Российская лунная экспедиция

Автор Liss, 16.07.2014 00:19:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 4 гостей просматривают эту тему.

avmich

Я в основном согласен с Зомби - в части того, что на Луну летать можно и нужно, а как - это уже функция от того, какие у нас сейчас возможности. Есть возможности - давайте супертяж, нет - можно летать дешевле. Говорить, что бессмысленно обсуждать Луну без того, чтобы сначала обязательно, как необходимое условие, сделать супертяж, на мой взгляд, ошибочно - супертяж не является абсолютно необходимым, а при определённый условиях - которые как раз у нас сейчас наблюдаются - не является более дешёвым.

Astro Cat

Цитироватьavmich пишет:
Есть возможности - давайте супертяж, нет - можно летать дешевле.
Супертяж то в итоге дешевле. Но надо сразу выложить много денег. А многопуск - это рассрочка, ипотека. Это в итоге дороже, но деньги уходят малыми частями. У вас нет денег на квартиру. Вы можете накопить на нее за 10 лет, но жить вам негде эти 10 лет. А взяв ипотеку вы завтра уже в квартире. Вот так на супертяж надо 20-30 копить и скорей всего не накопится никогда. А многопуск реален в 5-10 лет.

Александр Ч.

ЦитироватьVeganin пишет:
 Китай тоже проектирует сверхтяжа, не экономя почему-то деньги и не предлагая 4-х пуск.
А Вы сравните ВВП. Что по МВФ, что по ЦРУ, у России раза в 4 (сильно округляя) меньше. Поэтому у США с Китаем и ракеты раза в четыре толще :-D 

PS Утрирую, но жить приходится по средствам, тем более в условиях отсутствия целепологания в цислунарной (понравился мне этот термин) космонавтике.
Ad calendas graecas

Anatoly Zak

#4083
ЦитироватьБольшой пишет:
Вопрос к знатокам, какой из них взят за основу для проектирования?
У меня подозрение, что это из Хруничева/КБ Салют. В прошлые годы от них были похожие картинки. Вот например, с королевских чтений несколько лет назад:
 

avmich

ЦитироватьAstro Cat пишет:
Супертяж то в итоге дешевле.
Только если летать достаточно много раз, достаточно часто. А это значит - достаточно большие бюджеты Роскосмоса на протяжении ряда лет. У нас такое в планах подразумевается, и на практике часто случается и прогнозируется благоприятно? На мой взгляд, нет. Поэтому - не супертяж.

С другой стороны, многопуски - это практически всё готовое, кроме лунного корабля, который делать (в любом случае заново). Зато летать на окололунную орбиту и/или работать с ЛОС - хоть через три года начинай, при скромных бюджетах.

Veganin

ЦитироватьAstro Cat пишет:
ЦитироватьVeganin пишет:
Китай тоже проектирует сверхтяжа, не экономя почему-то деньги и не предлагая 4-х пуск.
Проектировать и сделать - две большие разницы. У них тоже жопа экономическая приближается. Летают они в космос все реже.

Реже? У них группировка военных спутников вторая в мире, и ПК поступательно развивается -к новым достижениям.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьAstro Cat пишет:
Супертяж то в итоге дешевле.
С итогом не все так однозначно.

Если считать по "пускам", "за вывод ПН", то безусловно.

Но есть еще и "решаемая задача" у "проЭкта в целом" - если есть, конечно.

И "медленный" путь к ней может оказаться таки более оптимальным в т.ч. и по стоимости.

Хотя это непредсказуемо и в этом есть некая заведомая авантюра, как, впрочем, и в любом полете в космос сейчас.

Но и "медленную" ЛОСовскую программу оборвать можно легче, если четко выявится, например, на каком-то этапе, скажем, ее неперспективность в силу каких-то неизвестных сейчас обстоятельств.

Мы при этом, так сказать, не успеем вложится по полной, на чем и сэкономим.

Ну и тд.

Вотщем, "кредит" или "ипотека" штука вроде бы, невыгодная, но народ таки пользуется.

Значит, находит в этом что-то привлекательное же?
Не копать!

ХВ.

#4087
Цитироватьavmich пишет:
Любая ракета - супертяж в частности - оправдывает своё длительное (!) существование, если летает достаточно часто. Раз в пару лет обычно оказывается достаточно редко; раз в полгода тоже может быть редко, раз в месяц - уже обычно достаточно.

Исходя из частоты запусков и начальной - первые 10-20 стартов, скажем - частоты стартов, можно посчитать начальные вложения. Если они есть - вперёд, использовать эту ракету. Если нет - разработка и поддержание ракеты окажется дороже, чем выведение ПН другими средствами.

Это, конечно, несколько огрублённая картина - но как первое приближение вполне подойдёт, мне кажется.

Проблема с супертяжами обычно такова, что достаточно часто их использовать - чтобы окупить - не позволяют бюджеты космических организаций. Поэтому они и не летают.
Есть ещё другой критерий, оправдывающий супертяж, как и любую другую ракету. Это - задача, которая без супретяжа не решается. Если хотим эту задачу решить - надо делать супертяж, тем более, что приступая к  исследованию Луны, одним-двумя пусками ограничиться не удастся.

Когда освоимся на Луне с помощью супертяжа, на повестку дня подойдут другие задачи, которым так же нужен супертяж - Марс, Европа и др.. Так что за ПН для супертяжа на ближнюю и дальную перспективу переживать нет оснований.

Переживать надо по поводу того, что отказываемся от супертяжа и тем самым отдаём всю перспективу дальнейшего исследования космоса американцам и китайцам.

С учётом принципиальной невозможности сделать "А5В" с теми характеристиками, о которых заявлено, вопрос стоит так: либо летим на Луну на супертяже, либо вообще не летим. Так что выбора нет - хотим на Луну - надо делать супертяж, а не дурачить народ А5В.

Сдаётся мне заявление ДОРа о том, что Луна нам не нужна, не с неба упало, а явилось реакцией на отказ от супертяжа в пользу А5В, либо реакцией на невозможность его финансирования - что, в приципе, одно и то же. И в том и в другом случае на Луну не попадём.

avmich

ЦитироватьХВ. пишет:
Есть ещё другой критерий, оправдывающий супертяж, как и любую другую ракету. Это - задача, которая без супретяжа не решается.
"Задача не решается без супертяжа" и "задача решается без супертяжа дороже" - это разные вещи.

Особенно если задача достаточно гибкая - можно летать на Луну раз в месяц, а можно и раз в пару лет, а можно и раз в полгода, и заранее мы не знаем, с какой частотой нам будет нужно летать через пару лет, и нам хотелось бы иметь возможность эту частоту варьировать в соответствии с нашими возможностями и потребностями.
ЦитироватьХВ. пишет:
Если хотим эту задачу решить - надо делать супертяж
Вы хотите не просто летать на Луну, а летать на Луну достаточно часто. Поэтому, мне кажется, вам придётся ждать удобного случая - когда супертяжи будут достаточно доступны - относительно долго, в сравнении с теми, кто не против летать на Луну редко.

Пример - полёты Зондов в облёт Луны. Быстро сделать Н-1 не получалось, а более лёгкая ракета была доступна - поэтому Зонды полетели, а 7К-ЛОК так и не полетел.
ЦитироватьХВ. пишет:
Так что за ПН для супертяжа на ближнюю и дальную перспективу переживать нет оснований.
Я полностью согласен, что мы можем придумать массу задач для супертяжей. Я вовсе не уверен, что у нас есть средства - сейчас или в скором будущем - чтобы позволить себе достаточную загрузку супертяжей, чтобы имело смысл их делать.
ЦитироватьХВ. пишет:
С учётом принципиальной невозможности сделать "А5В" с теми характеристиками, о которых заявлено
Интересно  :)  . На мой взгляд, "правило большого пальца", состоящее в том, что для ракет типа Протона и Ангары-5 замена верхней ступени на водородную увеличивает ПН примерно в полтора раза, достаточно верное. Разработчики Ангары-5 на своём сайте заявляют ПН Ангары-5 - в сегодняшнем, керосиновом варианте - как 24,5 тонн. Это значит, что с водородной ступенью А5В будет как раз порядка 37 тонн ПН - о чём и говорится, и что вроде бы позволяет летать на Луну четырёхпуском на ПТК НП.

Поэтому непонятно утверждение о "принципиальной невозможности". Что именно принципиально невозможно, и почему?

Kap

ЦитироватьVeganin пишет:
4-пуск - основа российской транспортной системы для... чего?Единичного флаговтыка сойдёт с оговорками, в качестве основытранспортной системы для лунной пилотируемой программы, предполагающей ежегодные полёты, а в дальнейшем строительство ЛБ - нет.
Вполне пойдет. Для ежегодных полетов потребуется 4 запуска носителя тяжелого класса (хотя можно всего 2, о чем выше). Сейчас мы запускаем до 10 Протонов в год.
ЦитироватьVeganin пишет:
Думаю, эксплуатация SLS покажет все преимущества сверхтяжа.
SLS уже показывает ценник которого у 4 Протонов и их аналогов не будет.
ЦитироватьVeganin пишет:
Китай тоже проектирует сверхтяжа, не экономя почему-то деньги и не предлагая 4-х пуск.
Китай сейчас строит свою версию Ангары, а не сверхтяж почему-то. А сделают ли ВП-9 - тайна покрытая мраком.

Павел73

#4090
ЦитироватьAstro Cat пишет:
Супертяж то в итоге дешевле. Но надо сразу выложить много денег. А многопуск - это рассрочка, ипотека. Это в итоге дороже, но деньги уходят малыми частями. У вас нет денег на квартиру. Вы можете накопить на нее за 10 лет, но жить вам негде эти 10 лет. А взяв ипотеку вы завтра уже в квартире. Вот так на супертяж надо 20-30 копить и скорей всего не накопится никогда. А многопуск реален в 5-10 лет.
Согласен. На Луну надо лететь на том, что реально сделать за 10 лет. Естественно, без всяких "гонок", не из последних сил, и не на пределе. Можно сделать супертяж, значит надо на супертяже. Невозможно сделать супертяж, значит нужен многопуск. Но не более, чем за 10 лет. Любые проекты, изначально требующие бОльших сроков, заранее обречены.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Astro Cat

Цитироватьavmich пишет:

С другой стороны, многопуски - это практически всё готовое, кроме лунного корабля, который делать (в любом случае заново).
Не все готовое. Нет РБ, способных доставить больше тонны на Луну за один пуск. А это - мизер. "Союз" тоже надо переделывать серьезно. Флаговтык бесполезен, а значит надо делать лунный бульдозер, электростанцию, модули базы.

avmich

#4092
ЦитироватьAstro Cat пишет:
Цитироватьavmich пишет:

С другой стороны, многопуски - это практически всё готовое, кроме лунного корабля, который делать (в любом случае заново).
Не все готовое. Нет РБ, способных доставить больше тонны на Луну за один пуск. А это - мизер. "Союз" тоже надо переделывать серьезно. Флаговтык бесполезен, а значит надо делать лунный бульдозер, электростанцию, модули базы.
Имеется в виду как раз, что для высадки на Луну как таковой - без выполнения каких-либо задач на поверхности, кроме возвращения - из оборудования, которое почти полностью отсутствует, нужен только ЛК. Остальное практически есть (небольшие по срокам и деньгам доработки, конечно, понадобятся) - а вот ЛК делать заново.

Доставка такого ЛК на окололунную орбиту - дело ракет и РБ, которые есть; посадка на Луну и взлёт - дело самого ЛК.

Что касается КК Союз, то переделывать, конечно, надо, но насколько серьёзно, показывают заявления недавних лет о возможности отправки туристов в облёт Луны. То есть, конечно, теплозащита, связь, навигация, расширенная СЖО - это да, но это серьёзно настолько, что за несколько лет и несколько сотен миллионов можно сделать - вместе с ценой выведения (кроме цены выведения РБ).

Конечно, на Луну один флаг везти незачем, но начав с высадки - а даже американцы способны были больше суток на Луне находиться в ЛЭМе - можно дальше уже говорить о задачах, исследованиях, базе и т.п.

Veganin

Согласен, что лунную программу можно начинать и без сверхтяжа - облет Луны на модифицированном Союзе.

 Флаговтык с использованием МОБ1, МОБ2 по срокам проектирования и испытаний не лучше разработки сверхтяжа с нуля. Все равно раньше чем за 10 лет не управится отрасль. Так к чему полумеры - четырехпуск 4-х изделий, которые никак не могут быть для транспортной системы на перспективу?
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Зомби. Просто Зомби

Цитироватьavmich пишет:
Имеется в виду как раз, что для высадки на Луну как таковой - без выполнения каких-либо задач на поверхности
Задача - "всё", средства же подбираются под задачу.

Тот, кто хочет лететь на чем угодно лишь бы скорее - "меня пугает" (С), как Старого.

Сплошной негатив здесь по отношению к ЛОС свидетельствует о том же.

Это значит, что подавляющее большинство находит в Луне исключительно спортивный интерес.

Реальная же сегодняшняя задача - исследовательская.

В том числе и главным образом потому, что "мы сами не знаем, зачем нам это надо".

Исследовательская же задача не может решаться интенсивным способом.

В условиях же той "социальной среды", которая фактически есть, и вполне аналогичного понимания этого вопроса у "как бэ элиты" лунная тема действительно представляется совершенно бесперспективной, а тот "троллинг", который проводит по отношению к ней власть, вполне оправданным.

Луна "просто никому не нужна" на самом деле.

Как не нужна она была - почти никому, - и в эпоху "лунной гонки".
В силу чего эта гонка и окончилась по сути ничем.

Одними лишь "политическими дивидендами".

Ну что ж, если ЭТО цель - значит она достигнута "и все довольны".
Не копать!

Александр Ч.

ЦитироватьЗомби. Просто Зомби пишет:
Вотщем, "кредит" или "ипотека" штука вроде бы, невыгодная, но народ таки пользуется.

Значит, находит в этом что-то привлекательное же?
Конечно, потому что принцип "бери сейчас -расчёт потом, а пока 'ссущие капейки'" так похож на вожделенную халяву, что у ряда  товарищей мозг отключает напрочь ;-)
Однако работа имеющимися средствами в окололунном пространстве и на поверхности естественного спутника Земли ничего общего с этим не имеет. Это неверная аналогия, приводящая к ложным выводам.

ЦитироватьХВ. пишет:
Есть ещё другой критерий, оправдывающий супертяж, как и любую другую ракету. Это - задача, которая без супретяжа не решается. Если хотим эту задачу решить - надо делать супертяж, тем более, что приступая к  исследованию Луны, одним-двумя пусками ограничиться не удастся.

Когда освоимся на Луне с помощью супертяжа, на повестку дня подойдут другие задачи, которым так же нужен супертяж - Марс, Европа и др.. Так что за ПН для супертяжа на ближнюю и дальную перспективу переживать нет оснований.
А что это Вы с Луны соскакиваете на Марс и прочие? Стоять - бояться :-D  Родить задачу для сверхтяжёлых ракет на Луне не в состоянии?
Для исследования Луны  не нужен ни супертяж, ни ЛОС, ни поверхностная база, ни пилотируемая космонавтика. Все что мы может сейчас и еще лет сто вперед "переварить" в плане новых знаний о Луне легко получить с помощью даже не тяжелых, а средних ракет и автоматов.

ЦитироватьПереживать надо по поводу того, что отказываемся от супертяжа и тем самым отдаём всю перспективу дальнейшего исследования космоса американцам и китайцам.
И? Чего переживать-то? Результаты и материалы для собственных исследований мы получим позже от них же. Причем, это сладкое слово, на халяву :-D  А, понял, Вам не дает покоя право первой ночи :-D
Ad calendas graecas

avmich

ЦитироватьVeganin пишет:
Флаговтык с использованием МОБ1, МОБ2 по срокам проектирования и испытаний не лучше разработки сверхтяжа с нуля. Все равно раньше чем за 10 лет не управится отрасль. Так к чему полумеры - четырехпуск 4-х изделий, которые никак не могут быть для транспортной системы на перспективу?
Я считаю, что сделать МОБ1, МОБ2 и испытать их - радикально дешевле, быстрее и проще, чем разработать и испытать супертяж.

Ну то есть, как вы оцениваете, что это "не лучше разработки супертяжа с нуля"? Супертяжу не нужны будут верхние ступени и разгонные блоки, которые ничуть не меньше/проще, чем МОБ1, МОБ2? Супертяжу не нужно будет вдобавок иметь обычные сложности с гигантской первой ступенью - пусть даже модульной? Один стенд для испытаний чего будет стоить?

Если с МОБ1 и МОБ2 отрасль никак не раньше, чем за 10 лет управится - что запросто может быть верно - то супертяж отрасль никак за 10 лет не управится - и близко. При одинаковых затратах времени, сил и денег МОБ1 и МОБ2 радикально достижимее.

avmich

По автоматам отдельный разговор. Я согласен с той точкой зрения, что если программа исследований обширнее некоторого порога, то посылать людей становится дешевле, чем посылать роботов. Но это другая большая тема.

Александр Ч.

Цитироватьavmich пишет:
По автоматам отдельный разговор. Я согласен с той точкой зрения, что если программа исследований обширнее некоторого порога, то посылать людей становится дешевле, чем посылать роботов. Но это другая большая тема.
Вот поэтому я и предлагаю оставить за данной темой чисто информационную роль, согласно ее названию, а всё самое "вкусное" перенести в Перспективы и Концепцию. Где и обсудить самые разнообразные аспекты, в том числе и казалось бы не связанные напрямую с Луной.
Ad calendas graecas

Veganin

ЦитироватьАлександр Ч. пишет:
Цитироватьavmich пишет:
По автоматам отдельный разговор. Я согласен с той точкой зрения, что если программа исследований обширнее некоторого порога, то посылать людей становится дешевле, чем посылать роботов. Но это другая большая тема.
Вот поэтому я и предлагаю оставить за данной темой чисто информационную роль, согласно ее названию, а всё самое "вкусное" перенести в Перспективы и Концепцию. Где и обсудить самые разнообразные аспекты, в том числе и казалось бы не связанные напрямую с Луной.
Завел ветку "Российская лунная экспедиция глазами форумчан"
http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum9/topic15110/message1432919/?result=new#message1432919
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.