О скафандрах

Автор vjick, 02.07.2009 00:20:28

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

NSF

Цитироватьken_park пишет:
ЦитироватьРома78 пишет:
Американцы отказались от спасательных скафандров с жесткими шлемами. Теперь практически 1:1 как у нас, только цвет другой.
А как же снимать эпическую сцену перед посадкой в корабль где доблесные астронавты идут со шлемами в руках?
ну, как же:
 

а в руках можно вот ету штучку нести:
 

ну, или героически "кондиционером" размахивать
В свое время наши экспериментировали с поясной гермомолнией, но не прижилось это решение. Интересно почему? 

zandr

http://www.energia.ru/ru/iss/iss50/progress_ms-05/photo_02-27.html
ЦитироватьРКК «Энергия»: корабль «Прогресс МС-05» доставил грузы на МКС
Транспортный грузовой корабль (ТГК) новой серии «Прогресс МС-05» 24 февраля в 11:30 по московскому времени успешно пристыковался к стыковочному отсеку (СО1) «Пирс» Международной космической станции (МКС).
...
Скафандр нового поколения «Орлан-МКС» производства НПП «Звезда» предназначен для внекорабельной деятельности космонавтов и оснащен автоматической системой терморегулирования. Резиновые гермооболочки в нём заменены на полиуретановые, что увеличило их срок службы в полтора раза. Сейчас в российских скафандрах можно выполнять не более 15 выходов в открытый космос, а в скафандре «Орлан-МКС» - до 20. Изменены также «мозги» скафандра – компьютер и программа его работы. Компьютер тестирует скафандр по 50 параметрам и выдаёт их на жидкокристаллический дисплей.
...

ken_park

Цитироватьzandr пишет:
что увеличило их срок службы в полтора раза. Сейчас в российских скафандрах можно выполнять не более 15 выходов в открытый космос, а в скафандре «Орлан-МКС» - до 20
15*1,5=22,5
в РККЭ какая то особенная высшая математика? 

Максим

ЦитироватьNSF пишет:
В свое время наши экспериментировали с поясной гермомолнией, но не прижилось это решение. Интересно почему?
При переходе СОКОЛ-КВ -> СОКОЛ-КВ2
Цитировать
Накопленный при испытаниях опыт показал, что при всех преимуществах поперечный разъем оболочки не обеспечивал достаточной надежности. Одной из главных причин этого было отсутствие в нашей промышленности силовых застежек-молний с надежным разъемным звеном, что могло приводить к неправильному их закрыванию.
Для аппендикса-распаха:
ЦитироватьПри этом сохранялись такие преимущества скафандра СОКОЛ-КВ, как меньшее время надевания (молния вместо шнуровки и отсутствие затяжки ворота), увеличенный шлем с большим обзором, размещение регулятора давления в наиболее удобном для досягания месте и совмещение его функций с функциями клапана подсоса.
Есть видосик https://www.youtube.com/watch?v=dpsa7hQ_ffk
https://www.youtube.com/watch?v=dpsa7hQ_ffk

Где показывают прообраз Сокола скрещенного с Форелью с молнией.
Будущее никогда не наступает.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Floppy Disk

Помню, где-то говорили, что женщин-космонавтов мало, т.к. скафандр слишком тяжелый...
Вот кто-то выложил видео, как девушка в костюме сапёра EOD-9, пытается встать :)
https://www.youtube.com/watch?v=RyskanOnrD0

ken_park

ЦитироватьRegular пишет:
Помню, где-то говорили, что женщин-космонавтов мало, т.к. скафандр слишком тяжелый...
Вот кто-то выложил видео, как девушка в костюме сапёра EOD-9, пытается встать  :)  
 https://www.youtube.com/watch?v=RyskanOnrD0
Не легче водолазного снаряжения:
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ. от 25 февраля 2000 г. N 162
п. 440

triage

52 стр
Цитировать https://oig.nasa.gov/audits/reports/FY17/IG-17-018.pdf 
NASA'S MANAGEMENT AND DEVELOPMENT OF SPACESUITS
April 26, 2017
Beginning with the Gemini 4 mission in June 1965, NASA astronauts have ventured outside their spacecraft hundreds of times wearing specialized suits that protect them from the harsh environments of space and provide the oxygen and temperature control necessary to preserve life.

The spacesuits NASA astronauts currently use on the International Space Station (ISS or Station) – known as Extravehicular Mobility Units (EMU) – were developed more than 40 years ago and have far outlasted their original 15-year design life.

While maintaining the existing fleet of EMUs for use on the ISS, the Agency has also spent almost $200 million on three spacesuit development efforts to enable human exploration in deep space, including missions to Mars: the Constellation Space Suit System ($135.6 million), Advanced Space Suit Project ($51.6 million), and Orion Crew Survival System ($12 million). A key part of these development efforts will be testing the next-generation spacesuit technologies on the ISS prior to its scheduled retirement in 2024.

In this audit, we examined NASA's efforts to maintain its existing spacesuits and its plans for and progress in developing its next-generation spacesuits. To complete this work, we interviewed Agency and other relevant officials; analyzed cost, schedule, and performance data; and reviewed relevant reports, documents, and presentations.

WHAT WE FOUND

NASA continues to manage an array of design and health risks associated with the EMUs used by ISS crew.  In addition, only 11 of the 18 original EMU Primary Life Support System units – a backpack-like structure that performs a variety of functions required to keep an astronaut alive during a spacewalk – are still in use, raising concerns that the inventory may not be adequate to last through the planned retirement of the ISS.  Given these issues, NASA will be challenged to continue to support ISS needs with the current fleet of EMUs through 2024, a challenge that will escalate significantly if Station operations are extended to 2028.
...

Цитировать https://lenta.ru/news/2017/04/27/spacesuit/
В НАСА обеспокоились нехваткой рюкзаков для скафандров, позволяющих членам экипажа выходить в открытый космос. Об этом сообщается в докладе Управления генерального инспектора, доступном на сайте космического агентства.

«Только 11 из 18 единиц EMU Primary Life Support System (напоминающий рюкзак инвентарь, необходимый для поддержания жизнеспособности астронавта во время выхода в открытый космос) все еще используются, что вызывает озабоченность о том, что этого инвентаря будет достаточно до окончания срока работы МКС», — сообщается в отчете генерального инспектора НАСА Пола Мартина.

Автор отмечает, что агентство испытывает сложности с обеспечением МКС необходимым количеством скафандров до 2024 года и ситуация может усугубиться, если использование станции будет продлено до 2028 года.

На создание скафандров нового поколения, как отмечается в докладе, НАСА уже потратило 200 миллионов долларов. В настоящее время финансирование разработки костюма для выхода в открытый космос урезано. Мартин приходит к выводу, что скафандры нового поколения создаются слишком медленно.

Статус


Часть запланированных EVA
 

tnt22

http://www.spacepolicyonline.com/news/space-station-spacesuits-suffer-after-shuttle-shutdown
ЦитироватьSpace Station Spacesuits Suffer After Shuttle Shutdown
 
 Marcia S. Smith

Posted: 26-Apr-2017
 Updated: 26-Apr-2017 07:04 PM

 
NASA's Office of Inspector General (OIG) released a report today assessing NASA's management of its existing spacesuits and development of new models.  It expressed concern about Extravehicular Mobility Unit (EMU) spacesuits used on the International Space Station (ISS) for extravehicular activity (EVAs, or spacewalks, which cannot be returned to Earth easily for maintenance following termination of the space shuttle program. As for new spacesuits, NASA Headquarters was criticized for continuing one contract for 5 years after Johnson Space Center recommended its termination.  Overall, the OIG is concerned whether NASA will have the spacesuits it needs in the next decade.
Спойлер
For the space shuttle program, 18 EMUs were produced.  Eleven are still available, but their design assumed they would be returned to Earth with every space shuttle mission and routinely serviced. After the shuttle was terminated in 2011, however, the only way to bring them back is on SpaceX Dragon spacecraft, the only space station cargo vehicle designed to survive reentry. (Russia's Soyuz spacecraft, which ferries crews, also survives reentry, but there is no extra room for empty spacesuits needing repair.)

Since the ISS was first occupied in 2000, NASA has allowed the required ground maintenance interval to grow fr om one year to six years or 25 spacewalks, whichever comes first.


 Snip from page 15 NASA Office of Inspector General (OIG) report IG-17-018, NASA's Management and Development of Spacesuits, April 2017.

The age and condition of the U.S. spacesuits hit the headlines in 2013 when European Space Agency (ESA) astronaut Luca Parmitano almost drowned when water collected inside his helmet during a spacewalk (EVA 23) due to a blocked filter. The OIG report revealed that was one of 19 "significant incidents" with spacesuits in the space station era (2000 to today), five of which involved water.  A total of 156 U.S. spacewalks were conducted during that period of time. All five of the space-station-era water events occurred since 2010. Parmitano's EVA 23 and two others (EVA 22, also in 2013, and EVA 35 in 2016) involved water intrusion into the helmet. The others were condensation/fog.


 Snip from page 11 NASA Office of Inspector General (OIG) report IG-17-018, NASA's Management and Development of Spacesuits, April 2017.

Of the 18 original spacesuits, five were destroyed during missions (two on Challenger, two on Columbia, and one on the SpaceX CRS-7 failure) and one during ground testing in 1980. Another was a ground certification unit only. That leaves 11 -- four on the ISS and the rest on Earth "in various stages of refurbishment and maintenance."

With the cadence of EVAs NASA is planning for the next several years, plus the possibility of unplanned EVAs that might be required, the OIG report concludes that NASA "will be challenged to continue to support the EVA needs of the ISS with the current fleet of EMUs through 2024 -- a challenge that will escalate significantly if Station operations are extended to 2028."

NASA has been funding development of new spacesuits for the past decade, though not for use on ISS. Plans to send crews beyond LEO, wh ere ISS is located, for the first time since the Apollo missions means new spacesuits are needed for exploration of that environment. The OIG calculates that since 2007 NASA has spent almost $200 million on three such efforts: the Constellation Space Suit System (CSSS) for the Bush-era Constellation program ($135.6 million), the Advanced Space Suit Project managed by NASA's Advanced Exploration Systems office ($51.6 million), and the Orion Crew Survival System or OCSS ($12 million).  OCSS is being designed for launch, entry and abort, not spacewalks.

"Despite this investment, the Agency remains years away from having a flight-ready spacesuit capable of replacing the EMU or suitable for EVA use on future exploration missions." Given the current schedule "there is significant risk a next-generation prototype will not be sufficiently mature in time for testing on the ISS" prior to 2024.

The United States and the other ISS partners -- Russia, Japan, Canada and 11 European countries working through ESA -- have agreed to operate ISS until then, although some NASA and other U.S. officials express hope that it could be extended at least until 2028, 30 years after the first modules were launched.

The OIG was especially critical of a NASA Headquarters (HQ) decision to continue funding the CSSS contract after 2011 when Johnson Space Center (JSC) recommended it be terminated following cancellation of the Constellation program.  NASA HQ continued to fund it for 5 more years rather than redirecting that money, $80.8 million over that time period, to the Advanced Space Suit Project. That project has struggled in recent years both in terms of getting funding and determining its scope.

As for development of the OCSS Orion survival spacesuit, the OIG worries that there is little schedule margin if NASA accelerates Exploration Mission-2 (EM-2) to 2021. EM-2 is currently on the books as the first Orion mission to carry a crew. (NASA is studying whether to put a crew on the first mission, EM-1, but no decision has been made.) Officially EM-2 is scheduled for 2023, but NASA is trying to move that date up to August 2021. Right now, the OCSS will not be ready until March 2021, just 5 months earlier.

The report made three recommendations to NASA: develop and implement a formal plan for design, production and testing of next-generation EVA spacesuits; conduct a trade study of the cost of maintaining the existing space station EMU spacesuits versus developing a new version; and apply lessons learned from operating existing spacesuits to the design of the next-generation models.

NASA management concurred with those recommendations, but disagreed with the OIG's assessment of the value that was returned from the CSSS contract arguing that they got their money's worth. The OIG did not relent, ending the report by restating that the extra 5 years of funding "did not serve the best interests of the Agency's spacesuit development efforts."
[свернуть]

Salo

https://hi-news.ru/technology/xyuston-u-nas-problemy-u-nasa-zakanchivayutsya-skafandry.html
ЦитироватьХьюстон, у нас проблемы: У NASA заканчиваются скафандры
Николай Хижняк
29 Апреля 2017 в 9:00
 
 
Согласно последнему аудиторскому анализу аэрокосмического агентства NASA, еще чуть-чуть и агентство начнет испытывать дефицит космических скафандров. Новые скафандры для NASA, которые она планирует использовать для полетов в дальний космос, находятся в разработке, но их выпуск состоится «только через несколько лет». Более того, агентство стоит перед риском нехватки скафандров даже для завершения программы эксплуатации Международной космической станции, намеченной на 2024 год.

Проблемы, о которых сообщила Служба генерального инспектора NASA, могут вылиться в более крупные неприятности, став на пути реализации агентством своих дальнейших планов по исследованию околоземного и дальнего космического пространства. Напомним, что сейчас на повестке дня стоит строительство окололунной орбитальной космической станции, которое должно будет завершиться к концу 2020-х годов. Станцию планируют использовать не только для исследовательской работы, но и в качестве стартовой площадки для пилотируемых полетов в дальний космос. В 2030-х годах станция станет исполнять роль стартового комплекса для пилотируемых миссий на Марс.
Разумеется, что возможность постоянных поставок космических скафандров будет носить критически важный момент при воплощении подобных планов в реальность. Без них экипажи не только не смогут добраться до лунной орбитальной базы, но и провести в случае чего необходимый выход в открытый космос, например, для проведения как плановых, так и незапланированных ремонтных работ. Скафандры в конце концов позволят астронавтам выжить на поверхности Марса. Конечно же, для выполнения различных задач потребуется использование разных видов скафандров. Марсианская среда, например, обладает иными температурами, гравитацией, а также демонстрирует иные уровни радиоактивного излучения по сравнению с тем же окололунным космическим пространством.
 
Художественное представление окололунной орбитальной космической станции
Для того чтобы подготовиться к подобным средам дальнего космоса, NASA финансирует три независимые проекта по разработке новых космических скафандров. Однако отчет Службы генерального инспектора NASA говорит о том, что эти разработки замедлили ход, так как NASA по-прежнему не определилось, где именно оно планирует использовать эти скафандры. Новость о том, что агентство планирует построить базу у Луны, перед тем как отправлять на Марс, напомним, появилась совсем недавно. Что интересно, в отчете отмечается, что NASA за последние десятилетия уже вложило несколько десятков миллионов долларов на разработку новых скафандров, даже перераспределив свои средства с других проектов. Но воз пока и ныне там.
Кроме того, в отчете говорится о вероятности нецелевого использования средств агентства, выделенных на эти программы разработки. Инспекция сообщает, что с 2011 по 2016 год NASA вложило более 80 миллионов долларов на создание инициативной группы по разработке новых скафандров в рамках отмененной программы Constellation (план агентства по возвращению на Луну, от которого отказались еще в 2010 году).
 
Цитировать«Мы адресовали NASA вопросы о том, почему агентство продолжило финансирование контрактов, связанных с программой Constellation, даже после ее отмены и рекомендаций, сделанных высшим руководством страны еще в 2011 году», — говорится в отчете.
Все это может привести к тому, что у NASA не будет новых скафандров как минимум в течение ближайших лет. Агентство планировало сперва испытать обновки на борту МКС перед тем, как использовать их в миссиях в дальний космос. Однако велика вероятность, что NASA не получит новые скафандры до закрытия станции в 2024 году.
В нынешней ситуации NASA обладает запасом скафандров, которых может не хватить до этого оглашенного дедлайна. С началом эксплуатации МКС у агентства было 18 скафандров. Расчетное время работы этих костюмов составляет 15 лет, однако выдержали они на десяток лет больше. За то время эксплуатации, как в рамках испытаний, так и собственно в рамках самих космических миссий, в негодность пришло несколько из этих скафандров. К настоящему моменту агентство располагает 11 скафандрами с полностью функционирующими системами жизнеобеспечения. В то же время только четыре из этих скафандров находятся на борту станции. Остальные находятся на земле и используются для испытаний.
 
Цитировать«Агентству придется постараться обеспечивать поддержку МКС с текущим набором скафандров вплоть до 2024 года. Уровень этой нагрузки может существенно возрасти, если поддержку работы станции будет решено продлить до 2028 года», — говорится в отчете.
Астронавт NASA Челл Линдгрен проводит обслуживание МКС
Если не повезет и новые скафандры агентство не получит в нужный срок, то NASA вообще рискует остаться без первой пилотируемой миссии в дальний космос, по крайней мере на несколько десятилетий. Сейчас агентство занято строительством гигантской ракеты Space Launch System, которая должна будет выводить за низкую околоземную орбиту пилотируемую капсулу «Орион». Первая пилотируемая миссия двух этих космических аппаратов была перенесена на 2021 год. Кроме того, в рамках этой миссии экипаж из четырех астронавтов должен будет осуществить облет Луны. Во время путешествия команда не будет покидать капсулу, то есть каких-то особых скафандров для выхода в космос здесь не потребуется. Однако на борту капсулы необходимо будет иметь запасные скафандры на случай непредвиденных ситуации (разгерметизация, потеря запаса воздуха и так далее). Роль этих особых запасных скафандров будут играть модернизированные скафандры, использовавшиеся еще во время миссий космических шаттлов. Необходимая работа по модернизации завершится всего за несколько месяцев до фактического полета. Другими словами, останется очень мало времени для того, чтобы проверить их надежность.
Учитывая все это, инспекция порекомендовала NASA пересмотреть свои планы по разработке и испытанию новых космических скафандров, а также выяснить итоговую стоимость их разработки, а также поддержки в рабочем состоянии тех, которые агентство в настоящий момент использует. В ответ на такие выводы руководство NASA заявило, что в некоторых аспектах отчет является слишком критичным, но тем не менее согласилось с рекомендациями комиссии. Первые фактические шаги к изменению положения дел будут приняты в сентябре этого года.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Nicolas Pillet

#510
В Житомирском музее космонавтики им, С.П. Королева я видел магнитофон "Малыш-Б" для скафандр Кречет-94.



Я тоже нашел стати об этом:

http://niiemp.kiev.ua/index.php/ru/istoriya-pao-nii-emp/malysh

Ну в книге "Космические скафандры России", они не говорят о "Малыше". На скафандрах в ММК и в музее НПП "Звезда" такой прибор нет. Это странно...

ken_park

ЦитироватьNicolas Pillet пишет:
В Житомирском музее космонавтики им, С.П. Королева я видел магнитофон "Малыш-Б" для скафандр Кречет-94.

 

Я тоже нашел стати об этом:

 http://niiemp.kiev.ua/index.php/ru/istoriya-pao-nii-emp/malysh

Ну в книге "Космические скафандры России", они не говорят о "Малыше". На скафандрах в ММК и в музее НПП "Звезда" такой прибор нет. Это странно...
А где написано, что он для "Кречета"?
По Вашим ссылкам я пока нигде не прочел об этом

Floppy Disk

Цитироватьken_park пишет:
А где написано, что он для "Кречета"?
По Вашим ссылкам я пока нигде не прочел об этом
Ну, гугл по запросу "магнитофон малыш скафандр" находит мемуары Николая Валериановича Тумаркина
и вот еще. Он как раз об этом говорит. 

ken_park

ЦитироватьRegular пишет:
Цитироватьken_park пишет:
А где написано, что он для "Кречета"?
По Вашим ссылкам я пока нигде не прочел об этом
Ну, гугл по запросу "магнитофон малыш скафандр" находит мемуары Николая Валериановича Тумаркина
и вот еще . Он как раз об этом говорит.
имеет смысл продолжать дискуссию, опираясь на источник в котором написано, цитирую:
"Позже к нам приезжал Павел Попович, первый украинский космонавт, летавший в космос, и рассказал, что именно его готовили к полету на Луну. Но ракета H-1 требовала некоторой доработки, и без Королева проект заглох, хотя Павел Попович был готов лететь на Луну, даже рискуя своей жизнью."?

Максим

https://www.youtube.com/watch?v=gYmtWZizoew
https://www.youtube.com/watch?v=gYmtWZizoew

Тезисы по видосу:

Хотят продлить срок эксплуатации Орлан-МК на год, путем замены герметичных оболочек (рук и ног). Меняют резину. Прислали ЗИПы. Как я понял, руки будут менять полностью, а в ногах только нижнюю одежду ибо верхняя одежда ног это антенна! и настраиваемая на спец стенде.

Ноябрь 1983, Ляхов и Александров на Салюте-7. Перед ВКД обнаружен разрыв оболочки штанины скафандра. Зашили нитками силовую оболочку  )  После этого ввели обязательный резервный скафандр. И модернизировали Орлан-Д, сделали съемными руки и ноги, также усилили оболочку.

Так что следующее ВКД для космонавтов будет задорным, один скаф. абсолютно новый, второй ремонтированный и продленным сроком)
Будущее никогда не наступает.

Salo

http://tass.ru/opinions/interviews/4414667
ЦитироватьСергей Поздняков: стартовали работы по созданию скафандра нового поколения
 17 июля, 9:00 UTC+3
 
 Сергей Поздняков  © Пресс-служба НПП "Звезда"  
 
18 августа в подмосковном Жуковском открывается авиасалон МАКС-2017. Научно-производственное предприятие "Звезда" - единственный в России разработчик космических скафандров и катапультных кресел для авиации - намерено представить на салоне свои последние разработки: скафандр для работы в открытом космосе "Орлан-МКС", катапультное кресло и костюм летчика истребителя пятого поколения Т-50, прототип летного скафандра и эргономический макет кресла для нового российского космического корабля "Федерация". О текущих и перспективных проектах, включая работы по скафандру для работы на Луне, в интервью ТАСС рассказал генеральный директор – главный конструктор НПП "Звезда" Сергей Поздняков.

- Что представит предприятие на авиасалоне в этом году?

- Есть продукция, своего рода визитная карточка предприятия, которую мы всегда демонстрируем на авиакосмическом салоне. В этом году мы представим скафандр нового поколения "Орлан-МКС" для работы в открытом космосе. К сожалению, первый штатный скафандр мы потеряли на грузовом корабле "Прогресс МС-04" в декабре 2016 года. Второй сейчас находится на МКС, он пройдет проверку выходом в открытый космос в августе Федора Юрчихина. Фактически, это будут летные испытания нового скафандра.
Для обычного посетителя выставки трудно будет найти отличия "Орлана-МКС" от скафандра предыдущего поколения, но это серьезные изменения. Во-первых, это более долговечная полеуретановая оболочка. Во-вторых, автоматическая система терморегулирования, которая должна обеспечить комфорт при работе космонавта.
Еще одним экспонатом станет рабочее место пилота боевой авиации: катапультное кресло для истребителя пятого поколения Т-50, снаряжение и кислородное оборудование, высотный костюм для летчика.

- Что еще покажете на МАКС?

- "Звезду" знают по двум вещам – катапультным креслам и скафандрам. Для многих оказывается неожиданным, что мы занимаемся и другими разработками. Чтобы таких неожиданностей было меньше, в этот раз мы представим на стенде предприятия унифицированный подвесной агрегат заправки УПАЗ, который используется на танкерах Ил-78, а так же агрегат заправки ПАЗ-МК, разработанный для установки на палубные самолеты МиГ-29К/КУБ.
Помимо этого, мы продемонстрируем на стенде прототип нового летного скафандра, пока носящего рабочее название "Сокол-М", и эргономический макет кресла "Чегет". Это разработки для космического корабля "Федерация".
На авиасалоне впервые будет представлена система катапультирования для Як-152. Кроме того, нами будет продемонстрировано амортизационное кресло для вертолетов АК-2005, ранее также ни разу не выставлялось. Его устанавливают на вертолеты Ми-28НМ взамен кресла "Памир". Изделие АК-2005 прошло полный цикл испытаний и сейчас серийно поставляется на указанные вертолеты.
Также посетители МАКС смогут вновь увидеть катапультную систему КС-2012, работающую на сжатом воздухе, которую мы впервые демонстрировали на прошлом авиасалоне. Сейчас такая система передана австрийскому производителю легкомоторных самолетов компании Diamand, где проходит летные испытания на одном из их самолетов. Аналогов такой системы в мире нет. Не исключено, что и российское Минобороны заинтересуется этим самолетом для первоначального обучения летчиков.
Помимо этого, будет продемонстрирован ряд шлемов для пилотов вертолетов, новые авиационные огнетушители, комплект проекта "Диверсант" - снаряжение для прыжков с больших высот. По этому снаряжению мы все свои испытания завершили и вот уже полгода сидим на чемоданах, ждем проведения госиспытаний. ВДВ нас торопит, ждет, но сроки проведения госиспытаний зависят не от нас.
Еще на нашем стенде будет представлена кабина углепластикового самолета, работающего на солнечной энергии, для которого мы делаем высотный скафандр. Это некоммерческий международный проект Solarstratos, реализуемый одноименной швейцарской компанией. Вся поверхность самолета обклеена солнечными батареями. Они готовятся установить рекорд по высоте полета забравшись на высоту 25 км над поверхностью земли. Полет намечен на следующий год. В связи с тем, что кабина у них негерметичная, мы базе летного космического скафандра "Сокол" сделали специальный скафандр пилота с системой жизнеобеспечения. Свои испытания в барокамере проведены, осенью к нам приедет пилот самолета, чтобы потренироваться.

- Какие еще разработки ведутся на предприятии?

- Мы сделали новый шлем для пилотов вертолетов. По предварительным испытаниям, новый шлем легче, удобнее. Это инициативная разработка, поэтому чтобы Минобороны нам сделало заказ на их изготовление, нам надо пройти много инстанций. Мы его демонстрировали на МАКС-2015, но за прошедшие два года по этой тематике никакого движения со стороны госзаказчика нет.   
Более того, сейчас ввели правило - вся интеллектуальная собственность, созданная в рамках работ в интересах Минобороны, принадлежит министерству. Если ты коммерсант, который вложил свои средства в создание нового продукта, пусть даже твою продукцию закупает Минобороны, почему ты должен передавать права на интеллектуальную собственность? Это значит, что вся документация перейдет Минобороны, которое может отдать ее для производства на любой завод по своему выбору. Такие новые правила подавляют желание проявлять инициативу и вкладывать собственные средства в разработки для Минобороны России.

- В конце года ожидается открытие на ВДНХ восстановленного павильона "Космос". НПП "Звезда" что-то представит на этой выставке?

- Из всей нашей продукции организаторы выбрали только скафандр СК-1 Юрия Гагарина, скафандр "Беркут" Алексея Леонова, скафандр "Сокол" и скафандры для работы в открытом космосе серии "Орлан". Всего планируется представить 5-6 наших скафандров. Они будут стоять в стеклянных колбах. Естественно, это будут не оригиналы, а полноразмерные макеты.

- В этом году на МКС доставлен первый скафандр "Орлан-МКС" и отдельные элементы для имеющихся на станции скафандров. Для чего эти элементы?

- Элементы, о которых вы сказали, это оболочки рук и ног для двух скафандров "Орлан-МК", находящихся на МКС. Сроки эксплуатации старых элементов уже вышли, а перед космонавтами в августе стоит задача работы в открытом космосе. Чтобы подготовить скафандры к работе, нужно заменить "руки" и "ноги". В один из этих обновленных скафандров в августе будет работать космонавт Сергей Рязанский.
Федор Юрчихин, как я уже говорил, впервые испытает новый скафандр "Орлан-МКС". Посмотрим, какое мнение выскажет Федор Николаевич в отношении полиуретановой оболочки. Мы с этим материалом работаем впервые. При наземном тестировании новая оболочка показала себя хорошо, но всегда остается вероятность, что в космосе что-то будет не так, как на Земле. Если что, на орбите можно заменить рукава и штанины на оболочке от скафандра "Орлан-МКС".

- Когда на станцию отправят второй "Орлан"?

- Следующий должен улететь в октябре 2017 года на грузовом корабле "Прогресс".

- Заказано ли изготовление третьего скафандра и как долго оно будет длиться?

- Да, РКК "Энергия" прислала на него заявку. По срокам - около полутора лет.

- Что будет с теми "Орланами-МК", которые сейчас находятся на МКС?

- Один скафандр уже подготовлен к утилизации. Еще два пока останутся на МКС, поскольку в целях обеспечения безопасности на российском сегменте всегда должно быть три скафандра для работы в открытом космосе.

- Когда начнется разработка скафандра для работы в открытом космосе следующего поколения?

- Можно считать, что работы стартовали. На предприятии по этой тематике состоялось два заседания научно-технического совета, но по их итогам осталось больше вопросов, чем получено ответов. Космонавты просят увеличить размеры "входа" в скафандр.
Есть идеи уйти от громоздких пультов для управления скафандром, расположенных на кирасе, оставить только разумный минимум, а все управление передать на встроенный в скафандр компьютер и выбирать нужные операции в пункте в меню на дисплее. Это решение позволит уменьшить размеры кирасы, а значит замахнуться на создание скафандра для напланетной, включая Луну, деятельности. Речь о том, что сегодняшние размеры кирасы не позволяют человеку сгибаться-разгибаться. Для работы на планетах кирасу нужно укоротить по уровень ребер.
В наших планах также стоит перекомпоновка ранца с целью повышения его ремонтопригодности и замены компонентов, чтобы при необходимости на орбите можно было перебрать весь скафандр. Сейчас добраться до отдельных агрегатов, если они выходят из строя, достаточно сложно. Помимо этого, мы много раз замахивались на встроенную систему спасения, надо уже как-то эту идею доводить до ума.

- Как обстоит дело с летным скафандром для корабля "Федерация" "Сокол-М"?

- Изготовлен прототип. В нем реализована принципиально иная схема надевания скафандра. Если сейчас космонавт надевает его через голову, потом перевязывают "аппендикс", закрепляет силовые молнии, то в новом скафандре вместо этой сложной схемы будет установлена гермомолния, проходящая практически через всю верхнюю половину тела. Надел термобелье, шлемофон, состыковал нужный разъем, застегнул молнию и все – готов к полету.
- Следят ли на НПП "Звезда" за развитием скафандростроения за рубежом, теми "футуристичными" скафандрами для суборбитального туризма и орбитальных полетов, которые демонстрируются прессе?

- Да, мы следим за коллегами, просматриваем и изучаем материалы, которые они выкладывают в открытый доступ в интернет. После презентаций, правда, возникает вопрос насколько реальные образцы будут соответствовать прототипам?
Недавно американцы представили новые скафандры с молнией в районе живота. Когда садишься – ее застегиваешь, нужно встать – расстегнул и распрямился. Мы делали опытные образцы скафандров с такой молнией лет 30-40 назад. Ничего нового в этой идее нет.

- Обращались ли к вам за летными скафандрами российская компания "Космокурс" или иностранные суборбитальные операторы?

- Таких обращений давно не было. Много лет назад к нам обращался Роберт Бигелоу, основатель компании Bigelow Aerospace, который все планировал построить надувной отель на орбите. На самом старте своего космического проекта к нам обращался Ричард Бренсон - основатель компании Virgin Galactic, планирующей организовывать туристические суборбитальные космические полеты. Из других компаний серьезных обращений не было. "КосмоКурс" от нас запросил наши предложения. Мы их сформировали и отправили. Пока на этом общение закончилось.

- На каком этапе находится создание кресла "Чегет" для космического корабля "Федерация"?

- Идет сборка опытного образца кресла "Чегет". Первый образец мы должны сделать до конца года. Дальше он пойдет на конструкторско-доводочные испытания. Образцы для предварительных испытаний мы планируем сделать в следующем году.

- Изначально в техническом задании на корабль "Федерация" речь шла о полетах на орбиту шести космонавтов. Сейчас же говорят о доставке на низкую орбиту четырех человек и спуске, в случае необходимости, шести. С чем это связано? Кресла получились большие и не помещаются в объем корабля?

- Дело здесь не в амортизационных креслах "Чегет", а в антропометрических допусках. У нас внешние габариты кресла определяются шириной плеч космонавта, а эти параметры нам передал заказчик. Ширина регулируемых элементов на новых креслах не толще, чем на "Казбеке" - 10 мм вместе с мягкими прослойками.
А если говорить о спуске с орбиты шести человек, то два дополнительных места планируется получить за счет установки двух кресел, которые используются сейчас на "Союзах". Но тут возникает вопрос, что сначала их кто-то должен в космос доставить.

- Что еще вы разрабатываете по тематике "Федерации"?

- Делаем новый носимый аварийный запас, новое снаряжение. В отличие от "Союза" там будет другой гидрокомбинезон и теплозащитный костюм.

- Пистолета не будет?

- Их сейчас и на "Союзах" нет, но надо будет - положим.

- Помимо скафандростроения, вы единственное в России предприятие, которое изготавливает катапультные кресла и снаряжение летчиков, в том числе для нового истребителя пятого поколения. Как идут испытания нового противоперегрузочного костюма для летчиков Т-50? Решены ли проблемы с вентиляцией?
 
- Мы проблему решаем – сделали костюм "дырявым" - нанесли перфорацию в зонах наибольшего потоотделения. Это оказалось не просто, поскольку "дырявый" костюм по прочностным характеристикам должен выдержать продувку при сверхзвуке. Испытания у нас на предприятии завершены, они подтвердили правильность выбранного решения. В ближайшее время должны начаться государственные наземные испытания. Подождем оценки.
Кстати, вместо перфорации мы предлагали другой вариант решения проблемы с вентиляцией костюма в условиях аэродрома – использовать маленький чемоданчик автономной системы вентиляции, такой же как перед посадкой в космический корабль носят космонавты. Однако летчики-испытатели категорически не хотят ходить с "переноской". В то же время их коллеги, летающие на высотном самолете "Геофизика" с удовольствием используют автономную систему вентилирования. Их она устраивает.

- Завершены ли испытания катапультного кресла для Т-50?

- Сейчас катапультные кресла пятого поколения стоят на всех Т-50, проходящих летные испытания. Помимо этого, те же кресла установлены на Су-35.

- Завершены ли испытания катапультного кресла для учебно-тренировочного самолета Як-152?

- У себя на предприятии мы провели, как положено, весь цикл испытаний. Государственные испытания еще не проводили, но самолеты с ними летают. Сейчас два самолета проходят летные испытания.

- Предприятиям оборонно-промышленного комплекса поставлена задача к 2025 году диверсифицировать выпускаемую продукцию, чтобы 50% составляла продукция гражданского назначения. Вы к этому готовы?

- У нас есть понимание в том, что необходимо искать нишу по производству гражданской продукции. Но в этом вопросе есть своя специфика: она должна выпускаться в больших количествах и быть дешевой. Мы думаем с чем и как выйти на международный рынок. Но нужно, чтобы и государство думало, как сделать так, чтобы снизить закупки за рубежом и загрузить свои заводы необходимой потребителю продукцией.

Беседовал Дмитрий Струговец
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://tass.ru/kosmos/4422903
ЦитироватьNASA испытало в вакууме новый скафандр для лунных и марсианских экспедиций
 18 июля, 18:58 UTC+3
 На разработку модели было потрачено $200 млн
 
  © NASA  
 
НЬЮ-ЙОРК, 18 июля. /Корр. ТАСС Игорь Борисенко/. Испытания в вакууме новых скафандров для полетов в глубокий космос - ACES (Advanced Crew Escape Suits) - состоялись в конце июня в Центре космических полетов им. Джонсона в Хьюстоне (штат Техас). Как сообщил в понедельник интернет-портал Space.com, новый скафандр ярко-оранжевого цвета создан с учетом опыта использования скафандров экипажей космических кораблей многоразового использования Space Shuttle, а также скафандров для выхода в космос, которые сейчас используются на Международной орбитальной станции (МКС).
Ранее новая модель скафандра была испытана в условиях микрогравитации на борту -"летающей лаборатории" - самолета, который периодически резко снижал высоту, и в салоне на непродолжительное время возникали условия невесомости.
"Учитывая ограничения по массе и объему полезной нагрузки на борту корабля, NASA хочет использовать эти скафандры при старте Orion и при возвращении корабля на Землю, а также для работ в открытом космосе", - пояснил представитель NASA Роберт Фрост. В частности, скафандр должен выдерживать резкое падение давления в кабине корабля в случае разгерметизации.
Скафандры предназначены для экипажа американского космического корабля Orion. В беспилотном режиме он должен совершить облет Луны в 2019 году, а первый полет с экипажем на борту запланирован на 2023 год. В дальнейшем эти скафандры будут использованы в экспедициях к Луне и Марсу. По данным интернет-портала, NASA затратило $200 млн на разработку этой модели скафандров.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Андрей Суворов

скафандру для работы в космосе на околоземной орбите нежелательно быть оранжевым - это увеличит расходы на охлаждение. Поток солнечной энергии 1350 Вт/м2 желательно отражать как можно полнее, поглощение хотя бы половины этого увеличит потребную охлаждающую мощность вдвое.

ken_park

ЦитироватьАндрей Суворов пишет:
скафандру для работы в космосе на околоземной орбите нежелательно быть оранжевым - это увеличит расходы на охлаждение. Поток солнечной энергии 1350 Вт/м2 желательно отражать как можно полнее, поглощение хотя бы половины этого увеличит потребную охлаждающую мощность вдвое.
ТАСС

естественно оболочка будет белой, как у EMU
можно выяснить, полистав NASA, а не ТАСС

Андрей Суворов

Цитироватьken_park пишет:
ЦитироватьАндрей Суворов пишет:
скафандру для работы в космосе на околоземной орбите нежелательно быть оранжевым - это увеличит расходы на охлаждение. Поток солнечной энергии 1350 Вт/м2 желательно отражать как можно полнее, поглощение хотя бы половины этого увеличит потребную охлаждающую мощность вдвое.
ТАСС

естественно оболочка будет белой, как у EMU
можно выяснить, полистав NASA, а не ТАСС
Так для спасательного скафандра, как раз, оранжевый цвет очень неплох! Но не для выходного. Оранжевый цвет годится и для работы на орбите Марса, потому что там поток солнечной энергии в 2 раза меньше. Просто опять хотят создать универсальный скафандр, а это сопряжено с немалыми проблемами...