Страницы: 1 2 След.
RSS
Юпитер,Сатурн и Солнце в космической программе СССР
 
Подобная тема уже поднималась.
Но теперь у меня появилась возможность показать сканы документов.
А вот полный архив с документом.
*к сожалению, больше недоступен*
Кто возьмется распознать ? ;)
"Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса."
 
Замечательно!
Жаль, что у меня не очень быстрая связь и мало времению Но если никто не возьмётся, я согласен бы.
 
Very interesting document!
Thank you!!
Does anybody have anything about Soviet Mercury probe projects like this
http://www.russianspaceweb.com/spacecraft_planetary_plans.html ?
 
Цитата

А вот полный архив с документом.

Кто возьмется распознать ? ;)
А зачем? Для печати в НК? Там столько формул, что надо заново весь отчет набирать. Или только выбрать описательные главы?
 
действительно
распознавать напряжно, качать и читать 48 картинок неудобно и лень. Поэтому большая просьба просто сохранить все картинки в 1 файл экономичного формата типа djvu. у него даже при 10 кб на страницу более чем читабельный вид и займет меньше чем в pdf'e
 
Оба отчета я загнал в PDF, если кому интересно - вышлю. Размеры - проект ЮС - 4,2 Мб, проект Циолковский - 2 Мб.

20 первых страниц первого отчета (проект ЮС) - практически без формул, сегодня-завтра переведу в Ворд. Приложения, думаю, переводить не буду, там в MathType сплошняком формулы надо набирать.  Работа на любителя и для студентов.

Второй отчет - сделаю чуть позже. Куда присылать результат?
 
Документ интересный. Формулы - это ерунда. Но разрешение слишком мало. Распознавалка наделает много ошибок, почти то же, что и переписать вручную. Даже после обработки. И зачем они цветные?
Однако у djvu свои минусы. Так что пока не знаю...

VK - Если в pdf то же, что выложено, то зачем? Картинки без проблем качаются. Но надо ж подумать, как и куда выложить. У меня-то можно выложить (про формат решим)?
 
Можно попробовать, если на мыло скинете. А формулы оставить в графике.
 
Ну, что...
Все сказаное Сергеем подтверждаю. Разрешение слишком мало. Предварительная обработка джепегов улучшает ситуацию, но не сильно. :(
Конечно, не совсем перепись вручную, но...
Сильно осложняет дело то, что часть ошибок при проверке распознавалка не считает ошибками.
 
Цитата
Второй отчет - сделаю чуть позже. Куда присылать результат?
киньте их на rapidshare пжлста
 
а впрочем не надо. я тут сам скачал, по-быстрому конвертнул в дежавюку средней поганости. Ничего изумительного в этих отчетах нет, и оно того не стоит - мегабайтами качать jpg-и.

djvu для ознакомления :
Про Юпитер и Сатурн (300 кБ)
Про Циолковского (120 кБ)
 
Унифицированный автоматический космический аппарат для проведения исследований дальних планет Солнечной системы, межпланетного пространства и Солнца (проект "Циолковский")

В.М.Ковтуненко, Р.С.Кремнев, Н.А.Морозов, О.В.Папков, Г.Н.Роговекий, Б.Д.Яковлев

В период 1967 ...1985 годов автоматические космические аппа-раты САКА) "Венера -4...16",  "Вега -1,2" провели комплекс иссле-дований планеты Венера и пространства Солнечной системы, которое заключено между орбитами планет Земли и Венеры. Полеты космичес-ких аппаратов "Викинг -1,2" внесли значительный вклад в исследо-вания планеты Марс и Солнечного пространства, расположенного меж-ду орбитами планет Земли и Марса. Проведены многосторонние иссле-дования межпланетного пространства другими АКА, такими как "Маринер", "Пионер", "Марс"; осуществлены полеты к дальним планетам Солнечной системы. Станции "Пионер -10,11" и "Вояджер -1,2" про-вели уникальные исследования планет Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон и, удаленного от Солнца, межпланетного пространства. Станция "Пионер -10" вышла за известные пределы Солнечной систе-мы, определенные орбитами планет. Время активного существования станции "Пионер -10" составило более 17 лет.

Проводимые исследования Солнечной системы подняли интерес к непосредственному изучению Солнца и околосолнечного пространства - солнечной короне. Причины кроются в том, что Солнце является самой близкой звездой и, в настоящее время, недостаточно изучено, хотя солнечная энергия является основным источником всех естествен-ных явлений на Земле. Внутренние слои Солнца представляют собой уникальную лабораторию для физиков. Кроме того, Солнце, по всей видимости, владеет секретом химического состава Вселенной.

В 80-е годы началось изучение Солнца с помощью современных космических аппаратов. Спутник "Скайлеб" в 1973 году произвел пе-реворот в физике Солнца. Установленные на нем телескопы с различ-ными диапазонами длин волн дали уникальные результаты о спектре солнечного излучения. Большой вклад в исследование Солнца внесли космические аппараты "Прогноз", IMP, 0C0.

В настоящее время проведены оценки возможности создания АКА для исследования Солнца, который мог бы осуществлять полеты в непосредственной близости от поверхности Солнца - в солнечной ко-роне. Такой аппарат должен включать в свой состав средства защиты научных приборов и служебных систем от воздействия мощного теплового излучения.

Продолжают ставиться учеными также задачи, связанные с даль-нейшим продолжением исследований дальних планет Солнечной системы.

Большое количество ставящихся научных задач вызывает необхо-димость подробного изучения вопросов по созданию АКА, обладающего конструктивной универсальностью. Такое обстоятельство позволило бы уменьшить суммарные финансовые затрата на проведение исследо-ваний Солнечного пространства.
Автоматический космический аппарат для таких целей должен удовлетворять сложному комплексу технических требований, обладать высокой надежностью и большим ресурсом работы до 10 и более лет. Значительные удаления АКА от Земли, достигающие более 6 млрд. км, приводят к необходимости поддерживать его работоспособность в условиях автономного управления, при этом система энергоснабжения должна работать на принципах, не связанных с использованием сол-нечного излучения энергии.

На космических аппаратах "Пионер -10,11", "Вояджер -1,2" уже применены бортовые системы, обеспечивающие работу АКА в условиях значительных удалений от Солнца. Для этой цели использованы ра-диоизотопные генераторы тока на основе Pu238.

Однако, в случав приближения АКА к Солнцу, потребуется реше-ние дополнительных задач, обеспечивающих работоспособность системы энергообеспечения в условиях максимального солнечного воздей-ствия. Данную проблему можно разрешить, если для пролета около Солнца использовать специальный автономный зонд с химическими источниками питания, транспортировку его производить с помощью траекторного блока с изотопными источниками питания. Разделение солнечного зонда и траекторного блока производить на расстояниях от Солнца, приемлемых для функционирования траекторного блока с изотопными источниками питания.

Важным фактором, влияющим на конструктивный облик АКА, являет-ся необходимость устанавливать на нем, в зависимости от назначения, различные по своему составу комплексы научной полезной нагрузки. Это обстоятельство приводит к необходимости организовывать на АКА стыковочную платформу, на которую можно было бы устанавли-вать либо специальные зонды (солнечный, атмосферный и т.д.), либо научные приборы (телескопы, плазменные и магнитные измерители, и т.д.).

Общая масса АКА должна позволять использовать с целью его выведения, недорогие относительно, разгонные средства, которые обладают достаточной степенью надежности.

Рассмотрение баллистических задач показывает на то обстоя-тельство, что выведение АКА на траектории полета к Солнцу требует больших энергетических затрат со стороны РН и их разгонных блоков, чем для достижения дальних планет Солнечной системы. Стремление сократить время перелета к заданному объекту исследования приводит я еще большему росту энергетических затрат.

Из различных схем перелета представляют большой интерес, для полетов унифицированного АКА, траектории, в которых происходит пертур-бационный маневр в поле тяготения Юпитера. Большой гравитационный потенциал Юпитера позволяет менять вектор скорости АКА требуемым образом и обеспечивать, в последующем, полет АКА либо к другим дальним планетам и вылет АКА из Солнечной системы, либо полет к Солнцу с пролетом у Солнца на близких, от его поверхности, расстоя-ниях.

Наиболее проста, при реализации, схема полета, приведенная на рис. 1.

По этой схеме выведение АКА осуществляется сначала на около-земную опорную орбиту с помощью ракеты-носителя (РН). Затем предла-гается осуществить двухкратный доразгон АКА. В этой задаче рассмат-ривалась возможность использовать РН класса "Протон", который позволяет вывести на опорную орбиту массу более 20000 кг. Первый разгон с опорной орбиты осуществляется четвертой ступенью РН - разгонным блоком. Для второго доразгона использована автономная двигательная установка (АДУ) - КА "Фобос" с рабочим запасом топ-лива 3100 кг.

Такая схема доразгона позволяет направить в сторону Юпитера АКА массой 900...2100 кг, в зависимости от величины вектора ско-рости АКА в точке встречи с Юпитером. Для полетов к Солнцу масса АКА может составить от 900...1200 кг в зависимости от времени старта, выбираемого наклонения i траектории полета АДА около Солнца и величины минимального расстояния пролета Rл. Схема полета к Солнцу приведена на рис.2.

В первых полетах АКА к Солнцу, с целью начала изучения солнеч-ной короны, наибольший интерес могут представить траектории, про-ходящие над полюсами и, безусловно, вблизи от поверхности Солнца. Однако тепловые проблемы и трудности обеспечения радиосвязи огра-ничивают траекторию пролета в части близкого пролета около Солнца. Эти же обстоятельства и определяют, в основном, технические слож-ности создания солнечного зонда и научной аппаратуры для него. Поэтому для первой экспедиции предлагается пролет осуществить - 4 млн. км от поверхности Солнца.

На рис.3 приведена схема солнечного зонда, предлагаемая для первого запуска. Масса такого зонда составит менее 460 кг (из них 60 кг научной аппаратуры). В процессе пролета Солнца зонд ориен-тируется антенной на Землю.  Стабилизация зонда около данного направ-ления обеспечивается вращением с угловой скоростью w = 1 об/с. Для доставки солнечного зонда используется траекторный блок, масса которого составляет не более 740 кг (40 кг научной аппарату-ры).  Отделение солнечного зонда от траекторного блока осуществля-ется за - 10 суток до пролета Солнца. Схема траекторного блока при-ведена на рис. 4.

Двухзеркальная параболическая антенна диаметром около 3200 ни является одновременно элементом конструкции, на котором в перифе-рийной зоне размещаются радиоизотопные термоэлектрические генера-торы тока, штанги с блоками реактивных двигателей стабилизации и коррекции, датчики ориентации. Одновременно антенна является осно-ванием приборного контейнера и тепловым радиатором аппарата. В при-борном контейнере конической формы размещается служебная аппарату-ра. В торце приборного контейнера устанавливается универсальная стыковочная платформа. Предлагается рассмотреть два варианта испол-нения стыковочной платформы:
I) стационарной;      2) вращающейся.

С целью решения научных задач на стыковочную платформу возмож-на установка оборудования более 1300 кг.

В зависимости от назначения, на борту АКА могут устанавливаться от двух до шести изотопных термоэлектрических генераторов тока. Электрическая мощность одного изотопного генератора в конце ресур-са работы составит 125 Вт. Работа бортовой аппаратуры траекторного блока унифицированного АКА с минимальным (40 кг) составом научной аппаратура обеспечиваются мощностью не более 250 Вт.

Радиотехнические бортовые средства обеспечат прием на борт ко-манд и передачу на Землю информации на расстояниях АКА от Земли до б млрд. ни   и более. Максимальная скорость передачи научной информации с борта АКА более 100 кбод (в сантиметровом диапазоне длин волн).

Двигательная система коррекции и стабилизации, устанавливаемая на АЛА, обеспечивает необходимые коррекции траектории полета с целью формирования пролета АКА около Юпитера с заданными точностя-ми и с целью дальнейшего функционирования АКА. Минимальное коли-чество баков с топливом, устанавливаемых на АКА, четыре (по 50 кг гидразина в каждом). Конструкция унифицированного АКА позволяет, при необходимости, производить установку баков с топливом, с общим запасом гидразина 600 кг.

Со стороны рабочей поверхности параболической двухзеркальной антенны за опорный шпангоут крепится автономная двигательная уста-новка - АДУ, которая обеспечивает разгон АКА у Земли. После завер-шения разгона производится отделение АДУ от АКА.

Система ориентации и стабилизации с точностью 5'...20' ориентирует антенну АКА на Землю. Точность ориентации научной аппарату-ры планируется обеспечить в пределах 10" до 1'.

На рис. 5 приведена компоновочная   схема унифицированного ав-томатического космического аппарата в сборе в варианте для полета к Солнцу с установленным на универсальной стыковочной платформе солнечным зондом. На рис. 6, 7, 8 приведены его основные характеристики и показаны моменты полета в области Юпитера и Солнца.

Как видно из приведенных материалов, АКА состоит из модулей, что позволяет без значительных затрат модифицировать его различные научные задачи.

С целью создания подобных конструкций, в настоящее время ведутся подробные изучения и исследования.
 
Ну-с, все все прочитали, можно и поговорить.

Первый отчет - понятно. МНС из ИКИ провел расчеты, видимо, выполняя плановую работу. Показал, как лучше лететь к Солнцу, как сесть на Титан и на Ио. Отчет был утвержден, сдан в архив, получил все номера и лег на полку.

Второй материал более интересен, поскольку ближе к практике, к реальности, так сказать. Только вот похоже, имхо, что это доклад для какой-то конференции. Хорошо бы Владимир прокомментировал, кто такие соавторы? Я, кроме Ковтуненко, никого не знаю.

Теперь по сути доклада. Доклад называется "Проект "Циолковский"", а в тексте про это название - ни гугу. Текст прекрасно скоррелирован с плакатами, но на плакатах написано название "ЮС"!

Может ли это означать, что тема называлась "Циолковский", а КА решили назвать по-другому? Или так было с самого начала, и если бы оно состоялось, то полетела бы АМС "Циолковский-1" с заводским обозначением ЮС-92 №хх1? По типу "Марс-7" - он же М-73П, №51?

Какие есть мнения?
 
Цитата
Ну-с, все все прочитали, можно и поговорить.

Первый отчет - понятно. МНС из ИКИ провел расчеты, видимо, выполняя плановую работу. Показал, как лучше лететь к Солнцу, как сесть на Титан и на Ио. Отчет был утвержден, сдан в архив, получил все номера и лег на полку.

Второй материал более интересен, поскольку ближе к практике, к реальности, так сказать. Только вот похоже, имхо, что это доклад для какой-то конференции. Хорошо бы Владимир прокомментировал, кто такие соавторы? Я, кроме Ковтуненко, никого не знаю.

Теперь по сути доклада. Доклад называется "Проект "Циолковский"", а в тексте про это название - ни гугу. Текст прекрасно скоррелирован с плакатами, но на плакатах написано название "ЮС"!

Может ли это означать, что тема называлась "Циолковский", а КА решили назвать по-другому? Или так было с самого начала, и если бы оно состоялось, то полетела бы АМС "Циолковский-1" с заводским обозначением ЮС-92 №хх1? По типу "Марс-7" - он же М-73П, №51?

Какие есть мнения?
Я уже частично отвечал на этот вопрос в другом топике http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=4232. Еще раз повторюсь, что картинки взяты из итогового научно-технического отчета по НИР 361-8604 «Корона», выпущенного в НПО им. Лавочкина в конце 1988 года. Название отчета «Выбор направлений исследования Солнца и околосолнечного пространства в 1990-х годах и определение проектного облика космического аппарата». Этим отчетом все и закончилось, поскольку на дальнейшие работы денег не выделили. Тем не менее, предпринимались попытки продвинуть этот проект, присвоив ему имя «Циолковский». Кстати, можете обратить внимание, что слова (проект «Циолковский») явно впечатаны позже.
Хочу также напомнить, что в конце того же 1988 года была принята Государственная научно-техническая программа «Марс», поэтому все другие планетные проекты оказались задвинуты на задний план, а по «Циолковскому» не было даже выпущено техпредложений.
Между прочим, в журнале «Наука в СССР» №1 за 1990 год кратко изложено содержание этого проекта http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/nauka-v-ussr/1990/zond.html.
Теперь по поводу фамилий. Все они достаточно хорошо известны, и не только узкому кругу посвященных.
В.М. Ковтуненко – генеральный конструктор НПО им. Лавочкина
Р.С. Кремнев – зам. Генерального конструктора, руководитель комплекса, разрабатывавшего все КА научного назначения.
Г.Н. Роговский – первый заместитель Кремнева. В его ведении были все проектные вопросы.
О.В. Папков – начальник отдела баллистиков.
Н.А. Морозов – ведущий конструктор по теме «Солнечный зонд».
Б.Д. Яковлев – проектант.
 
Интересно, а этот http://scifiart.narod.ru/Another/8/Picts/8-308.jpg рисунок имеет под собой хоть что-то, кроме фантазии?
Земля слишком маленькая и хрупкая корзина, чтобы человечество держало в ней все свои яйца.  
Роберт Энсон Хайнлайн.
 
Спасибо, Владимир!

Цитата
Теперь по поводу фамилий. Все они достаточно хорошо известны, и не только узкому кругу посвященных.
К сожалению (или стыду) мне эти фамилии не были знакомы, когда я работал на Энергии. А потом и тем более. Спасибо!
 
Цитата
Интересно, а этот http://scifiart.narod.ru/Another/8/Picts/8-308.jpg рисунок имеет под собой хоть что-то, кроме фантазии?
Действительно, эта картина Соколова представляет собой плод воображения самого художника. Ни в одном из документов я такого аппарата не видел. А потом, если присмотреться, можно заметить, что этот якобы "юпитерианский" аппарат представлят собой слегка переделанный "Марс-71". Разница только в наличии РИТЭГов и сеточной остронаправленной антенны. Может быть кто-то и подсказал ему такую идею, но подобная компоновка нигде не встречалась. Хотя, возможно, и были такие проработки, но за это я поручиться не могу, поскольку только малая часть различных проработок оседает в архивах. Да и то только те, которые послужили основой для дальнейшей разработки.
Кстати говоря, у Соколова есть еще картина с аппаратом для исследования Фобоса, но опять же на базе АМС "Марс-71". Так что можно предположить, что он просто, чтобы голову не ломать над компоновкой, брал известный рисунок того же "Марса-3" и помещал его на фоне Юпитера, Фобоса и т.п..
 
Согласитесь, что он имел повод представлять придуманные зонды на шасси М-71.
Потому что это шасси долго использовалось СССР и даже РФ как для Венер и Вег, так и для разных телескопов до 90х годов.

А рисунок этот меня интриговал тем, что похож на реальный проект зонда для Юпитера на шасси М71.
Вполне может быть, что во времена Афанасьева в КБ Бабакина могли вести эскизное проектирование подобного зонда.
Ведь марсочерпалка проектировалась под двухпусковую (2 Протона, после облома с Н1) схему.
А такой же схемой можно и М-71 к Юпитеру запустить.

Вообщем, интересно мне!
:roll:
Земля слишком маленькая и хрупкая корзина, чтобы человечество держало в ней все свои яйца.  
Роберт Энсон Хайнлайн.
 
Цитата
Согласитесь, что он имел повод представлять придуманные зонды на шасси М-71.
Потому что это шасси долго использовалось СССР и даже РФ как для Венер и Вег, так и для разных телескопов до 90х годов.

А рисунок этот меня интриговал тем, что похож на реальный проект зонда для Юпитера на шасси М71.
Вполне может быть, что во времена Афанасьева в КБ Бабакина могли вести эскизное проектирование подобного зонда.
Ведь марсочерпалка проектировалась под двухпусковую (2 Протона, после облома с Н1) схему.
А такой же схемой можно и М-71 к Юпитеру запустить.

Вообщем, интересно мне!
:roll:

Требовать от Леонова и Соколова технических реалий ... :shock:  Акститесь. Алексей Архипыч конечно кое что слышал, но позволяли ему выставляться конечно как человеку связанному с космосом, но который выдать наши великие секреты даже при желании не сможет.

Объявление: Для работы в первом отделе требуется слепоглухонемая машинистка.  :D
Дурят нашего брата, дурят ...
 
Ну, многие его рисунки имеют "железную" основу.
Например СА Марса-3 на дюнах.
Земля слишком маленькая и хрупкая корзина, чтобы человечество держало в ней все свои яйца.  
Роберт Энсон Хайнлайн.
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1)
Журнал Новости Форум Фото