День памяти. 18 марта 1980. Плесецк

Автор Lesobaza, 18.03.2010 06:17:22

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Lesobaza

Цитировать18 марта 1980 года в 16:01:00 (UTC) на космодроме Плесецк, стартовый комплекс №43/4, при подготовке к пуску ракеты-носителя "Восток 8А92" произошел взрыв и пожар. В результате катастрофы погибли 48 человек. Ракета-носитель должна была вывести на околоземную орбиту советский разведывательный спутник типа "Целина-Д".
1     подполковник     ГРИНЬКО     Валентин     Гаврилович
2    майор    КУЗНЕЦОВ    Николай    Николаевич
3    майор    РУЧКОВ    Николай    Игнатьевич
4    капитан    КУКУШКИН    Александр    Витальевич
5    капитан    ШЕПИЛОВ    Валерий    Васильевич
6    старший лейтенант    МИКЕРОВ    Сергей    Борисович
7    старший лейтенант    МИХАЙЛОВ    Виктор    Николаевич
8    лейтенант    КУБА    Александр    Александрович
9    лейтенант    СОРОКИН    Сергей    Александрович
10    прапорщик    ГАРЕЕВ    Айрат    Газизьянович
11    сержант    ГАБДУЛЛИН    Фаридьян    Хамитович
12    сержант    НАЗАРОВ    Евгений    Григорьевич
13    сержант    ШАРИПОВ    Иишат    Тасимович
14    младший сержант    ЛУЗИН    Владимир    Анатольевич
15    ефрейтор    АНИКЕЕВ    Николай    Павлович
16    ефрейтор    ВЕЛИКОРЕДЧАНИН    Ярулло    Нриллович
17    ефрейтор    ГОДУНОВ    Николай    Васильевич
18    ефрейтор    ЖЕЛКИБАЕВ    Максат    Даулеткельдович
19    ефрейтор    ЖУКОВ    Валентин    Михайлович
20    ефрейтор    ЗАЙНУЛИН    Рушан    Фаритович
21    ефрейтор    ЗАХАРОВ    Владимир    Иванович
22    ефрейтор    КУДРЯВЦЕВ    Юрий    Алексеевич
23    ефрейтор    КУЗНЕЦОВ    Игорь    Борисович
24    ефрейтор    ПОСТОВАЛОВ    Валерий    Михайлович
25    рядовой    АББАСХАНОВ    Тофиг    Садатхан Оглы
26    рядовой    АБДУРАЗЯКОВ    Бахром    Убайдулоевич
27    рядовой    АГОРАЗОВ    Бекмурад    Джумаевич
28    рядовой    АКБЕРОВ    Сулейман    Меджид Оглы
29    рядовой    АЛИЕВ    Али    Омар Оглы
30    рядовой    АМАНОВ    Данатар    Акмурадович
31    рядовой    АМИНОВ    Азод    Аллаярович
32    рядовой    ДЕНИСЕВИЧ    Сергей    Владимирович
33    рядовой    ГАМБАРОВ    Фазаил    Исмаил Оглы
34    рядовой    ГЕЛЬДЫЕВ    Амангельды    Мухоммет Оманович
35    рядовой    ГЕРАСКИН    Виктор    Анатольевич
36    рядовой    КАРАЧЕВЦЕВ    Анатолий    Иванович
37    рядовой    КОДИРОВ    Рахимбек    Джонтоевич
38    рядовой    ЛОГИНОВ    Анатолий    Николаевич
39    рядовой    МАМАДИЕВ    Тулкун    Турсунович
40    рядовой    НАЗАРОВ    Шариф    Холикович
41    рядовой    ОВЕЧКИН    Петр    Петрович
42    рядовой    ОДИЛОВ    Мусуимонкул    Остонович
43    рядовой    САЛТАНОВ    Бекмурад    Ильясович
44    рядовой    СИБОШВИЛИ    Нугзари    Шалвович
45    рядовой    ТАГИЕВ    Ислам    Садык Оглы
46    рядовой    ШАМУРАТОВ    Тазабай    Какаджанович
47    рядовой    ШАШИЧЕВ    Сергей    Николаевич
48    рядовой    ЯРУЛЛИН    Фаик    Фасихзянович
Ad astra per rectum!!

Инженер проекта

Цитировать18 марта 1980 года примерно в 20 часов в военный госпиталь Мирного поступил звонок: «На площадке неприятности. По телефону сказать не можем...» Через полчаса: «Все горит. Сколько будет раненых, неизвестно. Готовьтесь». Примерно в 21 час на санитарных машинах в госпиталь было доставлено более сорока пострадавших. Их размещали в приемном отделении прямо на полу.
     Первое решение медиков - вызвать всех сотрудников госпиталя на службу. Второе - ночью подготовить документы больных госпиталя, которых можно выписать, чтобы к утру освободить места для пострадавших во время взрыва ракеты. Специалисты госпиталя, исходя из обстоятельств, заранее определились: раз взрыв - значит травмы, огонь - ожоги, ракета - химические отравления. Основная нагрузка ложилась на хирургов, анестезиологов и терапевтов. Срочно были освобождены реанимационное, хирургические и терапевтические отделения, созданы рабочие бригады для сортировки больных. В кабинете начальника госпиталя создали командный пункт, где была прямая телефонная связь с ГВМУ. На аварию работала вся страна - из Гомеля, например, самолетом был доставлен УЗИ, аппарат для распыления лекарств при поражении верхних дыхательных путей, анестезиологическая аппаратура 19 марта на полигон прибыли начальник медслужбы РВСН генерал-майор медицинской службы С.Б. Гатагов, главные хирурги и главные терапевты Министерства обороны. Для них трагедия такого масштаба при взрыве ракеты на старте была первым случаем. В повседневной жизни никто из специалистов не сталкивался с массовыми отравлениями газами, которые образовывались в результате горения ракетного топлива, кабелей и т. д. Они не могли сразу даже дать определение той патологии, которую имели военнослужащие. Медики никогда с ней не встречались. Не знали, как с ней бороться. В результате обсуждений родился новый термин, который с тех пор привился в медицине - «термохимическое поражение».
     21 марта из Москвы прилетел председатель комиссии, заместитель председателя Совета Министров СССР Л.В. Смирнов, который обошел всех пострадавших при взрыве. Прибыли начальник ожогового центра, а также начальник судебно-медицинской лаборатории для идентификации погибших. В Мирный приглашались только родственники тех, кого не стало. Родственники больных не извещались.
     Прощание с погибшими проходило в Доме офицеров. Когда каждый гроб уложили на грузовик и машины выстроились в ряд, колонна протянулась от Дома офицеров до Мемориала в память об аварии 1976 года на околице. Весь город прощался с павшими в глубоком трауре и потрясении. Притихший Мирный длительное время не мог прийти в себя, не смея ни с кем делиться горем.

«И каждый мнит себя стратегом,
Смотря на бой со стороны»

Lesobaza

Памятник рядом со стартовым сооружением, где была авария.

Ad astra per rectum!!

Lesobaza

http://www.plesetzk.ru/index.php?p=1980&d=doc/disaster

ЦитироватьПуск был назначен на 21 час 16 минут 18 марта 1980 года. Накануне ракета была установлена в стартовом сооружении и прошла без замечаний автономные и генеральные испытания. К семи часа вечера 18 марта все блоки ракеты были полностью заправлены керосином. Продолжалась заправка жидким кислородом и азотом, при этом баки боковых блоков были уже заполнены полностью. Завершалась заправка перекисью водородом.
В 19 часов 01 минуту яркая вспышка осветила местность и море огня охватило всю пусковую установку. В это время на своих рабочих местах в соответствии со штатным расписанием находились и выполняли операции технологического графика 141 человек. Из них непосредственно на стартовом комплексе погибло 44 человека. 43 человека получивших ожоги различной степени было доставлено в госпиталь, четверо из которых в последствии умерло.
Для выяснения причин взрыва была образована Правительственная комиссия, которую возглавил заместитель Председателя Совета Министров СССР Л.В. Смирнов. Были привлечены ведущие ученые, специалисты и опытные испытатели ракетно-космической техники из научно-исследовательских, конструкторских и производственных организаций промышленности, Министерства обороны и Академии наук СССР. Созданные по заданию Правительственной комиссии рабочие группы провели скрупулёзное рассмотрение документации, опыта эксплуатации ракетно-космических комплексов на базе ракеты Р-7А, технологии производства, данных о техническом состоянии ракеты и стартового комплекса, организации и хода подготовки ракеты к пуску, результатов осмотра остатков ракеты и стартового сооружения, сведений о личном составе боевого расчета и его действиях.
Основная сложность в работе комиссии заключалась в отсутствии прямых свидетельств о месте и причинах катастрофы. Поэтому свои версии рабочие группы строили, опираясь на результаты опроса уцелевших номеров боевого расчета и очевидцев катастрофы, многие из которых находились на достаточно большом удалении от пусковой установки.
По визуальным наблюдениям большинства (более 80 процентов) очевидцев катастрофы в начальный период возникла вспышка в районе третьей ступени (блок Е) ракеты. Затем через 3...7 секунд произошел взрыв ниже нулевой отметки, после чего возник общий пожар на пусковой установке, сопровождавшийся тремя-четырьмя взрывами. Разрушение ракеты носило на столько скоротечный характер, что от боевого расчета не было получено ни одного сигнала тревоги. Только капитан А. Кукушкин успел крикнуть по шлемофонной связи: "Снять напряжение с борта!..."
Для объяснения причин катастрофы было выдвинуто девять версий, которые объединялись в две группы. Одна из них, условно названной "верхней", связывала начало катастрофы с образованием вспышки (локального взрыва) в районе третьей ступени.
Большего всего версий (шесть) оказалось в "нижней" группе, объясняющих начало катастрофы взрывом перекиси водорода в нижней части ракеты. Перекись водорода является крайне неустойчивым химическим соединением. Любая соринка или использование нештатных материалов могут вызвать взрывообразное каталитическое разложение перекиси с выделением большого количества чрезвычайно активного, раскаленного атомарного кислорода, способного поджечь все, что может гореть.
"Верхняя" версия, ставшая в итоге официальной, исходила из показаний подавляющего большинства свидетелей, а также бесспорно установленного факта, что при заправке ракеты была течь жидкого кислорода в месте подстыковки заправочного шланга к баку окислителя третьей ступени и боевой расчет намеревался устранить эту течь нештатным способом — путем обмотки стыка мокрой тканью.
Необходимо отметить, что обе версии во время работы комиссии не были всесторонне и до конца изучены. У каждой из версии оказались не только веские "за", но и "против". Так, для устранения течи кислорода на площадку обслуживания были доставлены необходимый инструмент и мокрая ткань, Однако достоверно установлено, что пока шла заправка ткань не применялась, а истекающий кислород отводился от ракеты по самодельному желобу. Найденные несгоревшие фрагменты ракеты показывали, что первый взрыв произошел в нижней части ракеты, в районе бака перекиси водорода центрального блока. А для подавляющего большинства опрошенных наблюдателей обзор нижней части ракеты закрыт элементами стартового оборудования и они могли принять за "верхний" отблеск вспышки "нижнего" взрыва в парах кислорода, окутывающего ракету. Были возражения и против "нижней" версии.
Правительственная комиссия приняла решение, что причиной катастрофы стал "взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета". Те, кто мог это опровергнуть, погибли вместе с ракетой. Только через год, 23 июля 1981 года, чудом избежав повторения трагедии, удалось установить, что причиной катастрофы 18 марта было использование для изготовления фильтров перекиси водорода каталитически активных материалов. Разложение перекиси началось в наземных магистралях и завершилось взрывом на борту ракеты. Однако доказать документально, что при заправке взорвавшейся ракеты использовались некондиционные фильтры сегодня невозможно.
Каковы бы ни были причины трагедии 18 марта 1980 года, но сухие строки отчета Правительственной комиссии и воспоминания очевидцев сохранили примеры мужества, верности воинскому долгу и товарищеской взаимопомощи, когда командиры спасали своих подчиненных и подчиненные выносили из огня своих командиров.
Не смотря на то, что более двух сотен тонн керосина и жидкого кислорода превратили пусковую установку в огнедышащий вулкан, подполковник А.Г. Касюк, майоры Н.И. Ручков и И.А. Кенов, капитаны Ю.М. Хлямов и В.В. Лаврентьев через огонь, дым и раскаленные двери выводили своих подчиненных в безопасное место, в первую очередь думая об их спасении. Майор Н.И. Ручков погиб, спасая людей. Капитана В.В. Лаврентьева, получившего тяжелые ожоги, спасли его подчиненные — рядовые А.Ю. Баширов и А.М. Беглиев. Выносили из огня своих товарищей и оказывали им первую помощь старший сержант А.В. Александров, сержант А.И. Сергиенко, ефрейтор Т.Д. Лохмаков и рядовой М.А. Мамиджаев. Рядовые Д.С. Шахназаров и Д.А. Дурдыев в условиях сильного задымления и отсутствия видимости стояли в кабельном канале и у выхода из стартового сооружения, голосом подзывали людей и указывали им выход в безопасное место.
Подполковник А.Г. Касюк, прапорщик Н.П. Рябов, ефрейтор Э.Ф. Ганбаров, рядовой Б.Я. Павлов провели отстыковку заправочных шлангов, эвакуировали с "нулевой отметки" заправочные агрегаты и открыли газосброс на кислородно-азотном заводе. Майор Лобур, капитан Суховерков встали в строй аварийно-спасательной группы, которую возглавил полковник С.А. Кириллов. Все три дня, ликвидируя последствия катастрофы, в одной "связке" работали и офицеры, и солдаты. Их обливали водой и они уходили за погибшими товарищами внутрь стартового сооружения, откуда еще било пламя...
5 февраля 1996 года на основании Акта межведомственной комиссии по дополнительному расследованию причин катастрофы 18 марта 1980 года было подписано Решение №Н-4075 о реабилитации боевого расчета 1-го ГИК МО. В этом решении было признано, что катастрофа произошла не по вине личного состава боевого расчета космодрома.
Ad astra per rectum!!

Lesobaza

Цитировать18 марта на космодроме Плесецк традиционно вспоминают погибших воинов-испытателей. На мемориале памяти и на месте аварии пройдут траурные митинги, в которых примут участие начальник космодрома генерал-майор Олег Майданович, представители командования и личный состав космодрома, администрации города, ветераны-участники трагических событий, близкие люди и сослуживцы героев. К вечному огню у подножия мемориала, к памятнику на 43 площадке и к могилам погибших воинов возложат траурные гирлянды и цветы, почтят погибших минутой молчания. А 21 марта на космодроме в рамках 16 кубка памяти испытателей ракетно-космической техники пройдет лыжная гонка патрулей, в которой примут участие все желающие, пишет подполковник Алексей Золотухин, пресс-секретарь Управления пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации по Космическим войскам.
Ad astra per rectum!!


Lev

Делай что должен и будь что будет

Iva


Евгений Румянцев

Вечная Память и Царствие им небесное... :(

J.G.

Вечная память!

Как же рядом ходят триумф и горе...

LRV_75

А наши военные молодцы! Помню подготовку к первому пуску Союз-2 на 43 площадке. Весь старт в грязище, а памятник блестит, это святое! Как тут не быть патриотом?
Вечная память погибшим
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

АниКей

http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=9713

ЦитироватьТрагическая дата – 30 лет трагическому взрыву на площадке 43 космодрома Плесецк
:: 18.03.2010

Из воспоминаний  бывшего командующего

Военно–космическими  силами России

 Владимира Леонтьевича  Иванова

 

18 марта 1980 года случилось непредвиденное.  Вечером этого дня все службы полигона были подняты по тревоге. При подготовке  к пуску ракеты-носителя «Восток-2М» произошел страшный взрыв. Погибли 48 человек, 42- получили ранения.

«Восток-2М» была очень надежной ракетой-носителем. Ее первый пуск состоялся 17 марта 1966 года (это был космический дебют Плесецка), и за все время эксплуатации с ней не произошло ни одной аварии. Очередной пуск ракеты-носителя был назначен на 21 час. 16 мин. 18 марта 1980 года.

В этот день я проводил партийно-хозяйственный актив гарнизона, который начался в 15 часов. Как начальник полигона по боевому расписанию я должен  был прибыть на старт за час до пуска. Закончив актив в районе 19 часов, я уже одевался  для следования на стартовый комплекс, когда получил неожиданный доклад: « На старте взрыв!»  К месту катастрофы я не ехал, а летел, и буквально через полчаса уже  был на  старте.

Первый доклад принял от начальника аварийно-спасательной команды майора Кириллова С.А.  Из доклада следовало, что  в 19 час. 01 мин. ракету осветила ослепительная вспышка, после чего весь стартовый  комплекс охватило пламя. В  течение 30 секунд серия из нескольких взрывов полностью  уничтожила ракету. Смесь из 73 тонн керосина и 179 тонн жидкого кислорода  превратила стартовый комплекс в ад. В жидком кислороде горел даже металл стартовых конструкций.  В это время                           в соответствие со штатным расписанием на своих  боевых  постах на фермах и кабине обслуживания находилось более 140  человек.

В ходе расследования было установлено: первыми были заполнены баки горючего, а затем в 18 час. 05 мин. началась заправка жидким кислородом. Заправка  окислителем один раз приостанавливалась в связи с появлением течи жидкого кислорода в стыке  наполнительного соединения и заправочного клапана третьей ступени ракеты. К сожалению, подобные течи имели место и ранее, так как этот узел никогда  не славился герметичностью. Для устранения течи на пятую площадку  колонны обслуживания  были доставлены необходимые инструменты, но каких-либо действий по устранению течи  не предпринималось. В 18.20 заправка была  возобновлена и к моменту окончания заправки окислителем третьей ступени,  когда насосы перешли на малый расход (18.57), течь кислорода практически прекратилась.

По докладам очевидцев первая   вспышка произошла в районе третьей ступени ракеты, а через 5-7 секунд прогремел взрыв ниже нулевой отметки стартового сооружения, и возник пожар, охвативший всю пусковую установку. Ракета разрушалась  с невиданной быстротой, и от боевого расчета не было получено  ни одного сигнала тревоги. Только капитан Александр Кукушкин за мгновение до гибели успел крикнуть по шлемофонной связи: «Снять напряжение с борта!»

Пусковая установка на глазах превращалась в огнедышащий вулкан. Однако, офицеры, невзирая на пламя и дым, эвакуировали людей в безопасные места. Героически вели себя все. Но я не могу не сказать о людях, проявивших на  моих  глазах чудеса храбрости. Это подполковник Анатолий Касюк и прапорщик Николай Рябов, которые с двумя солдатами отстыковали заправочные шланги и убрали со старта железнодорожные цистерны с оставшимися в них компонентами топлива.

Офицеры и солдаты аварийно-спасательной команды на протяжении нескольких суток, обливая друг друга водой, уходили в развалины стартового сооружения и выносили своих погибших товарищей.

Буквально через 5 часов  после катастрофы на полигон  прибыла  Государственная комиссия, в состав которой входили заместитель  Председателя Совета Министров СССР Л.В. Смирнов, министр общего машиностроения С.А.Афанасьев, заместитель министра обороны  по вооружению генерал-полковник Алексеев Н.Н., Главнокомандующий  РВСН  главный маршал артиллерии Толубко В.Ф., начальник ГУКОС генерал-полковник Максимов А.А., начальник управления Генштаба  генерал-полковник Чернявский Ф.Л., Генеральные конструкторы РКТ Козлов Д.И.,  В.П. Глушко, В.П. Бармин и многие другие  ученые и создатели РКТ.

Главная сложность в расследовании причин катастрофы заключалась в том, что неизвестно было, где произошел первый взрыв. Те, кто мог ответить на этот вопрос, погибли в огне. Комиссией было выдвинуто несколько версий. К сожалению, ей не удалось учесть всех обстоятельств дела. В итоге она вынесла ошибочный (это выяснилось только через 20 лет) вердикт о виновности боевого расчета полигона.

Комиссия пришла к выводу, что причиной катастрофы стал «взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета», участвующего в устранении течи жидкого кислорода при заправке третьей ступени. Я был категорически против виновности боевого расчета. Подтверждением этого  могло стать доказательство другой, так называемой «перекисной» версии. Один из опытнейших специалистов, работавший в комиссии, сказал мне: «Найдите остатки фильтров перекиси водорода, тогда можно  будет что-то доказать». Но, к сожалению, в развалинах старта не удалось обнаружить даже  мельчайших фрагментов фильтра.

На многих офицеров были наложены суровые взыскания, трое из них были уволены из рядов Вооруженных сил. Мне, учитывая прежнее  прохождение службы и малый срок пребывания в должности начальника полигона, был объявлен выговор  от  ЦК КПСС и Совмина.

23 июля 1981 года при заправке очередной  подобной ракеты на пусковой  установке в части полковника  Климова И.Ф. был обнаружен резкий нагрев  заправочных  магистралей  перекиси водорода. Только благодаря умелым и решительным действиям  старшего лейтенанта Константина Миняева, который обнаружил перегрев магистрали  и на моих глазах организовал  действия пожарного расчета, удалось избежать очередной трагедии. Виной всему оказался фильтр перекиси водорода, партию  которых, как впоследствии  выяснилось, на заводе изготовили  с нарушением технологического цикла.

Проходит время. Многое забывается. Но такое забыть невозможно.

Через 15 лет  после катастрофы по поручению первого заместителя председателя правительства России Олега Николаевича Сосковца было проведено дополнительное расследование обстоятельств трагедии. По результатам  работ  межведомственной  комиссии была проведена полная реабилитация  личного состава боевого расчета.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

И в космических войсках основную рабочую силу составляли рядовые нерусской национальности... :(
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Вован

Цитировать

1960 год - 41-я площадка Байконура - погибли 74 человека.
1980 год - 41-я площадка Плесецка - погибли 48 человек.
Символ проклятия 41-х площадок или ошибка: 43-я площадка Плесецка?
Байконур надолго - навсегда

Вован

Иванов в последнее время уже на переводит стрелки на КБОМ: раньше он обвинял КБ во внесении изменений в состав припоя перекисных фильтров.
Байконур надолго - навсегда

Старый

ЦитироватьИванов в последнее время уже на переводит стрелки на КБОМ: раньше он обвинял КБ во внесении изменений в состав припоя перекисных фильтров.
Очевидно если бы было внесено изменение в состав припоя то это обнаружилось бы и в остальных фильтрах этой партии, искать останки того самого фильтра не пришлось бы.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Lev

Делай что должен и будь что будет

Lesobaza

Цитировать1960 год - 41-я площадка Байконура - погибли 74 человека.
1980 год - 41-я площадка Плесецка - погибли 48 человек.
Символ проклятия 41-х площадок или ошибка: 43-я площадка Плесецка?

Авария произошла на 43-й площадке (сдвоенный старт), на правом старте 43/4.

Здесь ошибка.

У Железнякова в "Хронике" тоже ошибка (цитата в заглавном посте). У него в оригинале указано 43/3 (левый старт):

http://cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/chrono/index.shtml?1980.html
Ad astra per rectum!!