Новости Энергомаша

Автор Salo, 26.08.2008 01:05:49

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://armstass.su/?page=article&aid=58861&cid=125
ЦитироватьНПО "Энергомаш" активно сотрудничает с партнерами из Европы, Азии, Северной и Южной Америки

 
МОСКВА, 21 августа. (ИТАР-ТАСС). Научно-производственное объединение (НПО) "Энергомаш"- ведущее российское предприятие в ракетном жидкостном двигателестроении - распространяет свою деятельность практически на все континенты. Как сообщил журналистам директор по внешнеэкономической деятельности НПО Анатолий Фролов, в настоящее время объединение сотрудничает с партнерами из Европы, США, Южной Кореи, Японии и Бразилии.

По его словам, "бюджет "Энергомаша" на 75-80 проц. складывается от реализации экспортной программы двигателей РД-171 (на фотографии) и РД-180". РД-171 поставляется на Украину, где изготавливаются ракеты-носители "Зенит", на базе которых реализуются две крупные международные программы - "Морской старт" и "Наземный старт". РД-180 отправляются в США, где их устанавливают на ракеты-носители "Атлас-3" и "Атлас-5".

По соглашению, предусматривающему поставку в США 101 двигателя, американские партнеры получили уже 41 изделие, кроме того, в "Энергомаше" разработан и сертифицирован для использования на "Атласах" новый жидкостный ракетный двигатель РД-180и. С двигателями РД-180 проведены 18 успешных пусков РН "Атлас-3" и "Атлас-5", включая запуски по двум межпланетным программам - межпланетной автоматической станции к Марсу и межпланетного зонда "Плутон - новые горизонты".

С европейскими странами "Энергомаш" ведет работу по созданию двигателя для многоразового носителя нового поколения. Вначале сотрудничество осуществлялось по программе "Волга", теперь на повестке дня программа "Урал". Однако, по словам Фролова, "вопрос о выборе двигателя отодвинут на более поздний период", поскольку стороны пока не пришли к единому мнению, на каком топливе он будет работать: на метане или на кислороде-керосине. Европейские партнеры считают, что метан более перспективен, в то время как российские специалисты убеждены, что "ресурс топлива кислород-керосин еще до конца не использован", а применение метана имеет побочные эффекты, к тому же придется начинать с нуля, что очень затратно.

В Азии, помимо активного сотрудничества с Южной Кореей, "Энергомаш" налаживает деловые отношения с Японией. "По программе "Гэлэкси" мы будем поставлять в Японию двигатели РД-180, доработанные с участием японской стороны, - сказал Фролов. - Вначале японцы хотели делать свой двигатель, но потом решили закупать в США РН "Атлас", на которых установлены российские двигатели."

"Энергомаш" планирует освоить и латиноамериканский континент. По мнению Фролова, "перспективное направление сотрудничества - Бразилия, которая проявляет интерес к российской РН нового поколения "Ангара". Для "Ангары" НПО разработало двигатель РД-191. Вначале Бразилия, построив свой космодром в Алькантаре, разрабатывала планы создания собственной ракеты-носителя, но в последнее время руководство страны изменило это решение и обратило взоры к России. По словам Фролова, теперь Бразилия планирует заказать всю систему - двигатели, ракеты-носители и наземное оборудование.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://armstass.su/?page=article&aid=58838&cid=25
ЦитироватьРоссия и Южная Корея будут совместно создавать новую ракету-носитель, оснащенную двумя российскими двигателями

 
МОСКВА, 21 августа. (ИТАР-ТАСС). Россия и Южная Корея договорились о совместной разработке новой ракеты-носителя KSLV-2, на которой будут установлены два российских жидкостных двигателя, сообщил Анатолий Фролов, директор по внешнеэкономической деятельности Научно-производственного объединения (НПО) "Энергомаш" - головного отечественного предприятия по изготовлению жидкостных ракетных двигателей.

"Переговоры в Роскосмосе прошли успешно, российское правительство одобрило идею сотрудничества в области двигателестроения, - указал он. - На днях мы ожидаем конкретные предложения от корейской стороны".

По словам Фролова, "новая ракета KSLV-2 будет двух- или трехступенчатой". Для первой ступени "Энергомаш" будет поставлять маршевый двигатель тягой 80 т, аналогичный РД-107. Если корейская сторона изъявит желание использовать российский двигатель и для второй ступени, то НПО готово предоставить партнерам двигатель тягой около 30 т, уточнил он.

Работа по KSLV-2 - это продолжение проекта сотрудничества с Южной Кореей по созданию первого национального стартового комплекса для ракеты-носителя KSLV-1, который вышел на финишную прямую. В Южной Корее активно ведется подготовка к запуску первой южнокорейской ракеты- носителя после того, как на космодром Наро была доставлена и установлена изготовленная в российском ГКНПЦ им.Хруничева первая ступень космической системы KSLV-1. Этот стартовый комплекс и космический центр в местечке Кохын провинции Чолла-Намдо на самом юге Корейского полуострова также создается с помощью российских специалистов и технологий. Вторая ступень ракетной системы, которая должна вывести на орбиту первый отечественный спутник, а также головной обтекатель разработаны южнокорейскими учеными и инженерами.

Первый космический старт ракеты KSLV-1 весом в 140 т Южная Корея планирует осуществить в период апрель-июнь 2009 г. На реализацию программы превращения страны в мировую космическую державу официальный Сеул выделяет на ближайшие десятилетия примерно 3,5 млрд дол.

"Направление сотрудничества с Южной Кореей достаточно перспективное и будет иметь долгосрочный характер", убежден Фролов.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьДвижок планируют делать однокамерный, на заделе РД-111.
По крайней мере, в презентации Энергомаша для Кореи, которую я видел, фигурировали два движка - РД-107 и РД-111.
А корейцы высказались достаточно ясно: четыре однокамерных движка на 70тс с открытой схемой
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://armstass.su/?page=article&aid=58861&cid=125
ЦитироватьПо соглашению, предусматривающему поставку в США 101 двигателя, американские партнеры получили уже 41 изделие, кроме того, в "Энергомаше" разработан и сертифицирован для использования на "Атласах" новый жидкостный ракетный двигатель РД-180и.
Интересно узнать подробности. :wink:
Неужели американцы заставили Энергомаш дефорсировать двигатель? :roll:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
ЦитироватьДвижок планируют делать однокамерный, на заделе РД-111.
По крайней мере, в презентации Энергомаша для Кореи, которую я видел, фигурировали два движка - РД-107 и РД-111.
А корейцы высказались достаточно ясно: четыре однокамерных движка на 70тс с открытой схемой
Если Энергомаш сделает однокамерный движок открытой схемы на 75-80 тс у Земли, то он очень неплохо будет смотреться на боковушках Союза 2 и Союза 2-3.  :wink:
А если ещё и на базе РД-111 без перекиси, с карданом и с теплообменником для гелия!  :roll:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SpaceR

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьДвижок планируют делать однокамерный, на заделе РД-111.
По крайней мере, в презентации Энергомаша для Кореи, которую я видел, фигурировали два движка - РД-107 и РД-111.
А корейцы высказались достаточно ясно: четыре однокамерных движка на 70тс с открытой схемой
Если Энергомаш сделает однокамерный движок открытой схемы на 75-80 тс у Земли, то он очень неплохо будет смотреться на боковушках Союза 2 и Союза 2-3.  :wink:
А если ещё и на базе РД-111 без перекиси, с карданом и с теплообменником для гелия!  :roll:
Было бы заманчиво, конечно, но это выглядит как замена шила на мыло - старый движок будет дешевле и надежнее нового, а выигрыш полезного груза не так велик по сравнению с объемом требуемых затрат на разработку.
В свое время же рассматривали РД-120К и РД-120-10Ф на боковушках, и пришли к тем же выводам.

avmich

ЦитироватьБыло бы заманчиво, конечно, но это выглядит как замена шила на мыло - старый движок будет дешевле и надежнее нового, а выигрыш полезного груза не так велик по сравнению с объемом требуемых затрат на разработку.
В свое время же рассматривали РД-120К и РД-120-10Ф на боковушках, и пришли к тем же выводам.

Это недавно обсуждали здесь: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=8451&start=0 . Таких выводов подтвердить не удалось.

Salo

Если его сделают для корейцев, то почему бы его не использовать для себя. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Aleksandras

В свете последних событий в мире возникает вопрос о судьбе поставок в Америку двигателей РД-180? Всё-таки они запускают военные спутники с РН Atlas. Может ли Россия в ответ на санкции Америки остановить поставки двигателей? Или всё-таки не стоит сориться с дядей Сэмом 8)  :?: Контракт-то не маленький !

Дмитрий В.

ЦитироватьВ свете последних событий в мире возникает вопрос о судьбе поставок в Америку двигателей РД-180? Всё-таки они запускают военные спутники с РН Atlas. Может ли Россия в ответ на санкции Америки остановить поставки двигателей? Или всё-таки не стоит сориться с дядей Сэмом 8) :?: Контракт-то не маленький !
Надо быть прагматиками: американцы военные спутники и так запустят, что с РД-180, что без них. А так, Россия хоть денег получит. :wink:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

С сайта Роскосмоса:
Цитировать02-09-2008 Пресс-конференция в московском представительстве совместного российско-американского предприятия РД АМРОСС
   
В московском представительстве совместного российско-американского предприятия РД АМРОСС прошла пресс-конференция, которую вёл директор по связям с общественностью ОАО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко» Юрий Коротков.
С представителями средств массовой информации встретились директор НПО Энергомаш по внешне-экономической деятельности Анатолий Фролов и начальник отдела научно-технической информации предприятия Владимир Судаков. На предприятии завершена разработка ракетного двигателя нового поколения РД-191. Двигатель поставлен для испытаний в состав ракетного блока РН «Ангара». Семейство «Ангара» - новое поколение, созданное на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновым двигателем. Это семейство включает в себя носители от легкого до тяжелого класса. Обладает уникальным диапазоном грузоподъемности от 1,5 до 25 тонн, что открывает новые возможности в освоении космоса. Разрабатываются перспективные проекты двигателей с использованием новых схем и компонентов топлива.В перспективных планах предприятия – участие в новой программе, связанной с космодромом «Восточный».
Анатолий Фролов представил участникам встречи короткую информацию о том, как НПО Энергомаш развивает международное сотрудничество. Бюджет предприятия на 75-80% складывается из средств от реализации экспортной программы. Расширение сотрудничества с зарубежными партнёрами – одно из приоритетных направлений деятельности предприятия. В настоящее время оно работает по нескольким проектам с фирмами США, Украины. Начинается сотрудничество с Южной Кореей, фирмами Франции, Швеции, Италии, Германии, Японии, Англии и других стран.
   В пресс-конференции приняли участие известный московский художник Даниил Федоров и старший редактор киностудии Роскосмоса Игорь Денисов. Личности такого масштаба, как Глушко, всегда привлекали внимание творческих людей. 2 сентября на Первом канале состоится премьера документального фильма о Валентине Глушко, и в этот же день Даниил Федоров собирается подарить написанный им портрет знаменитого ученого и конструктора коллективу НПО Энергомаш.
Елена БЫКОВА.
И ещё http://www.avia.ru/press/12841/
ЦитироватьВ РФ создан уникальный двигатель

'Ангара' создана на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновым двигателем, являющимся российским ноу-хау. Семейство этих двигателей включает в себя носители от легкого до тяжелого класса и обладает уникальным диапазоном грузоподъемности от 1,5 до 25 тонн. Именно с такими ракетами специалисты связывают развитие российской космонавтики в ближайшие десятилетия.
Взгляд.Ру, 3 сентября 2008 года

Новый ракетный двигатель РД-191 разработки 'НПО Энергомаш им. академика В.П.Глушко', предназначенный для перспективных носителей 'Ангара' и многоразовых ракет-ускорителей 'Байкал', поставлен для установки на действующее изделие, сообщает пресс-служба Российского космического агентства.

'Разработка технологии повторного использования самой дорогой части ракеты позволит сократить затраты на выведение грузов в космос' Поскольку двигатель относится к среднему классу, то кроме основного применения он может быть использован в качестве первой ступени в ракетах-носителях (РН) при запуске телекоммуникационных космических аппаратов.

РД-191 представляет собой дальнейшее развитие двигателей семейства РД-170/171, которые были разработаны для универсальной транспортной системы 'Энергия', а сейчас используются в составе РН 'Зенит'.

Семейство развивалась в направлении создания более легких двигателей: если РД-170, примененный в первой ступени тяжелой РН 'Энергия', был четырехкамерным, то созданный на его базе экспортный мотор для модернизированных американских носителей семейства Atlas III/IV РД-180 представляет собой как бы его 'половинку' с двумя камерами сгорания.

РД-191 - это и вовсе 'четвертинка' двигателя 'Энергии': камера сгорания в нем всего одна. Тем не менее, он развивает рекордную в своем классе тягу - 221 тонна при собственном весе 2,2 тонны.

Такой показатель достигнут сочетанием хорошо отработанного еще советским ракетостроением решения, называемого 'дожиганием окислительного газа' (заключается в подаче выхлопа турбонасосных агрегатов в камеру сгорания вместо бесполезного его выбрасывания) с новой формой камеры сгорания, отработанной на трехмерных математических моделях и обеспечивающей более оптимальное использование энергии горения ракетного топлива.

Схема с дожиганием окислительного газа является 'визитной карточкой' 'Энергомаша': она используется на всех разработках НПО начиная с 1965 года.

Еще одна особенность двигателя, крайне редко встречающаяся в ракетостроении и делающая его характеристики уникальными, - это возможность плавного регулирования тяги от 38% до номинала.

Действительно, для обеспечения необходимой динамики разгона полная тяга необходима на начальных этапах полета, когда запас топлива еще не выработан и масса ракеты близка к стартовой. По мере выгорания горючего и окислителя тяга может быть уменьшена, что позволяет экономить топливо, необходимое, например для орбитального маневрирования.

Следует отметить, что разработка двигателя идет с 1998 года. Первый массогабаритный макет РД-191, предназначенный для увязки интерфейса ракеты и двигателя был поставлен НПО 'Энергия' в 1999 году, а первое огневое испытание на наземном стенде состоялось еще в июле 2001 года.

С принятием в сентябре 2004 года правительственного решения об ускорении работ по программе 'Ангара' были интенсифицированы и работы по двигательной установке, которые фактически свелись к большой серии наземных огневых испытаний (более 100 огневых циклов) с последующим анализом и устранением выявленных недостатков, ведь большой ресурс - один из важнейших показателей для РД-191.

Дело в том, что двигатель изначально задуман как многоразовый. Традиционно при запуске ракеты отработавшая первая ступень всегда падает на Землю, чем создает определенную экологическую и физическую опасность в районе падения. Ступень же для 'Ангары' под названием 'Байка' сделана управляемой, возвращаемой и многоразовой.

Разработка технологии возвращения и повторного использования наиболее дорогостоящих частей ракеты позволит в несколько раз сократить затраты на выведение в космос полезных грузов. В условиях ограниченных финансовых возможностей нашего предприятия разработка такой технологии представляется наиболее экономически целесообразной.

Однако традиция делать заявления, приуроченные к датам, в России неискоренима. Так, о 'завершении создания' РД было сообщено 2 сентября - в день 100-летней годовщины со дня рождения разработчика ракетных двигателей, академика Валентина Петровича Глушко, чье имя носит НПО 'Энергомаш'. Шутка Валентина Петровича, уже вошедшая в анналы истории, и до сих пор широко цитируемая многими руководителями, кстати, не только ракетно-космической отрасли, но и авиации, звучит так: 'Если есть ракетный двигатель, то к нему хоть забор привяжи - он полетит!'.

Впрочем, двигатель существует в металле, он успешно прошел полный цикл наземных испытаний, ну а PR-акций еще никто не отменял.

Геннадий Нечаев
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Там же:
Цитировать01-09-2008 Накануне юбилея В.П.Глушко российский ракетный двигатель РД-180 признан самым лучшим в мире
   Разработанный и производящийся в России двигатель РД-180 признан США лучшим ракетным двигателем в мире на сегодняшний день.
   «Американцы признали, что российский двигатель РД-180 на сегодняшний день – лучший двигатель в мире, лучше любого двигателя, который они могут создать у себя», – заявил «Интерфаксу» в пятницу заместитель руководителя Роскосмоса Виктор Ремишевский.
   Для сведения, РД-180 – двухкамерная производная четырехкамерного кислородно-керосинового двигателя РД-170. Высокие удельные характеристики (более чем на 10% выше, чем у американских аналогов) достигаются за счет использования замкнутой схемы с дожиганием отработанного на турбонасосе генераторного газа в основных камерах сгорания.
   Эксплуатация данного двигателя «экологически чиста»: он использует газогенератор, работающий на избытке окислителя, что исключает коксообразование на элементах турбины и снижает возможность загрязнения окружающей среды несгоревшим керосином.
   В Америку РД-180 поставляется как единый двигательный блок с собственной гидравликой, приводами системы управления вектором тяги, пневматикой для активизации клапанов, системой продувки и силовой рамой. Две камеры могут отклоняться на угол ±8°. Двигатель имеет встроенную систему диагностики и мониторинга состояния. Связи со стартовым комплексом и ракетой минимизированы: РД-180 включает собственную пневмо- и гидроавтоматику; электросоединения – консольные; рама имеет упрощенные механические интерфейсы. Об этом пишут сайты журнала «Новости космонавтики» и газеты «Московский комсомолец».  
Что-то я не видел на сайте НК этой информации. :roll:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

walt

раскройте тему РД 190 на новостях проскальзывало
типа испытали итп....
Московский институт теплотехники - Тепло в КАЖДЫЙ дом!

Вован

ЦитироватьТам же:
Цитировать01-09-2008 Накануне юбилея В.П.Глушко российский ракетный двигатель РД-180 признан самым лучшим в мире
   Разработанный и производящийся в России двигатель РД-180 признан США лучшим ракетным двигателем в мире на сегодняшний день.
   «Американцы признали, что российский двигатель РД-180 на сегодняшний день – лучший двигатель в мире, лучше любого двигателя, который они могут создать у себя», – заявил «Интерфаксу» в пятницу заместитель руководителя Роскосмоса Виктор Ремишевский.
   Для сведения, РД-180 – двухкамерная производная четырехкамерного кислородно-керосинового двигателя РД-170. Высокие удельные характеристики (более чем на 10% выше, чем у американских аналогов) достигаются за счет использования замкнутой схемы с дожиганием отработанного на турбонасосе генераторного газа в основных камерах сгорания.
   Эксплуатация данного двигателя «экологически чиста»: он использует газогенератор, работающий на избытке окислителя, что исключает коксообразование на элементах турбины и снижает возможность загрязнения окружающей среды несгоревшим керосином.
   В Америку РД-180 поставляется как единый двигательный блок с собственной гидравликой, приводами системы управления вектором тяги, пневматикой для активизации клапанов, системой продувки и силовой рамой. Две камеры могут отклоняться на угол ±8°. Двигатель имеет встроенную систему диагностики и мониторинга состояния. Связи со стартовым комплексом и ракетой минимизированы: РД-180 включает собственную пневмо- и гидроавтоматику; электросоединения – консольные; рама имеет упрощенные механические интерфейсы. Об этом пишут сайты журнала «Новости космонавтики» и газеты «Московский комсомолец».  
Что-то я не видел на сайте НК этой информации. :roll:

Можно ставить РД-180 на "Сатурн-5" и снова лететь на Луну :D
Байконур надолго - навсегда

zyxman

Цитировать
ЦитироватьТам же:
Цитировать01-09-2008 Накануне юбилея В.П.Глушко российский ракетный двигатель РД-180 признан самым лучшим в мире
   Разработанный и производящийся в России двигатель РД-180 признан США лучшим ракетным двигателем в мире на сегодняшний день.
   «Американцы признали, что российский двигатель РД-180 на сегодняшний день – лучший двигатель в мире, лучше любого двигателя, который они могут создать у себя», – заявил «Интерфаксу» в пятницу заместитель руководителя Роскосмоса Виктор Ремишевский.
Что-то я не видел на сайте НК этой информации. :roll:

Можно ставить РД-180 на "Сатурн-5" и снова лететь на Луну :D

Поставить на Шаттлы - и на луну :lol:
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Feol

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьТам же:
Цитировать01-09-2008 Накануне юбилея В.П.Глушко российский ракетный двигатель РД-180 признан самым лучшим в мире
   Разработанный и производящийся в России двигатель РД-180 признан США лучшим ракетным двигателем в мире на сегодняшний день.
   «Американцы признали, что российский двигатель РД-180 на сегодняшний день – лучший двигатель в мире, лучше любого двигателя, который они могут создать у себя», – заявил «Интерфаксу» в пятницу заместитель руководителя Роскосмоса Виктор Ремишевский.
Что-то я не видел на сайте НК этой информации. :roll:

Можно ставить РД-180 на "Сатурн-5" и снова лететь на Луну :D

Поставить на Шаттлы - и на луну :lol:
Не надо :twisted:. Рд-180 на Луну ставить  :lol:  :lol:  :lol:
Всем пользователям нравится это сообщение.

Dude

Сначала на NSF появились какие-то слухи о проблеммах с РД-180 на Атласах, а потом пресс-релиз об "успешном завершении" программы готовности к его производству в США. Похоже ULA прикрывает задницу от бешенного Маккейна, чтобы бизнес не испортил. Производить они ничего, как я понимаю, не собираются.

http://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=14224.msg311479;boardseen#new


Dude

Пишут, что при выводе ICO-G1 РД-180 на Атласе-5 выдал кратковременную аномалию не повлиявшую на успех миссии,
 но из-за разбора причин сместился манифест Атласов. Движкам похоже назначена еще одна дополнительная промывка.

ЦитироватьDebris Tied To Atlas V Launch Woes

Oct 7, 2008

By Amy Butler/Aerospace Daily & Defense Report

Officials at U.S. Air Force Space and Missile Systems Center (SMC) in Los
 Angeles now believe the "most probable" root cause of an actuator
anomaly during an Atlas V launch mission last spring was transient debris.

During the April 14 mission, when an Atlas V boosted the CO-G1 commercial mobile communications satellite into orbit, a
"transient" event occurred, though it caused no impact to the mission, the
officials say. Air Force Deputy Undersecretary for Space Gary Payton
mentioned the problem with the Russian-designed RD-180 among a few
complications with the Air Force's launch fleet during a breakfast last week
 with reporters in Washington.


No hardware fix is needed to solve the problem,
SMC officials say. Rather, they are drawing up a new
preflight flushing process for the hydraulic system to remove residual
debris from the manufacturing and assembly processes
. "We
expect to clear the RD-180 flight constraint before our next scheduled
launch, currently Dec. 4 pending range confirmation," they say. Boeing's
second Wideband Global Satcom satellite is supposed to go into orbit on
that rocket.


Air Force officials are also exploring the extent of inadequate pyroshock
testing on parts for various launchers. National Technical Systems, a
subcontractor to Atlas manufacturer United Launch Alliance (ULA),
conducted testing of key rocket parts on equipment that was improperly
calibrated. The problem came to light in June 2008, according to SMC
officials. "Parts of the same design as those that were tested at NTS have
flown," officials say. "Nothing has been indicated in past flights that would
be attributable to the under-test condition."


Finally, the launch of two GPS IIR satellites have been delayed to 2009
because of a faulty ordnance-based timer used for third-stage separation
on the Delta II. The most recent lot of the timers "failed to perform during
testing as required to perform successful separation and satellite
deployment," they say. Officials are now narrowing down the root cause
and they expect to conduct a qualification test to verify future production
units.

It is unclear whether these issues will affect ULA's performance rating as
the joint venture manages the Atlas V and Delta launch systems for the Air
 Force. "While all of the problems described are attributable to
subcontractors, ULA does have overall program responsibility," SMC
officials say.

Performance ratings can affect the contractors' ratings in other Air Force
competitions. However, ULA is essentially a monopoly managing the entire
 suite of launch services. Those ratings take mishaps into account as well
as how companies manage the mishaps once they come to light.

Ярослав

энергомаш тоже гаечками балуется ?