Капустин Яр. История

Автор Salo, 14.01.2009 17:16:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Красная Звезда: ПОЛИГОН У ВОЛГИ
ЦитироватьАлександр ТИХОНОВ, «Красная звезда».
  Знаменск - Москва.
 
Капустин Яр фактически стал колыбелью всей нашей ракетной техники. Дислоцированный там 4-й Государственный Краснознаменный, ордена Красной Звезды центральный межвидовой полигон Министерства обороны Российской Федерации имеет огромное значение. Будущее полигона обусловлено испытаниями новых ракет для всех видов и родов войск Вооруженных Сил. Пристальное внимание к его состоянию, к проблемам, с которым сталкивается личный состав полигона, уделяет как руководство Минобороны РФ и командование РВСН, так и Федеральное Собрание Российской Федерации.
     
Все впервые и вновь...

     4-й Государственный центральный межвидовой полигон Министерства обороны Российской Федерации - самый крупный из полигонов по протяженности (2 тыс. км). По отчужденной территории (он превышает площадь Дании - без Гренландии - и Бельгии вместе взятых).
     
     Наша справка.
     Полигон расположен на территории пяти областей Казахстана и трех областей России. В Республике Казахстан площадь полигона составляет около 8 млн. 730 тыс. га, в Российской Федерации - 769 тыс. 224 га. Общая площадь полигона - свыше 9 млн. 498 тыс. га.
     
     В мае 2009 г. полигон отметит 63-ю годовщину со дня образования. Решение о его создании было принято сразу по окончании Великой Отечественной войны. Именно тогда Советский Союз поставил перед собой задачу обеспечить мирные условия для дальнейшего своего развития. После того как создателя германских ракет фон Брауна заполучили Соединенные Штаты, стало понятно, что и нам для обороны страны потребуется ракетная техника. И чем скорее она появится, тем лучше.
     Решение на развертывание научно-исследовательской и экспериментальной базы по развитию ракетного оружия и формированию ракетных частей было принято уже в 1945 году. А 13 мая 1946-го Постановлением Совета Министров СССР создается Государственный центральный полигон реактивной техники для всех министерств, занимающихся реактивным вооружением.
     Начальником полигона был назначен генерал-лейтенант артиллерии Василий Иванович Вознюк. Одновременно формируется рекогносцировочная комиссия по определению места дислокации полигона. За короткий срок ею было обследовано семь районов на территории страны. В результате местом дислокации полигона стал район села Капустин Яр Астраханской области.
     Параллельно шло формирование управления и частей полигона в 11 населенных пунктах страны, где создавались три управления по испытанию ракетного вооружения Сухопутных войск и Войск ПВО, ВВС и Военно-Морского Флота. Готовились проектные задания на строительство объектов полигона.
     26 июля 1947 г. И.В. Сталин подписал Постановление Совета Министров СССР о проведении в сентябре-октябре 1947 г. на территории Государственного центрального полигона Министерства Вооруженных Сил опытных пусков ракет А-4, собранных из немецких узлов и деталей. Эшелоны с людьми, техникой, строительными материалами и оборудованием на железнодорожную станцию Капустин Яр прибыли в июле 1947 года. Времени на раскачку не было: перед личным составом полигона стояла задача до октября 1947 г. создать стартовую и техническую позиции, стенд для огневых испытаний ракетных двигателей, оборудовать трассу и боевое поле в районе падения ракет.
      Строительство осуществлялось под руководством Государственной комиссии, в состав которой входили Маршал Советского Союза А.М. Василевский, главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов, маршал артиллерии Н.Д. Яковлев, генерал-полковник М.И. Неделин, генерал-майор А.И. Соколов.
     Срыв выполнения задачи государственной важности в те времена невозможно было даже представить. Так что к 15 октября 1947 г. инженерные войска возвели минимально необходимые для огневых стендовых испытаний и опытных пусков сооружения. Кроме того, для наблюдения за ракетами в полете были организованы: радиолокационная служба в составе сводного подразделения; служба авиационного наблюдения в составе авиаполка; метеостанция Главного управления гидрометеослужбы; служба связи в составе сводного батальона. Для летных испытаний баллистических ракет на полигоне был развернут комплекс траекторных измерений, состоящий из трех измерительных пунктов, оснащенных немецкими кинотеодолитами КНТ-41, так называемый кинотеодолитный треугольник.
     В начале октября 1947 г. на полигон прибыла группа конструкторов и инженеров-испытателей во главе с С.П. Королевым. А 18 октября состоялся первый пуск одноступенчатой баллистической ракеты А-4.
     10 октября 1948 г. пуском первой отечественной баллистической ракеты на полигоне начинаются испытания управляемых баллистических ракет Р-1, Р-2, Р-11, Р-11М. Затем на смену ракетам первого поколения приходит ракета Р-5, способная нести ядерный заряд к стратегическим объектам противника. Ее испытания проходили на полигоне в 1953 году. В 1956 г. на вооружение принимается ракетный комплекс Р-5М.
     Вся последующая история развития Ракетных войск написана в том числе и личным составом полигона. Каждый впоследствии принимавшийся на вооружение ракетный комплекс испытывался в Капустином Яре: Р-12 и Р-14, Р-11, «Луна», Р-17... В 1974 г. на полигоне испытывается первый подвижный грунтовый ракетный комплекс средней дальности «Пионер», доводятся до совершенства комплексы тактического назначения «Точка» и оперативно-тактического назначения «Ока».
     В 1975 г. была начата разработка проекта стратегического мобильного комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой «Тополь». Его развитием и совершенствованием стало создание подвижного комплекса «Тополь-М». В середине 1970-х на полигоне также испытываются автоматизированные средства боевого управления и связи РВСН. В тот период было испытано и принято на вооружение более трех десятков образцов этих систем.
     Одновременно с первых дней полигон занимался испытаниями реактивного вооружения Сухопутных войск, ВВС и ВМФ. Так, например, первая крылатая ракета морского базирования, которая была принята на вооружение в 1960-м, также была испытана в Капустином Яре. В дальнейшем проводятся испытания ракетных комплексов Военно-морского флота Р-13, Р-27, П-5, П-6 и других.
     Велик вклад полигона и в развитие отечественной космонавтики. За 10 лет до полета Ю.А. Гагарина в космос в Капустином Яре осуществлялись запуски модернизированных ракет для научных исследований верхних слоев атмосферы, отрабатывались модели спускаемых аппаратов. Именно отсюда на космические орбиты отправляли животных, чтобы впоследствии создавать банк данных по медико-биологическим исследованиям перед первым полетом человека. А с конца 1950-х годов испытывалась аппаратура для исследования Марса и Венеры.
     В конце 1950-х годов полигон Капустин Яр становится мощнейшим научно-исследовательским центром и единственным полигоном, испытывающим ракетное вооружение для всех видов Вооруженных Сил. В период интенсивных испытаний новых образцов ракетного вооружения частыми гостями полигона становятся не только руководители Вооруженных Сил, но и государства.
     Ввод в строй нового ракетно-космического комплекса «Двина», возросшие технические возможности полигона позволили с 1962 г. проводить с низовьев Волги запуски искусственных спутников Земли серии «Космос». В 1969 г. запуском ИСЗ «Интеркосмос» начинается реализация программы международного сотрудничества в области исследований космического пространства. В этой программе принимали участие Болгария, Венгрия, Германия, Куба, Монголия, Индия, Польша, Румыния, Чехословакия, Вьетнам, Франция, Швеция. В 1970-х годах проводились запуски геофизических ракет «Вертикаль» различных модификаций.
     С начала 1980-х годов на полигоне проводилась большая исследовательская работа в интересах создания многоразового космического корабля «Буран». Десять моделей «Бурана» совершили полет по орбитальной и суборбитальной траекториям.
     В 1999 г. с помощью ракеты-носителя «Космос» в интересах Германии и Италии на околоземную орбиту были выведены искусственные спутники земли «Абриксас» и «Мег-Сат».
     В ноябре 2005 г. был успешно освоен исследовательский ракетный комплекс «Тополь-Э».
     - За последние годы на 4-м Государственном центральном межвидовом полигоне Министерства обороны РФ завершены испытания ряда образцов средств боевого оснащения для Ракетных войск стратегического назначения и Военно-морского флота, ВВС и Сухопутных войск, - рассказывает начальник полигона генерал-лейтенант Валерий Мазуров. - И естественно, каждое испытание любого комплекса испытывает и личный состав полигона, его интеллектуальный потенциал.
     За 62 года на полигоне подготовлено более 160 ученых. Начиная с 1962 года офицеры полигона защитили 90 кандидатских диссертаций. За заслуги в деле укрепления обороноспособности страны более 400 генералов и офицеров удостоены государственных наград. 17 офицеров полигона стали лауреатами Ленинской и Государственной премий.
     Только для перечисления испытанных на полигоне Капустин Яр образцов вооружения и военной техники не хватит газетной страницы. Однако этот материал прежде всего не о прошлом полигона, а о его нынешнем дне и ближайших перспективах. Исторические вехи упомянуты для того, чтобы подчеркнуть следующее: полигон Капустин Яр на протяжении всей своей истории был одним из основных объектов по обеспечению обороноспособности нашей страны.
     - Он таков и сейчас, и останется таким впредь, - убежден генерал-лейтенант Мазуров.
     
Второе дыхание

     Времена, когда перспективы полигона мало кому представлялись безоблачными, к счастью, прошли. В последние годы в Капустином Яре активно велись работы, направленные на повышение обороноспособности страны. Как сообщил «Красной звезде» заместитель начальника полигона по научно-исследовательской и испытательской работе полковник Юрий Морозов, в 2008 г. государственные испытания прошел зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С», завершились государственные испытания, связанные с модернизацией и расширением боевых возможностей ракетного комплекса «Искандер», закончен ряд серьезных работ в рамках госиспытаний зенитных ракетных систем «Фаворит», «Триумф». Проводятся госиспытания по значительному расширению боевых возможностей зенитных ракетных комплексов «Бук» и «Тор».
     Хорошие результаты получены при испытании реактивной системы залпового огня «Смерч», возможности которой существенно расширены, вскоре предстоит принятие ее на вооружение.
     Каких-либо срывов испытательных работ по вине полигона нет уже пятый год, чем личный состав заслуженно гордится.
     В прошлом году силами полигона успешно проведен запуск космических аппаратов для США и Германии по их заказам. В ходе пуска на космическую орбиту было выведено шесть аппаратов. Параметры орбиты выдержаны, что еще раз подтвердило высокий профессионализм личного состава, который принял участие в выполнении этой задачи.
     - В настоящее время мы продолжаем испытания ЗРС С-300, С-400, «Тор-М», - рассказывает начальник полигона генерал-лейтенант Мазуров. - Один из видов ракет для этого комплекса мы уже отстреливаем в серийной партии...
     Идут предварительные испытания ЗРК «Бук», «Печора-2М».
     Продолжаются испытания зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик» для ВМФ, который представляет собой, так сказать, морской вариант «Панциря».
     Одним словом, интенсивность испытательных работ растет и уже приближается к темпам испытаний в советское время.
     
Кадровый потенциал

     Одна из основных особенностей полигона - работа в тесной взаимосвязи с более чем 200 предприятиями оборонно-промышленного комплекса. При этом офицеры-испытатели научились не только «разговаривать на одном языке» с представителями промышленности, но и находиться с ними, что называется, в одной весовой категории.
     Вообще испытатели - уникальные люди. За все время существования полигона офицеров по этой специальности ни в одном военном вузе не готовили, так что высококвалифицированных инженеров-испытателей растили непосредственно на полигоне.
      - Где-то на шестом году службы в инженерной должности офицер усваивает азы испытательской работы, - говорит начальник полигона. - Прибавьте сюда курсантские годы, и получится, что нужно не меньше 10 лет, чтобы на полигоне появился испытатель, на которого можно рассчитывать...
     Два года назад руководство полигона подняло вопрос о необходимости подготовки инженеров-испытателей в системе военного образования. После обращения к командующему РВСН генерал-полковнику Николаю Соловцову в Военной академии РВСН им. Петра Великого открылись соответствующие курсы подготовки и переподготовки. Впрочем, до той поры, когда выпускники этих курсов завоюют авторитет в среде специалистов оборонной промышленности, станут мастерами своего дела, пройдет несколько лет.
     Сегодня настоящий испытатель - это офицер в звании полковника на должности начальника отдела, заместителя начальника управления, начальника управления, чаще всего кандидат или даже доктор технических наук в возрасте 45-50 лет. Он уже на равных общается с генеральным конструктором, отстаивая интересы заказчика, знает всех представителей промышленности, принимающих участие в опытно-конструкторских работах. Кстати говоря, разработчиков, как правило, представляют специалисты еще более зрелого возраста. И чтобы с ними вести диалог на равных, нужно иметь квалификацию и опыт.
     - Промышленность ведь обязана оправдать деньги, которые выделены правительством. Ей хочется показать, что задача решена достойно, - поясняет заместитель начальника полигона по научно-исследовательской и испытательской работе полковник Юрий Морозов. - А мы, испытатели, представители заказчика, понимаем, что обертка - еще не конфетка. И не можем пропустить недоработанное изделие. То есть представитель заказчика - испытатель - должен прекрасно разбираться в теме. Начальник управления или отдела, который ведет данную тему, получается, обязан знать новое изделие, представляемое промышленностью, не хуже изготовителя...
     В общем, испытатели в офицерских погонах на вес золота, и эти кадры необходимо беречь. Удастся ли их сохранить в процессе предстоящей оптимизации?
     Даже ряд должностей солдат на полигоне требует замещения квалифицированными специалистами, подготовка которых занимает немало времени.
     - У нас служат и принимают участие в испытаниях в том числе и солдаты по призыву: механики-водители, электрики, - рассказывает полковник Морозов. - В боевом расчете любого комплекса есть должности рядовых и сержантов. Водить боевую машину «Тополь-М» молодому солдату, у которого за плечами всего два месяца вождения отцовских «Жигулей», доверить нельзя. Заменить молодого солдата на этом месте может только прапорщик или старший сержант-контрактник лет под сорок.
     Одна из ответственнейших солдатских работ на полигоне - заправка ракетным топливом жидкостных ракет. Правилам заправки обучают очень скрупулезно в течение года, потому что это опасная операция. Компоненты ракетного топлива взрывоопасны. Если вдруг появятся какие-то проблемы при заправке (например, подтекает шланг) и компоненты соприкоснутся на воздухе, возможен взрыв. А трагедия никому не нужна.
     Есть и другие, не менее серьезные солдатские специальности. В частности, оператор измерительных средств - сложная наукоемкая солдатская специальность. Она требует знания компьютера, а также высочайшей ответственности. Если, к примеру, оператор оптического теодолита потеряет объект наблюдения в полете (ту же ракету), это приведет к невыполнению боевой задачи. Потому что в этом случае никто не узнает, как она летела.
     Да, сейчас в армию призываются юноши с высшим образованием, но их доля невысока. Так что на полигоне Капустин Яр немало должностей операторов укомплектованы женщинами - военнослужащими по контракту. В основном это офицерские жены. Они работают в поле с видео- и кинотеодолитами, фоторегистрирующими станциями при температуре -25оС и ниже зимой и при 50-градусной жаре летом. А ведь могли бы вместо этого рожать и воспитывать детей, чтобы в офицерских семьях росли не один или два ребенка, а трое или даже четверо. Пока же демографический взрыв заблокирован скромными должностными окладами мужей, что заставляет офицерских жен в мирное время надевать погоны и требует от них самоотверженности и в жару, и в стужу...
     
Подводные старты в... степи

     Основной элемент полигона - это экспериментальная испытательная база: технические стартовые позиции, измерительный комплекс, командные пункты и т.д. Из-за неразберихи 1990-х она, естественно, устарела. Однако в начале 2000-х годов развернулись опытно-конструкторские работы по ее развитию. Расширяются возможности полигона по измерительной технике. Ведется масштабная работа по совершенствованию связи. Скоро полигон Капустин Яр будет обеспечен космической связью по закрытым каналам, что позволит собирать информацию в реальном масштабе времени.
     Некоторые объекты полигона долгое время не используются по другой причине - политической. К примеру, в советское время в Капустином Яре производили подводные старты с имитацией вылета стратегических крылатых ракет из-под воды. Закрыты эти испытания по договору об ограничении стратегических наступательных вооружений. Как известно, срок действия договора заканчивается в 2009 г. Если США не пойдут на продление договора и руководство России будет вынуждено принять ответные меры по обеспечению безопасности, полигон Капустин Яр способен возобновить соответствующие испытания.
     При этом, конечно, на полигоне многое придется реанимировать и оснащать дополнительно. Те же подводные старты, например.
     В 60-х годах прошлого века на полигоне был и качающийся старт - на водной поверхности располагалось сооружение, имитирующее надстройку корабля. Водной поверхности искусственно придавали волнение, которое имитировало шторм, причем разный по баллам. Получается, пуск ракеты осуществлялся как бы с корабля в штормовую погоду...
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

laserbeam

А вы в КапЯре то были хоть раз, работали там или ракеты какие запускали? Мне больше всего про инфраструктуру нравится посты.
Из разряда мы там не были но знаем. КапЯр - полигон для зенитных ракет ПВО, испытаний вооружений типа мобильных ПРО, комплексов Искандер, пусков ракет С-300, макс. С-400.
Я работал на реальных испытаниях ракет ЗРПК "Панцирь-С1" ПВО, пр-ва КБП. Непосредственно к полигону идет железно-дорожная узкоколейка, причем такая что крупные части ракет по ней перевозить невозможно (то есть расчитана она была именно на Р-1 ну может чуть большего класса ракеты). Автомобильные дороги на самом полигоне представляют собой полуразрушенные асфальтированные участки, естественно проходимые современными мобильными зенитными комплексами, но не пригодные без капитального ремонта для крупнотоннажных перевозок. Большая часть площадок или заброшена или представляет собой ангар или 2, на расстоянии неск. километров пусковая зона и пара бункеров. Есть конечно отдельная зона для пусков ракет с военными спутниками, но помимо той же узкоколейки, отдельной площадки с радиоантеннами космической связи и курсирующего в загад. направлений изредка поезда, никаких признаков серьезного космодрома незамечено. Стартовых комплексов ракет класса Р-7 там небывало с королевских времен... Потому проще построить Восточный и неморочить голову.
P.S. По жизни там жарко (до 40С), степь с редким ветерком, хороший городок с красивыми дочками военных и вечерние пьянки с бараньим шашлыком и водкой. И реально трудная техническая работа в редкие дни испытаний и перед ними до 12 вечера. Приятно конечно приобщиться, но космодром там тока частники могут открыть и то если военные разрешат. Ничем не хуже Мохаве, кроме некоторого запустения... Да еще шалят металоломщики, пытаются стырить разбитые ракеты, часто успешно.

АниКей

#2
ЦитироватьПривет Москве-400  
 Как Артур Кларк сдал Капустин Яр советской общественности
Алексей Песков
 Практически непроницаемая завеса секретности, что окружала все наши ракетно-космические разработки, чаще вспоминается с юмором. Хотя строгости были драконовского уровня – об этом убедительно рассказывает Aнатолий Клесов, живший в свое время на полигоне Капустин Яр.
В Кап-Яре, военном городе за колючей проволокой, который также назывался Москва-400 (для внешней переписки) и 10-й площадкой (для своих), я прожил 10 лет. Окончил там школу № 231 (продолжение столичной нумерации), работал на третьей площадке в КФЛ (в/ч 74322) и оттуда поступил в университет.

Мой отец в те времена был военным комендантом станции. Я бывал на ней довольно часто, наблюдая ее постепенное превращение в крупнейший военный узел, через который непрерывным потоком шла техника. Довольно обычной картиной на вечернем или утреннем небосклоне Капустина Яра были звездочки, плавно приближающиеся друг к другу и сходящиеся в одну, за чем следовала вспышка. Это не рождались новые или сверхновые, а шли испытания и запуски ракет. Со станции я наблюдал, как на зенитно-ракетном полигоне сбивали группу бомбардировщиков зенитной ракетой с ядерной боеголовкой...
Слова «Капустин Яр» в 50–60-х мы не произносили, когда находились за пределами полигона. Это было табу. Признаюсь, что до относительно недавнего времени, годов до 80-х, я физически не мог произнести эти слова при посторонних. При попытке произнести эти слова просто не выговаривались – работал психологический блок. В середине 60-х Особый отдел Кап-Яра сотрясло. Вышла книга Артура Кларка «Лунная пыль» у нас, в Союзе, на русском языке, перевод. Один из рассказов начинался так (привожу по памяти): «После запуска искусственного спутника Земли мы поехали из Капустина Яра праздновать в Сталинград, отстоящий на 100 километров». Представляете? Откуда было редакторам и корректорам знать... Понятно, что Особый отдел не волновало, что о Кап-Яре знают в США. Конечно, знают. Главное, чтобы не знали свои же граждане. Советский парадокс...
Лет двадцать спустя, в середине 80-х, приехав в США по научному обмену и явившись в National Research Council в Вашингтоне, я увидел в принимавшем меня офисе на стене карту Советского Союза. По выработанной с детства привычке автоматически перевел глаза чуть южнее Волгограда и увидел на карте, на знакомом до боли месте, красный силуэт ракеты. Рядом надпись: Kapustin Yar.
Алексей Песков,
ведущий рубрики
Опубликовано в выпуске № 20 (635) за 1 июня 2016 года


А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

hlynin

#3
Меня тоже тогда сильно удивило. В 1965, когда вышла книга, я не слышал про КапЯр и не шибко был удивлён - например, в романе "Конец детства" у него космодром в Забайкалье. Но когда в 70-х я про полигон узнал, действительно подивился осведомлённости. Этот рассказ называется "Колыбель на орбите", написан в 1959 г, очень бойкий рассказ
В двадцать пять лет я был вычислителем в Капустном Яру, недостаточно важная личность, чтобы присутствовать в контрольном центре, когда шел отсчет последних секунд. Но я слышал старт. Только однажды за всю жизнь я слышал звук, который поразил меня еще сильнее. (Что это было? После скажу.) Как только стало известно, что спутник вышел на орбиту, один из ведущих ученых вызвал свой «зил», и мы покатили в Волгоград отмечать событие. Сто километров одолели за то же время, за какое спутник совершил первый оборот вокруг Земли — неплохая скорость! (Кто-то подсчитал, что выпитой на следующий день водки хватило бы для запуска крошки-спутника, который конструировали американцы, но я в этом не уверен.)
Есть просто наглые фразы типа: Конечно, уже взяли интервью у фон Брауна? Как он поживает? Приятно слышать; я не видел его после симпозиума в Астрограде в честь его восьмидесятилетия, с тех пор он не прилетал с Луны.
В то же время Кларк не слышал ничего про Байконур, он считает, что запуск был из КапЯра

Кубик

Мне повезло больше - услышал в 64-м от вернувшегося оттуда из командировки  - "КапъЯр"..Сбросил он кобуру со Смит-Вессоном - спецгруз возил, заехал к отцу, (моему дядьке), ну и рассказал кое-что про рабочие будни, но это "около ракет" - спецмонтаж.. :oops:  А вот СП он мне смог показать живьём, правда мельком..
И бесы веруют... И - трепещут!

Liss

История воздушной разведки Капъяра британской (!) авиацией:
 
ЦитироватьThe British were also working on high-altitude reconnaissance aircraft. In 1952 the Royal Air Force (RAF) began Project ROBIN, which was designed to modify the Canberra bomber for high-altitude reconnaissance. This project was probably inspired by Richard Leghorn's collaboration with English Electric Company designers in 1951, when they calculated ways to increase the altitude of the Canberra. The RAF equipped the new Canberra PR7 with RollsRoyce Avon-109 engines and gave it long, fuel-filled wings. The range of this variant of the Canberra was now 4,300 miles, and, on 29 August 1955, it achieved an altitude of 65,880 feet.
 
Sometime during the first half of 1953, the RAF employed a high-altitude Canberra on a daring overflight of the Soviet Union to photograph the missile test range at Kapustin Yar. Because of advanced warning from either radar or agents inside British intelligence, the overflight did not catch the Soviet Union by surprise. Soviet fighters damaged and nearly shot down the Canberra. Rumors about this flight reached Washington during the summer of 1953, but official confirmation by the United Kingdom did not come until February 1954. While on a six-week tour of Europe to study aerial reconnaissance problems for the US Air Force's Scientific Advisory Board, James Baker was briefed by RAF intelligence officials on the Canberra overflight of the Soviet Union. On 22 and 23 March 1954, he reported on it to the full Scientific Advisory Board at Langley AFB, Virginia.
 
Baker also chaired the next meeting of the Air Force's Intelligence Systems Panel in late April 1954 but could not tell its members about the British overflight of Kapustin Yar because they were not cleared for this information. The panel did. however, discuss the modifications for high-altitude flight being made to the US Canberra, the B-57 .
..."
Источник: Pedlow, Welzenbach "The Central Intelligence Agency and Overhead Reconnaissance: The U-2 and Oxcart Programs, 1954-1974."

 
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

napalm

ЕМНИС я об этом читал (а может даже смотрел где-то) довольно давно. Не обошлось без стандартных тупых русских, посбивавших вместо Канберры друг друга, ну и, само-собой, закончивших в ГУЛАГе..

napalm

Вот и они 
Цитироватьin one region the operator accidentally sent the Soviet flights West instead of East; in Kharkov, the pilots confused the planes (aloft) and found themselves firing at each other.' The defector also reported that: The incident resulted in a major purge. Many Generals and Officers were removed from their posts. One General was demoted to the rank of Lieutenant Colonel and committed suicide. Other personnel were sent to punishment battalions.
http://www.spyflight.co.uk/yar.htm

PIN

Никакого "ГУЛАГа", А бардак в ВВС и ПВО никоим образом не удивляет. 

Виктор Левашов

Странно, сэр Артур не слышал о "Байконуре"?
Странно...
Я могу понять, если сэр не слышал о посёлке Тюра-Там.
Но не знать о "Байконуре"...
Значит нелюбопытным был сэр Артур, мир праху его.

Виктор Левашов

ЦитироватьИстинное местоположение советского ракетного полигона стало известным американской разведке 5 августа 1957 года в результате очередного полёта над территорией СССР самолёта-разведчика Lockheed_U-2. С 1957 года и вплоть до начала 1990-х в западных источниках полигон обозначался как Tyuratam по имени ближайшей железнодорожной станции

Liss

ЦитироватьВиктор Левашов пишет:
Странно, сэр Артур не слышал о "Байконуре"?
Странно...
Я могу понять, если сэр не слышал о посёлке Тюра-Там.
Но не знать о "Байконуре"...
Значит нелюбопытным был сэр Артур, мир праху его.
Ничего странного -- A Fall of Moondust вышла в 1961, одновременно с появлением в советской печати названия Байконур как места старта Гагарина. Писалась еще раньше, а в 1957 году, например, вся открытая западная печать была уверена, что Спутник запустили с Капъяра. Остается проверить, когда у них всплыло название Тюратам.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

hlynin

Собственно и работники Байконура узнали о названии полигона одновременно с Западом. Тогда и много лет позже все они называли его Тюра-Там. И это название было известно на Западе задолго до Гагарина.

Liss

Цитироватьhlynin пишет:
Собственно и работники Байконура узнали о названии полигона одновременно с Западом. Тогда и много лет позже все они называли его Тюра-Там. И это название было известно на Западе задолго до Гагарина.
Google Books Ngram с Вами не согласен.

 

Видно, что название Байконур появляется в существенных количествах в книгах 1962 года издания (что неудивительно), а Капустин Яр и Тюратам -- уже в изданиях 1963 года.
При этом имеются упоминания Капъяра в 1957 и 1959 гг., а Тюратама и Байконура -- в 1960 г. Первое логично, второе странно.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

Aviation Week за 14 октября 1957 г. писал, что первый спутник был, вероятно, запущен из района севернее Каспийского моря, где часто проводились испытательные пуски баллистических ракет промежуточной дальности. Ясно, что речь идет о Капъяре, хотя он и не назван по имени.

 


В статьях о запусках первых трех лунных КА место запуска не указывается.

Британский Flight не указывает место запуска трех первых спутников. Капустин Яр впервые упоминается в этом журнале 5 декабря 1958 г. со ссылкой на Aviation Week как место запуска в июле 1957 г. первой советской МБР:

 

Второе упоминание -- в номере за 25 декабря 1959 г. в знаменитом перечне космонавтов, погибших до Гагарина:

 

Аральск здесь может быть ссылкой на выносную позицию полигона Капустин Яр в районе Аральска либо на Тюратам, дело темное. Но Тюратам сам по себе во Flight'е появляется в 1963 году в таблице запусков. Что забавно, наряду с Байконуром.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

hlynin

1. Про КапЯр узнали не позже, чем немцы, работавшие на Городомле и в КапЯре вернулись в ГДР.
2. Да знали про Тюра-Там весьма рано, но не факт, что публиковалось в СМИ, я встречал это название точно до Гагарина, но не помню, где.
3. Дело не в названии. И полигон и базовая станция были известны - зря, что ли, Пауэрс в 1.5.60 там летал.

Вот другой факт помню - Черток (но я могу ошибиться) вспоминал, что за часы до запуска Гагарина "Голос Америки" (кажется) сообщил, что в ближайшие часы (дни?) в СССР запустят человека на орбиту. Вот такая осведомлённость кажется невероятной.

Liss

Предлагаю четко разделить две вещи.
1. Что и когда узнали западные разведки.
2. Что и когда появилось в западной открытой печати.

Скажем, общеизвестно, что в открытой печати Плесецк засветил Джеффри Перри осенью 1966 года, хотя американским спецслужбам о нем было известно как минимум с 1960 года.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

hlynin

Что  ж, разделить, несомненно, надо. И насчёт прочих космодромов. И проектов. И руководителей. И космонавтов. Интересная тема, но сложная. Я обязательно сообщу, если найду в открытой печати.

Виктор Левашов

ещё интереснее, как информация из разведслужб перетекает в СМИ.
есть какие-то причины? каналы? 
и главное, почему вот именно тогда, и не раньше и не позже.

napalm

ЦитироватьSOE пишет:
Никакого "ГУЛАГа", А бардак в ВВС и ПВО никоим образом не удивляет.
Само собой, ведь в училищах не разъясняли, чем отличаются восток от запада, а Канберра от МиГ-15.