Тренажеры пилотируемых кораблей в ЦПК

Автор anik, 04.12.2009 00:11:35

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

anik

Тренажер ТДК-7СТ

Описание на примере тренажера ТДК-7СТ для "Союза ТМ"
Комплексный тренажер ТК «Союз ТМ» (ТДК-7СТ(2)) предназначен для подготовки членов экипажа к управлению кораблем «Союз ТМ» на всех этапах полета в штатных режимах и аварийных ситуациях с имитацией работы всех бортовых систем. На тренажере космонавты и астронавты также изучают конструкцию, компоновку и интерьер ТК «Союз ТМ».
В состав тренажера входит полноразмерный макет бытового отсека и СА с полным внутренним интерьером и рабочими местами экипажа в «Союзе ТМ». Вычислительный комплекс обеспечивает моделирование работы всех систем и режимов корабля, используемых на всех участках полета (кроме невесомости и перегрузки). Тренажер также оборудован средствами телевизионного наблюдения и медицинского контроля за состоянием космонавтов. С 1986 г. на нем прошли подготовку все экипажи по программе «Мир» и начали готовиться экипажи по программе МКС.

ТДК-7СТ №3
(для старых "Союзов ТМА" со старым "Нептуном-МЭ")



ТДК-7СТ №4
(для старых "Союзов ТМА" с новым "Нептуном-МЭ")





ТДК-7СТ №5
(для новых "Союзов ТМА" с новым "Нептуном-МЭ")





Тренажер "Дон-Союз"

Описание на примере тренажера "Дон-Союз" для "Союза ТМ"
Специализированный тренажер динамических режимов сближения, причаливания и стыковки «Дон-Союз» предназначен для отработки ручного управления кораблем «Союз ТМ» в следующих режимах: сближения, причаливания и стыковки со станцией и ее модулями; сближение без радиотехнической системы сближения «Курс» с помощью лазерного дальномера.
В состав тренажера входит полноразмерный макет спускаемого аппарата (СА) и бытового отсека корабля «Союз ТМ» с внутренним интерьером и рабочими местами экипажа. Тренажер обеспечивает моделирование работы всех систем корабля, используемых на участке сближения, облета, причаливания и стыковки. Тренажер оборудован средствами телевизионного наблюдения и медицинского контроля за состоянием космонавта.

Дон-Союз №1
(Спускаемый аппарат "Союза ТМА")




Дон-Союз №2
(Спускаемый аппарат "Союза ТМА" с бытовым отсеком)



Тренажер "Телеоператор"

Описание на примере тренажера "Телеоператор" для "Мира"
Специализированный тренажер «Телеоператор» предназначен для подготовки космонавтов по ручному телеоператорному управлению сближением и стыковкой грузовых кораблей и модулей со станцией «Мир», а также для отработки элементов программы полета, бортовой документации и методик телеоператорного управления сближением и стыковкой различных беспилотных объектов.
В состав тренажера входит макет рабочего места космонавта, оборудованного в кабине специализированного тренажера главного поста управления ОС «Мир» («Дон-ГП») с установкой штатных приборов и оборудования ТОРУ (стойка ТОРУ, ручки управления РУО и РУД и т.д.).
Тренажер моделирует работу всех систем ТКГ, модулей и штатного оборудования ТОРУ на станции «Мир», используемого на участке автоматического и ручного сближения, облета, причаливания и стыковки грузового корабля или модулей с ОК. Тренажер оборудован средствами телевизионного наблюдения и контроля за действиями космонавтов.

Телеоператор-ATV
(Служебный модуль)





Все описания тренажеров взяты из http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/208/03.shtml

ЛюдмилаЛ

Чудеса на свете случаются, но над этим надо много работать... /М. Задорнов/

Lanista

Крайне познавательно, спасибо!

Nicolas Pillet

In this document, it is written that ТДК means "Тренажер Даревского-Кулагина".

www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/dar.pdf

Is it a joke, or is it true ?

SFN

#4
ЦитироватьNicolas Pillet пишет:
ТДК means "Тренажер Даревского-Кулагина"
 А формально ТДК это "тренажер деятельности космонавта"?
 
 http://www.proza.ru/2013/10/12/719
 http://aviapanorama.ru/2010/02/lunnoe-tyagotenie-lii/

zandr

http://www.gctc.ru/main.php?id=3965
ЦитироватьКосмонавты отрабатывают навыки ручной стыковки «грузовика»
Штатно стыковка грузового космического корабля с МКС происходит в автоматическом режиме. В случае возникновения нештатной ситуации, по решению руководителя полётов, российский космонавт может в ручном режиме пристыковать «грузовик». Чтобы выполнение такой операции в космосе проходило успешно, в ЦПК космонавты отрабатывают навыки ручного управления «грузовиком» на тренажёре «Телеоператор».

Тренажёр представляет собой макет рабочего места, расположенного на центральном посту МКС, с установкой штатных приборов и оборудования по телеоператорному управлению (ТОРУ). Космонавт, выдавая команды с пульта управления, организует линию радиосвязи с грузовым кораблём и через его видеокамеру производит наблюдение за ситуацией, т.е. видит МКС и управляет кораблём таким образом, чтобы пристыковать корабль к заданному стыковочному узлу РС МКС. При сближении грузового корабля со станцией аппаратура ТОРУ находится в горячем резерве, поскольку космонавты должны быть готовы в любой момент, при возникновении нештатной ситуации, перейти к ручному управлению/
В Центре подготовки космонавтов за одну тренировку на «Телеоператоре» космонавт отрабатывает 4-5 сценариев стыковки грузового корабля со станцией, в каждом из них решая несколько различных нештатных ситуаций. Так, есть случаи, при которых переход в ТОРУ не выполняется, но космонавт обязан выдать определённые команды, например, если изображение стало плохим или завис дисплей/

Другие нештатные ситуации, такие как авария системы управления движением или уход изображения станции, приводят к переходу в режим ручного управления. Также могут возникнуть ситуации в ТОРУ, когда космонавт обязан выполнить определённые действия. Все различные варианты возникновения нештатных ситуаций моделируются на тренажёре «Телеоператор» и отрабатываются космонавтами на тренировках/
Примечательно, что если тренировку космонавты могут проходить как по одному, так и вдвоём, то в реальности подобные операции выполняют всегда два оператора. Первый непосредственно управляет кораблём, а второй контролирует действия первого и работу бортовых систем. В случае необходимости он обязан подсказать, что делать в нештатной ситуации согласно бортовой документации/
На днях такая тренировка прошла у Героя Российской Федерации, лётчика-космонавта РФ Олега Артемьева, а сегодня оттачивали своё мастерство на тренажёре «Телеоператор» Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт РФ Алексей Овчинин и космонавт-испытатель Сергей Прокопьев/

«Это очень важные серьёзные тренировки, которые ставятся на высокий уровень и оцениваются всегда большим количеством специалистов, – подчеркнул Сергей Валерьевич. – Хотя стыковки вручную происходят довольно редко, экипаж должен быть хорошо подготовлен к таким нештатным ситуациям, чтобы не подвергать опасности жизни экипажа всей станции».
Для справки: Всего на сегодняшний день выполнено 12 стыковок в режиме ТОРУ. Крайняя стыковка грузового корабля «Прогресс М-21М» в режиме ТОРУ состоялась 30 ноября 2013 года. Из-за сбоя датчиковой аппаратуры системы «Курс-НА» с дальности 50 по указанию руководителя полёта РС МКС Владимира Соловьёва Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт РФ Олег Котов перешёл в ТОРУ и выполнил стыковку.
Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК

zandr

http://www.gctc.ru/main.php?id=3992
ЦитироватьЭкипажи МКС-54/55 сдали экзамен по ручным динамическим режимам
У основного и дублирующего экипажей МКС-54/55 прошёл экзамен по ручному причаливанию и перестыковке транспортного пилотируемого корабля «Союз МС» на специализированном тренажёре «Дон-Союз».

В отличие от режима сближения, о котором мы подробно писали на прошлой неделе, при выполнении режимов причаливания командир корабля и бортинженер находятся в спускаемом аппарате. Каждый член экипажа выполняет по четыре режима – перестыковку с одного стыковочного узла российского сегмента на другой, причаливание к стыковочному узлу при нахождении на оси узла, режим ручного облёта, а также режим на обеспечение безопасности с повышенной радиальной скоростью корабля.
Экипаж при выполнении режима обязан был распознать возникшую нештатную ситуацию, парировать её развитие организацией контура ручного управления, осуществить облёт МКС на заданной дальности, выйти на ось стыковочного узла и выполнить причаливание. Режимы оценивались по действиям экипажа согласно бортовой документации, методики ручного управления, параметрам касания, расходу топлива и дальности облёта.
Наиболее важным элементом при касании является скорость касания корабля со станцией, которая должна быть не более 0,15 м/c. Малейшая ошибка, неточность при пилотировании могут привести к превышению заданного параметра. Превышение даже на 0,001 по скорости грозит получением итоговой оценки за экзаменационную тренировку «2», а в итоге – пересдача экзамена.

Космонавты оперативно реагировали на нештатные ситуации, грамотно и уверенно действовали при выполнении всех режимов. Экзаменационная комиссия отметила слаженную согласованную работу обоих экипажей, которые получили заслуженные «пятёрки».
В ближайшее время члены основного и дублирующего экипажей МКС-54/55 будут сдавать экзамены по ручному управляемому спуску ТПК «Союз МС». Напомним, что в состав основного экипажа МКС-54/55 входят космонавт Роскосмоса Антон Шкаплеров, астронавт НАСА Скотт Тингл и астронавт ДжАКСА Норишиге Канаи. В составе дублирующего экипажа – космонавт Роскосмоса Сергей Прокопьев, астронавт ЕКА Александр Герст и астронавт НАСА Джанетт Эппс. Старт ТПК «Союз МС-07» запланирован на 17 декабря 2017 года.
Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК

Шамс

Часть 4. Подъём! Моя дорога в Космос | МемоКлуб.ру (memoclub.ru)

Оглавление
4.1. ТДК-7К. "Союз"
4.2. К цифровым тренажёрам
4.3. ТДК-Ф91. Облёт Луны
4.4. ТДК-Ф81. На Луну

Шамс

Часть 4. Подъём! Моя дорога в Космос | МемоКлуб.ру (memoclub.ru)

В первый пилотируемый полёт после гибели космонавта Владимира Комарова Госкомиссия утвердила Георгия Берегового. Предстояло лететь, в одиночку, на корабле "Союз-3". В качестве важнейшей ставилась задача стыковки с беспилотным кораблём "Союз-2", совершавшим полёт в автоматическом режиме.
На комплексном тренажёре и на специализированном тренажёре стыковки космонавт уверенно, на отлично выполнил всю программу полёта.

После старта 26 октября 1968 года и выхода на орбиту корабли оказались в благоприятном взаимном расположении. Все ждали успешной стыковки. И вдруг Береговой сообщает по связи: «Стыковка не состоялась».
Программа полёта оказалась скомканной. Посадка на Землю прошла успешно.
Доклад Берегового Госкомиссии после посадки корабля о несостоявшейся стыковке 26 октября 1968 года:
«Сближение кораблей от 11 километров до 200 метров проходило нормально. В 200 метрах от "Союза-2" я стал управлять причаливанием вручную. Корабли сблизились до 30-40 метров, и в этот момент я ясно увидел, что огни "Союза-2" образуют трапецию, и я никак не могу загнать их на одну линию. Я понял, что стыковки не будет, и решил "зависнуть" и ждать рассвета.
Как только вышел из тени, увидел корабль "Союз-2" на удалении 30-40 метров, курсы кораблей расходились на 30 градусов, по крену тот корабль сориентирован с ошибкой около 180 градусов. Я сделал попытку приблизиться к "Союзу-2", но при дальнейшем сближении курсы кораблей расходились ещё больше. Пытался с помощью системы двигателей ориентации ДО-1 в течение трёх минут выправить крен, но понял, что продолжать сближение опасно. Давление в системе двигателей причаливания и ориентации ДПО было 110 атмосфер, а по инструкции я обязан выключить систему, если оно снизилось до 135.

Решил при полёте к территории СССР получить консультацию командного пункта и заснять корабль "Союз-2". Когда я отстегнулся и полез за фотоаппаратом, то ремнями или ногой задел за ручку управления. Я заметил, что ручка управления включена на расход горючего, когда более 30 килограммов горючего было уже израсходовано».
Мой авторский, несколько эмоциональный комментарий:
Боже мой, какая профнепригодность! Кто и чему его учил на нашем лучшем в мире тренажёре?! Таких людей нельзя подпускать и близко. «Ручка управления включена на расход горючего» – нет такого понятия ни в космонавтике, ни в природе. При отклонении ручки управления двигатель  ДПО включается и через несколько секунд автоматически отключается, так задумано. Получается, ложное утверждение Берегового?
По моему мнению, 30 кг топлива было израсходовано либо в результате многократных отклонений ручки и многократных же включений двигателей, либо, скорее всего, при длительно включённом, аварийном состоянии двигателя, так называемом "залипании" его. На это всегда, обязательно обращается внимание на тренировках.
Кстати, интересно, а куда смотрел Центр управления полётами?! – Допустил расход аж 30 кг топлива.

Капитан

Добавлю, Борис Волынов мне рассказывал, что на комплексных тренировках Шаталов и он получили отличные оценки, Береговой получил "уд". Их отправили на Байконур, а его начали натаскивать. Через несколько дней он получил оценку "хорошо" и его привезли на космодром. Несмотря на такую, мягко говоря, плохую подготовку его назначили первым, а Шаталова и Волынова его дублерами. Результат не заставил себя долго ждать. 
Несколько оправдать неудачу Берегового можно было тем, что стыковка была назначена сразу после выведения на орбиту, когда вестибулярный аппарат как раз и начинает давать ложные показания, вызывать тошноту, появляется иллюзия перевернутости и падения. И к этому Береговой не был подготовлен. 
А вообще интересно: Береговой не смог состыковаться - стал начальником ЦПК, Шаталов не смог состыковаться с Салютом - стал помощником главкома ВВС по космосу и тоже начальником ЦПК, Циблиев... Тенденция однако )))

Брабонт

Цитата: Капитан от 03.04.2023 14:05:10А вообще интересно: Береговой не смог состыковаться - стал начальником ЦПК, Шаталов не смог состыковаться с Салютом - стал помощником главкома ВВС по космосу и тоже начальником ЦПК, Циблиев...
В книге К.П. Феоктистова этому феномену дано совершенно конкретное объяснение. Преданность и исполнительность человека, провалившего важное задание. "Чайка" вон до сих пор отрабатывает системе.
Пропитый день обмену и возврату не подлежит


Дмитрий Виницкий

Цитата: Капитан от 03.04.2023 14:05:10Шаталов не смог состыковаться с Салютом
Союз-10 прекрасно состыковался. Авария стыковочного узла была вызвана схемотехнической ошибкой. И, возможно, это спасло жизнь экипажу.  
+35797748398

Шамс


Капитан

Не уверен, что в ЦПК. По всем моим данным тренажер "Востока" 3КА был в ЛИИ. Именно там по нему сдавали экзамены. Гагарин в тренажере точно в ЛИИ. Вряд ли этот тренажер перенесли потом в только строящийся ЦПК. 

спец

Подполковника Гагарин получил в июне 1962 года, полковника - в ноябре 1963го. Официально днем основания ЦПК считается 11 января 1960 г. Мог ли этот снимок был сделан в ЦПК? Вполне мог. Впрочем, я не настаиваю.

Дем

А что Гагарину-подполковнику делать в тренажоре? Вроде он ни разу дублёром не был...
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

спец

Фотографироваться ОКОЛО тренажера.  ;D Зам нач ЦПК и нач отдела по ЛКП он стал в декабре 1963го

спец

Был ли он подполковником на втором фото - я не знаю. Может это фото, когда он был дублером (а он им был) Комарова на Союзе. Визуально определить не тренажер ли это Союза на 2м фото лично я не могу.

спец

ЦитироватьВ сентябре 1965 г. - апреле 1967 г. Юрий Гагарин проходил подготовку к полету на первом пилотируемом корабле "Союз" в составе второго экипажа, был дублером Владимира Комарова. После гибели Комарова 24 апреля 1967 г. при возвращении на "Союзе-1" кандидатура Гагарина больше не рассматривалась для дальнейших полетов в космос.
https://tass.ru/encyclopedia/person/gagarin-yuriy-alekseevich