Государственно-частное партнерство в Стратегии-2030

Автор Дмитрий Пайсон, 22.05.2012 19:19:53

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий Пайсон

По просьбам трудящихся, создаю здесь раздел для обсуждения вопросов ЧГП  в рамках Стратегии-2030 - соответственно, и остальных вопросов этой Стратегии, если кто-то будет к этому готов. Для начала - о чем идет речь в этом разделе стратегии:

 
Цитировать9.3. Государственно-частное партнерство в сфере космической деятельности

Государственно-частное партнерство в рамках Стратегии реализуется за счет поэтапной передачи основных прикладных направлений космической деятельности в сферу ответственности бизнеса, как правило - частного, при сохранении за государством в лице федерального органа исполнительной власти по космической деятельности функций по мониторингу и реализации общей технологической политики, проведению общесистемных и поисковых научно-исследовательских работ, интеграции усилий предприятий частного сектора при решении технологических проблем общеотраслевого уровня.

Для создания условий развития государственно-частного партнерства необходимы:

до 2015 года - совершенствование законодательства в целях облегчения создания и функционирования государственно-частного партнерства;

до 2020 года - отработка форм и методов участия предприятий и организаций частного сектора в формировании и предоставлении космических услуг на базе национальной орбитальной группировки, в том числе - с использованием аренды (лизинга) космических средств, находящихся в государственной собственности, а также при самостоятельном заказе предприятиями-операторами отдельных космических аппаратов и элементов наземной космической инфраструктуры;

до 2030 года - расширение зоны ответственности  предприятий и организаций - операторов космических услуг.

На всех рубежах настоящей Стратегии развитие национальной космической инфраструктуры, включая российские космодромы, средства командно-измерительного комплекса и дальней космической связи планируется в составе государственного сектора экономики.
Для начала - было бы интересно понять, как наши специалисты и энтузиасты понимают конкретное, прикладное значение этих общих формулировок, в чем видят положительные и отрицательные стороны предлагаемых шагов. Представляется, что эти три этапа - потенциально один из значимых моментов Стратегии-2030, вот только вопрос, в каком формате их практически реализовывать.

sychbird

Кто-то должен собрать воедино и выложить для открытого доступа два перечня в виде баз данных.

Первый должен содержать сведения о технических стандартах и нормах, обязательных для прохождения процедур сертификации оборудования и программного обеспечения, допускаемого для использования в КД и ее наземных приложениях по профилю деятельности.
Если  имеются документы грифованные, должна быть обозначена структура, куда обращаться и какие должны быть требования к персоналиям, допускаемым для ознакомления с этими сведениями.

Второй перечень должен содержать сведения об инженерных, технологических и сервисных направлениях, где ощущается дефицит предложений от национального бизнеса и в какие сферы  имеет смысл направлять усилия для поиска возможностей своего участия.
Не все технологически состоятельные инженерные и бизнес команды хорошо ориентируются  в возможностях и потребностях КД и ее наземных приложений. Особенно в области связных и информационных технологий.

Я например связан со средней национальной компанией, выпускающей цифровое связное оборудование и выступающей системным интегратором для региональных телефонных сетей. Эту фирму сильно теснят в последнее время китайские конкуренты, и она готова попробовать себя в качестве производителя оборудования для наземного сектора приложений системы ГЛОНАС для нужд геодезии и, кроме того, региональных станций связи с различными спутниковыми системами. Но поиск информации о требованиях, протоколах и имеющихся рыночных нишах крайне затруднен.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Старый

ЦитироватьДля начала - было бы интересно понять, как наши специалисты и энтузиасты понимают конкретное, прикладное значение этих общих формулировок, в чем видят положительные и отрицательные стороны предлагаемых шагов.
Мне так показалось что авторы этих формулировок не понимают что такое "частно-государственное партнёрство".
 И обычное участие частных компаний в КД почемуто называют "ЧГП".

ЦитироватьПредставляется, что эти три этапа - потенциально один из значимых моментов Стратегии-2030, вот только вопрос, в каком формате их практически реализовывать.
И мне кажется непонимание этого момента очень сильно помешает развитию нашей космонавтики.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий Пайсон

ЦитироватьМне так показалось что авторы этих формулировок не понимают что такое "частно-государственное партнёрство".
 И обычное участие частных компаний в КД почемуто называют "ЧГП".
Есть целый ряд аспектов участия частных компаний в КД здесь и сейчас, которые позволяют трактовать его в терминах ЧГП. Среди них, например, такие:
    На первых этапах - аренда "частниками" государственной инфраструктуры для оказания услуг (пока не начнут строить свою);
    На последующих этапах - частичный аутсорсинг государством услуг связи и ДЗЗ для своих надобностей у частников;
    По ходу пьесы - госфинансирование НИОКР, направленных на повышение конкурентоспособности коммерческих решений (ищите в Интернетах Alphabus/Alphasat);
Это с точки зрения формальностей. Вообще же, авторы этих формулировок, насколько мне известно, придерживаются той точки зрения, что в современных условиях можно трактовать ЧГП несколько расширительно, не только в его канонических формах, но и просто как межсекторное взаимодействие.

Дмитрий Пайсон

ЦитироватьКто-то должен собрать воедино и выложить для открытого доступа два перечня в виде баз данных.
Это вообще-то хорошая, богатая идея. Нужно ее обязательно зафиксировать, поскольку в ближайшие недели, насколько я понимаю, будет кому и в рамках чего заняться реализацией.

ЦитироватьЯ например связан со средней национальной компанией, выпускающей цифровое связное оборудование и выступающей системным интегратором для региональных телефонных сетей... Но поиск информации о требованиях, протоколах и имеющихся рыночных нишах крайне затруднен.
А Вы напишите мне как-нибудь поприватнее ;)

Ded

На первых этапах - аренда "частниками" государственной инфраструктуры для оказания услуг (пока не начнут строить свою);

Это слишком, частники будут строить космодромы?

ГЧП - разделение затрат. Например частник делает КА, а государство запускает. Результат - в пропорции. Есть еще варианты.
Все возможно

Иван Моисеев

ЦитироватьДля начала - было бы интересно понять, как наши специалисты и энтузиасты понимают конкретное, прикладное значение этих общих формулировок, в чем видят положительные и отрицательные стороны предлагаемых шагов. Представляется, что эти три этапа - потенциально один из значимых моментов Стратегии-2030, вот только вопрос, в каком формате их практически реализовывать.
Я бы поменял местами 1-й и 2-й этапы. Законодательство, как правило фиксирует какой-то консенсус, сложившийся образ действий. Или устраняет возникшие проблемы.
Теоретически, можно и на опережение работать, но до 15 года времени мало.
Наверное, тот, кто определял этапность, думал, что, мол, напишем закон, и будет всеобщее счастье...
im

Дмитрий Пайсон

ЦитироватьНа первых этапах - аренда "частниками" государственной инфраструктуры для оказания услуг (пока не начнут строить свою);

Это слишком, частники будут строить космодромы?
Про космодромы там в конце написано, что останутся за государством. Имелась прежде всего орбитальная инфраструктура в виду (КА), плюс элементы НКУ и ЕТРИС.

ЦитироватьГЧП - разделение затрат. Например частник делает КА, а государство запускает. Результат - в пропорции. Есть еще варианты.
И это тоже, конечно. Такого рода проекты уже отражаются в ФКП как выполняемые при внебюджетном финансировании.

Дмитрий Пайсон

ЦитироватьЯ бы поменял местами 1-й и 2-й этапы. Законодательство, как правило фиксирует какой-то консенсус, сложившийся образ действий. Или устраняет возникшие проблемы.
Теоретически, можно и на опережение работать, но до 15 года времени мало.
Наверное, тот, кто определял этапность, думал, что, мол, напишем закон, и будет всеобщее счастье...
Не, не так. Во-первых, этапы ранжировались в том числе и по степени безобидности, чтобы начинать с "бумаги" и только потом, приучив обе стороны к мысли о том, что сотрудничество неизбежно и в принципе взаимно позитивно, переходить уже к конкретным решениям по группировкам и наземной инфраструктуре. Во-вторых, как мы все понимаем, есть ряд отчетливых проблем регулирования, без преодоления которых частный сектор никак не может считаться сколько-либо равноправным партнером сектору публичному. Просто не имеет смысла говорить о партнерстве, пока не урегулированы вопросы лицензирования, регистрации прав собственности на КА и ряд других.

Ded

Уважаемый Дмитрий Пайсон,

Скажите, что имеется в виду:

до 2030 года - расширение зоны ответственности предприятий и организаций - операторов космических услуг.
Все возможно

Дмитрий Пайсон

ЦитироватьУважаемый Дмитрий Пайсон,

Скажите, что имеется в виду:

до 2030 года - расширение зоны ответственности предприятий и организаций - операторов космических услуг.
Появление полноценных операторов со своими спутниками в сфере ДЗЗ и связи (в дополнение к фиксированной связи), а также частичный переход к аутсорсингу по госпотребностям.

Старый

ЦитироватьСреди них, например, такие:
    На первых этапах - аренда "частниками" государственной инфраструктуры для оказания услуг (пока не начнут строить свою);
    На последующих этапах - частичный аутсорсинг государством услуг связи и ДЗЗ для своих надобностей у частников;
    Но это вообще не партнёрство. Отношения купли, продажи, аренды, аутсорсинга и т.п. это вообще не партнёрство.

    ЦитироватьПо ходу пьесы - госфинансирование НИОКР, направленных на повышение конкурентоспособности коммерческих решений
    О! Вот совместное финансирование НИОКР и затем совместное использование полученых результатов - вот это и есть ЧГП. И вот об этом то в Стратегии ни слова.

    ЦитироватьВообще же, авторы этих формулировок, насколько мне известно, придерживаются той точки зрения, что в современных условиях можно трактовать ЧГП несколько расширительно, не только в его канонических формах, но и просто как межсекторное взаимодействие.
    Трактовать можно что угодно и как угодно. Однако какраз отсутствие чётких ясных формулировок указывает на отсутствие понимания целей и задач и соответственно способности их решения.
     Мне кажется ключевая фраза из Стратегии:
    Цитироватьреализуется за счет поэтапной передачи основных прикладных направлений космической деятельности в сферу ответственности бизнеса
    попала сюда оттого что авторы Стратегии узнали что функция извоза на МКС передана частнику и решили что вот именно это и есть ЧГП.  И вписали это в Стратегию.
     Тогда как повторяю: покупка государством у частников товаров и услуг это не партнёрство.
     Партнёрство это совместное создание товаров и услуг. А вот этого то в Стратегии и нету.
    1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
    2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
    3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
    4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

    Старый

    О важности ЧГП.
     ЧГП позволяет привлечь деньги частников к реализации КД в интересах государства, что повышает общий уровень финансирования, и одновременно повышает конкурентоспособность частников т.к. в их распоряжении оказываются результаты разработок на которые у них самих не хватило бы денег.
     То есть ЧГП позволяет обеим сторонам сообща получить результат на который у каждой из них по отдельности не хватило бы сил и средств.
    1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
    2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
    3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
    4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

    Дмитрий Пайсон

    Цитировать
    ЦитироватьСреди них, например, такие:
      На первых этапах - аренда "частниками" государственной инфраструктуры для оказания услуг (пока не начнут строить свою);
      На последующих этапах - частичный аутсорсинг государством услуг связи и ДЗЗ для своих надобностей у частников;
      Но это вообще не партнёрство. Отношения купли, продажи, аренды, аутсорсинга и т.п. это вообще не партнёрство.
      Концессия, например - типичное, каноничнейшее партнерство.

      ЦитироватьМне кажется ключевая фраза из Стратегии:
      Цитироватьреализуется за счет поэтапной передачи основных прикладных направлений космической деятельности в сферу ответственности бизнеса
      попала сюда оттого что авторы Стратегии узнали что функция извоза на МКС передана частнику и решили что вот именно это и есть ЧГП.  И вписали это в Стратегию.
      Так только кажется. В силу особенностей процесса, у раздела по ГЧП была своя судьба, в общем, отличная от судьбы Стратегии в целом. Многое будет зависеть от того, кто и как его будет реализовывать ("трактовать" на практике).

      Между прочим, то же самое софинансирование НИОКР (поищите Alphabus) реализуется на практике в виде  совокупности договоров на проведение НИОКР и поставки готовой продукции.

      Старый

      Тем более что у нас до 2030 года вряд ли появятся частные корпорации способные самостоятельно (за свой счёт) потянуть "основные прикладные направления космической деятельности".
       Таким образом совместное участие и особенно совместное финансирование - не только самый эффективный но и пожалуй единственно возможный вариапнт партнёрства государства и частного бизнеса.
      1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
      2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
      3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
      4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

      Дмитрий Пайсон

      ЦитироватьО важности ЧГП.
       ЧГП позволяет привлечь деньги частников к реализации КД в интересах государства, что повышает общий уровень финансирования, и одновременно повышает конкурентоспособность частников т.к. в их распоряжении оказываются результаты разработок на которые у них самих не хватило бы денег.
       То есть ЧГП позволяет обеим сторонам сообща получить результат на который у каждой из них по отдельности не хватило бы сил и средств.
      Не только это. Вот сейчас у государства, честно сказать, денег на КД хватает. Не только в деньгах дело. Но, боюсь, в вопросах немеркантильного характера мы тут разойдемся. Просто скажу, что существует точка зрения, что привлечение к той или иной деятельности частного бизнеса (если не допускать ни с чьей стороны оппортунизма) эту деятельность часто активизирует и повышает ее эффективность. Повторяю: существует точка зрения. Очень бы не хотел сейчас опять пускаться в обсуждение ее истинности или ложности.

      Дмитрий Пайсон

      ЦитироватьТем более что у нас до 2030 года вряд ли появятся частные корпорации способные самостоятельно (за свой счёт) потянуть "основные прикладные направления космической деятельности".
      Да такие и сейчас, в общем, есть. Проблема в неопределенности правового статуса и общем климате в этой отрасли.

      LRV_75

      Цитировать
      Цитировать9.3. Государственно-частное партнерство в сфере космической деятельности

      Государственно-частное партнерство в рамках Стратегии реализуется за счет поэтапной передачи основных прикладных направлений космической деятельности в сферу ответственности бизнеса, как правило - частного, при сохранении за государством в лице федерального органа исполнительной власти по космической деятельности функций по мониторингу и реализации общей технологической политики, проведению общесистемных и поисковых научно-исследовательских работ, интеграции усилий предприятий частного сектора при решении технологических проблем общеотраслевого уровня.

      Вы говорите про бизнес и при этом говорите про государственно- частное партнерство. Ок!
      В этой схеме я вижу, что по многим бизнес-процессам заказчиком все же будет государство. Тогда естественно, первым желанием поставщиков услуг (частников) было бы желание узнать про какие то нормативные документы (предварительные) и бизнес требования.
      Что собственно бизнес хочет от частника?
      Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
      У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

      Старый

      ЦитироватьМежду прочим, то же самое софинансирование НИОКР (поищите Alphabus) реализуется на практике в виде  совокупности договоров на проведение НИОКР и поставки готовой продукции.
      Вот я и говорю о софинансировании.
       Альфабуса ещё никто не видел, а вот Дельта-4 и Атлас-5 это бессмертная классика частно-государственного партнёрства.
       И правительсту США и Боингу с Локхидом нужны были эти ракеты, но у каждого из них по отдельности не хватило бы денег их заказать или сделать.
       Арианы это тоже результат ЧГП, хотя там это было сделано слегка завуалировано.

       И ещё раз подчёркиваю: если бы правительство США просто заказало бы Боингу и Локхиду Дельту-4 и Атлас-5 то это не было бы ЧГП.
      1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
      2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
      3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
      4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

      Ded

      Цитировать
      ЦитироватьУважаемый Дмитрий Пайсон,

      Скажите, что имеется в виду:

      до 2030 года - расширение зоны ответственности предприятий и организаций - операторов космических услуг.
      Появление полноценных операторов со своими спутниками в сфере ДЗЗ и связи (в дополнение к фиксированной связи), а также частичный переход к аутсорсингу по госпотребностям.

      Спасибо.

      Меня смущает 2030 год. Это напоминает ситуацию, которую в форуме описывают как "распил".

      ДЗЗ и мобильная спутниковая связи - это, с моей точки зрения, весьма спорные сегменты рынка. В них больше зеинтересовано государство.

      Этим нужно заниматься сегодня и не в общем виде а конкретно: первостепенные задачи и направления развития, способ решения, участники и т.п.
      Все возможно