О скафандрах

Автор vjick, 02.07.2009 00:20:28

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

#640
https://ria.ru/space/20180327/1517347414.html?inj=1
ЦитироватьНачались испытания российского скафандра для полета в стратосфере
10:45 27.03.2018

© РИА Новости / Евгений Одиноков
Перейти в фотобанк
 
ТОМИЛИНО (Московская область), 27 мар — РИА Новости. Скафандр для полета на высоту 25 тысяч метров на электрическом самолете SolarStratos, работающем от солнечной энергии, начали тестировать по программе шестичасового полета в подмосковном НПП "Звезда", передает корреспондент РИА Новости.
Швейцарский летчик Рафаэль Домжан планирует совершить полет на SolarStratos в 2020 году. Если миссия удастся, он станет первым человеком, который достигнет стратосферы на самолете, работающем на солнечной энергии, а также установит рекорд высоты полета на нереактивном самолете.
Специальный скафандр понадобится, чтобы защищать пилота от внешних воздействий — самолет для экономии веса сделан негерметичным.
Как ранее рассказал гендиректор НПП "Звезда" Сергей Поздняков, костюм "солнечного пилота" сделан на базе спасательного скафандра "Сокол" для космонавтов, который используется на опасных участках полетах, когда возможна разгерметизация корабля.
ЦитироватьРИА Общество
3 ч назад

Электросамолет, способный подняться в стратосферу только за счёт солнечного света, создали Россия и Швейцария. Сегодня лётчик Рафаэль Домжан опробовал сконструированный российскими специалистами скафандр, который обеспечит выживание пилота на экстремальной высоте
 
Разница заключается в специальной системе жизнеобеспечения. Она более близка к той, которую используют в скафандрах для выходов в открытый космос. Скафандр для пилота SolarStratos оснащен кислородной системой и аппаратурой поглощения углекислого газа. Кроме того, перед полетом планируется отработать эргономику скафандра — он не должен будет мешать пилоту управлять самолетом.
Запланированный на 2020 год полет должен будет занять порядка шести часов. Из соображений безопасности самолет будет по спирали подниматься и опускаться над ограниченной площадью в 100 квадратных километров в отдаленном от населенных пунктов месте. На набор высоты у воздушного судна длиной восемь метров и с размахом крыльев 24,8 метра должно уйти порядка 2,5 часов. После 15-минутного "зависания" на максимальной высоте начнется снижение. Оно займет около трех часов — быстрее это сделать не позволит конструкция самолета.

© Фото : Solarstratos
Уникальный двухместный самолет на солнечных батареях SolarStratos, 2016
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://ria.ru/space/20180327/1517342663.html?inj=1
ЦитироватьСкафандр для экипажа космического корабля "Федерация" переделают
09:35 27.03.2018

© РИА Новости

МОСКВА, 27 мар — РИА Новости. Летный скафандр, который космонавты будут надевать во время полетов на новом российском космическом корабле "Федерация", будет переделан по сравнению с ранее предлагавшимся решением, сообщил РИА Новости генеральный директор – главный конструктор единственного в России предприятия-разработчика космических скафандров НПП "Звезда" Сергей Поздняков.
"Изначально мы намеревались изготовить новый аварийно-спасательный скафандр однослойным из армированной пленки, но в итоге он вышел не очень красивым и удачным. В этой связи мы решили вернуться к используемой сейчас схеме из двух оболочек скафандра – герметичной и силовой. Как точно будет выглядеть новый скафандр для "Федерации", определит новая команда конструкторов", — рассказал Поздняков.
По его словам, космический костюм нужно сделать удобным и быстрым в надевании, поскольку его задача — спасти жизни космонавтов в случае разгерметизации корабля.
На сайте предприятия в настоящий момент доступна информация о старой версии скафандра, получившей название "Сокол-М". Несмотря на сохранившееся название от используемого сейчас скафандра "Сокол", новая модификация отличается от него кардинально. Например, впервые в истории отечественного скафандростроения в нем использована гермомолния.
Как пояснил РИА Новости Поздняков, вопрос о ее использовании в переделанном скафандре еще не решен, поскольку гермомолнии в России не производятся.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#642
https://ria.ru/world/20180326/1517329254.html?inj=1
ЦитироватьШвейцарский пилот хочет побить рекорд высоты полета в российском скафандре
23:09 26.03.2018

© Fotolia / studio023
 
МОСКВА, 26 мар — РИА Новости. Швейцарский пилот Рафаэль Домжан планирует побить рекорд высоты полета для нереактивных самолетов, поднявшись в стратосферу на высоту 25 тысяч метров на воздушном судне SolarStratos, в этом ему должен будет помочь специальный скафандр, разработанный российским производителем космических систем жизнеобеспечения НПП "Звезда".
Дата полета еще не определена. Предварительно он планируется на 2020 год. Во вторник, 27 марта на базе российского НПП должны пройти шестичасовые испытания стратосферного скафандра с полной имитацией полета на высоту 25 тысяч метров (выше практического потолка истребителя-перехватчика МиГ-25).
В случае успеха Домжан не просто станет первым человеком, достигшим стратосферы на самолете, работающем на солнечной энергии, он также установит новый мировой рекорд высоты полета на винтовом самолете.
Полет должен будет занять около шести часов — 2,5 часа на набор высоты, порядка 15 минут на максимальной высоте и три часа снижения. Пройти все этапы быстрее просто не позволит конструкция самолета.

Экстремальные условия

Как рассказал гендиректор НПП "Звезда" Сергей Поздняков, на высоте более пяти-шести километров условия окружающей среды становятся небезопасными для человека, а смертельная зона начинается с восьми километров. Обычный человек может выдержать в них порядка десяти минут, а на 16 километрах — несколько секунд. Дальше у него закончится кислород для дыхания. Выше 19 километров температура может опуститься ниже —70 градусов, но давление будет настолько низким, что температуры тела будет достаточно, чтобы заставить кипеть воду в организме.
"Все эти необычные условия должен выдержать не только самолет, их должен выдержать сам человек", — добавил Поздняков.По словам Позднякова, костюм "солнечного пилота" сделал на базе спасательного скафандра "Сокол" для космонавтов, который используется на опасных участках полетах, когда возможна разгерметизация корабля.
Разница будет заключаться в специальной системе жизнеобеспечения. Она будет более близка к той, которую используют в скафандрах для выходов в космос. Скафандр для пилота SolarStratos получит кислородную систему, аппаратуру поглощения углекислого газа и др. "В скафандре будет чистый кислород", — сказал Поздняков. Кроме того, перед полетом планируется отработать эргономику скафандра — он не должен мешать пилоту управлять самолетом.
Теплоизолирующий слой будет защищать пилота от внешних воздействий — холодной среды и солнечных лучей, а тепло внутри скафандра будет поддерживаться за счет тела самого пилота. "Человек в скафандре находится в своеобразном термосе", — добавил Поздняков.
"Опасные участки начнутся после подъема на высоту примерно семь километров, дальше начнет работать скафандр. До этой высоты он будет почти сдут, а дальше начнет наполняться, это будет происходить автоматически", — рассказал разработчик.

 Долгая история

Основные технологии переработки и экономии солнечной энергии были отработаны в 2010-2012 годах в ходе кругосветного путешествия на тримаране PlanetSolar. Восьмидесятитонное судно, работающее полностью на солнечной энергии, преодолело более 60 тысяч километров. Команде Домжана даже пришлось буксировать ланкийское рыболовецкое судно, которое отбросило штормом.
Идея отправиться в небо при помощи энергии Солнца пришла Домжану как раз во время плавания.
"Каждый день мы получали энергию от нашей звезды. А по ночам наблюдали прекрасный Млечный путь... Именно тогда я и подумал, что мы можем сделать еще на солнечной энергии. Если бы мы могли отправиться к звездам, было бы замечательно... и это наше новое путешествие к границе неба", — сказал Домжан.
"Мы делаем это не для того, чтобы защитить нашу планету, она сможет продолжить существование и без нас. Мы делаем это для того, чтобы защитить нашу цивилизацию", — поделился Домжан стратегическими целями своих исследований.
Для экономии массы ни у самолета, ни у пилота не будет парашюта. Чтобы обеспечить безопасность, полеты будут проводиться над ограниченной площадью в 100 квадратных километров, отдаленном от населенных пунктов месте. Для того, чтобы не "вылететь" за пределы этой области, взлет будет проводиться по спирали.
Миссия должна будет открыть путь к дальнейшему развитию электро-солнечной авиации и стать первым шагом к появлению беспилотников на солнечной энергии, которые, по словам участников миссии, будут дешевле используемых сегодня космических спутников.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

zandr

https://ria.ru/science/20180327/1517404386.html
ЦитироватьВ России прошли испытания скафандра для стратосферного полета SolarStratos

Швейцарский пилот Рафаэль Домжан после испытания скафандра с полной имитацией полета на высоту 25 тысяч метров на базе российского НПП Звезда © РИА Новости / Евгений Одиноков
МОСКВА, 27 мар — РИА Новости. Ознакомительные испытания российского защитного скафандра для стратосферного полета на электрическом самолете SolarStratos завершены, сообщил РИА Новости представитель предприятия-изготовителя скафандра НПП "Звезда".
Первые полностью имитирующие условия полета испытания начались во вторник утром. В качестве испытателя выступил сам пилот – швейцарец Рафаэль Домжан. Он облачился в костюм, после чего его заперли в барокамере "Звезды".
Цитировать"Прошел ознакомительный эксперимент, не все параметры были подтверждены, планируется проведение еще одного испытания", — сказал собеседник агентства.
Домжан планирует совершить полет на высоту 25 километров на SolarStratos в 2020 году. Если миссия удастся, он станет первым человеком, который достигнет стратосферы на самолете, работающем на солнечной энергии, а также установит рекорд высоты полета на нереактивном самолете.
Специальный скафандр понадобится, чтобы защищать пилота от внешних воздействий — самолет для экономии веса сделан негерметичным. Температура на максимальной высоте полета составит порядка —70 градусов, а давление будет настолько низким, что температуры тела будет достаточно, чтобы заставить кипеть некоторые жидкости организма.
Спойлер
Полет будет происходить по спирали над ограниченной площадью в 100 квадратных километров вдали от населенных пунктов. Подъем должен будет занять около 2,5 часов, нахождение в высшей точке – 15 минут, а спуск – около трех часов. Во время снижения солнечные панели будут заряжаться, что, по мнению разработчиков, позволит вернуться с большим запасом заряда, чем при старте.
Самолет длиной 8 метров и размахом крыльев 24,8 метра будет использовать только солнечную энергию. 22 квадратных метра его поверхности покрыты солнечными панелями с заявленной эффективностью 24%. Ожидается, что в стратосфере максимальная скорость самолета сможет достигнуть 250 километров в час.
[свернуть]

АниКей

ridus.ruДарящий спасение: сотни летчиков обязаны жизнью этому человеку
 
 
В этом году исполнилось 10 лет со дня смерти академика РАН Гая Ильича Северина, Героя Социалистического Труда и бывшего генерального конструктора НПП «Звезда». Гай Северин навсегда войдет в историю отечественной авиации и космонавтики как создатель уникального катапультного кресла, спасшего более тысячи жизни летчиков, а также как разработчик первых скафандров для выхода в открытый космос.
Спойлер
Это был довольно сложный и неоднозначный человек — талантливый, жесткий, но не жестокий руководитель. О нем говорили и хорошее, и плохое, но истина, как водится, всегда лежит где-то посередине.
 На пути к мечте
 Памятник Г. И. Северину на территории НПП «Звезда»
 
Гай Северин родился 24 июля 1926 года в селе Чудово Ленинградской области. В 5-летнем возрасте он впервые увидел самолет, и эта первая встреча определила выбор всей его дальнейшей жизни.

 Влюбленный в небо и авиацию юноша поступил в Московский авиационный институт, по окончании которого пришел на работу в Летно-исследовательский институт (ЛИИ) в Жуковском. Молодой инженер занимался системами дозаправки и средствами спасения летчиков. В то время мировая авиация вступала в реактивную эру и простого парашюта для экстренного покидания высокоскоростного самолета было уже недостаточно.
 В 52-м году в Томилино, что в Московской области, был создан завод, получивший название Научно-производственного предприятия (НПП) «Звезда», основной задачей которого стало жизнеобеспечение и спасение летчиков.
 В 64-м тогдашний министр авиационной промышленности Петр Дементьев пригласил Северина на «Звезду», а чуть позже, когда подающему надежды инженеру исполнилось 38 лет, назначил его главным конструктором. В этой должности Гай Ильич бессменно проработал до своей смерти в 2008 году.
 Катапультное кресло К-36
Основным и самым любимым детищем Северина стало катапультное кресло К-36, которое за эти годы спасло жизни более чем тысяче летчиков. Идею его создания Гай Ильич начал вынашивать еще во времена своей работы в ЛИИ.

 Однако путь К-36 в кабины советских самолетов был тернист и даже трагичен. Когда завершились все наземные и летные испытания с манекеном, к процессу подключился летчик В. И. Данилович. Во время испытаний в Феодосии все начиналось вполне успешно, Данилович, как и положено, катапультировался, в процессе испытания он спокойно вел радиопереговоры.
 Беда, как водится, подкралась незаметно. Кресло с испытателем отнесло ветром на воду. И пока группа сопровождения заводила катер, Данилович захлебнулся и утонул.
 Начался грандиозный скандал, военные заявили, что испытатель утонул потому, что кресло было спроектировано неправильно.
 Аппаратуры, необходимой для того, чтобы проанализировать процесс приводнения и состояние испытателя на разных его этапах, тогда просто не было. Тело Даниловича обследовали после катастрофы, обнаружив при этом перелом позвоночника. Было ли так на самом деле или нет — не известно. Гай Северин наблюдал за приводнением с вертолета и видел, что летчик сел на воду живой и здоровый. Однако военные не стали внимать его доводам, был вынесен вердикт, что пилота убило кресло, и всё. Казалось, что на детище Северина поставлен окончательный крест.
 Однако провидение и собственная настойчивость Гая Ильича совершили настоящее чудо. После трагедии конструктор добился эксгумации тела Даниловича. Повторная экспертиза показала, что травмы позвоночника были получены летчиком за много лет до катапультирования, но он их скрывал, чтобы не быть отчисленным с испытательной работы.
 
 Гай Северин, К-36ДМ и скафандр «Орлан МК»
 
Назначили повторные испытания. Кресло испытал Олег Хомутов, получивший впоследствии звание Героя Советского Союза. Все прошло без сучка, без задоринки.

 Как это часто бывало в СССР, после ошеломительного успеха начались походы конструктора по различным КБ, чтобы поставить «реабилитированное» кресло на боевые машины.
 Первым на этот шаг согласился Павел Осипович Сухой. На Су-24 он поставил сразу два кресла, и после этого фронтового истребителя-бомбардировщика кресло пошло нарасхват.
 Потом были КБ Микояна и Яковлева. Туполев использовал К-36 на всех своих машинах, вплоть до стратегического ракетоносца Ту-160 (четыре катапультных кресла). И даже был случай, когда они спасли весь экипаж...
 Сейчас в производстве находится пятое поколение этих катапультных кресел. Как и положено в XXI веке, оно стало «интеллектуальным» и автоматическим. На самых последних версиях кресла установлен вычислитель, каждые сотые доли секунды считывающий информацию о скорости, об угловом положении самолета. И даже если летчик катапультируется из самолета в состоянии вниз головой (бывает и такое), автоматика сама принимает решение включить двигатели бокового разворота.
 Кресло К-36 (поколение 3+) ставится на Су-35 и последних МиГах. Параллельно идет работа над созданием кресел 4-го и 5-го поколений. За 30 с лишним лет детище Гая Северина претерпело массу доработок и продолжает оставаться лучшим катапультным креслом в мире. Теперь оно стоит практически на всех военных самолетах РФ, а также ряда зарубежных государств.
 На базе К-36 было создано кресло К-36РБ для «Бурана», которое исправно работало с нулевой высоты до 30 км. Если бы такая система была установлена на погибшем «Челленджере», у его экипажа был бы шанс остаться в живых.
 Также на базе К-36 создана первая в мире катапультная система для вертолета К-50 «Черная акула».
 Путь в космос
 Катапультное кресло и скафандр, в которых летал Юрий Гагарин
 
Катапультные кресла — это одно из главных направлений, которым занимался Северин. Второе — конечно же, космические скафандры. В скафандрах НПП «Звезда» летали и летают все космонавты начиная с Гагарина.

 Интересная история (едва не ставшая трагической) связана с выходом в открытый космос Алексея Леонова в 1965 году.
 Параллельно с нами к выходу в открытый космос готовились и американцы, поэтому от советских инженеров требовалось во что бы то ни стало стать первыми. В ходе этой гонки на совете главных конструкторов Гай Ильич предложил схему полужесткого скафандра.
 На что конструктор получил закономерный (для того времени) вопрос:
 — А в чем собираются выходить американцы?
 — В мягком, — ответил Северин.
 Королев спросил:
 — А почему мы в жестком?
 Северин ответил:
 — Потому что так удобнее, я считаю.
 По воспоминаниям участников разговора, на встрече присутствовали и люди из органов, и кто-то из них сказал конструктору:
 — Ты же понимаешь, если мы сделаем как американцы, ну, погибнет человек, значит, и у них такое может быть. Но если мы сделаем по-твоему, может кончиться... ты же сам понимаешь чем???
 На подготовку всей программы по выходу в космос было отведено всего девять месяцев. Американцы планировали открыть люк и просто высунуться по пояс, советские же космические исследователи должны были если выйти, так выйти.
 Как вспоминал сам Северин, всю эту программу преследовал какой-то рок. До выхода Леонова в открытый космос должен был слетать манекен. Он полетел, все было нормально: вышла ракета на орбиту, но потом была выдана какая-то ошибочная команда, и корабль взорвался.
 На совете главных Королев сказал Северину:
 — Тебе решать, ты отвечаешь!
 Гай Ильич принял решение выходить. Собрались делать шлюз, но буквально за несколько дней до старта уже в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре уронили этот шлюз на землю. Однако это не остановило процесса — шлюз собрали и полетели.
 
 Выходной шлюз и спускаемый аппарат
 
То, что все работы проводились впопыхах, не могло не привести к серьезным последствиям. В открытый космос Леонов вышел без всяких проблем, проблемой же стало вернуться на корабль — скафандр раздуло. 
Ситуацию спасла смекалка самого Леонова — космонавт стравил давление в скафандре и с трудом, но вернулся на корабль. Все это еще раз показало, что освоение космоса — бесконечный процесс проб и ошибок. В целом же нештатная ситуация с возвращением космонавта стала бесценным опытом для всей команды инженеров во главе с Гаем Севериным. 
 Открытый космос
Когда начались полеты орбитальных космических станций, возникла необходимость в скафандре для длительной работы в открытом космосе. И тогда Гай Ильич создал скафандр полужесткого типа «Орлан». Его отличают мягкие «руки» и «ноги», при том что шлем и «туловище» изготовлены из прочного алюминиевого сплава. Сзади — некое подобие двери для «захода» в скафандр, в которой помещается вся система жизнеобеспечения. То есть скафандр превратился в космический корабль в миниатюре.

 «Орлан» начали использовать на «Салютах», затем на «Мире», а сейчас и на Международной космической станции. На МКС работает четвертая модификация российских полужестких скафандров, тогда как американцы по-прежнему используют мягкие.
 Но в чем их главное отличие? Американские скафандры на астронавта нужно подгонять на Земле и надевать его надо вдвоем, стыкуя две разъемные части. Российские скафандры универсальны. Они подходят для космонавтов ростом от 165 см до 190 см. «Руки» и «ноги» скафандра удлиняются и укорачиваются. Таким образом, «Орлан» становится скафандром орбитального базирования. Им может воспользоваться любой член экипажа, любая подгонка происходит непосредственно на месте, то есть в космосе. Сейчас космонавты могут работать в нем в открытом космосе до 8 часов.
 Спасти человека
 Могила Г. И. Северина
 
Системы обеспечения жизнедеятельности и спасения летчиков и космонавтов — это два основных направления деятельности Северина и его команды.

 Но помимо этого, на «Звезде» были разработаны и переносные медицинские барокамеры, которые спасали людей с ожогами. Также в активе инженеров «Звезды» детские костюмы «Адель» для лечения детского церебрального паралича и противошоковые костюмы — «Каштаны». Они хорошо себя зарекомендовали как первое средство после аварий, при больших потерях крови. Такой костюм может сохранять жизнь травмированному человеку на протяжении 6—7 часов.
 Несмотря на сложности и перипетии, труды Гая Ильича Северина были оценены страной по достоинству: он является Героем Социалистического Труда и кавалером двух орденов Ленина и многих других орденов. Гай Ильич Северин — лауреат Ленинской и Государственной премий, академик пяти академий: РАН, американской и ряда других зарубежных академий.
 Его имя присвоено НПП «Звезда», которое он долгое время возглавлял.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Salo

http://tass.ru/opinions/interviews/5353550
ЦитироватьГлава НПП "Звезда": костюм для летчиков Су-57 подготовлен к летным испытаниям
 9 июля, 9:00 UTC+3
 
 Сергей Поздняков  © Юрий Машков/ТАСС  
 
10 июля на Международную космическую станцию отправится грузовой корабль "Прогресс МС-09". В числе прочих грузов он доставит на станцию третий скафандр нового поколения "Орлан-МКС" производства российского НПП "Звезда". Эти костюмы активно используют российские космонавты, в том числе при работе за бортом станции. Об этих скафандрах и разработке нового для перспективного пилотируемого корабля "Федерация", новом противоперегрузочном костюме для летчиков истребителя пятого поколения Су-57 и новых шлемах рассказал в интервью ТАСС генеральный директор НПП "Звезда" Сергей Поздняков.​

— К новым скафандрам "Орлан-МКС" были замечания со стороны космонавтов, что в них неудобно работать из-за новой оболочки. Также были претензии к новой системе терморегуляции. Что именно не так и какие будут вноситься изменения?
 
— Действительно, космонавты отмечают, что рукава скафандра стали теснее. Новый материал оболочки — полиуретан, он плотнее и не так эластичен, как резина, которая использовалась ранее. При регулировке рукавов по длине появляются складки. Особенно это проявляется у космонавтов с короткими руками, когда рукав скафандра отрегулирован на минимальную длину.
В дальнейшем намечено несколько путей решения данной проблемы. Один из них — сделать рукава легкосъемными, что дает возможность ставить рукава с индивидуальными размерами под конкретного космонавта. Сейчас изготовлен скафандр "Орлан-МКС" №5, который должен быть доставлен на орбитальную станцию 10 июля. В конструкцию этого скафандра уже внесены некоторые изменения, которые улучшают условия при работе.
Что касается претензий к новой автоматизированной системе терморегулирования, она работает надежно. Хотя некоторые космонавты высказываются за ручное регулирование температуры. Но бывали случаи, когда во время выхода космонавты забывали следить за своим тепловым состоянием. Доходило до того, что медики из Центра управления полетами просили прекратить работу, чтобы привести температуру в норму.

— Кроме доработок по оболочке, как-то еще отечественные скафандры планируется дорабатывать или модернизировать?

— На сегодня определен максимальный и минимальный перечни работ, которые при модернизации скафандра хотели бы выполнить. По минимуму — планируем модернизировать рукава и, возможно, увеличить размеры входа в скафандр, чтобы для крупных космонавтов устранить неудобства при его использовании. Для упрощения работ по техобслуживанию скафандра изменить расположение агрегатов ранца. По максимуму — дополнительно к перечисленным работам — встроить в скафандр автоматическую систему спасения и проекционную систему в шлем для передачи космонавту информации. При этом надо иметь в виду, что не все можно сделать из отечественных материалов.

Спойлер
— Но у вас же на предприятии наверняка импортные комплектующие используются?

— Да, используются. Но неизвестно, будут ли они нам доступны в дальнейшем из-за санкционной политики Запада. В случае ограничений выполним работы в объеме минимального перечня, только с российскими комплектующими.

— Как и зачем предполагается увеличить вход в скафандр?

— Последнее время недостаточно жестко соблюдаются антропометрические требования к кандидатам в отряд космонавтов. На сегодняшний день есть космонавты, в том числе и действующие, у которых объем груди либо на грани максимально допустимых размеров скафандра, либо превосходит их. Вот они и предлагают увеличить вход в скафандр или сделать его в виде трапеции. Это потребует изменения конструкции и проведения различных испытаний на прочность. Площадь входа станет больше, следовательно, сила от воздействия внутреннего давления на отрыв увеличится.
Кроме того, планируем провести работы по повышению ремонтопригодности, для чего собираемся изменить расположение агрегатов в ранце, чтобы улучшить к ним доступ и упростить их замену. Это важно потому, что наши скафандры работают весь срок эксплуатации без спуска на Землю и обслуживать их приходится на станции. Американцы — ранее на "Спейс шаттлах", а сейчас на грузовых кораблях "Дрэгон" — возвращают скафандры для ремонта на Землю, у нас такой возможности нет.

— Почему мы не можем возвращать скафандры на Землю?

— Наши грузовые корабли "Прогресс" сгорают в атмосфере, а возвращать скафандры на пилотируемых "Союзах" из-за ограничений по габаритам и массе груза на представляется возможным. Если появится многоразовый корабль, в том числе его грузовая версия, то можно будет и скафандры возвращать на полноценное техобслуживание, что рационально во всех отношениях.

— Что будет представлять собой система индикации?
 
— Наши специалисты давно работают над системой отображения информации. В идеале это должно быть как у военных летчиков, для которых информация проецируется на стекло фонаря кабины. Причем космонавту надо давать не информацию о системах скафандра, это работа автоматики, а инструкции по выполняемым на поверхности станции работам (что, где и как делать) или советы в случае отказов. Существующие отечественные системы индикации нас не устраивают по габаритам и функционалу. Как сделать, чтобы эта система была оптимальной с точки зрения габаритов, массы, безопасности, я сейчас не готов сказать, но мы такие предпроектные работы ведем, чтобы понять, в каком направлении двигаться дальше.

— Ведутся ли сейчас работы по созданию автоматической реактивной системы спасения для скафандров на МКС?

— В инициативном порядке мы занимались этой проблемой несколько лет назад, когда была финансовая возможность. Предполагалось, что такая система с миниатюрными реактивными двигателями будет встроена в новый скафандр. Однако это очень дорогая разработка и при этом надо еще доказать потребителям, а это прежде всего Роскосмос и РКК "Энергия", что скафандр с такой системой нужен. В предпроектных работах мы получили определенный результат: показали, что такую систему можно создать, определили принцип работы, поняли, как стабилизировать вращение и автоматически вернуть к станции улетающего в космос космонавта. Но дальше проект не пошел из-за ограниченных финансовых возможностей предприятия.

— Сколько может стоить такой проект? И сколько времени нужно на создание системы, если ее профинансируют?

— Минимум несколько сотен миллионов рублей. По сравнению с затратами на ракеты это копейки, но для нашего предприятия это серьезные деньги. По срокам: на предконтрактные работы и изготовление прототипа для наземных испытаний потребуется год-полтора, на полноценный опытный образец еще год-два.

— Сколько новых скафандров "Орлан-МКС" должно быть на станции?

— Для выходов в открытый космос скафандров должно быть три — два основных и один резервный. Выходы все парные и скафандры чередуются для того, чтобы у них примерно одновременно вырабатывался ресурс.

— На каком этапе находится разработка нового скафандра для перспективного пилотируемого корабля "Федерация"?

— Как и по всему кораблю, сейчас идет первая фаза опытно-конструкторских работ. Наша задача к концу года изготовить прототип спасательного скафандра и кресла для космонавта.
Основное отличие нового скафандра от сегодняшних "Соколов" в том, что он должен быть многоразовым. Сейчас у каждого космонавта свой индивидуальный скафандр и другой космонавт не может его использовать. При разработке нового скафандра будет определена линейка его размеров. У космонавта появляется возможность выбирать для себя скафандр нужного размера с небольшой подгонкой. Один и тот же скафандр смогут использовать разные космонавты.
После изготовления нескольких прототипов такого скафандра мы определим план дальнейших работ. Затем с учетом результатов заводских испытаний изготовим скафандры для наземных испытаний в составе корабля, по окончании которых приступим к летным испытаниям. До начала серийных поставок мы планируем изготовить до 20 скафандров.
При разработке нового кресла нам поставлена задача уйти от индивидуального ложемента и сделать кресло, которое компенсирует перегрузки при жесткой посадке, обеспечивая спасение и безопасность космонавта. Оно должно быть универсальным, с регулировкой под разных космонавтов. Макет такого кресла изготовлен. Сейчас в производстве прототип, приближенный к опытному образцу. Планируем приступить к его испытаниям в конце этого года или начале следующего.
Габариты нового кресла по сравнению с имеющимся увеличены, в корабле "Федерация" больше места, чем в "Союзе", и космонавтам уже не придется принимать "утробную" позу. Поза космонавта в новых креслах будет похожа на так называемую гагаринскую, полулежащую. Материал, из которого изготавливается кресло, — алюминиевый сплав, композитные материалы не используются, так как они со временем дают выделения, то есть "газят", а в замкнутом пространстве корабля это недопустимо.

— А как будут осуществляться испытания, ведь корабля как такового еще нет?
 
— Величины нагрузок при штатной или нештатной посадке известны. Наше оборудование позволяет выполнять так называемые сбросы кресел с манекенами с определенной высоты на определенную поверхность, чтобы проверить работу амортизаторов. На манекенах устанавливается современная записывающая и регистрирующая аппаратура, с помощью которой определяются все действующие на космонавта нагрузки. Сбросы кресла с испытателями, скорее всего, проводить не будем, если только в щадящем режиме. Отдельно проведем оценку удобства и эргономику кресел.

— Ведется ли разработка лунного скафандра?

— Конкретных задач пока нет. Из известных проектов полета к Луне — только окололунная станция, но детально мы о ней ничего не знаем. Серьезных международных соглашений по освоению Луны, кроме намерений, на сегодня не подписано. Будут задачи — будем работать.

— Есть ли у "Орланов" защита от радиации? Изучается ли вопрос защиты скафандров, в которых будут работать люди на Луне или Марсе?

— В "Орланах" имеется жесткая кираса и жесткий ранец, изготовленные из алюминия толщиной более 1 мм. К кирасе присоединены мягкие оболочки рук и ног. На высоте орбиты Международной космической станции, при тех дозах, такая конструкция достаточно эффективно во время выходов защищает от радиации жизненно важные органы — голову, сердце, почки, печень и т.д.
Что касается индивидуальной защиты от радиации в условиях Луны и Марса, то выходы на поверхность кратковременны и задача эта не сегодняшнего дня. Работы на МКС планируется проводить до 2024 года, а может, и до 2028-го.

— Недавно со швейцарским пилотом Рафаэлем Домжаном, который должен полететь в стратосферу на электрическом самолете в российском скафандре, были проведены испытания в барокамере, где моделировались условия стратосферы. Как они прошли?

— Для самого скафандра это были не первые испытания. Мы со своими испытателями на предприятии уже имитировали этот полет длительностью около шести часов. Это часть планируемого швейцарцами полета — подъем на высоту, затем короткая площадка и спуск. Как раз в это время наше предприятие посещал пилот, который должен выполнить этот полет. Мы повторили эксперимент с пилотом, чтобы он понимал, что такое шесть часов в скафандре с системой жизнеобеспечения, имитировали минус 60 за бортом.
Швейцарский пилот, к сожалению, несанкционированно взял с собой на испытания камеру и палку для селфи. И когда она стала ему не нужна, он ничего другого не придумал, как запихнуть ее в утепляющие бахилы, расстыковав при этом разъем обогревающей стельки. Естественно, одна нога начала замерзать. Он сказал, что не может больше терпеть, и где-то на третьем-четвертом часу испытания прекратили. Этот был урок ему и нам — нельзя на такие эксперименты брать случайные предметы. Но положительный результат испытаний в том, что система работает и испытатель почувствовал, что такое минус 60 за бортом, даже в утепленной одежде.
Другая задача этих экспериментов — адаптация пилота. Поскольку швейцарцами полет перенесен на 2020 год, мы за это время еще несколько раз поднимем его "на высоту". Наша система практически готова. Если мы и будем с ней что-то делать, то уже ближе к 2020 году, возможно, уменьшим массу, чтобы самолет мог забраться на заявленную высоту 25 км.
Сам скафандр сделан на базе скафандра "Сокол", но он другой, система жизнеобеспечения иная — замкнутого типа, больше похожа на используемую в "Орлане". Система автономная, со своим поглотительным патроном, влагосборником. Мы дополнительно ее проверим, подтвердим надежность при различных нештатных ситуациях, например при отключении электропитания. Надо проверить, потеет или не потеет стекло в шлеме при неработающем вентиляторе. Минус 60 за бортом мы создаем, но мы не можем имитировать солнечную энергию. А при полете в стратосфере может оказаться, что надо будет делать теплоизоляцию от проникающего тепла Солнца.

— Будут ли изготовлены другие скафандры подобного типа или этот так и останется "одиночкой под заказ"?

— Я думаю, что он один и будет. Это разовый проект. Швейцарцы уже декларируют, что будут возить пассажира. Но я не уверен, что их самолет сможет забраться на такую высоту еще и с пассажиром из-за большей массы.

— Вы недавно говорили, что НПП "Звезда" разрабатывает новый противоперегрузочный костюм для летчиков истребителя пятого поколения Су-57. Заказ на эти костюмы уже есть?
 
— Сейчас ведется опытная работа. Главная задача, которая поставлена, — увеличить время переносимости летчиком перегрузки. Чтобы летчик истребителя не терял сознание во время действия перегрузок, все части его тела необходимо максимально сдавить, чтобы исключить отток крови от головы. Другой вариант — положить летчика плашмя, как в скелетоне. Однако для лежащего летчика кабину не сделать, хотя мы в свое время предлагали кресло с отклоняемой спинкой. Но в полулежащей позе, при которой теряется ощущение так называемой полусферы, летчик не видит, где находится.
Сегодня основной способ парирования действия перегрузки — обжатие тела с помощью специального костюма, в котором имеются камеры, куда подается воздух под давлением. Логика простая: чем большая поверхность тела обжимается, тем выше вероятность, что не будет оттока крови от головы. Кровь должна циркулировать только по малому кругу. Существующие противоперегрузочные костюмы сделаны в виде отдельных обжимающих фрагментов. В основном сдавливаются ноги, но при этом коленки и подколенные области открыты. Брюшная сдавливающая камера небольшая, руки не обжимаются. То есть эти костюмы слабо компенсируют туловище, не компенсируют руки и места сгибов.
Нам известно, что конкуренты за рубежом также идут по пути создания полноразмерного костюма, компенсирующего отток крови. Наш полноразмерный костюм выполнен в виде комбинезона, компенсирует руки и большую часть тела. Испытания показали, что требования по переносимости перегрузок мы выполняем. Планируется проведение летной оценки, по результатам которой решим, что дальше делать.
На сегодня образцы таких противоперегрузочных костюмов прошли испытания на центрифуге с испытателями.

— А какие есть еще способы компенсации перегрузок, кроме костюма?

— Самый простой и эффективный способ — поместить человека в емкость с водой, голову оставить на поверхности. Вода при перегрузке будет давить равномерно по всему телу, обеспечивая идеальную компенсацию. Эксперименты, проведенные в 1960–1970-е годы, показали, что в этом случае переносимость очень высокая.

— Какие еще разработки имеются у предприятия для летчиков?

— Делаем новые шлемы, кислородную маску, систему кислородного питания. Это опытные изделия, но они уже на стадии летной оценки.

— В чем принципиальная новизна шлемов?

— Они легче, сделаны из отечественного кевлара. Такой шлем защищает пилота от вторичных осколков, когда разбивается фонарь. От пули, конечно, он не защитит. Его можно использовать на всех видах истребителей. Кислородная система модернизируется при проведении работ по самолету пятого поколения, затем ее можно будет использовать и в других летательных аппаратах.

Беседовал Алексей Песляк
[свернуть]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://tass.ru/kosmos/5474048
ЦитироватьТретий скафандр "Орлан-МКС" будет изготовлен к 2020 году
 21 августа, 3:50 UTC+3
 Как сообщили в НПП "Звезда", после изготовления его отправят на Международную космическую станцию  
 
МОСКВА, 21 августа. /ТАСС/. Третий скафандр для работы в открытом космосе "Орлан-МКС" взамен утраченного при аварии грузового корабля "Прогресс МС-04" будет изготовлен в конце 2019 года - начале 2020 года. Об этом ТАСС во вторник сообщили в пресс-службе НПП "Звезда".
"Еще один скафандр "Орлан-МКС" для отправки на орбиту планируется изготовить в конце 2019 года - начале 2020 года", - сказали в пресс-службе.
НПП "Звезда" должно было поставить на Международную космическую станцию три скафандра "Орлан-МКС" - два для обеспечения выхода космонавтов в открытый космос и один резервный на случай отказа основного при подготовке к выходу. Один из них был утерян при аварии грузового корабля "Прогресс МС-04", поэтому возникла необходимость дооснастить станцию третьим скафандром.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://tass.ru/kosmos/5474045
ЦитироватьНПП "Звезда" в будущем сможет изготовить скафандр для Марса за три-четыре года
21 августа, 3:46 UTC+3
Отмечается, что в данный момент работы по марсианскому скафандру предприятием не ведутся

МОСКВА, 21 августа. /ТАСС/. НПП "Звезда" в будущем сможет изготовить принципиально новый скафандр для полета на Марс за три-четыре года. Об этом ТАСС во вторник сообщили в пресс-службе предприятия.
"В данный момент работы по марсианскому скафандру не ведутся. Некоторое время назад по собственной инициативе мы отрабатывали для марсианского скафандра систему жизнеобеспечения на сжиженном кислороде. Полагаем, что ко времени полета на Марс появятся принципиально новые материалы и технологии, позволяющие за три-четыре года сделать принципиально новый скафандр под соответствующие задачи", - сказали в пресс-службе.
Ранее заместитель главного конструктора по науке, авиационным средствам спасения и системам заправки НПП "Звезда" Виктор Шабанов заявлял, что российские конструкторы готовы создать скафандр для выхода на поверхность Марса.
Свой концепт марсианского скафандра ранее представил глава компании SpaceX Илон Маск, который планирует отправить уже в ближайшие годы на эту планету первых колонистов.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#648
Цитировать
 
 India Today @IndiaToday
 

 
 
India Today's @nagarjund brings the exclusive look of the suit developed by ISRO for the first manned mission by the organisation planned to be done by 2022.#ReporterDiary
В твитте есть видео:
https://twitter.com/IndiaToday/status/1037665617778634752
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://www.indiatoday.in/amp/india/story/isro-unveils-space-suit-crew-model-for-2022-mission-1334124-2018-09-07
ЦитироватьIsro displays space suit, crew model for 2022 mission
 
 
    [/li]
    • Nagarjun Dwarakanath
    [/li][li]Bengaluru[/li][li]September 7, 2018 UPDATED: September 7, 2018 11:35 IST
    [/li][/LIST]

                                    
    The orange prototype space suit is capable of having one oxygen cylinder with an endurance of 60 minutes.    
    The Indian Space Research Organisation (Isro) on Thursday displayed a space suit developed by the agency. The suit was displayed at the launch of the sixth edition of Bengaluru Space Expo. The orange-coloured prototype space suit was developed over the past two years at Vikram Sarabhai Space Centre in Thiruvananthapuram.
    The suit can hold one oxygen cylinder, allowing an astronaut to breathe in space for 60 minutes.
    Isro has developed two suits and will create one more suit as three astronauts will be part of mission to send Indians into space on an Indian spacecraft by 2022.
    The space research body also displayed the crew model and the crew escape model. A prototype crew model has already been tested by the Isro.
    In the crew model capsule, the three astronauts will be living for five to seven days in a 400-km orbit fr om the Earth's surface. The capsule will have a thermal shield and it will turn into a ball of flame travelling towards the Earth when they re-enter the atmosphere.
     
    The shield will ensure that the temperature inside the capsule is 25 degrees Celsius, but the astronauts can see the flames just through the window.
    The capsule is expected to rotate around the Earth every 90 minutes and astronauts will be able to witness sunrise and sunset.
    The three astronauts can also see India from space twice every 24 hours. They will conduct experiments on microgravity.
     
    French space agency CNES will share their expertise in the fields of space medicine, astronaut health monitoring, life support, radiation protection, space debris protection and personal hygiene system.
    The capsule containing three astronauts will take 16 minutes from take-off to reach the desired orbit 400-km from Earth, and while returning will take 36 minutes to reach Earth.
    The capsule is expected to land in the Arabian Sea, just off the coast of Gujarat wh ere Indian Navy and Coast Guards will be on standby to lift the capsule as soon as it lands on water.
    "Были когда-то и мы рысаками!!!"

    Salo

    https://ria.ru/interview/20181122/1533274558.html
    ЦитироватьСергей Поздняков: для лунных скафандров мы предлагаем одноразовые оболочки
    11:00 22.11.2018

    © Фото : НПП "Звезда"

    Научно-производственное предприятие "Звезда" — единственный в России производитель космических скафандров и кресел для космических кораблей. Юрий Гагарин был облачен в скафандр "Звезды", Алексей Леонов совершил первую в истории космическую прогулку тоже в скафандре производства предприятия. В свое время российским опытом создания космических доспехов воспользовался Китай при изготовлении скафандров для своих тайконавтов. О том, во что будут одеты российские космонавты в будущем, какое решение от надоедливой лунной пыли нашли в России, и когда будет представлен прототип скафандра для нового российского пилотируемого корабля "Федерация", в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал генеральный директор — главный конструктор НПП "Звезда" Сергей Поздняков.
     
    — На выставке Bengaluru Space Expo Индийское космическое агентство представило скафандр для полетов в космос. Речь о скафандре, который планируется использовать во время организованного национальными силами полета на орбиту в 2022 году. Представленный скафандр очень похож на наш "Сокол КВ-2". Индийцы взяли за основу нашу разработку?
    — Я видел фотографии представленного скафандра. По ним у меня сложилось впечатление, что это не действующий скафандр, а скорее макет или прототип. По конструкции оболочки он практически копия нашего "Сокола", особенно характерна так называемая полурамка для мягкого шлема. Хотя их скафандр сделан как будто в кружке юных техников: отовсюду торчит большое количество непонятных шлангов. Из их расположения сложно сделать вывод о том, по какой схеме будет работать скафандр. Мне трудно комментировать индийские планы, но даже по фотографиям понятно, что тот скафандр, который они продемонстрировали, на мой взгляд, бутафорский, для театральной пьесы или кино подойдет, но для реального полета или испытаний не годится. Возможно, я ошибаюсь.

    — Как получилось, что индийский скафандр очень похож на российский?
    — Не знаю. Несколько лет назад Роскосмос вел переговоры с Индией о помощи в развитии их национальной пилотируемой программы. В том числе предполагалось, что кресла и снаряжение для космонавтов будут сделаны в России, у нас на предприятии. Но дальше намерений дело не пошло.
    Недавно индийская сторона просила наш скафандр для съемок исторического фильма о полете первого индийского космонавта Ракеша Шарма в космос на советском корабле "Союз Т-11" в 1984 году. Роскосмос ходатайствовал перед нами о предоставлении скафандра. Мы согласились выделить его на короткое время. А в конце прошлой недели пришло обращение, которым они просят на достаточно длительное время предоставить им еще пять или шесть скафандров для съемок. Меня такая просьба удивила и насторожила. Конечно, в таком количестве мы им ничего предоставлять не будем. Но такие совпадения настораживают.
     
    — Несколько лет назад НПП "Звезда" предоставляло для эксперимента "Марс-500" по моделированию полета на Марс скафандры своего изготовления. В них участники эксперимента имитировали работу на марсианской поверхности. Сейчас Институт медико-биологических проблем готовит новую серию экспериментов SIRIUS. Будут ли участники эксперимента "выходить на лунную поверхность" и предоставит ли "Звезда" им свои скафандры?
    — Коллеги из ИМБП предложили нам участвовать в своем эксперименте с моделированием работы на лунной поверхности. Мы готовы участвовать, но на договорной основе. Понятно, что для ИМБП эксперимент SIRIUS не только научный, но и коммерческий проект, а изготовление "лунных" скафандров тоже стоит денег. Пока такой договор не подписан. Однако мы уже думаем, как можем модернизировать скафандры от "Марса-500" под новый проект. В свое время, чтобы имитировать одну шестую земной гравитации, мы оставили в скафандре лишь оболочку. Облегчить его до уровня гравитации на Луне мы уже, наверное, не сможем, но у нас есть другие предложения. Например, из миссий "Аполлон" известно, что лунная пыль очень прилипчивая и неприятная, как стекловолокно. Поэтому мы планируем использовать одноразовые защитные оболочки, которые бы надевались перед и снимались после каждого выхода на лунную поверхность, чтобы не заносить лунную пыль в жилой модуль.

    — Началась ли разработка нового скафандра, который придет на смену начавшим недавно использоваться "Орланам-МКС"?
    — Сначала перед нами стоит задача сделать третий скафандр "Орлан-МКС" взамен потерянного в аварии с "Прогрессом" в 2016 году. Что касается следующего поколения скафандров, то во второй половине 2019 года начнется новый этап финансирования программы эксплуатации МКС. Рассчитываем, что туда войдет задача разработки нового скафандра. Пока сформулированных технико-коммерческих предложений у заказчиков нет, хотя общие вопросы мы обсуждали с РКК "Энергия" и Роскосмосом. То есть разработка как таковая пока не началась, формулируются основные требования. За последнее время накопилось достаточно много предложений, в первую очередь от космонавтов, которые связаны с изменениями требований по эргономике. Например, они хотят, чтобы в скафандре был увеличен вход, чтобы ввели сменные рукава под разную длину рук и так далее.

    © РИА Новости / Евгений Одиноков
    Скафандр для работы в открытом космосе "Орлан-МКС"
     
    — Когда планируется отправка на МКС следующего скафандра "Орлан-МКС"?
    — Планируем изготовить его до конца следующего года. Все будет зависеть от того, как быстро мы заключим договор на изготовление.

    — Устранены ли все замечания космонавтов к новым рукавам для "Орлана-МКС"? Они говорили, что новые рукава по сравнению с теми, что были в прошлом поколении скафандров, не так удобны, не так гнутся.
    — В дальнейшем нужно делать легкосъемные рукава для длинноруких и короткоруких космонавтов. Они сейчас тоже съемные, но в будущем замена будет проще. Предполагается сделать несколько типоразмеров рукавов. Понимаете, при отборе кандидатов в космонавты расширились границы отбора по антропометрическим данным. Сейчас в отряд берут космонавтов с большим объем груди, с достаточно короткими руками. Идеальная комплекция для работы в скафандрах для внекорабельной деятельности — это "подсушенные" космонавты с длинными руками, как Сергей Крикалев или Сергей Рязанский.

    — На каком этапе находится разработка нового летного скафандра "Сокол-М" для корабля "Федерация"? Вы говорили, что к концу 2018 года будет представлен полностью переработанный прототип скафандра, а в следующем году планируется изготовить первый экземпляр?
    — Да, прототип мы обещали сделать до конца года, хотя по контракту у нас работы продолжатся и в следующем году. Отдельные фрагменты нового скафандра уже изготовлены. Я надеюсь, что до конца года мы сделаем надуваемую оболочку с принципиально новым способом надевания, с новой системой вентиляции. Если получится, может быть, до конца года успеем провести презентацию, хотя сначала нужно запатентовать реализованные новые технические решения. В следующем году мы должны сделать опытные образцы и провести испытания нового спасательного скафандра.

    — Роскосмос и НАСА продолжают обсуждать вопрос создания окололунной станции. По различным сведениям, зарубежные партнеры требуют от России делать шлюзовой модуль по американским техническим стандартам и под американский скафандр. Что вам известно на этот счет? Выходили ли на вас представители Роскосмоса или РКК "Энергия" с вопросом разработки скафандра для окололунной станции?
    — Я владею той же информацией, которая доступна в открытых источниках. Предыдущее руководство Роскосмоса дало добро на изготовление шлюзового модуля, что у многих вызвало удивление — делать пустую бочку для американцев, конечно, унизительно. Новое руководство заявило, что на это не пойдет, и мы будем самостоятельно осваивать Луну. Честно говоря, официальной информацией мы на этот счет не располагаем. Будем участвовать в окололунной станции или не будем, а если будем, то в каком статусе? Я не исключаю, что четкого понимания пока ни у кого нет и, соответственно, никаких заказов к нам не поступало.

    — Можно ли создать какой-то единый стандарт, чтобы российские и американские скафандры были взаимозаменяемыми?
    — Руководители офиса НАСА в России любят посещать наш музей и испытательный комплекс. Раз в несколько лет они меняются, но каждому я говорю одно и то же: "Станция у нас общая, и средства обеспечения безопасности должны быть универсальные, а правильнее было бы, чтобы они были общие и для наших кораблей, и для ваших". Сейчас у американцев будет два пилотируемых корабля, но непонятно, будет ли у них какая-то унификация в средствах спасения, непонятно, разрабатывает ли каждая компания с нуля собственный скафандр. Понятно, что США — страна богатая и может себе позволить несколько типов скафандров и кораблей, но интерфейсы должны быть одинаковыми. Если у каждого будет свой скафандр, и в критической ситуации они окажутся не заменяемыми, это может привести к печальным последствиям.

    — Можно ли объединить в одном и летный скафандр для спасения в случае разгерметизации корабля, и жесткий для работы в открытом космосе?
    — Универсальный скафандр был у Алексея Леонова, в которым он выходил в космос, а также в программе "Аполлон". Он использовался как спасательный во время старта и посадки, для выхода в открытый космос, и он же использовался для передвижения по Луне. Сейчас США делают универсальный скафандр, где для выходов в открытый космос нужно надевать специальный ранец с системой жизнеобеспечения. Но в то же время они делают и новый полужесткий скафандр. У нас работ по универсальному скафандру не ведется, хотя определенные идеи в этом направлении есть.

    — Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин некоторое время назад заявил, что научно-технический совет Роскосмоса и РАН совместно разрабатывают концепцию лунной программы. Ваши специалисты как разработчики систем жизнеобеспечения для космических полетов привлечены к работе комиссии?
    — Мы — технические специалисты. Как только ученые и Роскосмос составят программу, нас привлекут к технической реализации конкретных решений. Об освоении Луны мы слышим уже много лет, а воз и ныне там, как говорится.

    — Весной к вам приезжал швейцарский пилот Рафаэль Домжан, который хочет совершить полет в стратосфере на самолете на солнечной энергии и для этого заказал у вас скафандр. Готов ли для него скафандр?
    — С точки зрения скафандра к полету все готово. Сейчас мы завершаем его испытания. В начале следующего года Домжан должен приехать к нам для участия в контрольном эксперименте в барокамере.

    — В декабре космонавты должны выйти в открытый космос для вскрытия обшивки и осмотра космического корабля "Союз МС-09". Будет ли как-то усилена защита скафандров в связи с предстоящей операцией?
    — Предполагается, что космонавты вскроют тепловакуумную изоляцию, а также противометеоритную защиту. Я просил, чтобы космонавты во время своих работ постарались не продырявить скафандры инструментами. Если кто-то придумал что-то для дополнительной защиты скафандров, то такое нововведение должно быть с нами согласовано. На нас пока с этой идеей не выходили.
    "Были когда-то и мы рысаками!!!"

    zandr

    http://militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=497493
    ЦитироватьПрокопьев и Кононенко выйдут в космос в новых скафандрах "Орлан-МКС" с климат-контролем
           Москва. 11 декабря. ИНТЕРФАКС-АВН - Космонавты Роскосмоса Сергей Прокопьев и Олег Кононенко выйдут в открытый космос в скафандрах нового поколения "Орлан-МКС", сообщает госкорпорация "Роскосмос".
          "С.Прокопьев и О.Кононенко выполнят выход за пределы Международной космической станции в скафандрах нового поколения "Орлан-МКС". В них установлены автоматическая система терморегулирования, а также заменены резиновые гермооболочки скафандра на полиуретановые", - сообщает Роскосмос на своей странице в сети Facebook.
           Основным отличием нового скафандра от предшественника является наличие климат-контроля: автоматическая система терморегулирования позволяет контролировать температуру тела оператора и создавать для него оптимальные тепловые условия для работы в открытом космосе. Использование полиуретана вместо резины позволяет увеличить срок службы гермооболочек на орбите минимум в полтора раза.
          "На О.Кононенко будет надета командирская экипировка с красными лампасами, на С.Прокопьеве - с синими полосами вдоль скафандра", - отметили в госкорпорации.
    Спойлер
           Этот выход в космос станет 46-м для российских космонавтов по программе полёта российского сегмента Международной космической станции, его плановая продолжительность составит 6 часов 10 мин. Для С.Прокопьева выход станет вторым за нынешний полет и в карьере - в августе он впервые работал в открытом космосе с Олегом Артемьевым, вернувшимся позже на Землю.
           Основной задачей выхода станет сбор материалов для установления причин возникновения отверстия на внутренней обшивке пристыкованного к МКС пилотируемого корабля "Союз МС-09", которое было обнаружено в конце августа. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин назвал эту работу крайне сложной.
          "Сегодня наши космонавты Сергей Прокопьев и Олег Кононенко готовятся к беспрецедентному по сложности многочасовому выходу в открытый космос", - написал Д.Рогозин в Twitter во вторник.
           Корабль не предназначен для проведения работ на нем, поэтому не имеет поручней. О.Кононенко взойдёт на стрелу манипулятора МКС, а С.Прокопьев при помощи пульта переправит коллегу к "Союзу". О.Кононенко вскроет ножом внешнюю экранно-вакуумную теплоизоляцию (ЭВТИ), затем ножницами разрежет панель микрометеоритной защиты и возьмет пробы с внешней стороны обшивки "Союза МС-09".
           Подобная операция проводится в космосе впервые.
           В ночь на 30 августа на МКС обнаружили утечку воздуха. Экипаж проверил все отсеки и нашел отверстие в космическом корабле "Союз МС-09". Оно располагалось в бытовом отсеке, а не в спускаемом аппарате, поэтому не угрожает возвращению космического корабля на Землю.
           Позднее российские космонавты ввели в обнаруженные отверстия герметик и закрыли их заплатками. Затем при помощи ультразвука подтвердили отсутствие утечки воздуха. Теперь специалисты пытаются установить причины появления отверстия в корпусе корабля.
           Глава госкорпорации "Роскосмос" Дмитрий Рогозин заявил, что единственной версией появления отверстия в корпусе корабля "Союз МС-09" остается преднамеренное воздействие, а версия производственного брака исключена.
           В NASA в свою очередь заявили, что выводы "Роскосмоса" "не обязательно означают, что отверстие было сделано намеренно или со злым умыслом".
           Специалисты Роскосмоса и NASA совместно расследуют этот инцидент, чтобы установить его причины.
           С.Прокопьев доставит на Землю доставленные образцы 20 декабря для изучения специалистами.
    [свернуть]

    zandr

    #652
    https://ria.ru/20181218/1548158872.html
    ЦитироватьСМИ рассказали о превосходстве России над США в космосе
    МОСКВА, 18 дек – РИА Новости. Россия значительно опережает США в развитии космических технологий, о чем свидетельствует новое поколение российских скафандров, пишет Der Standard.
    Издание отмечает, что космические технологии ассоциируются с будущим, однако США в этом аспекте застряли в прошлом. Американские космические корабли к концу своей эпохи летали с устаревшими и недостаточно мощными бортовыми компьютерами, в то время как российские "Союзы" создавались на основе технологий, которые можно постоянно улучшать.
    Примером лидерства России также являются и скафандры, которыми российские космонавты пользуются на МКС. Американские образцы разработаны более 40 лет назад, и их рассчитанный на 15 лет дизайн сильно устарел, что постоянно увеличивает риск для астронавтов, отмечает издание со ссылкой на экспертов НАСА.
    В качестве примера плохого состояния американских скафандров Der Standard приводит инцидент, произошедший пять лет назад с итальянским астронавтом Лукой Пармитано. Во время выхода в открытый космос в его американском скафандре произошел сбой - перестал работать датчик углекислого газа, а затем Пармитано почувствовал затылком воду, и она начала заливать ему лицо. Инцидент не привел к трагедии, однако тщательная проверка выявила критическое состояние скафандров, сделанных в США. НАСА сейчас работает над новым скафандром, однако его создание может занять еще несколько лет.
    Издание отмечает, что Россия в этом аспекте ушла далеко вперед и уже использует современные скафандры "Орлан-МКС". В них встроена автоматическая система охлаждения, есть специальный датчик, который предупредит в случае утечки жидкостей, а новый материал делает его значительно прочнее.
    Новый скафандр уже опробовали российские космонавты Олег Кононенко и Сергей Прокопьев во время недавней операции на МКС с выходом в открытый космос. Кроме того, издание отмечает, что в ходе предстоящей отработки космических полетов в Звездном городке в Подмосковье, новые российские скафандры также опробуют и американские астронавты.

    zandr

    https://ria.ru/20190220/1551107335.html
    ЦитироватьНа МКС отремонтировали неисправный американский скафандр
    МОСКВА, 20 фев - РИА Новости. Экипаж МКС заменил неисправный насос в американском скафандре для выходов в открытый космос, который отказал в конце января, сообщило НАСА.
    Ранее источник в российской ракетно-космической отрасли сообщил РИА Новости, что восстановить работоспособность скафандра планируется 18 февраля.
    На сайте НАСА отмечается, что в понедельник астронавты сменили в скафандре неисправный насос на запасной, имеющийся на станции. Сегодня экипаж МКС проверит работоспособность скафандра.
    Ранее другой источник РИА Новости сообщал, что 22 января экипаж МКС при проверке обнаружил неисправный насос в скафандре. При этом на станции имеются ещё три аналогичных скафандра.

    https://ria.ru/20190326/1552101670.html
    ЦитироватьНАСА отменило выход женского дуэта в открытый космос из-за скафандров
    ВАШИНГТОН, 26 мар – РИА Новости. НАСА пересмотрело состав участников предстоящего в пятницу выхода в открытый космос, вместо женского дуэта менять аккумуляторы на внешней поверхности Международной космической станции будут астронавты Кристина Кок и Ник Хейг.
    "Ник Хейг и Кристина Кок теперь готовятся провести второй выход в открытый космос в пятницу, 29 марта, в ходе которого они продолжат начатую в ходе предыдущего выхода в открытый космос работу по установке литий-ионных батарей на паре солнечных антенн станции", - говорится в распространенном ведомстве сообщении.
    "Кок должна была выполнить выход в открытый космос с астронавтом (Энн) Макклейн. Однако, после обсуждений с Макклейн и Хейгом после их первого выхода (состоялся 22 марта), руководители миссии приняли решение об изменении в командах, частично решение было принято из-за доступных на станции скафандров", - пояснили в НАСА. Ранее НАСА анонсировало, что Макклейн и Кок 29 марта совершат первый в истории женский выход в открытый космос.
    "В ходе первого выхода в открытый космос Макклейн поняла, что ей лучше подходит торс скафандра (верхняя часть) размера "М". Поскольку к пятнице, 29 марта, может быть подготовлен только один такой скафандр, его наденет Кок", - заявили в ведомстве.
    Предварительно планируется, что Макклейн вновь вернется в открытый космос 8 апреля, чтобы провести работы по техническому обслуживанию станции вместе с канадским астронавтом Давидом Сен-Жаком.
    Между тем в НАСА сообщают, что точный состав участников третьего в плановой серии выходов в открытый космос будет объявлен после завершения работ в открытом космосе Хейга и Кок.

    tnt22

    https://tass.ru/kosmos/6328175
    Цитировать12 АПР, 13:36
    Космонавт Прокопьев рассказал о комфортности нового скафандра "Орлан-МКС"

    Космонавт отметил интеллектуальную систему терморегуляции, которая позволяет работать в открытом космосе, не отвлекаясь на дополнительные настройки

    МОСКВА, 12 апреля. /ТАСС/. Космонавт Сергей Прокопьев посчитал комфортной работу в скафандре нового поколения "Орлан-МКС", который был разработан в Научно-производственном предприятии (НПП) "Звезда" (входит в холдинг "Технодинамика" госкорпорации "Ростех"). О преимуществах скафандра Прокопьев рассказал в пятницу ТАСС.

    "Молодцы инженеры, мы их похвалили во время выхода. Потом у нас были большие разговоры, подведение итогов со специалистами, которые подготавливали и вели этот выход. Мы их от всей души поздравили с очень удачной версией скафандра", - отметил Прокопьев.

    Космонавт особенно отметил интеллектуальную систему терморегуляции, которая позволяет работать в открытом космосе, не отвлекаясь на дополнительные настройки. "Она сама высчитывает тот режим температуры, который тебе понадобится, и потом уже подает воду соответствующей температуры в систему охлаждения", - сказал космонавт.

    При этом Прокопьев считает, что характеристики скафандра можно было бы улучшить в отношении подвижности рукавов и штанин.

    Космонавты Сергей Прокопьев и Олег Кононенко выполнили выход в открытый космос по российской программе в ночь с 11 на 12 декабря 2018 года. Операция была необходима для осмотра просверленного отверстия в обшивке пилотируемого корабля "Союз МС-09", которое было обнаружено в августе прошлого года. Тогда воздух уходил через отверстие в шпангоуте бытового отсека, космонавтам пришлось закрывать отверстие двумя слоями герметика.

    "Орлан-МКС" отличается от предыдущей версии скафандра "Орлан-МК" новой внутренней герметичной оболочкой, изготовленной из высокотехнологичной ткани, имеющей большой ресурс, а также новой автоматизированной системой водяного охлаждения, которая поддерживает наиболее комфортную температуру для оператора. А также на скафандре установлена новая система отображения информации.

    tnt22

    https://tass.ru/kosmos/6341986
    Цитировать17 АПР, 01:01
    В России планируют разработать новый модульный скафандр для космонавтов

    Его можно будет использовать в том числе при высадке на Луну, отметил гендиректор НПП "Звезда" Сергей Поздняков

    МОСКВА, 17 апреля. /ТАСС/. НПП "Звезда" планирует в 2019 году начать разработку нового модульного скафандра для космонавтов. Соответствующий контракт предполагается подписать с РКК "Энергия", сообщил ТАСС генеральный директор - главный конструктор "Звезды" Сергей Поздняков.

    "Мы готовим предложение под новый скафандр. В этом году мы уже точно должны сформулировать облик и начать работу. Мы надеемся, что контракт будет подписан в этом году, вероятнее всего, с "Энергией", - сказал Поздняков.

    По его словам, новый скафандр можно будет использовать и при выходе в открытый космос с Международной космической станции, и при высадке на Луну, хотя последняя потребует небольшой трансформации снаряжения.

    "Жесткая кираса для высадки на Луну должна быть укороченной, возможно, будет изменен вход. Самое главное - это оболочка ног, потому что подвижность должна быть очень высокой. Но основная концепция скафандра останется такой же", - пояснил собеседник агентства.

    На разработку скафандра, полагает он, уйдет несколько лет с учетом "цикла отработки и испытаний". По его словам, неофициальные предложения по проекту уже были озвучены "Энергии".

    С 2018 года российские члены экипажа Международной космической станции выходят в открытый космос в скафандре "Орлан-МКС". Он не предназначен для использования на поверхности планет. "Орлан-МКС" отличается от отличается от предыдущей версии скафандра новой внутренней герметичной оболочкой, изготовленной из высокотехнологичной ткани, имеющей большой ресурс, а также новой автоматизированной системой водяного охлаждения, которая поддерживает наиболее комфортную температуру для космонавта.

    ааа

    https://news.mail.ru/foto/659604/925525/

    Хороший фоторепортаж со "Звезды".
    "One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
     "Let my people go!" ©L.Armstrong

    tnt22

    https://tass.ru/kosmos/6504330
    Цитировать4 ИЮН, 07:23
    В новых скафандрах планируют разместить реактивные спасательные ранцы

    Это оборудование не будет рассчитано на перелет с одного конца МКС на другой, но поможет космонавтам сориентироваться и спастись в случае отделения от станции

    МОСКВА, 4 июня. /ТАСС/. Научно-производственное предприятие (НПП) "Звезда" готово интегрировать в новые модульные скафандры систему спасения космонавтов по типу реактивного ранца. Об этом сообщил ТАСС генеральный директор - главный конструктор предприятия Сергей Поздняков.

    "Мы озвучивали, что предлагаем делать новый скафандр концептуально по-другому, в том числе готовы учитывать наработки и сделать встроенную систему спасения", - отметил Поздняков в ответ на вопрос ТАСС, разработан ли в России реактивный ранец, способный перемещать космонавта в открытом космосе.

    Генеральный директор НПП "Звезда" уточнил, что подобные разработки велись 15 лет назад, но были приостановлены из-за сокращения грузопотока на Международную космическую станцию. Разработанное на тот момент оборудование можно использовать и сейчас. В будущем его планируют уменьшить и интегрировать в скафандр. "Если мы будем делать новый скафандр, то, наверное, мы сделаем встроенную систему", - сказал Поздняков.

    По словам главного конструктора предприятия, оборудование не будет рассчитано на перелет с одного конца станции на другой, но поможет космонавтам "сориентироваться и спастись в случае отделения от станции". Предполагается, что система будет включать 16 двигателей, которые "обеспечат автоматическую и ручную стабилизацию, а также перемещение во всех направлениях".

    В июне 1973 года американские астронавты Пит Конрад и Джозеф Кервин вышли в открытый космос, чтобы починить солнечные батареи на станции Skylab. Согласно данным, опубликованным на сайте NASA, когда солнечная батарея раскрылась, она толкнула космонавтов. Они не улетели в открытый космос только благодаря тросам. Сейчас на американских скафандрах существует система спасения под названием SAFER.

    Ранее Сергей Поздняков рассказал ТАСС, что НПП "Звезда" в 2019 году планирует начать разработку нового модульного скафандра. По его словам, сейчас предприятие готовит предложение под этот проект и рассчитывает подписать контракт с ракетно-космической корпорацией "Энергия".

    zandr

    #658
    https://ria.ru/20190624/1555843212.html
    ЦитироватьРазработчик скафандров рассказал о костюмах для выхода на Луну
    НЬЮ-ЙОРК, 24 июн – РИА Новости, Михаил Тургиев.
    "ранее"
    Последнее время разные страны все больше внимания уделяют планам полета на Луну. Президент США Дональд Трамп поставил задачу вернуться на спутник Земли в 2024 году, Россия планирует полет в 2030 году. В то время как идут разговоры о том, на чем лететь и как высаживаться на поверхность, мало кто задает вопрос о том, в чем современные астронавты и космонавты могут это сделать.
    Прошло 65 лет с 24 июня 1954 года, когда были испытаны первые скафандры, тогда еще для собак. С тех пор человечество освоило орбиту, побывало на Луне. Если орбитальные скафандры постоянно совершенствуются и используются, то с лунными все обстоит сложнее.
    Последние "боевые" модели лунных скафандров были сделаны еще в 1960-е годы. И если у американцев была возможность проверить свои наработки на практике, то советские скафандры так и не нашли применения.
    [свернуть]
    Об особенностях лунного скафандра и о том, какими возможностями сегодня располагают разные страны, РИА Новости рассказал российский инженер Николай Моисеев, который посвятил скафандростроению более 30 лет жизни и сейчас занимается этим в небольшой частной компании Final Frontier Design в США. НАСА одобрило на первом этапе заявку этой компании на разработку проекта обуви для лунного скафандра.

    Жаркая пыльная Луна
    "Для Луны очень важна тепловая защита: наружный слой, который защитит внутренние слои и человека от всех экстремальных температур", - говорит он.
    По его словам, диапазон температур на Луне гораздо больше, чем за бортом МКС: примерно от минус 170 до плюс 120 градусов по Цельсию. Сейчас долговечных материалов, способных выдерживать такие перепады, не существует, говорит Моисеев. Материалы, использованные в американском скафандре A7L для выхода на Луну, в нынешних условиях, когда надо будет неоднократно выходить на поверхность, вряд ли подойдут, так как они были рассчитаны на кратковременный разовый выход, считает он.
    "В отличие от невесомости на орбите вокруг Земли на Луне появляется такой фактор, как пыль. Она всепроникающая, электрически заряженная, и она прилипает. Соответственно, наружный слой скафандра должен иметь какое-то покрытие. Оно должно в лучшем случае не впитывать пыль, а в самом лучшем случае – отталкивать", - полагает конструктор.
    Кроме того, надо иметь способ очищать скафандр каждый раз при возвращении, чтобы не заносить пыль внутрь лунной станции.

    Жесткая радиация
    "Деградация материала будет существенная. Это пыль, износ, очень низкие и высокие температуры, радиация. Радиация за пределами магнитного поля Земли существенная. Нельзя просто взять скафандр с орбитальной станции и какими-то доработками переместить на Луну. Электроника откажет. Там радиационная обстановка совершенно другая", - объясняет разработчик.
    Для работы там понадобится иная электроника, которая не боится лунного уровня радиации.
    "Она вся делается в США. Как в России этот вопрос решить, я не знаю", - добавил собеседник агентства.
    Вопрос защиты человека от радиации тоже пока окончательно не решен. Привычная нам по рентген-кабинетам освинцованная резина для этих целей не подходит.
    "Есть какие-то разработки, но они не афишируются. И можно сказать, что современный скафандр не имеет радиационной защиты. Набор материалов, из которых они состоят, каким-то слабым образом защищает, но специальной радиационной защиты скафандры не имеют", - говорит Моисеев.
    "Вес имеет значение"
    Несмотря на то что сила притяжения на Луне в шесть раз меньше земной, при разработке скафандра весу уделяется не последнее внимание. Используемые сейчас на орбите скафандры весят около 120 килограммов, то есть на Луне это будет ощущаться как 20 килограммов, но идеальная цифра – 90 килограммов.
    "Такой вес был посчитан давно. Скафандр миссии "Аполлон" был 90 килограммов. На Луне уменьшенная сила тяжести. Это, конечно принимается в расчет, но остается масса, инерция. Ты все равно таскаешь на себе этот тяжелый скафандр при уменьшенной силе тяжести. Если ты упадешь, то ты не встанешь", - поясняет эксперт.
    По его мнению, вес скафандра – это приоритет номер один для разработчиков. При этом надо учесть многочисленные требования к безопасности.
    При этом если за право строить посадочные модули и элементы окололунной станции вызывается достаточное количество подрядчиков, то скафандрами для Луны пока серьезно не занимались. По его словам, желающих не нашлось, и Космический центр НАСА имени Линдона Джонсона в итоге занимается разработкой самостоятельно.
    "Традиционно в США было всего две скафандровых фирмы: ILC Dover и David Clark Company. Они работают на НАСА уже 60 лет. Они какие-то свои концепции имеют. Надо сказать, они очень тяжелые: 300 фунтов (около 140 килограммов - ред.). Наоборот, идет не уменьшение, а увеличение веса. Это серьезная проблема", - уверен Моисеев.
    Даже крупные частные компании, такие как SpaceX, не занимаются такими разработками. В итоге, если США, действительно, смогут к 2024 году создать все необходимое для полета на Луну, то астронавты, скорее всего, полетят в 140-килограммовом скафандре, работы над которым еще даже не закончены, полагает конструктор. Согласно давно утвержденным планам, первые испытания этой модели на МКС должны состояться только в 2023 году.
    Однако большой вес, с одной стороны, предполагает, что на Луну могут отправиться только очень хорошо физически подготовленные люди, а с другой стороны, не позволит комфортно работать на поверхности, считает Моисеев.
    [свернуть]
    "Уже на 2028 в планах НАСА стоит какой-то новый скафандр. Какой он будет, пожалуй, сейчас никто не знает. Возможно, будет сильно отличаться от модели 2024 года", - добавляет он.
    Что касается российского скафандра "Орлан", который планируется взять за основу для создания модели для Луны, то Моисеев называет этот подход разумным, однако все равно считает, что в идеале надо не перерабатывать орбитальный вариант, а создавать принципиально новый скафандр.

    Ну-и-ну

    Цитироватьzandr пишет:
    Материалы, использованные в американском скафандре A7L для выхода на Луну, в нынешних условиях, когда надо будет неоднократно выходить на поверхность, вряд ли подойдут, так как они были рассчитаны на кратковременный разовый выход, считает он.
    Apollo-17 - три выхода общей продолжительностью 22 часа.

    https://history.nasa.gov/SP-4029/Apollo_18-30_Extravehicular_Activity.htm