Ещё раз о суборбитальном туризме

Автор avmich, 02.12.2005 08:19:54

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

avmich

Суборбитальные туристические полёты - тема сейчас весьма популярная. Давайте обсудим ещё вот какой вариант.

С момента возглавления РККЭ Н.Н.Севастьянов заявлял, что приоритетом должно быть промышленное использование космических технологий. В качестве примера приводились коммерческие спутники связи, орбитальный космотуризм, в том числе проект облёта Луны. Однако в дополнение к этому у РКК Энергия есть возможность предложить и суборбитальные туристические полёты.

Одной из самых важных частей суборбитального туристического аппарата является кабина для пассажиров. Это - ответственный и дорогой компонент всей системы, к тому же он обязан в себе интегрировать ряд сложных систем. Разработка его технически сложна и до недавнего времени только космические предприятия делали такие кабины. В этом состоит определённое преимущество космофирм. Что конкретно может использовать РККЭ в качестве такой кабины? У РККЭ есть отработанная технология производства СА Союз. Разрабатывать кабину на базе СА Союз почти не нужно. Однако эта капсула имеет недостатки, мешающие её использованию. Во-первых, она разрабатывалась одноразовой - что может поставить крест на экономической целесообразности такой системы. Во-вторых, СА Союза достаточно мала - всего на троих людей, при этом в достаточно стеснённых условиях. Капсулы Востока или Восхода подходят ещё меньше по этим же и другим причинам. Вроде бы мы перечислили все пилотируемые капсулы, разрабатывавшиеся РККЭ? Не будем же Буран восстанавливать для суборбитальных полётов.

Однако сейчас в РККЭ ведутся разработки КК Клипер. Его возвращаемый аппарат разрабатывается для многоразового применения, при этом он гораздо просторнее даже для 6 человек внутри, что уже упрощает достижение окупаемости. Плюсом является то, что разработки ведутся достаточно давно и проработано уже достаточно много деталей. Кроме того, Клипер разрабатывается в любом случае - для орбитальных полётов. Если ВА Клипера использовать как суборбитальную капсулу, то дополнительные средства на техническую разработку капсулы помогут также в разработке орбитального варианта - и наоборот, поэтому дополнительная стоимость разработки может быть сделана сравнительно небольшой. Меньшей, во всяком случае, чем если кабину разрабатывать с нуля.


avmich

ВА Клипера предполагается поднимать вертикально, как и орбитальный Клипер. При этом силовые нагрузки можно рассчитывать иметь схожими с орбитальным стартом. САС тоже может быть взята без изменений. Профиль аэродинамических нагрузок будет похож на таковой для орбитального Клипера. Поэтому разработки по силовым нагрузкам при старте и при срабатывании САС применимы к суборбитальному варианту так же, как и к орбитальному Клиперу.

При посадке суборбитальной капсулы Клипера в определённый момент траектории скорость и высоту полёта можно также иметь равными скорости и высоте Клипера при возвращении с орбиты. Поэтому орбитальный Клипер может использовать результаты разработок по посадке при суборбитальном полёте - и наоборот, часть разработок по орбитальному варианту в части посадки применима к суборбитальному Клиперу. Посадка обоих вариантов может быть идентична.

Таким образом, при достаточно небольших дополнительных вложениях в дополнение к вложениям в проект орбитального КК Клипер можно попробовать разработать суборбитальную кабину, обладающую свойством многоразовости, на современном уровне пилотируемых космических технологий. Глубокое сходство орбитального и суборбитального кораблей может быть с успехом использовано в маркетинге - далеко не каждый суборбитальный аппарат может похвастаться тем, что он "такой же, как настоящий" космический корабль.

Часть систем, разрабатываемых для орбитального Клипера, не понадобятся в суборбитальном варианте. Это значит, что разработать суборбитальную капсулу можно быстрее, чем орбитальную. ВА орбитального Клипера весит около 8800 кг, часть из которых - системы, нужные только для орбитального полёта. Как поднять такую капсулу на высоту хотя бы 100 км, часто считающуюся космосом для суборбитальных полётов?

РККЭ могла бы подойти к этому вопросу вот как. Среди продукции этой фирмы почётное место занимают разгонные блоки, работающие на керосин-кислородном топливе - семейство блоков Д. Разгонные блоки имеют по одному двигателю семейства РД-58, развивающему тягу примерно 8,5 тонн. Заправленная масса блока - ориентировочно 20 тонн, без ПН. Запускаемый на орбите, разгонный блок имеет тяговооружённость гораздо меньше 1, это одна из причин, почему он не может взлетать с Земли.


avmich

Однако, если бы на блоке Д был бы не один, а, например, три двигателя РД-58, то их суммарной тяги хватило бы на подъём самого РБ - тяга в 25 тонн превысила бы стартовую массу. Для того, чтобы поднять ПН массой в 8,8 тонн, потребуется, конечно, больше трёх двигателей.

Если бы модификация по установке нескольких ЖРД на блок Д была бы возможна, хватит ли топлива для забрасывания 8,8-тонной капсулы Клипера на высоту 100 км? Заметим, что такой разгонник должен быть многоразовым, из соображений экономичности. Капсула Клипера возвращается на Землю отдельно, поэтому блок Д должен будет иметь свою систему возвращения - вероятнее всего, парашютную.

Посмотрим на баллистические параметры системы. Последняя модификация РБ ДМ - блок 11С861-03 - весит сухим 3,43 тонны, при этом заправляемая масса топлива может составлять 18,7 тонн - то есть, общая стартовая масса РБ достигает 22,13 тонн. Масса двигателя РД-58 - 300 кг. Если в дополнение к имеющемуся двигателю поставить ещё 5 - общее число двигателей окажется 6 - то масса блока должна вырасти минимум на 1500 кг, до примерно 5 тонн. Добавим ещё 1500 кг на дополнительные системы - понадобится передать тягу двигателей на разгонный блок, увеличить трубопроводы, поставить парашютную систему и т.д. Сухая масса вместе с ПН оказывается равной 15,3 тонн, тяга 6 двигателей в вакууме - 51 тонна, на земле - примерно 42 тонны. Из разницы в 26,7 тонны для топлива оставим 18,5 тонн. Тогда стартовая масса - 33,8 тонны, масса топлива 18,5 тонн, сухая масса - 15,3 тонны. РД-58 имеет УИ примерно 350 с в вакууме; будем считать его УИ у Земли равным примерно 290 с. По формуле Циолковского получается ХС в невесомости 2250 м/с. Расход топлива у одного РД-58 - примерно 24 кг/с; у 6 - примерно 145 кг/с, 18,7 тонн топлива исчерпается за 129 с. За это время ракетная система наберёт, с учётом сопротивления атмосферы, примерно 50 км высоты, при этом перегрузки не превышают 3 g; гравитационные потери составят примерно 1200 м/с, значит, оставшаяся скорость будет примерно 1000 м/с. Этого хватит для поднятия ещё минимум на 50 километров. Получается, можно долететь до 100 км высоты. Заметим, что везде взяты консервативные оценки; если, например, считать, что капсула окажется легче - ведь её не надо, например, нести СЖО на несколько суток полёта - то высоту подъёма можно увеличить. То же касается увеличения массы РБ.

Насколько сложно такое изменение блока Д? Баки можно оставить существующими, но это относительно простая часть. Силовой набор блока Д рассчитан на выведение блока на РН Протон, поэтому трёхкратные перегрузки он выдерживает. Компоновка РБ ДМ такова, что ЖРД установлен в центре тороидального бака топлива. Шесть двигателей, понятно, туда не поместятся - их можно расположить по окружности, при этом нагрузки на систему оказываются равномерно распределёнными. Сами двигатели имеют большую историю - в том числе в качестве рулевых камер на ракете Н-1; таким образом, у РККЭ есть модификация РД-58, предназначенная для работы в атмосфере.


avmich

Преимущество такого подхода - в том, что РККЭ не требуются подрядчики для ключевых частей проекта, а значит, упрощается взаимодействие между различными отделами. Опыт модификаций блока Д весьма значительный - на его базе, например, была создана ОДУ Бурана. Вся система может использоваться для полётов в Подмосковье, скажем, на полигоне в Жуковском, недалеко от центра разработки и Москвы как центра сбора и отдыха туристов.

X

ЦитироватьПреимущество такого подхода - в том, что РККЭ не требуются подрядчики для ключевых частей проекта, а значит, упрощается взаимодействие между различными отделами. Опыт модификаций блока Д весьма значительный - на его базе, например, была создана ОДУ Бурана. Вся система может использоваться для полётов в Подмосковье, скажем, на полигоне в Жуковском, недалеко от центра разработки и Москвы как центра сбора и отдыха туристов.

Ай да avmich! Ай да сукин сын! Ай да молодец! (А.С. Пушкин).

Единственное, что не нравится, точнее не понятно или неубедительно – модификация ДМ для запуска.

Когда Клипер объявили, мысль использовать его ВА или производную от него для суборбитальных полетов посетила меня.
Но как его запускать? Как Космополис самолетом и ракетным ускорителем? И куда? Жалко J такой ВА на 3-5 минут невесомости ... Может из Плесецка/Байконура на Камчатку по отлаженному J маршруту – но это только ракетой, зато невесомости минут 15 ... Ну и билет подороже соответственно.

Какой ракетой? У Союз-У оторвать две Боковушки J ? Или снять 3-ю ступень – ведь такая из двух ступеней запускала первый спутник в 1957.
А может один из вариантов Воздушного старта подойдет?

Так или иначе, но идея использовать ВА Клипера или скорее его модификацию для суборбитальных полетов напрашивается.

Понятно, почему Боинг и другие крупные аэрокосмические фирмы игнорируют суборбитальный туризм – на фоне их основных бизнесов это мизер.

Но почему наши фирмы с их небольшими оборотами упускают этот шанс?
Для них это не мизер.
Я этой осенью в одной из веток про турполеты вокруг Луны писал, что РККЭ следовало бы создать СП (типа Газкома) с одной из финансово-промышленных групп для коммерческих пилотируемых проектов. Одним из 4-х направлений мог быть суборбитальный туризм.

Кстати, после полета Ольсена его "дублер" Костенко, бывший президент Космополиса, обещался через пару месяцев сделать заявление об этом туризме.

hcube

Можно проще. Значительно проще. Нам надо примерно 1 км/c ХС. Это соответствует массе топлива керосин-кислород примерно в 10 тонн, учитывая вес ступени.

Так вот - берем третью ступень Союза, одну третью, без первой и второй, либо Байкал - опять же без второй ступени. И просто ее недозаправляем на вес Клиппера - т.е. примерно на 40%.

Ставим на нее Клиппер и запускаем. И Байкал, и 3-я ступень вытянут даже больше, чем 8.5 тонн Клипера. Раза в два примерно. Полет на Байкале вообще будет чуть ли не орбитальным - с ХС порядка 4 км/с.
Звездной России - Быть!

avmich

Предложение использования (сильно) модифицированного РБ ДМ обусловлено тем, что вся техника проекта в таком случае делается одной фирмой. В таком деле, как коммерческие полёты туристов, это особенно важный фактор. Без этого у проекта гораздо больше шансов погибнуть в процессе перетягивания одеял.

Третья ступень Союза-У -

Stage Number: 2. 1 x Soyuz 11A511U-2 Gross Mass: 25,200 kg. Empty Mass: 2,355 kg. Thrust (vac): 30,400 kgf. Isp: 330 sec. Burn time: 250 sec. Diameter: 2.66 m. Span: 2.66 m. Length: 6.74 m. Propellants: Lox/Kerosene No Engines: 1. RD-0110 Status: In Production.

- не подойдёт по нескольким причинам. Во-первых, у неё мала тяга. Чтобы ступень была многоразовой, её придётся утяжелить - парашютной системой. Вытянуть 12 тонн ПН (это Клипер плюс сузая ступень) на ХС 2200 м/с - понадобится примерно столько же топлива при УИ 3000 м/с. А стартовую массу 24 тонны движок уже не поднимет практически. Кроме того, РД-0110 такого УИ - 3000 м/с - у Земли не даёт. Во-вторых, этот двигатель вообще не предназначен для работы у Земли. Модифицировать его - это работа с Воронежем, да и само использование, что тоже плохо по вышеуказанным причинам.

Что такое Байкал - вообще непонятно. Он хоть раз летал? :) Предлагаемые модификации РБ ДМ все основаны на летавшем железе.

hcube

Ладно, а как насчет второй ступени Зенита? 90 тонн тяги ее движка как, хватит? ;-)

И возражение по поводу изготовления не на Энергии - не принимается. Если Энергии надо будет, они на базе третьей ступени Союза сделают уменьшенный вариант и буду его сами делать - заказать на Энергомаше двигатель им даже проще чем Воронежу.

Второй вариант - сделать ступень с реактивной посадкой на ТРД ;-))

Три штуки, с дефлекторами для регулировки тяги и управления по крену, скажем - РД-33. По 5 тонн тяги каждый, грубо говоря, стартовая тяга растет на 15 тонн. 45 тонн на 30 тонн массы, думаю, более чем хватит ;-). Посадка - чисто на тяге ТРД. Думаю, имея дефлекторы, нет проблем развернуть ступень соплами ТРД вперед из любого положения.
Звездной России - Быть!

X

А что, если использовать для разгона такого вот суборбитального Клиперенка подходящий РДТТ, например, первую ступень какой-нибудь МБР?

avmich

90 тонн тяги движка второй ступени Зенита - много. А зачем лишние перегрузки?

Вторая ступень, кроме того, изготавливается не в Энергии. Даже не в России.

Энергия на базе третьей ступени может сделать, что угодно. Но не будет, потому что это невыгодно. Сначала делать ступень, а потом её переделывать - плохо, потому что дорого и неэффективно. Во-первых, ступень делается не в Энергии. Думаете, как будет выглядеть процесс покупки такой ступени? :) Во-вторых, не у Энергии все данные по ступени, и переделывать то, что делаешь не сам... Использовать третью ступень - мысль хорошая, но суборбитальный туризм - это не госбизнес, а работы отдельных, конкурирующих фирм, просто так никто ничего делать не будет и возможность сделать всё в рамках одной фирмы - это плюс, который не надо недооценивать. Можно и по-другому, но гораздо сложнее. Капиталисты, рассматривающие бизнес-планы, которые подразумевают прибыль, такие вещи существенно учитывают.

По той же причине плохо сделать ступень с посадкой на ТРД. Это РКК надо кооперироваться с авиастроителями - в коммерческом проекте. Это не их профиль.

Сделать старт на РДТТ тоже плохо - потому что РКК не делает РДТТ. Есть и специфические дополнительные минусы - например, РДТТ более опасны для пилотируемого (а мы говорим о туристах) полёта. Статистика Шаттлов обратное не доказывает - по крайней мере, многим специалистам.

Конечно, переделка РБ ДМ выглядит несколько неожиданно. Но такое бывало, и не один раз. Есть и атмосферные варианты РД-58, и целое семейство блоков модернизируемой конструкции, и опыт переделки в ОДУ Бурана - и всё это в рамках одной фирмы. Конструкции блоков и движки закупаются в Красноярске и Воронеже и так - окончательную доводку делает сама Энергия, не говоря про разработку. Для такого (денежного) дела РКК может делать блоки целиком и сама.

На самом деле, переработка блока будет проще, быстрее и дешевле, чем доведение капсулы Клипера до лётного состояния. Но капсулу всё равно делать. Возможность использовать её для суборбитальных полётов - это возможность получать дополнительные деньги с Клипера ещё до полного ззавершения его разработки.

hcube

А то что на бак ДМа придется ВТРОЕ больше нагрузки, не смущает? ;-). На самом деле НАСТОЛЬКО переделанный ДМ - это уже и не ДМ получится.

Мое мнение - если мы берем три движка, то надо сделать систему аналогичную первой ступени Н-1. Т.е. круглый бак горючего, тороидальный - окислителя, на и через бак окислителя передается нагрузка от трех движков, расположенных в гондолах вокруг бака горючего. Никакого УВТ на движках - управление осуществляется дроселлированием. По крену - забором из движков газа из газогенераторов.

Но это будетне ДМ - это уж точно.

Потом, почему не нравится посадка на ТРД? Массы это много не сьест, размеренность у нас как раз подходящая... посадка получается МЯГКАЯ. Потом, по сравнению со стоимостью СА Клипера стоимость трех ТРД - непринципиальна, IMHO ;-)
Звездной России - Быть!

Andy_K64

На счет посадки на ТРД, мысль интересная. Только как их запускать будете? Там же надо для запуска воздухозаборник направить по потоку. Или сделать его поворотным? Есть над чем подумать...

avmich

ЦитироватьА то что на бак ДМа придется ВТРОЕ больше нагрузки, не смущает? ;-).

На бак ДМ нагрузки вообще не приходится - у РБ ДМ баки подвесные. Баки как раз не предполагается менять. Вот на силовой набор - да, вместо массы спутника будет 8,8 (или даже меньше) тонн капсулы. Силовой набор придётся усилить, это да. Пересчитать, согласен. Но такие переработки делались уже в истории этого блока.

ЦитироватьНа самом деле НАСТОЛЬКО переделанный ДМ - это уже и не ДМ получится.

Ну, название, конечно, можно и поменять. А дальше - что считать принципиальными изменениями. ОДУ Бурана, например, вмето тороидального бака имела сферический - а тут такой радикальной переделки не предлагается. На ОДУ было 2 двигателя вместо одного - тут тоже предлагается несколько (похоже, хорошее число 6) двигателей.

Существенно изменятся 1) силовой набор 2) трубопроводы 3) система управления. Это не так мало, потому что РБ - не такая сложная вещь. Мы ведь берём уже отработанные двигатели (ещё один плюс РД-58 по сравнению с РД-0110 - в многоразовости), которые уже использовались при старте с земли. Баки тоже остаются теми же. Силовой набор придётся изменить, заново проделав расчёты; это, однако, сделать гораздо проще, например, чем просчитать усилия на корпусе капсулы. Трубопроводы тоже потребуют существенной замены и перерасчётов, но и это штатная задача, попроще многих других при разработке ВА Клипера. СУ делать заново - и это тоже нормальная задача, посильная РКК.

ЦитироватьМое мнение - если мы берем три движка,

По расчётам получается, что на этот РБ лучше поставить 6 двигателей.

Цитироватьто надо сделать систему аналогичную первой ступени Н-1.

В каком-то смысле так и получается.

ЦитироватьТ.е. круглый бак горючего, тороидальный - окислителя

На Н-1 оба бака были сферическими. На РБ ДМ сферический бак - жидкого кислорода, тороидальный - керосина. В последней модификации РБ ДМ бак окислителя уже, кажется, сфера с цилиндрической проставкой.

Цитировать, на и через бак окислителя передается нагрузка от трех движков, расположенных в гондолах вокруг бака горючего.

Нагрузка от шести движков передаётся на кольцевую раму, которую поддерживают фермы, сходящиеся центре тороидального бака горючего, а также фермы, обходящие бак горючего снаружи. Крепление ПН остаётся тем же, бака ЖК и горючего - тоже. Меняется передача усилий от двигателей на силовой набор.

ЦитироватьНикакого УВТ на движках - управление осуществляется дроселлированием. По крену - забором из движков газа из газогенераторов.

Это как будет удобнее разработчикам - тут важнее мнение двигателистов. Заметим, например, что у атмосферного варианта РД-58 будет короче сопло - и диаметр на срезе тоже будет меньше. Значит, длина и поперечные габариты будут меньше, что позволит сделать РБ более компактным.

ЦитироватьПотом, почему не нравится посадка на ТРД? Массы это много не сьест, размеренность у нас как раз подходящая... посадка получается МЯГКАЯ. Потом, по сравнению со стоимостью СА Клипера стоимость трех ТРД - непринципиальна, IMHO ;-)

Масса ТРД заставит, среди прочего, заново размеривать баки, потому что имеющихся не хватит. Вообще, посадка такого блока - тонкий момент. Можно попробовать исползовать сами ЖРД прямо перед посадкой для смягчения. Можно попробовать надувную подушку организовать. Этот вопрос придётся обдумывать, конечно, и решать, что и как лучше.

X

ИМХО, установка avmich'а на использование для суборбитальных полетов ВА Клипера только компонентов пр-ва РКК Энергия не очень продуктивна. Нуна практически по-новой разрабатывать и испытывать разгонный блок, пусть и из уже ранее отработанных узлов и агрегатов. А это время и деньги - хотя понятно, что РКК в деньгах на разработку очень заинтересована. И перспективы у такого вот нового РБ очень сомнительны, т.к. у него будет только упомянутая ниша.
Военные вот не знают, откуда взять деньги на уничтожение МБР СС-24/25 путем подрыва. А что, если использовать эти ступени в созидательных целях - отработка ВА Клипера и его систем посадки, а потом - и для банального зарабатывания денег? Т.с., соединить приятное с полезным. Уж ради этого манагеры Энергии могут немного подсуетится, договориться с МО и закупить партию пусков. Все равно ведь кучу МБРов утилизовать надо. Опять же экономим на спасении бустера. Не вижу минусов, одни плюсы для всех.
Опасность РДТТ для пилотируемых полетов ИМХО надумана.

avmich

ЦитироватьА это время и деньги - хотя понятно, что РКК в деньгах на разработку очень заинтересована.

Вы не поняли, Валди - инвесторы этого проекта не будут заинтересованы ни в каких дополнительных тратах, потому что это уменьшает их прибыль. Ключевым игроком будет РКК - и скорее всего, РКК будет оплачивать по крайней мере значительную часть расходов, поэтому она никак не заинтересована в усложнении работы сверх необходимого.

Другое дело, что эта "практически по-новой" разработка не слишком сложна - есть баки, двигатели и отдел, хорошо с ними знакомый.

ЦитироватьИ перспективы у такого вот нового РБ очень сомнительны, т.к. у него будет только упомянутая ниша.

Это совершенно неважно, так как предполагается, что суборбитальные полёты будут приносить деньги. В этом случае такой РБ становится самоценным - его и не надо для чего-то другого использовать, он уже хорошо работает сам по себе, в данном проекте.

Возможно, не удастся вернуть все или часть денег, потраченных на разработку. Это вопросы, которые нужно тщательно смотреть с экономической стороны, оценивать с точки зрения рынка и т.п. Плюсы тут такие, что требуемые инвестиции невелики (например, РКК будет сложнее сделать аналог КВРБ, чем такой РБ, как здесь описывается - потому что КВРБ был бы гораздо менее известной для РКК платформой), и могут быть использованы вполследствии (потому что РКК - владелец всех или части разработок). Всё это надо считать.

ЦитироватьВоенные вот не знают, откуда взять деньги на уничтожение МБР СС-24/25 путем подрыва. А что, если использовать эти ступени в созидательных целях - отработка ВА Клипера и его систем посадки, а потом - и для банального зарабатывания денег? Т.с., соединить приятное с полезным. Уж ради этого манагеры Энергии могут немного подсуетится, договориться с МО и закупить партию пусков. Все равно ведь кучу МБРов утилизовать надо. Опять же экономим на спасении бустера. Не вижу минусов, одни плюсы для всех.

В НК был проект использования ТТУ для Протона. Почему не получилось? Почему получится здесь?

ЦитироватьОпасность РДТТ для пилотируемых полетов ИМХО надумана.

Так считают многие специалисты. Ключевые - но не единственные - претензии - РДТТ нельзя выключить в случае аварии, и его вместе с зарядом нельзя испытать в работе - он одноразовый (при этом заряд -гораздо более интегральная часть РДТТ, чем топливо - часть ЖРД).

X

Цитировать
ЦитироватьОпасность РДТТ для пилотируемых полетов ИМХО надумана
Так считают многие специалисты. Ключевые - но не единственные - претензии - РДТТ нельзя выключить в случае аварии, и его вместе с зарядом нельзя испытать в работе
А вот создатели Шаттла так не считали, и после Челленджера тоже. Да и новый CEV выводить будут на порохе.
Я, конечно, не в курсе по аварийности МБР на ЖРД и РДТТ, но что-то мне подсказывает, что у последних она намного меньше. Может, ракетчики здесь подтвердят/опровергнут мое мнение с цифрами в руках?
При беспилотной отработке ВА Клипера и его САС "ключевые претензии к РДТТ" не канают, а для последующих пилотируемых суборбитальных полетов отработанную САС надо иметь в любом случае.
МО должен за ликвидацию МБР так и так надо денежки немалые высаживать. Так лучше пустить их на отработку Клипера, чем распылять их в самом прямом смысле при утилизации взрывом.

X

Я уж не говорю о том, чтодалеко небезграничные ресурсы (время и деньги), потраченые РКК на разработку нового бустера, гораздо разумнее направить на разработку самого Клипера. И вообще, "не надо плодить сущностей".

avmich

ЦитироватьЯ уж не говорю о том, чтодалеко небезграничные ресурсы (время и деньги), потраченые РКК на разработку нового бустера, гораздо разумнее направить на разработку самого Клипера. И вообще, "не надо плодить сущностей".

Давайте в этой теме оставим спор о преимуществах и недостатках ЖРД и РДТТ.

На разработку бустера для подъёма суборбитальной капсулы деньги в любом случае понадобятся, так что принципиальной разницы здесь нет. Даже если делать на РДТТ, эти бустеры наверняка понадобится приспосабливать к выводу капсулы (ограничения по ускорениям, управляемость по как минимум каналу вращения, возможность установки ПН сверху...)

X

Цитироватьбустеры наверняка понадобится приспосабливать к выводу капсулы (ограничения по ускорениям, управляемость по как минимум каналу вращения, возможность установки ПН сверху...)
1. Ограничение по ускорению решаются подбором подходящей МБР и довешивания мешков с песком.
2. Управляемость уже решена на МБРах с рождения.
3. Для установки ПН надо лишь переходный конус сварить.

hcube

ЦитироватьНа счет посадки на ТРД, мысль интересная. Только как их запускать будете? Там же надо для запуска воздухозаборник направить по потоку. Или сделать его поворотным? Есть над чем подумать...

А что тут думать - запускаем в падении, ориентировавшись по потоку. Потом на уже запущенных ТРД - разворачиваемся дефлекторами. Точнее, плавно разворачиваемся в окологоризонтальный полет, потом гасим скорость 'горкой', и вертикальная посадка.

Дефлекторы выглядят как газовые рули, в потоке от  двигателя, 'делящие' поток от двигателя пополам и отклоняющие в пределе его до 90 градусо вбок.
Звездной России - Быть!