий ящик. В той же «Энергии» опасаются: а вдруг «Рывок» станет конкурентом «Федерации» из-за того, что проект будет во много раз дешевле и реализовать его можно быстро? Возможно, корабль «Рывок», который очень пригодится для полетов к будущей окололунной станции, построит какая-нибудь частная компания...
...
[свернуть]

Цитироватьhttp://www.trud.ru/article/07-05-2019/1375476_raschety_i_mechtanija--2.html
Расчеты и мечтания - 2
Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
из номера 031 за 07 Мая 2019г.
Опубликовано 00:17 07 Мая 2019г.
Спойлер
...
Словом, сегодня ситуация в нашей космонавтике на лунном направлении напоминает полет на авиалайнере, который поднялся с аэродрома, но не знает, куда и как приземлиться. Между тем есть реальный выход из почти тупиковой ситуации. Речь о космической транспортной системе «Рывок», о которой в «Труде» рассказывалось не раз. В самой первой публикации («Итак, «Рывок»! И до Луны уже рукой подать:», 1 июля 2016 года) подчеркивалось: многоразовый корабль «Рывок-2», стартующий с орбитальной станции на околоземной орбите, сможет осуществлять посадку непосредственно на поверхность Луны в районе будущей лунной базы.

Но нет пророка в своем отечестве. Недавно Китай опубликовал рисунок многоразового лунного посадочного корабля массой 5 тонн. По сути, это успешно забытый нами «Рывок-2». Что ж, правильной дорогой идут китайские товарищи. Похожие схемы с использованием многоразовых буксиров обсуждаются уже и западными учеными, тем же Зубрином. Во всех этих схемах тоже используется орбитальная станция, но только на хорошо освоенной околоземной орбите. Не пора ли и в Роскосмосе, и на более высоком уровне рассмотреть ситуацию без розовых очков?
...
Голоса

Перед публикацией этой статьи текст был направлен в Роскосмос и эксперту по радиационной безопасности. Вот комментарии специалистов.

Евгений Микрин, генеральный конструктор пилотируемых программ России — первый заместитель генерального директора ПАО «РКК «Энергия», академик РАН

— Первое. Как мы ответим на вызовы? По дорожной карте российской лунной программы, представленной на последних Королевских чтениях, на первом этапе предусмотрено создание ракеты-носителя сверхтяжелого класса и корабля «Федерация». Это позволит начать разведку лунного маршрута. А после создания Лунного взлетно-посадочного комплекса (ЛВПК) — и высадку экипажа на поверхность ночного светила в районе будущей базы. Этот этап планируется осуществить к 2030 году.

Далее предполагается начать развертывание лунной базы путем ее оснащения необходимыми модулями для обеспечения постоянного присутствия экипажа. Транспортным средством на этом этапе будет связка «Федерация» — ЛВПК. Это потребует для краткосрочной высадки экипажа на поверхность Луны как минимум двух запусков сверхтяжелой ракеты! Но таковы реалии, именно столько стоит билет на Луну при использовании существующих технологий.

Второе. Будет ли «Федерация» тупиковым вариантом? История развития техники показывает, что новые технологии появляются не на пустом месте, а вызревают из уже отработанных изделий. Кто скажет, что корабль «Восток» — тупиковая ветвь? Нет, его успех дал возможность разработки более совершенной модели — корабля «Союз», который до сих пор успешно справляется с задачей транспортного обеспечения МКС. Что касается «Федерации», то большая часть отработанной на ней технологии (авионика, теплозащита, двигательный отсек) ляжет в основу последующих разработок. Корабль «Федерация» и в перспективе будет востребован для полетов в дальний космос, для экипажей лунной базы и окололунной пересадочной платформы.

Третье. А теперь про транспортную систему «Рывок». Следует напомнить, что на сегодняшний день это только красивая идея на перспективу. Пока это даже не проект. Поступательное развитие наших транспортных средств — наиболее приемлемый на сегодня путь.

Вячеслав Шуршаков, руководитель отдела радиационной безопасности пилотируемых космических полетов Института медико-биологических проблем РАН

— Сегодня, когда идет энергичная работа над российской лунной программой, очень важно выбрать оптимальную схему пилотируемых полетов на Селену. Вариант с использованием промежуточной лунной орбитальной станции вызывает вопросы. Я давно знаком с Робертом Зубрином, читал подаренные им книги и хотел бы подтвердить высокую квалификацию американского специалиста. Его критические замечания подтверждены расчетами. На мой взгляд, прямые полеты на Луну не только экономически более выгодны, но и предпочтительнее по радиационным условиям. На поверхности Луны экипажи будут защищены от радиации несравненно лучше, чем на окололунной орбите. И вообще, по многим параметрам многоразовый корабль «Рывок» имеет на лунном направлении существенные преимущества.
[свернуть]