Союз МС-10 (№740) – Союз-ФГ – Байконур 1/5 – 11.10.2018 – авария РН

Автор Olaf, 02.03.2018 15:00:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

anik

Похожие аварии семерок:
1. 20.06.1967 - Восход - Плесецк - Аварийное выключение двигательной установки центрального блока А второй ступени РН на 124.39 сек из-за вскрытия бака горючего центрального блока А второй ступени по причине соударения бокового блока Д первой ступени с центральным блоком А второй ступени на 122 сек при разделении вследствие не расстыковки телеметрического разъема.
2. 28.03.1981 - Союз-У - Байконур - Аварийное выключение двигательных установок центрального блока А второй ступени и боковых блоков Б, В, Г и Д первой ступени РН на 118.13 сек вследствие соударения бокового блока В первой ступени и центрального блока А второй ступени на 117.7 сек из-за неотделения бокового блока В в результате неотстыковки в расчетное время отрывного штепсельного разъема Ш144 бокового блока В в процессе штатного разделения боковых и центрального блоков вследствие отказа реле ДП-2 типа ДП-12 в приборе 11Л1126 или перетирания отдельных жил в кабеле Б11У в полете из-за случайного повреждения металлорукава кабеля.
3. 26.03.1986 - Союз-У - Байконур - Нештатное отделение бокового блока Г первой ступени от центрального блока А второй ступени РН из-за не отвода верхней части бокового блока Г вследствие не поступления команды на пирозамок БУ302-0М раскрытие крышки Б4300-845М реактивного сопла бака окислителя по причине не выхода штока контактного датчика Б4411-0А в результате его заклинивания в корпусе вследствие деформации штока при сборке «пакета» на космодроме, вызванной стыковкой бокового блока Г со случайным отступлением от требований технической документации по взаимному положению блоков в момент стыковки и ввода сферической опоры в подпятник

Bell

Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Amilo

#562

Вован

ЦитироватьLesobaza пишет:
ЦитироватьGeorgea пишет:
Цитироватьtnt22 пишет:
"Госкомиссия установила, что из-за несрабатывания пиропатрона не открылся клапан на верхней части бокового блока первой ступени, вследствие чего газы наддува не вышли наружу блока и не увели блок от второй ступени ракеты", - рассказал собеседник агентства. В результате аварийный блок первой ступени вошел в соударение с центральным блоком и повредил его.
Не вполне понятно. Клапан должен открываться уже тогда, когда блок практически не тянет и сам "выпадает" из упора. Как ему в таких кондициях повреждать ракету, даже если дренажем его от нее не откинуло?
Да запросто!!
Из-за эксцентриситета тяги (последействия) ББ переворачивается и бьёт своей хвостовой частью по ЦБ.
... ось реактивного сопла направлена под углом 45 градусов к продольной оси блока для создания тормозной силы, обеспечивающей отставание бокового блока от центрального.
Байконур надолго - навсегда

Amilo

ЦитироватьBell пишет:
Аник, это просто блестяще! Спс!
А 1975 год ?

OlegTheMath

ЦитироватьAmilo пишет:
А в 1975 г. ?
Так там авария третьей ступени.
Это совсем другая история.

Вован

Цитироватьigel пишет:
ЦитироватьВован пишет:
ЦитироватьSerge V Iz пишет:
Срабатывание клапана сброса газов наддува - это уже самый конец цепочки функционально зависимых событий. Он вполне мог сработать полностью штатно. По сигналу начала отделения шаровых опор, а тот тоже штатно, по началу отставания бокового блока от центрального. А это, в свою очередь, произошло по падению тяги и одновременно развороту бокового блока...

Отказ или сбой, приведший к недопустимой задержке срабатывания, мог быть на любом этапе всей этой длинной процедуры.
Процедура длинная, да

Надо же, всегда думал, что лючки открываются механическими замками от концевиков, а не пирозамками!

При торможении бокового блока срабатывает контакт разделения, и подается напряжение на пиропатрон шарикового замка,  удерживающего крышку бака окислителя. Пиропатрон подрывается, и образовавшиеся газы  открывают  шариковый  замок. Давлением  наддува  крышка отбрасывается,  и находящийся в баке газообразный азот и кислород истекают через сопло, создавая тягу. 
Байконур надолго - навсегда

igel

anik, спасибо! Отличное напоминание, что там и помимо креплений и замков много чего проложено между блоками, и повиснуть он может на любой из этих ниточек...

Kotofan

#568
Цитироватьanik пишет:
вследствие не поступления команды на пирозамок БУ302-0М раскрытие крышки Б4300-845М реактивного сопла бака окислителя по причине не выхода штока контактного датчика Б4411-0А в результате его заклинивания в корпусе вследствие деформации штока при сборке «пакета» на космодроме
Я опять про раскачивание ракеты на старте, если при этом нагрузки превысили некоторые значения и этот шток погнулся? Не при сборке, а при повышенных нагрузках на старте? А  нагрузки на старте из-за кратковременного повышения тяги двигателя на одной из боковушек. Ракету наклонило в бок, она почти вышла из замка с этой стороны, а потом тяга нормализовалась и она осела назад и ударилась верхней частью боковушки о крепление. При ударе заклинило шток этого датчика.

tnt22

ЦитироватьJessica Meir‏Подлинная учетная запись @Astro_Jessica 5 ч. назад

My view yesterday @gctc_ru . Unfortunately @AlekseyOvchinin & @AstroHague didn't get to @Space_Station, but the #Soyuz crew escape system functioned flawlessly for a safe return. Way to go @NASA @gctc_ru @roscosmos, another demo of the strength of international collaboration. – Центр подготовки космонавтов им. Гагарина


tnt22

Цитировать
Космонавт Сергей Прокопьев
сегодня в 16:42

Делюсь с вами кадрами, сделанными из модуля «Купола» после выхода «Союз МС-10» из атмосферы. Видно, что произошло отделение от ракеты-носителя, далее визуальный контакт с кораблем был утерян. Мы конечно расстроены, но самое главное, с Алексеем и Ником сейчас все в порядке, они живы и здоровы.


andr59

Не знаю, было ли это - продолжение репортажа НАСА после слов Алексея Овчинина "У нас авария носителя.."

На графику внимание не обращаем, только переговоры.

После 1:53

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=x_Q26C0z5W8

h4lf

ЦитироватьGeorgea пишет:
Не вполне понятно. Клапан должен открываться уже тогда, когда блок практически не тянет и сам "выпадает" из упора. Как ему в таких кондициях повреждать ракету, даже если дренажем его от нее не откинуло?
Легко. Если я правильно всё это себе представляю...
Тяга от дренажа должна закрутить, начинающий отставать, боковой блок. Причём эта тяга от дренажа не просто закручивает, а меняет направление закрутки. И это очень важно, так как до открытия клапана боковой блок уже вращается, но не в нужном (для безопасного отделения) направлении. Если клапан открывается, то уменьшающаяся тяга бокового блока отводит его от центрального (на кадрах набортной камеры это хорошо видно, боковой блок сначала поворачивается задом к центральному). А если не открывается — боковой блок будет продолжать вращение не в ту сторону и тяга последействия натолкнёт его макушкой на центральный блок (боковой блок сначала поворачивается носом к центральному).
Хотя, для натыкания макушки на центральный блок даже тяга последействия не требуется, как мне кажется.

h4lf

Цитироватьigel пишет:
продолжает давить на опору (но при этом должен разворачивать связку НА себя, ибо эксцентриситет на этом угле уже не направляет вектор поперек движения, а не вдоль)
Что-то я не смог этого себе представить и вообще запутался... можно подробнее? Или там ошибка?

h4lf

ЦитироватьВован пишет:
... ось реактивного сопла направлена под углом 45 градусов к продольной оси блока для создания тормозной силы, обеспечивающей отставание бокового блока от центрального.
Чтобы обеспечить отставание бокового блока от центрального, не нужно создавать "тормозную" силу, а достаточно не создавать "разгонную", так как центральный блок продолжает разгоняться. Ну, мне это кажется очевидным. Отсюда вопрос: при нормальном отделении это отставание (без дополнительной тормозной силы) недостаточно быстрое? Или есть ещё и другие причины?
Подозреваю, что при слишком быстрой закрутке (и медленном отставании) есть риск всё-таки задеть макушкой за центральный блок...

Дем

Цитироватьh4lf пишет:
Что-то я не смог этого себе представить и вообще запутался... можно подробнее? Или там ошибка?
После разрыва нижних связей боковушки раскрываются тюльпаном... доходят до 90 градусов, выскальзывают из шарнира и протыкают верхушкой ЦБ
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Плейшнер

Цитироватьigel пишет:
ЦитироватьLesobaza пишет: 
Да запросто!!
Из-за эксцентриситета тяги (последействия) ББ переворачивается и бьёт своей хвостовой частью по ЦБ.
У него же эксценртиситет в другую сторону - отворачиваться от ЦБ.

Я сейчас более-менее представляю два возможных сценария. Залипание нижнего крепления более естественно выглядит: блок продолжает давить на шаровую опору по продольному вектору, с сохраненинем эксцентриситета, когда остальные уже ушли, и начинает разворачивать ракету ОТ себя (как и наблюдалось), потом его таки вырывает "с мясом". Отказ верхнего клапана: блок все равно прокручивается в шаровой опоре (вроде не наблюдалось), продолжает давить на опору (но при этом должен разворачивать связку НА себя, ибо эксцентриситет на этом угле уже не направляет вектор поперек движения, а не вдоль), потом все-таки вываливается, но "носиком" чертит вдоль ракеты, бьет по обтекателю рулевиков - вот эта часть уже похожа на правду.


Все это только домыслы-гипотезы-предположения, не забывайте, причем упрощенные. Реальная динамика может оказаться сильно интереснее!
А если предположить что нижние связи разорвались, а  двигатель не выключился? Двигатель выключается чередой срабатывания электропневмо-  и пироклапанов, как говорится тоже есть чему отказать
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Serge V Iz

Если двигатель бокового блока не выключен в момент разрыва нижних связей, у него будет огромняая тяга, которая не даст выйти шаровой опоре и не менее огромный момент, который будет его довольно быстро разворачивать. Тогда он, скорее, хлопнет своей нижней частью по верхней/средней части центрального блока.

Можно еще дальше: даже если выключение ДУ боковых блоков происходило нормально, мог отказать или потерять эффективность редуктор, на который за несколько секунд до отлеления выдается команда "крутить в сторону уменьшения тяги". Это тоже может создать большой возмущающий момент во всей связке и испортить кинематику отделения...

Bell

Вы выдумываете лишние сущности, когда прекрасно объясняется неоткрытием сопла на кислородном баке.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Georgea

ЦитироватьLesobaza пишет:
ЦитироватьGeorgea пишет:
Не вполне понятно. Клапан должен открываться уже тогда, когда блок практически не тянет и сам "выпадает" из упора. Как ему в таких кондициях повреждать ракету, даже если дренажем его от нее не откинуло?
Да запросто!!
Из-за эксцентриситета тяги (последействия) ББ переворачивается и бьёт своей хвостовой частью по ЦБ.
Если блок продолжает вовсю тянуть - то дренаж либо просто не включится (потому что носик морковки не начнет вываливаться из упора), либо включится в положении, когда блок уже перевернулся аж двигателями вверх, и тогда дренаж только усугубит переворот. Отсюда вопрос: при чем тут дренаж? Если блок продолжал тянуть - то проблема в этом, а не в дренаже.

Если же блок не тянул - то мне сложно понять, как он мог ударить по ЦБ из-за несработавшего дренажа.