Погасшая "Заря"...

Автор Bell, 09.03.2005 11:35:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Bell

Для затравки - вот фото:

Всем (ну почти всем) это сооружение хороше известно - это башня для посадки экипажа в КК на СК Зенита.

Вопрос:
Что это был за КК такой, что для него даже построили целую башню для посадки экипажа? Насколько близка была "Заря" к реализации?

Этой информации очень мало, зачитано до дыр
http://www.buran.ru/htm/zarya.htm

Хорошо бы было узнать о Заре побольше. Например как в НК был расписар ТКС  :wink:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Лютич

Кстати, если смотреть на фото действующего СК "Зенит-2", снятого с точки справа-снизу от газоотводного лотка, то видна похожая башня на разрушенном СК. Причем она в меньшей степени готовности: "будки" наверху нет, есть только вертикальная рама и несколько горизонтальных балок.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Лютич

И еще: вызывает у меня большие сомнения тезис о "непригодности" Зенита для пилотируемых запусков. Уж не черный ли это пиар со стороны разных обидчивых животных, говоривших про РД-171 в частности и про Зенит-2 с Энергией в общем - "не полетит"?
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Oleg

ЦитироватьВопрос:
Что это был за КК такой, что для него даже построили целую башню для посадки экипажа? Насколько близка была "Заря" к реализации?

Цитировать"Заря" осталась на уровне эскизного проекта. Почему? Оказывается, этому есть две причины.
     Первая - внешняя - очевидна и называется "многоразовый воздушно-космическй корабль "Буран"". На создание системы, призванной "не допустить военного и технического превосходства потенциального противника" были брошены силы всей ракетно-космической промышленности, авиастроения, в отдельные годы - до 20 % всего космического бюджета. Сворачивались многие работы, и более удивительно, что при этом новый корабль вообще начали делать! Значит, машина такой размерности была ОЧЕНЬ нужна...
     Вторая причина - внутренняя. Как уже говорилось, идею создания небольшого многоразового корабля с ракетной посадкой выдвинул первый космонавт-бортинженер, конструктор космических аппаратов Константин Петрович Феоктистов. Но... сейчас он считает "Зарю" своей ошибкой, неудачной разработкой - почему-де за нее и не очень боролись. В частности, он полагает, что аэродинамическое качество разрабатываемой схемы (0.25) было бы недостаточным для обеспечения требуемого бокового маневра и достижения необходимой точности посадки.
http://n1l3m.narod.ru/galaktika/Zarja-2.htm

Так что с ТКС несравнимо. :(

ЦитироватьВ дальнейшем ракетой-носителем "Зенит" планировалось заменить РН  "Союз", планировалось со временем проводить с ее помощью запуски пилотируемых кораблей. Для этого на стартовом комплексе "Зенита" на космодроме Байконур (площадка №45) были построены даже специальные фермы обслуживания для посадки космонавтов в корабль. Но задержка с разработкой корабля под "Зенит" с одной стороны, высокий уровень перегрузок при старте (до 4.5-4.7g) и нежелательные для организма человека спектры колебаний с другой пока не позволили осуществить эти планы. Однако работы над такими кораблями ведутся. Есть проработки изменения спектров колебаний РН и снижения уровня перегрузок за счет дросселирования двигателей. В качестве потенциального преимущества "Зенита" рассматривается возможность запуска кораблей типа "Союз ТМ" на орбиту с наклонением 51.6 град. с российского космодрома Плесецк, где завершается (по состоянию на конец 1998 г.) строительство первой стартовой установки РН "Зенит" на площадке №35.
http://www.buran.ru/htm/rocket.htm
"Друг, скажите номер вашей планеты в тентуре, или хотя бы номер галактики в спирали."

Bell

Так вот я и спрашиваю - какого лешего строить башню для посадки космонавтов в корабль, которого НЕТ???

Или корабль ПОЧТИ БЫЛ, только денег/мотивации не хватило???

А все заявления типа "да Заря вообще-то фигня" выглядят, как в пресловутой басне про лису и виноград. Особенно забавно (и я уже на это обращал ваше внимание) слышать такое от Феоктистова. "Великого борца с пилотируемой космонавтикой", можно сказать иконы всех противников ПК. Который, при этом до конце 80-х активно проталкивал Зарю и ввобще был чуть ли не инициатором ее создания...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Лютич

Ага. Цитирую из "РК Энергия": ...Большим энтузиастом проведения работ по этому кораблю был К.П.Феоктистов. Работа проводилась под личным контролем генконструктора В.П.Глушко. Однако в январе 1989 года работы по теме "Заря" были прекращены в связи с недостаточностью финансирования. К этому времени был завершен выпуск основной конструкторской документации в НПО "Энергия" и смежных организациях.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Bell

Во-во!
"Основная конструкторская документация" это отнють не эскизный проект...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

X

ЦитироватьПринцип посадки на ЖРД, кроме многоразовости, открывал перспективу применения ВК для полетов и на безатмосферные планеты. Однако использование этого принципа для возвращаемого на Землю пилотируемого корабля вызвало сомнения у специалистов ряда организаций, главным образом служб ВВС. В целях повышения безопасности экипажа до набора необходимой статистики посадок на ЖРД в комплексе средств посадки предусматривались отработанные и надежные резервные средства: так на кораблях первого этапа предполагалось использовать катапультные кресла для спасения космонавтов в аварийных ситуациях при посадке и на начальном участке выведения на орбиту, хотя размещение кресел в ВК ограничивало бы численность экипажа до четырех космонавтов. В составе основной системы посадки планировалось использовать 24 посадочных двигателя объединенной двигательной установки тягой 1,5 тс каждый, работающих на компонентах перекись водорода - керосин, а для управления спуском - 16 однокомпонентных двигателей тягой 62 кгс каждый, также входящих в ОДУ. Бортовой комплекс управления и комплекс средств посадки должен был обеспечивать точность посадки не хуже 2,5 км и перегрузку при посадке - не более 10 ед.

1. UHTepecHo 4To c yBe/\u4eHueM guaMeTpa kopa6/\R (Muge/\R) Mo>KHo geu'cTBuTe/\bHo no/\HocTbi0 oTka3aTbcR oT napawyToB.

2. Takoro Tuna nocago4HbIu' Mogy/\b npurogeH u g/\R nocagku Ha He6ecHbIe Te/\a c Ma/\eHbkou' Maccou' , Bo3Mo>KHo  u  g/\R nocagku Ha /\yHy...

Oleg

ЦитироватьТак вот я и спрашиваю - какого лешего строить башню для посадки космонавтов в корабль, которого НЕТ???

Или корабль ПОЧТИ БЫЛ, только денег/мотивации не хватило???

Простите, но я повторю:
ЦитироватьВ дальнейшем ракетой-носителем "Зенит" планировалось заменить РН "Союз"
...
В качестве потенциального преимущества "Зенита" рассматривается возможность запуска кораблей типа "Союз ТМ"...

http://www.buran.ru/htm/rocket.htm
"Друг, скажите номер вашей планеты в тентуре, или хотя бы номер галактики в спирали."

Bell

Имхо совсем мимо кассы...

Там же ясно написано - "В качестве потенциального преимущества". Из-за этой потенциальной возможности башню строить нет резона. Ее строили конкретно для Зари. Потому что Заря была СОВСЕМ НА ПОДХОДЕ!
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Andy_K64

По "Заре", говорят, были какие-то элементы в металле. Но задел на заводе был очень небольшим. Документация была вроде выпущена полностью.

Bell

Что-то вспомнилось в связи с конкурсом...  :roll:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Andy_K64

ЦитироватьЧто-то вспомнилось в связи с конкурсом...  :roll:
А что теперь вспоминать? Если даже главный энтузиаст и руководитель разработки "Зари" - К.П.Феоктистов считает ее ошибкой. Я как-то разговаривал с одним весьма уважаемым человеком в пилотируемой космонавтике. Он говорил, что многие испытатели и управленцы были очень скептически настроены по отношению к "Заре" из-за ее большого числа двигателей. Говорит, что Н-1 с 32 двумя двигателями привила им, своего рода, иммунитет против многочисленных двигателей.

Bell

ЦитироватьА что теперь вспоминать? Если даже главный энтузиаст и руководитель разработки "Зари" - К.П.Феоктистов считает ее ошибкой.
Эх, Феоктистов, Феоктистов...
Он банально обиделся, что закрыли его родной проект.
- Ах так? Ну тогда вообще вам не будет никакой пилотируемой космонавтики. Я первый буду против нее и все будут говорить: "Даже Феоктистов против!".
Логика простая и железная. Такой уж время было, кидались люди из крайности в крайность...
Опять же - особенности возраста. Вот посмотрите на Старого :)

Кстати, заявления о непригодности Зенита для пилотируемых полетов - из той же оперы. Политика унд личные пристрастия. В надежде, что поверят, раз это сказал "специалист".

ЦитироватьЯ как-то разговаривал с одним весьма уважаемым человеком в пилотируемой космонавтике. Он говорил, что многие испытатели и управленцы были очень скептически настроены по отношению к "Заре" из-за ее большого числа двигателей.
При этом многие специалисты, в первую очередь кузнецовцы, не менее обоснованно готовы защищать многодвигательные системы вообще и Н-1 в частности. А уж КОРД - и подавно вне подозрений. Для них, конечно. Но чем они хуже вашего "уважаемого человека"?

ЦитироватьГоворит, что Н-1 с 32 двумя двигателями привила им, своего рода, иммунитет против многочисленных двигателей.
Все познается в сравнении.
Так вот сравнивать 32 НК-33 тягой 150 т и 2 десятка маленьких пероксидок - совершенно некорректно. Нельзя примитивно масштабировать свойства таких систем. Совершенно разный масштаб проблем, условий работы, нагрузок, надежности, возможных последствия сбоя. Впрочем, кому я это говорю?

Например, почему на Заре не было аналога КОРДа? Да потому что он в таких условиях просто НЕ НУЖЕН, система слишком проста.
А "своего рода, иммунитет" - не более, чем психологическая проблема носителей этого "иммунитета"...

И еще вот что.
Сама по себе Заря - увеличенная союзовская фара. А CEV - увеличенный СА Аполлона. И если на CEV'е не собираются ставить никаких посадочных двигателей, то и на Заре, вероятно, можно было бы обойтись без них. Это конечно голая теория, но тут как раз аналогия очевидна (в отлчие от Н-1).
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Вообще, интересно - когда рассекретят проект Зари? Если в ней нет ничего "такого", то почему бы не сейчас? Как ТКС или Спираль ;)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Дмитрий В.

ЦитироватьГоворит, что Н-1 с 32 двумя двигателями .
На Н-1 стояло 30  (тридцать) ЖРД НК-15/НК-33 (11д51/11д111) на блоке А. Однако, странно, что многие люди, да и я сам зачастую, в разговоре упоминают 32 движка, хотя общеизвестно, что их было 30...
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Bell

Угу.
К тому же на Заре предполагалось ставить всего 16 керосин-перекисных движка тягой 62 кгс.
Как это можно сравнивать с Н-1 - ума не приложу...  :(


Кстати, кто подсказет, что за фрукт ВМ ВКА от ЦАГИ?
Упоминается здесь: http://n1l3m.narod.ru/galaktika/Zarja-ta.htm
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Andy_K64

ЦитироватьВообще, интересно - когда рассекретят проект Зари? Если в ней нет ничего "такого", то почему бы не сейчас? Как ТКС или Спираль ;)
А в чем его засекреченность? Про него можно открыто прочитать в МПК и в "50 лет РКК "Энергия". Другое делдо, материалов мало. Как и интереса. В силу малой известности. Были еще и некоторые субъективные причины, по которым о "Заре" немного говорили. Теперь таких причин IMHO нет. Может быть, и узнаем еще техничекие подробности.
А про мнение самарцев могу сказать одно. В истории было и есть немало примеров, когда 1-2 неудачи дискредитировали хорошие идеи. И можно сколько угодно говорить, что неудачи были случайны, что их "пуговицы теперь пришиты крепко". Но "костюм" ведь так и не был сшит. И история с Н-1 не одинока.

Vladimir

ЦитироватьВообще, интересно - когда рассекретят проект Зари? Если в ней нет ничего "такого", то почему бы не сейчас? Как ТКС или Спираль ;)
К общей информации могу добавить, что когда я пришел молодым специалистом в Подлипки в конце 70-х, мне в руки попался документ типа основных положений или инженерной записки (точно не помню).
В нем рассматривался корабль с многоразовым СА на 5 человек и с парашютной посадкой типа "Союза". Кстати, в том же документе рассматривался полностью спасаемый КК, который по форме напоминал тот же СА "Союза", но ДУ и топливные баки находили внутри СА, а не снаружи. Однако такое соседство токсичного топлива с экипажем посчитали слишком опасным. Кроме того, его масса переваливала за 15 тонн, следовательно, его можно было выводить только "Протоном". По этим двум причинам данный вариант был отвергнут.
Уже работая в Химках, я увидел в архиве присланный из "Энергии" проект по 7К-СМ. По сравнению с более ранним документом в нем кресла экипажа, число которых уменьшилось до трех, перенесли ближе к выходному люку, а в задней части СА была создана зона полезного груза. В качестве ПН там могли быть установлены кресла-ложементы для еще 6 человек. Ну и посадка стала чисто реактивной.

Bell

Владимир, то о чем вы говорите - явно предыстория Зари. Постановление о начале работ вышло только в 1985 г. и только через год был создан эскизный проект.

Понимаете, странно выглядит строительство посадочной башни для корабля, которого официально вроде как и не было. Похоже, что реально до первого старта оставалось всего пара лет...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун