Союз МС-10 (№740) – Союз-ФГ – Байконур 1/5 – 11.10.2018 – авария РН

Автор Olaf, 02.03.2018 15:00:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Bell

ЦитироватьMorin пишет:
ЦитироватьBell пишет:
 
ЦитироватьПлейшнер пишет:
Вполне возможно что аэродинамика закручивает его в другую сторону
Нет там на высоте 80 км никакой аэродинамики у обтекаемого заостренного вперед бокового блока.
 
Не 80, а 46 примерно.
Пересмотрел трансляцию и понял, в чем ошибся.
Сразу после аварии картинка из корабля переключается на компьютерную модель, где внизу счетчики скорости, высоты и дальности. На первом кадре соответственно 1854, 58, 72 - я перепутал дальность с высотой :(
Учитывая задержку в несколько секунд - высота аварии была где-то 50 км

 
ЦитироватьСкоростной напор, примерно, соответствует высоте 0,5 км и скорости 200 км/час (если не забыл?), ну, в общем, еще прилично дует,  
Угу, что соответствует устоявшейся скорости падения плохо обтекаемого тела на высоте 0,5 км ;)
Точно нолик не лишний? ;)

 
Цитироватьа иначе бы обтекатель сбрасывали бы вместе с боковушками. Нафига тащить лишний вес?  
Хотя бы потому, что на этом ГО стоят именно те РДТТ, которые и спасли космонавтов :)

 
ЦитироватьКстати, если верить нашему лектору, то первоначально так и было, однако силы толкателей не хватило для сброса створок по команде. Потом разобрались и сдвинули время сброса обтекателя.
Ну все-таки ГО находится на переднем конце ракеты, а боковушки - далеко сзади, наверно будет логично предположить ;) что аэродинамические условия там и там слегка разные :)
К тому же, боковушки находятся в аэродинамической тени ударной волны, а там направление потоков воздуха может быть даже обратным ;)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Chilik

ЦитироватьBell пишет:
... Когда крякнуло второй раз - удивились, копнули поглубже и выяснилось, что брак изготовителя. ...
Если память не глючит, то те случаи трудно назвать браком. Скорее - производство изделия, не соответствующего ТЗ. Если правильно помню публично озвученные результаты разбирательства по второму случаю, то там второй раз (ага) использовался облегченный ГО новой конструкции. Которая впервые была просчитана на каком-то новом для предприятия ПО с конечными элементами. Что-то в расчетах накосячили - то ли с сеткой, то ли с моделью, то ли со свойствами материала - скажем, забыли про анизотропию механических свойств композита. Короче, реальная прочность оказалась ниже той, которую обещала модель. Слов про производственный брак я не помню (хотя это и не значит, что их не было). Ну вот оно и проявилось в районе max Q.

Bell

ЦитироватьChilik пишет:
Если память не глючит, то те случаи трудно назвать браком.
Да это уже нюансы терминологии...
Суть той истории была в том, что реальный технологический недостаток не был выявлен в первом случае и разобрались только после аналогичной второй аварии.
Ну это вообще было так, к слову :) вспомнилось просто.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

KL

#843
ЦитироватьBell пишет:
ЦитироватьChilik пишет:
Если память не глючит, то те случаи трудно назвать браком.
Да это уже нюансы терминологии...
Суть той истории была в том, что реальный технологический недостаток не был выявлен в первом случае и разобрались только после аналогичной второй аварии.
Ну это вообще было так, к слову вспомнилось просто.


Свидетелем первой аварии 14 мая 1996 г. был Игорь Маринин. Вот фрагмент его заметки в НК:

Цитировать... Одна из наиболее любопытных версий, которая прорабатывается аварийной комиссией: столкновение ракеты с птицей (например с орлом) на высоте около полутора километров. По мнению специалистов при скорости, которую к этому времени набирает ракета, сила удара от столкновения с 10 килограммовой птицей приближается к двум тоннам. Какой обтекатель такое выдержит? В результате в образовавшуюся в обтекателе пробоину хлынул напор воздуха и он "лопнул" от избыточного внутреннего давления..."



Насколько я помню, тогда версию орла активно поддерживала пресс-служба Военно-космических сил, отстаивавшая позицию своего начальства, желавшего списать аварию на случайный фактор и вовремя провести пуск 20 июня из Плесецка.
А вот уже отчет опять же Игоря Маринина об официальных результатах расследования тех аварий:

Цитировать18 июля. И.Маринин. НК. Закончили свою работу две Межведомственные аварийные комиссии под председательством полковника ВКС Д.Г.Городецкого и генерал-майора В.М.Власюка, расследовавшие причины аварий РН "Союз-У" (11А511У) на Байконуре 14 мая и в Плесецке 20 июня этого года.

Напомним, ситуация в полете 14 мая складывалась так: на 49,45 с полета телеметрия зафиксировала возмущения ударного характера величиной 0,5; 0,25; 0,12 G. В то же время (49,4-49,6 с) произошел преждевременный сброс ГО, причем последовательность сброса была штатной. Нарушалась только временная диаграмма. Кроме того, на кинопленке зафиксировано вспучивание ГО на 27 с. Видимо разрушение началось именно на 27 с. Этот факт не был отмечен в материалах комиссии.

Затем, несмотря на сброс обтекателя и продолжающееся разрушение КА "Комета", РН штатно отработала до 124 с на которой штатно произошло отделение блоков 1-й ступени. Затем, в результате нескорректированного отклонения от заданной траектории, был выключен двигатель 2-й ступени. "2 и 3 ступени и КА упали в степи и загорелись.

Во время пуска РН "Союз-У" 11А511У 20 июня в Плесецке на 48,75 с телеметрия зафиксировала несанкционированный сброс обтекателя, что сразу же привело к аварийному выключению двигателей и разделению ступеней и КА.

Затем сработала система подрыва объекта в результате чего КА был разрушен еще в воздухе. Остальной ход событий ясен из предыдущего материала.

По оценке некоторых специалистов стоимость каждой РН составляла около 23 млрд. рублей. Стоимость КА выяснить не удалось, но РН и КА, запущенные 14 мая были застрахованы на 2.7 млн. долларов.

Обе комиссии пришли к выводу, что причин аварий две:

- разрушение головных обтекателей (ГО).

- разрушение замков продольного стыка створок ГО.

Некачественные стеклосотопластиковые обтекатели были изготовлены в сызранском АО "Стеклопластик" с нарушением технологии проклейки слоев.
Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" признан виновным в изготовлении некачественных замков крепления створок обтекателя. При их изготовлении требования к прочности были заложены без учета скоротечного волнового процесса перестройки давления по всей длине ГО (бегущей волны). Этот эффект при разработке ГО в конце 60-х годов не был достаточно изучен. В то же время, ГО, используемые для пилотируемых и грузовых кораблей, были спроектированы уже с учетом новых исследований. Поэтому силовая схема крепления створок ГО и количество замков (40 вместо 28 ) существенно отличается от аварийных. Кроме того у этих ГО только верхняя часть длиной 8340 мм стеклосотопластовая. Нижняя же часть длиной 1,8 м металлическая.



Старый

ЦитироватьBell пишет: 
А на самом деле тогда было подряд 2 одинаковые аварии. В выводах первой комиссии было написано, что скорее всего разрушение ГО вызвано столкновением с орлом, которые могут долетать до такой высоты. Когда крякнуло второй раз - удивились, копнули поглубже и выяснилось, что брак изготовителя.
Да нет, про орла это была шутка. В выводах комиссии столкновения с птицей не было. 

В то время по ящику была реклама водки "Белый орёл": https://youtu.be/2WEnxulwdFs

Когда в качестве отмазки попытались выдвинуть версию столкновения с птицей то ктото ехидно ответил: -Ну разве что это был белый орёл. 
 Вот оттуда и пошёл этот орёл. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Bell

ЦитироватьKLantratov пишет:
Свидетелем первой аварии 14 мая 1996 г. был Игорь Маринин. Вот фрагмент его заметки в НК:
Байка — поучительный или юмористический рассказ, иногда, основанный на реальных событиях.
 Достоверность байки несколько выше, чем анекдота, но это не исключает прямого вымысла или литературных приёмов, с помощью которых рассказчик «подаёт» байку
 :)

Вобщем на самом деле там и орел фигурировал, и оплошность расследования после первой аварии, и скрытая техническая причина. А со временем всё обрастает "пикантными подробностями" и заверте...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Старый

ЦитироватьBell пишет: 
Вобщем на самом деле там и орел фигурировал, и оплошность расследования после первой аварии, и скрытая техническая причина. А со временем всё обрастает "пикантными подробностями" и заверте.. .
Там была та же ситуация что и с авариями второй ступени Протона. Когда выяснилось что обтекатели бракованые то продолжали пускать держась за яйца. Ведь не каждый же раз его отрывало.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Помнится после переноса на один день первого запуска с Восточного  Первый вице-премьер, Начальник космоса и Конструктор отказавшей системы уже на следующий день получили от Президента выговорешники разной степени тяжести. 
 Что ж на этот раз награды так долго не находят героев? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Кстати, о героях и наградах. В наше время чтобы получить награду недостаточно упасть в ракете?  Надо чтоб в тебя заехал стулом Кокорин?  :oops:
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Вован

ЦитироватьBell пишет:
ЦитироватьKLantratov пишет:
Свидетелем первой аварии 14 мая 1996 г. был Игорь Маринин
Я при этом пуске снимал видео для Городского музея истории космодрома Байконур. Несмотря на то, что прятался в степи, меня вычислили и от имени аварийной комиссии убедительно попросили посмотреть запись. Пришлось отдать прибывшему за ней полковнику
Байконур надолго - навсегда

Feol

Цитироватьanik пишет:
Еще одно хорошее видео пуска в хорошем качестве без пробелов в момент аварии: https://spaceflightnow.com/2018/10/12/multiple-replays-of-the-soyuz-launch-and-abort

 02:37 - сброс ДУ САС (115 сек)

02:40 - "колечко" от начала сброса боковушек (118 сек)

02:41 - непонятный факел возле правой боковушки (той самой; 119 сек)
02:42 - видны три боковушки (120 сек)
02:43 - появление "облака" (121 сек)
02:45 - "облако" ушло, видны четыре боковушки (123 сек)
02:46 - слева от носителя видна точка, уходящая влево (возможно САС работает; 124 сек)
02:48 - носитель накренился влево, точка уходит влево (126 сек)
02:58 - носитель накренился вправо, точка все еще видна (136 сек)
03:08 - носитель снова накренился влево, точка все еще видна (146 сек)
Факеление на 02:41 - это догорание избытка керосина из выхлопа двигателей в струе кислорода, который начал выходить из щели, прорезанной в баке окислителя 2 ст. скользнувшим по нему боковым блоком с несработавшим клапаном. На другом видео с экипажем в кабине это момент после первой встряски. Белое облако - окончательное раскрытие повреждённого бака, выброс за 2-3 сек. всего кислорода. На видео с экипажем - это когда их нещадно мотало вкуговую.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Bell

ЦитироватьВован пишет:
Я при этом пуске снимал видео для Городского музея истории космодрома Байконур. Несмотря на то, что прятался в степи, меня вычислили и от имени аварийной комиссии убедительно попросили посмотреть запись. Пришлось отдать прибывшему за ней полковнику
"Русские записали падение метеорита с бог знает скольких ракурсов,
а у американцев нет записи, как самолет падает на Пентагон"
 :D
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

ЦитироватьСтарый пишет:
Кстати, о героях и наградах. В наше время чтобы получить награду недостаточно упасть в ракете? Надо чтоб в тебя заехал стулом Кокорин?  :oops:
Справедливости ради, у Овчинина уже одна Звезда есть.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Amilo

#853
Москва. 16 октября. INTERFAX.RU - Экипаж корабля "Союз МС-10", чей старт закончился аварией на прошлой неделе, в ходе аварийной посадки спасательной капсулы занимался контролем действий автоматики, заявил российский космонавт Алексей Овчинин, входивший в экипаж.
"Нештатную ситуацию мы определили по загоранию аварийных транспарантов в кабине. Мы работали согласно установленному алгоритму, в основном срабатывала автоматика системы спасения, мы просто дублировали работу этой системы", - сказал Овчинин в эфире канала "Россия 24" (ВГТРК).
Он отметил, что ни он, ни его американский коллега Ник Хейг не нервничали во время аварийной посадки, так как на это не было времени.
     "Нервничать было некогда, нужно было работать и подготовиться к аварийной посадке, выполнить все, чтобы после посадки экипаж остался работоспособен", - сообщил летчик-космонавт.
Он рассказал, что перегрузки при посадке были чуть менее 7G, тогда как на тренировках космонавты и астронавты достигают перегрузки в 8 единиц.
"Перегрузка была в направлении "грудь-спина": представьте, что вам на грудь поставили железобетонный блок весом в семь раз превышающим ваш вес", - пояснил космонавт.
Очередная международная экспедиция на российском пилотируемом корабле "Союз МС-10" отправилась на МКС в минувший четверг, 11 октября, с космодрома Байконур, Однако из-за нештатной ситуации, случившейся спустя две минуты после старта корабля, экипажу пришлось совершить аварийную посадку в Казахстане. В составе экипажа были космонавт Алексей Овчинин и астронавт Ник Хейг. Состояние их здоровья не вызывает опасений.

https://www.interfax.ru/world/633544

Chilik

ЦитироватьFeol пишет:

На видео с экипажем - это когда их нещадно мотало вкуговую.
А их разве мотало вкруговую?
Конец видеоролика похож на круговую выдачу буфера длиной в несколько кадров. Там есть характерные цветные цифровые артефакты, они вроде бы одинаковыми появляются.

Bell

ЦитироватьAmilo пишет:
Он рассказал, что перегрузки при посадке были чуть менее 7G
Во время трансляции (которую потом выложили, с переводом на английский) проскакивала цифра 6,7g
При переговорах с ЦУПом экипаж изрядно кряхтел...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Кстати, провокационный вопрос - почему связка ГО+СА+БО улетела в сторону, противоположную отказавшему ББ?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Oleg

ЦитироватьСтарый пишет:
Занятно что ни у кого не возник вопрос: а нахрена такие сложности? Зачем дополнительные РДТТ САС на ГО когда есть обычная "башня" САС? Зачем её сбрасывать раньше времени и доверять спасение космонавтов этим дополнитеьным РДТТ?
А чего тут занятного? Посмотрите освещение аварии СМИ: "башня" это вся САС и есть. Ну кто там куда вникает? Сработала САС значит сработала "башня" - это экшен. Экшен публику интересует, а если объяснять, как там все на самом деле - это же  никто читать не будет. Как может возникнуть вопрос о РДГ, если никто не знает о них?
"Друг, скажите номер вашей планеты в тентуре, или хотя бы номер галактики в спирали."

Старый

1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

tnt22

Цитировать09:39, 16 октября 2018
Фрагменты "Союза" отправлены из Казахстана в Самару

Москва. 16 октября. INTERFAX.RU - Комиссия, созданная "Роскосмосом" для расследования причин падения "Союза", отправила фрагменты ракеты на завод в Самару для выяснения причин крушения, сообщил вице-министр оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана Марат Нургужин.