Научно-энергетические модули ( НЭМ )

Автор Bart Hendrickx, 03.08.2009 01:29:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://tass.ru/kosmos/4611505
ЦитироватьРоскосмос не планирует переносить запуск научно-энергетического модуля к МКС
3 октября, 11:20 UTC+3
 Запуск модуля с помощью ракеты-носителя "Протон-М" запланирован на 2019 год
 
МОСКВА, 3 октября. /ТАСС/. Запуск научно-энергетического модуля (НЭМ) для Международной космической станции (МКС) переносить на планируется. Об этом во вторник сообщил глава госкорпорации "Роскосмос" Игорь Комаров.
"У нас и НЭМ, и его запуск заложены в программе, я не думаю, что потребуются какие-то серьезные изменения", - сказал он.
Ранее сообщалось, что модуль планируется запустить в 2019 году с помощью ракеты-носителя "Протон-М". Объем НЭМ составит около 30 куб. м, он сможет вырабатывать 18 кВт электроэнергии в сутки.
РКК "Энергия" (входит в "Роскосмос") выиграла конкурс на создание научно-энергетического модуля для МКС в конце 2012 года. Модуль должен был быть готов до конца ноября 2015 года, однако к этому сроку завершилась только разработка документации.
Сообщалось, что в случае завершения эксплуатации МКС в 2024 году научно-энергетический модуль, а также еще два новых российских модуля - многофункциональный лабораторный модуль и узловой модуль - будут отстыкованы и станут основой российской национальной орбитальной станции.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Chilik

ЦитироватьSalo пишет:
МОСКВА, 3 октября. /ТАСС/.
... он сможет вырабатывать 18 кВт электроэнергии в сутки.
Проникся.
Надеюсь, что этот текст в ТАСС придумали.

Salo

Справедливости ради, они не написали 18 квт*ч. ;)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Алихан Исмаилов

Я надеялся что эта шизофрения с орбитальными станциями закончиться на НЭМ. Но идея цветёт во всю.
https://conf.energia.ru/images/tezis-2.pdf
стр.22

ааа

Вы со ссылками-то поосторожней. 75 мегабайт.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Salo

#665
ЦитироватьАНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОЗАПРАВКИ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ПРОЕКТИРУЕМОГО НАУЧНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ
Соломкин Р. А., Елизаров Ю. С.
ПАО «РКК «Энергия» им. С. П. Королёва», г. Королёв, Россия

Среди ряда задач, которые ставятся перед НЭМ по обеспечению полета РС МКС и перспективной Российской орбитальной станции (РОС), имеются задачи построения и поддержания ориентации, хранения и многократной перекачки топлива из транспортных грузовых кораблей (ТГК) и модулей РС МКС в топливные баки НЭМ и обратно, при этом дозаправляемый запас топлива должен составлять не менее 800 кг.
При эксплуатации НЭМ в составе РС МКС перекачка топлива в баки НЭМ может осуществляться средствами других модулей РС МКС. В случае эксплуатации НЭМ в составе перспективной РОС, задача дозаправки баков объединенной двигательной установки (ОДУ) НЭМ должна быть решена с учетом отсутствия средств перекачки топлива на других модулях.
Для выполнения дозаправки топливом баков НЭМ в составе ОДУ НЭМ предполагалось использовать четыре компрессора, перекачивающих газ из наддувных полостей баков в баллоны ОДУ для создания разности давлений между баками ОДУ и баками системы дозаправки (СД) ТГК. Однако, в процессе разработки ОДУ НЭМ выяснилось, что компрессор, удовлетворяющий необходимым требованиям по надежности, не может быть создан в сроки создания изделия. Поэтому возникла необходимость рассмотреть сценарии, обеспечивающие выполнение задач ОДУ НЭМ без использования компрессора.

Были рассмотрены следующие варианты:
- осуществление дозаправки баков ОДУ НЭМ за счет естественной разности давления в баках ОДУ НЭМ и системы дозаправки ТГК;
- дозаправку баков ОДУ НЭМ не осуществлять, а управление движением РОС реализовывать при помощи выносной двигательной установки (ВДУ), дополнительно размещаемой снаружи НЭМ.

1. Вариант с дозаправкой НЭМ.
Максимально возможная масса топлива, заправляемого в баки ОДУ НЭМ без компрессора, по результатам расчетов составляет 1296 кг. В случае аналогичной дозаправки без компрессора многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ) общий запас топлива на РОС может быть увеличен. Максимально возможная масса топлива, заправляемого в баки МЛМ от ТГК за счет естественной разности давления в баках ДУ МЛМ и системы дозаправки ТГК, составляет 840 кг. Таким образом, максимально возможный запас топлива в баках НЭМ и МЛМ составит 2136 кг, при НШС (отказ одного бака НЭМ)—1704 кг.

Были оценены соотношения потребного расхода топлива и доступного запаса топлива в баках РОС для следующих расчетных случаев:
1. На НЭМ установлены гиродины, РОС в орбитальной ориентации.
2. На НЭМ гиродинов нет, РОС в орбитальной ориентации.
3. РОС в режиме консервации (ТГК и гиродины отсутствуют, РОС в закрутке на Землю для минимизации затрат топлива).

Результаты расчетов годовых затрат топлива представлены в табл. 1.
При наличии в составе РОС ТГК задачи коррекции орбиты и управления ориентацией частично могут быть выполнены с помощью ДУ кораблей за счет собственных запасов топлива. При этом задача ОДУ НЭМ сужается до обеспечения управления ориентацией станции по одному каналу. Потребное количество ТГК при таком варианте управления приведено в табл. 2.
Таким образом, рассматриваемый вариант обеспечивает полет РОС для всех расчетных случаев.

 

2. Вариант без дозаправки НЭМ.
Настоящий вариант предполагает использование двух одноканальных (с двумя направлениями векторов тяг) ВДУ с невосполняемыми запасами топлива, аналогичных использованным на орбитальной станции «Мир».
В составе РОС четырьмя направлениями векторов тяг от двух ВДУ, установленных на НЭМ, можно обеспечить управление по каналам крена, рыскания и тангажа, а также выдачу корректирующих импульсов вдоль центра масс в одном направлении. Однако при наличии в составе РОС ТГК задачи коррекции орбиты и управления ориентацией по двум каналам могут быть выполнены с помощью ДУ ТГК за счет собственных запасов топлива. При этом задача ВДУ сужается до обеспечения управления ориентацией станции по одному каналу.
Результаты оценки потребного количества ВДУ в год для обеспечения управления РОС без использования ДУ ТГК приведены в табл. 3.

 

По результатам проработок вариантов сделаны следующие выводы:
1. Выполнение задач НЭМ с использованием ОДУ без компрессора возможно. При этом осуществление неполной дозаправки (∼0,5 от максимальной) может быть выполнено без расхода газа наддува и без доработок ОДУ НЭМ и СД ТГК.
2. Выполнение задач НЭМ с использованием ВДУ возможно, но при этом необходимо изготовление ВДУ и специализированного ТГК для их доставки, а также осуществление ВнеКД для монтажа, демонтажа и утилизации ВДУ, размещаемых снаружи НЭМ на УРМ-Н, что ограничивает возможности работы с научной аппаратурой.
3. Сравнение потребного количества ТГК для вариантов обеспечения управления полетом РОС с дозаправкой баков НЭМ без компрессора и с использованием ВДУ показывает предпочтительность варианта с дозаправкой.

Список литературы
1. Микрин Е.А. Перспективы развития отечественной пилотируемой космонавтики
(к 110-летию со дня рождения С.П. Королёва) // Космическая техника и технологии.
2017. № 1(17). С. 5–11.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

triage

Цитироватьhttps://ria.ru/space/20180123/1513137105.html

РФ в 2019 году планирует завершить второй этап создания своего сегмента МКС

12:22 23.01.2018

МОСКВА, 23 янв — РИА Новости. Россия в 2019 году планирует завершить второй этап создания российского сегмента МКС и ввести в его состав три новых модуля, заявил генеральный конструктор пилотируемых программ РФ Евгений Микрин.

"В 2019 году планируется завершение строительства российского сегмента МКС и ввести в его состав три новых модуля. Они спроектированы таким образом, чтобы заложить основу для создания работы самостоятельной российской станции", — сказал Микрин.

triage

Цитироватьhttps://www.kp.ru/daily/26784.5/3818455/
22 января 

Роскосмос запустит на орбиту вип-станцию для туристов, а за 100 млн долларов они смогут прогуляться в открытом космосе

Генеральный директор ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Солнцев впервые подробно рассказал о необычном российско-американском проекте

Комфортабельная каюта с большим иллюминатором, туалет со всеми удобствами, разносолы на завтрак, обед и ужин, возможность вечером выйти погулять «на воздух» - в открытый космос... О таком не могли и мечтать те семь очень богатых туристов, которым удалось слетать на экскурсию на Международную космическую станцию.

И вот теперь...

- Идея появилась после того, как мы почти закончили строительство научно-энергетического модуля (имеется в виду НЭМ - новый модуль для российского сегмента МКС. – А.М.). Он должен быть запущен в 2019 году, - рассказывает глава РКК «Энергия» Владимир Львович Солнцев. – Получается, что у нас опытно-конструкторские работы проводятся ради одного изделия, и это довольно большая трата бюджетных денег. Обидно. А разработана была хорошая технология.

Логично, что раз уже есть документация, можно построить второй, аналогичный модуль. Но уже за гораздо меньшие средства. Ведь это будет уже не дорогое штучное производство, а, по сути, мелкосерийное.

Мы предложили «Боингу» стать партнером и поставщиком специфического научного оборудования. И они заинтересовались.

- А зачем нужен второй модуль, если первый решит все задачи, которые стоят перед новой конфигурацией российского сегмента МКС?

- НЭМ, действительно, обеспечит энергетикой российские модули – сейчас ее у нас не хватает. А НЭМ-2 (сейчас мы его условно зовем так) создается под совсем другую затею.

Это может быть модуль повышенной комфортности на 4-6 человек. У них будут удобные каюты, два туалета, интернет. В общем, комфорт – насколько он может быть обеспечен в космосе. Мы обсуждали также возможность выхода туристов в открытый космос. Маркетологи начали это просчитывать и подтвердили - состоятельные люди готовы платить за такое деньги. Он сам выйдет в космос, об этом снимут фильм, клип...
 
- Сколько такой полет может стоить для туриста?
- Это рынок. Может быть, и 100 миллионов долларов. Дорого? Будем вести переговоры. Возможно, для первого туриста будет дешевле...

Мы уже нашли инвестора. Но нам все равно придется привлекать заемные средства. Попытаемся максимально собрать нужные деньги с рынка – от инвесторов или от потенциальных туристов. Это как ипотека – люди вносят деньги и сидят, ждут, когда построят дом. И здесь тоже вполне можно «космическую»ипотеку организовать.
Никаких государственных вложений не нужно. Мы подготовили бизнес-план, срок окупаемости - на уровне 7,5 лет.

- При каком количестве туристов?
- Если ежегодно будут летать 5-6 человек, мы выходим на рентабельность в названные сроки. Но модуль могут и больше клиентов в год посещать. Это же короткие полеты будут – по неделе, по десять дней, не больше. Пока мы ограничены только средствами доставки.
 
- Имеется в виду доставка туристов кораблями «Союз»?
- Да. Имеется в виду и корабль, и ракета-носитель.
 
- Этот модуль может быть в составе МКС?
- Да.

 
- Вы говорите, чтобы проект вышел на рентабельность, нужно 7,5 лет. Три года уйдет на изготовление модуля. То есть если МКС летает до 2024 года, как об этом договорено с участниками проекта, то НЭМ-2 может находиться в составе станции только три года...
- Да, такая ситуация имеет место быть. Но напоминаю, что в 2018-2019 годах мы запускаем три новых модуля к МКС. Они должны стать базой для российского сегмента. НЭМ-2 будет стыковаться именно к новой части станции.
Что будет после 2024-го? Понятно, что топить новые модули никто не собирается. Будут решать. Возможно, полет МКС продлят до 2028-го. В любом случае, задача – добиться автономности существования российского сегмента.
Мы ее как раз добиваемся за счет того, что строим новый энергетический модуль. Так что мы можем в будущем получить российскую орбитальную станцию, в составе которой будет и модуль для туристов, но еще раз подчеркну – это лишь один из возможных вариантов.
 
- Вы говорили о том, что диаметр НЭМов – больше 4 метров. Получается, разрабатывается, по сути, новый стандарт модулей для орбитальной станции. Прежде у нас станции «Салют», базовый блок «Мира», модули МКС внешне были похожи друг на друга и строились по одной идеологии.
- Новый модуль принципиально отличается от них. Диаметр его гермоотсека - 4,1 метра.
Это комфортный объем, в котором человек может спокойно перемещаться. Это другие возможности по энергетике, другие возможности по размещению научной аппаратуры. Модуль действительно становится современным, многофункциональным.
....
Лучше бы про Ангосат спросили

Сергио

ЦитироватьАлихан Исмаилов пишет:
Я надеялся что эта шизофрения с орбитальными станциями закончиться на НЭМ. Но идея цветёт во всю.
 https://conf.energia.ru/images/tezis-2.pdf
стр.22
стр. 60, там же.

zandr

https://www.energia.ru/ru/news/news-2018/news_03-02.html
ЦитироватьВ РКК «Энергия» смоделируют рабочий день экипажа НЭМ
В конце марта в РКК «Энергия» пройдет эксперимент по моделированию бортовой деятельности экипажа в эргономическом макете научно-энергетического модуля (НЭМ).
Условный «план полёта» на рабочий день космонавтов, состав экспериментального оборудования и макетов в данном эксперименте подобраны таким образом, чтобы оценить взаимодействие между экипажем, оборудованием, функциональными зонами модуля.
На этапе проектирования и разработки конструкторской документации инженеры-разработчики в тесном сотрудничестве с эргономистами и космонавтами-испытателями создавали комфортный модуль с удобными рабочими местами и продуманным интерьером жилого отсека. Для этих целей в Корпорации был создан полномасштабный эргономический макет НЭМ.
Эксперимент моделирует рабочий день экипажа из трех человек. В ходе работы условного экипажа будут сымитированы ручной режим стыковки с грузовым кораблём, работа с научной аппаратурой, работа по техническому обслуживанию и ремонту. При этом внутреннее пространство модуля будет заполнено макетами и реальным бортовым оборудованием. Экипаж должен работать в соответствии с планом полёта во взаимодействии с условным ЦУП.
«По итогам нескольких натурных экспериментов, в том числе с привлечением специалистов ИМБП и ЦПК, мы проверим, насколько эргономика модуля удовлетворяет заданным требованиям. Далее по этой технологии на этом макете планируется проводить экспериментальную отработку бортовых инструкций и методик по НЭМ, документации по интеграции модуля в Российский сегмент МКС и в перспективе – отработку использования НЭМ в качестве коммерческого модуля, а возможно и как составной части окололунной станции или лунной базы», - рассказал Марк Серов, начальник лётно-испытательного отдела РКК «Энергия».
На следующем этапе создания НЭМ оценка эргономики будет проводиться уже на лётном изделии.
Модули МЛМ, УМ и НЭМ должны войти в состав Международной космической станции и завершить развертывание Российского сегмента МКС. В настоящее время заканчиваются статические испытания модуля, идут сборка макета для динамических испытаний и комплектация лётного изделия.  
   

tnt22

https://energia.ru/ru/news/news-2018/news_03-15.html
ЦитироватьВ РКК «Энергия» завершается подготовка эксперимента на макете НЭМ
15.03.2018

Сотрудники летно-испытательного отдела РКК «Энергия» обсудили с представителями Института медико-биологических проблем Российской академии наук (ИМБП РАН) проведение совместного эксперимента по моделированию бортовой деятельности экипажа в эргономическом макете научно-энергетического модуля (НЭМ).

Отработка эксперимента начнется уже в апреле. К этому времени будет сформирована испытательная бригада и условный экипаж, в который войдут и сотрудники института.

- Совместная работа инженеров-испытателей и исследователей как никогда важна. Для ИМБП участие в данном эксперименте интересно как с медико-биологической точки зрения по испытанию взаимодействия между членами экипажа, так и со стороны отработки целевого оборудования, - отметил заведующий отделом ИМБП РАН Марк Белаковский.

Планируется, что эксперимент по моделированию бортовой деятельности экипажа в эргономическом макете научно-энергетического модуля будет проведен трижды с различным составом экипажа. ИМБП доставит на борт макета часть действующей научной медицинской аппаратуры для проведения исследований.

В свою очередь, представители «Энергии» примут участие в программе «Сириус» и других экспериментах, которые проводит ИМБП.

- Мы взаимодействуем в рамках единой интегрированной программы по освоению космоса и поэтому рассматриваем это не как гостевое участие, а как единую интегральную программу работ по созданию перспективных космических комплексов для освоения космоса в будущем, - подчеркнул начальник летно-испытательного отдела РКК «Энергия» Марк Серов.

Алихан Исмаилов

Цитироватьtnt22 пишет:
по созданию перспективных космических комплексов для освоения космоса в будущем, - подчеркнул начальник летно-испытательного отдела РКК «Энергия» Марк Серов.
Этими фразами нас кормят с 19 апреля 1971 года. Скоро юбилей. Всё никак это будущее не наступит.

triage

#672
Цитироватьhttps://life.ru/1097884
15 марта 2018
...
Госкорпорация "Роскосмос" намерена сделать к 2021 году автономными проживание и работу российских космонавтов на Международной космической станции (МКС). Как сообщил гендиректор компании Игорь Комаров, для реализации этого проекта в космос будет запущено три дополнительных модуля.

— Мы нашей промышленности дали задание, чтобы к 2021 году, то есть за годы до того, как истекает срок, оговорённый нами по совместной работе на МКС, мы имели возможность отделиться и самостоятельно работать в рамках российского сегмента, — заявил Комаров на форуме "Россия — страна возможностей

Как пояснил глава Роскосмоса, проектируемых три модуля смогут обеспечить полную автономность российского сегмента МКС с точки зрения энергетики, двигателей, систем связи и жизнеобеспечения. Данный проект разрабатывается также и на тот случай, если партнёры РФ откажутся от сотрудничества на МКС после 2025 года, уточнил Комаров.
....

Rifkat

Первым делом - установить в макете НЭМа вот это:
Дрион покидает Землю

zandr

#674
https://ria.ru/space/20180405/1517956846.html
ЦитироватьРоссийские космонавты получат тренажер для имитации гребли в невесомости
МОСКВА, 5 апр — РИА Новости. Новый спортивный тренажер, который способен имитировать греблю на байдарках и поднятие штанги, появится на российском сегменте Международной космической станции (МКС) в 2020-х годах, сообщил РИА Новости заместитель главного конструктора ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК) по робототехнике и роботостроению Игорь Даляев.
"Тренажер предназначен для работы на Научно-энергетическом модуле и будет доставлен и смонтирован на модуле после введения его в состав российского сегмента МКС", — рассказал Даляев.
Согласно планам Роскосмоса, Научно-энергетический модуль планируется запустить к МКС в 2020 году.
Тренажер создается в ЦНИИ РТК по заказу Института медико-биологических проблем РАН — головного медицинского института российской космической отрасли. Он представляет собой кресло с перемещающейся силовой штангой. Ее положение настраивается индивидуально под параметры космонавтов и под определенный тип физических упражнений. Нагрузка создается с помощью специальных электромоторов.
Цитировать"Тренажер компактен и в сложенном состоянии убирается в специальную нишу вровень с панелями интерьера космического корабля, не мешая работе космонавтов", — пояснил Даляев.
Спойлер

С помощью тренажера космонавты смогут имитировать такие физические нагрузки как приседания со штангой, жим ногами, греблю, жим штанги. "Тренажер обеспечивает максимальное приближение условий и ощущений от тренировки к земным. С помощью таких тренажеров космонавт сможет выполнять упражнения для нагрузки всех необходимых участков мышц", — отмечает разработчик.
В настоящее время на российском сегменте МКС для тренировок космонавтов имеется беговая дорожка и велотренажер. Ежедневно каждый член экипажа проводит за тренировками по два часа. Перед посадкой длительность спортивных занятий еще больше возрастает. Это необходимо для борьбы с происходящей в условиях невесомости атрофией мышц.
[свернуть]

Rifkat

Дрион покидает Землю

triage

ЦитироватьТренажер предназначен для работы на Научно-энергетическом модуле и будет доставлен и смонтирован на модуле после введения его в состав российского сегмента МКС", — рассказал Даляев.
По этому даже не в модуле будет доставлен на МКС.

triage

Официальное.
Цитироватьhttp://www.rtc.ru/ru/sobytiya/384-news-silovoy-grebnoy-trenazher
Опубликовано: 05 Апреля 2018

 ГНЦ РФ ЦНИИ РТК создается многофункциональный силовой тренажер для космонавтов

В ближайшее время ГНЦ РФ «Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики» (ГНЦ РФ ЦНИИ РТК) приступает к изготовлению двух опытных образцов силового тренажера для поддержания физической формы космонавтов в условиях орбитального полета.

 Работы по созданию силового тренажера для поддержания физической формы космонавтов в условиях орбитального полета выполняются ГНЦ РФ ЦНИИ РТК по заказу Института медико-биологических проблем РАН и должны быть завершены к ноябрю 2018 года.
Спойлер
Силовой многофункциональный тренажер представляет собой устройство, позволяющее космонавтам в условиях невесомости и ограниченного пространства выполнять целый комплекс упражнений, включая приседания со штангой, жим ногами, имитацию гребли, сгибание и разгибание предплечий и туловища, жим штанги лежа, подъем на носки, тяга сверху и становая тяга.

 Тренажер представляет собой реконфигурируемую силовую раму с установленными на ней кинематическими механизмами. Он оснащен сиденьем для космонавта и перемещающейся штангой для хвата руками, которую можно трансформировать в упор для жима ногами. Положение штанги или упора для ног может настраиваться индивидуально. Нагрузка создается сервомоторами, управление которыми осуществляется с пульта управления с сенсорным экраном. Тренажер компактен и в сложенном состоянии убирается в специальную нишу вровень с панелями интерьера космического корабля, не мешая работе космонавтов.

 Использование тренажера позволит уменьшить явления детренированности различных систем организма у космонавтов (проявление мышечной атрофии и атонии, нарушений сенсорного взаимодействия, двигательного управления, нарушений ортостатической устойчивости). При этом тренажер обеспечивает максимальное приближение условий и ощущений от тренировки к земным, позволяя воспроизвести характерную для земных условий биомеханику сложных многосуставных движений, а также специализированных двигательных актов, выполняемых при тренировке различных мышечных групп. Исполнительный механизм тренажера позволяет поддерживать не только постоянное (преодолевающее и уступающее) заданное усилие при воздействии на него космонавта, но также дает возможность выполнить изокинетическую тренировку. При такой тренировке тренажер поддерживает постоянную заданную скорость, причем при отсутствии воздействия со стороны космонавта исполнительный механизм не перемещается. Такие режимы тренировки позволяют наиболее полно проводить тестирование функционального состояния мышечной системы человека с целью профилактики неблагоприятных последствий воздействия невесомости.
[свернуть]
Тренажер предназначен для работы и будет смонтирован на Научно-энергетическом модуле после его введения в состав российского сегмента МКС. Согласно планам Госкорпорации «Роскосмос» Научно-энергетический модуль планируется запустить на МКС в 2020 году.

zandr

Цитировать
НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко
https://www.youtube.com/watch?v=oC_Xj2F3deg
https://www.youtube.com/watch?v=oC_Xj2F3deg
с 1:55
ЦитироватьНа стенде [статических испытаний - zandr] новый обитаемый модуль для МКС - просторней, чем сейчас - его забросит на орбиту... носитель Союз-5
 

Rifkat

"его забросит на орбиту... носитель Союз-5"  - году так в 2025м
Дрион покидает Землю