Союз МС и Прогресс МС

Автор anik, 11.08.2011 21:17:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://tass.ru/kosmos/3419933
ЦитироватьКосмические корабли новой серии "Союз МС" получат многоразовый "черный ящик"
 30 июня, 16:40 UTC+3

 Аппаратура будет регистрировать и сохранять речевую и телеметрическую информацию с датчиков корабля
 
МОСКВА, 30 июня. /ТАСС/. Многоразовая система запоминания информации СЗИ-М будет установлена на космическом корабле новой серии "Союз МС", который отправится к Международной космической станции 7 июля, сообщает разработчик системы - компания "Российские космические системы".
"Важной особенностью СЗИ-М является возможность его многократного применения. После возвращения космонавтов на Землю и посадки корабля считанная информация обрабатывается. Систему СЗИ-М направляют в НПО измерительной техники для послеполетного технического обслуживания и подготовки к следующему полету. Каждая система может побывать в космосе до 10 раз, а количество циклов перезаписи СЗИ-М составляет не менее 100 тысяч", - говорится в сообщении, поступившем сегодня в ТАСС.
Аппаратура будет регистрировать и сохранять речевую и телеметрическую информацию с датчиков корабля. Она способна выдержать удар о землю со скоростью до 150 м/с и в течение 30 минут выдержать температуру до 700 градусов Цельсия.

Смотрите также

      Модернизированные транспортные корабли "Союз МС"
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Chilik

ЦитироватьSalo пишет:
"...Каждая система может побывать в космосе до 10 раз, а количество циклов перезаписи СЗИ-М составляет не менее 100 тысяч", - говорится в сообщении, поступившем сегодня в ТАСС
Цифра 10 полётов явно не связана с количеством посадок в расчётных аварийных режимах. Поэтому есть некоторое недоумение. Что там может иметь ресурс 10 посадок? Единственное, что придумывается - это разъёмы, но уж их-то делать вроде бы научились. Что ещё может сломаться или проглючить (при условии, что разработчик квалифицирован и пряморук)? Или это просто способ обеспечить постоянный заказ на новые модули?

Salo

Цитировать Anatoly Zak ‏@RussianSpaceWeb  
The ultimate guide and comprehensive history of #SoyuzMS variant: http://www.russianspaceweb.com/soyuz-ms.html
 
  8:55 - 8 июл. 2016 г.

Anatoly Zak ‏@RussianSpaceWeb
#SoyuzMS01 to take its main exam today with a rendezvous at #ISS. Here is Kurs-NA profile: http://www.russianspaceweb.com/soyuz-ms-kurs-na.html ...
 
 5:49 - 8 июл. 2016 г.


Anatoly Zak ‏@RussianSpaceWeb 7 июл.
 #SoyuzMS01 BIO, PART 3: It's perfect time to take a look at the propulsion: http://www.russianspaceweb.com/soyuz-ms-kdu.html ... Very rare stuff!

Anatoly Zak ‏@RussianSpaceWeb
#SoyuzMS01 crew to rely on new "Black Box." Details: http://www.russianspaceweb.com/soyuz-ms-szi-m.html ...
 
 10:07 - 7 июл. 2016 г.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://tass.ru/kosmos/3699638
ЦитироватьРоскосмос продлит сроки эксплуатации кораблей "Союз" с 200 суток до года
12 октября, 18:22 UTC+3
 Также планируется заменить импортные комплектующие на отечественные в телевизионной системе "Союза" "Клест-М" и командно-телеметрической системе
 
МОСКВА, 12 октября. /ТАСС/. Роскосмос планирует увеличить до года срок нахождения космического корабля "Союз" в космосе, говорится в конкурсной документации на сайте госзакупок.
Согласно конкурсу "Транспортно-техническое обеспечение российского сегмента МКС", к апрелю 2021 года составные части пилотируемых "Союз МС" и грузовых "Прогресс МС" должны быть доработаны, чтобы увеличить полетный ресурс этих кораблей до 370 суток.
В текущем виде корабли "Союз МС" и "Прогресс МС" могут находиться в космосе 200 суток.
Кроме того, конкурс предусматривает замену импортных комплектующих на отечественные аналоги в телевизионной системе "Союза" "Клест-М", единой командно-телеметрической системе и малогабаритной бортовой информационно-телеметрической системе.
"Союз МС" ("МС" - "модернизированные системы") - новый российский пилотируемый космический корабль. Входит в семейство кораблей "Союз" (первый запуск состоялся в 1966 г., первый пилотируемый - в 1967 г.). Первый корабль этой серии стартовал к МКС 7 июля этого года.
"Союз МС", как и предыдущая модификация ("Союз ТМА-М"), создан на базе серии "Союз ТМА" (эксплуатировался в 2002-2011 гг.) путем глубокой модернизации. Новая версия отличается от предыдущей обновленной командно-телеметрической системой, способной работать через спутники- ретрансляторы "Луч", новой системой сближения и стыковки "Курс-НА" и другим оборудованием. Кроме того, на кораблях новой серии улучшена система электропитания, а солнечные батареи вырабатывают больше энергии.       
Смотрите также
                       
      Пилотируемый космический корабль "Союз МС". Досье
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Борис Лучников

У меня вот такой вопрос возник - американцы создали грузовик с возвращаемым на землю отсеком. А нет ли потребности в корабле такого класса у Роскосмоса и что если создать его на базе пилотируемого Союза-МС?

Новый корабль будет иметь все те же элементы что и пилотируемый, но с него будут сняты все системы, необходимые для пилотируемой версии. И даже, если для возвращаемых грузов это будет не противопоказано, возвращаемый аппарат станет баллистическим, а посадка будет жёсткой или на воду. С него снимут систему управления ВА в атмосфере при спуске и твердотопливные двигатели мягкой посадки. ВО рассчитан на перегрузку до 9 единиц. Так же за счет отсутствия САС как и у Прогресса, тоже частично масса высвободится в пользу увеличения полезной нагрузки. Если убрать 3 космонавтов, их кресла, СЖО, аварийные запасы, пульты управления и всё прочее, то я думаю, что такой корабль сможет сажать на землю 500-600 кг груза. В то же время его БО может быть использован для утилизации отходов при возвращении на землю.

Такой корабль можно будет создать достаточно быстро с минимальными затратами. За счёт снятия всех ненужных беспилотной версии систем, корабль удастся максимально удешевить в производстве. Ракета и головной обтекатель как у грузового Прогресса.

Chilik

ЦитироватьБорис Лучников пишет:
А нет ли потребности в корабле такого класса у Роскосмоса и что если создать его на базе пилотируемого Союза-МС?
Вот это на самом деле и является главным вопросом.
Что возить с орбиты? Использованные памперсы?
Пока вроде бы обратный грузопоток вполне обслуживается "Союзами".
Если правильно понимаю, то исходно "Прогресс" проектировался как беспилотный грузовик на базе "Союза" и уже на довольно раннем этапе разработчики поняли, что обратный грузопоток слишком мал, чтобы тратить массу на возвращаемый СА.

Борис Лучников

ЦитироватьChilik пишет:
Вот это на самом деле и является главным вопросом.
Что возить с орбиты? Использованные памперсы?
Пока вроде бы обратный грузопоток вполне обслуживается "Союзами".
Если правильно понимаю, то исходно "Прогресс" проектировался как беспилотный грузовик на базе "Союза" и уже на довольно раннем этапе разработчики поняли, что обратный грузопоток слишком мал, чтобы тратить массу на возвращаемый СА.
Согласен. А что на Драгоне назад возят и сколько?

Slowspeed

#867
Вообще-то на орбите проводятся научные эксперименты. Выращивают искусственные алмазы, выращивают картофель, морозят тихоходок. Разве не интересно привести это на Землю? На ebay их с руками оторвут, а роскосмосу доход...

Salo

http://tass.ru/kosmos/3970437
ЦитироватьПервый пилотируемый трехчасовой полет к МКС может состояться в 2019-2020 годах
 25 января, 16:50 UTC+3
 Внедрением двухвитковой схемы Россия создаст космическую транспортную систему нового поколения
 
МОСКВА, 25 января. /ТАСС/. Первый пилотируемый полет к Международной космической станции по двухвитковой схеме (продолжительность - три часа) может состояться в 2019-2020 годах. Об этом сообщил специалист ракетно-космической корпорации "Энергия" Рафаил Муртазин.
"Первый полет по двухвитковой схеме может начаться в 2017-2018 годах на грузовом корабле "Прогресс", а пилотируемый полет - в 2019-2020 годах", - сказал он, выступая на Академических чтениях по космонавтике.
По словам Муртазина, сокращение времени полета до стыковки со станцией важно для реализации двухпусковых схем полета к Луне в будущем.
Ранее сообщалось, что специалисты РКК "Энергия" рассматривают возможность доставки экипажей и грузов на МКС за три часа, а не за шесть часов ("короткая схема") или двое суток, как это происходит сейчас. Они считают, что в будущем этот подход может быть использован при запусках космических кораблей, например, корабля "Федерация" к орбитальной станции с космодрома Восточный.
Для реализации двухвитковой схемы в РКК "Энергия" разработан способ управления, заключающийся в выведении космического корабля на орбиту, не совпадающую с траекторией движения космической станции.
Внедрение новой схемы будет означать создание в России космической транспортной системы нового поколения (ракеты и корабли с цифровыми системами управления, оснащенными автономными системами спутниковой навигации) по оперативному доступу к МКС и околоземным объектам, отметили специалисты.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Блудный

ЦитироватьSalo пишет:
Ранее сообщалось, что специалисты РКК "Энергия" рассматривают возможность доставки экипажей и грузов на МКС за три часа, а не за шесть часов ("короткая схема" ;)  или двое суток, как это происходит сейчас.

Трёхвитковой значит не будет? А двух хватит экипажу "на прокашляться"?

vadimr

ЦитироватьChilik пишет:
ЦитироватьSalo пишет:
"...Каждая система может побывать в космосе до 10 раз, а количество циклов перезаписи СЗИ-М составляет не менее 100 тысяч", - говорится в сообщении, поступившем сегодня в ТАСС
Цифра 10 полётов явно не связана с количеством посадок в расчётных аварийных режимах. Поэтому есть некоторое недоумение. Что там может иметь ресурс 10 посадок? Единственное, что придумывается - это разъёмы, но уж их-то делать вроде бы научились. Что ещё может сломаться или проглючить (при условии, что разработчик квалифицирован и пряморук)? Или это просто способ обеспечить постоянный заказ на новые модули?
Почему именно посадок? Например, радиационная стойкость на несколько лет парковки на МКС.

Brake

Цитироватьvadimr пишет:
ЦитироватьChilik пишет:
ЦитироватьSalo пишет:
"...Каждая система может побывать в космосе до 10 раз, а количество циклов перезаписи СЗИ-М составляет не менее 100 тысяч", - говорится в сообщении, поступившем сегодня в ТАСС
Цифра 10 полётов явно не связана с количеством посадок в расчётных аварийных режимах. Поэтому есть некоторое недоумение. Что там может иметь ресурс 10 посадок? Единственное, что придумывается - это разъёмы, но уж их-то делать вроде бы научились. Что ещё может сломаться или проглючить (при условии, что разработчик квалифицирован и пряморук)? Или это просто способ обеспечить постоянный заказ на новые модули?
Почему именно посадок? Например, радиационная стойкость на несколько лет парковки на МКС.
К тому-же, 10 полетов это 10-20 лет эксплуатации. После, скажем... 10 лет - в топку.
«Первый пуск носителя «Космос-3М» прошёл успешно, не считая того, что вырвало стартовый пневмощит с места крепления, а заправочные рукава улетели вместе с ракетой».

Salo

ЦитироватьLeonar пишет:

«Создание ракетно-космического комплекса с транспортным пилотируемым кораблем «Союз МС» и транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС». Шифр СЧ ОКР: «МКС» (РКК МС)    73.10.13.000 КОМПЛ 12 788 142 700,00  1.00 12 788 142 700,00  
 
Итого: 12 788 142 700,00  
 http://www.zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/payment-info-and-target-of-order.html?reestrNumber=4770238802716000051
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

zandr

http://tass.ru/kosmos/3998648
ЦитироватьРКК "Энергия" начнет запускать микроспутники с грузовиков "Прогресс"
МОСКВА, 6 февраля. /ТАСС/. РКК "Энергия" предлагает российским вузам новую схему для запуска микроспутников - с помощью грузовых космических кораблей "Прогресс МС". Об этом сообщила пресс-служба корпорации.
"Первый спутник планируется запустить в 2017 году по заказу Национального исследовательского технологического университета "МИСиС", - говорится в сообщении.
Аппараты предполагается запускать с помощью специальных контейнеров на внешней поверхности грузового корабля. Как уточнили в пресс-службе, это могут быть коммерческие, образовательные или прикладные спутники небольших размеров.
В корпорации напомнили, что запуски грузовых кораблей "Прогресс" проводятся три раза в год. Высота орбиты выведения спутников - 260-410 км. При этом в автономном полете корабля орбита может быть поднята до 500 км.

Прежде российские микроспутники выводили на орбиту либо при попутном запуске других космических аппаратов, либо во время выхода с МКС в открытый космос российских космонавтов. На американском сегменте МКС в японском модуле "Кибо" при этом есть специальное устройство J-SSOD (Small Satellite Orbital Deployer) для запуска малых спутников (кубсатов) прямо со станции. На российском сегменте такой техники нет.
Как сообщалось ранее, на внешней поверхности корпуса грузовиков "Прогресс МС" могут устанавливаться четыре пусковых контейнера, с помощью которых планируется запускать до 24 сверхмалых спутников стандарта CubeSat.

Дем

ЦитироватьSalo пишет:
Каждая система может побывать в космосе до 10 раз, а количество циклов перезаписи СЗИ-М составляет не менее 100 тысяч"
не понял - это означает что "Федерации" не будет?
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

zandr

#875
http://www.energia.ru/ru/iss/iss50/progress_ms-05/photo_02-27.html
ЦитироватьРКК «Энергия»: корабль «Прогресс МС-05» доставил грузы на МКС
Транспортный грузовой корабль (ТГК) новой серии «Прогресс МС-05» 24 февраля в 11:30 по московскому времени успешно пристыковался к стыковочному отсеку (СО1) «Пирс» Международной космической станции (МКС).
...
Транспортный грузовой корабль «Прогресс МС» предназначен для доставки на Международную космическую станцию сухих грузов, компонентов топлива, запасов воды и газа, выполнения динамических операций в составе станции с использованием собственных двигателей, а также для эвакуации отходов и отработавшего оборудования со станции. К дополнительным задачам корабля относятся проведение космических экспериментов в автономном полете и летная отработка бортовых систем и их элементов.
Корабли новой модификации «Прогресс МС» и «Союз МС» результат глубокой модернизации кораблей «Прогресс М» и «Союз ТМА». Бортовая командная радиотехническая система «Квант-В» заменена на единую командно-телеметрическую систему с дополнительным телеметрическим каналом. Новая командная радиолиния принимает сигналы через спутники-ретрансляторы «Луч-5», благодаря чему расширились зоны радиовидимости кораблей - до 70% от длительности витка. Корабли комплектуются современной бортовой радиотехнической системой сближения и стыковки «Курс-НА». Вместо аналоговой телевизионной системы «Клёст» на кораблях используется цифровая телевизионная система. В состав бортовой аппаратуры кораблей модификаций «Союз МС» и «Прогресс МС» вошел новый цифровой блок управления резервным контуром разработки РКК «Энергия», модернизированный блок датчиков угловых скоростей БДУС-3А и светодиодная фара СФОК. Благодаря применению новых наземных и бортовых радиотехнических систем стало возможным использование современных протоколов передачи информации, в результате чего улучшилась стабильность работы системы управления корабля.

А.Фарафонов

Цитироватьzandr пишет:
http://www.energia.ru/ru/iss/iss50/progress_ms-05/photo_02-27.html
Прошел по ссылке, увидел фотографию. Оригинал фотографии ищется за 3 минуты, зачем выкладывать эту размазню? https://www.flickr.com/photos/nasa2explore/32900625485/

zandr

А.Фарафонов, это не ко мне! Специально не стал её прихватывать вставляя новость целиком в теме Прогресс МС-05 - там хороших фоток предостаточно.

zandr

http://tass.ru/info/4195844
ЦитироватьКосмический корабль "Союз МС"

© Jeff Williams/NASA
ТАСС-ДОСЬЕ. 20 апреля 2017 г. в 10:13 мск запланирован запуск с космодрома Байконур ракеты-носителя "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-04".
Первооткрыватели, рекордсмены, космонавты, астронавты и туристы — мы собрали информацию обо всех, кто когда-либо совершал космические полеты
На Международную космическую станцию (МКС) отправятся два члена экспедиции МКС-51/52 - россиянин Федор Юрчихин (для него этот космический полет станет пятым по счету) и американец Джек Фишер (без опыта космических полетов). Стыковка корабля с МКС запланирована на 16:22 мск в тот же день.
Союз МС-04 станет первым кораблем серии, который получит собственное имя. Как сообщили 19 апреля в пресс-службе Роскосмоса, "Союз" был назван "Арго" в честь корабля из древнегреческой мифологии.
"Союз МС" ("МС" - "модернизированные системы")  - российский пилотируемый космический корабль. Входит в семейство кораблей "Союз" (первый запуск состоялся в 1966 г., первый пилотируемый - в 1967 г.).
История проекта
Головной разработчик и производитель - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С. П. Королёва (РКК "Энергия"; г. Королёв, Московская обл.).
Эскизный проект корабля, разработанный по заданию Федерального космического агентства (ныне - госкорпорация "Роскосмос") , был одобрен на заседании научно-технического совета РКК "Энергия" в августе 2011 г. "Союз МС", как и предыдущая модификация ("Союз ТМА-М") , создан на базе серии "Союз ТМА" (эксплуатировалась в 2002-2011 гг.) путем глубокой модернизации.
Предназначение
Предназначен для доставки экипажей на МКС (до 2011 г. эту функцию также осуществляли американские многоразовые корабли типа Space Shuttle, "Спейс Шаттл")  и обратно на Землю. Выполняет роль корабля-спасателя в случаях вынужденной или аварийной эвакуации экипажа (при возникновении опасной ситуации на станции, заболевания или травмы космонавтов).
Кроме того, используется для доставки на станцию и возвращения на Землю небольших грузов (научно-исследовательской аппаратуры, личных вещей космонавтов, результатов экспериментов и др.), удаления отходов с МКС в бытовом отсеке.
Характеристики
Внешняя конфигурация "Союза МС" полностью соответствует кораблям двух предыдущих серий. Он состоит из трех отсеков: приборно-агрегатного, бытового и спускаемого аппарата.
Длина - 6,98 м, максимальный диаметр - 2,72 м, диаметр жилых отсеков - 2,2 м.
Стартовая масса корабля - 7,22 т, масса спускаемого аппарата - около 2,9 т, масса полезного груза - до 100 кг (при экипаже из трех человек).
Рассчитан на экипаж от двух до трех человек (при росте космонавта 150-190 см и весе 50-95 кг). Полетный ресурс - 200 суток.
Стыковка с МКС может осуществляться как в автоматическом, так и в ручном режиме управления (командиром корабля).
Модернизация
В "Союзе МС" были обновлены практически все внутренние системы:
- Усовершенствована система управления движением и навигацией, которая обеспечивает связь с космонавтами на всем этапе полета. Благодаря ей обнаружение спускаемого аппарата занимает меньше времени.
- Бортовая командная радиотехническая система "Квант-В" заменена на единую командно-телеметрическую систему ЕКТС- ТКА (впервые была установлена на грузовой корабль "Прогресс МС-01", запуск - 21 декабря 2015 г.). Новая командная радиолиния обеспечивает прием сигналов через спутники- ретрансляторы "Луч-5" (в декабре 2015 г. система "Луч" в составе трех спутников была принята в эксплуатацию). Это позволяет поддерживать связь с кораблем практически в любой точке орбиты, а не только над территорией России, где расположены наземные станции связи.
- Вместо аппаратуры радиоконтроля орбиты применяется система автономной спутниковой навигации (АСН), которая позволяет определять параметры движения корабля по сигналам от спутников навигационных систем ГЛОНАСС и GPS  и тем самым упрощает задачу точного определения координат и скорости корабля на орбите (без привлечения дополнительных наземных средств). АСН позволяет определять параметры орбиты корабля с точностью до 5 м, координаты при сближении корабля со станцией - до одного метра (в перспективе будет доведена до 3-4 см).
- Модернизирована система стыковки и сближения со станцией.
- Научно-исследовательский институт точных приборов (Москва) заменил свою же систему "Курс-А" на "Курс-НА" (НА - "новая активная") . Она обеспечивает автономное сближение и стыковку корабля со станцией, в системе "Курс-НА" используются современные методы цифровой обработки сигналов. Кроме того, она вдвое легче и в три раза экономичнее по энергопотреблению аппаратуры предыдущего поколения.
- Для надежности в состав стыковочного механизма введены дублирующие электродвигатели.
- Вместо аналоговой телевизионной системы "Клёст" на "Союзе МС" используется цифровая телевизионная система (поддерживает связь между кораблем и станцией посредством межбортовой радиолинии).
- Повышена эффективность солнечных батарей путем увеличения их площади и мощности фотоэлементов. "Союз МС" получил дополнительную защиту от космического мусора и микрометеоритов.
- На спускаемом аппарате корабля используемая ранее система запоминания информации (СЗИ) заменена на многоразовый "черный ящик". Модернизированная система СЗИ-М разработана Научно-производственным объединением измерительной техники (г. Королев Московской обл.; входит в структуру компании "Российские космические системы") . Этот небольшой прибор располагается под креслом пилота, может использоваться для полетов до 10 раз и имеет ударотеплозащитный корпус: способен выдержать удар о землю со скоростью до 540 км/ч и температуру до 700 градусов Цельсия в течение 30 мин. С его помощью во время полета записывается техническая информация, физиологические параметры космонавтов и аудиоинформация.
Запуски
Запуски проводятся с космодрома Байконур (Казахстан; арендуется Россией) с помощью ракеты-носителя "Союз- ФГ" (изготовитель - самарский Ракетно-космический центр "Прогресс") . В первых полетах корабля для отработки установленных на нем новых систем используется двухсуточная 34-витковая схема сближения с МКС вместо укороченной шестичасовой (начала применяться для пилотируемых кораблей с марта 2013 г.), когда корабль делает всего четыре витка вокруг Земли.
Всего осуществлено три запуска пилотируемого корабля - все успешные.
Впервые "Союз МС" был выведен на околоземную орбиту 7 июля 2016 г. Через двое суток, 9 июля, корабль доставил на МКС членов экспедиции МКС-48/49, а 30 октября спускаемый аппарат корабля вернул экипаж на Землю.
Второй корабль - "Союз МС-02" с экипажем МКС-49/50 - был запущен 19 октября 2016 г. Стыковка со станцией состоялась 21 октября 2016 г. Корабль находился в составе МКС до 10 апреля 2017 г.: после отделения от станции спускаемый аппарат корабля вернул экипаж на Землю.
17 ноября 2016 г. выведен в космос третий корабль. 20 ноября он доставил на МКС трех членов экспедиции МКС-50/51.
Перспектива
Впоследствии на основе новых технических решений пилотируемого "Союза МС", а также автоматического грузового корабля "Прогресс МС" (начал эксплуатироваться в 2015 г.) РКК "Энергия" планирует создать многоразовый пилотируемый транспортный корабль, получивший название "Федерация". В августе 2015 г. корпус его возвращаемого аппарата впервые демонстрировался широкой публике на авиасалоне МАКС в г. Жуковском (Московская обл.). Согласно Федеральной космической программе России на 2016-2025 гг. (утверждена 23 марта 2016 г. постановлением правительства РФ), первый запуск "Федерации" в беспилотном варианте может состояться в 2021 г. с космодрома Восточный, а первый пилотируемый - в 2023 г.

zandr

http://tass.ru/kosmos/4198624
ЦитироватьРоскосмос не исключает продления программы летных испытаний кораблей "Союз МС"
КОРОЛЕВ /Московская область/, 20 апреля. /ТАСС/. Программа летных испытаний пилотируемых кораблей новой серии "Союз МС" может быть продлена. Об этом в четверг сообщил журналистам исполнительный директор по пилотируемым космическим программам госкорпорации "Роскосмос" Сергей Крикалев.
"Изначально предполагалось провести летные испытания на четырех кораблях. Программа еще не закончилась и должна завершиться посадкой "Союза МС-04". Не исключено, что мы можем продлить программу испытаний. На первых двух кораблях были определенные нюансы, они сейчас исправляются. Посмотрим, как будут обработаны результаты предыдущих испытаний", - сказал он.
Отвечая на соответствующий вопрос ТАСС, Крикалев сообщил, что в случае продления программы для ее завершения могут потребоваться "один-два" запуска.
Ракета-носитель "Союз-ФГ" с кораблем "Союз МС-04" стартовала с "Гагаринского старта" космодрома Байконур в четверг, в 10:13 мск. Через девять с половиной минут корабль был выведен на околоземную орбиту. Полет к МКС проходил по укороченной шестичасовой схеме. В 16:18 мск корабль пристыковался к станции.