Союз МС-10 (№740) – Союз-ФГ – Байконур 1/5 – 11.10.2018 – авария РН

Автор Olaf, 02.03.2018 15:00:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Сверхновый

Поймал себя на мысли, что это первая авария, которая совсем не интересна.
К КК вопросов никаких. САС отработала штатно.
У носителя Союз-ФГ отличная статистика. Ну, случаются, и у надежных носителей аварии. Это техника. 

А глобальных выводов из аварии никаких нет. Что в отрасли системный кризис всем понятно. Так он не вчера начался, а еще при СССР. Сейчас он только усугубился.
К чему все идет тоже понятно, хотя бы на примере коммерческих запусков Протонов.

Georgea

Подумал кстати, что ББ, начав поворачиваться вокруг верхнего упора, тормозится ведь относительно ЦБ не только тягой ЦБ, но и набегающим потоком воздуха, поперек которого ББ встает. А поскольку на этом этапе полета головной обтекатель еще не сброшен - значит, поток воздуха значительный.

Если подумать, то система разделения кажется очень ненадежной  :)

Нет бы вместо реактивного дренажа сделать усиленную "приступочку" на ЦБ под упором для ББ: чтобы носик ББ, начав выскальзывать из упора (пусть даже с не до конца заглушенным двигателем), этой приступочкой мягко откидывался в сторону, чисто динамикой собственного скольжение носика вниз по ЦБ. "Самый надежный механизм - это отсутствующий", или как там отцы-основатели говорили...

Amilo

МОСКВА, 12 октября. /ТАСС/. Новая ракета-носитель семейства "Союз" будет подготовлена как можно скорее после разрешения на ее эксплуатацию и уточнения графика пусков. Об этом в пятницу сообщает Роскосмос.

"Роскосмос планирует ускорить подготовку новой ракеты-носителя с тем, чтобы как можно скорее принять решение по графику дальнейших пусков. Решение о графике будет принято сразу после того, как будет дано разрешение на дальнейшую эксплуатацию ракет-носителей этого семейства", - говорится в сообщении госкорпорации.

Dr.Cox

#583

На этой фотке видно, что правый ББ не отошел. И не видно работы его двигателя.
Если бы не открылся клапан бака О правого ББ, картинка была бы другой, т.к. "разделение начинается с перевода двигателей ББ на режим пониженной тяги и выключения рулевых двигателей боковых блоков. Разрываются нижние силовые связи (пиросредствами, в первых образцах конца 50-х годов - пневмоприводами). Тяга двигателей ББ направлена таким образом, что она создаст момент относительно верхних силовых опорных узлов и нижняя часть пакета раскрывается"  и мы увидели бы полностью симметричную картину отвода нижних частей пакета.


Спасибо Bell за ссылку.
Наблюдаемую картину можно объяснить двумя способами:
1. Двигатель правого ББ не перешел на режим пониженной тяги, а выключился полностью, что привело к отсутствию разворачивающего момента;
2. Если допустить, что в центре кадра мы видим факел двигателя не только ЦБ, но и связанного с ним правого ББ, то получается, что не разорвалась нижняя связь правого ББ с ЦБ.


Bell

ЦитироватьGeorgea пишет:
Если же блок не тянул - то мне сложно понять, как он мог ударить по ЦБ из-за несработавшего дренажа.
Очень просто. Блок отстает от ЦБ, выходит из верхнего шарнира, продолжает вращение "низ наружу, верх внутрь" и достает верхним концом до ЦБ. Даже при отсутствии тяги инерции боковушки хватит, чтоб острым концом пропороть тонкий бак ЦБ (с учетом отставания - скорее всего, бак керосина).
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Старый

ЦитироватьСверхновый пишет:
Поймал себя на мысли, что это первая авария, которая совсем не интересна.
Телевизионные системы наблюдения сделали аварии неинтересными. :) Толи дело два фальстарта Прогрессов - хрен знает что там случилось... :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Bell

#587
ЦитироватьDr.Cox пишет:
1. Двигатель правого ББ не перешел на режим пониженной тяги, а выключился полностью, что привело к отсутствию разворачивающего момента;
Вован выкладывал выше циклограмму работы двигателей ББ и ЦБ.
http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum10/topic16381/message1806658/#message1806658
Режим пониженной тяги 84% от номинала, а после этого через несколько секунд идет команда на отключение.
Но после команды двигатель не перестает создавать тягу мгновенно - существует так называемый импульс последействия, из-за того что продолжается сгорание остатков топлива внутри всех трактов двигателя. Это во-первых
А во вторых, даже при полном и абсолютном исчезновении тяги остается сила инерции самого блока, а его масса, между прочим, 4 тонны! (пардон, навскидку не помню с учетом или без массы газов наддува и остатков топлива).
И вот эта махина с острым концом продолжает вращаться в разреженной атмосфере в безопорном пространстве. Вращаться этим самым острым концом в сторону ЦБ.
То есть даже если момента нет, то само вращение никуда не делось.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

#588
ЦитироватьDr.Cox пишет:
Если допустить, что в центре кадра мы видим факел двигателя не только ЦБ, но и связанного с ним правого ББ,
Мы видим факел двигателя ЦБ и блестящие хвостовые отсеки боковушек.
Их двигатели уже давно отключились.

Первая ступень любой РН с одним маршевым двигателем на блок не имеет гарантийного запаса топлива, поэтому работает до полной выработки (несложно догадаться, что гарантийный запас на первой ступени не может быть использован и будет мертвым грузом)
Особенно это справедливо для семерочного пакета, который не может лететь с частью боковушек (поскольку вектор тяги ББ не направлен через ЦМ ракеты, то при отключении одной боковушки ракету начинает разворачивать с большим нерасчетным моментом, с которым СУ в принципе не может и не должна справится, во всех таких случаях ракета разворачивалась и разваливалась). Поэтому к моменту разделения пакета и отключения двигателей ББ в их баках практически нет топлива, точнее сам момент так рассчитан, чтоб к нему полностью выработать РЗТ в ББ.
На этом стоп-кадре 3 блока уже достаточно далеко отлетели, то есть с начала разделения и момента отключения двигателей прошло уже несколько секунд. А через такое время даже теоретически в баках не может оставаться топлива для работы двигателей, которые, допустим почему-то не отключились по команде.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Кстати, вот тоже хорошая картинка, для понимания процесса разделения и того, что получилось сейчас:



Из-за того, что не открылось сопло сброса кислородного бака, свободное движение от А1 до А не началось и скольжение от А0 до А1 продолжилось вплоть до достижения острым концом боковушки излома корпуса ЦБ.
Там острие уперлось в цилиндрическую часть корпуса, где межбак, и затем пропороло бак керосина.

Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

anik

Вроде, по видео получается так:

красные - боковушки
желтый - центр
зеленый - увод ГО+СА+БО

 

 

 

На видео еще куча других трудно опознаваемых фрагментов.

Bell

Цитироватьanik пишет:
Вроде, по видео получается так:
Кстати, а что там с "видео разрушения первой ступени, снятое регистратором, установленным на ракете", которое "есть в распоряжении Комиссии"?
Ничего не слышно?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

anik

"Колечко" на 118 сек - начало отделения боковушек
 

Появление "облачка" на 121 сек - по-видимому, столкновение боковушки и центра с "вскрытием" бака

 

Некоторые считают, что "облачко" - это работа четырех РДГ, но они сработали на 123 сек, а это 122 сек - момент АВД центра



Начало увода боковушек - 123 сек, где-то в этот момент уже начала работу САС
 

fagot

ЦитироватьBell пишет:
Мы видим факел двигателя ЦБ и блестящие хвостовые отсеки боковушек .
Их двигатели уже давно отключились.

Скорее мы видим вот этот момент

fagot

ЦитироватьBell пишет:
Первая ступень любой РН с одним маршевым двигателем на блок не имеет гарантийного запаса топлива, поэтому работает до полной выработки (несложно догадаться, что гарантийный запас на первой ступени не может быть использован и будет мертвым грузом)
Особенно это справедливо для семерочного пакета, который не может лететь с частью боковушек (поскольку вектор тяги ББ не направлен через ЦМ ракеты, то при отключении одной боковушки ракету начинает разворачивать с большим нерасчетным моментом, с которым СУ в принципе не может и не должна справится, во всех таких случаях ракета разворачивалась и разваливалась). Поэтому к моменту разделения пакета и отключения двигателей ББ в их баках практически нет топлива, точнее сам момент так рассчитан, чтоб к нему полностью выработать РЗТ в ББ.
Так тем более гарантийный запас должен быть, для синхронного отделения ББ. К тому же у ФГ аналоговая СУ, так же требующая наличия ГЗТ. Впрочем, сути дела это не меняет.

Kotofan

Цитироватьanik пишет:
Начало увода боковушек - 123 сек, где-то в этот момент уже начала работу САС
Вроде по записям трансляции фраза "Авария носителя" звучит примерно на 160той секунде, практически одновременно со сбросом головного обтекателя по плану. В тот - же момент начинает пищать аварийный маяк или что там пищит. Это столько времени до комментатора информация шла? А как-же писк маяка? откуда вообще этот писк? До сброса обтекателя антенна была закрыта, а писк не в аудиотрансляции, а от приемника в комнате с комментатором?
Я пока вот из всего услышанного делаю вывод, что не смотря на столкновение с боковушкой вторая ступень продолжила вывод хоть и с течью и лишь после сброса обтекателя перешла на новый этап программы выведения в котором были более жесткие требования к каким-то параметрам, из-за чего сигнал об аварии только тогда сформировался.
Хотя вариант, что авария и отделение спускаемого аппарата были сразу после отделения боковушек, пока в уме держу.

Amilo

МОСКВА, 13 окт — РИА Новости. Обнаруженные обломки "Союза-ФГ", потерпевшего аварию после старта с космодрома Байконур 11 октября, выложат по контуру ракеты для изучения специалистами в одном из залов завода-изготовителя Ракетно-космического центра "Прогресс", сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.
"Обломки первой и второй ступени ракеты найдены. Блоки первой ступени хорошо сохранились для анализа материальной части. После доставки в РКЦ "Прогресс" их выложат по контуру ракеты, так как это делается при расследовании авиакатастроф — там обломки также выкладываются в контур самолета", — рассказал собеседник.
Он выразил уверенность, что расследование не должно занять длительное время.


РИА Новости https://ria.ru/space/20181013/1530590270.html

anik

ЦитироватьKotofan пишет:
Вроде по записям трансляции фраза "Авария носителя" звучит примерно на 160той секунде, практически одновременно со сбросом головного обтекателя по плану. В тот - же момент начинает пищать аварийный маяк или что там пищит. Это столько времени до комментатора информация шла? А как-же писк маяка? откуда вообще этот писк? До сброса обтекателя антенна была закрыта, а писк не в аудиотрансляции, а от приемника в комнате с комментатором?

После того как САС начала отделять ГО+СА+БО от второй ступени РН связь прекратилась, потому что все электропитание и оборудование голосовой связи осталось в ПАО на второй ступени РН. Связь возобновилась после сброса ГО и разделения БО и СА через средства СА. УКВ-маяк находится на СА и передавал морзянкой, как говорят знающие люди, АН (авария носителя). Овчинин, наверняка, постоянно докладывал о ходе полета. Только Земля это не слышала, по вышеуказанным причинам.

Bell

#598
Цитироватьfagot пишет:
ЦитироватьBell пишет:
Первая ступень любой РН с одним маршевым двигателем на блок не имеет гарантийного запаса топлива, поэтому работает до полной выработки (несложно догадаться, что гарантийный запас на первой ступени не может быть использован и будет мертвым грузом)
Особенно это справедливо для семерочного пакета, который не может лететь с частью боковушек (поскольку вектор тяги ББ не направлен через ЦМ ракеты, то при отключении одной боковушки ракету начинает разворачивать с большим нерасчетным моментом, с которым СУ в принципе не может и не должна справится, во всех таких случаях ракета разворачивалась и разваливалась). Поэтому к моменту разделения пакета и отключения двигателей ББ в их баках практически нет топлива, точнее сам момент так рассчитан, чтоб к нему полностью выработать РЗТ в ББ.
Так тем более гарантийный запас должен быть, для синхронного отделения ББ. К тому же у ФГ аналоговая СУ, так же требующая наличия ГЗТ. Впрочем, сути дела это не меняет.
А ведь правда!
Почитал тут литературу - ГЗТ на 1-й ступени Союза-ФГ - 1940 кг, почти по 0,5 т на каждую боковушку.

Однако, это менее 1,5 сек работы на полной тяге, без учета неравномерности выработки компонентов.
И есть подозрение, что в случае неисполнения команды на отключение СУ должна была выдать сигнал "авария носителя" практически сразу, а не через несколько секунд. Более похоже на то, что отключение и от отделение ББ прошло штатно с точки зрения оставшейся части РН (и уже потом произошло нечто, например, боковушка вернулась и боднула в бок ЦБ).
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

ОАЯ

#599
А недолив топлива в аварийную боковушку не объяснит все события?