Российская лунная экспедиция

Автор Liss, 16.07.2014 00:19:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Александр Ч.

А зачем Союзом оборудование доставлять или образцы на Землю? Для этого достаточно Ангары или Протона ;)
Ad calendas graecas

pkl

ЦитироватьKR пишет:
Союзом на Луну, ни оборудование нормально не доставить, ни образцы даже не увезти на Землю.
а только флаг воткнуть и сфотографироваться на его фоне.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

ЦитироватьАлександр Ч. пишет:
А зачем Союзом оборудование доставлять или образцы на Землю? Для этого достаточно Ангары или Протона  ;)
Это же сколько пусков получается на круг для одной экспедиции?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Дмитрий Инфан

ЦитироватьНу-и-ну пишет:
ЦитироватьДмитрий Инфан

пишет:
Для первого раза сойдут и двое, а сделать "Ангару-7" гораздо проще, чем супертяж на 95 тонн.
Пролетят полюса с Ангарой-7 и Союзом, КМК. Т.е флаговтык в экватор вдвоём, в лучшем случае. Оно правда надо?
Правда надо.

NK

ЦитироватьАлександр Ч. пишет:
А зачем Союзом оборудование доставлять или образцы на Землю? Для этого достаточно Ангары или Протона  ;)
Утрируете.

NK

Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьKR пишет:
Союзом на Луну, ни оборудование нормально не доставить, ни образцы даже не увезти на Землю.
а только флаг воткнуть и сфотографироваться на его фоне.
Что в принципе и собирались сделать. В маи в 24ом корпусе стоит посадочный модуль на одного.

SFN

Так извлечь, перебрать и отправить

Александр Ч.

Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьАлександр Ч. пишет:
А зачем Союзом оборудование доставлять или образцы на Землю? Для этого достаточно Ангары или Протона  ;)  
Это же сколько пусков получается на круг для одной экспедиции?
Уже многократно обсуждено на форуме. Смотрите темы, например, про Союзом и Протоном на Луну. Если в "двух словах", то от двупуска до семипуска, в зависимости от "жадности" предлагающего.
Ad calendas graecas

pkl

Ну, в двупуск никак не получится /если экипажу надо собрать образцы и отправить их на Землю/. Семипуск куда реалистичнее. Что и требовалось доказать.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Александр Ч.

Кстати, последнее интервью Остапенко в свежей НЖ
ЦитироватьВ Правительстве РФ принято решение: объединить федеральное агентство «Роскосмос» с ОРКК (Объединенной ракетно-космической корпорацией). В последние годы, с октября 2013 по январь 2015 года должность главы «Роскосмоса» занимал О.Н. Остапенко, а 21 января 2015 года руководителем агентства на переходный период назначен И.А.Комаров. Госкорпорация, которая призвана объединить космическую отрасль с ракетостроением, пока еще в стадии становления. Самое время подвести итоги и сверить планы.

Олег Николаевич, можете ли вы сказать, насколько современная космонавтика ушла вперед с момента начала космической эры? Какие новые отечественные технологии разработаны в последние 10-15 лет?

За последнее десятилетие созданы новые материалы, обладающие более высокой термической и эрозионной стойкостью и меньшей массой, чем существовавшие. Это и неметаллические теплозащитные материалы, и конструкционные сплавы, и композиционные материалы. Новые материалы требуют создания технологий их обработки, что, конечно, тоже делается, и весьма активно. В космической промышленности на фоне проверенных временем разработок постоянно появляются новые конструкторские решения, новые машиностроительные технологии. Сюда же следует отнести и самое широкое применение новых информационных технологий и на стадиях проектирования, и в процессе изготовления и испытания изделий.
Основной программно-плановый документ развития отрасли –  Федеральная космическая программа России (ФКП). Сейчас актуальна ФКП на период 2006 – 2015 годов (ФКП-2015), утвержденная постановлением Правительства в 2005 году (разумеется, с некоторыми последующими корректирующими изменениями).Говоря официальным языком, за время реализации ФКП-2015 разработано 316 новых технологий, направленных на развитие научно-технологического задела создания космических средств, технологическое перевооружение производства и испытательной базы отрасли.

Чем принципиально отличается новый пилотируемый транспортный корабль, который сейчас создается в РКК «Энергия», от «Союзов»? Какие новые решения, материалы, технологии в нем применяются?

Новый корабль отличается, прежде всего, тем, что предназначен для полётов к Луне, в то время как основное назначение кораблей серии «Союз» – полёты на низкие околоземные орбиты. Увеличен экипаж с трёх до четырёх человек штатно (в особых случаях возможно увеличение числа кресел до шести). Существенно увеличен срок автономного полёта. Использованы новые решения в части снижения перегрузок на этапах спуска в атмосфере и при посадке, что, естественно, расширит потенциальный круг участников полёта. Так, например, вводится многоярусная и многокупольная система парашютирования, специальная посадочная двигательная  система, посадочные опоры, принципиально новые эргономичные кресла экипажа. В корабле используется самая современная элементная база (причём в подавляющем большинстве случаев – отечественного производства), а также новые материалы – новый сплав для силового корпуса корабля, новое теплозащитное покрытие, композиционные материалы несущих и вспомогательных конструкций.  
Однако хочу отметить, что по окончательному облику корабля ещё есть целый ряд вопросов. Ведь он должен взаимодействовать с различными объектами лунной инфраструктуры. Это может существенно повлиять на его комплектацию, внешний облик и начинку. Модификации корабля, безусловно, будут, поскольку система разрабатывается на многие десятилетия вперёд, вплоть до начала марсианских экспедиций. Поэтому  пока разрабатывается лишь его базовая, я бы сказал, начальная, минимальная комплектация.

Занимаются ли (или планируют заниматься) в России исследованиями в области двигателей, основанных на других принципах, чем жидко- и твердотопливные реактивные, которые используются сейчас? Как идет разработка транспортно-энергетического модуля с ядерной установкой?

Жидкостные и твердотопливные ракетные двигатели в современной космической технике обеспечивают вывод полезных нагрузок на околоземные орбиты и в дальний космос, коррекцию положения космических аппаратов на орбитах. При этом стоит отметить приемлемые финансово-временные затраты на разработку и модернизацию такого рода двигателей, а также стоимость вывода полезной нагрузки на орбиту и эксплуатации космических аппаратов.
Использование фотонных и гравитационных двигателей в ракетной технике в ближайшей перспективе представляется проблематичным. Для начала необходимо углубленное изучение физических принципов построения такого рода двигателей на уровне Российской академии наук. В настоящее время убедительных доказательств возможности реализации, например, гравитационных двигателей не существует даже на уровне теории. Пока такие двигатели остаются составной частью фантастической литературы. А вот плазменные ракетные двигатели на космических аппаратах используются активно. Стационарные плазменные двигатели российского производства работают в системах ориентации и стабилизации не только отечественных, но и зарубежных космических аппаратов. Ведутся активные разработки по другим схемам электроракетных двигателей, например, ионным.Что касается использования ядерных энергетических установок, то работы в этом направлении идут достаточно активно. Разработка таких установок ведется с учетом современного уровня технологии для обеспечения существенно более высоких характеристик и обеспечения более жестких требований по безопасности, чем у аналогичных систем, разработанных в СССР.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о лунной программе России. Почему именно Луна выбрана для дальнейших шагов в космосе?

В рамках Федеральной космической программы ведутся работы по созданию российских автоматических космических аппаратов для полётов к Луне – проекты «Луна-Глоб» и «Луна-Ресурс». Оба проекта предусматривают мягкую посадку аппаратов в районе южной полярной области. Основной задачей первого проекта является отработка технологии мягкой посадки на Луну, второго – проведение обширной программы научных исследований с использованием искусственного спутника Луны и посадочной станции. Повышенный научный интерес к полярным областям Луны вызван обнаруженными в этих районах значительными залежами водного льда, что может быть положено в основу последующей деятельности по освоению Луны.
Большое внимание уделяется возможному международному сотрудничеству при реализации отечественной лунной программы. Проводятся переговоры российских и европейских специалистов об участии ЕКА в отечественных проектах «Луна Глоб» и «Луна Ресурс», а затем в реализации совместного проекта по детальному исследованию одного из приполярных районов Луны с использованием лунохода и последующей доставки на Землю собранных этим луноходом образцов грунта. Лунная программа России – логичное продолжение всей совокупности работ отечественной космонавтики. Нельзя сказать, что раньше нам Луна не была нужна. Как знают многие, задача полетов на Луну неоднократно ставилась великими конструкторами: и С.П.Королёвым, и В.П.Мишиным, и В.П.Глушко. Дважды мы были очень близки к реальному полёту человека в область Луны – в конце 1960-х годов (проект Н1-Л3) и в 1980-е годы (проект РН «Энергия»). Между этими взлётами и настоящим временем было очень непростое для космонавтики время.
По моему мнению, объективно ни в эпоху 1960-х, ни в 1980-е годы не сложилась совокупность возможностей осуществления такого рода грандиозной программы. Одного таланта конструкторов и учёных здесь мало: необходимы экономические возможности страны, политические её интересы, а также понимание общества в решении масштабной задачи. Сегодня совокупность этих факторов складывается со знаком «плюс». Предшествующие попытки полётов на Луну, осознание сложности этой проблемы стали положительным фактором в том, чтобы мы глубже проанализировали роль Луны для России, для человечества и значение её возможного освоения. Сегодня мы понимаем, что Луна – это главный полигон человечества для проникновения в более глубокий космос, это уникальная летопись образования Солнечной системы, платформа для размещения научных приборов, это практически неисчерпаемый ресурс природных ископаемых на пути к другим планетам, это энергетика будущего и индустриальный плацдарм. Площадь Луны составляет четверть площади всей суши Земли. Это невероятно большой спутник для такой, в общем, небольшой планеты, какой является Земля. В ряде космических держав обсуждаются и другие варианты проникновения человека в более дальний космос: кто-то предлагает сразу лететь на Марс, кто-то осваивать астероиды. По нашему мнению, все эти варианты не выдерживают серьёзной критики: ни в плане достижения потенциальных целей, ни в плане допустимости риска для человека (в моральном плане), ни в экономическом плане. Луна – сложный, но достижимый и перспективный объект.

Как вы относитесь к мнению, что автоматические устройства должны заменить пилотируемую космонавтику? Принято ли решение по срокам эксплуатации МКС?

Примерно так же, как можно отнестись к замене мастера-гравировальщика на шлифовальный станок. Одно другого не исключает, а дополняет. Человек в космосе – это ведь не только средство для решения каких-то задач, это генератор знаний, на которые робот не способен. А именно за знаниями человек, в первую очередь, отправляется в космос.
Собственно, сам термин «освоение» предполагает присутствие человека: то есть прилететь, «освоиться», осмотреться, попробовать, научиться, проанализировать, тщательно изучить. Это важно – присутствовать на месте, своими руками, своими глазами изучить неизвестный либо малоизученный мир. Поэтому сегодня мы рассматриваем программы пилотируемых запусков и автоматических средств комплексно, взаимосвязано, в дополнении друг с другом и даже – при непосредственном взаимодействии. Это сочетание, т.е. оснащение человека передовой робототехникой, делает возможным осуществление самых фантастических проектов. Включая проекты телеприсутствия человека на другой планете...

Участвует ли Россия в международных проектах мониторинга искусственных объектов (проще говоря, космического мусора) на орбите?

Да. Первым международным проектом, в котором мы всерьез отнеслись к космическому мусору, стал проект Международной космической станции. В его рамках отработаны международные полетные правила в условиях воздействия космического мусора.
В рамках Федеральной космической программы России создана первая очередь Автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП).В ее состав входят Главный информационно-аналитический центр на базе Центра управления полетами ФГУП ЦНИИмаш, а также сегменты мониторинга опасных ситуаций на низких орбитах (головное предприятие –  ОАО «Межгосударственная акционерная корпорация «Вымпел») и в области геостационарных, высокоэллипитических и средневысоких орбит (головной разработчик – ИПМ имени М.В.Келдыша РАН); сегмент, обеспечивающий получение информации от Научной сети оптических инструментов для астрометрических и фотометрических наблюдений (НСОИ АФН); сегмент по расчету параметров солнечной и геомагнитной активности (ИЗМИРАН) и сегмент анализа некоординатной информации о космических объектах (ЦНИИмаш). Эта автоматизированная система собирает и анализирует данные о космических объектах и обстановке в околоземном космическом пространстве, предупреждает об опасных сближениях космических аппаратов с космическим мусором, прогнозирует сход космических объектов с орбиты и их падения на Землю.
Кроме того, в рамках Межагентского комитета по космическому мусору специалисты Роскосмоса ежегодно участвуют в международных тестовых кампаниях по сопровождению схода с орбиты крупных космических объектов.

Расскажите о стратегии России по освоению космического пространства на ближайшее десятилетие. Какие направления Вы бы охарактеризовали как наиболее перспективные?

Приоритет имеет обеспечение гарантированного доступа России в космос со своей территории, развитие космической техники для социально-экономической сферы, обороны и безопасности.
На втором месте – создание космических средств в интересах науки, на третьем – осуществление пилотируемых полетов, в том числе создание задела для пилотируемых полетов к планетам и другим телам Солнечной системы. На первом этапе – до 2020 года – должно быть завершено развертывание группировок космических аппаратов социально-экономического и научного назначения; проведена модернизация производственно-технологической базы ракетно-космической промышленности. До 2025 года должны быть запущены космические аппараты нового поколения с характеристиками мирового уровня, начата работа по созданию технологий обслуживания космических аппаратов на орбите. В этот срок будет начато создание элементов инфраструктуры для пилотируемого полета на Луну, в частности, ракеты-носителя сверхтяжелого класса.
Чтобы осуществить пилотируемый полет на Луну на рубеже 2030 года, все эти работы должны быть начаты в ближайшее время. Именно такой порядок деятельности предусматривается в Федеральной космической программе России на 2016-2025 годы. Сейчас эта программа проходит процедуры согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами.

В юности кем вы хотели быть, как видели свое будущее? Стать генералом мечтали?

Никогда не думал о должностях и званиях, для меня главное – делать свое дело добросовестно и качественно, мне повезло – я всегда хотел создавать что-то новое, и теперь я работаю в космической отрасли – там, где создается будущее всего человечества.

Остапенко Олег Николаевич, краткая биографическая справка.
В 1979 году окончил Военную академию им. Ф.Э.Дзержинского, в 1992 году – командный факультет той же академии. В 2007 году окончил командный факультет Военной академии Генерального штаба. Доктор технических наук, кандидат военных наук, Заслуженный военный специалист Российской Федерации.
С 1979 по 1989 год проходил службу в Ракетных войсках стратегического назначения. В 1992 году назначен старшим инженером-испытателем Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами им. Г.С.Титова (ГИЦИУ КС). Занимал должности начальника штаба воинской части, командира воинской части, начальника испытательного центра. В 2002 году занял должность начальника штаба – первого заместителя начальника ГИЦИУ КС, с 2004 года – начальник Центра. С 2007 года – начальник Государственного испытательного космодрома Плесецк. В 2008-2011 годах командующий Космическими войсками, в 2011-2012 – командующий войсками Воздушно-космической обороны, в 2012-2013 годах заместитель министра обороны, курировал систему перспективных военных исследований и разработок Министерства обороны Российской Федерации, с 10 октября 2013 года по 21 января 2015 года являлся главой Роскосмоса.

Автор: Ирина Ильина

Источник: nkj.ru



Подробнее см.: http://www.nkj.ru/open/25702/ (Наука и жизнь, Перспективная цель – Луна)
Ad calendas graecas

NK

ЦитироватьSFN пишет:
Так извлечь, перебрать и отправить
Точно. А чтобы дешевше, перебрать студентами в рамках лабораторки.
 

asmi

ЦитироватьSFN пишет:
Так извлечь, перебрать и отправить
А что - хороший план. Единственное - я бы отправил в полёт на нём перебиравших - дабы у них был стимул сделать работу на совесть :)

mark20000

http://tass.ru/kosmos/1738380

ЦитироватьЭксперт: Россия сможет заняться постройкой лунной базы не раньше 2040 года

МОСКВА, 2 февраля. /ТАСС/. Строительство российской лунной базы возможно не раньше 2040 года, считает генеральный конструктор компании "Лин Индастриал", разрабатывающей сверхлегкие ракеты-носители, Александр Ильин.
"Российский лунный корабль массой 20 тонн будет разрабатываться до 2024 года, до этого времени будет "бумажная работа", с 2026 года, скорее всего, начнется "работа с железом". Строительство лунной базы возможно не раньше 2040 года, а полет на Марс - в 2050 году", - заявил Ильин в беседе с корр. ТАСС.
Ранее в Роскосмосе говорили, что российская программа освоения дальнего космоса предполагает пилотируемый полет на Луну после 2030 года, однако необходимые технологии будут отрабатывать уже в рамках Федеральной космической программы на 2016-2025 годы.
В конце 2014 года "Лин Индастриал" объявила о готовности создать лунную базу в течение десяти лет после принятия соответствующего решения. Предполагается использовать уже существующую технику и средства, которые могут быть созданы в ближайшие пять лет. Так, в качестве ракеты-носителя компания предлагает использовать модернизированную тяжелую "Ангару", а корабль создать на основе "Союзов" и разгонного блока "Фрегат".
Создание базы, по словам Ильина, обойдется в таком случае в 550 млрд руб. В проекте программы освоения дальнего космоса, как сообщалось ранее, на лунную программу только в 2014-2025 годах предлагается выделить порядка 2 трлн руб.

triage

#2653
Цитироватьmark20000 пишет:
http://tass.ru/kosmos/1738380
ЦитироватьЭксперт: Россия сможет заняться постройкой лунной базы не раньше 2040 года

МОСКВА, 2 февраля. /ТАСС/. Строительство российской лунной базы возможно не раньше 2040 года, считает генеральный конструктор компании "Лин Индастриал", разрабатывающей сверхлегкие ракеты-носители, Александр Ильин.
Ох и дурят журналисты, написаны непрерывным текстом заголовки.
ЦитироватьЭксперт: Россия сможет заняться постройкой лунной базы не раньше 2040 года
Предположительно, создание базы обойдется в 550 млрд руб.
Объединили два проекта в один

Astro Cat

Крестик на российской лунной базе можно поставить. Сейчас финансы в связи с кризисом порежут и максимум на луна-в-грунт хватит и то не факт. Одна надежда на Маска - увидеть возвращение землян на Луну.

napalm

ЦитироватьAstro Cat пишет:
Крестик на российской лунной базе можно поставить. Сейчас финансы в связи с кризисом порежут и максимум на луна-в-грунт хватит и то не факт. Одна надежда на Маска - увидеть возвращение землян на Луну.
Сколько лет ратую добавить "фейспалм" к существующим самйликам, как же он нужен! :D

SFN

Надо списочек сотавлять. У меня он идет как "котик, орущий на луну" ;)  Сначала спрашивает что такое АПАС а следующим постом уже учит как надо делать ;)

Lin

#2657
Гениально - пересказать целую статью - http://www.nkj.ru/open/25386/ одним абзацем  :)  
Дело было так - я выступал на Королёвских чтениях и рассказывал о перспективах космонавтики (США, Россия, Китай, Индия, "Частники" ) . Этот абзац в ТАССе родился из выступления.
"Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса."

Lin

#2658
А вот вам компромиссный вариант "Луна семь V2.0" - существующая техника (не требуется создание нового корабля - только ЛК и то - в самом конце), существующая ракета (не требуется доработка "Ангары А5" ), отсутствие водорода (достаточно ДМ-3). Флаг на Луне по цене хорошей яхты!

1) Срок - 2017-2018 год.
Осуществление планов Space Adventures по облету Луны без выхода на окололунную орбиту. В отличии от программу Л-1 - двухпусковая схема. Не требуется сертифицировать "Протон-М" для пилотируемых пусков и создавать на Байконуре пилотируемую инфраструктуру под эту РН (на Байконуре вообще никто уже ничего строить не будет - чтобы казахам не досталось). Ракета "Союз-ФГ" (или уже "Союз-2" ) выводит "Союз-Л" - модернизированный "Союз" для Луны (система связи, навигации, жизнеобеспечения и, возможно, лобовой щит), "Протон-М" - разгонный блок ДМ-3 с бытовым отсеком и системой стыковки. Стыковка корабля и РБ на орбите. Старт к Луне. Два бытовых отсека - для комфорта туристов. Конечно, перед полетом людей, нужно будет провести как минимум одну беспилотную миссию. Отрабатывается лунный "Союз", стыковка с РБ, навигация и связь на траектории полета к Луне и обратно, вход со второй космической (нырок и посадка на территории России). Тренируются сотрудники ЦУПа.
Полеты туристов - доп. деньги и престиж. Можно побить рекорд высоты полета человека, поставленный экипажем Apollo-13. Первая женщина у Луны - тоже приоритет. Каждый такой полет можно представить как большую победу России. Политический выигрыш весьма велик, при относительно скромных затратах.

2) Срок 2018-2020 год.
Двухпуск на "Ангаре А5". Дополнительный заказ от государства на "Ангару" поможет Центру Хруничева быстрее преодолеть кризис. По грузоподъемности - "Протон-М" - около 22, "Ангара А5" - 23,5. Но дело не в этом - как я уже выше писал, на Байконуре уже ничего строить не будут - а значит, "Протон" в пилотируемом варианте не светит (да и не посадят наши людей на "вонючую" ракету - не китайцы, чай и не американцы с Titan`ом).
Итак - новый "Союз-Л" и схема полета со стыковкой на околоземной орбите уже отработана, но в отличии от первого этапа, на этот раз летим уже на орбиту вокруг Луны.
На первой "Ангаре А5" - "Союз-Л" с РБ "Фрегат-СБУ", на второй - РБ ДМ-3. Связка стартует к Луне на ДМ-3, доразгоняется на "Фрегат-СБУ", торможение и выход на орбиту вокруг Луны - работа - старт к Земле. Конечно, потребуется сертификация "Ангары" для пилотируемого пуска и создание инфраструктуры на космодроме - сделать всё это вполне реально до 20-го года. Даже водород не нужен.
Впервые человек будет работать на полярной окололунной орбите. Можно и ровером поуправлять в реальном времени, можно наблюдать Луну, делать снимки, исследовать с помощью различной аппаратуры научной.

3) Срок 2022 - 2025 год.
Полноценная экспедиция (необходимо создать ЛК для посадки на Луну) - или четыре "Ангары А5" или два новых носителя с ПН около 50т (супертяж 100-тонник не нужен).
По схеме - две "Ангары А5" на поверхность можно закинуть около 4-5т груза - полноценный модуль базы или тяжелый (даже герметичный) луноход. А с водородом и того больше!
Закидываем 2-3 модуля (жилой с запасами, модуль управления и шлюз) + электростанцию - вот и база.
И летим пожить месяцок-другой. Это уже значительный шаг вперед по сравнению с Apollo.
Для экономии вполне можно использовать модули по 3т (как в "Луне семь" первой версии) - который забрасываются на Луну одним пуском "Ангары А5".

Тем временем "Самара" разрабатывает новую метановую ракету - моноблок на 9т ПН, ракета из трех блоков - 26т ПН и ракета из пятиблоков - те самые 50т. Как раз лет через 8 будет готова - к третьему этапу лунной программы. Так что - четырехпуск экспедиции на "Ангаре А5" вполне может превратиться в двухпуск на новой самарской ракете. А это уже куда реальней!
"Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса."

Lin

Итак - "Посчитаем, мудрые кроты?"

"Союз ТМА-М" - около 7220 кг. Лунный вариант может весить чуть больше из-за необходимости установить новые системы связи, навигации, модернизировать тепловой шит. С другой стороны - можно сделать двухместный вариант - и сэкономить на кресле и космонавте 200кг. В общем - принимаем "Союз Л" - 7300 кг.

Разгонный блок "Фрегат-СБУ" - 12 866 кг (см. страницу 2- 17 - http://www.tsenki.com/launch_services/equipment_maintenance/zenit_3slbf/guide/users_guide.pdf)
Заправки - 7656 и 3684 кг
Масса блока - 1090 кг
Масса баков - 436 кг
Удельный импульс - 333,5 с

Блок ДМ-3 - 21,05т
Сухая масса - 2,35т
Запас топлива - 18,7
УИ - 354 (или на синтине - 361) с
Добавляем бытовой отсек с системой стыковки - на "Союзе" он весит 1100 кг, но тут можно выкинуть всё ненужное - всё равно сбрасывать вместе с РБ (к Луне тащить слишком накладно) - поэтому 700кг - бочка, стыковочный узел и антенны.
21,75т в сумме, а "Ангара" тянет 23,5 - нужно залить больше топлива.
Получаем ДМ-3-Л (с бытовым отсеком и увеличенными баками)
Сухая масса - 3,3т
Масса топлива - 20,2т

Связка на орбите Земли - 7,3 + 12,866 + 23,5 = 43,666т


Характеристические скорости для полета на полярную орбиту вокруг Луны и обратно:
Старт с околоземной орбиты - 3,14 км/c
Выход на орбиту вокруг Луны - 0,86 км/c
Старт с орбиты вокруг Луны к Земле - 0,86 км/c


Итак, включается двигатель ДМ-3-Л и работает до полной выработки топлива - dV = 2150 м/c
Разгонный блок отделяется - "Фрегат-СБУ" с "Союзом-Л" продолжают полет. Включается двигатель "Фрегата". Когда заканчивается топливо в сбрасываемом баке, скорость увеличивается ещё на 660 м/c. Бак сброшен. Масса связки - 16 046 кг. Осталось набрать 330 м/c. На это уходит 1545 кг топлива (осталось 6111 кг). 14501 кг летят к Луне.
Выдаем тормозной импульс, потратили 3360 кг топлива (осталось 2751кг). На орбите вокруг Луны "Союз" с "Фрегатом" суммарной массой 11141 кг. Поработали и стартуем домой - на разгонный импульс уходит 2581 кг.


Так что - хватает и даже с небольшим запасом. Более того - масса "Фрегата- СБУ" с "Союзом-Л" меньше предельной для "Ангары-А5" - хватит места на систему спасения и на разные непредвиденные расходы.


Теперь что касается доставки грузов на поверхность. Конфигурация, представленная выше, позволяет закинуть 11141 кг на орбиту. Учитывая, что груз пойдет без САСа - около 12т. Посадочная dV около 1,9 км/c - из 12т около 5,3 уйдет на топливо. Остается 6,7т - думаю - 1,7т хватит на посадочные опоры - так что - 5т груза также вполне реальная цифра. И это без водорода (старт от Земли - ДМ-3, а не КВТК) - с водородом - больше! Кстати - минимальная лунная кабина тоже вполне влезает.

Так что - для полноценной экспедиции на Луну хватит четырех ракет "Ангара А5" - и даже водород не нужен. С водородом же значительно вольготней.

Проверяйте прикидки.
"Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса."