Беспилотный грузовой Шаттл.

Автор nakos, 13.03.2008 09:41:33

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

nakos

Здрасьте господа!
Мне вот что подумалось тут. Возможно судьба всей шатловской программы сложилась бы иначе, если с самого начала наряду с грузопассажирскими челноками НАСА сделало бы чисто грузовые, беспилотные корабли. Заметьте - я не имею в виду то, что позднее предлагалось как Шаттл-Ц, где почти всё одноразовое. Я имею в виду обычный челнок, только беспилотный. Его преимущества над пилотируемым, как мне представляется, были бы:
- большая ПН за счёт сокращения экипажа, СЖО, меньшей автономности, экономии в конструкции и теплозащите. Мне кажется можно было бы выкроить тонн 5. А что думают спецы по этому поводу?
- на пару-тройку метров можно было бы удлиннить грузовой отсек
- стоимость! Можно использовать отработавшие свои 10-20 полётов бустеры и SSME. Наверняка там большой запас надёжности оставлен, хотя и не достаточный для ПК. Грузовые челноки могли бы "донашивать" оборудование за пилотируемыми.
- с грузовыми шаттлами можно было бы существенно увеличить частоту полётов в год, т.к. грузовые можно быстрее репроцессить между полётами. Это повысило бы экономическую эффективность всей программы СШ в целом.
- возможно, Челенджер и Колумбия случились бы на беспилотных челноках. Эдакое эмпирическое повышение надёжности...

Представим себе, что пилотируемые челноки летали бы 2 раза в год каждый,  итого 4 экспедиции, вполне себе достойная ПК. Ну а грузовые летали бы вдвое чаще. Итого 12 полётов в год. Половина от того что по версии НАСА могло бы превратить Шаттл в космическое такси.

Дмитрий Виницкий

Бобик (Shuttle C), сдох 20 лет назад :)

+35797748398

nakos

С тем что он сдох спорить трудно (хотя правильнее было бы скзаать что ему не дали родиться вообще), но мне хотелось бы понять ПОЧЕМУ он сдох, и вообще я имел в виду не того бобика.

Дмитрий Виницкий

А смысл таких полётов? Проще пару ATV заказать. В 10 раз дешевле выйдет.
+35797748398

nakos

Однако, Виницкий, прошу Вас серьёзнее отнестись в моему вопросу. Возможно я недостаточно внятно его сформулировал. Пробую ещё раз:
Шаттл сильно убыточен, ибо мало летает. Мало летает потому что опасный, так? А запускать грузы на нём без экипажа нельзя - система-то изначально грузо-пассажирская. Хочешь пулять 25 тонн грузу - бери 7 человек на борт, хотя им там явно делать нечего. Вот я и подумал: если бы часть шаттлов изначально была чисто грузовой, то это, с одной стороны, позволяло бы вывести тонн на 5 поболе груза, а с другой - позволяло бы летать гораздо чаще, вытягивая эффективность программы хотя бы на самоокупаемость.
Про АТВ мне не понятно, что вы имели в виду. АТВ стоит 400 миллионов штука. Запус Шаттла в нынешнем виде не намного дороже. Полностью грузовой Шаттл был бы в разы дешевле, я считаю. АТВ - грузовик для снабжения МКС, грузовой Шаттл был бы фактически РН и грузовиком в одном флаконе...

Дмитрий Виницкий

Концепция Шаттла С получила толчок после гибели Челенжера.
Именно для снижения стоимости выведения ПН. Одним пуском предусматривалось выведение 45 тонн. При условии 10-12 полётов в год. Однако, в реальности такие объёмы не были востребованы.
Использовать беспилотный шатл бессмысленно именно из-за дороговизны. Даже дорогостоящий ATV не требует поддержания специализированной инфраструктуры, ориентрированной исключительно на один единственный тип КК.
Придумайте обоснования, требующие выполнения беспилотных полётов, тем более - никогда не осуществлявшихся, и соответственно, потребующих нескольких испытательных миссий. Или вы сразу загрузите компоненты МКС на нелетавший беспилотный Шаттл? Отсюда вывод - ATV, при сравнимых объёмах груза на порядок выгодней.
+35797748398

Bell

Вопрос скорее исторический, так что АТВ непричем.
Конкретно тот бобик сдох потому, что на его нечем было нагрузить.
А описанный выше грузовой шаттл - химера, извините. В изнаначальном смысле этого слова.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

ЦитироватьОднако, Виницкий, прошу Вас серьёзнее отнестись в моему вопросу. Возможно я недостаточно внятно его сформулировал. Пробую ещё раз:
Шаттл сильно убыточен, ибо мало летает. Мало летает потому что опасный, так? А запускать грузы на нём без экипажа нельзя - система-то изначально грузо-пассажирская.
Стоп, стоп.
Для нормального полета шаттла достаточно 2 человек.
Шаттлы не летали часто потому, что дороги относительно других РН и невыгодно им запускать спутники.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Lev

Конструкция Шаттла оптимизирована прежде всего под ВОЗВРАЩЕНИЕ на Землю тяжелых и крупногабаритных грузов. Однако возвращать нечего.  На Землю Шаттл летит практически порожняком. Во многом по этому он и убыточен.
А чтоб ВЫВОДИТЬ грузы, которые не планируется возвращать Шаттл не нужен.
Делай что должен и будь что будет

nakos

ЦитироватьКонкретно тот бобик сдох потому, что на его нечем было нагрузить.

вот это мне кажтся ближе к истине

Что же касается химеричности описанного мною грузового Шаттла, то давайте с другого бока на это поглядим. Инфраструктура УЖЕ создана под пилотируемый шаттл, НИОКР весь сделан, миллиарды УЖЕ потрачены, 3-4-5 орбитеров УЖЕ построены и летают и т.д. И тут выясняется - шаттл опасен, и людей на нём катать нежелательно. Далее - два варианта:
- убить Шаттл как программу, миллиарды начисто в убыток списав, корабли - в музей;
- переделать (либо изначально заложить возможность) шаттлы в грузовики и возить грузы, выводить спутники до полного износа инфраструктуры, амортизации орбитеров и/или их физической гибели в авариях.

Я честно говоря затрудняюсь определить, какая из этих опций хуже.
Возможно нынешняя стратегия шаттл-дерайвед ракет вполне себе и ничего, хорошая.

Bell

Давайте по пунктам.
ЦитироватьЗдрасьте господа!
Мне вот что подумалось тут. Возможно судьба всей шатловской программы сложилась бы иначе, если с самого начала наряду с грузопассажирскими челноками НАСА сделало бы чисто грузовые, беспилотные корабли.
Но зачем обязательно грузовой шаттл? Запускать 25-30 т намного дешевле обычными одноразовыми РН.

ЦитироватьЗаметьте - я не имею в виду то, что позднее предлагалось как Шаттл-Ц, где почти всё одноразовое.
Зато у него хоть преимущество было существенное - вдвое бОльшая  ПН относительно исходного шаттла и других одноразовых РН.

ЦитироватьЯ имею в виду обычный челнок, только беспилотный. Его преимущества над пилотируемым, как мне представляется, были бы:
- большая ПН за счёт сокращения экипажа, СЖО, меньшей автономности, экономии в конструкции и теплозащите. Мне кажется можно было бы выкроить тонн 5. А что думают спецы по этому поводу?
- на пару-тройку метров можно было бы удлиннить грузовой отсек
Ну что думают спецы я не знаю, а вот мне кажется, для удлинения грузового отсека и удаления всего, связанного с экипажем надо полностью заменить носовую часть, потому что это фактически все - кабина. Никакой экономии теплозащиты это не даст, как впрочем и конструкций. Да и зачем там удлинять грузовой отсек, если ПН увеличится совсем немного?

Цитировать- стоимость! Можно использовать отработавшие свои 10-20 полётов бустеры и SSME. Наверняка там большой запас надёжности оставлен, хотя и не достаточный для ПК. Грузовые челноки могли бы "донашивать" оборудование за пилотируемыми.
Разница мизерная, 2-3 ресурса. А донашивать оборудование надо на одноразовых системах.

Цитировать- с грузовыми шаттлами можно было бы существенно увеличить частоту полётов в год, т.к. грузовые можно быстрее репроцессить между полётами. Это повысило бы экономическую эффективность всей программы СШ в целом.
Частоту полетов увеличить нельзя - спутников не хватит, на дешовых одноразовых РН тоже ведь хочется запускать ;)

Цитировать- возможно, Челенджер и Колумбия случились бы на беспилотных челноках. Эдакое эмпирическое повышение надёжности...
Не случилось бы только человеческих жертв. А имижд РН подорвало бы точно так же.

ЦитироватьПредставим себе, что пилотируемые челноки летали бы 2 раза в год каждый,  итого 4 экспедиции, вполне себе достойная ПК. Ну а грузовые летали бы вдвое чаще. Итого 12 полётов в год. Половина от того что по версии НАСА могло бы превратить Шаттл в космическое такси.
Там вообще много завязано на экопаже, вернее непосредственном участии человека в выведении нагрузки. Тот же манипулятор. Так что без людей было бы очень сложно чисто технологически. Это же не створки обтекателя отбросить...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

nakos

ЦитироватьBell пишет:
 
ЦитироватьШаттлы не летали часто потому, что дороги относительно других РН и невыгодно им запускать спутники.

Однакож 9 раз он в 1985 году слетал. И даже в 1997м, по-моему, 8.
Кабы он продолжал летать хотя бы на этом уровне - многое я думаю было бы сейчас иначе и в самой СШ-программе, и в мировой ПК в целом. Частичная грузовизация (лучше - изначально заложенная) флота шаттлов могла бы помочь удержать такие темпы пусков.

Дмитрий Виницкий

После катастрофы Челенжера ПН переехали на традиционные носители и необходимость столь частых полётов отпала.
Как вы не понимаете, что шатллы летают не ради полётов, а, фактически, ради доставки грузов на МКС? Уже 10 лет.
Именно из-за отсутствия других задачь. И беспилотными полётами эти задачи не выполнются. Смена экипажа, например :)
+35797748398

Bell

ЦитироватьИ тут выясняется - шаттл опасен, и людей на нём катать нежелательно.
Это все брехня пропагандистов ;)
При правильной эксплуатации Шаттл надежнее всего, что когда либо летало в космос, даже реально подтвержденная надежность - 98,5%.
Челленджер взорвался по банальной халатности обслуживания, а чтоб не было Колумбии надо было просто теплоизолировать бак как на Энергии, сеткой-арматурой.

ЦитироватьДалее - два варианта:
- убить Шаттл как программу, миллиарды начисто в убыток списав, корабли - в музей;
Какие миллиарды? На разработку и строительство? Они давно уже списаны, 20 как списали начисто.

Цитировать- переделать (либо изначально заложить возможность) шаттлы в грузовики и возить грузы, выводить спутники до полного износа инфраструктуры, амортизации орбитеров и/или их физической гибели в авариях.
Предлагаете американцам добровольно разорится? ;)
Вам же говорят - обычными одноразовыми РН дешевле в разы. в 2 раза - точно. Может даже в 3.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

nakos

ЦитироватьКак вы не понимаете, что шатллы летают не ради полётов, а, фактически, ради доставки грузов на МКС? Уже 10 лет.

Не будем забывать, Шаттлы для этой цели и создавались изначально. Просто МКС называлась по-другому, да и не успели они к ней. Возврат грузов и прочая - так, ненужные прибамбасы. Но ведь это не вина Шаттла что МКС - лишь жалкое подобие Фридома, и не способна Шаттлы загрузить работой полётов так на семь0восемь в год.

Bell

ЦитироватьВозврат грузов и прочая - так, ненужные прибамбасы.
Ой... предупреждать же надо... я чуть не подавился...

Возврат грузов - едва ли не основная задача шаттла, одно из ключевых требований при разработке. Учите матчасть.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

nakos

Цитировать
ЦитироватьВозврат грузов и прочая - так, ненужные прибамбасы.
Ой... предупреждать же надо... я чуть не подавился...

Возврат грузов - едва ли не основная задача шаттла, одно из ключевых требований при разработке. Учите матчасть.

Я имел в виду по сути дела, сейчас. Мало ли что они там при разработке хотели. Они хотели дважды в месяц летать.

Bell

Ну ладно, давайте сконцентрируемся на главном - на деньгах.
Вот представьте, что я заказчик запуска. Объясните - зачем нужен грузовой шаттл, когда есть дешевые однразовые РН такой же грузоподъемности?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

nakos

ЦитироватьНу ладно, давайте сконцентрируемся на главном - не деньгах.
Вот представьте, что я заказчик запуска. Объясните - зачем нужен грузовой шаттл, когда есть дешевые однразовые РН такой же грузоподъемности?

Поясню свою идею. Дешёвыми одноразовые РН кажутся только в сравнении с дорогим - на настоящий момент - шаттлом. Кабы Шаттл летал 12 раз в год (представим себе что Челленджера не было), из них 8 - в чисто грузовом виде с ПН 30 т., ситуация, мне кажется, была бы иной.

KBOB

Цитировать
ЦитироватьНу ладно, давайте сконцентрируемся на главном - не деньгах.
Вот представьте, что я заказчик запуска. Объясните - зачем нужен грузовой шаттл, когда есть дешевые однразовые РН такой же грузоподъемности?

Поясню свою идею. Дешёвыми одноразовые РН кажутся только в сравнении с дорогим - на настоящий момент - шаттлом. Кабы Шаттл летал 12 раз в год (представим себе что Челленджера не было), из них 8 - в чисто грузовом виде с ПН 30 т., ситуация, мне кажется, была бы иной.
Шаттл не чем загрузить 12 раз в год.
Россия больше чем Плутон.