Прогресс М-27М (№426) – Союз-2.1а – Байконур 31/6 – 28.04.2015 нерасчетная орбита, авария КК

Автор che wi, 06.10.2014 14:24:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

opinion

А как регистрируется отделение полезной разгрузки? Это просто нормально замкнутые концевики и признаком разделения служит разрыв цепи  ;)  или что-то более сложное?

Я так понял, телеметрию с Прогресса всё-таки получали. Если там работали датчики ускорения, то можно попробовать определить, где находился центр масс. Скорость вращения известна.
There are four lights

anik

ЦитироватьDude пишет:
И какого размера был лапоть для апогея? +-20км?
Если Вы про допуск на величину апогея, то +/- 5 км, и, полагаю, что на момент потери телеметрии носитель действительно укладывался в этот допуск, пусть и с не столь важным 1.5-секундным опозданием по времени.

Feol

Да, по доступной информации похоже. Но причину опоздания интересно было бы узнать - хотя бы на том уровне, что это могло или не могло быть штатной реакцией алгоритма управления этого типа РН на фактические параметры полета.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Dude

#2363
Цитироватьanik пишет:
Если Вы про допуск на величину апогея, то +/- 5 км, и, полагаю, что на момент потери телеметрии носитель действительно укладывался в этот допуск, пусть и с не столь важным 1.5-секундным опозданием по времени.
нет, я про допуск для вычисления орбиты выведения по внутренним данным РН,  без внешних измерений. В реале СУ вполне могло "казаться", что апогей в норме. "Бомба всегда попадает в эпицентр". Вы же говорите о допуске\ошибке выведения +-5км "по бумажке" для СУ Союз-2.

anik

ЦитироватьFeol пишет:
Но причину опоздания интересно было бы узнать - хотя бы на том уровне, что это могло или не могло быть штатной реакцией алгоритма управления этого типа РН на фактические параметры полета.
В этой теме уже говорилось, что отклонение по времени привезли первая и вторая ступень.

Первая и вторая ступени обычно летят по жесткой траектории, потому что это связано с их попаданием в районы падения. А третья ступень, в цифровых системах управления, реализует гибкую траекторию.

mihalchuk

ЦитироватьХВ. пишет:
Один из вариантов, о которых уже упоминали

Невыключившийся вовремя РД 3-й ступени (работал на гарантийных запасах).

Ускорение системы РН+корабль. перед отделением корабля около 3g . При отделении корабля масса, на которую продолжает действовать тяга двигателя, уменьшается в 4 раза, следовательно ускорение 3-й ступени увеличивается во столько же и составляет 12g. Ступень может выдержать такое ускорение? Боюсь, что нет. Начинаются два процесса. Первый - разрушение третьей ступени. Но этого мало. При таком ускорении за 0,3 сек - второй процесс - РН проходит относительно корабля, который после отделения движется равномерно (радиусом орбиты на участке в 0,3 сек можно пренебречь), около 6 метров. И не удивительно, что разрушающаяся 3-я ступень догоняет корабль, при соударении придаёт ему дополнительный импульс 40 м/сек и наносит ему повреждения.

Аналогичная картина, если двигатель 3-й ступени работает штатно, а корабль отделился преждевременно.

Естественно, что при разрушающейся третьей ступени происходит разгерметизация (раскрытие) баков.
Ваш вариант с ускорением 12 же не проходит. Если убрать полезный груз, то нагружение в точке приложения силы на бак уменьшится незначительно (оно не изменилось бы, если бы масса двигателя была нулевой), а далее по баку нагружение уменьшится уже довольно заметно. Задержка останова двигателя баку не грозит до тех пор, пока из него не начнёт сбрасываться давление. Есть ли там в алгоритме защита - не знаю.
Но тут есть необъяснимый момент - телеметрия пропала немного раньше расчётного времени отключения. Навряд ли это случайность. Скорее наоборот - двигатель остановился раньше с разрушением. Хватанул пузырь (топливо закончилось преждевременно) или твёрдую частицу.

Штуцер

ЦитироватьBell пишет:
ЦитироватьШтуцер пишет:
Какая скорость у 3 ступени перед отделением ПН?
Относительно ПН? Нулевая, очевидно.
Относительно Земли
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

ХВ.

#2367
ЦитироватьАтяпа пишет:
ЦитироватьХВ. пишет:
Эта версия, кстати, объясняет, почему разрушение ступени началось с нижнего днища бака "О".
Разрушения начались там, где приложена сила, вызвавшая ускорение, превышающе расчётное в четыре раза.
Сила от РД приложена к силовым элементам обечайки в районе нижнего днища бака "О".
Не понял. Почему сила превышает расчетную в 4 раза? Сила ТА ЖЕ, это ускорение (в Вашем варианте аварии) увеличивается в виду уменьшения массы.
А сила определяется тягой двигателя.
Где у меня сказано, что сила превышает расчётную в 4 раза?
У меня сказано, сила, вызвавшее ускорение, превышающее расчётное. Точно, как у Вас. О том, что сила та же, я догадываюсь.

Штуцер

ЦитироватьХВ. пишет:
ускорение 3-й ступени увеличивается во столько же и составляет 12g. Ступень может выдержать такое ускорение? Боюсь, что нет.
Вы разберитесь сначала, что разрушает конструкцию: сила или ускорение. И ускорение с перегрузкой не путайте.
Засорили специализированную тему интеллектом восьмиклассника.  :evil:
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

ХВ.

#2369
Цитироватьmihalchuk пишет:
Ваш вариант с ускорением 12 же не проходит. Если убрать полезный груз, то нагружение в точке приложения силы на бак уменьшится незначительно (оно не изменилось бы, если бы масса двигателя была нулевой), а далее по баку нагружение уменьшится уже довольно заметно. Задержка останова двигателя баку не грозит до тех пор, пока из него не начнёт сбрасываться давление. Есть ли там в алгоритме защита - не знаю.
Но тут есть необъяснимый момент - телеметрия пропала немного раньше расчётного времени отключения. Навряд ли это случайность. Скорее наоборот - двигатель остановился раньше с разрушением. Хватанул пузырь (топливо закончилось преждевременно) или твёрдую частицу.
Ясное дело, когда полностью заправленная 3-я ступень РН имеет возможность выдерживать ускорения от 1-й и 2-й ступеней при полных баках, то силовые элементы, выдерживающие эти нагрузки вполне могут выдержать нагрузку от ускорения 12g при пустых баках. Хотя это надо просчитать.

Но у РН есть несиловые агрегаты, подвешенные в межбаковом пространстве - те же элементы ТЛМ, возможно ещё где-то, которые расчитываются на ускорение не более 4 или 5 (запасы прочности, наверное,  порядка 1,2). И когда ступень рванула с ускорением 12g эти элементы стали разрушться. Вот Вам причина пропажи ТЛМ без разрушений баков.

ХВ.

#2370
Но это всё при условии, что РД не взорвался. Если же он рванул - тогда и думать нечего.

В этом случае первым опять-таки должно было раскрыться нижнее днище бака О. Всё совпадает.

ХВ.

#2371
ЦитироватьЭксперт: взрыва при аварии "Прогресса" не было
       
  Академик Российской академии космонавтики им. Циолковского, главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин:
 
 "Баки третьей ступени не могли взорваться при уже упавшем давлении, все баки пустые в конце работы ступени. Они не могли взорваться из-за разгерметизации, там не было избыточного давления"..
Почему не было избыточного давления? Куда оно делось и каким образом исчезло? Его сбрасывают дренажные клапаны.
Есть сведения, что они отработали и всё давление сбросили? Сколько времени надо для стравливания давления через клапан? Цифр не знаю, что это далеко не одна-две секунды.

Чтобы давление стравилось к моменту выключения двигателя, клапаны должны были открыться ещё во время работы РД - вот что по сути заявил Академик.

Lesobaza

#2372
ЦитироватьХВ. пишет:
ЦитироватьЭксперт: взрыва при аварии "Прогресса" не было
       
 Академик Российской академии космонавтики им. Циолковского, главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин:
 
 "Баки третьей ступени не могли взорваться при уже упавшем давлении, все баки пустые в конце работы ступени. Они не могли взорваться из-за разгерметизации, там не было избыточного давления" ..
Почему не было избыточного давления? Куда оно делось и каким образом исчезло? Его сбрасывают дренажные клапаны.
Есть сведения, что они отработали и всё давление сбросили? Сколько времени надо для стравливания давления через клапан? Цифр не знаю, что это далеко не одна-две секунды.

Чтобы давление стравилось к моменту выключения двигателя, клапаны должны были открыться ещё во время работы РД - вот что по сути заявил Академик.
Ещё раз с удовольствием дам ссылку на съёмки французов о запуске "Союза" из Синнамари.
Отделение ПН смотреть с 3:45.
Ad astra per rectum!!

Lanista

ЦитироватьMorin пишет:
дополнительная система разделения, установленная и разработанная "Энергией"
Обкатывают систему для работы САС Союза-МС?

SN

ЦитироватьХВ. пишет:
Почему не было избыточного давления?
Избыточного относительно чего?
ЦитироватьХВ. пишет:
Его сбрасывают дренажные клапаны.
В каком случае дренажные? А предохранительные в каком случае и до какой величины?
ЦитироватьХВ. пишет:
клапаны должны были открыться ещё во время работы РД
Сможет ли двигатель нормально функционировать без давления наддува в баках?

Seerndv

ЦитироватьLanista пишет:
ЦитироватьMorin пишет:
дополнительная система разделения, установленная и разработанная "Энергией"
Обкатывают систему для работы САС Союза-МС?
- а это как себе выглядеть должно?!  :o   :oops:
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

ОАЯ

Кто нибудь может ответить на вопрос:
С какой задержкой от события приходит телеметрия об этом событии?! В миллисекундах.
Спрошу проще: Концевик должен сработать. Пошел шток до упора. 200 мс. электрический импульс перевел триггер из 0 в 1. Мультиплексор с дискретностью в 10 мс опросил триггер и переписал его в суммирующую память. Из памяти в эфир последовательность ушла через 100 мс. Итого от события 310 мс. Это прикидки. А в реальности сколько проходит миллисекунд?  Спасибо!

ХВ.

#2377
ЦитироватьSN пишет:
ЦитироватьХВ. пишет:
Почему не было избыточного давления?
Избыточного относительно чего?

Относительно давления окружающей ступень среды (очень близко к вакууму).
ЦитироватьSN пишет:
ЦитироватьХВ. пишет:
Его сбрасывают дренажные клапаны.
В каком случае дренажные? А предохранительные в каком случае и до какой величины?
Суть дренажных клапанов при разделении ПН и РН - сбросить всё избыточное давление, создавая при этом обратную реактивную тягу, чтобы избежать столкновения с ПН.
Суть предохранительных клапанов - обеспечить необходимое давление наддува, т.е. предохранительные клапана не сбрасывают давления до нуля, если, конечно, не стоит универсальный клапан, перенастраиваемый во время отработки программы полёта - в чём я сомневаюсь.
ЦитироватьSN пишет:
ЦитироватьХВ. пишет:
клапаны должны были открыться ещё во время работы РД
Сможет ли двигатель нормально функционировать без давления наддува в баках?
Нормально - нет.
Если бы он мог норммльно функционировать без наддува баков, - зачем тогда надо было создавать непростую систему  наддува?

anik

Источник: комиссии Роскосмоса не хватает данных не выяснения причин аварии "Прогресса"
http://tass.ru/kosmos/1968496

МОСКВА, 14 мая. /ТАСС/. Комиссия Роскосмоса, расследующая аварию грузового корабля "Прогресс М-27М", на данный момент не имеет достаточных данных, чтобы определить точную причину происшествия, сообщил ТАСС в четверг высокопоставленный источник в ракетно-космической отрасли, знакомый с ходом расследования.
"Данных телеметрии недостаточно, чтобы выяснить точную причину случившегося. Именно поэтому члены госкомиссии направлены на предприятия отрасли, чтобы проверить и найти возможные причины в ракетно-космической технике той же партии, провести моделирование нештатной ситуации. Это необходимо в связи с отсутствием понимания на сегодняшний день окончательной причины произошедшего", - сказал собеседник агентства.
По его словам, продление до 22 мая работы госкомиссии, которая должна была завершиться к 14 мая, может быть не последним. "Да, какие-то выводы будут представлены к 22-му числу, но это не отменяет того, что работа специалистов на предприятиях будет продолжена и после этой даты", - сказал собеседник агентства.

Старый

Запомните, будущие инженеры, в жизни вам всегда будет не хватать трёх вещей:
1. Времени
2. Денег 
3. Данных
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер