Пилотируемые полёты на Луну и Марс "малыми средствами"

Автор Олег Шляпин, 29.06.2015 15:17:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Олег Шляпин



Вот нашел такую картинку на одном из сайтов. И хотел уточнить - для вариантов блока КВТК и КВТК-А-7 (вторая колонка слева на право) с массой блока 31.95 т и массой ПН, отправленной на траекторию полёта к Луне 15,3 т - это стартовая масса блока в составе РН? Исходя из массы ПН ракеты "Ангара-7" в 35 т на НОО, часть топлива сгорает при выходе на орбиту? Там вроде бы 1-пусковая схема полета

m-s Gelezniak

#121
ЦитироватьОлег Шляпин пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak

пишет:
Жадность.
В феделальных пусках его зарубили.
А на коммерции каждый килограмм - золото. Телеметрия по минимуму. и далее по списку.
Грустно но факт.
Ну а доработать можно?
За чей счёт?
(См название темы).
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

m-s Gelezniak

А отношение ЦиХа к федеральному заказчику (пилотажке в том числе) хорошо показывает история с МЛМ.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

m-s Gelezniak

ЦитироватьОлег Шляпин пишет:


Вот нашел такую картинку на одном из сайтов. И хотел уточнить - для вариантов блока КВТК и КВТК-А-7 (вторая колонка слева на право) с массой блока 31.95 т и массой ПН, отправленной на траекторию полёта к Луне 15,3 т - это стартовая масса блока в составе РН? Исходя из массы ПН ракеты "Ангара-7" в 35 т на НОО, часть топлива сгорает при выходе на орбиту? Там вроде бы 1-пусковая схема полета
Это к Салютмену. Точнее его никто не скажет.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

avmich

Если немного упрощать состояние дел касательно полётов на Луну, то можно утверждать, что:

1) делать носитель под задачу сегодня - когда есть серийные коммерческие носители на 20+ тонн массы на низкой околоземной - не оправдывается для задачи "начать подешевле"

2) то же касается разгонного блока - керосиновый РБ ДМ гораздо лучше несуществующего водородника, особенно с учётом хорошего массового совершенства и растущего УИ. Разве что если 12КРБ восстановить... но на практике вряд ли проще.

3) то же касается пилотируемых модулей. Делать что-то заново нужно либо если его совсем нет сегодня - это лунный посадочный корабль - либо если имеющиеся параметры совершенно непригодны - это ПАО Союза, который и сделан под другие задачи, и давно существенно не обновлялся.

Ну и возможность переливами компенсировать неудобства неоптимальных масс компонентов позволяет и ПН использовать полностью, и не запускать лишнего.

Дмитрий Инфан

Цитироватьavmich пишет:

2) то же касается разгонного блока - керосиновый РБ ДМ гораздо лучше несуществующего водородника, особенно с учётом хорошего массового совершенства и растущего УИ. 
Нет, водородник тоже нужен - но только с прицелом на последующую конверсию для коммерческого использования.

avmich

Для полётов вида "флаговтык" - не нужен. А при полётах, которые вначале подбираются по принципу экономии, чтобы потом продолжаться - начать надо с того, что есть и дёшево, после чего добавлять разрабатываемую и улучшаемую технику. Развитие лунной инфраструктуры могло бы напоминать развитие околоземных ОС в 1970-е.

Летать на Луну целиком на керосине можно - и прямо сейчас это ещё и дешевле всего, потому что экономится разработка. Но если летим "надолго", то, конечно, все разработки Ангары с повышением её ПН и снижением стоимости помогают. Также помогают водородные разгонники, увеличивая отправляемую к Луне ПН. Также помогают, скажем, станции в L1 и на окололунной орбите, а также, например, специализированные лунные корабли, не работающие заодно и как бытовые отсеки. Но это всё - постепенные улучшения, напоминающие улучшения ОС от Салюта-1 до Салюта-7.

Олег Шляпин

Цитироватьavmich пишет:
Летать на Луну целиком на керосине можно - и прямо сейчас это ещё и дешевле всего, потому что экономится разработка.
Хорошо - на керосине в плане разработки новой РН с достаточно большой массой ПН, или же Вы имеете ввиду на современном заделе?

Олег Шляпин

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
За чей счёт?
(См название темы).
За государственный. Если включить в федеральную программу

Serge

ЦитироватьОлег Шляпин пишет:


Вот нашел такую картинку на одном из сайтов. И хотел уточнить - для вариантов блока КВТК и КВТК-А-7 (вторая колонка слева на право) с массой блока 31.95 т и массой ПН, отправленной на траекторию полёта к Луне 15,3 т - это стартовая масса блока в составе РН? Исходя из массы ПН ракеты "Ангара-7" в 35 т на НОО, часть топлива сгорает при выходе на орбиту? Там вроде бы 1-пусковая схема полета
Если учесть что просто КВТК это для А5, а у него масса в таблице больше 23 тонн, то они все занимаются довыведением.  Скорее всего когда считали схему вывода, так оказалось оптимально. Плюс планируют длительность жизни водородного РБ около 9 часов, так что долго болтаться на орбите он все равно не сможет.

Serge

Цитироватьavmich пишет:
Для полётов вида "флаговтык" - не нужен. 
Флаговтык это ступень в программе , без нее все равно не обойтись.

Сначала АМС, включая посадочные. На отработанной и надежной посадке следующий этап - флаговтык. И только затем уже стоит задаваться целью лунной базы и т.д.

Мы уже делали навороченную программу к Марсу, она дальше орбиты не улетела. Надо начинать с малого и шаг за шагом наращивать, причем так что бы каждый предыдущий этап был ступенью для следующего.

п.с. Мне очень нравиться вот эта картинка, она хорошо показывает как надо работать, к ней правда надо еще и предыдущие АМС добавить, спокойное поступательное развитие, давшее великолепный результат:

Спойлер

[свернуть]

Олег Шляпин

ЦитироватьSerge пишет:
Если учесть что просто КВТК это для А5, а у него масса в таблице больше 23 тонн, то они все занимаются довыведением. Скорее всего когда считали схему вывода, так оказалось оптимально. Плюс планируют длительность жизни водородного РБ около 9 часов, так что долго болтаться на орбите он все равно не сможет.
Я это понимаю. Ну если масса ПН=35  РН "Ангары-5", то к Луне можно отправить 15 т. В варианте "лунного"  "Союза" вполне хватит. Да еще есть запас массы для модернизации. А вариант КВТК2Б-А7В http://www.khrunichev.ru/main.php?id=52, как я понимаю, рассчитан на достаточно длительное пребывание. В принципе, при использовании такого блока как буксира и массе ПН=19-20 т на ОЛО, построить лунную базу, доставить моноблочную ОС (типа блоков "Заря", "Звезда"), новый ПТК НП и лунный ВПК хватит. Первый этап строительства лунной базы я представляю себе так - доставка 4 жилых блоков жесткого типа массой  9-10 т  на Луне и внутренним объемом 45-50 м3 (типа модуля "Квант"), герметичного лунохода, энергетического модуля, монтажного оборудования для сборки базы и научного оборудования - 8 посадок на Луну. Для этого понадобятся 8 таких разгонных блоков и 8 кораблей массой 19-20 т, доставляющих эти составляющие на Луну. Еще 1 разгонный блок для доставки ОС и 2 блока + 2 лунных ВПК в год. При массе ВПК 19-20 т для экипажа из 2-4 человек я думаю, что можно будет запасы пищи, воды и воздуха на полгода возить. Ну понадобится еще средство оперативной доставки грузов - например на базе РН "Ангара-5". Да еще и корабли снабжения для лунной ОС. Количество РН "Ангара-5" (включая пилотируемый вариант) и "Анграра-7 В" (или другая РН с массой ПН=50 т на НОО) будут такие: 8ХРН А-7 (база) +1Х А-7 - ОС, + 10Х А-7 (по 2 экспедиции в течении 5 лет). К ним 8ХА-5 (база)+1ХА-5 - ОС, 10ХА-5 (ПТК НП и лунные ВПК с расчета 2 экспедиции в течении 5 лет). К этому добавим (2-4)ХА-5 в год для доставки грузов на лунную ОС и оперативной доставки на лунную базу - это еще от 10 до 20 РН А-5. И того строительство базы, лунная моноблочная ОС и 10  экспедиций вместе с кораблями снабжения потребуют запуска 19 РН типа А-7 В2 (с массой ПН на НОО=50 т), 8+1Х10 РН типа Ангара-5 с массой ПН 20-25 т на экспедиции и от 10 до 20 РН А-5 для снабжения. Как по мне, то это много.

Олег Шляпин

#132
Попробуем посчитать стартовые массы РН
 Ангара-5 - 773 т http://www.khrunichev.ru/main.php?id=44
 Ангара-А7.2В - 1107 т
 
И того:
 1 ВАРИАНТ:
 29 РН "Ангара-5" Х773 = 22417 т
10-20 РН "Ангара-5" Х773=7730-15460 т
 29 РН "Ангара-7" Х1107= 32103 т
______________________________
62250-6980 т

 2 ВАРИАНТ:
 29 РН "Ангара-А7" Х 1107 = 32103 т
 10-20 РН "Ангара-А5"Х773=7730х-15460 т.
 _________________________________
39833-47563 т
 Понимаю, что несколько условно.

Олег Шляпин

Цитироватьavmich пишет:
2) то же касается разгонного блока - керосиновый РБ ДМ гораздо лучше несуществующего водородника, особенно с учётом хорошего массового совершенства и растущего УИ.

Мст=22500 кг
Мт=18991 кг
Руд=361 с
Связка Связка «Союз-Фрегат» РКК «Энергия» (проект):
М ст 7,4+6,5=13,9 т http://loveread.ws/read_book.php?id=16243&p=82
Мст=22,5+13,9=36,4 т
На НОО=200 км будем считать М топлива=17591 кг.
V хар=361Х9,81Х ln (35000/17500)=3541Х0,69=2443 м/с
Этого не хватит

Олег Шляпин

Цитироватьavmich пишет:

2) то же касается разгонного блока - керосиновый РБ ДМ гораздо лучше несуществующего водородника, особенно с учётом хорошего массового совершенства и растущего УИ.
ДМ 03 первого этапа http://ecoruspace.me/%D0%A0%D0%91+%D0%94%D0%9C-03+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BF%D0%B0.html
Мст=22500 кг
Мт=18991 кг
Руд=361 с
1 вариант.
Связка Связка «Союз-Фрегат» РКК «Энергия» (проект):
М ст 7,4+6,5=13,9 т http://loveread.ws/read_book.php?id=16243&p=82
Мст=22,5+13,9=36,4 т
На НОО=200 км будем считать М топлива=17591 кг.
Vхар=361Х9,81Хln(35000/17500)=3541Х0,69=2443 м/с
Этого не хватит
2 вариант.
Если блок вывести полностью заправленным, то при Мст=35 т и массе израсходованного топлива 18,9 т получим Vхар=361Х9,81Хln(35/16,1)=2726 м/с
Тоже недостаточно. Масса "чистого" груза после использования РБ будет 35-18.9-3,6 т=12,5 т.
Исходя из возможности использования блока "Фрегат" со стартовой массой 6,5 т, массе топлива Мт=5,6 т, Руд=326 с имеем Vхар=1886 м/с. Для выхода на орбиту Луны нужна характеристическая скорость (3200+1300 с учетом коррекций траектории) около Vхар=4500м/с, имеем Vхар=4612 м/с. Т.е.
ВЫВОД.  При возможности создания РН типа "Ангара-7" с массой ПН=35 т, используя РБ ДМ-03 и РБ "Фрегат", можно создать систему снабжения лунной ОС. "Чистая" масса аппарата, доставляемого на ОЛО будет равна примерно 6 т.
 
3 вариант. Возможность использования полностью заправленного блока ДМ-03 для старта с НОО=200 км и выведения КА на траекторию полета к Луне.
Если же при Vхар=3200 м/с для старта к Луне с НОО=200 км при  М топлива=18991 кг, массе блока после полного израсходования топлива 3500 кг, Мст/Мпн=е3200/3537=2,47. Из формулы Циолковского имеем: Мст/Мп=(Мп+Мт)/Мп=Мп/Мп+Мт/Мп=1+Мт/Мп. 1+Мт/Мп=2,47. Масса груза после полного израсходования топлива РБ будет Мп=12,85 т. Отсюда масса всей конструкции 18,9 т+12,85 т будет Мст=31,75 т. Масса ""чистой" полезной нагрузки к Луне будет=9,25 т.
ВЫВОД. Разгонный блок ДМ-03 при выведении на НОО=200 км с полной заправкой при Мст=22,5 т может использоваться в РН, выводящих на НОО=200 км полезную нагрузку массой Мст=31,75 т и выводить на траекторию полёта к Луне КА массой 9.25 т.

Олег Шляпин

#135
В принципе, можно бы было реализовать полёты на Луну со строительством Лунной базы, используя только имеющийся в России арсенал РН "Протон-М" и "Зенит-2". С учетом модернизации. Ну и с арсеналом имеющихся РБ и пилотируемых космических аппаратов.

Что имеем:
РН "Протон-М".
Масса ПН: на опорной орбите (Нкр=200 км, i=51.6°) ~ 22 т

http://www.federalspace.ru/465/

Возможность увеличения массы ПН до 27 т за счет использования в качестве 3 ступени УКВБ и 4 ступени КВРБ
http://kollektsiya.ru/raketi/336-raketa-nositel-angara.html

Зенит-2 SLБ
Масса полезного груза

выводимого на круговую орбиту (Нкр=200 км, i=51,4°) - 13,92 т
http://www.yuzhnoye.com/technique/launch-vehicles/rockets/zenith-2SLB/


Основные компоненты лунной программы:
1. Лунный КК на базе КК "Союз" и РБ "Фрегат". Масса - 13,9 т. Старт к Луне - стыковка с РБ УВРБ. Запуск пилотируемого КК "Союз-Фрегат" в космос осуществляется доработанной РН "Зенит-2" SLБ или облегченным вариантом РН "Протон-М"


2. Запуск разгонного блока КВРБ осуществляется доработанной РН "Протон-М" - 3 ступень заменена на
кислородно-водородную УКВБ, а разгонный блок для старта РБ КВРБ
 

3. Лунный ВПК. Для доставки экипажа из 3 человек и расходных материалов для их пребывания на лунной базе должен иметь массу 20-22 т. На орбиту выводится РН "Протон-М"


3. Лунная ОС - создается на базе блоков, используемых в составе ОС, масса 20-22 т. Выводится на орбиту РН "Протон-М". Взлетная и посадочная ступени могут быть созданы на базе РБ "Фрегат".

 

Олег Шляпин

Еще понадобится корабль снабжения для лунной ОС и средство перевозки грузов на орбиту Луны (ОС, ВПК, элементы лунной базы)
 

http://kosmolenta.com/index.php/new-tech/nuclear-proplusion-module
Тоже выводится РН "Протон-М" А можно, в принципе, тот же буксир, но не с ЯЭУ. а СБ. При уд. мощности 200 Вт/м2 и заданной 1 МВТ, это 5000 м2 - 4 СБ по 1250 м2 со сторонами 25Х50 м

Олег Шляпин

КВРБ

Сухая масса, кг 3650
 Масса заправляемых компонентов, кг 18200
 Стартовая масса, кг до 22000
"Союз-Фрегат"
масса - 13900 кг


Мст 22000+13900=35900 кг
Мп=35900-18200=17700 кг
Vхар=3260 м/с

testest2

Хочу напомнить, что в ФКП для облета Луны прописан некий кислородно-водородный буксир, не КВТК. По всей видимости, на базе КВТК, но его характеристик никто не знает.
законспирированный рептилоид

pkl

Предлагаю поразмыслить над примерно таким вариантом:



Короче, многоразовый ПКК для межорбитальных перелётов ОИСЗ-ОИСЛ и назад. Выведение на орбиту - "Ангара" + довыведение собственными ЖРД. После дозаправки и посадки экипажа, возможен старт к Луне или планетам. По возвращении назад выход на ОИСЗ производится торможением в атмосфере.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан