Dream Chaser - NASA коммерческий контракт с SpaceDev

Автор frigate, 02.02.2010 12:49:16

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

triage

#720
Из тех же исторических изысков. В следующей части большего толмуда
Цитировать http://www.dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/a302634.pdf
THE HYPERSONIC REVOLUTION: EIGHT CASE STUDIES
 IN THE HISTORY OF HYPERSONIC TECHNOLOGY 
Edited by Richard P. Hallion 
Volume II: From Scramjet to the National Aero-Space Plane (1964-1986) 
....
Aeronautical Systems Division Wright-Patterson Air Force Base, Ohio
1987
были найдены доступные публикации в прессе где спокойно печатали изображения и события по HL-10, и программе военных SV-5 (беспилотной SV-5D и пилотируемой SV-5P (X-24A)).
Последняя ссылка это статья указанная источником, более поздние не искались, сформировано переходя на указанные ранние статьи
Спойлер
18 марта 1963 p52 http://archive.aviationweek.com/issue/19630318#!&pid=52 - статья 1 стр с изображаениями M-2, занятно что шасси - передняя колесо, у шасси под крыльеми - лыжи. Даже в космосе рисуют
9 сентября 1963 p34 http://archive.aviationweek.com/issue/19630909#!&pid=34 заметка на страницу с изображениями M-2
6 апреля 1964 p27 http://archive.aviationweek.com/issue/19640406#!&pid=26 небольшая заметка M-2 и HL-10
27 апреля 1964 p30 http://archive.aviationweek.com/issue/19640427#!&pid=30 небольшая заметка START и ASSET
27 апреля 1964 p34 http://archive.aviationweek.com/issue/19640427#!&pid=34 небольшая заметка HL-10 и M-2
15 июня 1964 p74 http://archive.aviationweek.com/issue/19640615#!&pid=74 небольшая заметка HL-10 и M-2
22 июня 1964 p53 http://archive.aviationweek.com/issue/19640622#!&pid=52 - статья на 2 стр с изображениями про военную SV-5 (Martin M-103) (но на рисунке что-то другое) и упоминание HL-10 и M-2/F-2
13 июля 1964 p20 http://archive.aviationweek.com/issue/19640713#!&pid=20 - заметка на 2 стр с изображениями M-2/F-2 и HL-10
15 февраля 1965 p52  http://archive.aviationweek.com/issue/19650215#!&pid=52 - заметка на 1 стр M-2/F-2, с небольшой заметкой Space Shuttle где что-то про Европу и Италию
8 марта 1965 p20 http://archive.aviationweek.com/issue/19650308#!&pid=20 - статья на 2 стр про начало пилотируемой программы вояк с фото малой модели SV-5, что-то что модель была продута в Ленгли в 1963 году
15 марта 1965 p292 http://archive.aviationweek.com/issue/19650315#!&pid=292 - небольшая заметка 
3 мая 1965 p26 http://archive.aviationweek.com/issue/19650503#!&pid=26 - небольшая заметка
31 мая 1965 p64 http://archive.aviationweek.com/issue/19650531#!&pid=64 - на 2 стр с упоминанием M-2/F-2 и схемами
21 июня 1965 p26 http://archive.aviationweek.com/issue/19650621#!&pid=26 - небольшая статья с фото M2/F2
28 июня 1965 p19 http://archive.aviationweek.com/issue/19650628#!&pid=18 - на 0,5 стр про M-2, так же HL-10, SV-5
28 июня 1965 p83 http://archive.aviationweek.com/issue/19650628#!&pid=82 фото M2/F2, упоминание HL-10
16 августа 1965 p34 http://archive.aviationweek.com/issue/19650816#!&pid=34 на 1,5 стр с M2/F2, HL-10 и много про вояк и START, PRIME, PILOT, SV-5R, SV-5D
21 февраля 1966 p61 http://archive.aviationweek.com/issue/19660221#!&pid=60 - 4 стр с описанием HL-10 (.....1,2,4,6,8 man version), и упоминания M2/F2
18 апрель 1966 p28 http://archive.aviationweek.com/issue/19660418#!&pid=28 небольшая заметка c HL-10, M-2/F-2 с упоминанием SV-5, но странный текст что Ленгли НАСА выбрало Martin Co для постройки базирующегося на HL-10
2 мая 1966 p26 http://archive.aviationweek.com/issue/19660502#!&pid=26 небольшая заметка о SV-5P с картинкой корабля, где уже Martin Co выбирают вояки
16 май 1966 http://archive.aviationweek.com/issue/19660516#!&pid=64 - большая статья с хорошими фотографиями SV-5D и SV-5P, упоминанием HL-10 и M-2/F-2
....
[свернуть]

Если пойти другим путем и посмотреть какую параллель проводили в 80-х в этом издании AVIATION WEEK & SPACE TECHNOLOGY на известные фото Боров еще до события что американцы узнали название Бор. 
Поиск на промежуток запусков серии Бор-4
Спойлер
Цитировать....
 http://archive.aviationweek.com/issue/19780320/#!&pid=14 с левым рисунком большого шаттла, упоминают X-20 Dyna-Soar
...
 http://archive.aviationweek.com/issue/19820614/#!&pid=18 с левым рисунком, упоминают X-20 Dyna-Soar
 http://archive.aviationweek.com/issue/19820621/#!&pid=16 упоминают X-20 Dyna-Soar и ASSET
 http://archive.aviationweek.com/issue/19820301/#!&pid=24 упоминают X-20 Dyna-Soar
 http://archive.aviationweek.com/issue/19830314/#!&pid=110
 http://archive.aviationweek.com/issue/19830314/#!&pid=254 с левым рисунком
 http://archive.aviationweek.com/issue/19830321/#!&pid=18 упоминают ASSET
 http://archive.aviationweek.com/issue/19830328/#!&pid=14 c фотографией аппарата Бор-4, аппарат лежит на воде
 http://archive.aviationweek.com/issue/19830404/#!&pid=16 с фотографией аппарата Бор-4, но его не разобрать
 http://archive.aviationweek.com/issue/19830606/#!&pid=26 три фотографии аппарата Бор-4
 http://archive.aviationweek.com/issue/19840102/#!&pid=14 статья о еще одном запущенном макете
 http://archive.aviationweek.com/issue/19841203/#!&pid=18 про большой шаттл, но такой рисунок....
 http://archive.aviationweek.com/issue/19850107/#!&pid=18 статья о еще одном запущенном макете
 http://archive.aviationweek.com/issue/19850107/#!&pid=18 Рисунок посещение Салюта космонавтом из Шаттла  :)  
.....
 http://archive.aviationweek.com/issue/19860414/#!&pid=16 большой шаттл
 http://archive.aviationweek.com/issue/19871012/#!&pid=22

когда просто упоминали Бор
 http://archive.aviationweek.com/issue/19901008/#!&pid=46
 http://archive.aviationweek.com/issue/19901224/#!&pid=48
 http://archive.aviationweek.com/issue/19910909/#!&pid=68
[свернуть]
при регистрации можно смотреть издания.

p.s. большое спасибо тем кто сохранил, оцифровал и спонсировал.

Это сравнение конечно не в какие ворота, HL-10 или SV-5 (X-24A), но нашлось в библиотеке НАСА на Бор-4, это первоисточник по времени
ЦитироватьЖурнал Крылья Родины
Январь 1991
"Тихая" трагедия ЭПОСа
...
Напрасно начальник ОКБ космического филиала Юрий Дмитриевич Блохин в справке, подготовленной в феврале 1976 года для ЦК КПСС в дополнение к заявлениям в министерство, пытался убедить "верхи" в том, что работы, проводимые по программе ЭПОСа, и полученный в результате затрат на сумму около 75 миллионов рублей научно-технический задел объективно в ту пору были единственной в СССР практической базой для альтернативного решения по созданию многоразовой транспортной космической системы вообще, а по "горячей конструкции" — в особенности. Ссылался даже на то, что и в США фирма Макдоннелл-Дуглас свыше 7 лет проводила успешные исследования, а также летные эксперименты в целях отработки аппарата с несущим корпусом, используя малоразмерные аналоги типа Х-24, от которых можно было бы в дальнейшем перейти к созданию многоместного транспортного орбитального самолета по схеме "несущий корпус" . А уступила фирме Рокуэлл, протолкнувшей свой проект "Шаттла", отнюдь не по техническим аспектам — просто у Макдоннелл - Дуглас оказались слабее связи с Пентагоном.
...

Разворачивающиеся крылья под обтекателем примененные в Бор-4 это кажется только советское.
Будет ли крыло поворачиваться на определенный угол при снижении?

avmich

ЦитироватьApollo13 пишет:
ЦитироватьИскандер пишет:
То что Атлас в максимальной конфигурации не так страшно. Если что можно одноразовым F-9 вывести за куда более вменяемые деньги, а может Блок-5 и с возвратом ступени на баржу потянет... Но это перспективы.
По слухам рассматривался запуск Дрим Чейзера на Фалконе Хэви, но он не влазит под существующий обтекатель. На вопрос об увеличенном обтекателе в SpaceX ответили "конечно, если вы за это заплатите". На этом все и закончилось.
Хотя казалось бы - неужели разработать обтекатель настолько сложно по сравнению с разработкой Дрим Чейзера :) или неужели Фалькон-9 не настолько дешевле самого дорогого Атласа, чтобы игра не стоила свеч. Как-то не верится :) .

Думаю, Атлас взят для первого полёта из соображений надёжности и для избегания дополнительных затрат на ещё и разработку (сравнительно недорогого, но всё же) обтекателя. В дальнейшем, подозреваю, необходимость в Атласе значительно поубавится.

ken_park

ЦитироватьApollo13 пишет:
Цитироватьken_park пишет:
ЦитироватьApollo13 пишет:
И еще немаленький одноразовый багажник.
из "багажников" можно постоянно наращивать постояннонаращиваемый сегмент
Из Сигнусов тоже можно, но что-то не наращивают  :)
у сигнУсов в попе двигатель, а у этого в попе, простите, отверстие - так проще
ЦитироватьИскандер пишет:
Багажник - зло
че зло то? вспомните багажник Гермеса

Искандер

ЦитироватьApollo13 пишет:
ЦитироватьИскандер пишет:
То что Атлас в максимальной конфигурации не так страшно. Если что можно одноразовым F-9 вывести за куда более вменяемые деньги, а может Блок-5 и с возвратом ступени на баржу потянет... Но это перспективы.
По слухам рассматривался запуск Дрим Чейзера на Фалконе Хэви, но он не влазит под существующий обтекатель. На вопрос об увеличенном обтекателе в SpaceX ответили "конечно, если вы за это заплатите". На этом все и закончилось.
Это понятно, SpaceX сейчас не до DC! Тем более конкурента возить, когда деньги в дифиците и очень нужны для развития.
Все зависит от NASA, которым сейчас важно чтобы DC залетел.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

Искандер

Цитироватьken_park пишет: 
ЦитироватьИскандер пишет:
Багажник - зло
че зло то? вспомните багажник Гермеса
Так и в Гермеса "багажник" был злом - вынужденная мера т.к. не могли вписаться по масса-габаритам.
Багажник лишняя одноразовая сущность, которая усложняет и удорожает изделие. Существенный плюс - мусоровозка. Хотя в мусоре копаться иногда полезно.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

silentpom

в фалкон по длине или по ширине не влазил?

Apollo13

Цитироватьsilentpom пишет:
в фалкон по длине или по ширине не влазил?
По длине скорее всего. С диаметром там все нормально.

triage

#727
Завершая тему раскопок HL-20 и Бор-4 после просмотра фото Бора-4 в зарубежной прессе 1983 года зацепился за одно различие.

От фото Бор-4 до HL-20 - а его вид менялся, до Dream Chaser
Под Катом много фоток
Спойлер
  http://archive.aviationweek.com/issue/19830606/#!&pid=26


https://crgis.ndc.nasa.gov/historic/HL-20
https://crgis.ndc.nasa.gov/historic/File:L-89-5736.jpg


https://crgis.ndc.nasa.gov/historic/File:L-89-9451.jpg
1989 HL-20 model in tunnel test section, L-89-9451; Bldg 643


https://crgis.ndc.nasa.gov/historic/File:L-90-4915.jpg
1990 HL-20 model in tunnel test section, L-90-4915; Bldg 643


https://crgis.ndc.nasa.gov/historic/File:L-90-12048.jpg
At North Carolina State University in 1990


https://crgis.ndc.nasa.gov/historic/File:L-91-14834.jpg
HL-20 arrival at NASA Langley in 1991


https://crgis.ndc.nasa.gov/historic/File:HL-20_at_Day_Break-_LaRC.jpg


https://crgis.ndc.nasa.gov/historic/File:L-92-5124.jpg


https://crgis.ndc.nasa.gov/historic/File:EL-1996-00164.jpg


https://crgis.ndc.nasa.gov/historic/File:L-90-2285.jpg


А вот тут появляется одно из различий
В AW&ST это переход не заметен
старая версия законцовок
 http://archive.aviationweek.com/issue/19900924#!&pid=28
 http://archive.aviationweek.com/issue/19910318/#!&pid=154
 http://archive.aviationweek.com/issue/19930315/#!&pid=82
А тут http://archive.aviationweek.com/issue/19910715#!&pid=52 другие различия



https://crgis.ndc.nasa.gov/historic/File:L-93-2467.jpg


https://crgis.ndc.nasa.gov/historic/File:L-93-2468.jpg


SNC Dream Chaser Captive Carry Flight Test Video
Published on Jun 1, 2012




Sierra Nevada Corporation Dream Chaser Spacecraft Tow Test 2017
Published on Aug 24, 2017


Dream Chaser Free Flight Test 2017
Published on Nov 15, 2017


http://www.buran.ru/htm/bors.htm


У DreamChaser это сформированно туннелем и стыковочным узлом, в Бора это по причине аэродинамики
Это например Журналы Авиация и Космонавтика 2006№11 - 2007 №2




И отсюда http://orbicraft.livejournal.com/151035.html (часть)






Солянка






И для разнообразия бросающееся отличие между SV-5D (X-23) и SV-5P (X-24A) и Бор-4



 http://www.nationalmuseum.af.mil/Visit/Museum-Exhibits/Fact-Sheets/Display/Article/195893/sv-5d-prime-lifting-body/




Интересна модель слева вверху - как изменяется разрез фюзеляжа ближе к закрылкам в отличии от SV-5D SV-5P и Бор-4


[свернуть]

И пока искались хоть какие-то первоисточники картинок для Спирали, т.к. в 60-х годах публикация в западной прессе американских аппаратов с изображениями была.
Порядок поменян местами.
ЦитироватьВоздушно-орбитальная система «СПИРАЛЬ»

ЛУКАШЕВИЧ В.П. ТРУФАКИН В.А МИКОЯН С.А.

Журнал Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра... (номера можно найти в интернете)

Цитировать2007 N 2
Стр 26
...
После смерти А.А. Гречко гост министра обороны СССР в апреле 1976 года занял Д.Ф Устинов. Его мнение о перспективах развития боевых космических систем оставалось прежним - по его инициативе в СССР уже разворачивались поисковые работы над советской МКС «Энергия-Буран» - адекватным ответом американской МКС «Спейс Шаттл» (Space Shuttle). Дни ЭПОСа, как продолжения программы «Спираль», были уже сочтены.
...

Стр 28
...
Объяснять закрытие «Спирали» непониманием А А.Гречко или политическими амбициями Д.Ф.Устинова, равно как трениями между МАПом и МОМом - значит, существенно упрощать проблему. ... Естественно, в первую очередь они должны были реагировать на заокеанские вызовы, продвигая аналогичные отечественные разработки. Начались в США работы на ВКС «Дайна Сор» значит, нам нужно «Спираль». Но если «Дайно Сор» уже закрыта, и начались роботы по МКС «Спейс Шаттл», пусть более дорогой, но и значительно более эффективной - следовательно, у нас тоже должен быть такой корабль, пусть и в ущерб «Спирали».
...
Цитировать2006 N11
Стр.12
 Выбор облика орбитального самолете «Спираль» производился не совсем на пустом месте. Необходимо отметить, что при выборе компоновки и алгоритмов управления орбитального самолета «Спираль» наши конструкторы внимательно следили за американскими работами над исследовательскими беспилотными аппаратами ASV и AEV (6 успешных запусков на суборбитальные траектории с помощью баллистической PH «Тор» в период 1963-1965 годов), создававшимися в рамках программы ASSET.
Спойлер
Аппараты имели форму полуконуса с треугольным крылом и испытывались на скоростях, близких к первой космической.
 Кстати, в рамках программы «ASSET 5» 8 декабря 1964 г. состоялся первый запуск масштабной модели ракетно-космического самолета «Дайна Сор». В этот день с мыса Канаверал был осуществлен пуск модели летательного аппарата по суборбитальной траектории с помощью баллистической ракеты «Тор». Цель пуска по суборбитальной траектории - изучение аэродинамического обтекания самолета при движении в верхних слоях атмосферы. Максимальная высота подъема макета составила 53 км.
 Целью программы ASSET было исследование аэротермодинамических характеристик, прочности и упругости конструкции. Дальнейшим продолжением работ стала программа START, предусматривавшая исследование вопросов входа в плотные слои атмосферы космических аппаратов, использующих подъемную силу. В рамках программы START исследования проводились по двум направлениям:
[свернуть]
- запуск беспилотных аппаратов SV-5D (подпрограмма PRIME), в период с 21 сентября 1966 по 19 апреля 1967 г. выполнено три запуска ракетой-носителем «Атлас» с авиабазы ВВС Ванденберг в Калифорнии. Достигнута максимальная высота полета 152,4 км и скорость 7,37 км/сек.
 Первые два аппарата при входе в плотные слои атмосферы разрушились, третий аппарат вернулся благополучно;
- исследование пилотируемых гиперзвуковых летательных аппаратов на малых скоростях полета (подпрограмма PILOT). Подпрограммой PILOT, а также программой NASA MLBRP предусматривались летные исследования пилотируемых летательных аппаратов с несущим корпусом X-24А, Х-24В, M2-F1, M2-F2, HL-10 на дозвуковых и сверхзвуковых режимах полета. Целью испытаний являлось исследование ручного управления, обеспечение устойчивости и управляемости и горизонтальной посадки возвращаемых орбитальных самолетов с низким аэродинамическим качеством.
 К моменту выпуска в СССР аванпроекта «Спирали» в США уже проводились полеты пилотируемых аппаратов M2-F1 (всего было выполнено 100 полетов за самолетом-буксировщиком с последующей отцепкой на высоте 3600 м), M2-F2 (16 полетов) и HL-10 (24 полета). Разумеется, результаты этих испытаний, включая анализ причин аварии при посадке аппарата M2-F2, были известны в ОКБ Микояна.
Кажется автор говорит о разной программе Dyna-Soar - в США программ была закрыта Dyna-Soar декабре 1963 и продолжена в виде .... и закончилось PILOT в конце 1975 года. Ну и есть некоторые ошибки по тем же SV-5D о разрушении при входе в атмосферу.
Но о влиянии американских аппаратов на саму программу и аппараты можно говорить.

Искандер

#728
Крылатик для НОО, конечно был бы желателен. Я его вижу как увеличенный DC, скажем до ~20т полной массы (без багажника разумеется). В таком случае его можно использовать как грузовой и пассажирский челнок на НОО, к НОКС  или межпланетному кораблю. Только вот он под обтекатель никакой не влезет, разве что NG с его 7 метрами.
А DC маловат, корни растут от аварийно-спасательного корабля, где  эксплуатационные качества стояли не на первом месте...
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

ken_park

ЦитироватьИскандер пишет:
межпланетному кораблю
нафига козе баян крылья межпланетному кораблю?

avmich

Цитироватьken_park пишет:
ЦитироватьИскандер пишет:
межпланетному кораблю
нафига козе баян крылья межпланетному кораблю?
Для приземления на планету, имеющую атмосферу.

tnt22

Цитировать Sierra Nevada Corporation‏Подлинная учетная запись @SierraNevCorp 22 ч.назад

"It's a Great Day to Fly"-- Check out more video from our recent Free-Flight Test at @EdwardsAFB with support from @NASAArmstrong

Video (2:08 )
ЦитироватьКадр из видеоролика выше


SNC Dream Chaser: It's A Great Day To Fly
3 days ago More


Sierra Nevada CorporationPRO

View highlights from Sierra Nevada Corporation's completed free flight test of the Dream Chaser spacecraft in November 2017.

Download
Цитировать
SD 360p640 × 360 / 8.827MBDownload
SD 540p960 × 540 / 21.766MBDownload
HD 720p1280 × 720 / 33.729MBDownload
HD 1080p1920 × 1080 / 73.297MBDownload
Original1920 × 1080 / 465.043MBDownload

Искандер

Цитироватьken_park пишет:
ЦитироватьИскандер пишет:
межпланетному кораблю
нафига козе баян крылья межпланетному кораблю?
ЦитироватьИскандер пишет:
Крылатик для НОО
ЦитироватьИскандер пишет:
грузовой и пассажирский челнок на НОО, к НОКС или межпланетному кораблю "на НОО"
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

triage

#733
Офтопик
Кто хочет посмотреть "настоящий Dream Chaser" в музее   ;)  
 https://wingsmuseum.org/portfolio/dream-chaser/


они думали так просто  ;)  

Wings Over the Rockies Air & Space Museum
7711 East Academy Boulevard Denver, CO 80230-6929

а у HL-20 какое тонкое крыло у корпуса

PIN

ЦитироватьИскандер пишет:
Багажник лишняя одноразовая сущность, которая усложняет и удорожает изделие.
То есть, если все впихнуть в аппарат, можно сэкономить? Смешно.  

tnt22


Искандер

ЦитироватьPIN пишет:
ЦитироватьИскандер пишет:
Багажник лишняя одноразовая сущность, которая усложняет и удорожает изделие.
То есть, если все впихнуть в аппарат, можно сэкономить? Смешно.
Не всё, а все "гермо"-грузы и, естественно, все узлы и агрегаты КК (см. Гермес). Смех без причины...)
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

tnt22

https://www.businesswire.com/news/home/20180102005862/en/Triumph-Expands-Space-Applications-Contract-Dream-Chaser/
Цитировать
Triumph Expands Space Applications with Contract for Dream Chaser Spacecraft Landing Gear System
January 02, 2018 04:29 PM Eastern Standard Time

BERWYN, Pa.--(BUSINESS WIRE)--Triumph Group, Inc. (NYSE:TGI) announced today that its Integrated Systems business unit will provide the landing gear system for the Dream Chaser® spacecraft, a reusable, lifting-body vehicle in support of NASA's Commercial Resupply Services 2 (CRS2) program that will resupply the International Space Station. The contract for work was signed with Sierra Nevada Corporation (SNC), and includes the main and nose landing gear as well as integrated actuation solutions for the landing gear and gear door systems manufactured at Triumph's Redmond, Washington site.
Спойлер
"The landing gear system used on the Dream Chaser® spacecraft showcases our ability to design and integrate reliable systems for use on advanced aerospace applications that can withstand extreme conditions like those found in space," said Tom Holzthum, executive vice president, Triumph Integrated Systems. "We are proud to once again have our products support missions that serve the International Space Station."

Triumph Integrated Systems previously partnered with SNC to provide consulting services for the Commercial Crew Integrated Capability (CCiCap) program with NASA, also in support of the space station. In addition, the company also provides high precision miniature motors to support robotic satellite demonstration missions.

"Space applications exemplify the breadth of our technical capability," said Holzthum. "Our components and systems can perform under the demanding conditions needed to support space exploration programs." ...
[свернуть]

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

igorvele8