"Гурколет" МГ-19

Автор Вадим Лукашевич, 31.12.2004 13:32:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Вадим Лукашевич

Я тут затеял небольшой рассказ о "Гурколете" МГ-19 как о конкуренте МКС "Энергия-Буран" в первой половине 1970-х годов. Пока на странице www.buran.ru/htm/history.htm#mg-19 размещен очень небольшой текст:
"...упомянем о проекте одноступенчатого воздушно-космического самолета, прорабатывавшегося в НИИ-4 Министерства обороны группой под руководством Гурко. Окончательный вариант аппарата, получивший обозначение МГ-19 (Мясищев-Гурко), был оборудован силовой установкой, состоящих из нескольких комбинированных прямоточных жидкостных ракетных двигателей, использующих на этапах атмосферного полета (взлет и посадка) атмосферный воздух в качестве рабочего тела. Основное отличие прямоточных ЖРД от классических ПВРД (прямоточных воздушно-реактивных двигателей) заключалось в том, что если в ПВРД набегающий поток воздуха сначала сжимается за счет кинетической энергии набегающего потока, а затем разогревается при сжигании топлива и выполняет полезную работу, истекая через сопло, то в прямоточном ЖРД воздух разогревается струей ЖРД, помещенного в воздушный тракт прямоточного двигателя. Помимо многорежимности (и возможности работы в безвоздушном пространстве как обычный ЖРД) комбинированный ЖРД на атмосферном участке создает дополнительную тягу за счет возникновения инжекционного эффекта. В первой половине 1970-х годов МГ-19 рассматривался как серьезный конкурент МКС "Энергия-Буран", однако ввиду меньшей степени проработки и большей степени технического риски при реализации, а также из-за отсутствия зарубежного аналога, МГ-19 реализован не был. Тем не менее этот проект до сих пор не рассекречен, и информация о нем и по сей день крайне скудна".[/i]
Есть ли у кого какая-нибудь информация по МГ-19 или источниках, где ее можно взять? Что это вообще был за проект? Ваше мнение, товарищи-форумчане? Интересуют в первую очередь технические подробности (вес, размерности и т.д.)

muxel

Я тут уже кое что цитировал на старом сгоревшем форуме... Попробую еще раз (из fido7.ru.space):

===
Oct 28 1999, 12:00 am

К сожалению, рассказ получится недлинным. Кроме того, сам я ничего не видел,
только слышал.
Судя по всему, появление идеи относится к середине 70-х, когда различные
ведомства просекли, что ядерный реактор - не такая уж сложная и страшная
штука, и начали искать ему применение в своем хозяйстве, проталкивая
собственные проекты и вырывая друг у друга ресурсы. Проектов было множество,
почему сохранилась такая твердая память о мясищевском - не берусь судить.
Но данная штука в то время рассматривалась всерьез. Собственно говоря,
название М-19 впервые услышал недавно. До этого ходило обозначение МГ-1
Мясишев - Гурко ), или просто "гурколет". Как говорили, именно второй
конструктор являлся автором идеи, его просто засунули к Мясищеву, где
имелась некоторая авиационная конструкторско-производственная база.
Сначала о самом аппарате. Что касается того, что он с крыльями и ядерным
двигателем, было всем известно, но неожиданностью оказалось, что по
размерности он болжен был быть соизмерим с аппаратом, предлагавшимся по
проекту Roсkwell СтарРайкер. ( А кто не знает, подскажу - это дура с
горизонтальным стартом и посадкой, имеет комбинированные ВРД-ЖРД, по схеме -
летающее крыло, по размером - длина/размах предполагались на 30% больше, чем
у боинга-747. Крыло - почти треугольное, очень толстого профиля, с
небольшими наплывами. Под ним - двигатели в большом количестве.
Теплозащита - металлическая радиационная. Грузовой отсек - цилиндриеский
внутренний, доступ к нему производился через откидную носовую часть. Все
свободные объемы заполнены водородом. Стартовая масса - где-то 500-600
тонн, сколько на полезную нагрузку - не помню. все двигатели химические.
Смотрится кошмарно. Опять загадка - ну почему такой шум был поднять вокруг
этого очень сырого проекта, когда всяких SSTO было представлено
американцами - только выбирай). Утверждалось, что наш аппарат многие эти
особенности добросовестно повторил.
Что еще добавить ...Поскольку двигатель был ядерный, то на борту должен был
быть только водород. Исполнение ВРД по одним сведениям - как конструкция с
химическим горением до 4М, по другим - в турбобменном варианте. Сам ярд -
твердофазный. Какая-то изюминка предлагалась в нем, нечто вроде автономных
неразрушающихся модулей с топливом, где исключалась диффузия продуктов
распада наружу. Насколько известно, такая конструкция проходила испытания и
встретилась с большими проблемами, связанными с отравлением активной зоны
при типичном режиме работы реактора. Вот и все, собственно говоря. Еще
говорили, что именно под это дело мясишеву в лии выстроили тот здоровый
ангар на юго-западном углу. Это, конечно, немалое сооружение, но для
СтарРайкера все равно не тянет.
Однажды мне пришлось иметь дело с сыном Гурко ( была очередная попытка
создать группу со специализацией по ВКС, только я уже выступал в роли
преподавателя, а он был студентом ). Даже он ничего существенного к
вышесказанному добавить не смог - только вот Старрайкер был его непроходящей
любовью.

Alexey Fedotov
===

===
Oct 29 1999, 12:00 am

> Стартовая масса - где-то 500-600
> тонн, сколько на полезную нагрузку - не помню.

Сегодня посмотрел - офигел. Стартовую массу дал с потолка, исходя из
размеров и так лопухнулся... Так вот, по данным проекта, стартовая плавает
в районе 2000 тонн, а полезная нагрузка - 90.

Alexey Fedotov
===
wbr, muxel

X

Ссылка хоть и старая, но я думаю по духу идет в этом же ключе:
http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?s=10337&mid=2666152
Так, что рано еще хоронить всякие там спирали и пр.  :D

Bart Hendrickx

Кое-что есть в «Иллюстрированной нциклопедии самолетов ЭМЗ им. В.М. Мясищева», том 3, часть 1  (1999 г.) на стр. 28-34. Любопытно, что о Гурко там нет ни слова, вся слава достается Мясищеву.

Некоторые отрывки из этой книги:

Цитировать10 октября 1974 г. Министр авиацонной промышленности и Главнокомандующий ВВС уверждают план работ по теме «Холод-2». План предусматривает разработку трех различных летательных аппаратов. Общая цель плана, которая просматривается между строк – выявление возможного облика перспективного воздушно-космического самолета, его аэродинмаической компоновки и перспективной силовой установки. В.И. Мясищев вновь находит в себе силы, энтузиазм и жажду созидания. А ему уже 73 года.

...

[Работа по теме «Холод-2» получила цифр – тема 19]. Обратим внимание на номер темы, он следует за номером 18 – многорежимный стратегический бомбардировщик.

Рассмотрим задания плана «Холод-2», рассчитанные на 1974-1980 годы.
Тема 19-1. ЭМЗ – головной исполнитель создания летающей лаборатории с силовой установкой, использующей жидкий водород и создание соответствующей базы.
Тема 19-2. Определение облика гиперзвукового самолета
Тема 19-3. Определение облика воздушно-космического самолета.
Темы 19-4 и 19-5 – различные варианты облика ВКС.

...

В.М. Мясищев во главу угла ставит последнее соображение и разрабатывает конкретный план развития авиационно-космической системы М-19. Именно авиацонно-космической.

Основная идея проекта заключилась в создании одноступенчатого воздушно-космического самолета с ядерной силовой установкой, способного выводить в космос до 40 тонн полезного груза.

Таким образом, Владимир Михайлович предлагал создать одноступенчатый экономный космолет, стартующий горизонтально, по-самолетному, и осуществляющий самолетную посадку на уже существующие ВПП практически в любую точку земного шара. Создание подобного космического самолета требовало, по мнению Мясищева, 15 лет, и в 1990 году, по оценкам ОКБ, мясищевский М-19 мог начать регулярные полеты!

...

Но в 1976 г. принимается известное решение о создании МКС «Буран» и одноступенчатый многоразовый космический самолет М-19 остался лишь в варианте технических предложений, получивших одобрение на НТС ВПК.

...

Несмотря на загрузку своего ОКБ новыми работами по будущему Бурану, тема 19 фигурирует в планах вплоть до 1978 года, года кончины Владимира Михайловича.
В соответствии с решением ВПК СМ СССР N°133 от 25.05.76 г. в 1977 году под руководством В.М. Мясищева выпущен межотраслевой аналитический отчет по многоразовой космической системе на базе ВКС М-19.

Работы по теме 19-1 предполагали использование уже существующего самолета и установки на нем опытного двигателя с криогенным топливом. Основная задача – создание бака для жидкого водорода и поддержание в нем запредельного, для существующих технологий отрицательного температурного режима.

В качестве летающей платформы Владимир Михайлович выбирает Ил-76 и разрабатывает проект установки на нем экспериментального двигателя конструкции А.А. Люлька. Разрабатываются обоснованные предложения по созданию нового бортового и наземного оборудования, способного обеспечить эксплуатацию самолета с водородным двигателем. Все идет хорошо. Но опять возникает «но». Все начатые разработки приходится передать в ОКБ А.Н. Туполева. Там этот эксперимент будет успешно завершен пилотом фирмы Владимиром Севанькаевым на самолете Ту-154.

(Имеется в виду самолет Ту-155, совершивший свой первый полет на ждиком водороде 15 апреля 1988).

Из всего этого следует, что проект ВКС Ту-2000 был основан на проектных работах по «Гурколету»?

Вадим Лукашевич

ЦитироватьКое-что есть в «Иллюстрированной нциклопедии самолетов ЭМЗ им. В.М. Мясищева», том 3, часть 1  (1999 г.) на стр. 28-34. Любопытно, что о Гурко там нет ни слова, вся слава достается Мясищеву
Ну, Барт, для нашей космонавтики это совершенно привычное дело! Взять хотя бы историю создания первого "Салюта" из челомеевского задела по "Алмазу"! Вот они, прелести плановой экономики!
Кстати, Барт, посмотри картинку www.buran.ru/images/gif/ok120-92.gif
на странице www.buran.ru/htm/history.htm
3D-модель ОК-92 будет готова через две недели. Тогда я и возьмусь за его подробное описание

SpaceR

Из темы "Новости www.buran.ru" :
Цитировать
Цитироватьиллюстрации на основе промежуточной работы Андрея Маханько ...
Вау, ГУРКОЛЁТ  :!:    :o

Однако, не ожидал, что он настолько огромный...

SpaceR

ЦитироватьКонечно, размеры впечатляют :!:
Какие размеры и массу должен был иметь аппарат МГ-19 (Мясищев-Гурко, М-19, "гурколет") :?:
В грузовом отсеке виден модуль для орбитальной станции. Какая масса полезной нагрузки предполагалась у МГ-19  :?:
Интересно было бы "поставить" рядом МГ-19 и английский "Hotol".

SpaceR

ЦитироватьПроэктная до 40 тонн. Размеры, массы, ширину колеи  и т.д. можно посмотреть тут:
http://www.testpilots.ru/tp/russia/myasishchev/m/19/index.htm;
http://www.testpilots.ru/tp/russia/myasishchev/m/19/m19_1.htm

P.S. На рисунке отсутствуют блоки кормовых и носовых ДУ малой тяги.

Хм, если стартовая 500т, конструкция+ПГ 165 т, водорода 220т, то где же остальное?  :roll:

m-s Gelezniak

Реакторное топиво в массу конструкции не входит, плюс заправка  ДУ орбитального маневрирования и ориентации.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Братушка

http://www.testpilots.ru/tp/russia/myasishchev/m/19/m19_1.htm
"Тип внешней теплозащиты определялся условиями полета аппарата в атмосфере, его аэродинамической формой и т. д. Как показывали расчеты, максимальная температура на передних кромках корпуса, крыла и оперения могла достигать 19200°К.
    С учетом температурного «портрета» аппарата в разных местах его конструкции предполагалось использование различных теплоизолирующих материалов.
    В наиболее теплонагруженных местах предполагалось использовать материал на основе углерода с противоокислительным покрытием, состоящим из углеродных волокон и матрицы из того же материала с покрытием из карбида кремния.
    Верхняя поверхность корпуса, нагреваемая до 5900°К, должна была защищаться плитками ~500x500 мм высокотемпературной многоразовой изоляции, состоящей из волокон чистого плавленого кварца.
    Наружная поверхность плиток защищалась плавленым боросиликатным покрытием, обеспечивающим необходимое соотношение между количеством поглощаемого и испускаемого излучения. Для менее нагреваемых частей корпуса предполагалось использование низкотемпературной многоразовой теплоизоляции в виде аналогичных плиток, отличающихся только типом покрытия и их толщиной. "
----------------------------------------
Я представляю себе межполетное обслуживание этого монстра.Это же целый гектар плиток... :) Ну и реактор тоже добавил бы "экзотики"... :?
Жизнь человека коротка - но мало не покажется..

m-s Gelezniak

Менее 3000 м2 на Буране около 1000.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Fakir

Цитироватьhttp://www.testpilots.ru/tp/russia/myasishchev/m/19/m19_1.htm
"Тип внешней теплозащиты определялся условиями полета аппарата в атмосфере, его аэродинамической формой и т. д. Как показывали расчеты, максимальная температура на передних кромках корпуса, крыла и оперения могла достигать 19200°К.
    С учетом температурного «портрета» аппарата в разных местах его конструкции предполагалось использование различных теплоизолирующих материалов.
    В наиболее теплонагруженных местах предполагалось использовать материал на основе углерода с противоокислительным покрытием, состоящим из углеродных волокон и матрицы из того же материала с покрытием из карбида кремния.
    Верхняя поверхность корпуса, нагреваемая до 5900°К,

Откуда ЭТО?! По температурам?!!  :shock:

fagot

Сначала где-то значок градуса Цельсия превратился в лишний ноль. :)

dan14444

А как ЭТО светиться-то будет! Загар для заполярья!  :lol:

Вадим Лукашевич

Мы закончили "новую" компоновку МГ-19. Фактически теперь у нас есть две компоновки в 3D - общеизвестная, которая на самом деле сильно неправильная, и "новая", которая по нашему мнению наиболее соответствует истине. Сейчас дальше этим заниматься нет времени, но если хотите, могу выложить небольшие скриншоты.

Lin

Очень хотим  :roll:
"Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса."

Вадим Лукашевич

Мы внесли достаточно серьезные изменения, позволившие закомпоновать все моменты, упоминаемые в описательной части проекта. Ну и заодно добавили ему пару стоек шасси - проектировать пятисоттонный пепелац на трехстоечном шасси - это было несерьезно!

Fakir

А почему небольшие?!  :lol:

Вадим Лукашевич

ЦитироватьА почему небольшие?!  :lol:
Иначе китайцы его построят.

dan14444

Что-то мне подсказывает, что если они заинтересуются таким проектом (гм...) - им будет проще нанять авторов, чем заморачиваться с работой по картинкам с форума :).