Легкие и сверхлегкие ракеты

Автор Димитър, 13.08.2014 13:56:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Димитър

На форуме уже было несколько тем про мини-РН. Зачем открывать еще одну? А потому что в других тем обычно предлагается обсудить какой-то конкретный проект, а я хочу рассмотреть историю легких ракет и возможные перспективы.
Уже было сказано, что легкую и сверхлегкую ПН можно запустить и сопутствующим грузом на большие ракеты, которые летают регулярно. Или использовать конверсионную ракету, каких тоже достаточно. Можно спокойно сказать, что предложение существующих ракет превышает спрос на них.
Выходит, что создать новую ракету можно только тогда, когда кто-то, имеющий достаточно денег скажет «Я хочу! ... и меня не интересует экономическая отдача.». Или вдруг кто-то изобретет новую систему выведения, дешевле существующих (и конверсионных ракет в том числе!).
Новых систем выведения, которые могут выбросить с рынка существующих, я пока не вижу. Так кто может сказать «Я хочу»?
Первые – это страны, которые хотят войти в «космический клуб» стран, имеющих собственный носитель для вывода в космос. Причем легче сделать маленькую ракету, чем большую. Так поступали все:
Япония сделала Лямбду, Франция – Диамант, Британия – Блек Эрроу. И после запуска первых спутников эти ракеты больше не использовались. Флаговтык уже сделан, а для других задач начали делать «большие» ракеты.
В нашем времени через этот стадий проходят Израиль, Северная Корея и Иран. На очереди – Бразилия, Турция, Индонезия... Так что с проектами легких ракет – к ним.
Здесь могут проявиться и всякие организации, и даже частные лица – вот Маск взял и сделал РН Фалкон.
Следующее соображение – «иметь свой носитель для независимого (НЕМЕДЛЕННОГО) запуска своих объектов». Это, пожалуй, к военным. МО США и МО России делали и делают «своих» носителей, в том числе и легких (Ангара 1.1 и 1.2). Этим и можно объяснить относительно долгий стаж французского Диаманта. Франция не могла одна сделать большую ракету. Но потом появилась «Ариан» и Диаманта закрыли.
Кстати многих обвиняют, что они делают космические ракеты для того, чтобы получить ракетные технологии для военного применения – ЮАР в 90-ых, Северная Корея и Иран. Я бы поставил здесь и Израиль и Бразилию. Основание для обвинений – твердое или высококипящее топливо. На нем легче сделать ракету, чем на керосине, СПГ и водороде?
Но страны эти – не самые большие и богатые. Так что желание иметь свою ракету и недостаточность денег для больших ракет может сделать так, что у этих стран у легких носителей будет долгая жизнь (израильский Шавит?) ...
Что касается коммерческих запусков небольших грузов – ИМХО и настоящее и будущее – в руках конверсионных носителей. Кстати, уже рассчитано, когда закончатся (по сроку годности) Днепры, Рокоты, Штили ?

Бука

Земля слишком маленькая и хрупкая корзина, чтобы человечество держало в ней все свои яйца.  
Роберт Энсон Хайнлайн.

Димитър

#2
Среди «самых маленьких» намечается разделение по стартовой массе.

Первая группа: «10-тонники» - японская Ламбда-4S (Мо = 9.4 т, ПН = 26 кг) и американский Авангард (Мо = 10 т, ПН = 23 кг). Ракеты флаговтыкательского периода от которых быстро отказались и больше таких никто не делал. В наше время была попытка сделать систему воздушного старта с МиГ-31 - Ишим. Но не получилось...
 

Вторая группа «18 - 26 тонн» - британская Блэк Эрроу (Мо = 18 т, ПН = 100 кг), Диамант (Мо = 18.5 – 26.3 т, ПН до 150 кг), Скаут (Мо = 18 т, ПН более 88 кг), Пегас (Мо = 18.5/23.1 т, ПН до 443 кг), иранская Сафир-2 (Мо = 26 т). Из них две – Скаут и Пегас имеют достаточно длительную карьеру. Значит, есть такая необходимость, как минимум – в США. 1-2-3 старта в год...

Димитър

Третья группа «30-40 тонн»
Волна и Штиль (Р-29) – Россия (Мо = 40 т, ПН до 200 кг)
Шавит – Израиль (Мо = 30 т, ПН = 350 кг)
ASLV – Индия (Мо = 41 т, ПН = 150 кг)
Минотавр-1 – США (Мо = 36.2 т, ПН = 580 кг)
Фалькон-1 – США (Мо = 38.5 т, ПН = 170 кг)
Возможно в этой группе и создаваемая в США ракета SPARK (ПН = 250 кг)
Здесь ракеты, которые эксплуатируются, а значит и необходимость в них есть!

Палкин

ЦитироватьДимитър пишет:
Третья группа «30-40 тонн»    Волна и Штиль (Р-29) – Россия (Мо = 40 т, ПН до 200 кг)   Шавит – Израиль (Мо = 30 т, ПН = 350 кг)   ASLV – Индия (Мо = 41 т, ПН = 150 кг)   Минотавр-1 – США (Мо = 36.2 т, ПН = 580 кг)   Фалькон-1 – США (Мо = 38.5 т, ПН = 170 кг)   Возможно в этой группе и создаваемая в США ракета SPARK (ПН = 250 кг)   Здесь ракеты, которые эксплуатируются, а значит и необходимость в них есть!
От Волны и Штиля отказались из-за того, что МО ставит палки в колеса, АСЛВ последний полет совершила в 1994 и выведена из эксплуатации, на Минотавр-1 заказов больше нет и не будет в ближайшие несколько лет, от Фалькона-1 Маск отказался в пользу Фалькон-9.
А ведь так иногда хочется надеть розовые очки...

Виктор Левашов

Ничего себе: Пегас при массе 18-23 т, выводит почти 0,5 т?
Офигеть... Сделать его ... пластмассовым. И пулять.  :)

Solar Sailor

ЦитироватьБука пишет:
Нано-SSTO .  ;)  

 http://up-ship.com/blog/?p=11056

 http://www.quantumg.net/mockingbird.pdf

Если бы все было так просто как там описывается - моделисты давно бы добрались до орбиты...

Димитър

ЦитироватьВиктор Левашов пишет:
Ничего себе: Пегас при массе 18-23 т, выводит почти 0,5 т?
Офигеть...
Воздушный старт, однако! У Ишима ожидали ПН в 160 кг при стартовой массе ракеты не более 6 - 7 тонн.

us2-star

"В России надо жить долго.." (с)
"Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтётся.." (с)

Петр Зайцев

ЦитироватьВиктор Левашов пишет:
Ничего себе: Пегас при массе 18-23 т, выводит почти 0,5 т?
Офигеть... Сделать его ... пластмассовым. И пулять.  :)  
Не понял. У Pegas-а доля ПН 1,93%, у Pegasus XL - 1,98%. При этом у Зенит-а 2 доля ПН 2,98%. Даже у Фалькона 9 v1.1 с его "ненапряженными" она составляет 2,59%. Что хорошего в Пегасе?

ЦитироватьВиктор Левашов пишет:
Ничего себе: Пегас при массе 18-23 т, выводит почти 0,5 т?
Офигеть... Сделать его ... пластмассовым. И пулять.  :)
Пегас далеко не 18-23 т. Добавьте туда пожалуйста самолет и все станет на свои места...
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Виктор Левашов

ага, ясно-понятно  :)  то-то я смотрю, что-то уж очень хорошо получается  ;)

Виктор Левашов

ЦитироватьПетр Зайцев пишет:
ЦитироватьВиктор Левашов пишет:
Ничего себе: Пегас при массе 18-23 т, выводит почти 0,5 т?
Офигеть... Сделать его ... пластмассовым. И пулять.  :)  
Не понял. У Pegas-а доля ПН 1,93%, у Pegasus XL - 1,98%. При этом у Зенит-а 2 доля ПН 2,98%. Даже у Фалькона 9 v1.1 с его "ненапряженными" она составляет 2,59%. Что хорошего в Пегасе?
ну так у Зенита а масса - извините, мама не горюй. а я тут восхищаюсь массовым совершенством сверхмалых ракет-носителей. которых можно печь, как пирожки. на конвейере. и пулять каждый день, утром и вечером.

Виктор Левашов

ЦитироватьДимитър пишет:
ЦитироватьВиктор Левашов пишет:
Ничего себе: Пегас при массе 18-23 т, выводит почти 0,5 т?
Офигеть...
Воздушный старт, однако! У Ишима ожидали ПН в 160 кг при стартовой массе ракеты не более 6 - 7 тонн.
эх, мечта для аспирантов-исследователей. собрать космолабораторию из лего "Сделай сам" и пульнуть на орбиту.

Димитър

#14
ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
ЦитироватьПегас далеко не 18-23 т. Добавьте туда пожалуйста самолет и все станет на свои места...

Добавлять массу самолета не совсем корректно. Он сохраняется после старта.

Димитър

ЦитироватьПалкин пишет: 

От Волны и Штиля отказались из-за того, что МО ставит палки в колеса, АСЛВ последний полет совершила в 1994 и выведена из эксплуатации, на Минотавр-1 заказов больше нет и не будет в ближайшие несколько лет, от Фалькона-1 Маск отказался в пользу Фалькон-9.
Минотавр «потолстел» и вышел из группы «30-40-тонников»! Минотавр-5 уже весит 89 тонн. Кстати, все малые ракеты со временем толстеют. Несмотря на то, что есть достаточно других ракет побольше. Вот Диамант с 18.5 т дошел до 26.3 т стартовой массы. К Пегасу добавили Пегас-XL.
Минотавры будут лететь, потому что их делают на основе маршевых ступеней МБР «Минитмен» и «Пискипер». Надо же что-то делать со списываемыми МБР. По той же причине будет летать и Штиль – пока не кончатся Р-29.
АСЛВ и Фалькон-1 – на них учились делать ракеты. Когда научились – они стали лишними.

Димитър

Конверсионные ракеты:
 
Волна и Штиль мы уже упомянули. Космический вариант МБР для подводных лодок Р-29. Волна, ИМХО, оказалась неудачной, но зато Штиль может иметь успеха. Мо = 40 т, ПН до 200 кг.
Ракета-носитель ''Штиль'' обеспечивает запуск на околоземную орбиту высотой 500 км наклонением 79° космических аппаратов массой до 80 кг. Для улучшения условий размещения полезной нагрузки разработан вариант ракеты-носителя ''Штиль-2.1'' с головным обтекателем, позволяющий выводить полезную нагрузку до 150 кг на такую же орбиту. При оснащении ракеты головным обтекателем большего объема и малоразмерным разгонным блоком ("Штиль-2Р") масса полезной нагрузки, выводимой на орбиту 500 км наклонением 79°, возрастает до 200 кг и существенно увеличивается объем для размещения полезной нагрузки.
На основе УР-100Н созданы Рокот (Мо = 107.5 т, ПН = 2.1 т) и Стрела (Мо = 105 т, ПН = 1.7 т).
На основе Р-36М создана РН Днепр. Мо = 210 т, ПН = 3.7 т.
Указанные МБР больше не производятся, поэтому ракеты на их основе со временем кончатся. Останется то, что производится:
На основе Тополя – Старт и Старт-1 (Мо = 47 т, ПН = 530 кг)
В будущем можно ожидать Старт-М (из Тополя-М), Старт-Ярс, и что-то на основе Булавы.
 
В настоящее время межконтинентальные баллистические ракеты кроме России имеют на вооружении СШАВеликобританияФранция и Китай. Ведут разработку своих МБР Индия, КНДР и Пакистан.
Первые две ступени РН «Шавит» имеют «боевое» происхождение, в качестве таковых использованы ступени баллистической ракеты средней дальности Иерихон-2. Достоверные данные о характеристиках ракеты Иерихон-3 считающейся межконтинентальным боевым вариантом РН «Шавит» отсутствуют.
Кто-то может рассказать про других иностранных конверсионных ракет?

Димитър

В нескольких темах уже опубликовано следующее сообщение:
Цитировать
 Минобороны России в рамках сокращения зависимости от импорта намерено с 2016 года отказаться от использования лёгких ракет носителей «Рокот». Об этом командующий войсками Воздушно-космической обороны генерал-лейтенант Александр Головко доложил министру обороны Сергею Шойгу. В интересах Минобороны запланированы четыре пуска ракет «Рокот»: три - в 2015 году, один - в 2016 году, передаёт РИА Новости. В дальнейшем Минобороны может выполнить все задачи, используя лёгкие ракеты-носители «Союз-2.1в» и «Ангара».
Головко, по всей видимости, имел в виду то, что системы управления и наведения ракеты "Рокот" разработаны на харьковском предприятии "Хартрон" (бывшее НПО "Электроприбор").
Так сложно создать свою систему управления? Жаль ракет, которые остались...
А как обстоит дело с РН «Стрела», которая тоже УР-100?

Димитър

Кстати, в теме «План российских космических пусков» Аника я насчитал в 2015 году 5 пусков Рокота, а в 2016 – 6!