Углеводородные горючие омар, боктан, соктан и ацетам

Автор Salo, 23.06.2008 13:33:21

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

ЦитироватьSpaceR пишет:

Сергей не подскажете, что за горючее "Омар", если я Вас правильно понял?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#1
ЦитироватьSalo пишет:

А кроме названия ничего не известно. [Печально]
Последнее упоминание в статье Азова и Воронцова"Последний бой углеводородов" в НК № 2 за 2008 год:
ЦитироватьВ отечественной литературе упоминался (без детального описания химической формулы и физико-химических свойств) ещё и синтетический углеводород под названием"омар" как альтернативное экологически чистое горючее для разгонных блоков.
ЦитироватьSalo пишет:

У Гудилина В.Е.
ЦитироватьРакетный блок "ЛМ" обеспечивал выведение КА большей массы, чем блок "Л", на различные высокоэллиптические и круговые орбиты с заданными параметрами с длительностью функционирования до 2 суток. Его ДУ использовала экологически чистые компоненты топлива (кислород и керосин), а для отдельных задач - горючее "синтин" или перспективное экологически чистое горючее "омар".
Слово в слово та же информация в книге "РКК Энергия, 1946-1996"
Цитировать
ЦитироватьSalo пишет:

А кроме названия ничего не известно. [Печально]
Последнее упоминание в статье Азова и Воронцова"Последний бой углеводородов" в НК № 2 за 2008 год:
ЦитироватьВ отечественной литературе упоминался (без детального описания химической формулы и физико-химических свойств) ещё и синтетический углеводород под названием"омар" как альтернативное экологически чистое горючее для разгонных блоков.
SpaceR пишет:

Спасибо [С улыбкой]
Я ее читал, но "омар" в памяти не отложился - но если не известно ничего, кроме 4х букв, то неудивительно.
Мне представляется, что синтетики вместо керосина наиболее выгодны на последней ступени, т.е. РБ. А на керосине счас, ЕМНИП, только ДМ? Тогда у них действительно мало шансов... [Печально]

Правда, есть еще шанс, что напополам с Европой удастся отработать под синтетик РД0124 под Союз и Ангару сразу.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьПоследнее упоминание в статье Азова и Воронцова"Последний бой углеводородов" в НК № 2 за 2008 год
А нельзя ли попросить Дмитрия Воронцова или редакцию выложить статью на форум. Четыре месяца уже прошло.  :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Shin

ЦитироватьА нельзя ли попросить Дмитрия Воронцова или редакцию выложить статью на форум. Четыре месяца уже прошло.  :wink:

Через полчасика  :)


Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитирую статью:
ЦитироватьА что же в СССР? Еще в 1950-е годы было синтезировано углеводородное горючее известное как «синтин», или «циклин». Долгое время в силу секретности о нем было мало что известно. Люди интересующиеся знали что некоторые модификации РН «Союз-У» разгонный блок (РБ) «Д» и объединенная двигательная установка корабля «Буран» использовали это горючее - и только. Однако о химическом строении синтина и его свойствах можно было только догадываться.
Только в начале нового века стала доступна определенная информация об этом ракетном горючем. Синтин или 1-метил-1,2-ди циклопропилциклопропан был синтезирован в Институте органической химии АН СССР. Опытное производство УВГ было начато в 1970-е годы на Салаватском нефтехимическом комбинате. А в 1983 г. было освоено и промышленное производство синтина/ что позволило начать его эксплуатацию в качестве высокоэффективного ракетного горючего**.
Будучи/ в отличие от керосина индивидуальным веществом (формула С10Н16), синтин обладает высокой стабильностью характеристик. Кроме того, он имеет более высокую плотность и более низкую вязкость, нежели керосиновые горючие. Превосходя РГ-1 на 2.2% по удельной теплоте сгорания, синтин обеспечивает рост удельного импульса тяги углеводородных ЖРД. Например, применение этого УВГ в двигателе 11Д58М позволило увеличить данный показатель почти на 10 единиц (с 352 до 361-362 сек).
Однако многостадийный процесс химического синтеза синтина и сравнительно небольшие объемы производства обусловили весьма высокую удельную стоимость этого безусловно уникального горючего. К сожалению, в силу известных причин в середине 1990-х годов производство синтина в России было практически прекращено, из-за чего, например, планировавшиеся на определенном этапе пуски пилотируемых «Союзов» из Плесецка стали невозможны. В результате основные усилия ракетчиков были направлены на применение новых форсированных двигателей (РН «Союз-2»), работающих на РГ-1.
Еще одной альтернативой классическому керосину является УВГ, относительно недавно ставшее известным под названием  «боктан». Метод промышленного производства боктана - дициклобутила или бициклобутила (С8Н14) - был разработан в СССР в результате совместных усилий Института нефтехимического синтеза имени А. В.Топчиева и Всесоюзного НИИ органического синтеза.
В промышленности боктан получается путем двухстадийного синтеза из метиленциклобутана - побочного продукта промышленного производства изопрена. В итоге была создана промышленная установка с производительностью боктана до 20 т (!) в год, однако неизвестно, работает ли она в настоящее время. Как ракетное горючее он совсем немного уступает синтину. Возможно, боктан мог бы заменять керосин на блоке «Д» при необходимости использовать УВГ с более высоким удельным импульсом тяги.
В отечественной литературе упоминался (без детального описания химической формулы и физико-химических свойств) еще и синтетический углеводород под названием «омар» как альтернативное экологически чистое горючее для разгонных блоков.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#7
Нашёл в книге "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П.Королёва. На рубеже двух веков 1996-2001." стр.693-694:
ЦитироватьПерспективное горючее боктан

Вопросы повышения энергетических характеристик разгонных блоков Д и ДМ постоянно находились в центре внимания разработчиков. В связи с этим рассматривалось использование новых горючих, в том числе синтетических, внедрение которых проводилось без всяких доработок матчасти и изменений основных эксплуатационных условий. Так, в свое время, применяя горючее РГ-1, постепенно переходили к использованию синтетического горючего синтин, разработанного при активном участии Корпорации. Такое решение позволило увеличить удельный импульс тяги МД 11Д58М примерно на 8с при увеличении грузоподъемности РКК «Протон» с разгонным блоком ДМ.
Однако после того, как в результате длительного исследования была обнаружена повышенная токсичность горючего синтин, а также в связи с высокой стоимостью его и прекращением производства, в отделении 27 начались работы, обеспечивающие замену горючего без ущерба для высокой энергетической эффективности двигателя. Исследовалась возможность использования новых углеводородных горючих омар и боктан, предложенных Всероссийским институтом органического синтеза (ВНИИОС). В результате было выбрано для освоения горючее боктан, по своей структуре близкое к горючему синтин, но более предпочтительное по показателям токсичности. Это горючее значительно дешевле, так как его производство ориентировано на использование в качестве сырья побочных продуктов нефтехимической промышленности.
Применение горючего боктан на разгонном блоке ДМ-SL обеспечит увеличение удельного импульса тяги двигателя 11Д58М на 7...8 с по сравнению со значением удельного импульса этого двигателя при работе на РГ-1, что позволит примерно на 200 кг увеличить массу полезного груза, выводимого на целевую орбиту.
Во второй половине 80-х годов в филиале ВНИИОС (г. Новокуйбышевск) была создана опытная установка для производства боктана, которая из-за сложившихся обстоятельств была утрачена.
Налаживание изготовления заново синтетического горючего требовало затрат времени и средств, организации новой кооперации предприятий. Для объективной оценки затрат и принятия решения о развертывании работ заключен договор с ВНИИОС на разработку технического проекта производства горючего.

Работы, обеспечивающие использование в изделиях ракетной техники перспективного синтетического горючего боктан, ведутся в рамках заключенного между РКК «Энергия», НПО «Энергомаш» и ВНИИОС «Соглашения о намерениях по совместной деятельности в создании производства и применения горючего боктан». Разработка технического проекта является первым шагом в работе, позволяющим оценить реальную перспективу и возможность реализации боктана на блоках ДМ.
ВНИИОС передало в РКК «Энергия» примерно 20 л горючего боктан, оставшегося от прежнего производства. Его использовали при пробном коротком запуске двигателя 11Д58М на огневом стенде отделения 37 РКК «Энергия» в декабре 2000 г. Двигатель нормально запустился и проработал примерно 1,5 с (до использования всего имеющегося количества боктана в пусковой емкости огневого стенда РМ-0). Остатки горючего, слитые из пусковой емкости и трактов двигателя после его останова, будут использованы для проведения запланированных работ по проверке работоспособности резинотехнических деталей двигателя и РБ в среде боктана и его паров.
Учитывая перспективность применения горючего боктан, НПО «Энергомаш», РКК «Энергия» и ВНИИОС (на долевой основе) стали разрабатывать технический проект создания на промышленной основе этого нового горючего. Одна из задач технического проекта — определение стоимостных параметров производства и продажи этого компонента.
Особую заинтересованность к этому вопросу проявило руководство компании «Си Лонч», предложившее вложить денежные средства в производство нового горючего: использование боктана в качестве топлива для РКН «Зенит-ЗSL» позволит достичь массовых характеристик выводимых КА таких же, как получают при запуске РН «Ариан-5». Окончательное решение о применении боктана будет принято после выпуска технического проекта.

«Уважаемый г-н У. ТРАФТОН!

Мы понимаем и разделяем Вашу озабоченность, высказанную в письме от 16.02.01 по проблеме использования топлива боктан для реализации планов обеспечения выводимой массы 6 000 кг при пуске КА Sрасеwау в IV квартале 2002 г.
К сожалению, решение этой проблемы к указанному сроку невозможно из-за того, что нам необходимо приложить большие усилия для восстановления утраченного к настоящему времени возможности производства этого горючего. Возможные сроки поставки горючего боктан будут определены в апреле с.г. по результатам технического проекта, разработка которого ведется при нашем финансировании.
На сегодня уже ясно, что возобновление производства боктана может быть осуществлено на новой производственной базе с обеспечением первых товарных поставок к IV кварталу 2003 г.
В сложившейся ситуации, учитывая, с одной стороны, насущную потребность в реальных мероприятиях, обеспечивающих уже в IV квартале 2002 года запуски тяжелых аппаратов класса Sрасеwау, а с другой — время, требующееся для решения всех проблем по восстановлению производства и поставке боктана, нами срочно рассматривается в качестве временной меры использование горючего синтин для запуска двух-трех таких аппаратов.
Как мы ранее сообщали, это горючее по своим свойствам и эффективности аналогично боктану. На этом горючем осуществлено 109 успешных запусков РБ типа ДМ с двигателем 11Д58М и его применение на РБ ДМ-SL, не вызывает никаких технических вопросов и сомнений. Необходимое количество синтина для двух-трех пусков ДМ-SL в настоящее время имеется.
Основная проблема — получение лицензии на поставку. Ответ на этот вопрос мы рассчитываем получить к середине апреля. Использование синтина не может рассматриваться как постоянное мероприятие, так как его производство прекращено и восстановление не планируется.
Для гарантированного решения проблемы боктана необходимо привлечение финансовых средств компании «Sea Launch» (5 млн. долларов) в виде предоплаты в 2001 г. за товарную поставку 75 тонн боктана в 2003-2005 гг.
Жду Вашего ответа на изложенные предложения.

С уважением Ю.П. СЕМЕНОВ»

«Уважаемый Юрий!

Спасибо за Ваше прошлое сообщение по этому вопросу. Я с разочарованием узнал, что мы не сможем использовать топливо боктан для запуска «Спейсвэй» в 2002 г., но меня ободряет то, что мы сможем достичь наших целей с помощью использования синтина в качестве заменяющего топлива. Г-н Мазер будет рассматривать предложенное Вами решение и свяжется с Вашими сотрудниками по этому вопросу позже. Просим информировать нас о Вашем продвижении в этом вопросе.
В связи с выраженной Вами просьбой о необходимости предоставления аванса на пять миллионов долларов от «Морского старта» мои чиновники по контрактам и финансам должны, как и по прошлым изменениям, выполнить практичные и необходимые авансирования дополнительных работ Вашей компании. Однако в эти трудные для товарищества финансовые времена авансы такого размера невозможны без каких-либо существенных обсуждений для понимания вопросов, заданных в справочном письме. Поэтому я бы хотел предложить иной подход для финансирования разработки топлива боктан.
«Морской старт» должен бы дать аванс примерно в один миллион долларов для «Энергии». «Энергия» должна бы руководить разработкой у подрядчика в пределах этой суммы аванса. Затем «Энергия» и Ваш субподрядчик должны бы получить обратно остающуюся стоимость и прибыль путем продажи топлива боктан компании «Морской старт». Просьба рассмотреть мое предложение, поскольку я считаю, что оно могло бы быть взаимовыгодно как для «Энергии», так и для «Морского старта».
Пока я жду Вашего положительного ответа, просьба дать указание Вашим сотрудникам продолжать проработку деталей этого важного вопроса с моими чиновниками по контрактам и с инженерным персоналом.

Всего наилучшего      У.К. ТРАФТОН»

В проведении работ по внедрению нового горючего боктан принимали активное участие Г.А. Бабинина, Ю.А. Григорьев, А.П. Жежеря, Р.Э. Катков, А.В. Козлов, О.А. Кокотчикова, А.И. Мельников, Д.А. Опряткин, А.И. Ошемкова, Е.А. Портянко, Д.Н. Синицын, Н.Н. Тупицын, Е.А. Челноков, а также сотрудники отделения 08 В.А. Алексашин и В.А. Борисов.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#8
Можно в первом приближении прикинуть стоимость боктана:
5 000 000 000$ / 75т= 66667$/т
В одном ДМ примерно 4,2 т горючего.
Значит на один пуск нужно 4,2*66667=280 000 $
Увеличение ПН 200 кг.
Значит 280 000 $/ 200 кг=1400 $/кг
Это вполне приемлемо.
Хотя за 8 лет стоимость должна была вырасти раза в два.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

fagot

Это с учетом восстановления производства.

Salo

Ну да. Конечно со временем может подешеветь.
Только вот с тех пор ничего не слышно.  :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

fagot

Даже такое сравнительно доступное средство не очень нужно, а вы предлагаете новый двигатель разработать. :wink:

Bell

Вообще странно...
Неужели среди крупнотоннажных продуктов оргсинтеза нет ничего подходящего? Циклопроизводных же хватает...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

fagot

ЦитироватьВообще странно...
Неужели среди крупнотоннажных продуктов оргсинтеза нет ничего подходящего? Циклопроизводных же хватает...
Готовых значит нет, но для производства боктана используется побочный продукт и при соответствующем объеме производства он должен быть не очень дорог.

dan14444

ЦитироватьЦиклопроизводных же хватает...
Циклы циклам рознь. Напряжённые варить напряжно :).

А вообще - извращение эта напряжённая органика и зло.

Bell

Цитироватьно для производства боктана используется побочный продукт
Какой продукт и производства чего?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Дмитрий В.

Цитировать
Цитироватьно для производства боктана используется побочный продукт
Какой продукт и производства чего?
"Кто сдает продукт вторичный..." :lol:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

#17
Цитировать
Цитироватьfagot пишет:

но для производства боктана используется побочный продукт
Bell пишет:

Какой продукт и производства чего?
ЦитироватьВ промышленности боктан получается путем двухстадийного синтеза из метиленциклобутана - побочного продукта промышленного производства изопрена.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Peter

А молекула вполне интересная получается...
Циклобутан - это квадратик, причем деформированный в третьем измерении (полусогнутый лист). С4Н8
Если просто "сшить" два таких квадратика, то получим С6Н10. При двойной сшивке - С8Н12. Если убираем "внутренние" сшивки, то молекула вырождается в циклооктан С8Н16 - вещество ненапряженное внутренне. Таким образом, чтобы получить С8Н14 нужно оставить одну внутреннюю сшивку, деформирующую октан, "стягивающую" его молекулу. Зрительно вообразить это, по причине слабости в органической химии, не могу :) (там постоянно вылезает все в третье измерение).

Bell

Да в целом понятно...
Т.е. надо получить циклический предельный углеводород.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун