Прогресс МC-04 (№434) – Союз-У – Байконур 1/5 – 01.12.2016 14:52 UTC – авария

Автор che wi, 25.09.2016 14:25:04

« назад - далее »

0 Пользователи и 6 гостей просматривают эту тему.

Denis Voronin

#640
Вопросы для знающих:


1. Резонансы и телеметрия.

Правильно ли я понимаю, что для того чтобы третья ступень вместе с кораблём развалилась связку должно очень неслабо колбасить?

Если да, то разве возможна ситуация, когда такой расколбас происходит за столь малое время, что его не успевают фиксировать акселерометры?

Существует ли система автоматического гашения колебаний? Если да - данные с неё идут в потоке телеметрии?


2. Конструктивные отличия ракет и кораблей разных версий.

Насколько вообще отличаются разные версии Союзов и Прогрессов в плане железа? Понятно что там меняли потроха управления и прочее, но вот силовые элементы конструкции, подвергались ли они переделке?


3. Возможности потери телеметрии.

В какое место надо шарахнуть турболазером из сокола тысячелетия, чтобы телеметрия издохла не успев ничего рассказать?


4. Сколько весит камера+аккумулятор+передатчик+антеннка в космическом исполнении на десять минут работы?
Кривыми должны быть извилины, а не руки.

Dude

ЦитироватьАлихан Исмаилов пишет:
Dude-
Цитироватьа что если НЧ резонанс вообще проявился
А разве он не является нормой для этого двигателя, в следствии постоянного образования сажи в газовом тракте.
вы говорите о др. вещах, это путаница использования относительного термина, опасная НЧ в спектре у двигателя на сотни Гц выше, чем НЧ резонанс у конструкции Блока-И и тем более у связки с ПН .

anik

ЦитироватьЛаврененко Игорь пишет:
И для себя, уверен, Вы сделали выводы (ну или хотя бы закрались сомнения) еще в апреле 2015 (а аварии - близнецы-сестры).
Конечно, сделал. Материал по окончательным выводам межведомственной комиссии в журнале "Новости космонавтики" за июль 2015 года озаглавлен так: "Причина названа - вопросы остаются". Название говорит само за себя.

Denis Voronin

Цитироватьanik пишет: 
Конечно, сделал. Материал по окончательным выводам межведомственной комиссии в журнале "Новости космонавтики" за июль 2015 года озаглавлен так: "Причина названа - вопросы остаются". Название говорит само за себя.
ИМХО выводы должны звучать как-то вроде "брак в хреновине А123" или "из-за неправильного расположения груза не выдержал болт Б234" или "под действием резонанса возникшего из-за (длинное описание с картинками и графиками), когда частота достигла X, амплитуда Y, хреновина В345 разлетелась в дребезги".
Кривыми должны быть извилины, а не руки.

ХВ.

Выводы должны предусмотреть принимаемые меры:

1. Увеличить толщину оболочки на 0,2 мм в резонансных местах,
2. Увеличить жёсткость опор А и Б.
3,.Прокинуть дополнительную опору между В и Г.
4. Перекомпоновать блок И
и т.д..

Ничего этого сообщено не было.

ХВ.

"Блок И" - абстрактный блок, а не конкретно 3-я ступень.

Morin

ЦитироватьРазъём пишет:
Только для информации (в общую корзину):
23/05/1974 Союз У, АВД на 440 с. Преждевременная выдача сигнала отделения КА в процессе разделения 2 и 3 ступеней из-за подрабатывания контактов датчиков отделения КА.
Это когда первый Янтарь грохнулся? С этим давно покончено: 1)Датчики КО ставят возможно ближе к замкам, 2)принятие решения о прохождении КО методом голосования от нескольких датчиков, 3) кратковременные подрабатывания датчиков система игнорирует.
Лучшее - враг хорошего

Morin

ЦитироватьVeganin пишет:
ЦитироватьMorin пишет:
не давая полной информации, чтоб Самара не могла объективноразобраться. 
А к чему относилась часть телеметрии, на которую самарцам смотреть было нельзя?
Получается, что нынешняя ТМИ особо не нужна - истинные причины произошедшего кое-кто знает уже полтора года, с прошлой аварии "Прогресса".
1) Скрывалась (или давалась очень сомнительная) часть ТМ с ТГК
2) "Это - вряд ли". Либо сами разобраться не смогли, а самаре - не дали. Либо сами разобрались, но тогда причины этих аварий разные. Ну не враги же себе энергетики, чтоб втихаря не исправить обнаруженную оплошность
Лучшее - враг хорошего

Рома78

ЦитироватьMorin пишет:
ЦитироватьVeganin пишет:
ЦитироватьMorin пишет:
не давая полной информации, чтоб Самара не могла объективноразобраться.
А к чему относилась часть телеметрии, на которую самарцам смотреть было нельзя?
Получается, что нынешняя ТМИ особо не нужна - истинные причины произошедшего кое-кто знает уже полтора года, с прошлой аварии "Прогресса".
1) Скрывалась (или давалась очень сомнительная) часть ТМ с ТГК
2) "Это - вряд ли". Либо сами разобраться не смогли, а самаре - не дали. Либо сами разобрались, но тогда причины этих аварий разные. Ну не враги же себе энергетики, чтоб втихаря не исправить обнаруженную оплошность
Никто в том случае не скрывал телеметрию. После "взрывного разделения" кораблю снесло ТМ антенны на днище и она пропала. Потом (но не сразу) сумели включить телеметрию через Квант (резерв).

Эта авария точно не связана с взрывом РН, т.к. говорят телеметрия с корабля была.
А вот СУ РН вполне могла подгадить дав раньше команду на отключение двигателя 3 ступени.
Ну и КО в комплекте.
ТГК как ему и полагается, отделился, раскрылся и видимо начал строить ориентацию в ОСК, все по заложенной циклограмме. Только недолго музыка играла.

-AVK-

ЦитироватьРома78 пишет:
А вот СУ РН вполне могла подгадить дав раньше команду на отключение двигателя 3 ступени.
Ну и КО в комплекте.
А что бы никто об этом не догадался заранее отрубила телеметрию.

Morin

ЦитироватьРома78 пишет:
ЦитироватьMorin пишет:
 1) Скрывалась (или давалась очень сомнительная) часть ТМ с ТГК

Никто в том случае не скрывал телеметрию. После "взрывного разделения" кораблю снесло ТМ антенны на днище и она пропала. Потом (но не сразу) сумели включить телеметрию через Квант (резерв).

Эта авария точно не связана с взрывом РН, т.к. говорят телеметрия с корабля была.
А вот СУ РН вполне могла подгадить дав раньше команду на отключение двигателя 3 ступени.
Ну и КО в комплекте.
ТГК как ему и полагается, отделился, раскрылся и видимо начал строить ориентацию в ОСК, все по заложенной циклограмме. Только недолго музыка играла.
А самару особо и не интересовало то, что произошло ПОСЛЕ взрыва. Это как в том анекдоте: Доктор: "Потел ли покойный перед смертью?" Только тут "после смерти". А вот то, что происходило ДО - представляло интерес для совместного анализа с ТМ РН. А вот нынешняя ТМ с ТГК представляет интерес ВСЯ. т.к  ТМ с РН говорила: "Всё хоккей" до самого конца.
Лучшее - враг хорошего

LRV_75

ЦитироватьРома78 пишет:
Эта авария точно не связана с взрывом РН, т.к. говорят телеметрия с корабля была.
А вот СУ РН вполне могла подгадить дав раньше команду на отключение двигателя 3 ступени.
Ну и КО в комплекте.
Ну тогда вообще нет проблем для РККЭ. В ТМИ РН ведь факт прохождения команды зарегистрирован, правда ведь. Ну так должно быть, если все хоккей
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Штуцер

ЦитироватьРома78 пишет:
А вот СУ РН вполне могла подгадить дав раньше команду на отключение двигателя 3 ступени.
Ну и КО в комплекте.
А могла ли СУ РН подгадить, выключив свою телеметрию? Думаю, несмотря на ее гадство - руки коротки. Значит ТЛМ эту гадину заложила? :D
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

zandr

Вопросы:
1. Штатно, когда, после какого события, РН прекращает передачу телеметрии?
2. Блок телеметрии имеет собственный независимый ИП или общее питание всей электрики РН?
3. Авария ИП / обрыв шины питания / КЗ, приведут к обрыву потока ТЛМ?

anik

Цитироватьzandr пишет:
1. Штатно, когда, после какого события, РН прекращает передачу телеметрии?
После увода ступени.

LRV_75

Цитироватьzandr пишет:

2. Блок телеметрии имеет собственный независимый ИП или общее питание всей электрики РН?
3. Авария ИП / обрыв шины питания / КЗ, приведут к обрыву потока ТЛМ?
2. Собственный
3. Да
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

opinion

ЦитироватьШтуцер пишет:
ЦитироватьРома78 пишет:
А вот СУ РН вполне могла подгадить дав раньше команду на отключение двигателя 3 ступени.
Ну и КО в комплекте.
А могла ли СУ РН подгадить, выключив свою телеметрию? Думаю, несмотря на ее гадство - руки коротки. Значит ТЛМ эту гадину заложила?  :D
Зато у корабля длинная волосатая рука. Аватарка LRV-75 показывает какая.
There are four lights

АниКей

#657
ЦитироватьВ аварии космического корабля "Союз" не обошлось без мистики
Пять лет назад, в августе 2011 года, при точно таких же обстоятельствах, почти в тот же самый момент выхода на орбиту случилась авария с точно такой же ракетой "Союз У".

Спойлер
В этот четверг во время вывода на орбиту космического грузовика "Прогресс", который потерпел аварию, использовалась ракета "Союз У". И к этому происшествию есть много вопросов. Причем не обошлось даже без мистики. Или мистификации. Пять лет назад, в августе 2011 года, при точно таких же обстоятельствах, почти в тот же самый момент выхода на орбиту случилась авария с точно такой же ракетой "Союз У". Причем, обломки нынешнего "Союза" с космическим грузовиком "Прогресс" упали не так уж и далеко от места падения обломков той ракеты. Тогда, пять лет назад, комиссия решила, что выявленный в двигателе производственный дефект, является случайным. Было решено проверить все подобные ракетные двигатели и установить системы видеонаблюдения в цехах окончательной сборки. И вот через пять лет картина аварии почти повторяется.
Конечно, до сих пор причины падения ракеты в этот четверг еще не исследованы. Может быть, они другие, чем в 2011-м. Другой вопрос - а есть ли вообще необходимость проводить такое исследование? Дело в том, что никакой аварии не было - и об этом знает весь мир кроме России. Судя по трансляции, третья ступень ракеты успешно отделилась и космический грузовик "Прогресс" вышел на орбиту.
Видео с успешным запуском "Союза У" с "Прогрессом" на борту, в режиме реального времени смотрел весь мир. Любители космонавтики даже устраивают целые трансляции, где комментируют для всех желающих и процесс старта, и сам полет.
Когда голос комментатора за кадром произносил красивые слова, над республикой Тыва уже падал на землю вот этот обломок. То есть, официальная трансляция уверяла – полет нормальный, проблем нет. Более того, все информационные агентства сообщали из ЦУПа об успешном старте.
18:02. "Российский грузовой космический корабль "Прогресс МС-04" вышел на орбиту и взял курс к Международной космической станции", – сообщили в Центре управления полетами.
18:02. "Прогресс МС-04", запущенный к Международной космической станции (МКС), отделился от третьей ступени ракеты-носителя "Союз У"...", – заявил представитель Роскосмоса.
18:03. "Прогресс МС-04" отделился от третьей ступени ракеты-носителя "Союз У" и взял курс на Международную космическую станцию", - объявил по громкой связи диктор в Центре управления полетами.
Эту же картинку транслировали и в НАСА. Правда, уже с комментариями на английском. И вот там, там про некие проблемы с телеметрией уже знали. И даже удивлялись – почему в ЦУПе никакого переполоха.
Что характерно - первые же сообщения о неполадках пришли именно из Хьюстона. В Роскосмосе на вопрос, почему трансляция продолжалась, будто ни в чем не бывало - ответили очень просто – видео – фейк. Кстати, с сайта ведомства трансляция пропала. Осталась только короткая версия. А вот на сайте НАСА запись осталась.
Очевидно, человеку, который комментирует полет, не сообщили о неполадках, но в то же время — это значит, что вообще вся трансляция – инсценировка. Впрочем, на фоне остальных проблем в космической отрасли – эта - самая незначительная. "Союз У", который не смог закинуть корабль прогресс на околоземную орбиту – уже настоящий ветеран космической промышленности.
Ракета-носитель "Союз У", то есть унифицированная, как, впрочем, и все союзы, включая самые современные – по сути модернизация "Востоков" и "Восходов", созданных еще Сергеем Павловичем Королевым в конце 1950-х. С тех пор менялись двигатели, а соответственно и грузоподъемность, и внешний вид головного обтекателя. Но только на самых последних "Союзах" версии 2,1а и более поздних стала применяться цифровая система управления. До этого использовалась аналоговая.
Первый запуск "Союза У" состоялся в далеком 1973 году. На его счету сотни успешно доставленных в космос спутников и десятки космонавтов. Хотя "Союз У" и считается самым надежным носителем в мире - 97,3 % успешных запусков - аварии с ним тоже случались. Но особенно интересен запуск, который состоялся 24 августа 2011 года. Тогда, такой же "Союз У", как и сейчас, стартовал с Байконура и тоже с грузом для МКС. На 342-й секунде полета отключился двигатель третьей ступени. Вместе с кораблем "Прогресс М-12М" ступень упала по баллистической траектории на территории горного Алтая. Места, где были найдены обломки аварийных ракет, находятся всего в нескольких сотнях километров друг от друга – в масштабах планеты, практически рядом.
Тогда, в 2011-м комиссия пришла к выводу падение результат случайности. Оказалась нарушена работа двигателя 3-й ступени РД-0110. Засорился тракт подачи топлива. Говорилось о необходимости внедрения системы контроля качества. Судьба этой системы с тех пор неизвестна. Но через 5 лет - почти идентичная авария.
"Если выявят ту же самую причину, что была и пять лет назад, то получается, что работа над ошибками была сделана плохо, а система эксплуатации, производства, разработки, создания космических средств – это система со многими параметрами. Поэтому, если что-то происходит в отрасли, то это тоже может косвенно влиять", - сказал в интервью РЕН ТВ главный редактор журнала "Вестник ГЛОНАСС" Константин Крейденко.
Неизвестно и каким образом будут проводить расследование. Телеметрия исчезла тогда, когда с ракетой еще все было в порядке. На землю упали лишь небольшие обломки, понять по которым много не удастся. А значит и причины аварии, видимо, навсегда останутся тайной.
[свернуть]
"Это просто игра в угадайку. Она достаточно интересная для технически ориентированных товарищей, которые знают детали. Но это все равно угадайка, сколько бы ты не знал, точно сказать об аварии никогда невозможно", - говорит научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев.
 
Спойлер

Как ирония судьбы – в 1975 году экипаж корабля "Союз-18А" лишь чудом выжил в похожей аварии. Причем в том же месте. Капсула с космонавтами приземлилась в горном Алтае. Но тогда эти ракеты были новой, мало освоенной техникой. Для "Союза У", количество запусков которого перевалило уже за восемь сотен, нынешний полет - в декабре 2016-го - должен был стать предпоследним.
"Остается еще одна ракета на земле "Союз У". И, видимо, что она уже не полетит – будут летать на "Союза 2". Это более надежная ракета. Оснащена нашими, отечественными приборами", - говорит вице-президент федерации космонавтики России Олег Мухин.
Не исключено, что ради безопасности, действительно будет принято решение отменить последний полет "Союза У". Только вот с новыми модификациями тоже не все гладко. "Союз 2.1а" – один из самых современных – полтора года назад так же не смог вывести к МКС корабль "Прогресс М-27М".
Во всех этих случаях всевозможные комиссии почти всегда приходят к одному выводу – брак. Но это – следствие. Причина и в отсутствии квалифицированных кадров, и в недостаточном контроле столь тонкой и сложной отрасли.
И на этом фоне – масштабное расследование многомиллионных хищений при постройке космодрома Восточный. Периодические задержания чиновников космического направления. Всего 3 дня назад суд арестовал на 2 месяца исполнительного директора по контролю и качеству Роскосмоса Владимира Евдокимова. Хоть дело и не связано с нынешней работой, но сам симптом пугает.
С таким подходом мы рискуем превратиться из поставщиков космических технологий – в аутсайдера. Со всеми используемыми модификациями "Союза" за последние годы были аварии. Грузовые "Протоны" с 2010-го упали уже 7 раз. Что делать с упорно не желающими летать ракетами, никто сказать не может. Больше того – за 2 дня до старта правительство отчиталось: "Российская космонавтика, вырвавшись из этой пелены поражений, обидных аварий и катастроф, стабилизировав вопросы качества, сделала качественный рывок дальше в создании новейших технологий". Но короткая фраза "500 секунд – полет нормальный" звучит все реже. Впрочем, иногда и услышав ее не стоит радоваться.
[свернуть]
 http://ren.tv/novosti/2016-12-05/v-avarii-kosmicheskogo-korablya-soyuz-ne-oboshlos-bez-mistiki
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Ziplen

ЦитироватьLRV_75 пишет:
Если, как Вы пишете, телеметрия с РН есть до 382 секунды (и не особо покоцанная), то это не обязательно говорит о том, что в кишках все было хорошо. Вскрытие покажет ;)
Сложно даже теоретически представить аварию на РД-110, которая не успеет отобразиться на телеметрии до того как двигатель взорвется. На испытаниях РД-0124 и то проходило не менее 30 мс между моментами как телеметрия что-то засекала и начиналось разрушение, а это двигатель в разы напряженней РД-110. 
О том что что-то может произойти на регулярных прожигах серийных РД-110 даже никто не задумывается, этот дубовый аппарат просто не ломается, и если там что-то произошло по его вине, то оно произошло явно не за миллисекунды.

АниКей

ЦитироватьМосква. 5 декабря. INTERFAX.RU - Ракета-носитель "Союз-У", стартовавшая с космодрома Байконур с грузовым кораблем "Прогресс МС-04" и потерпевшая аварию над Тувой, является предпоследней.
"По планам Роскосмоса, ракета "Союз-У" будет использоваться еще один раз - в феврале 2017-го года для запуска грузового корабля "Прогресс МC-05". Заказывать в дальнейшем ракеты-носители "Союз-У" не планируется", - сообщил "Интерфаксу" источник на космодроме.
По его словам, все дальнейшие пуски грузовых кораблей к МКС будут выполняться ракетой "Союз-2-1А". Пуски пилотируемых кораблей продолжатся на ракете "Союз-ФГ".
Собеседник агентства отметил, что специалисты, изучающие телеметрическую информацию, поступившую с борта ракеты-носителя перед ее аварией, пока не сделали выводов о причинах, которые привели к аварийному исходу запуска.
"Первоначальная версия заключалась в нештатной работе двигателя третьей ступени, прогар которого и мог стать причиной аварии. Сейчас специалисты высказывают мнение, что данные телеметрии свидетельствуют о штатной работе двигателей третьей ступени ракетоносителя "Союз-У". Аналитики предполагают, что технические проблемы возникли непосредственно на борту самого космического корабля "Прогресс", что, в конце концов, привело к разрушению последнего", - сказал он.
  http://www.interfax.ru/russia/539875
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!