ТКС

Автор Zoha, 19.08.2005 00:07:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий Виницкий

Да, знаю я что несимметричный диметилгидразин. :P
+35797748398

Дмитрий В.

В принципе на форуме тема гептила звучала не раз. У этой "дряни" были и свои сторонники и свои противники. Однако, никаких четких доводов о технической невозможности использования гептиловых РН для пилотируемых полетов я, например, так и не встретил (пилотируемые "Джемини" летали же на гептиловом Титан-2, да и китайцы используют гептил). Токсичность компонентов в данном случае никак не влияет на здоровье космонавтов - они изолированы от них в герметичном КК. Взрывоопасность? Здесь уместно процитировать (недословно) И.Афанасьева. В материале о Н-1 (1993г, "Крылья Родины") он отметил: "Справедливости ради, надо сказать, что, если при соединении НДМГ и азотного тетраоксида возникает пожар, который еще можно локализовать, то керосин с кислородом образуют ВЗРЫВООПАСНУЮ смесь". Я лично считаю, что в данном вопросе преобладает политика. Видимо королевской фирме необходимо было выдавить из пилотируемой космонавтики конкурента КБ Челомея. Вот и началась атака на гептил. ИМХО, конечно.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Zoha

Цитироватьменя всегда немного удивляет когда говорят что вот ТКС это типа модули МИРА или чего-то там еще...
Конечно был не прав; нельзя ставить в один ряд ТКС «Космос-1443» (Салют-7) и, например, ФГБ для Мира.

ЦитироватьНа заводе было изничтожено по моим скромным подсчетом _около_ десяти ТКСов (без ВА) разной степени готовности и из них не менее четырех в полной комплектности - под ЭВТИ.
Ого... А что значит "изничтожено", неужели банально порезали?

ЦитироватьВсякие картинки - спросите у Пайсона - у него их было море.
Эта... куда идтить то надо? :)

X

Да - если бы не решились на авантюру-"Энергия-Буран",а перешли бы на ТКС ,- может  сейчас вполне реально было бы говорить о полетах на Луну и Марс (которые почему то так "требуются" некоторым участникам форума)Кстати космонавтам говорят ТКС ну просто ОЧЕНЬ сильно нравился.

avmich

На гидразине летают и Шаттл, и Союз. Насчёт Клипера :) одной из причин использования спирта мне на МАКСе назвали то, что баки с топливом - внутри капсулы; спирт при утечке безопаснее...

А вот кто уточнит - кислород сжиженный или сжатый? На Буране какой был?

VK

ЦитироватьА вот кто уточнит - кислород сжиженный или сжатый? На Буране какой был?
На Буране в баке "О" ОДУ был жидкий кислород - как на блоке "Д". В СЖО - спросите у Лукашевича.

VK

ЦитироватьНа заводе было изничтожено по моим скромным подсчетом _около_ десяти ТКСов (без ВА) разной степени готовности и из них не менее четырех в полной комплектности - под ЭВТИ.  
Честно говоря, как-то не укладывается в голове. Алмаз сохранили, а ТКСы зачем резать? Хрущева-то уже не было. Может быть, все-таки переделали их? Не по-хозяйски как-то резать. Это ведь не Н-1, которую все равно некуда девать было. Да и четыре штуки в полной комплектации... Когда это ЗиХ успел их склепать? Вечно он не успевал, все ждали да ждали, а там 4 штуки готовых в заначке было? Не можете по годам раскладку набросать (про номера я уж молчу), когда что было? Когда эти 10 штук резали, когда 4 под ЭВТИ стояли?

N2H4

На мой взгляд ТКС не "пошел" потому, что почти сразу после него должен был залетать еще более "крутой" Буран и люди, которые делят деньги "вверху" решили, что два новых корабля будет слишком жирно и решили оставить только один. Естественно это оказался Буран.
Как только в ТКС стартовал бы экипаж, пришлось бы его принимать в эксплуатацию, а денег, которые бы он сожрал, итак не хватало на Буран. Поэтому убийцей ТКС стала экономика, а не личные разборки Устинова с Челомеем. ИМХО.

Димитър

"Н-1, которую все равно некуда девать было. "

А Енергию куда девать собирались?  :wink:

"убийцей ТКС стала экономика, а не личные разборки Устинова с Челомеем."

Про Глушко забыли!

X

Вот и Европейцы пришли к концепции ТКС.В ветке про МАКС в Жуковском ГОСТЬ писал:" АТВ этот на станции будет до полугода висеть , а может и больше. Да , говорю, дак в ём жить можна! Мужик сразу оживился : да , действительно есть такой проект - сделать на базе АТВ обитаемый модуль , а ежели потом 2 модуля состыковать получится орбитальная станция , и вообще как я понял ЕКА видит в АТВ не только грузовик , а практически родоначальника новой серии. Практически ТКС. "  ---- Нет коментариев.Эх -  как это умница Устинов так лажанулся ?

Лютич

ЦитироватьЭх -  как это умница Устинов так лажанулся ?

Умница то умница, но история показывает, что когда дело доходило до личной неприязни, то он пренебрегал всеми доводами разума, и топтал трупики до конца.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

X

Ну честно говоря Челомей этого заслуживал(как человек). Хотя как конструктор - по моему он и Королева перещеголял.

X

Цитировать[SKIP]

 Да и четыре штуки в полной комплектации... Когда это ЗиХ успел их склепать? Вечно он не успевал, все ждали да ждали, а там 4 штуки готовых в заначке было? Не можете по годам раскладку набросать (про номера я уж молчу), когда что было? Когда эти 10 штук резали, когда 4 под ЭВТИ стояли?

Примерно с 1992 года начиная.
У Авмича, кстати, хранится с тех самых ТКСов один шар-баллон из нержавейки на 40 литров и 350 ата...   :-)
Сразу резать начали именно что наиболее готовые. Через год я уже видел на "разделке" явно полготовые машины или даже макеты/аналоги. Но резали много - я это своими глазами видел. Кроме того на ЗиХе был и Алмаз, он стоял в цеху окончательной сборки. Я его там видел еще в 1996 году точно.  Дальше не знаю.

ТКСы резали в сварочном цеху. Разобрали внутренности и обвеску. Что конкретно сделали с корпусами - не знаю, но с большой долей вероятности на цветмет пустили. Был по заводу даже спец. приказ об утилизации изделий. По крайней мере ТЕ шар-баллоны продавались в магазинчике "сделай сам" при заводе, который как понятно служил для всяких таких черных махинаций для администрации. суки.
На счет готовых изделий - ну они были под ЭВТИ - это  ДА, но я не знаю насколько они были напичканы внутри. основы какие-то были, но может не все до болтика.

X

Чей приказ был?

X

Насчет 10g - это как раз перегрузка на конечном участке работа второй ступени. Хотя, кто видел старт 500-ки впервые, всегда удивлялся как эта чуха "падает вверх" со старта :)
Перегрузка, ежели кто не в курсе, заисит от ПН - чем она выше, тем тольший груз вытаскивается тем же запасом топлива. Например, чтобы "вытащить" Протон-4, перегрузга на конечном участке выведения была около 12g. Для того, чтобы вытащить БТК с полной загрузкой, перегрузка должна быть около 10g. Так и таскали.
Предполагалось, что пилотирыемые БТК будут вытаскиваться трехступенчатым вариантом 500-ки, с ограничением перегрузок в районе 8g - в этом случае обеспечивалось порядка 500 кил груза кроме запасов СОЖ на три месяца. Или 5-6g - без дополнительного груза.

Проект УР-700 умер по той простой причине, что Челомей не смог продемонстрировать способность самостоятельно разрабатывать тяжелые ракеты. До "торжественного первого пуска" 16 июля 1965 г. было четыре тестовых пуска в 64-м году, все четыре машины "ушли за бугор", попросту рассыпавшись на начальном участке выведения. И только откомандированные Королевым (которому УР-500 нужна была для его лунной программы) специалисты в течение полугода, перепроектировав баки первой ступени, заставили машину летать. Безусловно, руководство ВПК об этом знало.
Эта же причина побудила Королева к форсированной разработке собственной лунной машины Н-1, которая до аварий УР-500 была всего лишь одним из "возможных вариантов".
УР-700 была "убита" на коллегии Общемаша в 66 году, уже после вывода "Протона-1", когда Мишин заявил, что "его механиков не хватит для одновременной работы по двум лунным ракетам". Тем более, что даже УР-500 не дотягивала (на тот момент) до проектной мощности более 60%.
Тогда Челомей выдвинул на первый план проекты "Алмаз" и БТК, в надежде, что имея БТК, он в дальнейшем протолкнет и УР-700. При этом проектирование БТК велось практически "вне привязки" к существующим технологическим возможностям. Хоят бы такая мелочь, что опорный шпангоут ВА на 10 см превосходио размерами рабочий стол "Горизона", увеличивала стоимость самого ВА сразу на 50%. А в целом из-за "нетехнологичности" стоимость ВА БТК превосходила стоимость ВА Союза примерно в восемь раз.
Второй существенный момент - у Челомея не было нормальных "управленцев". В результате все системы управления для БТК (и для "Алмаза" делались "вынужденными смежниками" под сильным давлением Устинова, что безусловно не вело соблюдению сроков разработки. Поэтому проетку сменили цель (вместо БТК - большой транспортный корабль он стал ТКС - транспортный корабль снабжения)
и первый рабочий запуск в рамках ЛКИ состоялся лишь в 78 году.
А первый полет ТКС с ВА - вообще только в 83-м.
Насчет "10 ТКСов, разрезаных на металл" лично я сильно не уверен. И больших запасов ВА - тоже. Лично я видел на ЗиХе только 4 ВА (включая ГВМ) и пять ТКСов, слышал о шестом(на базе которого потом был сделан какой-то лабораторный модуль). Причем все ВА изготавливались не в декларируемом "многоразовом" варианте, а в одноразовом - для ЛКИ.  
К сожалению, "политическая" деятельность Челомея по сути дела реально убила лунную программу Энергии - из-за перераспределения средств "в пользу УР-700" в 66-м, а потом снова в начале 68-го года на Новостройке не был построен запланированный стенд для огневых испытаний первой ступени Н-1 (только для второй ступени), и огневые испытания ступени Мишин проводил реальными пусками.

Ну-и-ну

Господа, объясните чайнику, в чем как говорят американцы unique selling point ТКС? Ну, там, Apollo - летает на луну, Shuttle - многоразовый, возит семь человек и прорву груза туда-сюда, а тут что?

ИМХО ЦиХ сам виноват, что опоздал. В 1973-76 ТКС бы рулил, а вот уже в 1980-м по сравнению со связкой Союз-Т / Прогресс он смотрелся бы как "те же яйца, только сбоку". С обывательской точки зрения, естественно.

А так, конечно, красивая машина и космонавтам наверное нравилась.

avmich

Ключевой идеей ТКС - в то время - была "КК и ОС в одном флаконе" - можно было заниматься работой на орбите задолго до стыковки со станцией. Плюс довольно радикальный - объём ФГБ больше Аполлона и Союза во много раз, больше, чем у Клипера. С точки зрения, например, туристов это был бы пятизвёздочный отель на орбите :) до которого не надо два дня лететь.

Кроме этого, конечно, были такие существенные плюсы, как многоразовый и вполне автономный ВА, улучшенная капсульная аэродинамика, несколько больший объём спускаемой капсулы, чем у Союза...

Трудно сравнивать Союз-Прогресс с ТКС - задачи разные. Лучше всего, наверняка, было бы иметь и то, и другое - для некоторых дел ТКС и сейчас лучше, пожалуй.

pkl

Мне ТКС нравится именно свом объёмом - на его основе можно можно реализовать серьёзные автономные миссии, как у Шаттлов. А ещё большой + [/size] - относительная автономность ВА и ФГБ, что позволяет их эксплуатировать как вместе, так и по отдельности /с доработками/. Была бы мощная ракета - от 40 т ПН - можно было бы из ВА и ФГБ создавать различные целевые связки.
А кто что знает про проект корабля Хруничева на базе ВА ТКС. Тут уже где-то говорили, но кратко. Где узнать поподробнее?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Ну-и-ну

И какой такой работой предполагалось заниматься в фукционально-_грузовом_ отсеке? Припасы сортировать? Вся аппаратура - на станции, отсек забит всяким барахлом (допустим не доверху). Как-то не катит на _серьезное_ преимущество.

Трудно сравнивать Союз-Прогресс с ТКС - задачи разные.

Вот я и пытаюсь понять в чем они разные. Если станции нет - то ТКС может ее заменить. Если Прогресса нет - тоже самое. Но на конец 70-х и станция и Прогресс были. Трехместность - преимущество не радикальное, но с Союзом-Т пришла и она.

Многоразовость там какая-то недоделанная. Реально может пусков 5 ВА бы и выдержал после доводки, не знаю. Так может и Союзовский СА довели бы до пяти пусков при наличии острой необходимости. Видать не надо было.

Лучше всего, наверняка, было бы иметь и то, и другое - для некоторых дел ТКС и сейчас лучше, пожалуй.

Вот я и хочу понять зачем иметь две системы для одного и того же, к тому же с близкими характеристиками? Какие такие есть задачи где "ТКС и сейчас лучше"? Два туриста Протон + ТКС не оплатят...

Ну-и-ну

ЦитироватьМне ТКС нравится именно свом объёмом - на его основе можно можно реализовать серьёзные автономные миссии, как у Шаттлов.

Шаттлы - это в том числе и некая замена станции. Но станция-то в СССР уже была. Зачем заменять ее на какие-то автономные миссии если она уже есть и прекрасно работает?

Вообще сравнение ТКС с Шаттлом очень сильно в пользу последнего.