Геофизические и метеорологические ракеты СССР и России

Автор Карлсон, 23.09.2008 06:22:45

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Карлсон

Днем 11 сентября на российской метеостанции имени Кренкеля, расположенной на острове Хейса архипелага Земля Франца-Иосифа (ЗФИ), при подготовке ракеты для ионосферного зондирования атмосферы произошел ее самопроизвольный пуск. В результате один из сотрудников Центральной аэрологической обсерватории погиб, а второй получил контузию и рваную рану. Пострадавшего вертолетом доставили на пограничную заставу «Нагурское», а затем самолетом в Мурманск.



Высотное ракетное зондирование на острове Хейса в области геомагнитной полярной шапки было возобновлено в прошлом году после 30-летнего перерыва. С помощью ракет можно измерять различные параметры атмосферы на высоте до 100 километров.

Как следует из официального заявления гидрометеослужбы, специалисты обсерватории проводили на станции имени Кренкеля пуски метеорологических ракет в научных целях, а расследование причин трагического происшествия будет проведено 21-22 сентября, когда научно-экспедиционное судно Севгидромета «Михаил Сомов» доставит из Архангельска на метеостанцию специальную комиссию.

http://www.vdvsn.ru/papers/ks/2008/09/17/71676/

Salo

А какие ракеты пускают метеорологи? Видимо твердотопливные? Где можно посмотреть инфу?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Lanista

Метеорологическая ракета М-100-В
не смог найти про неё поподробнее =(

Petrovich



Почитать на  http://techmol.narod.ru/TM/IST_SER/1981/1981_06.htm
там внизу можно пощелкать далее, тоже интересно  :)
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Lanista

читал наискосок, мож пропустил, где их производят?
Petrovich хотели бы пару движков для своих моделей?  :wink:

sas

Цитироватьчитал наискосок, мож пропустил, где их производят?
Petrovich хотели бы пару движков для своих моделей?  :wink:
Скорее всего это отходы производства града.

Salo

#7
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/iz-istorii/12-1971-mr1.html
Цитата: undefinedК 20-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ СОВЕТСКОЙ
МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ MP-I
(1951 Г.)

По мере развития метеорологической науки все больший интерес вызывало; состояние атмосферы на больших высотах, но потолок радиозондов был ограничен 30-40 км, выше могли подниматься только ракеты. Первые же опыты исследования верхних слоев атмосферы с помощью ракет дали метеорологам интереснейшие данные. Стало ясно, что регулярное получение подобных данных очень способствовало бы развитию метеорологии, но оно сдерживалось большой сложностью и стоимостью первых высотных ракет. Поэтому была поставлена задача создать простую и дешевую ракету, специально предназначенную для проведения метеорологических исследований в достаточно широких масштабах. Основным инициатором ракетных метеорологических исследований в СССР был В.А.Путохин.

В 1951 г. первая советская метеорологическая ракета MP-I была создана. Ракета была разработана промышленными организациями по заказу Гидрометеослужбы СССР, а ее научная и радиотехническая аппаратура была разработана Центральной аэрологической обсерваторией Гидрометеослужбы СССР. С осени 1951 г. начались ее регулярные пуски для получения данных о температуре, давлении, плотности и течениях в атмосфере на высотах до 90 км.

Ракета МР-I представляла собой жидкостную ракету весом 915 кг, снабженную стартовым пороховым ускорителем. Длина ракеты составляла 8368 мм, диаметр — 435 ми. В головной части находилась измерительная фотографическая и передающая аппаратура, а также двигатель отделения головной части и парашют.

Пуск ракеты производился из вышки ферменной конструкции со спиральными направляющими, придающими ракете проворачивание вокруг ее вертикальной оси. Оба двигателя ракеты включались одновременно. На высоте около 70 км происходило отделение головной части и раскрытие парашютов для спасения головной части и корпуса ракеты. Замер данных производился как на восходящей ветви траектории, так и на спуске. Скорость приземления не превышала 5-6 м/сек. Ракета могла после заправки использоваться повторно.


В процессе полета полученная информация передавалась на наземные станции с помощью радиотелеметрической аппаратуры, в это же время фотоаппараты вели синхронную съемку для фиксации положения головной части в каждый момент времени. За полетом ракеты осуществлялся наземный контроль с помощью кинотеодолитных станций.

Ракета MP-I широко применялась вплоть до начала международного геофизического года, к которому была создана более совершенная и еще более простая в эксплуатации метеорологическая ракета МР-100.

В настоящее время ракеты, наряду с системой метеорологических спутников "Метеор", являются неотъемлемой составляющей метеорологической службы. Советским Союзом создано три стационарных станции по пуску метеорологических ракет: в Арктике (остров Хейса), в средних широтах и в Антарктиде (поселок Мирный). Регулярные пуски таких ракет осуществляются также с кораблей Гидрометеослужбы "Воейков", "Шокальский", и с других научно-исследовательских судов.

Б.В.Климов

Литература:

I. П.П.Алексеев, Е.А.Бесядовский, Г.И.Голышев и др. Ракетные исследования атмосферы — "Метеорология и гидрология", 1957, № 8, стр. 3-13.

2. Ивановский А.И. Ракетное метеорологическое зондирование в СССР. Л., 1969.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%9C%D0%A0-06
ЦитироватьММР-06
ММР-06 — советская метеорологическая ракета. Длина 3,48 м, полный вес 130 кг. ММР-06 изготавливалась в двух модификациях: головная часть первой была конической; у второй, ММР-06М, головная часть отделялась от ракеты и некоторое время продолжала подъем самостаятельно, её называли «дротик». Максимальная высота подъёма — 60-80 километров. В период с 1988 по 1992 62 ракеты ММР-06M были запущены с бывшего полигона армии ГДР Цингст для измерения скорости ветра и температуры в верхних слоях атмосферы

Технические характеристики
Полная масса 134 ± 5 кг
Масса пустой ракеты 58 кг
Масса топлива 78 кг
Длина (полная) 4,14 м
Расстояние от дюз до центра тяжести при пуске 1,445 м
Расстояние от дюз до центра тяжести на момент выгорания топлива 1,872 м
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#9
Спасибо Сергею Хлынину:
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/znan/1977/11-meteo.html
Цитата: undefinedПервой в мире специализированной метеорологической ракетой явилась советская жидкостная одноступенчатая ракета МР-1, предназначавшаяся для измерения температуры, давления, плотности воздуха, а также распределения ветров на высотах до 100 км. Регулярное зондирование атмосферы начало проводиться с ее помощью с осени 1951 г.

Длина ракеты равнялась 8,5 м, а диаметр — 0,4 м. Стартовый вес ракеты МР-1 достигал 650 кг, и она была способна поднять на предельную высоту до 20 кг научной аппаратуры.

Первоначально бортовая измерительная аппаратура МР-1 состояла из термометров сопротивления, тепловых и мембранных манометров. Путем прослеживания за дрейфом парашютирующей головной части ракеты определялись направление и скорость ветра на различных высотах. Позднее на борту ракеты стали дополнительно устанавливать фотографическую аппаратуру, с помощью которой удалось получить первые снимки облачного покрова с больших высот.

Несмотря на ряд существенных недостатков, МР-1 для своего времени была довольно простой, удобной и надежной ракетой, позволявшей получать весьма важные данные о строении атмосферы, а также отрабатывать методику различных научных измерений на больших высотах.

В начале 60-х годов в Советском Союзе была создана более совершенная двухступенчатая твердотопливная метеорологическая ракета М-100 с высотным потолком зондирования атмосферы также около 100 км (рис. 1, а).

За счет применения твердого топлива параметры ракеты М-100 заметно отличаются от параметров ракеты МР-1. Ее стартовый вес около 480 кг, длина достигает 8,24 м при диаметре корпуса 0,25 м. Единственно, в чем М-100 уступает МР-1, то, что она может поднимать на предельную высоту лишь 15 кг научной аппаратуры.

Однако ракета М-100 за счет большей универсальности головной части позволила специалистам, помимо измерения температуры, давления, плотности воздуха и ветра, осуществлять широкий цикл исследований, включавший в себя наблюдения за магнитными бурями, полярными сияниями и другими метеорологическими и геофизическими явлениями, связанными с деятельностью Солнца.

С появлением у метеорологов серийных твердотопливных ракет значительно расширились возможности зондирования атмосферы в различных климатических зонах при разных условиях погоды, упростилось стартовое оборудование, резко повысилась надежность работы всего ракетного комплекса. И что самое главное — появилась возможность организовывать подвижные пункты ракетного зондирования, в первую очередь на научно-исследовательских морских судах.

Важным этапом в дальнейшем развитии исследований атмосферы явилось создание и внедрение в эксплуатацию с осени 1965 г. еще более совершенной твердотопливной метеорологической ракеты МР-12, способной поднимать до 50 кг различной аппаратуры на высоту 180 км (рис. 1, 6).

 

Рис. 1. Советские метеорологические ракеты: а — М-100 и б —МР-12 

Основное достоинство ракеты МР-12, имеющей длину 8,8 м и диаметр 0,44 м, — способность проводить зондирование атмосферы в любых климатических и погодных условиях, ее многоцелевая направленность и универсальность. Последнее достигается тем, что в зависимости от цели метеорологического или геофизического эксперимента бортовая научная аппаратура ракеты может меняться от запуска к запуску.
В настоящее время с помощью ракет М-100 и МР-12 советские метеорологи имеют возможность проводить регулярные измерения температуры, давления, плотности, ионного и нейтрального газового состава атмосферы, концентрации электронов, аэрозольной составляющей, диффузии и турбулентности воздуха, распределения ветров на разных высотах, оптических характеристик атмосферы, потоков микрометеоритного вещества и ряда других параметров газовой оболочки нашей планеты.

В последние годы в Советском Союзе для создания разветвленной сети станций ракетного зондирования атмосферы была создана небольшая твердотопливная метеорологическая ракета массового применения ММР-06. При стартовом весе около 135 кг ММР-06 имеет длину около 3,5 м и диаметр примерно 0,2 м. Она обеспечивает подъем до 5 кг измерительной аппаратуры на высоту 60 — 65 км. Запуск этой ракеты можно проводить и с кораблей. Данные, полученные с помощью этой ракеты, позволят метеорологам осуществлять более полный аэрологический анализ, что, в свою очередь, дает возможность существенно повысить качество прогнозов погоды.

Для всех метеорологических ракет схема полета и проведения научных измерений является примерно одинаковой. Запуск ракет производится обычно со специального стартового устройства, снабженного спиральными направляющими, что значительно повышает устойчивость ракеты в полете. При достижении ракетой заданной высоты, определяемой программой измерений, баллистический обтекатель головной части отстреливается, и датчики научных приборов вступают в непосредственный контакт с окружающей средой, после чего начинается регистрация параметров атмосферы. Затем при подъеме ракеты на максимальную высоту происходит отделение ее головной части от основного корпуса.

Приземление обеих частей ракеты осуществляется раздельно на парашютах, что позволяет многократно использовать отдельные ее узлы, так как парашюты обеспечивают сохранность не только частей корпуса ракеты, но и ее приборных комплексов. Кроме того, парашюты стабилизируют научные приборы в полете и уменьшают их скорость движения в окружающей среде, что значительно повышает надежность и достоверность научных измерений.

Передача информации по радиотелеметрическим каналам связи с борта ракеты в полете осуществляется, как правило, непрерывно в темпе измерений или же в записанном виде данные измерений возвращаются на Землю. С помощью системы внешнетраекторных измерений вся переданная ракетой информация о состоянии атмосферы привязывается к определенным высотам полета. Общее время полета метеорологической ракеты не превышает 7 — 8 мин.

Тяжелые ракеты, получившие название геофизических, используются для зондирования атмосферы до более значительных высот. Потолок их подъема практически не ограничен. Эти ракеты имеют большую грузоподъемность, что позволяет устанавливать на них не один, а несколько комплексов разнообразных научных приборов вплоть до контейнеров с живыми организмами.

Примером геофизических ракет могут служить советские многоступенчатые ракеты типа В-2А, В-5В и др.

Ракета В-2А явилась одной из первых отечественных геофизических ракет, которые использовались для измерения параметров верхней атмосферы, изучения спектра солнечного излучения, а также для проведения ряда медико-биологических исследований и технических экспериментов. Она имела длину около 20 м и диаметр более 1,6 м. Вес только ее головного блока превышал 1300 кг. С помощью этой ракеты неоднократно удавалось поднять более 200 кг научной аппаратуры на высоту до 200 км.

Исследования более высоких слоев атмосферы были проведены посредством запусков геофизических ракет типа В-5В. Эти ракеты, имея длину около 23 м и диаметр около 1,7 м, позволили осуществить подъем научных приборов до высот 450 — 500 км.

Дальнейшее совершенствование ракетной техники существенно отразилось и на улучшении характеристик геофизических ракет. Их последующим модификациям стали доступны высоты в 1000 — 1500 км и более. Возросла их грузоподъемность, универсальность и надежность, что в конечном итоге позволило значительно расширить нашу национальную, а также международную программу ракетных исследований атмосферы.

Одной из форм научно-технического сотрудничества специалистов различных стран является проведение совместных запусков метеорологических и геофизических ракет с целью исследования различных слоев земной атмосферы. В этом смысле большое значение представляют запуски геофизических ракет типа «Вертикаль», способных поднимать около 1,3 т полезного груза на высоту в несколько сотен километров. Первая ракета этого типа — «Вертикаль-1» — была запущена в СССР 28 ноября 1970 г. Ее потолок составил около 500 км. В экспериментах, проведенных с помощью этой ракеты, участвовали ученые Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Советского Союза и Чехословакии. В последующие годы был проведен еще ряд пусков ракет данного типа, причем от пуска к пуску программа экспериментов существенно менялась (рис. 2). При запуске ракеты «Вертикаль-4», осуществленном 14 октября 1976 г., зондирование атмосферы было проведено уже до высоты 1512 км. Последний запуск — «Вертикали-5» — был проведен 30 августа 1977 г. Ракета поднялась на высоту около 500 км и провела широкий круг исследований коротковолнового излучения Солнца и метеорных частиц



Рис. 2. Схема полета геофизической ракеты «Вертикаль-1»: 1 — открытие крышки спускаемого контейнера и раскрытие штанг с датчиками научной аппаратуры; 2 — закрытие крышки и отделение спускаемого контейнера; 3 — свободное падение; 4 — раскрытие парашюта

В течение нескольких лет продолжается успешное сотрудничество советских и французских специалистов в выполнении ракетных экспериментов. Так, например, в октябре 1967 г. с помощью советской метеорологической ракеты французские ученые осуществили эксперимент по образованию светящихся облаков с целью измерения температуры верхних слоев атмосферы. Кроме того, в рамках советско-французской программы «Аракс» был проведен эксперимент по зондированию магнитосферы быстрыми электронами с образованием искусственных полярных сияний.

Успешно развивается сотрудничество советских ученых и с учеными ряда развивающихся стран.

За рубежом наиболее интенсивное развитие ракетное зондирование атмосферы получило в США. Американскими учеными и конструкторами с конца 40-х годов по настоящее время разработано значительное количество разнообразных типов исследовательских ракет, позволивших осуществить обширную программу исследований различных слоев газовой оболочки нашей планеты.

Одна из первых американских исследовательских ракет — «Аэроби» — долгие годы являлась основным средством зондирования атмосферы, так как она позволяла поднять до 68 кг научной аппаратуры на высоту 100 км. С ее помощью американскими учеными была выполнена значительная часть ракетных исследований по программе Международного геофизического года. Дальнейшие ее модификации имели возможность вести зондирование атмосферы вплоть до высот около 300 км. Поскольку ракеты типа «Аэроби» были жидкостными, то в последующем их заменили твердотопливными ракетами.

Активное участие в осуществлении как национальных, так и международных программ ракетного зондирования атмосферы принимают ученые Великобритании, Канады, Франции, Японии и ряда других стран.

В настоящее время мировая сеть ракетного зондирования верхней атмосферы насчитывает около 50 постоянных наземных станций, а также несколько десятков временных и подвижных пунктов зондирования, располагающихся в основном на научно-исследовательских судах.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#10
http://www.cao-rhms.ru/history.html
Цитата: undefinedВ 1948г. по инициативе Г.И. Голышева ЦАО включилась в разработку метеорологической ракеты, успешные летные испытания которой были проведены в октябре 1951г. Первая в мировой практике метеорологическая ракета МР-1 с высотой подъема 90 км успешно эксплуатировалась до 1959г. Данные, полученные с помощью этой ракеты, легли в основу первой версии стандартной атмосферы СССР (ГОСТ 4401-64).

В дальнейшем был создан ряд твердотопливных метеорологических ракет: МР-12 (высота подъема 180 км), М-105 Б (высота подъема 90 км) и ММР-06 (высота подъема 60 км). Этими ракетами была оснащена сеть станций ракетного зондирования, охватывавшая восточное полушарие от Земли Франца-Иосифа до обсерватории Молодежная в Антарктике (8 наземных и 8 корабельных станций). Результаты ракетного зондирования позволили создать еще несколько версий стандартных атмосфер СССР (ГОСТ 4401-73, ГОСТ 22721-77 и ГОСТ 24631-81). Данные ракетного зондирования легли в основу Международных справочных атмосфер Международного комитета по космическим исследованиям и Международной организации стандартизации. Ракетное зондирование являлось важным элементом обеспечения испытаний высотных летательных аппаратов, а накопленный массив данных был использован для проведения исследований структуры, движений и состава средней атмосферы. В последние годы особое внимание было обращено на изучение озоносферы, особенно в районах, характерных аномальными изменениями озона, в Арктике и Антарктике.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#11
http://www.cao-rhms.ru/ofvsa/Raketi/RocketPage1.htm
Цитата: undefinedВ 80-е годы сеть ракетного зондирования СССР и сотрудничавших с ним стран включала в себя следующие пункты: о.Хейса, «Волгоград» (г.Знаменск), «Балхаш», «Молодежная» (Антарктида), «Ахтопол» (НРБ), «Цингст»(ГДР), «Сайн-Шанд» (МНР), «Тумба» (Индия). Ракетными комплексами М-100Б и ММР-06 было оснащено также восемь научно-исследовательских кораблей и судов погоды Госкомгидромета СССР. Всего на СРЗА осуществлялось от 500 до 600 запусков ракет в год. Регулярные запуски производились, летом 1 раз в неделю, в период сезонных перестроек частота зондирования увеличивалась
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Petrovich

ЦитироватьPetrovich хотели бы пару движков для своих моделей?  :wink:
У меня стендовые модели, точнее макеты. Движок конечно
поставить можно, только после стартового толчка он полетит один,
оставив красиво рассыпающееся облако аллюминия 0,4мм  :D
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Карлсон

Всего на СРЗА осуществлялось от 500 до 600 запусков ракет в год//

ни фига себе

Salo, приезжайте в Долгопрудный  :D  - у нас тут это ЦАО открыло мини-музей:
http://pics.livejournal.com/voynarovskiy/gallery/0001gq82

Salo

ЦитироватьМетеорологическая ракета М-100-В
не смог найти про неё поподробнее =(
"Космонавтика. Энциклопедия" 1985 год, стр.248:
ЦитироватьСов. М.р. типа МР-12 более совершенны; высота подъёма 150-170 км.
Ракеты М-100- 2-ступенчатые , с РДТТ на обеих ступенях; стартовая масса 475 кг, высота подъёма 100 км ри массе научной аппаратуры 15 кг. Малые М.р. ММР-06- одноступенчатые, с РДТТ, имеют стартовую массу 135 кг, высоту подъёма 60 км при массе научной аппаратуры около 5 кг.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьSalo, приезжайте в Долгопрудный  :D  - у нас тут это ЦАО открыло мини-музей:
http://pics.livejournal.com/voynarovskiy/gallery/0001gq82
Спасибо. Если выберусь на Родину заеду.
В 1976 пытался поступить в МФТИ и неделю жил в Долгопрудном. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

Кстати, так кто же все-таки разрабатывал и производил метеоракеты?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Vlad(VB)

В 2000г. в ГКБЮ что-то изображали под легендой "метеорологическая ракета для Арабских Эмиратов". То, что нарисовали, было во многом  похоже на МР-12. Другой вопрос - нужна была арабам метеорология или просто компоненты для дальнейшей модернизации в боевую ракету.
Еще разрабатывалось такое чудо техники:
http://www.yuzhnoye.com/?id=230&path=Innovative%20Technologies/Artillery%20space%20launch%20system/Artillery%20space%20launch%20system
(чтобы читать там между строк, нажмите CTRL+A)
Нет ничего более быстротечного, чем вечность.

Salo

ЦитироватьSalo, приезжайте в Долгопрудный  :D  - у нас тут это ЦАО открыло мини-музей:
http://pics.livejournal.com/voynarovskiy/gallery/0001gq82
http://dolgopa-info.narod.ru/Library/CAO_1.htm
ЦитироватьЦЕНТРАЛЬНАЯ АЭРОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОМЕТСЛУЖБЫ ПРИ СМ СССР (ЦАО)

Стали организовываться новые отделы. В одном из них начали разрабатывать методы ракетного зондирования атмосферы, что явилось крупным шагом вперед в метеорологической науке. Первая возвратная метеоракета МР-1, обеспечивавшая спуск на полигоны как аппаратуры, так и двигательной установки, была выпущена в октябре 1951 г. в средних широтах СССР. Над модернизацией комплекса головной части этой ракеты в отделе стратосферный исследований работал Герой Советского Союза космонавт В.И.Пацаев.

За период с 1951 по 1972 годы в отделе физики высоких слоев атмосферы, выросшим из отдела стратосферных исследований, были созданы новые типы метеорологических ракет М-100, ММР-О6, МР-12. Пуски ракет стали осуществляться не только на суше, но и с кораблей(в начале с дизеля-электрохода "Обь", а затем с борта специально оборудованных кораблей "А.И.Воейков" и "Ю.М.Шокальский"). В итоге исследований в отделе, руководимым Г.А.Кокиным, впервые были получены данные о структуре и процессах в верхней атмосфере.

С 1951года ЦАО начала принимать участие в исследовании Арктики и Антарктики. Известные полярники П.Ф.Зайчиков, А.Е.Щекин, С.С.Гайгеров, В.И.Шляхов, Г.А.Кокин, В.К.Бабарыкин и др. осуществляли аэрологические исследования на дрейфующей стации "Северный полюс", арктической обсерватории "Дружная" на острове Хейса, на станциях Антарктиды.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"