Помогите уточнить преемство организаций

Автор MGouchkov, 13.04.2009 18:37:08

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

MGouchkov

1- ГИРД/ГДЛ -> РНИИ -> НИИ-1 -> НИИ прикладной математики -> ИЦ им Келдыша (наст.врем.)
Так?

2- Институты "Рабе"/"Нордхаузен" -> НИИ-88 -> НИИ тепловых процессов (?) -> ?
Старый всегда логично делает это с медведем (случайно заглянув в ЧД)

Дмитрий В.

Цитировать1- ГИРД/ГДЛ -> РНИИ -> НИИ-1 -> НИИ прикладной математики -> ИЦ им Келдыша (наст.врем.)
Так?

2- Институты "Рабе"/"Нордхаузен" -> НИИ-88 -> НИИ тепловых процессов (?) -> ?


емнип, как-то так
1)ГИРД/ГДЛ - РНИИ-1 - НИИ-3 - Филиал ЦИАМ - НИИ-1 - НИИ ТП (тепловых процессов)- ИЦ им Келдыша.
2)Институты "Рабе"/"Нордхаузен" - НИИ-88 - ЦНИИМАШ
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

MGouchkov

Цитироватьемнип, как-то так
1)ГИРД/ГДЛ - РНИИ-1 - НИИ-3 - Филиал ЦИАМ - НИИ-1 - НИИ ТП (тепловых процессов)- ИЦ им Келдыша.
2)Институты "Рабе"/"Нордхаузен" - НИИ-88 - ЦНИИМАШ

 Спасибо за поправку, Дмитрий!
 Мне откуда-то упорно вспоминается что математик Келдыш пришёл в космонавтику заинтересовавшись "прошлым" профилем доставшегося ему НИИ (а это был ex РНИИ). Отчего НИИ прикладной математики в моём представлении в эту систему преемства и встраивается.
 Так как же было..  ..или Келдыш в НИИ ТП работал ?
Старый всегда логично делает это с медведем (случайно заглянув в ЧД)

Дмитрий В.

Цитировать
Цитироватьемнип, как-то так
1)ГИРД/ГДЛ - РНИИ-1 - НИИ-3 - Филиал ЦИАМ - НИИ-1 - НИИ ТП (тепловых процессов)- ИЦ им Келдыша.
2)Институты "Рабе"/"Нордхаузен" - НИИ-88 - ЦНИИМАШ

 Спасибо за поправку, Дмитрий!
 Мне откуда-то упорно вспоминается что математик Келдыш пришёл в космонавтику заинтересовавшись "прошлым" профилем доставшегося ему НИИ (а это был ex РНИИ). Отчего НИИ прикладной математики в моём представлении в эту систему преемства и встраивается.
 Так как же было..  ..или Келдыш в НИИ ТП работал ?

Насколько помню, Келдыш ОДНОВРЕМЕННО возглавлял НИИ-1 и работал в МИАН имени Стеклова. По крайней мере, часть исследований в области ракетостроения и космонавтики была выполнена там.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

О, нашел-таки.
"Работа М.В.Келдыша в области ракетной техники и космонавтики шла сразу по четырем направлениям. Во-первых, он возглавлял РНИИ. Во-вторых, он продолжал руководить научными исследованиями по ракетодинамике и прикладной небесной механике сначала в МИАНе, а затем, с 1966 г., в Институте прикладной математики АН СССР.".
Оставшиеся 2 направления - координация работ АН СССР по созданию аппаратуры для космических исследований и государственная научная экспертиза работ по ракетной технике и космонавтике.
Источник: "М.В.Келдыш. Избранные труды. Ракетная техника и космонавтика". М."Наука", 1988
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Fakir

Цитировать1- ГИРД/ГДЛ -> РНИИ -> НИИ-1 -> НИИ прикладной математики -> ИЦ им Келдыша (наст.врем.)
Так?

Не так.

ГИРД + ГДЛ -> РНИИ -> НИИ-3 -> НИИ-1 -> НИИ ТП (Тепловых процессов)  -> Центр Келдыша.

Ин-т Прикладной Математики им. Келдыша не при делах в этой цепочке, это совершенно отдельная организация, другого происхождения, растущая из атомного проекта.
Кстати, ин-т Стеклова - тоже отдельная.

Salo

История предприятий, связанных с производством ракетной техники.
© Тихонов Сергей, 2006.

ЦитироватьНИИ-1 НКАП, МАП, ГКАТ, РНИИ (ракетный) РККА, НКТП, НИИ-3 НКОП, НКБ, ГИРТ при СНК, НИРА НКАП, НИИ РД МАП, НИИТП (тепловых процессов) МОМ, НИИТП им. М.В. Келдыша РКА, ФГУП «Исследовательский центр им. М.В. Келдыша» РАКА

/125438  г. Москва, ул. Онежская, 8/10 тел. 456-46-08, 456-87-56 www.kerc.msk.ru/
В 08.1931г. при Осоавиахиме сформировалась ГИРД (группа по изучению реактивного движения), называвшаяся вначале МосГИРД, затем- Центральная ГИРД (ЦГИРД). В 04.1932г. было принято решение о создании Опытного ракетного завода ЦГИРДа. Вначале (в 1933г. была там) группа  располагалась в Москве, в подвале дома № 19 по ул. Садово-Спасской, вместе с ЦКБ по планерам Осоавиахима, которое возглавлял Антонов. В 1932г. в ГИРД организовано 4 бригады, занимавшиеся разработкой: 1) жидкостных двигателей для ракетоплана; 2) жидкостных баллистических ракет; 3) ПВРД, газодинамических испытательных установок; 4) ракетопланов и крылатых ракет. Начальником ЦГИРДа и Оытного завода был С.П. Королев. Здесь также работали Б.И. Черановский, В.П. Ветчинкин, Н.К. Федоренков, И.П. Фортиков.
Бригада № 1 по ЖРД создана из группы, перешедшей из ИАМ. Руководитель (-28.03.1933г.)- Ф.А. Цандер (умер), (1933г.-)- Л.К. Корнеев. Работали: А.И. Полярный, Л.С. Душкин, Э.П. Шептицкий. Созданы двигатели: ОР-2; ракеты: ГИРД-Х (1933г.), КПД-1 (1934г.). Затем на базе бригады создано КБ-7 РНИИ.
Бригада № 2 жидкостных баллистических ракет. Руководитель- М.К. Тихонравов. Работали: В.А. Андреев, В.Н. Галковский, Н.И. Ефремов, В.С. Зуев, З.И. Круглова, О.К. Паровина, Е.И. Снегирева, Н.И. Шульгина, Ф.Л. Якайтис.Разработаы: двигатель РДА-1; ракеты: «05» с ОРМ-50 (1933г.), «07», «09» (запущена 17.08.1933г.).
Бригада № 3 по ПВРД. Руководитель- Ю.А. Победоносцев. Работали: Л. Э. Брюкер, М.С. Кисенко, И.А. Меркулов, О.С. Оганесов, А.Б. Рязанкин, Г.В. Шибалов. Созданы: установка ИУ-1, экспериментальная камера сгорания ЭК-3 для испытаний ПВРД (1933г.).
Бригада № 4 по КР. Руководитель (1932г.-)- С.П. Королев, Н.А. Железняков, А.В. Чесалов, Е.С. Щетинков. Создан ракетоплан РП-1 (планер БИЧ-11 с двигателем ОР-2).
Существовала также Ленинградская группа- ЛенГИРД, созданная 13.11.1931г., одним из организаторов которой был Н.А. Рынин.84
По приказу РВС № 113 от 21.09.1933г. на базе ГИРД ОСОАВИАХИМ основан РНИИ РККА. Также на базе МосГИРД было организовано КБ-7, занимавшееся жидкостными баллистическими ракетами.
По постановлению СТО № 104 от 31.10.1933г. РНИИ с филиалом передан в НКТП. В 1934г. в него вошла группа по РД из ГДЛ при Управлении военных изобретений (г. Ленинград) под руководством В.П. Глушко.50 Вначале находился на Лихачевском ш.
Работы по ЖРД, РДТТ, ПВРД, ракетам, газогенераторам торпед, порохам.
В составе РНИИ организован сектор (отдел) КР, которым руководили: А.И. Стеняев, С.П. Королев, В.И. Дудаков. Позже, в 1935-36г. создана отдельная бригада КР с РДТТ.
Велись работы под руководством В.И. Дудакова по созданию стартовых ускорителей с РДТТ для самолетов: У-1 (1931г.), ТБ-1 (1933г.). Спроектирована и построена экспериментальная пороховая катапульта для запуска самолета с борта корабля (1935г.).39
В 1933-40г. под руководством Б.С. Петропавловского создан ряд пороховых РС.
В 1936г. на базе ракеты «05» создана ракета «Авиавнито» с двигателем 12К (запущена 6.04.1936г.).
Созданы и испытаны КР: «06/I» (Щетинков, 1934г.), «06/III» («216») (1936г.), «212» (Королев, 1939г.).
Под руководством М.П. Дрязгова созданы КР с РДТТ: «48» (1935г.), экспериментальная зенитная «217» (1936г.).
В 1936г. под руководством 1937г. Королёва и Щетинкова создан ракетоплан РП-218, в 1937г.- РП-318-1 с двигателем ОРМ-65 конструкции Глушко.
Под руководством С.А. Пивоварова создан гироскопический автомат ГПС-2 для КР «216».
19.05.1939г. испытана ракета Р-3 с ПВРД И.А. Меркулова.59
2.01.1937г. институт передан в НКОП и преобразован в НИИ-3 НКОП. В 1941г.- в ведении НКБ.
После ареста в 1938г. Глушко и Королева их отделы были объединены в один под руководством Л.С. Душкина. Продолжены работы по ракетоплану РП-318-1 (ведущий конструктор- А.В. Палло). После успешных испытаний РП-318-1 был разобран, а после начала войны уничтожен. В соответствии с постановлением ГКО от 08.1941г. отделу Душкина было поручено создание ЖРД РДА-1-1100 для истребителя БИ.
В 20-х числах октября 1941г. институт эвакуирован в Свердловск.59  
С 1942г.- ГИРТ (Государственный институт реактивной техники) при СНК СССР. По постановлению  ГКО № 4306с от 11.10.1943г.  и приказу  НКАП № 666с от  5.11.1943г.  в  подчинение ГИРТ с 7.11.1943г. передан завод № 55 НКАП в качестве производственной базы. В ГИРТ переведены все сотрудники бывшего ОКБ А.А. Архангельского, а также М.Р. Бисноват.СМ-3-4/97
Создан самолет «302П» (Ко-3) с ЖРД Душкина (гл. конструктор- Костиков, первый полет в 10.1943г.).
Постановлением ГОКО № 5201сс от 18.02.1944 г. было указано на «нетерпимое положение с реактивной техникой» и ГИРТ был ликвидирован. Одновременно все сооружения и кадры были переданы в НКАП (приказ № 111с от 18.02.1944г.) и стали основой для образования Научно-исследовательского института реактивной авиации (НИРА) НКАП. Приказом № 115с от 18.02.1944г. начальником временно назначен В.И. Поликовский. По приказу № 149сс от 28.02.1944г. НИРА объединен с заводом № 293 (вместе с ОКБ-293) и преобразован в НИИ-1, в ведении 7ГУ НКАП.
Началось сосредоточение в институте основных кадров по реактивной технике. Сюда переведены: из ОКБ-293 - ЭКБ-3 М.М. Бондарюка (создан отдел ПВРД, далее- КБ-2 НИИ-1, с 10.1950г.- самостоятельное ОКБ-670); из ЦИАМ - А.М. Люлька (выдано задание на создание ТРД тягой 1250 кг); группа В.П. Глушко; группа Л.С. Душкина; группа А.М. Исаева  (ОКО при НИИ-1).
И.Ф. Флоров, работавший в ОКБ-293, в 07.1944г. назначен начальником самолетного сектора № 43 НИИ-1 по приказу № 370сс от 30.05.1944г. (с 1948г.- в ЦИАМ). Здесь же с конца 1944г. по 02.1945г. работал А.А. Боровков. Создан самолет «4302» (1946г.).
Приказом № 364с от 29.05.1944г. начальником НИИ-1 назначен П.И. Федоров, 1-м замом по научно-исследовательской работе- В.Ф. Болховитинов. Приказом № 656с от 11.11.1944г. НИИ-1 передан в 18ГУ, основное направление- реактивное двигателестроение. В 03.1946г. в связи с ликвидацией 18ГУ передан в 8ГУ, с 1.10.1951г.- в 6ГУ.
В 03.1946г. из НИИ-1 МАП на завод № 81 МАП переведена группа конструкторов (9 чел.), занимавшаяся установками РС. По приказу № 182сс от 30.03.1946г. СКБ А.М. Люльки переведено на самостоятельную опытную базу- завод № 165 МАП, в состав его ОКБ передан личный состав отдела № 21 НИИ-1.
В 1947г. Келдышем разработан проект ракетного самолета с 2-мя ПВРД и ЖРД.
С 1.07.1948г. НИИ-1 являлся филиалом ЦИАМ (приказ № 440с от 21.06.1948г.). В соответствии с постановлением СМ СССР от 10.03.1952г. НИИ-1 МАП стал самостоятельным и получил также название НИИ РД (реактивных двигателей)59.
Из НИИ-88 в институт переведена лаборатория по автоматической астрокоррекции под руководством И.М. Лисовича.
С 1950-х г., после выделения всех конструкторских организаций в самостоятельные, институт занимается НИР в ракетно-космической области и двигателестроении.
В 1954г. создана лаборатория № 6 (руководитель- К.П. Осминин) по динамике КР.
В 1950-е г. построена стендовая испытательная база в Тураево.
С 1954г. институт принимает активное участие в работах по МБР Р-7, МКР «Буран» и «Буря».
В 1955г. образован филиал по системам управления КР (начальник- Р.Г. Чачикян; гл. конструкторы: по астронавигации- И.М. Лисович, по автопилоту- Г.Н. Толстоусов).59
В 1956-57г. построен газодинамический тепловой стенд Ц-12Т для испытаний ракет.59
В 1950-е г. существовала лаборатория систем управления (руководитель- Б.В. Раушенбах). Разработаны системы ориентации КА на основе солнечных и лунных датчиков (Башкин, Князев). Затем группа Б.В. Раушенбаха переведена в ОКБ-1 ГКОТ.
В 1965г. НИИ-1 ГКАТ передан в подчинение 2ГУ МОМ и по приказу от 6.03.1966г. преобразован в НИИТП (тепловых процессов). В 1990-х г. передан в РКА. В 1995г. переименован в Исследовательский центр им М.В. Келдыша. По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошел в число стратегических оборонных предприятий.
1960-е г.: научное обеспечение разработок ЖРД и теплозащиты головных частей ракет (1954-57г.- БР Р-7 и МКР «Буря»), решение задач по выводу в космос КА. Проведены первые фундаментальные исследования ядерных ракетных двигателей (с конца 1950-х). Разработаны схемы электрических плазменных двигателей торцевого типа (А.А. Поротников).
С 1965г. НИИТП- головная научно-исследовательская организация ракетного двигателестроения.
Принимал участие в программе создания ОК «Буран».
В 1970-80-е г.- научное обеспечение создания РДТТ для БРК.
В начале 1980-х г. создан плазмогенератор «Марабу», создающих вокруг движущегося объекта плазменную оболочку, снижающую радиолокационную заметность объекта.63
Разработана технология создания в ионосфере плазменно-паровых облаков, отражающих РЛ-излучение (работал Ю.А. Уткин). Испытания установки «Мажор» проведены на космической станции «Мир».63
2000г.: работы по ракетно-космическим энергоустановкам, исследования в области термодинамики.
Направления деятельности (2005г.): исследования и разработки по ракетным двигателям для РКТ (ЖРД нового поколения, электроракетные двигатели); НИОКР по изделиям РКТ, подбор материалов и топлив; НИР по экологически чистым технологиям при производстве и эксплуатации РКТ; разработка технологий для военной, научной и народнохозяйственной техники; разработка энергосберегающих технологий.
Создан отдел «Водородной энергетики» (зам. начальника отдела (2005г.)- В. Смоляров). Работы по водородным топливным элементам.
Начальник (1933-37г.)- И.Т. Клейменов (репрессирован), (1937-40г.)- Б.М. Слонимер, (1941г.)- Н.А. Монаков, (1941г.)- А.Н. Фоменко, (1942-02.1944г.)- генерал-майор А.Г. Костиков (отстранен, затем репрессирован), (02.1944-)- В.И. Поликовский, (05.1944г.-)- П.И. Федоров, (1945-46г.)- Я.Л. Бибиков, генерал-майор ИАС, (11.1946г.-)- М.В. Келдыш, (1948-49г.)- В.В. Владимиров, (1949-51г.)- В.А. Окулов, (1951-55г.)- А.Т. Туманов, (1955-88г.)- В.Я. Лихушин. Директор (1988-2005г.-)- академик А.С. Коротеев.
Научный руководитель (1948-61г.)- академик М.В. Келдыш. 59  
Зам. начальника (1933г.-)- С.П. Королев; по научной части - В.Ф. Болховитинов  (05.1944-46г.). Зам. директора (2003г.)- А.М. Губертов; по ВЭС (2005г.)- А.А. Кленчев.
Гл. инженер (-1940-41г.)- А.Г. Костиков. Начальник КБ (1943г.-)- А.Я. Березняк.
Работали: (-03.1938; 1944г.-)- А.П. Артемьев (РС), А.П. Ваничев, Л.А. Воскресенский, И.И. Гвай (РС), (-1937г.)-В.П. Глушко (репрессирован, работал в ОТБ НКВД на заводе № 8 ), (1933- 44г.-)- Л.С. Душкин, (1941г.)- В.С. Зуев (ПВРД), (1930-е; 1944-)- А.М. Исаев, (-04.1938г.)- С.П. Королев (репрессирован), (-1937г.)- Г.Э. Лангемак (репрессирован), А.М. Люлька, В.П. Мишин, (1936-45; 1958-96г.)- А.В. Палло (ведущий инженер по ЖРД), Г.И. Петров, Н.А. Пилюгин, Ю.А. Победоносцев (РС для «Катюши»), (-1936-38г.-)- Б.В. Раушенбах (расчеты), (-1934-41г.-)- М.К. Тихонравов (затем- в НИИ-4 МО), Б.Е. Черток, (1941г.)- Е.С. Щетинков (ПВРД).
Создано: РС: РС-82 (пнв в 1937г.), РС-132 (пнв в 1938г.); М-13 (пнв в 1941г.), М-13УК (пнв в 1943г.), М-13ДД (пнв в 1944г.), М-20 (1941г.) для БМ-13 «Катюша» ; М-8 (пнв в 1941г.) для БМ-8 «Катюша»; М-30 (пнв в 1942г.), М-31 (пнв в 1943г.), М-31УК (пнв в 1944г.) для БМ-31;58 самолеты с ЖРД: «302» (1943), «4302» (1946), «4303» (1947); СЭДУ- солнечная энергодвигательная установка с СТРД- солнечным тепловым ракетным двигателем.50
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

MGouchkov

Спасибо ответившим и прояснившим административный аспект пути Келдыша в РКТ.
 В современности, об ИЦ им Келдыша- известно, а какова стала судьба ЦНИИМАШ?
 По истории- ещё таким наблюдением поделюсь: C точки зрения организационного соответствия тематике, в 45ом, ведь перенимать опыт по Фау2 должна была бы группа из  существовавшего тогда НИИ1. А в реальности этим занялись сначала люди из КБ Болховитинова, а затем к ним присоеденили освобождённых бывших реальных "лидеров" РНИИ. Значит кто-то из  очень влиятельных людей знал и  понимал подноготную...
Старый всегда логично делает это с медведем (случайно заглянув в ЧД)

Salo

Там же:

http://www.missiles.ru/history.htm
ЦитироватьНИИ-88 МВ, МОП, ГКОТ, ГС НИИ реактивного вооружения, ЦНИИМаш МОМ, ФГУП «ЦНИИ машиностроения» (ЦНИИМаш) РАКА, ФКА

/г. Подлипки, г. Калининград Московской обл./
/141070 г. Королев Московской обл. ул. Пионерская, 4 тел. 513-50-00 www.tsniimash.ru/
Государственный Союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88 ) организован в 1946г. на основе КБ-1 «Берлин», переведенного из Германии и на производственной базе завода № 88 (на площадях, ранее занимаемых КБ В.Г. Грабина)60 в соответствии с постановлением СМ СССР № 1017-419 от 13.05.1946г. Летом 1946г. НИИ-88 переданы здания и сооружения бывшего завода № 380 НКАП, находившиеся с 1943г. в ведении ГУ ИАС ВВС. В 1946г. в подчинение НИИ-88 передана также территория в Тушино (площадка бывшего завода № 289), находившаяся в ведении ГУ ИАС ВВС.
Головной институт по реактивной технике и вооружению. По приказу № 246 от 26.08.1946г. была утверждена структура института: научно-исследовательская часть с лабораториями, СКБ-88, опытный завод № 88, испытательная станция.77
Формирование СКБ началось в 09.1946г. В состав СКБ (специальное КБ, начальник- К.И. Тритко) вошли: отдел № 3 по разработке баллистических ракет (начальник/гл. конструктор - С.П. Королев, 1-й зам.- В.П. Мишин). Отделу был придан экспериментальный цех. Численность персонала (конец 1946г.)- 87 чел., (1.01.1949г.)- 408 чел.77 В 1950г. отдел преобразован в ОКБ-1 МВ при НИИ-88. Начальником/ гл. конструктором назначен С.П. Королев. В 08.1956г. ОКБ-1 с опытным заводом выделяется в самостоятельное предприятие (далее- РКК «Энергия»).
В 09.1946г. образован отдел № 4 СКБ по разработке дальних зенитных ракет (начальник/ гл. конструктор- Е.В. Синильщиков). В составе отдела- испытательная станция. В соответствии с постановлением СМ СССР № 1175-440 от 14.04.1948г. разработана ЗУР Р-101 на базе трофейной ракеты "Вассерфаль" (1948-51г.).
В конце 1946г. образован отдел № 5 СКБ для разработки ЗУР среднего радиуса действия (начальник/ гл. конструктор- С.Ю. Рашков). В составе отдела- экспериментальный цех. Разработка ЗУР Р-102, Р-105 на базе трофейной "Шметтерлинг" (1949-50г.). По постановлению правительства от 14.04.1948г. разрабатывалась Р-112 (1949-51г.). В 1949г. в отделе № 5 по совместительству работал гл. конструктор ОКБ-3 НИИ-1 МАП М.М. Бондарюк.
В 1946г. создан двигательный отдел № 8 (начальник/ гл. конструктор- Н.Л. Уманский). В отделе работало 30 немецких специалистов. Разработан ЖРД СО8.101 для Р-101.
В 1946г. были также отделы: № 7- корпусов (начальник- А.И. Лапшин); № 10- взрывателей (начальник- П.И. Мелешин); № 11- наземного оборудования (начальник- М.Г. Киселев); № 15- артиллерийский (начальник- Г.Д. Дорохин).
В 1947г. создан отдел № 6 СКБ (начальник/ гл. конструктор- П.И. Костин). Разработка зенитной НУР Р-103 на базе трофейной ракеты «Тайфун F» (испытана в 1950г.), разработка перспективной НУР Р-110 «Чирок» (1948г., в 1952г. передана в ОКБ-3 НИИ-88 ). В 1952г. отдел № 6 вошел в образованное ОКБ-3 НИИ-88.
Отдел № 9 СКБ образовался по приказу 24.05.1948г. на базе ОКО НИИ-1 МАП, переданного в НИИ-88. (начальник/ гл. конструктор- А.М. Исаев). В составе отдела- КБ, огневая лаборатория с отделением приборов и измерений, экспериментальный цех. Разработаны ЖРД для ЗУР Р-102, Р-112 (1949г.), СО9.502 для Р-101 (1949г.). В 06.1950г. отделы № 8 и 9 были объединены и влились в ОКБ-2 НИИ-88 как отдел № 9 под руководством А.М. Исаева.
В 12.1949г. в отдел № 16 (начальник/ гл. конструктор- Б.Е. Черток) из ВНИИА ВСНИТО перешла группа Г.Н. Бабакина со своим проектом ЗУР, разработка которого была продолжена как Р-117. В 06.1950г. группа Бабакина перешла в образовавшееся ОКБ-2 НИИ-88, а в 1951г.- в ОКБ-301. В 1953г. Б.Е. Черток руководил отделом «У» (системы управления), в который входила лаборатория астронавигации (начальник- И.М. Лисович). В 1954г. лаборатория передана в филиал НИИ-1 МАП.
В 1949г. создан специальный «отдел НИО», позже- отдел № 17 (начальник- А.В. Кармишин) по координации всех НИР института.
В 02.1950г. создан измерительный отдел № 20 (начальник- И.И. Уткин). Затем он преобразован в КБ телеметрических систем, измерительных датчиков, средств обработки результатов измерений.
Отдел № 21 (руководитель (1953г.)-Г.Н. Толстоусов) занимался разработкой автопилотов.59
Численность персонала СКБ-88 (1946г.)- 414 чел., (1947г.)- 934 чел., (1948г.)- 925 чел.
В ~1947г. создана лаборатория по работам в области автоматической астрокоррекции. Руководитель- И.М. Лисович. В дальнейшем лаборатория переведена в НИИ-1 МАП.
Имелся отдел аэродинамики.
Численность персонала научных отделов (1946г.)- 200 чел., (1947г.)- 713 чел., (1948г.)- 1956 чел.
В 1946г. был сформирован филиал № 1 НИИ-88 на о. Годомля на озере Селигер (возле г. Осташков) из немецких специалистов (в 06.1947г.- 177 чел.). Основная задача филиала- подготовка трофейных ракет Фау-2 к экспериментальным пускам. К 1953г. все немцы вернулись в Германию. После этого в филиале велись исследования по гарантийным срокам хранения ракет. Численность персонала (1947г.)- 336 чел., (1948г.)- 406 чел.
В 1947г. в составе НИИ сформирован Специальный поезд. Численность персонала (1947г.)- 154 чел., (1948г.)- 191 чел.
В соответствии с постановлением СМ СССР от 7.05.1947г. институту была передана часть территории аэродрома МВС со всеми службами и помещениями.
16.06.1950г. произошла реорганизация НИИ-88 (на основании распоряжения СМ СССР от 26.04.1950г.): СКБ было разделено на ОКБ-1 по баллистическим ракетам (гл. конструктор- С.П. Королев) и ОКБ-2 по ЗУР (гл. конструктор- К.И. Тритко, затем- Е.В. Синильщиков).
17.08.1951г. вышло постановление СМ СССР № 3017-1418 о прекращении работ по ракетам Р-101 и Р-112. В 09.1951г. тематику ЗУР передали в МАП, а в НИИ разрабатывались двигатели для ЗУР. Соответствующие отделы были расформированы. В соответствии с постановлением СМ СССР от 10.03.1952г. образованы ОКБ-2 и ОКБ-3 НИИ-88.
В 1949-56г. проведены большие работы по развитию экспериментальной базы института: построены сверхзвуковые аэродинамические трубы Т-112 (У-3) и Т-113 (У-4).
В соответствии с постановлением правительства № 2018-701 от 11.06.1948г. был организован филиал № 2 института в Загорске для проведения огневых стендовых испытаний ракет (руководитель- Г.М. Табаков). В 07.1948г. были начаты строительные работы, а уже  в 12.1949г. проведены первые огневые испытания Р-1. По решению СМ СССР от 13.08.1956г. Загорский филиал преобразован в самостоятельный НИИ-229.
В 1956г. после выделения ОКБ-1 НИИ-88 получил статус головного научно-исследовательского учреждения по РКТ. Постановлением Правительства от 23.06.1960г. НИИ-88 официально утвержден головным центром ракетной отрасли по комплексныммнаучным исследованиям и экспериментальной отработке РКТ. Приказом ГКОТ № 310 от 28.05.1962г. институт определен головным по исследованиям перспектив развития РКТ. С 1963г.- работы по баллистическому обеспечению полетов пилотируемых КА.
В 1961г. создан отдел по анализу технического уровня космических систем (начальник- Л.Г. Головин).
Приказом от 5.04.1962г. создан научно-исследовательский отдел № 12. в 1962-63г. им выполнена НИР № 79 «Исследования систем ИСЗ спецназначения».
В 1963г. создан отдел надежности (начальник- В.Р. Серов, А.И. Рембеза), в его составе- лаборатория надежности космических средств (руководитель- Д.Д. Севрук). В 1964г. создан координационно-вычислительный центр (КВЦ).
Приказом от 08.1966г. образован отдел № 73- планирования работ по РКТ. Был разработан «План развития РКТна 1967-70г.», утвержденный постановлением СМ СССР от 21.07.1966г.
В соответствии с постановлением Правительства от 25.10.1965г. на территории института был создан на базе ВЦ координатно-вычислительный центр (КВЦ). Начальник- А.В. Милицын (начальник отдела средств автоматизации).
В соответствии с постановлением СМ СССР от 9.08.1972г. и решениями ВПК от 16.02.1972г. и 13.06.1973г. институт вместе с ЦНИИ-50 МО являлся головным по НИР «Даль» («Определение перспектив развития РКТ на 1976-90г.»).
НИИ-88 ГКОТ передан в подчинение 8ГУ МОМ и по приказу от 6.03.1966г. преобразован в 1967г. в ЦНИИ машиностроения.77 По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошел в число стратегических оборонных предприятий.
Работы по ОК «Буран» (контроль движения и динамика ОК с жидкостью). Создан стенд для вибропрочностных испытаний отсеков. В 1981-82г. разработана комплексная программа использования МКС «Энергия»-«Буран».
Из состава института выделились в самостоятельные организации: в 1956г.- НИИХИММАШ, в 1958г.- завод «Звезда», в 1966г.- НПО ИТ, в 1968г.- АООТ «Стройинвест», в 1973г.- ГП «Агат», в 1975г.- ЦНИИМВ (АООТ «Композит»).
Разработана концепция национальной политики РФ в области космоса, одобренная Постановлением правительства № 533 от 1.05.1996г.
В настоящее время (2002г.)- головной институт космической отрасли. Системный анализ, проектно-поисковые исследования и разработка программ развития РКТ. Решение проблем аэрогазодинамики, стандартизации космических систем. Управление полетами КА. Статические, вибрационные, тепловые и криогенные испытания изделий РКТ.
Имеет экспериментальную базу, включающую различные аэродинамические трубы, электродуговые и газодинамические установки, комплекс лабораторных установок для исследования влияния условий космоса, жидкого водорода на материалы, комплекс баллистических установок и центробежных стендов.
В 1984г. в институте создан комплекс научных отделений (в 1992г. преобразован в НТЦ) под руководством Г.М. Чернявского, в т.ч. головное отделение № 16 «Системных исследований и проектных проработок космической спецсистемы» (начальник- В.П. Сенкевич), № 4, № 12, № 17. Весной 1993г. на базе этих отделений создан НТЦ системного проектирования, далее- ЦСП (начальник В.И. Лукьященко).
В 1991г. в составе ЦНИИмаша создано ЗАО «ЦНИИМАШ-Экспорт», занимающаяся международными аэрокосмическими проектами.
В состав института входит (2004г.) семь НИЦ: Центр исследований прочности (ЦИПр),  Центр исследований теплообмена (ЦИТ), Центр исследований аэрогазодинамики (ЦАГД), Центр научных и экспериментальных работ (ЦНЭР), Центр системного проектирования (ЦСП), Центр системных исследований (ЦСИ), Центр управления полетами (ЦУП-М); опытное производство.  
Численность персонала (1946г.)- 614 чел., (1947г.)- 2314 чел., (1948г.)- 3651 чел., (1.01.1957г.)- 5891 чел., (1962г.)-7535 чел., (1972г.)~ 10.000 чел.,77 (2002г.) ~ 4500 чел.69
Директор (15.08.1946-18.08.1950г.)- Л.Р. Гонор, (18.08.1950-16.05.1952г.)- К.Н. Руднев (затем- замминистра), (16.05.1952-30.10.1953г.)- М.К. Янгель (затем- гл. конструктор ОКБ-586), (30.10.1953-28.08.1959г.)- А.С. Спиридонов, (28.08.1959-1.08.1961г.)- Г.А. Тюлин, (1.08.1961-22.11.1990г.)- генерал-лейтенант Ю.А. Мозжорин, (22.11.1990-15.02.2000г.)- академик В.Ф. Уткин (до этого- ген. конструктор ОКБ «Южное»), (12.1991г.)- В. Суриков, (23.02.2000г.-)- Н.А. Анфимов. Ген. директор/ гл. конструктор (07.2002-05г.-)- академик Н.А. Анфимов.
Научный руководитель (1.08.1961г.-)- Ю.А. Мозжорин.
Зам. директора: по научной работе (07.1949г.-)- А.А. Ильюшин, (1983г.-)- Н.А. Анфимов; Г.Н. Потапов; по НИОКР РДД (07.1954г.-)- С.П. Королев; Е.Н. Шепельский. Зам. ген. директора (-2002-03г.-)- В.И. Лукьященко, (2002г.)- В.В. Борисов, (-2002-04г.-)- Н.Г. Паничкин (руководитель ЦИПр), (2002г.)- В.И. Лобачев.
Гл. инженер (1946-49г.)- Ю.А. Победоносцев (затем- ректор Промышленной академии), (осень 1949-50г.)- К.И. Тритко, (1950г.-)- М.С. Рязанский.
Начальник СКБ (08.1946г.-)- К.И. Тритко (до этого- гл. инженер завода «Большевик»).
Гл. конструкторы: (1946г.-)- С.П. Королев (БР), (1946г.-)- Е.В. Синильщиков (ЗУР), (1946г.-)- С.Е. Рашков (ЗУР), (1946г.)- Н.Л. Уманский (ЖРД), (1947г.-)- П.И. Костин (НУРС), (1948г.-)- А.М. Исаев (ЖРД), (1950г.-)- К.И. Тритко (ЗУР), (1952г.-)- Д.Д. Севрук (ЖРД).
Гл. научный сотрудник (1991-98г.)- Ю.А. Мозжорин.
Работали: (1957-66г.)- О.Н. Шишкин, В.П. Макеев, Г.Н. Бабакин, В.М. Ковтуненко, Д.И. Козлов, С.С. Крюков, В.С. Будник, И.Н. Садовский, В.П. Мишин, В.С. Авдуевский, И.Т. Скрипниченко, О.А. Чембровский, (1974г.-)- Н.А. Анфимов (нач. отделения).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

MGouchkov

Старый всегда логично делает это с медведем (случайно заглянув в ЧД)

Liss

ЦитироватьИстория предприятий, связанных с производством ракетной техники.
© Тихонов Сергей, 2006.

ЦитироватьСуществовала также Ленинградская группа- ЛенГИРД, созданная 13.11.1931г., одним из организаторов которой был Н.А. Рынин.

Всегда удивлялся, почему так мало написано о ЛенГИРДе. Вчера вдруг выяснилось: председатель ЛенГИРД Матвей Мачинский в войну перешел на службу к немцам, после войны жил и работал во Франции.

http://labas.livejournal.com/879673.html
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Fakir

This explains a lot.

А как ЛенГИРД соотносился с ГДЛ?